Перинатальная психология: Зачем психологу знать перинатальную психологию

Зачем психологу знать перинатальную психологию

Рассказывает преподаватель Среды обучения Анастасия Белан — клинический психолог, практик с десятилетним опытом, руководитель центра психологической помощи в Челябинске.

«Человек не может становиться человеком в тот или иной момент своего развития; он является человеком с самого начала оплодотворения, единственным и неповторимым в каждый момент своего существования».

— Э. Блехшмидт

Рождение человека не начинается с родов. Отсчет идет гораздо раньше, с зачатия. До конца первого года жизни закладывается до 80% психофизиологических особенностей, которые будут влиять на человека всю жизнь. Многие запросы клиентов корнями уходят в перинатальные процессы, поэтому перинатальную психологию можно считать фундаментом развития личности.

Интересный момент для психотерапевтов и психологов заключается в том, что большинство значимой информации о себе мы не помним. Со скольких лет вы можете вспомнить себя, свое детство? Чаще всего с 3−5. Кто-то помнит и с года, хотя такое встречается редко, а кто-то не может мысленно вернуться даже к подростковому периоду — скорее всего, у такого человека в детстве и отрочестве были тяжелые психические травмы.

С точки зрения нейропсихологии такое позднее «вспоминание» неудивительно. Кора головного мозга, обеспечивающая вербально-логические структуры, начинает активно развиваться ближе к школе, а заканчивает к 21 году. Когда психолог работает с более ранним — детским или перинатальным — опытом, ему приходится иметь дело с явлениями, о которых клиент чаще всего не может даже сказать. Этот опыт получил название несимволизированного: он отыгрывается в поведении и в теле, но абсолютно не осознается. Поэтому терапевт должен разбираться в перинатальной психологии и уметь обращаться к раннему опыту иначе, чем просто через слова.

С самого начала психическое и физическое развитие неотделимо друг от друга и влияет на человека в целом. Вот какие периоды включает перинатальная психология:

Пренатальное развитие — от зачатия до родов

В это время могут формироваться:

нарушения базового здоровья, причем не только обусловленные генетически или биологически, но и вызванные эмоциональными реакциями беременной женщины или ее отношениями с отцом ребенка;

тяжелые психосоматозы — аутоиммунные заболевания, онкология, мозговые нарушения и т. д.;

бессознательные стратегии убегания (защиты) или контакта, базовое доверие / недоверие миру, отношения с жизнью и смертью;

психотические нарушения;

нарушения идентичности — со своим телом, полом, самоощущением;

стрессоустойчивость и неврологическое здоровье.

В это время происходит:

формирование характера;

выбор стратегии прохождения кризисов, поскольку роды — первый мощный кризис перехода, и в дальнейшем мы повторяем свое поведение в других кризисных ситуациях, особенно в подростковом возрасте;

формирование психотических нарушений;

формирование психосоматических заболеваний — не связанные с биологией проблемы щитовидной железы, бесплодия и т. п., с которыми приходят уже взрослые клиенты, берут начало как раз из этого периода.

Постнатальное развитие — от рождения до года (особенно первые 8 месяцев после родов)

Этот период также относят к перинатальной психологии, потому что в первый год жизни ребенок «дозревает». Природе пришлось пожертвовать степенью развития ребенка, чтобы женщина физически могла его родить. У ребенка в первый год жизни формируются те особенности, которые не успели развиться внутриутробно: от затвердевания костей черепа до умения ходить на двух ногах.

В этот период происходит:

продолжение формирования характера — уже непосредственно при взаимодействии с близким взрослым;

формирование типа привязанности;

формирование самооценки, отношения со своим телом и своей сексуальностью;

формирование ощущения безопасности: если здесь возникают нарушения, то в будущем мы получим тревожные, депрессивные или шизоаффективные расстройства.

Исследования перинатального периода

Перинатальная психология — очень молодое направление исследований, которое стремительно развивается. Ее основоположник, венский врач Густав Ханс Грабер, начал интересоваться перинатальной психологией в 1971 году.

