Особенности развития и формирования личности
Основные факторы развития личности
Важное значение в формирование самой личности оказывают следующие биологические факторы:
- образ жизни
- наследственность
- физиологические особенности пребывания в среде обитания
Но человек не рождается личностью, а становиться ею. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. К примеру, если Михаил Ломоносов родился в семнадцатом веке до нашей эры, то, возможно, и не был таким известным, как сейчас. Скорее всего, он бы был простолюдином, рыболовом или же земледельцем. И так, он бы не оставил никакого следа в истории. А, быть может, что никому не известный человек сейчас, если бы он родился в другое время, смог бы оставить величайший след в истории всего человечества.
Отсюда и следует, что личностью именно становятся, а не рождаются. И с этим высказыванием согласны большинство психологов нашего времени. Но мнения у психологов расходятся по поводу того, как формируется и развивается личность.
Теория социального научения процесс развития личности понимает как формирование некоторых способов межличностного взаимодействия между людьми.
Теория черт объяснят, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам.
Гуманистическая психология понимает формирование и развитие личности как становление своего «Я» человека и утверждение его самости.
Многие психологи пытались выделить некоторые этапы формирования и развития личности.
Например, Э. Эриксон выделил восемь жизненных психологических кризисов, которые проходит каждый человек. Он же провозгласил принцип генетической предопределенности стадий формирования и развития личности.Восемь жизненных психологических кризисов по Э. Эриксону:
- Кризис доверия—недоверия (первый год жизни).
- Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года).
- Появление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет).
- Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).
- Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).
- Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
- Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
- Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Эриксон считает, что становление личности происходит во время прохождения этих этапов. На каждом из этих этапов человек проходит преобразование внутреннего мира, а также общее изменение его отношений с окружающими его людьми. Именно тогда человек приобретает то новое, которое характерно для данного этапа развития. Это новое сохраняется в течении всей последующей жизни. На основе предыдущего развития возникают новые черты личности.
Социализация личности
Развитие личности происходит в процессе ее воспитания и социализации — так полагается в отечественной психологии, в особенности в советский период ее развития. Человек — социальное существо и с первых дней окружен себе подобными. Человек с рождения включен в различные социальные взаимодействия.
Еще до того, как человек начинает говорить, он уже приобретает первый социальный опыт в семье. В дальнейшем человек получает все больше и больше социального опыта, который становится частью его личности. Именно этот процесс называется социализацией. Социализация связана с совместной деятельностью людей и их общением между собой.
Социализация в отечественной психологии не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта зависит во многом от целей и ценностей человека, оно субъективно. Ведь восприятие одних и тех же социальных ситуаций разными людьми может быть совершенно различным.
И поэтому разные личности делают разные выводы для себя из одной той же ситуации. Например, увидев на улице, как сильный обижает слабого, один человек решит, что важно быть сильным, а другой, что надо бороться с хулиганами.
Социализация может осуществляться при активном содействии специальных социальных институтов, например школа, институт. Однако неформальные объединения, такие как близкие люди или сетевые сообщества также имеют важное значение в социализации личности.
Выделяют характер социализации:
- Регулируемый
- Стихийный
При регулируемой социализации определяются основные ее средства и цели. Часто регулируемой социализацией является государство в лице учителя. Обычно это целенаправленное влияние колоссально, часто эффекты сводятся на «нет неграмотным», непродуманным воздействием на подрастающее поколение, отсутствием системы в своих действиях.
А вот во втором случае нет определенного, запланированного воздействия на молодого человека, который при этом может быть подвержен самым различным влияниям.
Но регулируемая социализация всегда сопровождается стихийными элементами. Ведь ребенок воспринимает как именно говорит учитель, а не только то, что он говорит. Эффект от слов может быть обратным, если учить не контролирует интонацию своей речи. Может случиться так, что учить долго учит своих воспитанников не использовать нецензурные выражения в своей речи. Однако сам выругался, когда попал в неожиданное или неловкое положение. И тогда воспитательный эффект в миг будет потерян, а хуже того, получит и вовсе отрицательный знак.
Соотношение социализации и индивидуализации есть главная теоретическая проблема в социализации. Одни психологи считают, что индивидуализация личности — это отрицательная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. А вот другие психологи, напротив, считают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека и его индивидуальных качеств.
Социализацию не стоит рассматривать как процесс, который ведет к нивелированию личности и размытию и размытию индивидуальности человека. Напротив, человек обретает свою индивидуальность сложным и противоречивым образом, зачастую, в процессе социальной адаптации и самой социализации. Эти два процесса взаимообогащают друг друга новым опытом, по сути, так и должно быть. Индивидуальность обогащает социум, а социум, в свою очередь, обогащает индивидуальность.
Даже в зрелом возрасте социализация продолжает осуществляться. Процесс социализации — это бесконечный, непрерывный процесс.
Определение
Инкультурализация — это процесс, находящийся в тесных связях с социализаций. Инкультурация — это процесс освоения индивидом общей человеческой культуры, а также способов действий, которые сложились исторически и в которых ассимилированы в разных эпохах материальные и духовные продукты деятельности человечества.
