Определение творчества
2.03.2012
Этимология слова творчество восходит к индоевропейскому корню *dhebb-, который лежит в основе праславянского слова *doba, означавшего “благоприятное, подходящее время”, откуда знакомые нам слова “добро”, “удобный”, “надобность”, “подобный”, “(не)подобающий”, “доблесть”, “снадобье”, “сдоба”. В армянском языке корень *dhebh опознан в слове darbin – “кузнец”, в немецком – в существительном faber – “ремесленник”. Производные от этих слов в армянском и латыни означают “творец”, а в славянских и балтийских языках – “результат творчества”: “прилаженный, (хорошо) подготовленный, пригодный, хороший”.
Сегодня для обозначения творческих способностей человека повсеместно используется термин “креативность”. Чаще всего среди критериев креативности выделяют такие качества индивида как:
- беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;
- оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость – данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении и позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность;
- восприимчивость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность – готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое;
- удовлетворённость – итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
Д.В. Реут уточняет:
“Креативный акт есть создание нового. Новое в данной работе мы предлагаем понимать субъективно, отвлекший на время от трюизма «ничто не ново под луной». Новое есть впервые мыслимое или делаемое данным субъектом, ранее неизвестное ему (фиксируемое таковым с разрешающей способностью индивидуального восприятия и на основании накопленного содержимого индивидуальной памяти со всеми её текущими несовершенствами). Иными словами, креативный акт квалифицируется как таковой по критериям новизны самого субъекта. Тогда максимально креативен ребенок: он всё делает впервые”.
Теперь зададимся главным для нашей книги вопросом: почему кто-то стремится научиться чему-то новому?
На этот вопрос в физиологии даётся вполне определённый ответ: “любой поведенческий акт побуждается и организуется прежде всего той или иной потребностью организма и её мотивацией”. И потребность, и мотивация служат своего рода ориентиром, целью (Z), для того, чтобы сформировался полноценный способ действий.
Но, как указывал ещё И.М. Сеченов, одной только мотивации для этого недостаточно:
“Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но в нём нет никаких элементов, чтобы направлять движение в ту или иную сторону и видоизменять его сообразно требованиям местности и случайностям встреч”.
Для этого нужна информация I, инструкции, которые при помощи имеющихся ресурсов тела и/или памяти (R) позволили бы построить такую последовательность действий (Q), которая дала бы наибольшую вероятность (P) удовлетворения данной потребности (Z).
Рассмотрим результаты наблюдений Е.М. Богомоловой и Ю.А. Курочкина за становлением вертикальной позы новорожденного лосёнка. Первые попытки лосёнка встать на ноги неудачны и неуверенны. Они требуют значительного времени. Но стоит лосёнку хотя бы раз достичь цели, т.е. занять вертикальную позу, как повторные его вставания осуществляются всё увереннее и увереннее.
А отрезки времени на вставание укорачиваются.
(?) Обратите внимание, из рисунка 1 видно, что даже на 31 минуте, после того как лосёнок научился занимать вертикальное положение, далее он не застрахован от неудачных попыток. По чему же? К ответу на этот вопрос мы вернёмся позднее, а пока поразмышляйте сами. И читайте дальше.
В результате складывается способность лосёнка целенаправленно (мотивированно, скажем, его мотив – желание добраться до матери) подниматься на ноги. Аналогично складываются и другие целенаправленные акты, в том числе и те, которые совершает человек при освоении новых навыков, допустим, в решении новых задач.
Например, в экспериментах В.А. Елисеева изучалось решение задачи Кордемского на перемещение по определённому правилу фишек двух разных цветов. В общем виде задача была сформулирована так. Имеется n фишек чёрного цвета (х) и n фишек белого цвета (o), причём n > 2. Первоначально фишки располагаются в следующем порядке:
Требуется переставить фишки за n ходов таким образом, что бы получить новую последовательность чередования цветов:
Ходом считается одновременное перемещение пары смежных фишек и любой части ряда в любую другую его часть. Подробное описание хода экспериментов можно найти в статье. Здесь же отметим, в чём состоит сходство действий лосёнка и испытуемого в процессе решения задачи Кордемского:
- обоим приходится, потерпев неудачу (упав или не достигнув решения за n ходов), начинать всё заново;
- даже если какие то действия окончились неудачей, они неосознанно запоминаются. Работает память. Эти первые действия случайны. Однако далее неосознаваемое становится осознанным – стоит только соотнести совершённый поступок с его объективными результатами.