Однако в народном сознании эти вопросы существовали гораздо раньше. В языческой традиции ребенка наделяли определенной миссией, с которой он пришел в этот мир. В древней славянской культуре беременная женщина считалась проводником между миром людей и миром душ. В Древней Греции с женщины, родившей двух и более детей, лепили статуи. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы разрабатывали целый свод законов и ритуалов, оберегавших беременную женщину. Все это обеспечивало особенно внимательное отношение к событиям во время беременности, в том числе эмоциям матери. Многочисленные обряды «вели» женщину от зачатия к родам, она никогда не оставалась одна и, как следствие, гораздо меньше страдала тревожными расстройствами.

Затем вопросы перинатального развития на долгое время были забыты и вновь вернулись только в поздних работах Зигмунда Фрейда. Несмотря на то что он в своей теории гораздо больше говорил об отношениях ребенка с отцом, чем с матерью, перинатальный период оказался в фокусе внимания в поздних его работах — в связи с исследованием гомосексуальности *.

* После Второй мировой войны изучение этого вопроса продолжилось. Ученые пришли к выводу, что гомосексуальная ориентация возникает вследствие базовой программы развития ребенка: у мальчика, формирующегося внутри женского организма, активируется психофизиологическая установка «делай наоборот». У матери много эстрогена и мало тестостерона — мальчику нужно обратное. Мать выполняет мужские роли — значит, мальчик будет делать наоборот. Мать зачала ребенка вследствие насилия (такого после войны было очень много) и/или ненавидит мужчин — у мальчика бессознательно формируется обратная установка. После этих исследований в Европе стали давать добро на смену пола: не всегда травмы такого раннего генеза можно исправить с помощью психотерапии. Сейчас не только психологи, но и медики связывают рост гомосексуальности с ростом маскулинности женщин.

Последователи Фрейда, практиковавшие психоанализ, стали замечать у своих клиентов многочисленные образы — отсылки к перинатальному периоду: сны о пещерах, подземельях и закрытых пространствах, образы выталкивания и прохождения по тоннелям. О. Ранк, Н. Фодор, Ф. Мотт, С. Гроф, А. Расковски стали исследовать психическую жизнь до рождения и пришли к выводу, что она существует.

Нандор Фодор первым заговорил о том, что рождение травмирует, и воспоминания об этом всплывают в снах и фантазиях. Именно рождение, считал он, является источником страха смерти, а также клаустрофобии и удушья.

Отто Ранк в книге «Травма рождения и ее значение для психоанализа» высказался еще более жестко: «Все, что происходит с человеком в жизни, связано с тем, как он родился». Он говорил, что матка — это первичный рай, в который мы все хотим вернуться, а роды — разрушение рая, первый и самый тяжелый кризис, последствия которого человек стремится преодолеть всю свою жизнь. Современные исследования подтверждают не все тезисы этой книги, но для своего времени Ранк совершил прорыв — обратил внимание на роды и природовые травмы с точки зрения психологии.

Ранк писал, что психика формируется до 12 лет, а затем человек только повторяет циклы. Поэтому подросток, перед тем как выйти во взрослую жизнь, заново проживает перинатальный опыт. Отсюда возникают анорексии и булимии, шизоидные уходы в себя, игромания, зависимости (особенно наркотическая, приближающая состояние «первичного рая») и панические атаки, связанные с выходом из дома, — повтор травмы сепарации.

Отто Ранк утверждал, что в детстве все мы неосознанно играем в мощную терапевтическую игру, которая помогает прожить травму родов. Эта игра — прятки. С ощущением «вот меня нет, а вот я есть» ребенок проживает тревогу сепарации и нахождения мамы вновь и вновь. В терапии с ребенком эту игру можно сделать более осознанной.


В дальнейшем исследования перинатального периода продолжились. Франсуаза Дольто из французской школы психоанализа обозначила важность психоаналитической работы с маленькими детьми после травмы рождения. Сильвио Фанти из итальянской школы разработал практический подход под названием «Микропсихоанализ», который обращает нас к опыту внутриутробной жизни (не такой простой и идеальной, как казалось) и выделяет имплантацию (прикрепление к матке) как первый кризис. Фрэнсис Мотт и Дэвид Боаделла создали такое направление телесно-ориентированной терапии, как биосинтез. Он фокусируется на трех зародышевых лепестках, влияющих на формирование не только органов, но и эмоциональных проявлений.

