Отношения — Психологос
Отношения — один из уровней влияния или взаимовлияния. Все отношения делятся на «Отношение к…» и «Отношения с…».
Когда люди говорят о своем отношении к чему-то или кому-то, они рассказывают о своей самой общей программе поведения и состоянии готовности к ней.
«Маму я люблю, помидоры мне нравятся, а уроки ненавижу» — это «отношение к…». Смотри Отношение
«Отношения с…» — ответ на вопрос «Кто кому кто?» или «Что чему что?»
С мамой у меня отношения прекрасные, с училкой мы друг друга не понимаем, а с моей девушкой отношения очень разные…
Данная статья — об «Отношениях с», «отношениях между», об Отношениях.
Виды отношений
Отношения бывают природные, социальные и индивидуальные (личностные).
Природные отношения — отношения объектов природы, задаются законами природы. Они включают отношения пространственные (я правее, он левее), физические (я легче, он тяжелее), питательные (трава и травоядные) и другие.
Когда животное поедает траву или другое животное, оно это делает так же природно и естественно, как вы дышите или моргаете. Ничего личного.
Социальные отношения — отношения социальных индивидов, задаются социальными правилами, традициями и установлениями. Это отношения административные (я начальник, он подчиненный), правовые (я кредитор, он должник), национальные и межнациональные, гражданские и армейские.
Социальные отношения создают свои психологические отношения: традиционная психология начальника и подчиненного, кредитора и должника, особенности национальной психологии и межнациональных отношений.
Личностные, индивидуальные отношения, или просто отношения — отношения людей как носителей индивидуального культурного опыта. Такие отношения (свой или чужой, любимый или противный, преследователь и жертва) определяются индивидуальными решениями или эмоциями, сложившимися взглядами, установками и привычками между людьми. Говоря про отношения с кем-то или чем-то, обычно описывают возможности и ограничения, желания и протесты, права и обязанности взаимовлияния.
См.→Формальные отношения — название социальных отношений, в которых люди выключают свое личное и начинают руководствоваться только правилами и условностями. Неформальные отношения — те, где присутствует личный момент. См.→
Отношения между людьми: какие и зачем?
Между людьми всегда возникают какие-то отношения. «У вас есть отношения?» или «Я прекратила отношения с ним!» — это как раз про эти личностные отношения.
Личностные отношения — отношения людей как носителей индивидуального культурного опыта. В жизни это то, что люди называют просто: «отношения».
Такие отношения (свой или чужой, любимый или противный) определяются индивидуальными решениями или эмоциями, сложившимися взглядами, установками и привычками между людьми. Говоря про отношения с кем-то или чем-то, обычно описывают возможности и ограничения, желания и протесты, права и обязанности взаимовлияния. Далее см.→
отношение | это… Что такое отношение?
ТолкованиеПеревод
- Отношение
-
Набор ценностей и убеждений, связанных с определенным предметом. Наши отношения — это выборы, которые мы сделали.
Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
- отношение
(в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. О. может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное О. между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его О. к другим объектам, явлениям, свойствам (например, О. субъекта к политической системе). Термин «О.» использовался как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева (см. отношений личности концепция).
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- отношение
— субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).
Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.
Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.
Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:
1) на уровне социальных общностей — отношения классовые, национальные, групповые, семейные;
2) на уровне занятых некоей деятельностью групп — отношения производственные, учебные, театральные;
3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах — отношения межличностные;
4) отношения внутриличностные — например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.
Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (см. концепция отношений личности).
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Поможем сделать НИР
Синонимы:
благодушие, благорасположение, взаимоотношения, касательство, ксенофобия, масштаб, мироощущение, модальность, негативизм, обращение, оценка, позиция, предикат, признание, прикосновение, прикосновенность, причастность, расположение, самоотношение, связь, соотношение, сопричастие, сопричастность, соучастие, субъективизм, сюзеренитет, участие, чувство, эквивалентность
- отказ вынужденный реальный
- отношение материнское
Полезное
Психология отношения: определение, компоненты, типы, свойства и функции.
Отношения в психологии: определение, компоненты, свойства и функции.
