1.1. Определение творчества. Психология детского творчества
1.1. Определение творчества
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим [201]. Это широкое понимание, и согласно ему не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Есть еще более широкое определение, в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные диспозиции, а экзистенциальные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям [97]. Некоторые исследователи сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации [161].
Эти определения связаны с оценкой творческого процесса по его результату. Т. Амабиле (Т. Amabile) [203] добавляет, что продукт или реакция будут оценены как творческие, если они являются новыми, полезными, адекватными и значимыми ответами на поставленную задачу, а также если сама задача является эвристичной, а не алгоритмизированной [202].
Но при любом определении весь мир культуры – продукт человеческого творчества. Все предметы обыденной жизни некогда были в воображении их создателей, а теперь стали кристаллизованным, или реализованным, воображением [41]. Кто-то некогда сначала мысленно представил, а потом создал те предметы, которые нас окружают. Это не только современная техника: телевизор, компьютер, телефон, автомобиль, самолет, теплоход, но и все столовые приборы: тарелки, ложки, вилки, ножи, вся мебель, дома, одежда – все придумано людьми. Некогда они не существовали. Огромные пирамиды, величественные храмы, стройные здания, дороги и мосты, дамбы и аэропорты, а также простые табуретки сначала возникли в чьем-то сознании как возможные (рис.
1.1).Рис. 1.1. Густав Курбе «Ателье»
Творчество существует не только в мастерских великих художников или в партитурах известных композиторов. Оно есть всюду, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, каким бы малым ни казалось оно в сравнении с памятниками великого прошлого. Подобно тому как огромный слон и крохотная букашка одинаковым образом являются творениями природы, маленькая спичка, дизельный двигатель и доменная печь в равной мере составляют результат творческого процесса человека. И так же как множество факторов влияло на эволюцию видов, живущих сегодня на Земле, огромное количество людей вносило свой посильный вклад в создание объектов, которые ныне принадлежат человечеству.
Даже творчество одиноких титанов зиждется на том, что было создано предшественниками. Картины Леонардо да Винчи появились на волне Возрождения, когда большое число художников обратило свои взоры на классическое искусство древних греков и римлян, прошедших уже длительный путь в исследовании человеческого тела и его изображения. Ученые-одиночки, формулируя новые гипотезы, опираются на представления предшественников, добытые ими крупицы знаний, даже если опровергают, а не подтверждают их. Николай Коперник, предлагая гелиоцентрическую картину мира, отталкивался от птолемеевского видения Вселенной. И, возможно, не будь этой более ранней картины мира, Коперник создал бы не свою, а птолемеевскую. А. Гауди, вообразивший уникальный собор, видел множество соборов, построенных другими архитекторами, и организовал массы людей на воплощение своей идеи. Подобным образом вещи, окружающие человека, являются результатом длительного коллективного творчества, когда каждый вносит посильную лепту, часто столь разительно изменяя предмет, что вряд ли он был бы узнан тем, кто впервые начал процесс созидания.
И сейчас каждый, кто только выходит за пределы тривиального, привычного, придает вещи новое значение, новый вид, новую функцию, превращается в творца, хотя, возможно, очень маленького (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Ребенок использует горшок в новом качестве – как интересную игрушку, с которой можно производить множество действий
Вслед за О. Зельцем Л. С. Выготский [41] выделял два типа деятельности у человека:
– репродуктивную, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы;
– творческую, при которой человек создает то, что еще никогда не видел.
Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое сначала надо вообразить, обозначить, назвать. Именно поэтому творчество делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [41].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ВИТАМИНЫ ТВОРЧЕСТВА
ВИТАМИНЫ ТВОРЧЕСТВА Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ум работал правильно.Р. ДЕКАРТДВИЖЕНИЕ И МЫСЛЬПолноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит наш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога. А.
ПРИРОДА ТВОРЧЕСТВА
ПРИРОДА ТВОРЧЕСТВА Просматривая статьи и научные сообщения за последние пятьдесят лет, посвященные психологии творчества, я обратил внимание на явную скудность материала и ограниченную возможность использования выполненных работ. Со времени Уильяма Джемса и вплоть доГРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА
ГРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА Субботним вечером, во время «Исаленского уикенда», в Нью-Йорке состоялась открытая дискуссия на тему будущего человечества. В дискуссии, наряду с другими, приняли участие Джойс Керол Оутс, Грегори Бейтсон и Уильям Ирвин Томпсон, люди, выступления
К ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА
К ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА В декабре 1952 года группой спонсоров из университета штата Огайо была созвана конференция по творчеству.