Потому, если восстановить историю попыток испытуемого, решавшего предложенную ему задачу с фишками, то динамика его успешности будет похожа на процесс освоения вертикальной позы у лосёнка (рис. 1).
Обе задачи являются нешаблонными, поскольку и у испытуемого, и у лосёнка изначально нет шаблонов (нет готовой информации I, инструкций, паттернов) для их решения. В случае задачи Кордемского испытуемые имели возможность давать словесные описания своим ошибкам, комментировать ход поисков решения, но всё равно, как метко заметил В. А. Елисеев, в опытах “голова” отстаёт от “рук”. То есть сначала осуществляются действия, а затем уже, когда они приводят к успеху, поспевает их словесное (логическое) описание и попытки воспроизводить эту логическую схему в последующих повторениях решения.
В обеих задачах – если изложить их формально – была некая наличная ситуация S0 и цель Z, к достижению которой субъектов целенаправленной деятельности “влекла” мотивация. В обеих задачах на первом этапе из ситуации S0 осуществлялись самопроизвольные, случайные переходы к какой-либо другой ситуации Sn из класса возможных:
где p – вероятность подобных случайных переходов.
Каждый из этих случаев осознанно и бессознательно откладывался в памяти субъектов целенаправленной деятельности. Допустим, какая-то последовательность действий Q не приводила к цели. Тогда за счёт повторяемости попыток субъект получал представление (на уровне мышечных ощущений и/или на эмоциональном уровне и/или на уровне сознания, т. е. благодаря тем средствам памяти, какие были задействованы субъектом для решения задачи) о том, какова вероятность p.
В нашем сюжете Q – последовательность действий, которая далее может быть воспроизведена и с максимальной вероятностью P обеспечит достижение Z. Поскольку P>p, то целенаправленное действие (2) может повторяться вновь и вновь, каждый раз обеспечивая лучший результат в решении данной задачи. В быту мы сказали бы, что решение/навык освоены. Физиологи сказали бы о сложившемся автоматизме. В терминах современной школы физиологии П.К. Анохина и К.В. Судакова в обоих случаях речь идёт о процессе формирования системокванта – отрезка жизнедеятельности – от возникновения потребности до её удовлетворения. Как только решение найдено (системоквант сформирован), далее эта устойчивая психическая целостность может многократно воспроизводиться, позволяя с максимальной вероятностью P, которая, однако, меньше 100%, достигать события цели Z. В терминах же теории целенаправленных систем о многократном воспроизведении цепочки (2) говорят как о функционировании некоей целенаправленной системы действий.
Почему вероятность P всегда меньше 100%, хотя и может быть сколь угодно близка к 100%? В обоих рассмотренных примерах достигнуть цели нельзя за один ход, поэтому, даже если решение найдено, при повторном решении задачи всегда есть вероятность, что будет допущена ошибка (при считывании информации из памяти или, в общем случае, с любого другого носителя) и цель Z не будет достигнута. Поэтому и лосёнок, и человек могут иногда ошибаться, достигая цели, даже когда однажды её уже достигли, что мы и наблюдаем на рисунке 1.
Заметим ещё, что российский инженер П.К. Энгельмейер (1909) в возникновении каждого изобретения выделяет триаду (“трёхакт”): принцип (цель), система (план), конструктивное (реальное) воплощение, – одобренную знаменитым физиком и философом Э. Махом [28, с. 6, 116–124]. Трёхакт, т.е. Z, I, QI, нетрудно различить в записи ЦСД (2) и в концепциях творчества большинства отечественных психологов XX в.
