основные идеи и принципы — karpachoff.com
Во время послевоенного кризиса в 20 годах прошлого века в Германии зародилось одно из самых известных общепсихологических направлений — гештальтпсихология. Ее идеи стали революционными, поскольку противоречили официально принятой структурной психологии. Новая наука быстро обрела популярность и привлекла внимание ученых из разных областей — психиатрии, философии, социологии и даже физики.
В чем суть гештальтпсихологии, каковы ее основные идеи и принципы — об этом читайте в нашей статье.
Понятия и принципы гештальтпсихологииРаскрывать суть гештальтпсихологии стоит с определения самого слова «гештальт». С немецкого языка оно переводится как «целостность» или «фигура» и означает некий паттерн или единое целое, состоящее из многих частей.
Гештальт имеет физические и психофизические характеристики, которые формируются на основе мышления и восприятия. Этот процесс может происходить как во внешнем мире, так и внутри человека — в виде его переживаний, мыслей, поисков выхода из ситуации.
Можно сказать, что гештальтпсихология — это наука, которая изучает психику человека с позиции структуры его личности и базируется на двух идеях:
- Психические процессы целостны, но в их структуре есть отдельные элементы, имеющие вторичное значение.
- Восприятие свойств предметов остается неизменным при изменении внешних условий — константность восприятия.
Основные положения гештальтпсихологии (целостность и константность) позволяют сформировать принципы организации восприятия. То есть что происходит с человеком, который сосредоточил внимание на каком-то объекте из внешнего мира или внутри себя (переживания, мысли, воспоминания).
Вот некоторые из них:
- принцип близости, когда разные элементы соединяются или просто находятся рядом, образуя единую фигуру/форму;
- принцип прегнантности, когда человек реагирует на самую простую и постоянную форму среди остальных;
- принцип схожести, когда однотипные элементы воспринимаются как единое целое;
- принцип смежности, когда происходит сочетание разных стимулов в пространстве и времени;
- принцип замкнутости, когда человек стремится добавить недостающие элементы в фигуре;
- принцип целостности, когда любое явление или объект сознательно упрощается, чтобы воспринимать его в целостной форме;
- принцип фона, когда отдельные элементы, сгруппированные по определенному признаку, воспринимаются в виде целостной фигуры. А всё остальное — как менее структурированный фон;
- принцип общей зоны, когда восприятие реальности происходит на основе жизненного опыта человека.
Также читайте: Невротик: кто это и как его узнать
История гештальтпсихологииАмериканский ученый и философ Макс Вертгеймер исследовал так называемый «фи-феномен» — особенность зрительного восприятия человека. Его труд базировался на интересном наблюдении: если расположить рядом два и более источника света или цветных объекта и попеременно включать их, то происходящее будет восприниматься, как единый процесс. А если увеличить скорость мигания и количество точек, то целостная структура явления станет еще более очевидной. Глаз воспримет это как движение по заданному направлению.
Кстати, по этому же принципу были созданы кинематография и покадровая анимация.
С точки зрения психологии, открытие Вертгеймера объяснить на то время было невозможно. По идее, человек должен воспринимать все явления и объекты по отдельности, а не соединять в единую структуру, да еще и наделять несвойственными характеристиками (движение там, где его не может быть).
Описание «фи-феномена» было представлено в 1912 году. В этой же научной работе были сформулированы первые законы гештальтпсихологии. Зарождалась новая наука — абсолютная противоположность общепринятому в те годы структурализму.
Идеи Вертгеймера привлекли целую группу энтузиастов, которые решили углубить исследования ученого и развивать теоретическую базу направления. Самые известные гештальтисты — немецко-американские психологи Вольфганг Кёлер, Курт Коффка и Курт Левин.
Развитие гештальтпсихологииОписание и развитие концепции гештальтпсихологии пришлось на 20-40 годы прошлого века. Ученые описывали результаты своих исследований в научных трудах и книгах, а теоретическая база доктрины пополнялась новыми открытиями.