Содержание
- 1 Значение отношения к психологии
- 2 Определение отношения в психологии
- 3 типы установок в психологии
- 3.1 Явные взгляды-
- 3.2 2. Неявное отношение
- 40007 3.2. Отношение в психологии
- 4.1 Эффективный компонент отношения
- 4.2 Компонент поведения поведения
- 4.3 Компонент познания познания
- 5 Образование отношений в психологии
- 5.1. —
- 5.4 Генетические факторы-
- 6 Характеристики или свойства установки в психологии
- 6.1 Сила установки
- 6.2 Доступность к отношению
- 6.3 3. Амбивалентность в области
- 7 Функции установок в психологии
- 7.1 Утилитарная функция (Инструментальная функция)- Отношения
- 7.2 Функция знания
- 7.3 ЭКОГОЗАЦИЯ ФУНКЦИЯ Отношения
- 7. 4 Ценностно-выразительная функция установки
- 7.5 Социальная идентичность Функция установки
- 8 Справочные материалы по установкам в социальной психологии
- Отношение — это оценка конкретного человека, группы, действия или предмета.
- Когда вы используете такие слова, как; нравится, не нравится, люблю, ненавижу, хорошо, плохо, гадость, вы описываете свое отношение
- Что вы думаете об Индии? Ваше отношение к Индии.
- Отношение сосредоточено на конкретной сущности или объекте , а не на всех объектах и ситуациях, с которыми оно связано.
- Отношения — это оценки и реакции на социальный мир.
- Летом- Отношения в основном положительные/отрицательные взгляды на человека (включая самого себя) место, вещь или событие (объект отношения).
- Например,
- Отношение к себе называется самооценкой .
- Негативное отношение к определенным группам называется Предубеждение.
- Отношение к людям называется межличностным влечением .
- Отношение к своей работе называется удовлетворенностью работой.
- Итак, «Как вы относитесь к ящерицам?» Вы только представьте.
Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с практическим тестом MCQ
Определение отношения в психологииОлпорт (1935) определил отношение как «психическое и нервное состояние готовности, организованное посредством опыта или проявления влияние на реакцию индивида на все объекты и ситуации, с которыми он связан»
Фишбейн и Айзен (1975) определяют установку как «выученную предрасположенность последовательно реагировать благоприятным или неблагоприятным образом по отношению к данному объекту».
Hogg & Vaughan (2005) определил отношение как «относительно устойчивую организацию убеждений, чувств и поведенческих тенденций по отношению к социально значимым объектам, группам, событиям или символам». оценивая конкретную сущность с некоторой степенью благосклонности или неблагосклонности» (Eagly & Chaiken, 1993)
Типы установок по психологии- Откровенные отношения —
- Сознательный и отчетный
- управляемый и простой отчет.
- Многие из наших отношений эти типы
- Неконтролируемые и, возможно, неосознанно доступные нам
- Либо не хочет, либо не может сообщить.
- Тест имплицитных ассоциаций (IAT) разработан Greenwald, McGhee, & Schwarz (1998) Метод оценки этих имплицитных установок
Он также называется многомерным или трехкомпонентным взглядом на психологию 9002 902.
Следующие 3 компонента представляют основные строительные блоки отношений .
Азбука отношений:
- Аффект (чувства),
- Поведение (склонность к действию)
- Познание (мысли)
- Аффективный компонент установки
Содержит чувства/эмоции человека по поводу объекта отношения.
Эмоции, такие как страх, юмор и гнев, сочувствие, ненависть, симпатия, неприязнь, удовольствие, ревность, отвращение, негодование и т. д. Чувства могут различаться по интенсивности.
Такие чувства формируются на основе нашего опыта (или опыта наблюдения) и служат руководством для нашего поведения в будущем.
Эмоции связаны с когнитивным процессом.
Эмоциональные призывы обычно встречаются в рекламе, кампаниях по охране здоровья и политических сообщениях.
Может использоваться для убеждения.
Исследование показало, что аффект играет жизненно важную роль в формировании отношения.
Аффект является обычным компонентом изменения отношения, убеждения, социального влияния и даже принятия решений. То, как мы относимся к результату, может преобладать над чисто когнитивными соображениями.