Однако социализация и инкультурация — это понятия не равны между собой, их нельзя отождествить, хоть эти процессы и пересекаются между собой.
Определение
Самоактуализация — развитие потребности в саморазвитии.
Данное понятие немаловажно в развитии личности и в современных теориях личности. Самоактуализация имеет одну важную особенность. Эта особенность заключается в том, что с возрастом она только становится все сильнее, тогда, как обыкновенные потребности можно удовлетворить. Самоактуализирующиеся люди всегда ставят перед собой конкретную цель и достигают ее всеми усилиями. Эти люди ответственны перед самим собой, всегда стремятся идти только вперед и испытывают неземную радость, когда им удается достичь поставленной цели. У таких людей очень высокая потребность в мотивации достижения цели. И, когда они достигают поставленную цель, выполняют все задачи, которые обусловились выполнить, они снова ставят новые задачи и цели, и также стремятся их выполнить.
На протяжении всей жизни человек почти не меняет набор своих основополагающих жизненных суждений. Такой набор называется ядром характера человека, и имеет для него особо важное значения, а также для его жизни и существования в обществе. Но если не известны эти основополагающие суждения, то невозможно понять динамику развития этой личности.
Особенности процесса становления и развития человека
Основное влияние на формирование личности оказывают следующие биологические факторы:
- образ жизни,
- наследственность,
- физиологические особенности пребывания в среде обитания.
Основные не физиологические факторы развития личности
Однако не стоит забывать тот факт, что человек не рождается личностью, а становится ей, приобретая разнообразный жизненный опыт. В качестве примера можно привести Михаила Ломоносова, сделавшего свой огромный вклад в науку. Если бы он был рожден, например, в семнадцатом веке до нашей эры, то, с большой вероятностью, не приобрел ту известность, какой обладает в наше время. Возможно, в такой ситуации Ломоносов был бы обыкновенным простолюдином, занимался земледелием или же рыболовством и не смог оставить своего следа в истории.
И наоборот, нельзя отрицать возможности того, что не обладающий сейчас даже малейшей известностью человек, в условиях другого времени получил бы возможность совершить нечто великое, кардинально изменяющее ход развития всего человечества. Исходя из данных размышлений, можно сделать вывод, что личностью нас делает, в основном, наш жизненный путь, а не данные с рождения качества.С таким высказыванием согласны большинство психологов современности. Однако, в вопросе формирования и развития личности мнения разных психологов расходятся, зачастую, кардинально. Факт подобного расхождения во мнениях может быть объяснён различиями во взглядах на общество и социальные группы, на понимание значения общества в жизни человека, кризисов развития личности и множество других моментов.
Психоаналитическая теория определяет развитие в качестве некой адаптации биологической природы человека к жизни в обществе, в окружении которого он живет, а также как выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей.
Определение 2Теория социального научения понимает процесс развития личности как формирование так называемой базы способов межличностного взаимодействия между людьми. В свою очередь теория черт объясняет, что абсолютно все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся другим, небиологическим законам.
Определение 3Гуманистическая психология принимает формирование и развитие личности за становление своего «Я» человека и утверждение его самости.
Немалое количество психологов совершало попытки выделить отдельные этапы формирования и развития личности. Как пример можно привести, Э. Эриксона, который в ходе своих размышлений выделил восемь жизненных психологических кризисов, происходящих в жизни каждого человека. Им же был озвучен принцип генетической предопределенности стадий формирования и развития личности.
Восемь жизненных психологических кризисов по Э. Эриксону:
- Кризис доверия—недоверия (первый год жизни).
- Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года).
- Проявление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет).
- Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).
- Личностное самоопределение в качестве противовеса индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).
- Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
- Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет). Идея Эриксона состояла в том, что становление личности происходит в процессе прохождения этих этапов. На каждом из них человек претерпевает преобразование внутреннего мира, а вместе с ним и общее изменение его отношений с окружающими его людьми. Именно тогда человек приобретает то новое, которое характерно для текущего этапа развития. Приобретенное остается как часть личности на протяжении всей последующей жизни. Основываясь на предшествующем развитии проявляются новые черты личности.
Определение 4Процесс становления и развития человека называется антропогенезом.
Социализация личности
В отечественной психологии, а особенно в ее советский период, развитие личности неразрывно связано с процессом ее воспитания и социализации. Человек является существом социальным и с первых же дней находится в окружении себе подобных. Он с рождения участвует в различных социальных взаимодействиях. Первый социальный опыт приобретается человеком в его семье еще до того, как он получает возможность общаться. В дальнейшем социальный опыт лишь копится, принимая форму новой личности. Такой процесс носит название социализации.
Определение 5Социализация основывается на совместной деятельности людей и их общением между собой. Социализация в отечественной психологии не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в качестве результата наблюдения социального опыта.
Усвоение данного опыта во многом зависит от целей и ценностей человека и является субъективным. Это связано с тем, что восприятие одних и тех же социальных ситуаций разными людьми может кардинально различаться. По этой причине разные личности из одной той же ситуации могут делать совершенно разные выводы для себя. Рассмотрим в качестве примера следующую ситуацию, увидев на улице, как сильный обижает слабого, один человек решит, что для жизни в этом мире необходимо быть сильным, а другой, что нужно противостоять хулиганам.