Все эти теории находят отражение в практической психологии, поэтому психотерапевт — неважно, детский или взрослый — должен быть как минимум с ними знаком.

Зачем психологу, не работающему с беременными, нужна перинатальная психология?

Чтобы видеть проблему клиента системно и глубоко. Без понимания раннего развития большое количество проблем остаются не просто непроработанными, но и вовсе незамеченными. Если удается справиться с одним симптомом, клиент возвращается в терапию уже с другим запросом — его симптом мигрировал, а проблема никуда не делась. Особенно явно это видно в детской психотерапии. Если ребенок стал лучше вести себя в школе, но у него начался гастрит, или пропал тик, но он начал грызть ногти, — проблема не решена.

Чтобы работать с тяжелыми нарушениями и не выгорать. Получится брать в терапию тяжелых детей и подростков и знать, что делать с ранними детскими травмами.

Чтобы успешно сотрудничать с психиатрами, понимать генез нарушений.

Чтобы консультировать родителей и давать им эффективные рекомендации. Если дети уже есть или только планируются, если женщина хочет, но не может родить, и т. д. — перинатальный психолог может дать конкретные рекомендации, как не допустить или преодолеть пренатальную или природовую травму и помочь ребенку полностью скомпенсироваться до 12 лет.

Чтобы понимать подростка и его психодинамические конфликты.

Чтобы лечить психосоматику.

Чтобы видеть свои слепые зоны в психологической практике и работать более эффективно.

Как диагностировать перинатальный опыт

Мы уже писали выше: речь не может быть инструментом для исследования перинатального опыта, поскольку она формируется позже. Поэтому остается два других средства: тело и метафора. Предложите ребенку или взрослому представить, нарисовать и почувствовать образ рождения, мамы или абстрактного места — дома, пещеры. То, как человек его видит и ощущает, скажет о перинатальном опыте гораздо больше, чем можно было бы вспомнить. Например, если беременность проходила нормально, пещера покажется уютной, а вот страшное, давящее, холодное пространство, как правило, говорит о том, что были проблемы: гипотонус матки, нехватка кислорода и т. д.

Проверить гипотезу о перинатальной травме можно и проще — поговорить с родителями. Правда, это удастся только в детской терапии: для взрослых практически невозможно осознанно вспомнить опыт внутриутробного развития и рождения.

Если вы обнаружили у себя или у клиента боязнь закрытых пространств или какие-либо психосоматические проявления, имейте в виду: это бессознательные реакции, отсылающие тело к перинатальному периоду. Поэтому диагностика перинатального опыта так необходима практическому психологу.

Материал подготовлен на основе лекции перинатального и клинического психолога Анастасии Белан специально для Среды обучения.

Что почитать по теме

  • Травма рождения и ее значение для психоанализа

    Одна из первых книг по перинатальной психологии, обращающая внимание на значимость перинатального периода и особенно родов в жизни человека.

    Интересно

  • На стороне ребенка

    Автор — женщина, легализовавшая метод психоаналитического лечения младенца. Эта книга — настольная для детских психологов и тех, кто хочет проработать ранние травмы.

    Интересно

  • Затаенная боль. Дневник психоаналитика

    Книга о том, как психотерапевт понимает символику симптомов ребенка и работает с ним. Подходит не только специалистам, но и родителям.

    Интересно

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

что это такое и как мама влияет на ребенка

Сегодня кабинеты перинатальной психологии открыты во всех женских консультациях и родильных домах. Но большинство людей не догадываются – кто такие перинатальные психологи? Как перинатальная психология помогает на этапе планирования беременности? С какого периода начинаются консультации? Насколько тесно взаимосвязано спокойствие будущей мамы и благополучие ребенка?

В статье – ответы на вопросы и несколько советов для тех, кто хочет уменьшить стресс без таблеток.