Так, Вольфганг Кёлер сформулировал принцип равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном (в сознании человека) полях. Другие принципы были изложены в книге Курта Коффки «Принципы гештальтпсихологии». Позже он написал масштабный труд под названием «Основы психического развития», где впервые применил методы гештальтпсихологии в исследовании психического развития детей.
Коффке удалось описать ряд закономерностей восприятия новорожденных. К примеру, то, что они воспринимают родителей как единый образ, состоящий из характерных гештальтов (голоса, мимики, прически, одежды). И если что-то из этого изменить, то кроха может не узнать маму или папу.
Третий ученый, Курт Левин, разрабатывал методы гештальтпсихологии. Самый популярный — «теория поля». Согласно этому методу, поведение человека определяют внутренние и внешние физические силы. Сама личность — динамичная система, состоящая из временных и постоянных потребностей. К первым Левин добавлял приставку «квази», противопоставляя их истинным (постоянным) нуждам. Ученый считал, что квазипотребности возникают под влиянием намерения и практически всегда имеют социальную обусловленность.
Практическая гештальтпсихология: методы оценки конфликтовОтдельно стоит остановиться на теме конфликтов, которую подробно описал Курт Левин. По его мнению, существует три типа конфликтов:
- Стремление-стремление — муки выбора одного из двух равнозначных вариантов.
- Избегание-избегание — варианты отрицательные, поэтому ни один из них не может считаться приемлемым.
- Стремление-избегание — конфликт базируется на двойственном восприятии. С одной стороны притяжение, а с другой отторжение.
Рассмотрим пример. По первому типу конфликтов на человека действуют два привлекательных фактора: я хочу и загорать, и купаться — что же выбрать? По второму типу всё то же самое, но факторы отрицательные: не хочу идти к врачу, но боюсь осложнений. А по третьему типу один фактор положительный, а второй отрицательный: мечтаю купить машину, но боюсь садиться за руль.
Особенность этого метода гештальтпсихологии в том, что любой объект может стать как положительным, так и отрицательным фактором в разных контекстах.
Кстати, спустя несколько лет Курт Левин добавил 4-й тип конфликтов — двойное стремление-избегание. Оно возникает тогда, когда каждый из факторов одновременно является и положительным, и отрицательным. К примеру, если человек выбирает между карьерой и созданием семьи, то оба варианта чем-то привлекательны для него, но и чем-то отталкивают.
Преимущество гештальтпсихологии перед другими школамиОсновное преимущество данной теории заключается в том, что она сосредоточена вокруг одного объяснительного принципа: человек воспринимает мир не как набор отдельных элементов, а как единую структуру. Соответственно, такой подход можно использовать для описания любой сферы действительности — от психического развития до анализа потребностей и т. д.
Универсальность концепции стала причиной ее популярности буквально с момента зарождения. Принципы гештальтпсихологии сегодня активно применяются в социальной и когнитивной психологии, а также психологии восприятия и обучения.
Отличие гештальтпсихологии от гештальттерапииМногие путают похожие по названию, но такие разные понятия — «гештальтпсихология» и «гештальттерапия». Однако стоит знать, что последняя появилась гораздо позже — примерно в 40-50 гг прошлого века. Ее автор, немецкий психиатр Фредерик Перлз, не имел ничего общего с основателями концепции гештальтпсихологии. Да и в целом его теория взяла от данного направления лишь приставку «гештальт».
Сам Перлз признавался, что ознакомился с принципами и идеями гештальтпсихологии лишь поверхностно. Не дочитал до конца ни одной монографии ее создателей. И даже если у этих двух концепций есть общие моменты, то изложены они в вольной интерпретации автора гештальттерапии.
Суть метода гештальттерапииРассмотрим несколько базовых принципов данного направления:
- Гештальт в психологии — это событие, которое имеет начало и конец.
- Жизнь человека состоит из множества гештальтов.