Определение 6Социализация может быть осуществлена в условиях активного воздействия на личность таких специальных социальных институтов, как, например, школа или институт. Однако стоит понимать, что неформальные объединения, к примеру близкие люди или же некие сетевые сообщества тоже оказывают влияние на процесс социализации личности. Выделяют следующие характеры социализации:
- Регулируемый
- Стихийный
В условиях регулируемой социализации определяются основные ее средства и цели.
Зачастую в качестве регулируемой социализации выступает государство в лице учителя. Обычно подобное целенаправленное влияние оказывает колоссальное влияние, часто эффекты сводятся на “нет” бессистемностью, неграмотностью и непродуманностью воздействия на подрастающее поколение. Во втором же случае нет определенного, запланированного воздействия на личность молодого человека, который при этом может быть подвержен самым различным влияниям. Однако, регулируемая социализация не может не сопровождаться стихийными элементами, ведь ребенок воспринимает не слова учителя, а то, как он их произносит, то есть интонацию и другие малозаметные моменты невербального общения. Отсутствие контроля над данными факторами может привести к обратному эффекту. Может случиться так, что учитель на протяжении долгого времени учит своих воспитанников не применять нецензурную лексику в своей речи. Однако в неожиданной или неловкой ситуации сам выругался. В таком случае воспитательный эффект будет мгновенно потерян, и более того, вызовет обратный ожидаемому эффект. Соотношение социализации и индивидуализации является главным камнем преткновения в социализации.
Если одна часть психологов утверждает, что индивидуализация личности — это отрицательная черта, которую необходимо компенсировать процессом социализации, то другая часть их коллег, наоборот, считает, что социализация препятствует раскрытию творческих способностей человека и его индивидуальных качеств. Ошибочным будет решение рассматривать социализацию в качестве процесса, нивелирующего индивидуальность и размытию личностных свойств. Как раз наоборот, человек обретает свою индивидуальность сложным и противоречивым способом, довольно часто, в процессе социальной адаптации и самой социализации. Индивидуализация обогащает новым опытом социализацию, а социализация, в свою очередь, делает то же самое с индивидуализацией. Такое положение вещей является, по сути, максимально верным. Даже в зрелом возрасте социализация не прекращает осуществляться.
Определение 7Процесс социализации представляет собой практически бесконечный, непрерывный процесс.
Определение 8Инкультурализация является процессом, тесно связанный с социализацией.
Определение 9Инкультурация представляет собой процесс освоения индивидом общей человеческой культуры, а также способов действий, которые сложились исторически, и в которых ассимилированы в различных эпохах как материальные, так и духовные результаты деятельности человечества.
Однако как понятия социализация и инкультурация не являются эквивалентными, и хоть они во многом и пересекаются, их отождествление будет грубой ошибкой.
Определение 10Самоактуализация — это развитие потребности в саморазвитии. Приведенное понятие играет важную роль в развитии личности и в современных теориях личности.
Самоактуализация обладает одной ключевой особенностью. Данная особенность состоит в том, что с возрастом она только усиливается в противовес обыкновенным потребностям, которые могут быть удовлетворены. Самоактуализирующиеся люди всегда ставят перед собой определенную цель и направляют все свои силы на ее достижение. Такие люди ответственны перед самими собой и в любой ситуации стремятся только вверх. Когда назначенная цель достигается, они испытывают неземную радость. Подобные люди обладают крайне высокой потребностью в мотивации достижения цели. Каждый раз, когда цель, наконец, достигнута, они ставят себе все новые и новые и стремятся к выполнению каждой. На протяжении всей жизни человек практически не меняет набор своих основополагающих жизненных суждений. Данный набор определяется как ядро характера человека и имеет для него особо важное значение, а также для его жизни и существования в обществе. В случае, если данные основополагающие суждения не известны, не представляется возможным определить динамику развития личности.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Особенности развития личности в подростковом возрасте
Автор: Горская Юлия Михайловна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 23.10.2020 2020-10-23
Статья просмотрена: 1042 раза
Скачать электронную версию
Скачать Часть 2 (pdf)
Библиографическое описание:Горская, Ю. М. Особенности развития личности в подростковом возрасте / Ю. М. Горская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74413/ (дата обращения: 06.10.2022).
Подростковый возраст — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Этот период можно определить как критический в развитии личности человека. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения, познания окружающего мира и себя в том числе. В этом возрасте психика ребенка нестабильна и восприимчива к происходящему вокруг.
Подростковый возраст — это возраст врастания в культуру, один из этапов формирования личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.
Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка. Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. Подросток продолжает жить в семье, учиться, он окружен по большей части теми же сверстниками. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой — быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. У него придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер:
- Пубертатное развитие. На протяжении сравнительно короткого периода тело подростка претерпевает существенные изменения. Это влечет две основные задачи развития:
1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
2) постепенный переход к взрослой сексуальности.
- Когнитивное развитие . Формирование интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными преобразованиями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:
1) развитием способности к абстрактному мышлению;
2) расширением временной перспективы.