Мотивация творчества
Мотивация творчества Главным побудительным мотивом творчества, как оказалось, служит стремление человека осуществить себя, проявить свои возможности. Оно же, как мы выяснили, выступает и глубинной лечебной силой психотерапии. Под этим стремлением я имею в виду
Источники творчества
Источники творчества … В этой главе мы обсудим некоторые традиционные и нетрадиционные источники творчества. Систематизация этих источников поможет нам лучше понять место нестандартного мышления в творчестве вообще и углубит наше понимание творческого
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА Прекрасным лидером процесса в компании «Дюпон» был Дэвид Таннер, организовавший постоянно действующий Центр творчества. Именно такой серьезный подход к творчеству необходим тем, кто хочет получить от него достаточные дивиденды. Вложение в творчествоЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА Я уже обсуждал этот тип структур. Центр творчества имеет собственную сферу деятельности и служит для координации многих других структур, описанных в этой главе. Например, центр творчества может отвечать за список творческих целей или папку
Поощрение творчества
Поощрение творчества Одним из возражений против того, чтобы обучать творчеству в университете, я слышал: «Ну не всем же быть Эйнштейнами». Это трудно оспаривать; да и ни к чему. Хатчингс (Hutchings, 1986, р. 14) Одно время разгорались жаркие споры вокруг вопроса, возможно ли сделать
Процесс творчества
Процесс творчества Еще в средней школе я открыл в себе способность осознанно сновидящего, когда увидел, что изучив какую-нибудь сложную тему по математике или геометрии, могу после пробуждения решать по ней задачи. Эта способность у меня наблюдалась и в колледже, и в
ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА (Драмы выделены разрядкой.Данные неполны и в деталях не везде надежны)1870 «Торвальдсен в Риме»1871 «Вне закона»1872 «Местер Улоф»1879 «Красная комната»«Секрет гильдии» «Старый Стокгольм»1881 «Шведский народ» «Счастливчик Пер»1882 Сатиры на шведское
В режиме творчества
В режиме творчества Жизнь созидателя – уникальный опыт. Тут сама действительность выглядит иначе. Это даже не другой контекст, это жизнь в другой вселенной. Человек подчинительно-противительного склада живет словно в лабиринте. Внешние обстоятельства – его стены.Трансценденция и акт творчества
Трансценденция и акт творчества Творчество дает возможность выйти за рамки собственной личности. Занимаясь творчеством, вы работаете с двумя типами законов: причинно-следственной связи и трансценденции. Осуществляя творческий акт, вы, во-первых, увеличиваете
Загадка творчества
Загадка творчества Такое, казалось бы, незначительное отличие мозга приводит к кардинальному отличию сознания человека от психики животного. Принцип позволяет так воспринимать понятия, что человек может выявлять сходные признаки различных предметов и явлений природы.
Детство творчества
Детство творчества Очевидно, начинать учить творческому мышлению надо, как минимум, со школы — если это не начали делать ещё в детстве родители. Потому что, лишая любого человека возможности в будущем творить, мы не только отнимем у него огромную долю радости жизни, не
Творчество.
Что это? | Философский штурмГлавная › Записи › Записи К.Б.Н.
Систематизация и связиЛогика
.
Творчество. Что это?
Если обратить внимание на словарные определения понятия «творчество», то можно заметить в них – противоречие. Вот эти определения:
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. — там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое… («Большая советская энциклопедия»).
ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. … (Философская энциклопедия).
ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью.… (Большой Энциклопедический словарь)
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.
Обратите внимание, в одних определениях творчество связывается не только с выявлением нового, но и с выдающимся результатом этого процесса. В других определениях это понятие можно истолковать просто как созидание нового (новых идей), без связи с результатом, без связи с оценкой для всего человечества. Но это довольно разные толкования. И были бы они выданы в определении как разные значения, например — значение 1, или значение 2, как это обычно делают в словарях. Но нет, вроде и одно значение, но – с таким противоречием.