- Поведение компонент отношения
Склонность или предрасположенность действовать определенным образом так, как отношение, которое у нас есть, влияет на то, как мы действуем или ведем себя.
Поведение отличается от поведенческой тенденции. Потому что такая поведенческая тенденция может на самом деле не предсказывать ваше фактическое поведение. Поведение определяется как явные действия человека. Это означает, что ваше намерение вести себя определенным образом может или не может трансформироваться в то, как вы ведете себя на самом деле.
Например, вы можете выработать положительное отношение к продукту, который вы видите по телевизору (реклама на поясе), не развивая никаких убеждений о нем (вам может не хватать знаний о нем и, следовательно, вы не знаете, будет ли он действительно работать) или когда-либо участие в любом покупательском поведении.
Эффект воздействия (Zajonc, 1968) — Тенденция развивать более положительные чувства по отношению к объектам и людям, чем больше мы подвергаемся их воздействию. Он продемонстрировал, что мы можем выработать положительное отношение к продукту, просто постоянно подвергаясь его воздействию.
- Познание компонент установки
Он состоит из наших мыслей, убеждений, мнений и идей об объекте установки
Термин «познание» буквально означает «знать», «осмысливать» или «распознавать». Следовательно, когнитивный компонент отношения — это компонент хранения, в котором мы организуем информацию об объекте отношения.
Когда вы формируете свое мнение на основе имеющейся информации и выбираете положительное или отрицательное мнение по этому поводу.
Когда объектом установки является человек, когнитивный компонент часто является стереотипом, например, «Пенджабцы любят веселье».
Подводя итог, можно сказать, что общая структура отношения состоит из трех компонентов. Большинство установок имеют все три компонента, они могут быть более тесно связаны либо с когнитивным, либо с аффективным компонентом. Также возможно, что все три аспекта не всегда присутствуют в установке. Исследования показывают, что для существования отношения не обязательно наличие всех трех компонентов (Eagly & Chaiken, 1993).
Установки чаще всего приобретаются в результате различного жизненного опыта, под влиянием генетических факторов и т. д.
- Классический кондиционер-
Эксперимент Павлова с собакой. Он обнаружил повторяющиеся сочетания безусловного раздражителя (звонка) с условным раздражителем (собакой), последний приобретает способность вызывать условную реакцию (слюнотечение).
Классическое обусловливание может вызвать положительное/отрицательное отношение к ранее нейтральному объекту.
Артур и Кэролайн Стаатс (1958) систематически изучали классическую обусловленность установок и выяснили, как ассоциация может формировать установку.
- Инструментальное кондиционирование-
Торндайк (1911 г.) и Скиннер (1938 г.). Выяснилось, что поведение, за которым следуют положительные результаты, имеет тенденцию усиливаться, а за отрицательными — подавляться.
3. Обучение через наблюдение-Когда человек усваивает новые формы поведения или мышления, просто наблюдая за другими, это называется наблюдательным обучением.
Например, вы можете культивировать негативное отношение к столовой колледжа, если увидите, как кого-то тошнит после еды в ней.
- Генетические факторы-
Уоллер, Келлер и другие указывают на то, что наши взгляды, по крайней мере, тенденция развивать определенные взгляды на различные темы или вопросы, передаются по наследству.
Например, Arvey et al. (1989) изучили уровень удовлетворенности работой 34 пар однояйцевых близнецов и обнаружили, что примерно 30% удовлетворенности работой можно объяснить генетическими факторами.
Tesser (1993) утверждал, что наследственные переменные могут повлиять на отношение —
Нажмите здесь для практики MCQ Test
Характеристики или Properties 9999 в психологии .0071- Сила отношения
Отношения различаются по силе.
Сильные, центральные установки относятся к важным объектам установок, тесно связанным с собой. Эти установки часто связаны с важными ценностями.
Сила отношения включает в себя несколько измерений –
- Уверенность : Насколько человек знает об объекте отношения.
- Крайность: Крайность относится к степени благоприятности или неблагоприятности по отношению к объекту отношения. Например, Джон избегает прикосновений к собаке.
- Интенсивность – Интенсивность относится к силе чувства, т.е. насколько сильна эмоциональная реакция, вызванная объектом установки. Например, Сэм бледнеет даже при виде собаки.