- Преобразование социализации . Доминирующее воздействие семьи в детстве со временем сменяется влиянием группой ровесников, выступающей основой референтных норм поведения и получения определенного статуса.
Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
1) освобождение от родительской опеки;
2) постепенное вхождение в группу сверстников.
- Становление идентичности. Образование психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, содержит три основные задачи развития:
1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).
В данный промежуток времени совершается коренная перестройка прежде сформировавшихся психологических структур, появляются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, возникает единая нацеленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска», Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».
Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Физиологический рост предоставляет подростку ощущение зрелости, однако общественное положение никак не изменяется. И в этом случае появляется соперничество за признание своих прав, самостоятельности, то, что безусловно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Суть подросткового кризиса составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции, к ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения.
Подросток делает ещё один шаг в развитии своего самосознания, чувство взрослости становится центральным новообразованием.
В подростковом возрасте последовательно появляется особая форма становление нового уровня самосознания «Я-концепция». Я-концепция, в сущности, устанавливает не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Существует три психологических составляющих Я-концепции:
- Когнитивная составляющая. Образ Я — представление индивида о самом себе, о своем теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальных отношениях.
- Оценочная составляющая. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
- Поведенческая составляющая. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.
По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Наряду с самооценкой, важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.
Таким образом, на образование подросткового кризиса влияют как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние факторы, внутренние запреты, мешающие подростку осуществить задуманное, состоят в индивидуальных чертах характера и личностных особенностях, привычка подчиняться взрослым и др. Факторы, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения, которые характеризуются постоянным контролем со стороны взрослых, являются внешними факторами.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебник пособие для студ. вузов—— 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
- Аверин В. А. Психология детей и подростков [Текст] — Издательство Михайлова В. А.,1998. — 379 с
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. [Текст]/Избр. психол. труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: В 70 т.). — Библиогр.: 342- 348 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. [Текст] / М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Крайг Г. Психология развития. [Текст] — СПб.: Питер, 2007. — 987 с.
- Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. [Текст] /М. Педагогика, 2006. — 172 с.
- Кондаков И. М. Диагностика профессиональных установок подростков [Текст] // Вопросы психологии № 2. 1997. 122–130 с.
- Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста [Текст] // Психолог. 2003. — 319 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст [Текст]: Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, подросток, внутренний мир, задача развития, образ Я, основная задача развития, подростковый кризис.
Похожие статьи
Особенности периода взросления
подростка | Статья в журнале…Развитие морально-этической взрослости подростка связано с умением разбираться в поступках отношениях людей. Помочь подростку в этом — значит научить его понимать мотивы поведения людей, видеть причины и следствия поступков не только окружающих, но и своих…
Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом…Таким образом, в подростковом возрасте в период формирования чувства взрослости наблюдается давление неоптимальной среды. Высоким уровнем конфликтности характеризуются отношения подростка с взрослым. Стремление подростка занять новое…
Особенности
формирования личности в подростковый периодПодростковый период в жизни любого человека можно назвать критическим. Так, педагоги, изучающие этот вопрос, отмечали его важность и сложность. Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова считают данный период развития самым трудным, так как наблюдается повышенная…
Психолого-педагогические особенности
подростков с особыми…Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 5-8-х классах средней…
Образ Я подростков, склонных к конфликтному поведениюБиблиографическое описание: Бойцева, В. Г. Образ Я подростков, склонных к конфликтному поведению / В. Г. Бойцева.
Мы будем рассматривать конфликтное поведение подростков в школьном классе как некую часть модели поведения, которая влияет на отношения подростка. ..
Психологические особенности
подросткового возраста и их…Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от той, что была на предыдущем этапе, больше не внешними обстоятельствами, а внутренними причинами. Подросток продолжает жить в семье, ходить в школу. Но начинает думать и чувствовать…
Особенности самосознания
подростков | Статья в журнале…Основные термины (генерируются автоматически): развитие самосознания, самосознание, образ, подростковый возраст, подросток, половое
В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их. ..
Коррекция кризисных состояний среди несовершеннолетних…
Кризис — это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может
Актуальность данной проблемы в современном мире очевидна, поскольку кризис относится
Кризисное состояние—это внутренний процесс, который происходит в организме человека и…
Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания…
В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.
Похожие статьи
Особенности периода взросления
подростка | Статья в журнале. ..Развитие морально-этической взрослости подростка связано с умением разбираться в поступках отношениях людей. Помочь подростку в этом — значит научить его понимать мотивы поведения людей, видеть причины и следствия поступков не только окружающих, но и своих…
Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом…Таким образом, в подростковом возрасте в период формирования чувства взрослости наблюдается давление неоптимальной среды. Высоким уровнем конфликтности характеризуются отношения подростка с взрослым. Стремление подростка занять новое…
Особенности
формирования личности в подростковый периодПодростковый период в жизни любого человека можно назвать критическим. Так, педагоги, изучающие этот вопрос, отмечали его важность и сложность. Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова считают данный период развития самым трудным, так как наблюдается повышенная…
Психолого-педагогические особенности
подростков с особыми…Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 5-8-х классах средней…
Образ Я подростков, склонных к конфликтному поведениюБиблиографическое описание: Бойцева, В. Г. Образ Я подростков, склонных к конфликтному поведению / В. Г. Бойцева.