Не трудно заметить, что толкование творчества, связанное с выдающимся результатом – более узкое, чем толкование, как – созидание нового. Можно ли узнать, какое из этих толкований – правильное, а какое ошибочное? (То есть, либо одно – слишком узкое, либо другое – слишком широкое.) Можно. У слишком узких толкований есть один заметный признак. Прежде чем его обозначить, для наглядности лучше привести примеры – явно слишком узких определений (кстати, тоже за счёт привязки к выдающемуся результату).
Бег – это процесс (…) с достижением рекорда.
Обучение, это процесс (…) с отличными оценками.
Сварка – это процесс (…) с получением высококачественного шва.
Обратите внимание. У всех этих очевидно зауженных определений есть очевидная неясность с родовым признаком. То есть, очевидно – отсутствует понятие, обозначающее сам процесс (в данном случае – родовой признак).
Это и есть признак слишком узкого определения — отсутствие родового понятия.
Не трудно заметить, что в толковании понятия «творчество», как не только нового, но и выдающегося, отсутствует понятие, обозначающее сам процесс выявления нового без каких-либо оценок. Отсутствует. Значит это толкование – слишком узкое.
Следовательно, творчество надо определять просто как процесс выявления нового, новых идей, новых для самого выявляющего.
Поэтому творчество, это не только нечто выдающееся, но и — нехорошее и ничтожное, и посредственное. И даже криминальное. Да, есть криминальное творчество. Новое в мошенничестве, новое в способах кражи, новое в убийствах, пытках, и т.п. И в сексе, есть своё творчество. И в быту есть своё творчество.
Это всё, тоже — творчество (как бы это не коробило рафинированных интеллигентов).
Почему происходят подобные ошибки в определении понятий?
Наивные люди (иногда и несознательно) стремятся идеализировать то, что им нравиться, и демонизировать то, что им не нравиться. И проявляется это даже в определении понятий.
Словари пока – не идеальны.
Специалистов грамотных по определению понятий – не хватает.
.
К.Б.Н., 27 Октябрь, 2021 — 12:37
Что такое творчество?
Что такое творчество? Калифорнийский государственный университет, НортриджИз Human Motivation , 3-е изд. , Роберт Э. Франкен:
- Креативность определяется как тенденция генерировать или распознавать идеи, альтернативы или возможности, которые могут быть полезны в решении проблем, общении с другими и развлечениях себя и других. (стр. 396)
- Три причины, по которым люди мотивированы на творчество:
- потребность в новой, разнообразной и комплексной стимуляции
- потребность в обмене идеями и ценностями
- нужно решать задачи (стр. 396)
- Для творчества необходимо иметь возможность просмотра вещи по-новому или с другой точки зрения. Среди прочего вещи, вы должны быть в состоянии генерировать новые возможности или новые альтернативы. Тесты креативности измеряют не только количество альтернативы, которые люди могут создать, но уникальность этих альтернативы. возможность генерировать альтернативы или видеть вещи однозначно не происходят путем изменения; это связано с другими, более фундаментальные качества мышления, такие как гибкость, терпимость к двусмысленности или непредсказуемости, а также удовольствие от ранее неизвестные вещи. (стр. 394)
Из книги «Творчество — за пределами мифа о гениальности » Роберта У. Вайсберг.
- «творческий» относится к новым ценным продуктам, как в
«Самолет был творческим изобретением». «Креативный» также относится к
человек, который производит работу, например, «Пикассо был творческим человеком».
Тогда «творчество» относится как к способности создавать такие
работает, как в «Как мы можем способствовать творчеству наших сотрудников?» и к
деятельность по созданию таких продуктов, как в «Творчестве
требует тяжелой работы» (стр. 4)
- Все, кто изучает творчество, соглашаются, что для того, чтобы что-то было творческим, недостаточно быть новым: оно должно иметь ценность, или соответствовать когнитивным требованиям ситуации». (стр. 4)
Из Творчество — Поток и психология открытий и Изобретение Михая Чиксентмихайи.
- Способы, которыми обычно используется «творчество»:
- Лица, выражающие необычные мысли, интересные и возбуждающие — короче говоря, люди, которые кажутся необычайно яркими.