Что такое перинатальная психология?

Перинатальная психология — отрасль психологии, где изучаются закономерности взаимодействия матери и ребенка, обстоятельства развития еще нерожденного и новорожденного ребенка, а также влияние перинатального опыта на последующую жизнь. Часть психологов уверены: в перинатальный период формируется будущая личность, поэтому комплексно следят за психическим состоянием беременной женщины и процессами, которые происходят в семьях, ожидающих малыша.

Перинатальная психология охватывает 4 жизненных этапа: с 12 недели жизни плода до первых схваток, процесс родов, результат родов, первый месяц жизни. Но работа перинатального психолога начинается намного раньше момента зачатия, ведь большинство бесплодных пар не имеют детей именно из-за психологических проблем. На сеансах психотерапии с клиентом прорабатываются все вопросы «около родов»:

  • Планирование беременности: психологическая готовность; отношение к вопросу материнства/отцовства.
  • Психология зачатия: возможные проблемы; благоприятные периоды; мотивы, условия и момент зачатия.
  • Психология беременности: сопровождение психотерапевта; проработка страхов; предродовая подготовка; отношения будущих родителей; сомнения будущей мамы.
  • Поддержка на этапе родов.
  • Психология послеродового периода: консультации, предупреждение депрессии; проработка «новых» отношений с мужем, старшим сыном, дочкой.
  • Психологическая помощь после утраты, связанная с абортом, выкидышем.

Пройти тест на тип личности

Откуда взялась перинатальная психология?

Этимология слова идет из его содержания: «перинатальный» – термин, сложенный из двух слов: «Peri»-«около» и «Natalis»-«рождение». Это относительно молодая наука, существующая с 1971 года. Основателем научного направления был врач-психоаналитик Густав Х. Граббер. Он собрал первую группу исследователей, которая за 40 лет переросла во всемирное сообщество, объединившее специалистов из многих стран мира. Позже внутри направления появилась еще одна отрасль – пренатальная психотерапия.

Теоретическую базу разработал американский психотерапевт Станислав Гроф. Его перинатальные матрицы комбинируют переживания плода и новорожденного в четыре этапа, отпечатанных в бессознательном на все годы жизни. Эти матрицы, объясняют единство плода с матерью, формирование жизненного потенциала, возможные отклонения, разочарование младенца в момент появления на свет, сладость материнской любви.

Как эмоции мамы влияют на будущего ребенка?

О том, что физическое, психическое, эмоциональное здоровье ребенка зависит от протекания беременности, знали наши далекие предки. Знали, потому что замечали: малыш родится крепким, если мама будет не только выносливой, но и спокойной, уравновешенной. Так бережным отношением к беременной женщине окружающие облегчали течение беременности и роды.

Знали наши предки и о том, что благополучие ребенка закладывается еще тогда, когда он находится в животе матери. Поэтому первым желанием было беременную «поберечь». Окружающие исполняли все ее прихоти, терпели странности, берегли от испуга. Психологический комфорт создавался не только на уровне семьи, но на уровне всего селения. Правила взаимодействия с беременной женщиной были неписаным законом, но соблюдались неукоснительно.

В XXI веке стресс от гормональной перестройки организма усиливается рабочими конфликтами, информационным перегрузом, неудовольствием своей внешностью. Плацента не защищает ребенка от материнских гормонов стресса. Поэтому весь испытанный мамой негатив передается малышу. Но если состояние мамы приходит в норму, как только она перестает нервничать, малыш испытывает действие гормонов намного дольше.

Антистрессовые препараты беременным и кормящим женщинам запрещены. Поэтому справляться с неприятными ситуациями придется другими методами.