Мы будем рассматривать конфликтное поведение подростков в школьном классе как некую часть модели поведения, которая влияет на отношения подростка…
Психологические особенности
подросткового возраста и их…Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от той, что была на предыдущем этапе, больше не внешними обстоятельствами, а внутренними причинами. Подросток продолжает жить в семье, ходить в школу. Но начинает думать и чувствовать…
Особенности самосознания
подростков | Статья в журнале…Основные термины (генерируются автоматически): развитие самосознания, самосознание, образ, подростковый возраст, подросток, половое
В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их. ..
Коррекция кризисных состояний среди несовершеннолетних…
Кризис — это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может
Актуальность данной проблемы в современном мире очевидна, поскольку кризис относится
Кризисное состояние—это внутренний процесс, который происходит в организме человека и…
Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания…
В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.
Формирование и разработка признаков личности
Соглашение
ВВЕДЕНИЕ
Основное тело
Заключение
Ссылки
Введение
. человек. Это происходит в той или иной степени на протяжении всей жизни человека. Благодаря этому процессу люди приобретают определенные черты. Многие из них универсальны для общества, в котором воспитывается человек. Например, на это влияет образование, религия, территориальное положение и многие другие факторы. По этой причине некоторые аспекты поведения, характерные для одной культуры, неприемлемы для многих других. Целью данной работы является изучение того, как и почему происходит формирование и развитие черт личности.
Мы напишем
эссе на заказ
специально для вас
всего за $16,05 $11/страница
308 сертифицированных авторов онлайн
Подробнее
Узнай больше
Основные черты человека : Большая пятерка. Эта модель позволяет выделить основные черты человеческого поведения и классифицировать их (Али, 2014). Первая черта человека, согласно этой модели, — открытость. В зависимости от различных внешних и внутренних факторов человек может быть либо смелым и любопытным, либо консервативным и не склонным к изменениям.
Вторая черта — добросовестность, от проявлений которой зависят организованность, импульсивность, подверженность различного рода пристрастиям. Третья черта – экстраверсия, или общительность, напористость. Он показывает, насколько человек склонен к общению с новыми людьми, проявлению своей индивидуальности, поиску приключений. Четвертая черта — покладистость, которая позволяет людям понять, насколько легко или сложно будет работать вместе или подружиться с человеком. Наконец, пятая черта — нейротизм, позволяющий характеризовать человека как спокойного и уверенного в себе или, наоборот, тревожного, неуравновешенного. Таким образом, описание человеческого характера с помощью пяти черт из «Большой пятерки» позволяет составить о нем полное и достоверное представление.Различные культуры по-разному относятся к каждой из этих пяти черт. Например, в разных религиях по-разному относятся к тем или иным добродетелям, поскольку им придается разное значение. То, что нормально для мусульман, совершенно неприемлемо в буддизме, и наоборот. Несомненно, с одной стороны, это не всегда хорошо сказывается на межкультурном взаимодействии. Однако, с другой стороны, существуют общечеловеческие ценности и нравственные нормы, отношение к которым сходятся в разных культурах. В частности, я воспитывался в рамках христианской культуры, и я могу определить, как каждая из этих норм повлияла на мое развитие.
Христианство научило меня быть открытым человеком: библейские учения говорят, что люди должны помогать друг другу и держаться вместе. Это поможет им преодолевать трудности с меньшими потерями и с надежной поддержкой. Кроме того, христианская культура говорит о том, как прекрасен мир как творение Божие. Следовательно, это позволяет людям быть более открытыми к ее восприятию и проявлять интерес ко всему, что происходит вокруг.
Христианская культура развивает в людях высокую сознательность. Истинно верующие посвящают время молитве и являются строгими приверженцами своей веры. Это развивает в них такие качества, как организованность, лояльность и целеустремленность. Поэтому другие люди могут на них положиться, потому что они привыкли выбирать индивидуальные жизненные установки и неукоснительно им следуют. Кроме того, их нравственные ценности требуют от них твердости в своих взглядах, что делает их еще более надежными людьми.
Относительно экстраверсии можно сделать вывод, что учения христиан делают их людьми тихими, смиренными и сдержанными. Им важно не показывать свой характер во всех возможных проявлениях. Центральную роль играет внутренний мир, полный света и веры. Однако, несмотря на это, христианская община теплая и открытая. Эти люди принимают окружающих такими, какие они есть, что позволяет им не испытывать дискомфорта при общении.
Христиане, несомненно, чрезвычайно приятные люди. Как упоминалось ранее, они всегда готовы прийти на помощь другим людям, так как это основа их культуры. Эти люди часто весьма эмпатичны, поскольку полностью посвящают себя служению другим людям и Богу. Благодаря этому они учатся лучше понимать других, становятся понимающими и достаточно хорошо чувствуют других людей (Intiful et al. , 2019).). Редко встречаются ситуации, когда они кого-то подозревают или критикуют: они принимают людей со всеми их недостатками и прощают их.