- Люди, которые воспринимают мир новыми и оригинальными способами. Это (личностно-творческие) личности, чье восприятие свежие, чьи суждения проницательны, кто может сделать важные открытия, о которых знают только они.
- Люди, которые каким-то важным образом изменили нашу культуру. Поскольку их достижения по определению общедоступны, их легче напишите о них. (например, Леонардо, Эдисон, Пикассо, Эйнштейн, и т.д.) (стр. 25-26)
- Системная модель творчества: (стр. 27-28)
- креатив домен , вложенный в культуру — символическое знание, уничтоженное определенным обществом или человечеством в целом (например, изобразительное искусство)
- поле , которое включает в себя все гейткиперы области (например, искусствоведы, преподаватели искусства, кураторы музеев и т. д.)
- физическое лицо физическое лицо , использующее символы данная область (например, музыка, инженерия, бизнес, математика) появляется новая идея или видится новый паттерн, и когда эта новизна выбрано соответствующим полем для включения в соответствующий домен
- Творчество — это любое действие, идея или продукт, которые изменяют существующий домен или преобразующий существующий домен в новый один . .. Важно то, является ли новинка, которую он или она производит, принято к включению в домен.» (стр. 28)
- Характеристики творческой личности: (стр. 58-73)
- У творческих людей много энергии, но они также часто спокойны и находятся в состоянии покоя.
- Творческие личности, как правило, умны, но в то же время наивны. в то же время.
- Творческие личности сочетают в себе игривость и дисциплина, или ответственность и безответственность.
- Творческие личности чередуют воображение и фантазию на одном конце и укоренившееся чувство реальности на другом.
- Творческие люди, кажется, питают противоположные тенденции на континуум между экстраверсией и интроверсией.
- Творческие личности также удивительно скромны и горды в в то же время.
- Творческие личности в определенной степени избегают жесткого пола ролевые стереотипы и склонность к андрогинности.
- Как правило, творческие люди считаются мятежными и независимый.
- Большинство творческих людей очень увлечены своей работой, но они также могут быть чрезвычайно объективны в этом отношении.
- Открытость и чуткость творческих личностей часто подвергает их страданию от боли, но также и удовольствие.
Как ученые определяют креативность
Креативность — это не преимущественно то, что можно «принудить» с помощью творческих «методов» (Кук, 19 лет).98).
Креативность — это одномерная или многомерная черта (Ким, 2006).
Креативность является общей или конкретной областью (Plucker, & Beghetto, 2004).
Творчество полностью сосредоточено на объекте и его создании (Rentschler, 2001).
Креативность не синоним таланта (Балкин, 1990).
Креативность обычно определяется как способность генерировать новые ассоциации, которые каким-то образом адаптивны (Ward, Thompson-Lake, Ely, & Kaminski, 2008).
Творчество намного сложнее, чем считалось ранее (Amabile, 1996).
Творчество — это те установки, посредством которых мы реализуем себя (Янг, 1985).
Творчество по своей природе является движущей силой (Штернберг, 2006).
Креативность определяется как создание новых и подходящих идей (Amabile, & Conti, 1997).
Креативность можно определить как способность преобразовывать опыт в оригинальные и осмысленные интерпретации (Runco, & Cayirdag, 2012).
Креативность — это основа, на которой основываются инновации (Argabright, McGuire, & King, 2012).
Творчество есть божественное безумие, дар богов (Платон).
Креативность является основным элементом инноваций (Andersen, & Kragh, 2012).
Креативность — это одно из слов в английском языке, которое означает множество вещей для многих людей (Doppelt, 2012).
Креативность — сложная и расплывчатая конструкция, трудно поддающаяся согласованному определению (Штернберг, 1999).
Креативность является предпосылкой для инноваций (Bassett-Jones, 2005).
Творчество — это процесс, который приносит новые знания (Кристенсен, 2004).
Креативность необходима для успеха в бизнесе (Lapierre, & Giroux, 2003).
Креативность часто достигается благодаря сочетанию сознательной и подсознательной обработки информации (Huber, 1998).