- Происхождение отношения : Отношения, сформированные на основе непосредственного опыта, обычно сильнее тех, которые сформированы без такого опыта.
- Личная значимость : Степень, в которой индивидуум заботится, т.е. личная значимость, об отношении. Например, если предлагается новый закон, запрещающий употребление алкоголя лицам моложе 25 лет, 22-летний человек может отреагировать сильнее, чем 40-летний, на которого изменение режима употребления алкоголя не повлияло 9.0008
- Отношение Доступность
Доступность отношения относится к тому, насколько легко отношение может быть извлечено из памяти,
, другими словами, насколько доступно отношение к объекту, проблеме или ситуации.
Некоторые установки характеризуются четкими, однозначными и легкодоступными в памяти репликами; но другие связаны со слабыми, неоднозначными и недоступными сигналами.
Исследование выявило отношения с высокой доступностью должны быть более предсказуемы различных видов поведения, таких как голосование и выбор потребительских товаров , чем отношения с низкой доступностью.
Для иллюстрации, предположим, вы видите таракана. У вас может быть очень быстрый ответ «фу». Но если вы ищете тайский ресторан, чтобы поесть, вам нужно подумать.
Факторы, влияющие на доступность отношения:
- Важность отношения — Важность может привести к более активному поиску информации, относящейся к отношению, и той информации, которая может привести к большей доступности.
- Аффект против когнитивной оценки – Аффективные оценки обычно даются быстрее, чем ответы на когнитивные оценки, это означает, что оценки, основанные на аффектах, более доступны
- Повторное выражение отношения — Повторное выражение отношения делает его более доступным в будущем (Powell & Fazio, 1984). Кроме того, если объект отношения был первоначально оценен положительно , повторное выражение отношения приведет к положительным характеристикам объекта
Прошлые исследования показали, что доступные взгляды более устойчивы к изменениям. Доступная установка с большей вероятностью приведет к последовательному поведению, чем менее доступная установка той же валентности.
3. Амбивалентное отношениеЛюди также могут быть конфликтными или амбивалентными (неуверенными) по отношению к объекту, что означает, что они одновременно имеют как положительное, так и отрицательное отношение к рассматриваемому объекту.
Амбивалентность отношения относится к тому факту, что наши оценки объектов, вопросов, событий или людей не всегда одинаково положительные или отрицательные ; наши оценки часто смешанные , состоящие как из положительных, так и из отрицательных реакций.
Например, объектом амбивалентности является еда! Хронически сидящие на диете сталкиваются с конфликтом между двумя несовместимыми целями: во-первых, они получают удовольствие от еды и еще , будь стройным.
Амбивалентность отношения также может быть результатом конфликта ценностей. Например, отношение к бракам по расчету , один – вы цените послушание и привязанность к родителям; другой, вы цените свободу и личный выбор.
Имеются некоторые свидетельства того, что по мере увеличения амбивалентности отношения снижается согласованность отношения и поведения (например, Conner et al., 2003). Кроме того, амбивалентные установки менее доступны, чем неамбивалентные. Люди могут распознавать лежащий в основе конфликт, связанный с их установками, и, таким образом, быть менее уверенными в их достоверности. Это может привести людей к выводу, что они должны стараться избегать использования отношения. Более высокая амбивалентность также связана с менее экстремальными установками. На самом деле исследования амбивалентности установок изначально возникали из-за интереса к людям, которые занимали нейтральную позицию по некоторым установкам.
Исследования также показывают, что существуют индивидуальные различия с тенденцией к амбивалентности.
Люди с высокой потребностью в познании (те, кто любит когнитивные процессы, требующие усилий, и те, кто не любит двусмысленности), как правило, имеют более низкий уровень амбивалентности, чем люди с более низкой потребностью в познании.
Даниэль Кац (1960) выделяет четыре типа психологических функций, которым соответствуют установки
- Утилитарная функция (инструментальная функция) — отношения
У нас вырабатывается определенное отношение к объектам, которые помогают/вознаграждают нас. Мы хотим увеличить награды и уменьшить штрафы. Кац говорит, что мы развиваем положительное отношение к тем объектам, которые связаны с вознаграждением, и отрицательное отношение к тем, которые связаны с наказанием.