Ключевые слова: Творчество
Источник: Соснин Э. А., Пойзнер Б.Н., Из небытия в бытие
Материалы по теме |
---|
Психологические особенности творческой личности Толшин А.В., Рождественская Н.В., Креативность |
Коллективное творчество и творчество в коллективе Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Продукты творчества как показатели креативности Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Педагогическое общение как творческий процесс Толшин А. В., Рождественская Н.В., Креативность |
Что препятствует творчеству Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Технологии развития творческого потенциала личности И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
понятие, виды, особенности и основные этапы — Новости Оптом
Содержание статьи:
- Основные виды человеческой деятельности
- Сущность понятия «творчество»
- Проблема творчества: история исследований
- Основные теории творчества
- Творчество как процесс
- Этапы творческого пути
- Основные типы
- Творчество и личность
- Мотивация творчества
- Творчество академическое и народное
- Лечение творчеством
- В заключение&hellip
Как только человек впервые взял в руки примитивное орудие труда, он начал активно преобразовывать окружающий мир. По большому счету весь смысл конкретной человеческой жизни сводится к той или иной деятельности. Она может быть созидательной или разрушительной, спонтанной или целенаправленной, духовной, материальной или же творческой. В этой статье мы максимально подробно расскажем о творческом пути человека, особенностях и этапах его развития.
Основные виды человеческой деятельности
Вам будет интересно:Субъект в философии — это… Определение понятия, значение, проблемы
Что такое деятельность? В самом широком понимании это способ отношения человека к окружающему его миру. От активности животного человеческая деятельность отличается следующими чертами:
- Сознательность процесса.
- Нацеленность на определенный результат.
- Преобразующий характер деятельности.
У любой человеческой деятельности есть цели, мотивы, методы, средства и инструменты. Есть у нее и свой конкретный объект (предмет, явление или же внутреннее состояние человека), на который эта деятельность направлена.
В социальной психологии принято выделять пять основных видов деятельности человека – творчество, игру, учение, общение и труд. Об одном из них мы расскажем далее более подробно.
Сущность понятия «творчество»
Вам будет интересно:Обобщение и ограничение понятий в логике: виды, способы, примеры
По мнению психологов, существует всего лишь два уровня деятельности:
- репродуктивный;
- творческий.
Первый уровень предусматривает банальное повторение тех алгоритмов действий, которые были созданы другими людьми. Такая деятельность основывается на опыте и не требует значительных умственных усилий. Творческий уровень предполагает создание качественно нового продукта или знания, способствуя тем самым развитию человеческой культуры и цивилизации в целом. При этом стоит отметить, что любая творческая деятельность невозможна без репродуктивной. Чтобы написать стоящую поэму, одного таланта будет недостаточно. Поэт вначале должен ознакомиться с такими понятиями, как рифма, ритм и стихотворный размер, не говоря уже о правилах грамматики и стилистики речи.
Таким образом, творчество – это деятельность человека, отличительным критерием которой является уникальность ее конечного результата. Понятие творчества может рассматриваться в двух различных аспектах: как способность (иными словами – креативность) или как мыслительный процесс. Об этом еще пойдет речь далее в нашей статье.
Вам будет интересно:Основной закон философии: трактовка и значение
Важно отметить, что творчество – единственный вид деятельности, который одновременно использует три довольно необычных «инструмента» человеческого мозга: это воображение, фантазия и интуиция. Еще одно важное отличие творческой деятельности от репродуктивной заключается в том, что ценностью здесь обладает не только конечный результат, но и сам процесс такой деятельности.
Кстати, проблемами творчества и творческого пути человека занимается отдельная отрасль философии – эвристика.
Проблема творчества: история исследований
Первые попытки изучения такого феномена, как творчество, начались еще в античные времена. Многие мыслители Древней Греции были уверены, что именно в этой деятельности заключается сама суть человеческого существования. При этом античные философы различали божественное и собственно человеческое творчество.
Но наиболее активный период исследования этой проблемы пришелся на прошлое столетие. На рубеже XIX-XX веков зародилась особая дисциплина – психология творчества. Она соединила в себе психологические, эстетические, философские знания и идеи.