Получите
100% оригинал статьи
на любую тему
всего за
3 часа
Узнать больше
Что касается невротизма, то носители христианской культуры выглядят спокойными и уверенными в себе людьми. Некоторые из них даже излучают некий внутренний покой, что позволяет другим чувствовать себя в безопасности. Наверное, потому, что христиане уверены, что имеют надежную опору и всегда могут положиться на Бога. Он защищает их от всех невзгод; поэтому им не нужно волноваться и быть склонными к негативным эмоциям.
Хотя разные культуры могут значительно отличаться друг от друга, черты Большой пятерки достаточно универсальны. Отсюда, например, католическая культура во многом схожа с христианской, поскольку они основаны на общих религиозных ценностях. Например, католики, как и христиане, достаточно открытые люди. Им интересно, чтобы мир был полон счастливых и добрых людей, поэтому они стараются передать эти качества другим. Более того, католицизм требует от представителей этой культуры высокого уровня сознательности, как и большинство религий. Несмотря на всеобъемлющую любовь Бога, католики должны помнить и следовать основным принципам веры как истинно верующие.
Можно отметить, что католики несколько более экстравертны, чем христиане. В частности, это связано с тем, что они более активно пытаются донести до людей ценность своей веры. В результате они больше общаются с другими, больше говорят о религии и легче устанавливают контакты. Католицизм также требует высокого уровня уступчивости, обращая внимание на то, что люди равны перед Богом. По этой причине католики также принимают других со всеми их недостатками и относятся к людям с дружелюбием и пониманием. Что касается невротизма, то его уровень у католиков также невысок, так как у них есть надежная опора в лице Бога. Это позволяет им быть уверенными в положительном исходе любой ситуации и своем будущем.
Описанные черты личности могут по-разному выражаться в описанных культурах. Иногда эти проявления незаметны, потому что, например, многие религиозные люди не склонны пропагандировать свою веру. В результате они ведут себя тихо и спокойно, не оказывая давления на окружающих. Несмотря на это, в общении с ними легко почувствовать их уверенность в своей вере, открытости и доброте. Это, несомненно, подкупает и заставляет других хотеть быть похожими на них. Однако некоторые проявления этих религий могут быть достаточно яркими, заслуживая уважение всего мира. Нередки случаи, когда религиозные люди совершали героические подвиги, спасая жизни других людей или помогая нуждающимся. Это проявление их добросовестности — полное понимание критического вопроса «кто, если не я». Благодаря этому многие люди, даже не будучи религиозными, меняют свои взгляды и понимают, кем они хотят быть.
Примечательно, что различия, которые появляются между людьми под влиянием разных культур и религий, значительны. Они влияют на то, насколько люди добродетельны, умны, добры, открыты и уверены в себе (Shi et al., 2018). Важно отметить, что религия является одним из наиболее ценных способов воспитания хороших и добрых людей. Несмотря на то, что вопросы веры в современном мире неоднозначны, основополагающие религиозные ценности подходят для любого сегмента общества. Они делают людей высоконравственными существами, не позволяя им наполнить мир злом и ненавистью. Наоборот, они помогают людям остановить насилие и жестокое обращение, подавая пример тем, кто является их источником.
Заключение
Таким образом, среда, в которой люди растут и существуют, оказывает значительное влияние на формирование их личности. Черты, которыми обладают родители, друзья и коллеги людей, передаются им. Это развитие отдельных черт характера, из которых складывается целостная картина человека. Действительно, некоторые характеристики, описываемые моделью «большой пятерки», универсальны. Различные их проявления можно найти у представителей разных культур, тем самым находя закономерности и исследуя культурное влияние на человека. Культура, в рамках которой существует человек, должна оказывать на него благотворное влияние. Это создаст общество, члены которого спокойны, открыты, добры и совестливы. Гораздо приятнее и продуктивнее работать в такой среде, чем в сообществе, полном ненависти и неприятия. Именно поэтому атмосфера вокруг человека играет важнейшую роль в его существовании.
Ссылки
Али, И. (2014). Черты личности, индивидуальная инновационность и удовлетворенность жизнью. Журнал инноваций и знаний, 4 (1), 38-46).
Мы напишем заказные
сочинения
специально для вас
!
Получите свою первую статью с
СКИДКА 15%
Подробнее
Intiful, F.D., et al. (2019). Изучение связи между большой пятеркой личностных характеристик и диетическими привычками среди студентов Ганского университета. BMC Psychology 7, 10. Интернет.
Ши, Дж. и др. (2018). Взаимосвязь между личностными чертами Большой пятерки и психотическим опытом в большой неклинической выборке молодежи: посредническая роль регуляции эмоций. Frontiers в психиатрии , 9 , 648. Интернет.
Развитие личности: определение и характеристики
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о развитии личности: 1. Определение развития личности 2. Особенности развития личности.
Определение развития личности:Личность связана с психологическим паттерном человека — мыслями, эмоциями и чувствами — которые уникальны для человека. По сути, совокупность характера, атрибутов и черт человека отвечает за формирование его личности.
Эти неотъемлемые черты личности и различные мягкие навыки взаимодействуют друг с другом и делают человека таким, какой он есть. Он помогает выявить ряд внутренних качеств человека, которые необходимы на любой ответственной должности.