- Основное свойство гештальта — стремление к завершенности, то есть он должен иметь логичный финал, принести удовлетворение.
- Незакрытые потребности препятствуют гармоничному существованию человека.
- Концепция гештальттерапии сводится к одному процессу — закрыть незавершенные дела (гештальты).
- Для начала нужно осознать (найти и сформулировать) гештальты, а также определить их влияние на жизнь.
Техники гештальттерапии помогают переосмыслить себя, своё окружение, а также события из прошлого, будущего и настоящего.
___________
Гештальтпсихология имеет своих критиков. В основном ее авторов упрекали в радикализме по отношению к фундаментальной психологии, а также в непоследовательности и противоречивости. Тем не менее в рамках этого направления было получено очень много экспериментальных данных, которые не теряют актуальности и в наше время.
представители, основные положения и понятия
Гештальтпсихология – это психологическое направление, зародившееся вследствие попыток трактовать, прежде всего, мыслительную деятельность, восприятие, мышление и непосредственно личность. Базисным объяснительным постулатом гештальтпсихология делает принцип целостности. Ключевым является, каким образом воспринимает информацию личность. Рассматриваемое направление возникло вследствие исследования восприятия. В фокусе его внимания сосредоточена характерная предрасположенность психики к преобразованию опыта в доходчивое понимание целое. Так, например, сознание в ходе восприятия букв с недостающими частями силится компенсировать пробел, поэтому человек узнает всю букву.
Представители гештальтпсихологии
Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.
Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.
Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.
Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».
Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.
Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.
Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.
Основные понятия гештальтпсихологии
Ключевая идея описываемого направления представлена «гештальтом», являющимся конфигурацией, паттерном, определённой формой построения отдельных элементов, создающей целостность. Отсюда, «гештальт» – это целостная конструкция, обладающая особыми спецификами, что отличает её от суммы собственных составляющих элементов. Так, например, человеческий портрет часто характеризуется определённым комплектом составных частей, однако в каждом конкретном случае человеческий образ воспринимается по-разному.
Дабы доказать факт целостности, Вертгеймер провёл опыт со стробоскопом, позволивший наблюдать иллюзию динамики двух поочередно мерцающих источников света. Движение было обманным, существовавшим исключительно в конкретном виде, который нельзя расчленить на отдельные элементы. Описываемое явление стало именоваться фи-феномен.
В дальнейших своих трудах Вертгеймер расширяет собственные воззрения также и на иные явления психики. Мыслительные процессы он рассматривает в качестве попеременной смены «гештальтов». Другими словами, есть возможность лицезреть под разными аспектами одну и ту же проблему согласно намеченной цели.
Отталкиваясь от приведённого выше, можно очертить основные идеи гештальтпсихологии, заключающиеся в следующем. Прежде всего, психические функции изначально являют собой целостность и отличаются наличием определённого строя, в котором можно определить составляющие структуры, являющиеся вторичным относительно этого строя.
Следовательно, предмет исследования гештальтпсихологии – это сознание, являющее собой динамическую неделимую структуру, в которой все составляющие взаимозависимы.
Ещё одной идеей рассматриваемого направления стала константность восприятия, которая заключается в сравнительной устойчивости восприятия отдельных характеристик вещей при преобразовании условий их осознания. К таким свойствам причисляют константность освещения или цвета.
Основываясь, на неизменности и неделимости восприятия, гештальтпсихологи выделили принципы организации формирования восприятия. Они акцентируют на подходе, говорящем о том, что формирование восприятия свершается в момент, когда индивид концентрирует внимание на интересующим его предмете: части ощущаемого поля между собой соединяются, становясь единым целым.
М. Вертгеймер определил принципы гештальтпсихологии и их последовательность: принципы близости, сходства, замкнутости, неделимости, фона и фигуры. Именно в соответствии с ними и происходит формирование восприятия.
Принцип близости заключается в объединении между собой и соединении в единую форму структурных элементов, расположенных в пространстве и времени вблизи друг от друга.