Во второй половине ХХ века возник спрос на творческих и креативных работников, что дало новый импульс развитию данной научной дисциплины. В наши дни ею активно занимаются не только психологи, но и социологи, культурологи и даже экономисты. Все это лишний раз подтверждает тот факт, что роль творчества на нынешнем этапе развития человечества неуклонно растет.
Основные теории творчества
Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Нойманн, Абрахам Маслоу – все эти ученые в большей или меньшей степени интересовались проблемой творчества.
Так, небезызвестный австрийский психолог Зигмунд Фрейд, автор теории психоанализа, полагал, что творчество является своеобразной сублимацией сексуальной энергии человека. А вот отец аналитической психологии Карл Юнг источниками творческого вдохновения считал архетипы коллективного бессознательного – генетически бесформенные структуры, которые приобретают форму в искусстве.
Любопытную теорию предлагает основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер. По его мнению, творческим потенциалом изначально наделен каждый человек. Кроме того, теория Адлера рассматривает искусство как способ компенсации человеком своих личных недостатков и изъянов.
Гештальтпсихология рассматривает творческий путь человека как особый мыслительный процесс, в результате которого происходит объединение в единое целое разобщенных фактов, что, в свою очередь, приводит к так называемому «озарению». Согласно концепции Якова Пономарева, творчество – есть механизм и ключевое условие развития материи, образования ее новых форм и вариаций.
Творчество как процесс
Вам будет интересно:Философский смысл проблем бытия: суть, основные аспекты и их смысл
Вот как отзывался о «творческом озарении» немецкий врач и физиолог Герман Гельмгольц еще в XIX веке:
«Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она – не знаешь сам».
Именно по такой схеме рождались научные идеи и открытия в голове ученого.
Творчество – это, прежде всего, мыслительный процесс, в результате которого те или иные идеи человека реализуются во внешнем мире. Можно выделить пять характерных особенностей любого творческого процесса:
Здесь стоит упомянуть о еще одном важном понятии – творческом пути. Под ним подразумевается самостоятельная практическая деятельность человека (художника, поэта, писателя, музыканта и т. д.) по созданию своих материальных или нематериальных ценностей (произведений). В более узком понимании творческий путь – это процесс постепенного раскрытия творческого потенциала того или иного деятеля искусства, состоящий, как правило, из нескольких этапов.
Этапы творческого пути
Разные исследователи предлагают свои градации стадий творческого процесса. Мы рассмотрим лишь три из них.
Советский психолог Яков Александрович Пономарев выделяет четыре последовательных этапа творческого пути:
Русский популяризатор науки Петр Энгельмейер рассматривал творческий процесс с точки зрения работы ученого-изобретателя и выделял всего три стадии такой деятельности. Это:
- Рождение замысла (гипотезы изобретения).
- Разработка схемы или плана.
- Конструктивная реализация задуманного (не требует особого творчества).
П. К. Энгельмейер при этом говорил так:
«В первом акте изобретение предполагается, во втором – доказывается, в третьем – осуществляется. Первый акт определяет его телеологически, второй – логически, третий – фактически».
Еще один советский психолог П. М. Якобсон определил семь стадий творческого процесса. Вот они:
- Интеллектуальная готовность к акту творчества.
- Определение проблемы.
- Зарождение идеи и формулировка задач.
- Поиск решений этих задач.
- Получение принципа изобретения (открытия).
- Превращение принципа в схему.
- Техническое оформление изобретения.
Основные типы
Какие виды творчества существуют в современном мире? Существует несколько классификаций. По одной из них, есть всего два основных вида творческой деятельности: практическая и духовная. Хотя данное разделение является достаточно условным.
Практическая творческая деятельность конкретная и прозаичная. Она помогает воплотить идею в реальность. И здесь, разумеется, не обойтись без определенных практических навыков и умений. Духовное творчество более глубокое и интересное для ученых, ведь оно с трудом поддается изучению. Этот вид творческой деятельности проходит исключительно в сознании человека. Причем сам творец не всегда контролирует этот процесс.