Говоря простыми словами, личность — это набор качеств, отличающих человека от другого. Слово «личность» происходит от латинского слова «персона» , что означает маска. В театре древнего латиноязычного мира маска была всего лишь условным приемом для представления или типизации определенного персонажа.
Это сумма характеристик, которые составляют умственное и физическое состояние . Личность человека — это то, как он представляет себя миру; так его видят другие.
Как правильно сказано:
Репутация — это то, что люди думают о вас.
Личность — это то, чем ты кажешься.
Характер — это то, что вы есть на самом деле.
Когда мы делаем что-то снова и снова, у нас формируется привычка. В конечном итоге эти привычки формируют определенное поведение. Если они повторяются часто, они становятся частью нашей психики. Они отражаются во всей нашей деятельности — в том, что мы говорим, что делаем, как ведем себя в определенных обстоятельствах и даже в том, как мы думаем. Они становятся ядром нашей личности.
Таким образом, анализ личности представляет собой методологию классификации характера и поведения человека. Личность состоит из некоторых характерных моделей мыслей, чувств и поведения, которые отличают одного человека от других.
Каждый из этих отдельных атрибутов имеет свои индивидуальные характеристики, как указано в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Атрибуты личности и их характеристики:
Согласно теории, выдвинутой Карлом Юнгом (1875-1819 гг.)61), современника Фрейда, все личностные характеристики являются побочным продуктом двух основных типов установок: интроверсии и экстраверсии. Экстраверты оптимистичны, общительны и уверены в себе, в то время как интроверты не хотят выходить на улицу и встречаться с внешним миром.
Помимо интроверсии и экстраверсии важную роль в формировании личности играют разные темпераменты людей. Давным-давно греческий врач Гиппократ выдвинул теорию о том, что темперамент человека зависит от определенных флюидов (которые он называет 9). 0028 «гумор» ), присутствующий в организме человека.
Непропорциональное смешение и увеличение содержания любой из дош вызывает изменение темперамента человека.
В соответствии с этой классификацией человеческие темпераменты подразделяются на четыре категории:
Сангвинический темперамент — вызванный избытком крови
Меланхолический темперамент — вызванный избытком селезенки
Флегматический темперамент — вызванный избытком слизи
3
3
3 Холерический темперамент — вызван избытком желчи
Индивидуальные признаки этих темпераментов приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Атрибуты и темпераменты:
Эта древняя теория Гиппократа претерпела множество модификаций, но основной принцип остается в силе. Однако эти индивидуальные качества не являются единственными факторами, формирующими личность: наследственность и среда также играют большую роль во влиянии на личность. Вот несколько всесторонних тематических исследований, иллюстрирующих обсуждаемые моменты.
Из следующих трех тематических исследований станет ясно, что личность — это многомерная проблема со следующими ключевыми характеристиками:
1. Личность человека посылает сигнал, который читают другие.
2. Сознательно разные личности могут быть сильными.
3. Не существует «одной правильной личности» ; он отличается по роли.
Особенности развития личности: i. Случай 1: Личность человека посылает сигнал, который читают другие :Нельсон Мандела был выдающейся личностью. Мир уважает его и знает многие аспекты его личности. Тем не менее, когда вы читаете различные анекдоты об этом великом лидере, вас поражает как освежающее откровение, что Мандела очень эффективно «работал» над своей личностью. Он осознавал, что его личность отражала уверенность, которую он излучал в других, а его поведение было сигналом для его народа.
Как указано в статье журнала TIME (2008 г.), во время президентской избирательной кампании. У винтового самолета Нельсона Манделы возникла заминка за несколько минут до приземления. Однако Мандела продолжал сохранять спокойствие, читая газету. Самолет совершил аварийную посадку, и Мандела остался в живых.
Позже Мандела сказал: «Чувак, я был в ужасе там, наверху!.. Конечно, я боялся!… Но как лидер ты не можешь дать людям знать. Вы должны выступить ».
Ричард Стенгель написал в этой статье журнала TIME о Манделе, размышляя над этим эпизодом:
‘И это именно то, что он научился делать — притворяться и, притворяясь бесстрашным, вдохновлять других. Это была пантомима, отточенная Манделой на острове Роббен, где было много чего опасаться. Заключенные, которые были с ним, сказали, что смотреть, как Мандела идет по двору, прямо и гордо, было достаточно, чтобы поддерживать их в течение нескольких дней. Он знал, что является образцом для других, и это дало ему силы победить собственный страх».
Точно так же, несмотря на то, что Мандела всегда горько относился к своему долгому заключению, он всегда сохранял положительное отношение к нему.
Капитан сборной Индии по крикету Махендра Сингх Дхони тоже постоянно посылает своей команде хладнокровный и спокойный сигнал. Даже в самых стрессовых ситуациях он кажется полностью контролирующим себя и невозмутимым.
Тем не менее, внутренне он постоянно крутит свои мысли, ловко сочетая планирование своих действий и уличную смекалку. Он знает, что его невозмутимая внешность является сигналом, который держит его команду собранной и сосредоточенной, не теряя самообладания в критических ситуациях.