Креативность — это степень, в которой выдающиеся творческие личности чувствуют влияние социальных факторов и факторов окружающей среды (Амабиле, 19 лет).83).
Креативность часто представляется как важный компонент содействия организационным инновациям (DiLiello, & Houghton, 2008).
Творчество — сложное многогранное явление (Урибе Ларах и Кабра, 2010).
Креативность — это способность по-новому комбинировать идеи, вещи, приемы или подходы (Роми, 1970).
Креативность обычно определяется как способность генерировать новые ассоциации, которые каким-то образом адаптивны (Ward, Thompson-Lake, Ely, & Kaminski, 2008).
Креативность часто жизненно важна для организационной эффективности (Carson, & Carson, 1993).
Креативность часто ошибочно используется как синоним оригинальности (Балкин, 1990).
Креативность часто проявляется у маленьких детей (Sternberg, 2006).
Творчество — это больше, чем просто спонтанность (Young, 1985).
Творчество — это вопрос интуиции и вдохновения (Де Боно, 1991).
Творчество – это мышление; Просто мышление приводит к результатам, которые мы считаем отличными (Амабиле, 19 лет).96).
Креативность — это генерация новых и полезных идей отдельными сотрудниками (Zhou, & George, 2001).
Креативность — это опыт людей, получивших широкое признание за свою творческую деятельность (Amabile, 1985).
Творчество необходимо для человеческого прогресса (Hennessey, & Amabile, 2010).
Творчество определяется как нечто независимое от знаний (Cronbach, & Meehl, 1955).
Креативность определяется как процесс использования воображения и навыков для изобретения уникального продукта или идеи (Скотт, 19 лет).95).
Креативность определяется как способность творить (Kristeller, 1983).
Креативность — чрезвычайно сложное явление (Simonton, 2012).
Креативность определяется как состоящая из четырех стадий, включающих: подготовку, инкубацию, озарение и проверку (Wallas, 1926).
Творчество сложно (Charyton, Hutchison, Snow, Rahman, & Elliott, 2009).
Творчество понимается как то, что соприкасается с метафизическим (Eason, 2010).
Креативность — скорее исключение, чем норма (Zhou, & George, 2003).
Творчество сложнее, чем считалось ранее (Shin, & Zhou, 2007).
Творчество — это больше, чем интеллект (Piers, Daniels, & Quackenbush, J. 1960).
Креативность — это нормально распределенное психологическое измерение (Barbot, & Lubart, 2012).
Творчество — это скорее культурный и социальный феномен, чем просто умственный процесс (Niu, & Sternberg, 2001).
Креативность является фундаментальной характеристикой человеческого интеллекта (Boden, 1998).
Творчество — это ментальное явление (Simonton, 2000).
Креативность — это широкий термин (Dijksterhuis, & Meurs, 2006).
Креативность является желательной чертой (Mednick, 1963).
Креативность является важной предпосылкой успешного совместного творчества (Füller, Matzler, Hutter, & Hautz, 2012).
Творчество — ценный товар (Gough, 1979).
Креативность — относительно новое академическое понятие (Le Masson, Hatchuel, & Weil, 2011).
Креативность — это компетенция (von Stumm, Chung, & Furnham, 2011).
Творчество — это размытое понятие (Фрайер, 2012).
Креативность часто определяют как параллельное понятие интеллекта (Feldhusen, & Goh, 1995).
Креативность является необходимым шагом в инновационном процессе (Carson, & Carson, 1993).
Творчество — это когнитивный процесс (Blissett & McGrath, 1996).
Креативность необходима для эффективной работы (Sawyer, 2006).
Креативность – это способность, заложенная в природе человека (Дудек, 1974).
Творчество — это многомерная конструкция (Treffinger, & Poggio, 1972).
Креативность является необходимым навыком для учащихся, чтобы научиться решать проблемы (Webb, & Rule, 2012).
Креативность — слово со слишком большим багажом (Брабазон, 2012).
Креативность — это качество человека (Amabile, & Pillemer, 2012).
Творчество — относительно новое понятие (Armentano, 2012).
Часто считается, что творчество связано с искусством, а не с наукой (Donohue-Porter, 2012).
Креативность является предметом изучения во многих дисциплинах (Beaussart, Andrews, & Kaufman, 2012).