Существует и более развернутая классификация творческой деятельности. Согласно с ней, выделяются следующие типы творчества:
- Художественное (сюда относится изобразительное искусство – скульптура, графика, живопись и т. п.).
- Музыкальное и визуальное (эстрада, хореография, цирковое искусство, кинематограф).
- Литературное (проза, поэзия, устное народное творчество).
- Прикладное (архитектура, народные промыслы и прочее).
- Научно-техническое.
- Социальное.
- Педагогическое.
- Спортивно-игровое.
- Политическое.
Отдельно стоит сказать о научном творчестве. Ведь именно оно по большому счету является локомотивом научно-технического прогресса и позволяет науке как таковой покорять все новые и новые вершины. Без творчества и креатива не обойтись ни одному ученому, будь то физик, педагог, географ или математик.
Каким может быть творческий путь конкретного человека? И каким образом можно мотивировать его на творчество? Об этом пойдет речь далее.
Творчество и личность
Творчество можно рассматривать и как процесс взаимодействия личности с окружающей действительностью. Так, С. Л. Рубинштейн говорил следующее: «Производя изменения во внешнем мире, человек меняется сам». Советский психолог Борис Ананьев и вовсе считал, что творчество есть процесс объективизации внутреннего мира конкретного индивидуума. Еще дальше в этом вопросе пошел известный русский философ Николай Бердяев, заявив, что «личность – это творческий акт».
Вам будет интересно:Философские письма П. Я. Чаадаева: прижизненная публикация
Выдающийся американский психолог и экономист А. Маслоу рассматривал творчество как инструмент самовыражения человека. При этом он настаивал на том, что способности к творческой деятельности являются врожденными, а не приобретенными. Подобные взгляды были и у Г. С. Альтшуллера. Он считал, что творческие способности есть у каждого человека, но чтобы их реализовать, необходимы определенные условия.
Мотивация творчества
Как начать творческий путь? Как мотивировать себя на творчество? В. Н. Дружинин на этот счет писал, что «творчество само себя стимулирует». Главное – создать правильную мотивацию.
Еще раз стоит напомнить, что творческие способности есть у любого человека, вне зависимости от его умственного развития. Но на деле далеко не у всех развивается потребность реализовать этот богатый и заложенный природой потенциал. Причины этого могут скрываться в неправильном воспитании, сдерживающих факторах окружающей среды, ограничениях и табу общества.
Сразу стоит оговориться, что мотивацию на творчество следует искать внутри себя. Человек должен сам захотеть делать что-либо новое и интересное. Творчество из-под кнута попросту невозможно.
Если же у вас случился «творческий застой» и вы не знаете, как из него выбраться, следуйте простым рекомендациям:
- Включите свою любимую музыку.
- Прочитайте хорошую книгу или посмотрите качественный фильм.
- Поспите (иногда хорошие идеи приходят в голову после полноценного сна).
- Смените обстановку, совершите небольшое путешествие.
- Думайте только о позитивных вещах.
По убеждению многих психологов, эти нехитрые советы помогут вам вернуться в свою творческую колею и продолжить работу со свежей головой и новыми силами.
Творчество академическое и народное
Творчество бывает профессиональное (академическое) или примитивное (народное). Здесь все предельно просто. Академизм в творчестве – это следование четким и общепринятым правилам и нормам, которым обучают в специальных вузах, академиях и консерваториях. Ниже представлен пример академизма в живописи.
Народное творчество, напротив, не приемлет никаких правил. Оно свободно и независимо в своей наивности. Оно примитивно, но не поверхностно. Народные мастера, как правило, не имеют специального образования и творят по наитию сердца. Вот, например, ниже размещен рисунок известного представителя народного искусства – украинской художницы Марии Примаченко.
Народное творчество имеет несколько подвидов. В их числе:
- Примитивное (наивное) искусство.
- Декоративно-прикладное искусство.
- Народный фольклор.
- Художественная самодеятельность.
- Любительское (бытовое) творчество.