Например, если вы относитесь к резервной категории, вы будете поддерживать политическую партию, которая ввела такие оговорки. Если вы не из резервной категории , у вас может развиться негативное отношение к той же партии.
Мы с большей вероятностью изменим свое отношение, если это позволит нам достичь наших целей или избежать нежелательных последствий
- Знание Функция отношения
У всех нас есть потребность достичь определенной степени осмысленного, стабильного, ясного и организованного взгляда на мир. Отношения удовлетворяют эту функцию знания, предоставляя систему отсчета для формирования нашего мира таким образом, чтобы он имел смысл. С когнитивной точки зрения установки служат схемами, которые помогают нам организовывать и интерпретировать социальную информацию.
Например, турист предпочтет другую страну из-за новостей о беспорядках в конкретной стране
- Эго-защитная функция установки
Некоторые установки помогают защитить нас от признания основных истин о себе или суровых реалий жизни. Это может помочь человеку справиться с эмоциональными конфликтами и защитить самооценку.
В соответствии с психоаналитической точки зрения и предполагает, что установки служат защитными механизмами
Например, вы можете сделать трюк на велосипеде, чтобы показать свое бесстрашие.
- Ценностно-экспрессивная функция установки
В гуманистической перспективе. Отношение показывает, кто мы есть и за что мы выступаем.
Для иллюстрации. Вы можете купить электрический велосипед для защиты окружающей среды.
- Социальная идентичность Функция отношения
Добавил Katz, Shavitt (1989) это относится к информативности установок для впечатлений человека или к тому, насколько много установок, по-видимому, сообщают о людях, которые их придерживаются.
Шавитт и Нельсон (2000) предположили, что товары, как правило, выполняют утилитарную функцию в той мере, в какой они рассматриваются как выражающие идентичность и ценности, товар обычно выставляется на всеобщее обозрение или виден другим, или продукт широко рассматривается как символизирует принадлежность к определенной группе.
Например, для покупка индийского флага в День Республики может быть обусловлена в первую очередь целями социальной идентичности.
В дополнение к изучению того, как функции установки различаются у разных людей, текущие исследования в этой области также рассматривают возможность того, что разные объекты установки могут фактически выполнять разные функции для разных людей. Например, люди покупают определенные продукты для удовлетворения утилитарных потребностей (компьютеры, телевизор и т. д.) и другие продукты для удовлетворения потребностей в выражении ценности (например, определенную марку автомобиля).
Подводя итог, отношение меняется, когда оно больше не выполняет свою функцию, и человек чувствует себя заблокированным или разочарованным. Таким образом, те, кто заинтересован в изменении установок других людей, должны сначала определить, какие функции эти установки выполняют для целевых лиц, а затем использовать соответствующий подход.
Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с практическим тестом MCQ
Справочные материалы по установкам в социальной психологииБарон, Р. А., Бранскомб, Н. Р., и Бирн, Д. (2009). Социальная психология, 12-е изд. Бостон, Массачусетс: Пирсон/Аллин и Бэкон
Майерс, Д.Г. (2006). Социальная психология. (8-е изд.), Tata McCrow-Hill Publication.
Отношения | Введение в психологию.
0008Социальные психологи задокументировали, как сила ситуации может влиять на наше поведение. Теперь обратимся к тому, как сила ситуации может повлиять на наши взгляды и убеждения. Отношение — это наша оценка человека, идеи или объекта. У нас есть отношение ко многим вещам, от продуктов, которые мы можем купить в супермаркете, до людей во всем мире и политической политики. Как правило, отношение бывает благоприятным или неблагоприятным: положительным или отрицательным (Eagly & Chaiken, 19).93). И у них есть три компонента: аффективный компонент (чувства), поведенческий компонент (влияние отношения на поведение) и когнитивный компонент (вера и знание) (Rosenberg & Hovland, 1960).