Личность, в отличие от того, во что многие верят, не является врожденной и статической. Его можно сознательно развивать и изменять. Сознательным усилием можно спроецировать желаемую личность.
Например, при подготовке к собеседованию или в профессиональной карьере человеку может потребоваться работа над своей личностью. Каждая роль связана с определенными личностными ожиданиями.
Сознательно работая над желаемыми чертами с течением времени и проецируя желаемые черты, можно внести очень ощутимые изменения в свое изначальное «я», чтобы оправдать ожидания.
Личность человека — это сигнал, который другие всегда читают. Это включает в себя каждый жест и каждую артикуляцию человека. Этот сигнал считывается интервьюером или начальством в профессиональном мире. В свою очередь, формируется мнение и на основе таких впечатлений делается выбор.
Поэтому в карьере важно всегда осознавать, что существует прямая связь между посылаемым человеком личностным сигналом и его карьерным ростом. Те, кто не соответствует этим ожиданиям, могут задержаться в карьере.
ii. Случай 2: Один и тот же человек: сознательно разные личности могут быть сильными :Могущественная личность Манделы всегда доходила до его людей. Размахивание руками с улыбающимся лицом и ношение футболок с яркими принтами выдавали его как состоявшегося патриарха современной Африки. Его сжатые кулаки во время его баллотирования на пост президента показали его решимость.
Ношение военной формы и ношение бороды, когда он был лидером подпольного крыла Африканского национального конгресса (АНК), демонстрировало его агрессивность (TIME 2008). Таким образом, возможно и даже желательно иметь разную личность при всех условиях. Сознательная работа и демонстрация разных личностей в разных условиях может быть очень действенной.
В корпоративной обстановке внешний вид и язык тела имеют значение. Одежда, манера поведения и стиль отражают личность человека. Следовательно, важно сознательно работать над своей внешностью, чтобы она создавала нужное впечатление во время собеседования или впоследствии в карьере.
iii. Случай 3: Не существует единственной правильной личности; Отличается ролью :На собеседовании на должность глобального руководителя группы опытный кандидат Сима столкнулся с высококвалифицированным и откровенным Джоном. Сима работала в нескольких компаниях и руководила небольшими группами. Джон, с другой стороны, был блестящим исследователем и в основном работал в качестве отдельных участников.
Во время собеседования на должность руководителя группы интервьюер представил случай, когда работа, которую необходимо выполнить, разделена между двумя командами — одна в Индии, другая в США. Команда в Индии смотрела на своего коллегу в США как на угрозу, и наоборот. Каждая команда хотела получить большую долю пирога и больше качественной работы, чем другая.
Когда Джона спросили, как он справится с руководством командой Индии, он сказал, что переиграет команду США, продемонстрировав явное инновационное превосходство и превосходство своей команды над коллегой.
Он уверенно сформулировал множество методов, которые он будет использовать, чтобы продемонстрировать своему руководству, что работа, которую он проделал, будет иметь большую ценность и влияние. Это обеспечило бы большую ответственность за работу индийской команды и, следовательно, большую долю пирога.
Сима, однако, придерживалась совершенно другого мнения. Она сказала, что сначала призовет к совместному личному общению между командами США и Индии. Намерение состояло бы в том, чтобы сломать любые ментальные барьеры и опасения между командами и соответствующими лидерами.
Она сказала, что очень важно, чтобы команды с обеих сторон земного шара считали себя одной командой, поскольку обе они представляют одну и ту же компанию, стремящуюся победить в конкурентной борьбе. После этой сессии команды будут работать слаженно, постоянно поддерживая друг друга, чтобы привлечь больше клиентов.
Таким образом, объяснила она, можно увеличить общий объем работы, что принесет пользу обеим командам. Это наложило бы больше ответственности как на команду Индии, так и на команду США.
Группе интервьюеров понравилась агрессия и уверенность Джона, но они посчитали, что эти черты характера, хотя и ценные во многих случаях, не подходят для этой роли. Нынешняя роль требовала сильной этики командной работы и глобального сотрудничества.
Сосредоточенность Джона приведет к еще большему внутреннему конфликту и соперничеству. Он бы тратил больше энергии на победу во внутренних битвах. Стратегия Симы заключалась в том, чтобы создать сильную глобальную команду и сосредоточить свою энергию на внешнем, чтобы победить конкурентов.
Главная ››
Личность рождается или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:
- оральный
- анальный
- фаллический
- латентный
- генитальный
На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Piaget
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою восьмиступенчатую теорию, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет ключевое значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
- Семейная среда
- Количество детей в семье
- Школьная среда
- Учителя и коллеги -группы
- Отношения с семьей
- Медиа
- Социальные медиа
- Культурная среда
. ваша личность может меняться на протяжении всей жизни.
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.
Продолжаются споры о сложности развития личности. Однако большинство экспертов считают, что опыт и врожденные склонности каким-то образом смешиваются, чтобы сделать вас тем, кто вы есть.
Когда жизненный опыт слишком велик, чтобы его преодолеть, или представляет собой серьезную проблему, это может повлиять на развитие вашей личности.