10 главных покорителей Арктики – Огонек № 38 (5147) от 27.09.2010
«Огонек» представляет десятку путешественников, внесших наибольший вклад в исследования Арктики
Материал подготовлен информцентром ИД «Коммерсантъ»
Семен Челюскин (около 1700 — после 1760)
Семен Челюскин — выпускник основанной Петром I Московской школы математических и навигацких наук. В 1721 году начал службу на Балтийском флоте. С 1733-го принимал участие в Великой Северной экспедиции, сделал важные географические описания полуострова Таймыр. В 1741 году начал работу по сухопутному исследованию Таймыра, в ночь с 8 на 9 мая Челюскин достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.
Харитон Лаптев (1700-1763)
Первое арктическое плавание лейтенант Балтийского флота Харитон Лаптев совершил в 1737-1739 годах в качестве командира дубель-шлюпки «Якутск». Его команда прошла морем из Лены в Енисей. В 1739-1742 годах он совершил еще несколько морских и сухопутных экспедиций, итогом которых стало картографирование Таймырского полуострова и описание Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея.
Роберт Пири (1856-1920)
Свое первое арктическое путешествие лейтенант ВМС США Роберт Эдвин Пири совершил в 1886 году, предприняв неудачную попытку пересечь Гренландию на собачьих упряжках. Вскоре Пири удалось найти спонсоров, которые позволили ему более основательно подготовиться, и 6 апреля 1909 года он, как принято считать, стал первым человеком, достигшим Северного полюса. Стоит, правда, отметить, что в экспедиции его сопровождали чернокожий помощник Мэтью Хэнсон и группа эскимосов.
Фритьоф Нансен (1861-1930)
Страсть к исследованию Арктики норвежец Фритьоф Нансен приобрел в 20-летнем возрасте после плавания по Северному Ледовитому океану на судне тюленепромышленной компании «Викинг». В 1888 году он первым пересек Гренландию с востока на запад, пройдя около 660 км и став героем Норвегии. В 1892-1896 годах на судне «Фрам» исследовал Северный Ледовитый океан в районе Новой Земли. В 1906-м Нансен занялся общественной деятельностью и политикой. В 1922 году его удостоили Нобелевской премии мира.
Руаль Амундсен (1872-1928)
Руаль Амундсен
В 1903-1906 годах сын норвежских судостроителей Руаль Амундсен впервые прошел на небольшом промысловом судне «Йоа» северо-западным проходом от Гренландии к Аляске. Всю оставшуюся жизнь он посвятил исследованию Арктики и Антарктики, став первым, кто побывал на обоих полюсах Земли. Амундсен погиб в 1928 году при попытке разыскать экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия». Его гидросамолет «Латам» разбился в Баренцевом море.
Александр Колчак (1874-1920)
Александр Колчак, один из самых известных деятелей Белого движения, прославился и как исследователь Арктики. В 1900-1902 годах на шхуне «Заря» он участвовал в экспедиции к Новосибирским островам, его именем был назван один из этих островов и мыс в Карском море. В 1906 году Колчак опубликовал ряд специальных работ, в частности книгу «Лед Карского и Сибирского морей». Также участвовал в подготовке гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.
Ян Нагурский (1888-1976)
В 1914 году морское министерство России начало работы по поиску пропавших арктических экспедиций Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова. Было предложено вести разведку с воздуха. В августе-сентябре выходец из семьи польского мельника, поручик Ян Нагурский на французском биплане Farman MF-11 впервые в мире совершил пять полярных полетов в районе Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Следов экспедиций ему обнаружить не удалось, зато он смог поправить карты местности.
Отто Шмидт (1891-1956)
Отто Шмидт — один из самых известных советских исследователей Арктики. В 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа. В 1932 году экспедиция на ледоколе «Сибиряков» под руководством Шмидта впервые сумела за один навигационный период перейти из Архангельска в Тихий океан. В 1933-1934 годах он руководил плаванием на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути. В 1937 году Шмидт организовал создание первой дрейфующей станции «Северный полюс».
Иван Папанин (1894-1986)
Иван Папанин
Фото: РГАКФД/Росинформ
Иван Папанин — дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук. В 1932-1933 годах был начальником полярной станции на Земле Франца-Иосифа, в 1934-1935 годах — на мысе Челюскина. В 1937-1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». С 1939 по 1948 год был начальником Главсевморпути. Научную работу вел до 1972 года. Именем Папанина названы мыс на Таймыре, остров на Азовском море, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.
Артур Чилингаров (род. 1939)
В 2007 году во время «высокоширотной арктической глубоководной экспедиции» под руководством Артура Чилингарова в точке Северного полюса на дне моря с помощью глубоководных аппаратов «Мир» был установлен металлический флаг России. Там же была заложена капсула с посланием потомкам и флагом партии «Единая Россия». В мире этот символический жест расценили как возврат в борьбе за богатства Арктики к временам колониализма, а в Москве за него Чилингарову вручили Звезду Героя России.
В следующем номере: 10 громких покупок футбольных клубов иностранцами
Русские покорители Арктики
Семён Челюскин (около 1707 — 1764)
Семён Челюскин — выпускник основанной Петром I Московской школы математических и навигацких наук. В 1721 году начал службу на Балтийском флоте. С 1733-го принимал участие в Великой Северной экспедиции, сделал важные географические описания полуострова Таймыр. В 1741 году начал работу по сухопутному исследованию Таймыра, в ночь с 8 на 9 мая Челюскин достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.
Харитон Лаптев (1700–1763)
Первое арктическое плавание лейтенант Балтийского флота Харитон Лаптев совершил в 1737–1739 годах в качестве командира дубель-шлюпки «Якутск».
Его команда прошла морем из Лены в Енисей. В 1739–1742 годах он совершил ещё несколько морских и сухопутных экспедиций, итогом которых стало картографирование Таймырского полуострова и описание Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея.
Слева — И. Рубан «Семён Челюскин», справа — Александр Колчак
Александр Колчак (1874–1920)
Александр Колчак, один из самых известных деятелей Белого движения, прославился и как исследователь Арктики. В 1900–1902 годах на шхуне «Заря» он участвовал в экспедиции к Новосибирским островам, его именем был назван один из этих островов и мыс в Карском море. В 1906 году Колчак опубликовал ряд специальных работ, в частности книгу «Лёд Карского и Сибирского морей». Также участвовал в подготовке гидрографической экспедиции по Северному Ледовитому океану.
Отто Шмидт (1891–1956)
Отто Шмидт — один из самых известных советских исследователей Арктики.
Слева — Отто Шмидт, справа — Сергей Обручев
Сергей Обручев (1891–1965)
Выдающийся геолог и путешественник, член-корреспондент АН СССР, сын автора известных романов «Земля Санникова» и «Плутония». В 1926 году им был открыт полюс холода Северного полушария — Оймякон. Экспедиция Обручева и Салищева 1932 года вошла в историю освоения Севера и полярной авиации: впервые в СССР был использован метод воздушной визуально-маршрутной съёмки для исследования обширной территории.
Иван Папанин (1894–1986)
Иван Папанин — дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук. В 1932–1933 годах был начальником полярной станции на Земле Франца-Иосифа, в 1934–1935 годах — на мысе Челюскина. В 1937–1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». С 1939 по 1948 год был начальником Главсевморпути. Научную работу вёл до 1972 года. Именем Папанина названы мыс на Таймыре, остров на Азовском море, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.
Слева — Иван Папанин, справа — Артур Чилингаров
Артур Чилингаров (род. 1939)
Герой Советского Союза и Российской Федерации. Занесён в Книгу рекордов Гиннеса как первый человек, в течение полугода побывавший на Северном и Южном полюсах. В 2007 году во время высокоширотной арктической глубоководной экспедиции под руководством Артура Чилингарова в точке Северного полюса на дне моря с помощью глубоководных аппаратов «Мир» был установлен металлический флаг России. Там же была заложена капсула с посланием потомкам и флагом партии «Единая Россия».
По материалам diletant.media, kommersant.ru
Фото: wikipedia, ras.ru
Главное фото: Карта Таймыра, созданная Харитоном Лаптевым по результатам своей экспедиции
Арктика русские покорители Арктики
Покорение Северного полюса | Экспедиции
Роберт Эдвин Пири
Найди меня в книгах
Пять флагов на шесте
Знаете ли вы, что… ?
- …Северный полюс не на твердой земле?
- …Экспедиция Пири доказала, что люди могут преодолеть 1500 километров по дрейфующим льдам северного полярного океана, чтобы добраться до точки северного полушария, наиболее удаленной от экватора?
- … спор о том, кто достиг Северного полюса, разгорелся позже, когда доктор Фредерик Альберт Кук заявил, что он достиг Северного полюса годом ранее? Королевское географическое общество в Копенгагене наконец признало, что Пири был первым.
- . .. на последний этап пути Пири взял с собой негра и эскимоса отчасти потому, что хотел быть единственным белым человеком, достигшим полюса?
- … полуостров в северной части Гренландии называется Землей Пири, а проход в северной части Канадской Арктики называется проливом Пири?
- … Эскимосы называют точку северной оси Земли Тиби Шу, что означает «Большой гвоздь»?
- … Инженер-строитель Роберт Эдвин Пири родился 6 мая года , 1856 в Крессоне, Пенсильвания, и умер 20 февраля -го , 1920 в Вашингтоне, похоронен на Арлингтонском кладбище?
Капитан Бартлетт и его группа.
Дневник
- Экспедиция стартовала 8 июля года года 1908 года.
- В состав американской экспедиции вошли 7 исследователей, 19 проводников-эскимосов, 28 упряжных и 140 собак.
- Капитаном парохода Рузвельт , доставившего экспедицию на мыс Шеридан, был капитан Р. А. Бартлетт.
- Группу, совершившую последний этап пути к полюсу (224 километра), составляли Пири, негр-помощник Мэтью Александр Хенсон (1866–1966), сопровождавший Пири во всех его путешествиях с 1887 года, и четыре эскимоса: Оокеа, Эгинхва, Сиглу. и Ута.
- Они достигли Северного полюса 6 апреля -го года 1909 года ближе к вечеру.
- Пири было тогда 54 года.
Резюме
Пароход Рузвельт с экспедиционным отрядом Пири отплыл из Нью-Йорка 8 июля -го -го года 1908 года с целью достижения Северного полюса. После остановки в канадском порту Сидней, Новая Шотландия, Roosevelt прибыл в Этах, Гренландия, 8 августа -го года и продолжил свой путь к мысу Шеридан на острове Элсмир, где провел зиму. С базового пункта на мысе Колумбия (северный берег острова Элсмир) экспедиция выступила в феврале 1909 г. Передовые группы выступили во главе с капитаном Р. А. Бартлеттом; и 22 февраля nd Пири последовал за ним в сопровождении двух эскимосов. В состав полярной команды в то время входило 7 исследователей и 19 проводников-эскимосов на 28 упряжках, запряженных 140 собаками. В конце марта начали возвращаться группы поддержки во главе с Россом Г. Марвином (погибшим на обратном пути 10 апреля
Запуск производства часов «Антарктида» и «Северный полюс»
20.01.2023
ЧАСЫ ДЛЯ ПОКОРИТЕЛЕЙ ПОЛЮСА
В 1955 году в СССР был утвержден проект комплексной антарктической экспедиции, и очень скоро, 5 января 1956 г. на побережье ледяного континента высадились первые советские полярники; и уже 13 февраля заработала станция Мирный. К началу 1957 года туда прибыла вторая экспедиция, и в последующие годы продолжались активные исследования Антарктиды и число станций множилось.
Условия жизни и работы полярников вблизи Южного полюса были далеки от нормальных. По словам тех, кто принимал участие в экспедициях, время там ощущалось совсем по-другому — оно как будто «летело». Распорядок дня также отличался: необычно продолжительные периоды сна сменялись столь же длительными периодами бодрствования. Порой люди буквально «теряли» дни и путались в датах. В довершение ко всему наступила полярная ночь, из-за которой трудно было различать время суток.
В таких условиях полярникам было важно иметь надежные часы, которые помогали бы не терять связь с реальностью.
Подарок покорителям Антарктиды
Советская часовая промышленность быстро отреагировала на просьбу: в 1956 году Первый Московский часовой завод (1-й МЧЗ), который к тому времени уже выпускал «штурманские» часы для авиаторов, запустил производство специальной продукции для участников экспедиций на Землю. столбы. У часов была особенность — необычный 24-часовой циферблат с часовой стрелкой, совершавшей полный оборот в течение дня, что имело большое значение для полярников.
Часы с 24-часовым циферблатом и раньше производились за пределами Советского Союза, но некоторые специалисты считают, что именно в Советском Союзе их впервые поставили на конвейер.
Но, по правде говоря, Московский завод уже очень давно не выпускает этих часов: одни говорят, что они производились всего 1 или 2 года; но в знаменитом часовом каталоге 1960 года модели все же были представлены, причем в 5 вариантах. Давайте посмотрим, чем они отличались.
Торговой маркой часов «Антарктида» стало изображение корабля на фоне берега над названием марки на циферблате; и эта модель выпускалась в трех вариантах:
— Светло-серебристый циферблат с черными метками, минутной шкалой на 60 делений с метками разной формы, часовой и минутной стрелками с вороненым контуром и красной секундной стрелкой.
— С черным никелированным циферблатом с белыми индексами, минутной шкалой с 60 делениями на золотом безеле и позолоченными стрелками, а также ромбовидными минутной и часовой стрелками.
— Аналогичен второй версии, но без золотого безеля, с никелированными часовой и минутной стрелками и светлыми секундами.
Судя по коллекционным предметам, были и модели с некоторыми отличиями в другие годы, иначе сохранившиеся часы могли быть собраны из разных частей:
На циферблате часов «Северный полюс» тоже был изображен корабль, но под северным сиянием, и выпускались они в двух вариантах:
— С серебристым циферблатом с черными индексами, частично оцифрованной минутной шкалой, синими контурными часовой и минутной стрелками и красной секундной стрелкой.
— С черным никелированным циферблатом и белыми индексами, частично оцифрованной минутной шкалой, позолоченными стрелками.
Вот один из сохранившихся образцов первого типа:
Все версии часов «Антарктида» и «Северный полюс» имели некоторые общие черты:
— пылевлагозащищенный корпус часов диаметром 33 мм, задняя крышка из нержавеющей стали, крепящаяся кольцом с резьбой;
— светящиеся метки, а также часовая и минутная стрелки предназначены для удобства использования в темноте;
— четные часы на циферблате отмечены цифрами, нечетные — круглыми индексами.
Часы были оснащены механизмом ЧН-47М. Он имел 17 рубиновых камней, стальной анкерный спуск и тормоз для координации движения секундной стрелки с минутной и часовой стрелками. Установлено устройство оси баланса. Запас хода часов составлял не менее 34 часов после полного завода пружины, а среднесуточный ход составлял +/- 45 секунд.
Другие часы Первого Московского часового завода для полярников
Чуть позже, в начале 1960-х годов, Первый Московский часовой завод освоил выпуск часов с еще одной важной функцией — полной антимагнитной защитой. Не помешала эта функция и в обычных домашних условиях, когда механические часы могли потерять точность, например, пролежав какое-то время рядом с телевизором. И это имело большое значение при работе в районах Земли с самыми сильными магнитными полями.
И часы были названы соответственно — «Полюс», или «Полюс».
Антимагнитная защита механизма была обеспечена размещением внутри часов экранов — с лицевой стороны под циферблатом и с тыльной стороны под крышкой — для ослабления воздействия магнитных волн. Это усложняло внутреннее устройство.
Эти часы были оснащены классическим механизмом 2409 (с противоударным устройством и стреловидной секундной стрелкой), новая версия после модификации получила номер 2410, что указывало на антимагнитные свойства.
Еще одним направлением деятельности мастеров фабрики стало изготовление наградных и юбилейных моделей, посвященных различным знаменательным событиям, связанным с покорением Арктики и Антарктиды, либо врученных в качестве сувениров ветеранам полярных экспедиций. Их «внутренности», как правило, не имели конструктивных особенностей — использовались доверенные механизмы 2409 и 2209, но их уникальность достигалась выпуском ограниченной серии.
Вот несколько интересных примеров:
— Часы «Северный полюс» также имели 24-часовой циферблат. Возможно, эти часы были посвящены советской научной дрейфующей ледовой станции «Северный полюс-15», функционировавшей в 1966–1968 годах.
— Декоративные часы «Антарктида» изготовлены на базе знаменитой модели «Вымпел», приуроченной к юбилеям освоения холодного континента. На циферблатах таких моделей была изображена Антарктида, а красными точками отмечены запущенные советские станции.
Но первые экземпляры 1956-1957 годов с 24-часовым циферблатом до сих пор занимают особое место в современных коллекциях советских часов, и за ними охотятся любители советских традиций со всего мира. Однако до нашего времени дошло очень мало подлинных предметов в рабочем состоянии и без последствий подделки.
Однако есть и другой способ прикоснуться к истории освоения полюсов Земли и одновременно стать обладателем функциональных и надежных российских часов, оснащенных качественным механизмом…
Часы «Арктика» в 21
ст векСегодня коллекция часов «Арктика» выпускается под российской часовой маркой «Штурманские». Он включает в себя Часы «Арктика Наследие 24 часа», достойный наследник «Антарктиды» и «Северного Полюса», полностью оправдывающие свое название.
Вот как они выглядят:
Нетрудно увидеть в этой модели характерные черты «предшественников»:
— 24-часовой циферблат;
— фирменный дизайн четных цифр, обозначающих часы;
— дизайн разметки;
— частично оцифрованная минутная шкала;
— узнаваемый силуэт и стиль стрелки;
— люминесцентное покрытие стрелок и индексов.
Есть также некоторые отличия в дизайне, возникшие в результате современной интерпретации исторической модели. Кроме того, часы доступны в более широкой цветовой гамме и с разными ремешками, чтобы владелец мог выбрать решение по своему вкусу.
На задней обложке изображена живописная карта Арктики:
Новые часы «Арктика» крупнее советской модели; они водонепроницаемы (до 3 АТМ) и имеют диаметр 42 мм. Корпус часов изготовлен из нержавеющей стали, а циферблат защищен акриловым стеклом.
Но принципиальное отличие кроется внутри часов. В них также используется ценимый специалистами советский механизм, только разработан он не Первым Московским часовым заводом, а Восток-Чистопольским часовым заводом. Это Восток 2431, механический калибр с автоматическим подзаводом, работающий на 32 рубиновых камнях и имеющий запас хода 31 час; его среднесуточная скорость составляет от -10 до + 30 секунд. Механизм автоматического завода оснащен предохранителем от перекручивания пружины, а ось баланса снабжена противоударным устройством.
Для тех, кому нравится дизайн модели, но не совсем устраивает 24-часовой циферблат, в коллекции представлена альтернатива — Часы «Арктика Наследие», похожие внешне, но имеющие более привычную 12-часовую шкалу с дополнительными отметками дневного времени и окошком для отображения текущей даты:
Стрелки этих часов приводятся в движение Востоком 2416, одним из самых популярных советских механизмов с автоподзаводом и противоударным устройством. В остальном его ТТХ близки к уже описанному калибру 2431.
Наконец, есть еще одно любопытное модель – «Арктика День-Ночь» – в этой коллекции. Это пример многофункциональности: часы имеют две часовые шкалы — 24-часовую и минутную, а также окошко для отображения текущей даты.
Несмотря на обилие информации, циферблат часов выглядит просто и стильно благодаря уже знакомым ретро-чертам и карте Северного полюса в центре:
Часы изготовлены из тех же материалов, что и часы «Наследие», и имеют аналогичный размер 42 мм.