Лечение творчеством
Творчеством, оказывается, еще и лечат различные болезни и недуги. Арт-терапия – один из популярных сегодня методов психотерапии, соединяющий в себе традиционное лечение и творчество. Она позволяет человеку разрешить внутренние конфликты, уменьшить стресс, повысить самооценку и устранить поведенческие девиации. Автором данного метода считается художник Адриан Хилл. Впервые его начали применять в середине прошлого века в США и Англии.
В наши дни арт-терапия широко и эффективно используется в следующих случаях:
- Отклонения в развитии у детей.
- Психоэмоциональные расстройства (депрессии, навязчивые синдромы, панические атаки и т. д.).
- Восстановление после тяжелых и длительных заболеваний, травм.
- Борьба с вредными привычками и зависимостями.
В терапевтических целях чаще всего используются такие виды творческой деятельности, как живопись, скульптура и музыка.
В заключение…
Творческая деятельность, хоть и предусматривает наличие определенных навыков и способностей, доступна абсолютно всем без исключения людям. Не умеете рисовать, нет музыкального слуха или литературного таланта? Не беда! Есть множество других сфер жизни, где можно реализовать свой скрытый потенциал, – это наука, педагогика, политика, спорт. Найдите свою стезю в творческой жизни и добивайтесь успеха, создавайте что-то новое и оригинальное, получая небывалое удовольствие от процесса.
Источник
Творчество | Определение, типы, навыки и факты
Стив Возняк и Стив Джобс
Просмотреть все медиа
- Похожие темы:
- инновации изобретение изысканный бизнес инновации дивергентное мышление
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
творчество , способность создавать или иным образом создавать что-то новое, будь то новое решение проблемы, новый метод или прием, новый художественный объект или форма.
Было показано, что ряд личностных характеристик связаны с творческой продуктивностью. Одним из них является автономия: творческие личности склонны быть независимыми и нонконформистскими в своих мыслях и действиях. Не менее важно овладение определенной областью, т. е. сферой деятельности или знаний, требующей высокого уровня способностей. Например, применив свои знания о компьютерах к разработке Apple II, изобретатели Стив Джобс и Стив Возняк произвели революцию в компьютерной индустрии, обратившись как к частным лицам, так и к компаниям. Французский модельер Коко Шанель навсегда изменила стиль женской одежды, создав простую, но стильную одежду. С другой стороны, творческие люди могут не обладать одинаково сильными способностями во всем спектре человеческих способностей. (Заметным исключением был Леонардо да Винчи, чьи достижения в изобразительном искусстве, механике и технике раскрыли талант творческого эрудита.) Некоторые творческие люди проявляют интерес к кажущемуся беспорядку, противоречию и дисбалансу — возможно, потому, что им бросают вызов асимметрия и хаос. Творческие личности также могут проявлять высокую степень уверенности в себе. Некоторые обладают исключительно глубоким, широким и гибким самоосознанием. Другие показаны как интеллектуальные лидеры с большой чувствительностью к проблемам.
Нетрадиционность мышления, которая иногда встречается у творческих личностей, может быть отчасти сопротивлением аккультурации, которая может рассматриваться как требование отказа от своей уникальной фундаментальной природы. Фактически, независимость имеет решающее значение для творческого процесса, поскольку творческие люди часто должны иметь возможность работать в одиночку, а также должны быть готовы выражать идеи или разрабатывать продукты, которые другие могут воспринять как радикальные. Однако следует отметить, что нонконформистский образ жизни не является существенным для творчества; действительно, многие творческие личности ведут вполне обычную жизнь, выражая свою автономию главным образом в своих нетрадиционных идеях и работе. Еще одна черта, характерная для творческих людей, — интроверсия. Хотя это не означает отсутствие социальных навыков, это предполагает, что творческие люди склонны к рефлексии и обращены внутрь себя; они обращаются к своей собственной интуиции, а не зависят от взаимодействия с другими, чтобы определить свое отношение и реакцию.