Схожие части воспринимаются цельно, образуя замкнутый круг – в этом состоит принцип схожести.
Направленность на завершение индивидом незаконченных фигур формирует принцип замкнутости.
Принцип целостности заключается в достраивании человеком неполных фигур до примитивного целого (здесь прослеживается направленность на упрощение целого).
Принцип фона и фигуры состоит в восприятии человеком в качестве фигуры на не столь структурированном фоне объектов, наделяемых им определённым смыслом.
Исследования К. Коффки позволили разгадать, как именно образуется восприятие человеческого индивида. Благодаря ряду опытных исследований, у него получилось определить, что малыш рождается с несозревшими «гештальтами», расплывчатыми образами внешней среды. Так, к примеру, любое видоизменение внешности папы, приводит к тому, что малыш его не узнает. Учёный выдвинул предположение, заключающееся в формировании «гештальтов», как образов внешнего мира, созревающих у человеческого индивида по мере взросления, приобретая более чёткие значения, то есть, становясь более ясными и разграниченными.
Детально изучая цветовое восприятие, Коффка привел доводы того, что человек различает отношение цветов между собой, а не сами цвета. Анализируя процесс формирования цветового восприятия, он заметил, что малыш изначально способен различать между собой лишь предметы, имеющие какой-то окрас и бесцветные предметы. При этом окрашенные объекты кажутся ему фигурами, а неокрашенные – фоном. Затем, добавляются холодные цвета и тёплые оттенки, в более взрослом состоянии эти тона подразделяются на более определённые цвета. Отсюда, он заключил, что в созревании восприятия центральная роль отдана фигуре и фону, на котором она показана. Следствием этого стал закон «трансдукции», гласящий, что индивидом воспринимаются именно соотношение цветов, а не цвета.
Эксперименты, проводимые В. Кёлером с шимпанзе, дали ему возможность понять, что задача, поставленная перед животными, решается либо вследствие внезапного осознания, либо путём попыток и промахов. Базируясь на результатах опыта, он выдвинул предположение: объекты, находящиеся в поле видения животным, несвязанные между собой, при решении любой задачи объединяются в целостную структуру, восприятие которой содействует разрешению проблемы. Подобное структурирование возникает мгновенно, то есть происходит инсайт, осознание.
К. Левин, в свой черёд, обосновал предположение, что базисный «гештальт» является полем, функционирующим как неделимое пространство, а некоторые составляющие к нему присоединяются. Личность обитает в заряженном психологическом пространстве частиц. Валентность каждого объекта, находящегося в таком пространстве, бывает отрицательной и положительной. Разнообразие предметов, окружающих индивида, способствует зарождению потребностей. Эти потребности могут обнаруживаться наличием напряжения. Поэтому, для достижения гармонии индивиду необходимо удовлетворить собственные потребности.
Основные положения гештальтпсихологии
Рассматриваемое направление психологии построено на «гештальтах», являющихся структурами организации, создающей цельность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии тематикой своих изысканий считали анализ психики, исследование познавательных функций, структуры и динамики формирования личности. Процессы, проистекающие в мозге, схожи с явлениями, наблюдающимися во внешнем мире, осознаваемыми людьми в мыслях и переживаниях. Каждый индивид способен осмыслить свои переживания и отыскать выход из текущей ситуации.
Сегодня благодаря проведённым научным изысканиям раскрыты фактически все особенности восприятия. Помимо того доказан смысл этого процесса при развитии и созревании воображения, мыслительной деятельности и иных когнитивных функций.
Эксперименты, основанные на использовании феноменологического подхода, предоставили возможность установить, что частицы поля зрения соединяются в зависимости последовательности факторов в перцептивное построение. Такими факторами служит близость частиц, их схожесть, замкнутость, симметричность. Следствием этого стало положение о целостности образа, являющегося динамичным строением и образующегося в соответствии с особыми законами организации.