Например, вы можете положительно относиться к утилизации. Такое отношение должно привести к положительному отношению к переработке (например, «Мне приятно перерабатывать отходы» или «Мне приятно осознавать, что я вношу небольшой вклад в сокращение количества отходов, которые попадают на свалки»). Безусловно, такое отношение должно отражаться в нашем поведении: вы действительно перерабатываете так часто, как только можете. Наконец, это отношение будет отражаться в благоприятных мыслях (например, «Переработка полезна для окружающей среды» или «Переработка — это ответственное дело»).
На наши взгляды и убеждения влияют не только внешние силы, но и внутренние влияния, которые мы контролируем. Как и наше поведение, наши взгляды и мысли не всегда меняются под давлением ситуации, но они могут быть сознательно изменены по нашей собственной воле. В этом разделе мы обсудим условия, при которых мы хотели бы изменить наши собственные взгляды и убеждения.
Попробуйте
Что такое когнитивный диссонанс?
Социальные психологи документально подтвердили, что хорошее отношение к себе и поддержание положительной самооценки является мощным мотиватором человеческого поведения (Tavris & Aronson, 2008). В Соединенных Штатах представители преобладающей культуры обычно очень высокого мнения о себе и считают себя хорошими людьми, превосходящими средний уровень по многим желаемым качествам (Ehrlinger, Gilovich, & Ross, 2005). Часто наше поведение, установки и убеждения страдают, когда мы сталкиваемся с угрозой нашей самооценке или позитивному представлению о себе. Психолог Леон Фестингер (1957) определил когнитивный диссонанс как психологический дискомфорт, возникающий из-за наличия двух или более противоречивых установок, поведения или когниций (мыслей, убеждений или мнений). Теория когнитивного диссонанса Фестингера утверждает, что когда мы сталкиваемся с конфликтом в нашем поведении, отношениях или убеждениях, который идет вразрез с нашим положительным самовосприятием, мы испытываем психологический дискомфорт (диссонанс). Например, если вы считаете, что курение вредно для вашего здоровья, но продолжаете курить, вы испытываете конфликт между своими убеждениями и поведением.
Рисунок 1 . Когнитивный диссонанс вызывается противоречивыми убеждениями и поведением. Вера в то, что сигареты вредны для вашего здоровья, но курение сигарет в любом случае может вызвать когнитивный диссонанс. Чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, люди могут изменить свое поведение, например, бросить курить, или изменить свои убеждения, например, отказаться от доказательств того, что курение вредно. (кредит «сигареты»: модификация работы CDC/Debora Cartagena; «патч»: модификация «RegBarc»/Wikimedia Commons; «курение»: модификация работы Тима Паркинсона)
Более поздние исследования подтвердили, что диссонанс вызывают только противоречивые знания, которые угрожают позитивному представлению людей о себе (Greenwald & Ronis, 1978). Дополнительные исследования показали, что диссонанс не только доставляет психологический дискомфорт, но также может вызывать физиологическое возбуждение (Croyle & Cooper, 1983) и активировать области мозга, важные для эмоций и когнитивных функций (van Veen, Krug, Schooler, & Carter, 2009). Когда мы сталкиваемся с когнитивным диссонансом, мы мотивированы уменьшить его, потому что это психологически, физически и умственно неудобно. Мы можем уменьшить когнитивный диссонанс, приведя наши познания, отношения и поведение в соответствие, то есть сделав их гармоничными. Это можно сделать разными способами, например:
- изменение нашего противоречивого поведения (например, отказ от курения),
- изменение наших представлений посредством рационализации или отрицания (например, говоря себе, что риски для здоровья можно снизить, куря сигареты с фильтром),
- , добавляющее новое познание (например, «Курение подавляет мой аппетит, поэтому я не набираю лишний вес, что полезно для моего здоровья»).
Классический пример когнитивного диссонанса — 20-летний Джон, который поступает на военную службу. Во время учебного лагеря он просыпается в 5:00 утра, хронически недосыпает, на него кричат, весь в укусах песчаных блох, физически в синяках и побоях и морально истощен (рис. 2). Становится хуже. Новобранцы, дожившие до 11-й недели учебного лагеря, должны пройти 54 часа непрерывных тренировок.