Третья важная характеристика сочетает в себе любознательность и поиск проблем. У творческих личностей есть потребность искать новизну и способность ставить уникальные вопросы. Например, в книге «Вызов толпе » (1995) американские психологи Роберт Штернберг и Тодд Любарт сравнили объединенные черты автономии и решения проблем с покупкой подешевле и продажей подороже на «рынке идей». Под этим они подразумевали, что творческий человек определяет уникальную потребность — возможно, проблему или возможность, которую никто другой не признает. Это этап «покупки по низкой цене», потому что он обычно включает отказ от популярного решения и принятие неслыханного решения или идеи, которая не имеет ценности. Когда творческие люди находят лучшее решение, они работают над тем, чтобы «продать» концепцию другим. Этот процесс можно увидеть в работах таких изобретателей, как Маргарет Найт, разработавшая ряд бытовых и промышленных устройств, Рэймонд Курцвейл, разработавший текстовые сканеры и программное обеспечение для распознавания речи, и Дин Кеймен, чьи многочисленные изобретения включают медицинские устройства, водные -системы очистки и IBOT, моторизованная инвалидная коляска.
Высокий интеллект характерен для творческих личностей, однако, хотя они могут решать жизненные проблемы так же рационально, как и все остальные, их интеллект не управляет за счет интуиции или других, казалось бы, нерациональных влияний. Большинство исследований взаимосвязи креативности и интеллекта также показали, что высокий уровень общего интеллекта не обязательно способствует творчеству. Подобные открытия внесли свой вклад в «пороговую» модель интеллекта и креативности, которая утверждает, что выше определенного уровня интеллект мало коррелирует с креативностью, т. е. высокоинтеллектуальный человек может быть не таким высокотворческим. Возможно, интеллект устанавливает ограничения на количество информации, которую человек может усвоить и сохранить, а творческое мышление обеспечивает гибкость, необходимую для оригинального производства идей. Иногда проводится различие между конвергентным мышлением (аналитическое мышление, измеряемое тестами интеллекта) и дивергентным мышлением (примером которого является богатство идей и оригинальность мысли). Оба кажутся необходимыми для творческой деятельности, хотя степень каждого варьируется в зависимости от задачи или занятия (например, математик может демонстрировать больше конвергентного, чем дивергентного мышления, в то время как художник демонстрирует обратное).
Психологические эксперименты в области мотивации и обучения продемонстрировали силу новизны как побуждения к действию. Это происходит из-за напряжения, которое существует между регулярностью повседневной жизни и перерывами, которые приносят возможности нового опыта. Психологические исследования высокотворческих людей охарактеризовали это напряжение с точки зрения таких дуальностей, как интеллект и интуиция, сознательное и бессознательное, психическое здоровье и психическое расстройство, условное и нетрадиционное, сложность и простота.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Другие качества творческих личностей были выявлены американским психологом-педагогом Э. Полом Торрансом. Они включают беглость или способность быстро обдумывать множество идей; гибкость, способность использовать идеи и инструменты нестандартными способами; и оригинальность, способность думать о новых идеях и продуктах. В 1966 году Торранс и его коллеги разработали средство оценки, Тест творческого мышления Торранса (TTCT), который учитывает все эти навыки. TTCT стал одним из наиболее широко используемых показателей креативности. Торранс оказал дополнительную поддержку своему подходу в последующих исследованиях своих испытуемых через 7, 12 и 22 года, и время показало, что TTCT является одним из наиболее достоверных тестов на креативность.
Инновации | творчество | Британника
- Похожие темы:
- креативность распространение инноваций изобретение бизнес инновации
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
инновация , создание нового способа выполнения чего-либо, независимо от того, является ли предприятие конкретным (например, разработка нового продукта) или абстрактным (например, разработка новой философии или теоретического подхода к проблеме). Инновации играют ключевую роль в разработке устойчивых методов как производства, так и жизни, потому что в обоих случаях может быть необходимо создать альтернативы традиционным способам ведения дел, которые были разработаны до того, как экологические соображения стали центральными для большинства людей при принятии решений.