Представители рассматриваемого течения психологии определили такие базисные положения гештальтпсихологии. Сознание является динамическим и целостным пространством, в котором, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся все его точки. Сознание изучается с помощью гештальтов, являющимся неделимым феноменом.
Гештальты анализируются путём объективного созерцания и отображения сути восприятия. Основой восприятия ощущения не являются, поскольку ощущения существовать физически не могут. Базисным процессом психики является зрительное восприятие, определяющее сформированность психики и подчинённое собственным закономерностям. Интеллектуальные операции представляют собой процесс, не формирующийся на основе опыта. Они являются процессом разрешения конкретных задач, осуществляемыми через «инсайт».
Законы гештальтпсихологии
Изначально последователи гештальтпсихологии ограничивались исследованием феноменального поля, представляющего собой совокупность переживаний людей «здесь и сейчас». Однако впоследствии они расширили тематику своих трудов. В сравнении с предшествующими течениями психологии, гештальтпсихология внесла значимый вклад в направлении объективизации понятия о восприятии.
В целом, гештальтпсихология изучает психику с позиции неделимых структур, первичных в отношении определённых элементов. Адепты этой школы выступали против концепции эмпатии, перенеся упор с сознания, чувствующего индивида на свойства воспринимаемой фигуры. Рассматриваемое течение особенно направлено на искусство. Поэтому в его рамках сформирована гипотеза, заключающаяся в воплощении художественной формой в себе наиболее фундаментальных структур эмоций. Это и определяет её стержневую задачу – опознание такой структуры.В аспекте проблематики гештальтпсихологии интеллектуальные процессы являются попеременной сменой «гештальтов». Проще говоря одно событие рассматривается с различных сторон.
Таким образом, гештальтпсихология кратко и понятно – ветвь психологической науки о функционировании психики, пытающаяся пояснить процессы интеллектуальной деятельности и перцепции.
Сознание является основным, на чём делает акцент гештальтпсихология. Это динамическое целое, в котором все структурные элементы взаимодействуют между собой. Ярким аналогом служит сбалансированное функционирование организма – он работает бесперебойно и прилежно долгие годы, при этом состоя из огромного числа взаимозависимых систем.
Гештальт являет собой единицу сознания, неделимую образную структуру. Гештальты изучаются посредством метода наблюдения с последующим описанием содержимого восприятия. Человеческое восприятие исходит не от чувств, поскольку в реальности они не существуют.
Зрительное восприятие считается ключевым психическим процессом, который определяет уровень созревания психики.Мыслительная деятельность не состоит из набора навыков, выработанных путём проб и промахов. Она является операционной деятельностью, направленной на решение задач, которая осуществляется посредством структурирования поля, иначе говоря, через инсайт.
Образовавшиеся «гештальты» всегда представляют неделимость, завершённые структуры, имеющие резко ограниченные контуры, характеризующиеся уровнем чёткости и замкнутостью либо разорванностью очертаний, являющиеся фундаментом гештальта. Ключевое свойство гештальта заключается в тяготении к завершённости.
При обрисовке гештальта также применяется понятие важности. Элементы целого могут быть неважными, а целое – важным, и наоборот. Всегда важнее фона будет фигура. Также важность иногда распределяется таким образом, что все элементы становятся одинаково значимыми.
Ниже приведены основополагающие законы гештальтпсихологии.
Психика откликается на соотношение раздражителей – в этом заключается закон транспозиции. Другими словами, элементы объединяются, когда существуют хоть какие-нибудь сходные признаки, например симметрия.
Закон константности гласит, что всё тяготеет к постоянству.
Закон прегнантности говорит, что существует стремление воспринимать самую стабильную и простую фигуру из потенциальных перцептивных альтернатив.
Тенденция к слиянию в единый образ структур, смежных в пространственно-временном аспекте, называется законом близости. Человек проще всего объединяет сходные предметы.