Рисунок 2 . Человеку, избравшему трудный путь, помимо многих других неудобств приходится сталкиваться с когнитивным диссонансом. (кредит: Тайлер Дж. Болкен)
Неудивительно, что Джон несчастен. Никто не любит быть несчастным. В подобных ситуациях люди могут изменить свои убеждения, отношение или поведение. Последний вариант, изменение поведения, Джону не доступен. Он записался в армию на четыре года и не может уйти по закону.
Если Джон продолжит думать о том, как он несчастен, это будут очень долгие четыре года. Он будет находиться в постоянном состоянии когнитивного диссонанса. В качестве альтернативы этому страданию Джон может изменить свои убеждения или взгляды. Он может сказать себе: «Я становлюсь сильнее, здоровее и острее. Я учусь дисциплине и тому, как защищать себя и свою страну. То, чем я занимаюсь, действительно важно». Если это его убеждение, он поймет, что становится сильнее благодаря своим испытаниям. Тогда он почувствует себя лучше и не будет испытывать когнитивный диссонанс, а это дискомфортное состояние.
Попробуйте
Эффект инициации
Военный пример демонстрирует наблюдение, что трудная инициация в группу влияет на то, чтобы мы больше любили группу. Другая концепция социальной психологии, оправдание усилий , предполагает, что мы ценим цели и достижения, к которым приложили много усилий. Согласно этой теории, если нам трудно чего-то достичь, мы считаем, что это более ценно. Например, если вы переезжаете в квартиру и часами собираете комод, который купили в ИКЕА, вы будете ценить его больше, чем более изысканный комод, который купили вам родители. Мы не хотим тратить время и усилия на то, чтобы присоединиться к группе, которую мы в конечном итоге покидаем. Классический эксперимент Аронсона и Миллса (1959) продемонстрировал это оправдание эффекта усилия. Студенты колледжа вызвались присоединиться к группе в кампусе, которая регулярно собиралась для обсуждения психологии секса. Участники были случайным образом распределены по одному из трех условий: отсутствие инициации, легкая инициация и трудная инициация в группу. После участия в первой дискуссии, которая намеренно была сделана очень скучной, участники оценили, насколько им понравилась группа. Участники, которые прошли сложный процесс инициации, чтобы присоединиться к группе, оценили группу более положительно, чем участники с легким инициированием или без него (рис. 3).
Рисунок 3 . Оправдание усилий оказывает отчетливое влияние на человека, которому нравится группа. Студентам в сложном состоянии инициации группа понравилась больше, чем студентам в других условиях из-за оправданности усилий.
Подобные эффекты можно увидеть в более позднем исследовании того, как усилия учащихся влияют на оценки курса. Heckert, Latier, Ringwald-Burton и Drazen (2006) опросили 463 студента, зачисленных на курсы в университетах Среднего Запада, на предмет того, сколько усилий требуется от них на курсах. Кроме того, студентов также попросили оценить различные аспекты курса. Учитывая то, что вы только что прочитали, неудивительно, что те курсы, которые были связаны с наивысшим уровнем усилий, были оценены как более ценные, чем те, которые этого не сделали. Кроме того, студенты указали, что они узнали больше на курсах, требующих больших усилий, независимо от оценок, которые они получили на этих курсах (Heckert et al. , 2006).
Помимо классического военного примера и групповой инициации, можете ли вы привести другие примеры когнитивного диссонанса? Вот один из них: Марко и Мария живут в округе Фэрфилд, штат Коннектикут, одном из самых богатых районов США с очень высокой стоимостью жизни. Марко работает удаленно из дома, а Мария не работает вне дома. Они снимают очень маленький дом более чем за 3000 долларов в месяц. Мария покупает одежду в комиссионных магазинах и экономит, где может. Они жалуются, что у них никогда нет денег и что они не могут купить ничего нового. На вопрос, почему они не переезжают в менее дорогое место, поскольку Марко работает удаленно, они отвечают, что округ Фэрфилд прекрасен, они любят пляжи и чувствуют себя там комфортно. Как теория когнитивного диссонанса применима к выбору Марко и Марии?
Попробуйте
Подумай об этом
Когнитивный диссонанс часто возникает после принятия важного решения, что называется диссонансом после принятия решения (или, другими словами, угрызениями совести покупателя).