Поскольку инновации играют центральную роль в успехе бизнеса, а также в научном прогрессе, значительные исследования были сосредоточены на определении условий труда, которые могут привести к полезным инновациям. В целом ученые отмечают, что наилучшей моделью получения полезных знаний об эмпирическом мире (т. е. знаний, основанных на наблюдениях и экспериментах, а не на теории или убеждениях) является содействие работе многих относительно автономных специалистов, чья работа оценивается по ее достоинствам. а не его соответствие ранее существовавшим убеждениям или традиционным способам ведения дел. Это отражает отношение, которое позволяет создавать современную научную практику, отношение, которое можно проследить до Европы 17-го века.
Несколько подходов и практик того периода также применимы к содействию современным научным и техническим инновациям. Научный или инновационный вклад должен оцениваться на основе безличных критериев (то есть в соответствии с точностью описания мира и степенью, в которой он работает более эффективно, чем старый метод), а не в соответствии с тем, кто их произвел или личным опытом. характеристики (такие как раса, пол, национальность) человека, который их произвел. Знаниями следует делиться, а не держать их в секрете, чтобы другие могли применять их в своей работе и повысить общий уровень знаний. Кроме того, ученые должны действовать бескорыстно, стремясь расширить знания, а не сосредотачиваясь исключительно на личной выгоде, и научные заявления не могут быть сделаны на основе авторитета, но открыты для оспаривания и должны выдерживать проверку. Конечно, некоторые из этих правил несколько видоизменены в современном мире — например, люди извлекают выгоду из собственных открытий, как напрямую в плане обладания патентами, так и косвенно в плане карьерного успеха, — но основные принципы остаются верными.
В книге Структура научных революций (1962) американский философ и историк Томас Кун провел различие между тем, что он назвал нормальной наукой , и эпизодами научной революции . Он определил нормальную науку как процесс решения головоломок в рамках парадигм, установленных в настоящее время для конкретной науки. Например, в астрономии веками считалось, что планеты вращаются вокруг Земли (геоцентрическая модель), и были разработаны сложные модели и расчеты, чтобы попытаться объяснить наблюдаемые движения планет в рамках этой модели. Напротив, научные революции связаны с оспариванием или изменением доминирующих парадигм, как это сделал польский астроном Николай Коперник, когда предложил гелиоцентрическую Вселенную, в которой Земля, а также другие планеты вращаются вокруг Солнца. Большая часть науки в любой период времени — это нормальная наука, в которой люди работают в рамках существующей структуры, включающей методы, предположения о природе, символические поколения и парадигматические эксперименты. Даже наблюдения, которые кажутся не укладывающимися в существующую парадигму, будут объясняться в ней (как движение планет на протяжении столетий в геоцентрической модели) или игнорироваться как аномалии. Однако в какой-то момент противоречия и аномалии могут стать слишком очевидными и вызвать научную революцию, как это произошло в 16 веке в Европе (в частности, не признанной могущественным социальным институтом, католической церковью, до столетия спустя).
Большинство ученых и технических работников сегодня аналогичны обычным ученым, работающим над открытием практических приложений или освещением небольших областей знаний в рамках заданной научной модели. Например, многие ученые в Соединенных Штатах являются сотрудниками корпораций, государственных учреждений и т. д., и ожидается, что они будут работать в рамках принятых моделей, а не бросать им вызов. Это приводит к конфликту между стремлением ученого к автономии и стремлением организации к практическим результатам и может задушить инновации, которые в конечном итоге могут привести к большим прорывам. Один из способов решения этой проблемы состоит в том, чтобы люди специализировались либо в фундаментальной, либо в прикладной науке, с разными критериями оценки для каждой, и чтобы часть бюджета организации была зарезервирована для фундаментальных исследований, которые могут бросить вызов существующей парадигме, а не работать в ней.
Другим конфликтом между учеными и техническими работниками, особенно теми, кто работает в коммерческих компаниях, является их желание сообщить другим о своих открытиях по сравнению с желанием их работодателей сохранить конфиденциальность таких открытий, чтобы защитить их прибыльность. Патентный закон предназначен для удовлетворения обоих желаний. Целью патентной системы является стимулирование научных и технических изобретений путем сохранения права на получение прибыли от открытия в течение нескольких лет за патентообладателем (которым может быть физическое лицо или организация, например, компания или университет), а также информацию от публики открытий, чтобы другие могли учиться на ней.