Заполнение промежутков в рассматриваемой фигуре именуется законом замыкания. Когда субъект видит нечто ему непонятное, мозг его стремится преобразовать, перевести воспринимаемое в понятный для него предмет. Иногда в этом может таиться опасность, поскольку индивиды начинают видеть несуществующее в действительности.
Положения гештальтпсихологии используются во многих направлениях психологии. Также сложно сегодня представить такие течения, как когнитивная психология или необихевиоризм без подходов гештальтпсихологии.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Гештальт-психология: определение, принципы и примеры
«Мона Лиза» — одна из самых известных картин в мире. Когда зрители приезжают со всего мира только для того, чтобы увидеть шедевр, их мозг воспринимает то, что задумал Леонардо да Винчи — ухмыляющуюся женщину, сидящую на фоне красивого пейзажа. Однако то, что зритель не сразу видит, так это каждый мазок, созданный да Винчи. Психология гештальт-теории, созданная как школа мысли в 1912 году, могла бы дать этому объяснение.
- Что такое гештальт-психология?
- Какие психологи внесли свой вклад в гештальт-психологию?
- Каковы ключевые принципы гештальт-психологии?
- Каковы современные приложения гештальт-теории?
Что такое определение гештальт-психологии?
На немецком языке слово «гештальт» приблизительно переводится как «конфигурация» или «структура».
Гештальт используется для определения конфигурации, в которой сумма многих частей составляет целое.
Теория гештальт-психологии — это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать человеческий разум в целом, а не сосредотачиваться на его более мелких компонентах. Гештальт-психологи также используют эту точку зрения, чтобы понимать и наблюдать за поведением.
Теория гештальта Психология против структурализма
Гештальт-психология была разработана в соответствии с философской школой Уильяма Вундта и Эдварда Б. Титченера, называемой st структурализмом . Давайте посмотрим, чем эта теория отличается от структурализма.
Структурализм | Гештальт-теория Психология |
Психологи наблюдают за основными компонентами психических процессов. | Психологи должны наблюдать за психическими процессами в целом. |
Бран фокусируется на взаимодействии мелких частей, чтобы понять сложные восприятия. | Мозг воспринимает целое раньше, чем отдельные части. |
Больше внимания уделяется самоанализу. | Больше фокусируется на восприятии. |
Кто самые важные ученые в гештальт-теории психологии?
Одними из самых влиятельных ученых в области психологии гештальт-теории являются Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Макс Вертхаймер: основатель гештальт-психологии
Родившийся 15 апреля 1880 года немецкий психолог Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Влияние Вертгеймера было установлено благодаря его статье 9.0069 Экспериментальные исследования восприятия движения (1912). В этой статье Вертхаймер изложил основные идеи гештальт-теории. Он также считал, что теория гештальта должна быть институционализирована, что повлияло на создание Института гештальта в Кливленде.
Вольфганг Келер
Вольфганг Келер, родившийся 21 января 1887 года, тесно сотрудничал с Вертхаймером. Келер проявлял особый интерес к естественным наукам и физике. Он был первым, кто ввел понятие психофизического изоморфизма.
Психофизический изоморфизм Теория утверждает, что перцептивный стимул, воспринимаемый мозгом, соответствует активности мозга и общему состоянию.
Одним из наиболее значительных вкладов Келера была его книга под названием « Менталитет обезьян» (1917), , в которой он обсуждает свой анализ интеллекта обезьян.
Курт Коффка
Курт Коффка, который также тесно сотрудничал с Вертхаймером, был известен тем, что расширил концепции гештальта, включив в них движение, память и обучение. Коффка изложил эти новые принципы в своей статье 9.0069 Принципы гештальт-принципов (1935).
Что такое принципы гештальт-психологии?
С момента своего основания в качестве школы мысли гештальт-психологи и теоретики определили несколько гештальт-принципов.
A Принцип гештальт-психологии — это закон, используемый для объяснения устройства и восприятия мира.
Давайте рассмотрим несколько примеров гештальт-принципов, включающих группировку . Сюда входят фигура-фон, подобие, близость, непрерывность, замыкание,
Примеры гештальт-психологии
Следующий текст исследует шесть принципов гештальт-психологии на различных примерах.
Фигура-фон
Фигура-фон — это принцип, согласно которому мозг воспринимает объект (или фигуру) как часть своего окружения (или фона).
В этом примере мозг видит либо одно лицо на черном фоне, либо два лица на белом фоне. Фигура-фон также может относиться к слуху. Например, если вы находитесь в переполненной комнате, но догоняете друга, голос вашего друга будет 9.0069 цифра , а другой голос земля . Фигура-фон непрерывно переключается назад и вперед (т. е. вы можете переключить свое внимание на голоса в комнате и отключить голос вашего друга).
Сходство
Сходство — это принцип, согласно которому мозг группирует похожие объекты вместе.
Диагональная линия буквы, StudySmarter Original
В этом примере мозг группирует букву «о» вместе и воспринимает диагональную линию, а не каждую «о» по отдельности.
Близость
Близость — это принцип, согласно которому мозг группирует объекты, находящиеся поблизости.
Два объекта, составленные из четырех линий, StudySmarter Original.
Здесь вы, наверное, впервые увидели две цифры, а не четыре отдельные линии. Ваш мозг группирует объекты близко друг к другу, прежде чем увидеть каждый отдельный объект.
Непрерывность
Непрерывность — это принцип, согласно которому мозг видит гладкие или непрерывные узоры, а не разрозненные узоры, состоящие из более мелких частей.
Три пересекающихся железнодорожных пути, freepik.com
На этом изображении мозг сначала видит три пересекающихся железнодорожных пути, а не множество непересекающихся линий. Это связано с его тенденцией видеть непрерывные линии.
Замыкание
Замыкание — это принцип, утверждающий, что мозг формирует цельный объект в любых промежутках.
Квадраты плиточного пола с пересекающимися цветами, freepik.com
Несмотря на то, что цветы на этом плиточном полу пересекаются с углами каждого квадрата, мозг все еще видит квадраты. Это происходит из-за того, что мозг заполняет промежутки, чтобы увидеть полную форму.
Prägnanz
Prägnanz — это основной закон, который гласит, что наш мозг пытается упростить сложные формы, видя более простую форму.
Круг со сложными формами и узорами, pixabay.com
Наконец, мозг сначала увидит один большой круг, а не каждую отдельную форму или узор. Принципы гештальта также могут исследовать восприятие глубины, постоянство цвета и яркости и восприятие движения.
Современные приложения гештальт-теории
Некоторые современные приложения психологии гештальт-теории включают:
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия была первоначально разработана немецким психиатром и психоаналитиком по имени Фриц Перлз. В 1952 году Перлз основал Институт гештальт-терапии в Нью-Йорке. В этом новом подходе к психотерапии пациент начинает с объяснения своих проблем своему терапевту.
Затем терапевт начинает задавать вопросы, которые помогают пациенту определить более широкие выводы, опровергающие сумма своих переживаний. Этот подход к психотерапии должен был помочь пациенту сформировать более глубокое чувство самосознания и саморефлексии. Гештальт-терапевты стремятся использовать исключительно вопросы как или что, а не почему , чтобы помочь пациенту сосредоточиться на настоящем.
Искусство и дизайн
В 1912 году Вертхаймер открыл еще один гештальт-принцип, названный феноменом фи .
Phi-феномен утверждает, что неподвижные объекты, показанные быстро, кажутся движущимися.
Этот гештальт-принцип используется в качестве основы для кинофильмов. Например, в анимационных постановках используется серия неподвижных изображений, которые быстро показываются, чтобы оживить изображения.
Мы также видим гештальт-теорию психологии в искусстве. Художники используют эти принципы, чтобы контролировать то, что они хотят, чтобы их зрители увидели. Например, художник может использовать небольшие вырезки из журнала для создания портрета женщины. Затем они используют принципы гештальт-психологии, чтобы понять и направить свои решения для создания желаемой иллюзии.
Образование и обучение
Наконец, психология гештальт-теории полезна в образовании и обучении. Например, учителя могут поощрять своих учеников находить взаимосвязь между более мелкими идеями в качестве метода решения проблем. Или можно предложить учащимся использовать гештальт-принцип закрытия, чтобы заполнить пробелы и углубить свое понимание темы или идеи.
Гештальт-психология – основные выводы
Теория гештальт-психологии – это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать за человеческим разумом в целом, а не фокусироваться на его более мелких компонентах.
Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Он усердно работал со своими помощниками Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой.
Гештальт-психология была разработана в соответствии со школой мысли Уильяма Вундта, называемой структурализмом, утверждая, что психологи должны сосредотачиваться не на основных компонентах психических процессов, а на том, как основные компоненты образуют единое целое.
Принцип гештальт-психологии — это закон, используемый для объяснения структуры и восприятия мира. Они могут включать визуальную группировку, восприятие глубины, постоянство цвета и яркости и восприятие движения.
Некоторые современные применения гештальт-теории включают гештальт-терапию, искусство и дизайн, образование и обучение.
Гештальт-теория (Вертхаймер) — InstructionalDesign.org
Наряду с Колером и Коффкой Макс Вертхаймер был одним из основных сторонников гештальт-теории, которая делала акцент на когнитивных процессах высшего порядка среди бихевиоризма. В центре внимания гештальт-теории была идея «группировки», то есть характеристик стимулов, заставляющих нас определенным образом структурировать или интерпретировать поле зрения или проблему (Wertheimer, 19).22). Основными факторами, определяющими группировку, были: (1) близость — элементы имеют тенденцию группироваться вместе в соответствии с их близостью, (2) сходство — элементы, сходные в некотором отношении, имеют тенденцию группироваться вместе, (3) замыкание — элементы группируются вместе, если они имеют тенденцию завершать некоторую сущность и (4) простота — предметы будут организованы в простые фигуры в соответствии с симметрией, регулярностью и гладкостью. Эти факторы были названы законами организации и объяснялись в контексте восприятия и решения проблем.
Вертхаймера особенно интересовало решение проблем. Вертимер (1959) дает гештальт-интерпретацию эпизодов решения задач известных ученых (например, Галилея, Эйнштейна), а также детей, сталкивающихся с математическими задачами. Суть успешного поведения при решении проблем, по Вертгеймеру, заключается в способности видеть общую структуру проблемы: «Определенная область в поле становится решающей, сфокусированной; но он не становится изолированным. Развивается новый, более глубокий структурный взгляд на ситуацию, связанный с изменением функционального значения, группировки и т. д. элементов. Руководствуясь тем, что требуется структурой ситуации для критической области, можно прийти к разумному предсказанию, которое, как и другие части структуры, требует прямой или косвенной проверки. Задействованы два направления: получить целостную непротиворечивую картину и увидеть, что структура целого требует от частей». (стр. 212).
ПриложениеТеория гештальта применима ко всем аспектам человеческого обучения, хотя наиболее непосредственно она применима к восприятию и решению проблем. На работу Гибсона сильное влияние оказала гештальт-теория.
ПримерКлассический пример гештальт-принципов, предложенный Вертгеймером, — это определение детьми площади параллелограмма. Пока параллелограммы являются правильными фигурами, можно применить стандартную процедуру (проводя линии перпендикулярно углам основания). Однако, если предоставляется параллелограмм новой формы или ориентации, стандартная процедура не будет работать, и дети вынуждены решать задачу, понимая истинную структуру параллелограмма (т. е. фигуру можно разделить пополам в любом месте, если соединить концы). ).
Принципы- Учащегося следует поощрять к раскрытию основного характера темы или проблемы (т. е. отношений между элементами).