  • Корректировать распорядок дня. Ложиться, просыпаться в одно и то же время, ходить пешком, вовремя есть, заниматься специальной физкультурой, проводить время на свежем воздухе.
  • Отслеживать свои переживания. Мысли об аборте, нежелательная беременность, конфликты с мужем, обида на родителей – все это передается малышу, запускает проблемы с иммунитетом.  Ребенок может заболеть еще в роддоме, причем не по вине врачей.
  • Тщательно выбирать круг общения. Узнав о беременности женщины, окружающие спешат поделиться советами и собственным опытом. Причем не всегда радостным. Чтобы не получить негативный заряд, такое общение лучше ограничить.
  • Фильтровать все сообщения, советы. Не стоит просиживать за чтением советов, блогов,  форумов в интернете. Ведь их не всегда пишут практикующие психологи. И помнить, что негативный опыт одного человека не передается остальным.
  • Научиться выражать свои потребности. По мнению психологов на нервно-психическое и физическое развитие плода влияют даже незначительные мысли, мимолетные эмоции. Не нужно стесняться окружать себя заботой, позитивным настроением, вниманием окружающих.
  • Не бояться психотерапевтов. Родительские установки, негативный опыт, обиды, нерешенные проблемы могут привести к соматическим заболеваниям. Важно знать, что всегда можно получить поддержку профессионала.

Что нужно знать родителям о новорожденном?

В мозге новорожденного малыша находятся миллионы нейронов – особых клеток, отвечающих за деятельность всего организма. Нейроны образовывают многочисленные связи друг с другом каждую секунду. Но качественные нейронные связи образовываются только при ежедневной стимуляции. Вот почему так важно общение родителей с младенцем.

Как найти правильные слова для разговора с младенцем:

  • Вести диалог обо всем на свете. Младенец все понимает без слов, а мягкий нежный голос мамы его успокаивает. Так он осознает, что ему рады, чувствует себя частью мира людей. Поэтому говорить нужно не только о еде или сне, но говорить непринужденно и ни о чем особенном. Конечно, у каждой мамы свой набор слов. Главное, чтобы они выражали теплые чувства.
  • Говорить медленно, плавно. В первый год жизни младенец только учится общаться, поэтому длинные паузы между словами помогают ему выделять отдельные звуки из общего потока слов. Можно издавать шипяще-свистящие звуки – они напоминают материнское дыхание, которое он слышал в утробе. Также помогают детские стихи – задают ритм, успокаивают, убаюкивают.
  • Учитывать эмоциональный контекст. Оказывается, в памяти младенца отпечатываются ассоциации звуковых сочетаний с эмоциональным состоянием мамы. Если она говорит нежным голосом, улыбается, но при этом чем-то встревожена, младенец прочувствует ее состояние. Это нужно помнить родителям, которые обсуждают при младенце волнующие вопросы.

Универсального совета не существует – каждый родитель сам может выбрать способ общения с малышом. Если это приносит счастье, значит, все правильно.

Выводы:

  • Перинатальная психология изучает связь плода и новорожденного ребенка с мамой, влияние эмоционального состояния будущей мамы на формирование личности человека.
  • Нерожденный малыш полностью повторяет материнские эмоции, «читает» мысли, понимает все без слов.
  • Новорожденный малыш одинаково нуждается в материнском молоке и нежности.

Пройти тест на эмпатию

Перинатальная психология – нейроцентр

Клиника нейроцентра

Находится в Барселоне и Жироне

Рейтинг Google

Neuroscenter Clinic

Расположен в Барселоне и Жироне

4.9

4.9/5

Позвоните нам +34 93 328 37 31

Что такое перинатальная психология?

Перинатальная психология — это специальность в рамках клинической психологии, которая фокусируется на периоде, охватываемом от желания забеременеть до первого года жизни ребенка . Сюда входят процессы зачатия, беременности, родов и послеродового периода до первого года воспитания

. Этот вид помощи может быть как для женщин, так и для их партнеров, поскольку психическое здоровье связано со всеми переменными, влияющими на повседневную жизнь. Очень часто говорят о послеродовой депрессии, но есть и другие трудности, которые могут возникнуть еще до беременности. Уровень тревожности – очень важный фактор и более распространенный, чем люди себе представляют, поскольку существует и фактор определенного табу на психическое здоровье в этот период, связанный с состоянием наполненности и благополучия. Всегда существовала определенная стигма в отношении психического здоровья, но совпадение с периодом материнства, который в обществе воспринимается как нечто «чудесное», может иметь влияние, вызывая большую сдержанность и трудности с выражением эмоционального бремени. После наступления беременности сомнения и опасения за свое здоровье, здоровье ребенка и его собственное развитие нормальны, как и страх перед родами.
Необходимо учитывать, что чрезмерный уровень тревожности может порождать последствия не только для самой матери и ее окружения, но и для будущего малыша. Процесс создания человека является очень чувствительным периодом, и хотя влияние некоторых веществ известно, влияние эмоционального заряда на развитие нервной системы становится все более очевидным. В любом случае важно иметь хорошее эмоциональное состояние, чтобы взять на себя ответственность по уходу за полностью зависимым человеком. Подводя итог, мы указываем возможные расстройства или симптомы, которые могут возникнуть в течение этого перинатального периода :

  • Горе плодородия
  • Перинатальная потеря
  • Беспокойство, бессонница, трудности в общении с партнером
  • Социальная изоляция
  • Депрессия
  • Послеродовой психоз
  • Страх перед родами

Как лечить в Нейросцентре?

Мы предлагаем комплексное лечение для решения возможных проблем на этой перинатальной стадии. Опыт наших специалистов вместе с их вмешательством позволяет найти оптимальный баланс для решения подобных ситуаций.

Преимущества лечения нейробиоуправлением и EMDR
  • Улучшение симптомов.
  • Знание о привязанности.
  • Уменьшение возможных проблем в будущем.
  • Увеличена родительская способность.

Ассоциация пренатальной и перинатальной психологии и здоровья

КАК нас приветствуют в этом мире ВАЖНО —


и влияет на нас всю оставшуюся жизнь

Психология родов — это область исследований, которая исследует влияние на всю жизнь нашего самого раннего сознания, зарождающегося в утробе матери.

Наш опыт беременности, рождения и привязанности оказывает постоянное каскадное влияние на формирование нашей взрослой жизни.

Эти основополагающие отношения, в свою очередь, оказывают глубокое влияние на наш мир.

Изображение © Jana Carrey Creativity + Healing 2020 https://jancarey.com

Добро пожаловать! Мы рады, что вам интересно узнать больше об этой растущей области! У нас есть множество бесплатных ресурсов, к которым вы можете получить доступ, чтобы узнать больше о психологии родов и сообществе APPPAH. Мы надеемся, что вы рассмотрите возможность членства в APPPAH, чтобы получить доступ к нашему рецензируемому журналу и еженедельным сериям докладов, а также ряду возможностей для обучения.

APPPAH — это сообщество педагогов, практиков и исследователей. Мы предлагаем сертификационную программу для пренатальных и перинатальных педагогов (Сертификационная программа PPNE), а также образовательные программы, рецензируемый журнал и еженедельные лекции мировых экспертов в области психологии родов.

Мы приглашаем всех практикующих , которые заинтересованы в том, чтобы узнать о влиянии нашего раннего опыта на нашу взрослую жизнь.

Акушерка – акушер-гинеколог – доула – родовспоможение – консультант по грудному вскармливанию – медсестра – педиатр – мануальный терапевт – специалист в области психического здоровья – физиотерапевт – эрготерапевт – социальный работник

Путь рождения становится важной частью нашего жизненного пути. Став взрослыми, мы привносим наше путешествие в опыт рождения и воспитания детей. APPPAH предлагает обучение и поддержку для интеграции нашего опыта родов в любом возрасте, независимо от того, ждем ли мы нового ребенка или воспитываем подростков. Мы исследуем, как события в прошлом наших семей создают модели, влияющие на наше воспитание.

Наше сообщество практикующих специалистов в области психологии рождения разработало уникальные поддерживающие образовательные программы, к которым вы можете получить доступ через Интернет. У нас также есть ресурсы, где вы можете узнать и найти специалистов по психологии родов по всему миру.

 Независимо от того, являетесь ли вы новоиспеченными родителями, практикующими специалистами в области акушерства или психологами родовспоможения, наше сообщество предлагает обучение и ресурсы для поддержки вашего стремления к дородовому и перинатальному благополучию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *