Определение слова способности по обществознанию: ЕГЭ. Человек. Тема 5.Способности |

Содержание

Значение слова СПОСОБНОСТИ. Что такое СПОСОБНОСТИ?

  • Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной). Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пивоварня (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

План-конспект урока (обществознание , 9 класс) на тему: Способности человека

КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 акимата города Сарани»

Разработка урока по теме: «Способности человека». 9 класс предмет «Человек. Общество. Право».

                                                                                                          Подготовила

                                                                                                          учитель истории

                                                                                                          Надёжкина М.Ю..

   

Сарань

2012 год.

Тема урока: Способности человека. 9 класс предмет «Человек. Общество. Право».

Учитель Надёжкина М.Ю..

Цели урока: дать основные понятия, рассмотреть условия формирования способностей

                     и виды способностей. Развивать у уч-ся навыки анализа ситуаций и фактов.

                     Воспитывать уважение к окружающим.

Тип урока: комбинированный.  

МПС – биология, литература, всемирная история.

Оборудование: иллюстрации, подборка материалов периодической печати.

                                                     

                                                         Ход урока.

1. Орг. момент.    

2. Проверка знаний уч-ся.

Объяснение высказываний:

«Употреблять силы для достижения той или другой цели значит действовать»

                                                                                                А. Куницын.

«Ничего нет в жизни более важного и любопытного. Чем мотивы человеческих действий»

                                                                                                М. Горький.

«Действие надо начинать с того, чего ещё нет»      Лао-Цзы.      

 

3. Объяснение нового материала.

                                                                      План.

  1. Условия формирования способностей.
  2. 2) Способности и склонности.
  3. Виды способностей.

                                             Основные понятия.

     Способности — это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

                           

                                  Условия формирования способностей.

    Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе  термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

                   

                         Способности и индивидуальные различия.

      Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

                                       Способности и склонности.

      Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

                                  Способности и одарённость.

       Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

                                     Виды способностей.

   Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие

умственные и специальные

математические

конструктивно-технические

музыкальные

литературные

художественно-изобразительные

физические способности

парапсихологические (экстрасенсорные).

    Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

     Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

    Конкретный пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества.

   Музыкальные способности можно разделится на две группы:

технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

слуховые (музыкальный слух).

   В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.

Уровни развития способностей:

  1. репродуктивный
  2. творческий.

Стадии развития способностей:                        

  1. Задатки,
  2. Способности,
  3. Одаренность,
  4. Талант,
  5. Гениальность.

Обсуждение высказываний:

«Нельзя подражать гению» Л. Вовенарг.

«Если не верить в самого себя нельзя быть гением»  О. Бальзак.

Закрепление пройденного материала.

Написать мини-эссе по пройденной теме (3 мин.).

Д/З пар. 4 пересказ.

Подведение итогов урока.

Потребности, интересы и способности человека

Потребности, интересы и способности человека

Ключевые слова конспекта: потребности, интересы и способности человека, талант, гениальность.



Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Пoтребности разделяют на первичные и вторичные. Потребнoсти человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.

Первичные пoтребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Физиологические потрeбности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.

Вторичные потребнoсти являются по своей природе психологическими.

пирамида потребностей

Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.

Социальные потрeбности — это потребнoсти в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.

Престижные пoтребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.

Духовные потребнoсти — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Потребности, интересы

Потребности человека составляют основу его интересов.

Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. (альтернативное определение): Интерес — реальная причина действий, стоящая за мотивами. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Влечения — психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.

Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.

Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

способности


Это конспект по математике на тему «Потребности, интересы и способности человека». Выберите дальнейшие действия:

Все о способностях и их развитии

     «ВСЕ О СПОСОБНОСТЯХ И ИХ РАЗВИТИИ»

                                                                           Один мой друг – большой артист,

                                                                Играет с юных лет.

                                                                Другой – ученый, он готов

                                                                Познать весь белый свет.

                                                                А третий – музыкой пленен,

                                                                Четвертый, видит Бог,

                                                                Поэт, его стихи зимой

                                                                В сердцах растопят лед.

                                                                Они – способны; говорят:

                                                                «У них таланты есть».

                                                                А как развить их ? – вот вопрос,

                                                                Ответ ищите здесь.

                                                                                            Н.Козырева

                                                   ВВЕДЕНИЕ.

     Не нужно говорить о том, как часто мы обращаемся к слову «способности», но знаем ли мы, что скрывается за этим непростым понятием. Действительно непростым, поскольку интерес к этой неотъемлемой части человека возник еще у древних философов и продолжается по сей день.  То есть вопрос о способностях решается уже на протяжении многовековой истории. Почему?

     Наверное, потому, что способности формируются и развиваются по мере того, как изменяется трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. А это значит, что процесс формирования и развития способностей не статичен: пока человек познает окружающий  мир, пока открывает его новые грани, будут появляться и развиваться новые способности, а прежние – получать новое содержание. Так когда-то развитие различных видов искусств, привело к формированию изобразительных и музыкальных способностей, а познание изменяемой человеком природы положило начало интеллектуальным.

     Долгое время проявление способностей было достаточно загадочным явлением для человека, особенно это касалось высших форм – одаренности, таланта. «Божественный дар», именно так объясняли природу способностей. Но в середине 19 века (1875г.) англичанин Ф.Гальтон и его книга «Наследственность таланта: законы и последствия» по образному выражению специалистов «спустили проблему способностей с небес на землю». Впервые они были рассмотрены как результат врожденных, наследственно обусловленных свойств. В качестве подтверждающих эту теорию доводов приводились результаты исследований родственных связей многих сотен выдающихся людей. Но они скорее свидетельствовали не о биологической наследственности, а о наследственности условий жизни, способствующих развитию способностей.

     Помимо данной точки зрения, в это же время  существовала и прямо противоположная, согласно которой никакого «дара» (ни божественного, ни врожденного) не существует – «природа свои дары делит поровну». Но реальная практика свидетельствовала о том, что умственные способности и творческие возможности людей не равны. Отличия эти наблюдаются в диапазоне от умственной отсталости до высокой одаренности, проявляющейся уже в раннем возрасте.

     С тех пор взгляды на природу способностей и на само понятие изменились. Проводимые в пользу наследственности (Л.Термен) и среды (Ф.Фримен) исследования приводили к противоречивым результатам. Но то, что способности не приобретаются в готовом виде, а формируются в жизни и деятельности, стало очевидным.

    Действительно, способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б.Гиппенрейтер). Между способностями человека и продуктами его деятельности существует глубочайшая связь и теснейшее взаимодействие. Реализуясь в тех или иных достижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются и развиваются.

     Как видим, вопрос о способностях в психологии достаточно сложен и противоречив. Этой проблеме особенно большое внимание стало уделяться в конце 19 – начале 20 века, когда появилась необходимость осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей. Именно тогда возникла потребность в определении уровня способностей обучающихся.

      Вот и сегодня, когда обществу так необходимы способные, талантливые, креативные личности, снова встает вопрос о способностях и их развитии. И теперь уже не только ученые, психологи, специалисты в данной области занимаются этой проблемой. Сегодня это одна из задач учителей, воспитателей и родителей. Поскольку именно они стоят у истоков жизненного пути подрастающего поколения, а значит, играют немаловажную роль в проявлении, формировании и развитии способностей.

      Таким образом, актуальность этой проблемы очевидна.

Мне, как будущему психологу, воспитателю и просто матери интересен вопрос о способностях и их развитии, поскольку поиск ответа на него поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и организовать любую деятельность так, чтобы она способствовала развитию уже имеющихся от рождения задатков и помогала переходить им в разряд способностей.

Объект исследования: способности.

Предмет исследования: факторы, влияющие на развитие способностей.

Задачи:

— рассмотреть понятие «способности» и их виды;

— проанализировать вопрос о природе способностей;

— определить факторы, влияющие на формирование способностей.

     

                                                           

                                       

                                                      —  I —

                                   Понятие о способностях

      О способностях начинают говорить, когда пытаются объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают разных успехов, или когда речь идет о быстром усвоении ЗУН одними людьми и долгом, даже мучительном другими.

                                        Что же такое способности ?

     На сегодняшний день понятие «способности» имеет несколько определений, поскольку, как уже говорилось выше, это психическое свойство личности изучается с очень давних времен. Именно поэтому многие авторы трактуют этот термин неоднозначно (прил.1)

     С одной стороны, способности понимают, как совокупность всевозможных психических свойств и процессов; с другой – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности; и только третий подход основывается на том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Наибольший вклад в развитие последнего подхода внес известный отечественный психолог Б.М. Теплов. Он выделил три основных признака понятия «способность» (1).

       Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

      Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

     В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

     К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В.И.Сурикова поступить в Академию художеств, когда из-за отсутствия необходимых технических навыков, ему было отказано в зачислении.

    И все же. Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. Напротив, они взаимозависимы: от способностей зависят легкость и быстрота приобретения ЗУН, а приобретение ЗУН, в свою очередь, содействуют дальнейшему развитию способностей.

     На сегодняшний день существуют определенные показатели наличия способностей к определенным видам деятельности (прил.2).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

        Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

     2.  Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Для человека, находящегося на первом уровне развития способностей, характерно высокое умение усваивать знания, овладевать и осуществлять деятельность по предложенному образцу. На втором уровне находятся люди, способные создавать что-то новое  и оригинальное. Но необходимо иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она вообще немыслима. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

   

    В психологии чаще всего выделяют следующие уровни (ступени) развития способностей:

— способность,

— одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;

— мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности;

— талант – высокий уровень развития специальных способностей. Иными словами, это сочетание способностей, позволяющих человеку успешно самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность;

— гениальность – высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры (прил.3).

     Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами «талант» и «гений». Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например. Леонардо да Винчи, У. Шекспир, М.В.Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

                                          Виды способностей.

     3.  Способности очень разнообразны и различны по своим характеристикам. Например, одни помогают хорошо учиться в школе по всем предметам, а другие – добиваться успехов  только в определенном виде деятельности (искусство, спорт и т.д.). Поэтому в науке принято различать следующие виды способностей: в первую очередь, выделяют природные, или естественные, способности и специфически человеческие способности.

     Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Такими элементарными способностями являются память, восприятие. В процессе развития человека, данные биологические способности способствуют формированию ряда других, специфически человеческих способностей, которые, в свою очередь, различаются по направленности. Выделяют общие и специальные высшие интеллектуальные способности (2).

     Общие способности – способности, свойственные для большинства людей. Они определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Сюда относятся память, речь, мыслительные способности и т.д. Общие способности являются следствием как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

    Специальные способности, напротив, определяют успехи человека в специфических видах деятельности. Для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям относят музыкальные, математические, литературные, педагогические, спортивные, технические и др.

Общие и специальные способности сосуществуют в человеке, взаимно дополняя  и обогащая друг друга. Кроме того, высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Например, каждый после прохождения курса математики умеет складывать, вычитать, умножать и делить, поэтому данные способности могут рассматриваться как общие, но есть люди, у которых эти способности развиты так высоко, что приходится говорить о наличии у них математического таланта, и тогда данные способности рассматриваются уже как специальные.

     Помимо разделения способностей на общие и специальные существует их разделение на теоретические и практические.

Теоретические и практические способности существенно отличаются друг от друга: первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном, у одаренных, разносторонне развитых людей.

     Следующая классификация выделяет учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что учебные определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как творческие определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры (прил.4).

     Поскольку способности – понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности (3). Поэтому необходимо обратить внимание и на уровень их проявления.

     Так различают потенциальные и актуальные способности.

Потенциальные способности – это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения (4). То есть, пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности (5). Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Как говорил С.Л. Рубинштейн: «ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций» (6).

     

                             Способности и типология людей.

   4.  Общие способности или общие качества личности — вполне конкретные  психологические проявления. К числу таких общих качеств, которые в условиях  конкретной  деятельности могут выступать как способности, относятся  индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из  трех  человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П.Павлова).

   Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней  двух  сигнальных  систем:  первой  сигнальной системы — образной, эмоциональной, и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова — сигнала сигналов.

   Относительное преобладание  первой сигнальной системы  в  психической деятельности человека  характеризует  художественный  тип,  относительное преобладание второй сигнальной системы   — мыслительный тип, примерно равное их  представительство  — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий.

      Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в  результате непосредственного воздействия, живого  впечатления,  эмоций.  Для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений,  теоретизирования.      

     Принадлежность человека к художественному типу  вовсе не означает, что он предназначен для деятельности художника. Это свидетельствует о том, что ему значительно легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, образности, эмоционального отношения к событиям.  Не  случайно, подавляющее большинство  художников  (живописцев,  скульпторов, музыкантов, актеров и т. д.) имеют более или менее выраженные черты  этого типа.

   Качества мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Все это необходимо математику, философу, языковеду.

    Таким образом, преобладание одной сигнальной системы над другой  дает возможность определить соответствующее направление развития личности , а следовательно и его способностей.

                   Задатки как основа развития способностей.

    5. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась на более высокий уровень, нужно, чтобы она была уже достаточно сформирована на предыдущем. Основанием для развития способностей являются  задатки.

     Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей (7).

Это значит, что развитие способностей зависит от особенностей строения мозга, органов чувств, движений, которые и составляют природную основу индивидуальных различий между людьми.

Следует отметить, что наличие определенных задатков у человека вовсе не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но это вовсе не означает, что человек, обладающий тонким слухом, обязательно станет музыкантом и разовьет именно музыкальные способности. Возможно, он выберет для себя совершенно другую деятельность, способствующую развитию других данных от природы задатков. В конце концов, никто не знает, какие профессии будут востребованы в человеческом обществе, и какую область деятельности изберет для себя человек.

     Таким образом, развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества (8).

     Другой отличительной их особенностью является то, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности в зависимости от требований, предъявляемых деятельностью. Так, возвращаясь к человеку с хорошим слухом и чувством ритма, можно предположить, что на основе этих задатков он будет развивать различные способности в зависимости от того, кем он будет: дирижером, певцом, музыкальным критиком, композитором, танцором или педагогом.

     Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что задатки весьма многозначны и являются лишь предпосылками для развития способностей.  В развитии способностей они входят лишь как исходный инструмент, и способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими (9).

                        Природа человеческих способностей.

     6. Чтобы понять, насколько высока вероятность развития способностей в человеке, необходимо знать их природу, т.е. ответить на вопрос: достаточно ли иметь необходимые  задатки от рождения, чтобы добиться успехов в определенном  виде деятельности, или все-таки основная заслуга долгожданного успеха в обучении, в воспитании, в труде…, одним словом, той среды, в которой живет человек.

     Ответ на это вопрос до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Она заключается в том, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание при этом могут лишь изменять скорость их проявления. Сторонники данной точки зрения в качестве доказательства приводят примеры проявления способностей в самом раннем возрасте, когда обучение и воспитание еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, а у Гайдна – в четыре; талант в живописи у Рафаэля проявился в восемь лет, у Ван Дейка – в десять.

Широкую известность в этом направлении получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяснил наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч.Дарвина. Анализируя биографии выдающихся людей, Ф.Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных , умственно и физически развитых людей (10). Согласно Ф.Гальтону, способности передаются в наследство так же, как и телесные признаки человека (11).

Доказательством того, что способности являются генетически обусловленными, т.е. врожденными, данными от природы, выступают факты истории целых династий. Так, например, в семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающихся, а в родах Л.Н. Толстого и А.С.Пушкина были общие предки – их прабабушки были родными сестрами – Ольга и Евдокия Трубецкие, что также является доказательством наследственности, врожденности способностей.

Естественно, представители данной точки зрения опираются не только на исторические факты существования целых поколений выдающихся людей, но и на исследования, проводящиеся с целью изучения роли наследственности  в развитии способностей.

Приведем в пример зависимость музыкальных способностей у детей от музыкальной одаренности родителей:

               

            родители

                               дети, %

ярко выраженная

музыкальность

Совсем немузыкальны

Оба музыкальны

Оба немузыкальны                                

               85

               25

                7

               58

Об основополагающе роли наследственности в развитии способностей говорят и факты исследований, проводимых с применением близнецового метода. Так оказалось, что способности и уровень их развития внутри однояйцовых (монозиготных) пар совпадают в 70-80 %, а в парах просто братьев и сестер (сибсов) – в 40-50%.

     Но помимо подобных впечатляющих фактов, существуют еще и другие. Хорошо известны случаи социальной изоляции, ведущие к дефициту общения. Примером могут служить так называемые «дети-маугли». Получается, что в данном случае наследственность «молчит»? Значит, не только она решает вопрос развития способностей? Выходит, что для полного благополучия необходима еще и соответствующая социальная среда, воспитание и обучение.

Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.    

Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У.Ушби утверждает, что способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве.

     Таким образом, получается, что и наследственность, и среда, в которой живет и воспитывается ребенок совместно влияют на развитие способностей. В отечественной психологии данная позиция характеризуется так: способности человека по своей природе биосоциальны. (12).

                                      Развитие способностей.

      Проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем психологии, достаточно широко представленной в трудах отечественных психологов С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса и  Э.А. Голубевой,  Л.А. Венгера и В.А. Крутецкого и других.

    Этот вопрос в последнее время освещается не только в научной, но и популярной литературе. Педагоги и родители стремятся быть более сведущими в этом вопросе, применяя на практике полученные из книг знания.

      Итак, мы выяснили, что предпосылками для развития способностей являются задатки. Но прежде чем превратиться в способности, они должны пройти длинный путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.

    Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых уже лежат явно выраженные от рождения анатомо-физиологические задатки.

     Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

     Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Особое внимание здесь хотелось бы уделить именно игровой деятельности, поскольку она является самым важным занятием в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В играх дети впервые получают толчок к развитию многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных, иных творческих способностей. Игры заставляют не только думать, но и предоставляют возможность ребенку на практике проверить и развить вышеуказанные способности. Игры создают благоприятную эмоциональную атмосферу, на фоне которой все психические процессы протекают наиболее активно. В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Таким образом, занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей. (Значение игры в обучении и развитии способностей рассматривали  П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

    Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других способностей, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но в то же время это умение входит и в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

     Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает, как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи необходимо обратить также  внимание на способности человека. Во-первых, это творческий характер деятельности; во-вторых, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя; в-третьих, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

    Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутых успехов.

     Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл «зоной ближайшего развития». Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

    Поддержание интереса к деятельности осуществляется через стимулирующую мотивацию, что позволяет превратить цель соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Что касается нужного эмоционального настроя, то он создается путем чередования успехов и неудач в деятельности, развивающей способности, при чем за неудачами обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, и их количество в целом является большим, чем число неудач.

     Естественно, ребенок сам по себе не способен правильно организовать соответствующую деятельность. Бесполезно ждать каких-то результатов, не вложив труда и не обеспечив оптимальными условиями. По этому поводу советский психолог А.В.Петровский образно сравнил способности с зерном, которому еще только предстоит развиться: «подобно тому, как брошенное в почву зерно, является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными…, так и способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений».

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что только при условии бережного, заботливого отношения к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей и правильно организованной деятельности, можно рассчитывать на то, что когда-нибудь это маленькое, хрупкое зернышко прорастет, окрепнет и принесет долгожданные плоды.

     Поэтому теперь хочется рассмотреть развитие способностей не в общем, а в условиях семьи, а затем и школы, где ребенок проводит большую часть своего времени.

Приведенные ниже этапы взяты из книги «Одаренный ребенок»(13).

1. Первый этап – игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.

   Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: неторопливость, спокойствие, рассудительность.

2. Второй этап – индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виноватым педагога и пытаются его замерить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Третий – этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

4. Четвертый – этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигают таких высот единицы.

Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

     Вывод:

  • На первом этапе ребенок тянется за родителями;
  • На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;
  • На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Как бы не возрастала со временем значимость наставника, педагога, их задача – рост профессионального мастерства. Задача же родителей – воспитание,  умение понимать, сопереживать и просто любить ребенка, независимо от его дарований.

    Заканчивая вопрос о развитии способностей, нужно сказать еще и о таких немаловажных факторах, как макросреда и профориентация.

Макросреда – это общество, в котором родился и живет человек. И, естественно, наиболее благоприятной является та ситуация когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов, уделяя внимание совершенствованию системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения. Профориентация – выбор жизненного пути и профессиональное самоопределение. Впервые с этим понятием мы сталкиваемся в школе, когда нам предлагают заполнить специальные тесты. Они позволяют выявить определенные способности человека к той или иной деятельности, помогая тем самым найти свой путь в выборе профессии.

    Таким образом, способности – это прижизненные образования, развитие которых идет в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание активно формируют их.                                                                                                                                                                                                                                                              

 Б.М. Теплов говорил: «Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается»(14).

                                            Заключение

Виды способностей человека

Способности человека (2)

В жизни, когда оценивают деятельность человека, говорят о его способностях и неспособностях. Иногда люди, живущие практически в одних и тех же условиях, но не все достигают успехов в жизни. То же самое можно сказать о ситуации, когда для одних постижение знаний и навыков не составляет большого труда, другим же это даётся очень нелегко. Психология объясняет это наличием способностей у человека.

Что мы называем способностями?

Это понятие не столь однозначно, как кажется, и поэтому объясняется учёными по–разному.

Наиболее точно, это понятие сформулировано Б. М. Тепловым, который исходит из трёх идей:

-способности — это индивидуальные свойства человека и с точки зрения психологии присущи каждому человеку

-но это не все свойства, а лишь те, с помощью которых достигаются успехи в жизни

— к способностям не относятся знания и умения, которыми уже накоплены человеком.

Способности человека (3)

Способности проявляются и сохраняются только в постоянном развитии, ибо, скажем, музыкант перестаёт практически поддерживать свою форму, его способности по истечении времени теряются. Человек развивает и совершенствует свои способности, когда применяет их на практике. Замечено, что для успешного выполнения задания недостаточно обладать какой-то одной способностью, необходимо их сочетание, но может случиться так, что менее развитая способность компенсируется другой, более развитой.

Какие способности бывают

Принято рассматривать способности, полученные от природы, основанные на биологических данных и специфические, возникшие под влиянием общественно — исторических условий. К природным относят память, восприятие, мышление – присущие всем людям и некоторым животным. Эти способности закладываются с рождения и биологически обусловлены. Они основаны на врождённых задатках и формируются с приобретением жизненного опыта. Но человек существо общественное и поэтому он обладает специфическими способностями. Ими обладают люди, ибо никто, кроме них, не обладает речью и логическим мышлением. Часть способностей относят к общим, а другую — к специальным. Обладание речью, точностью движений рук и ног, например, является общим для всех людей. Специфическими способностями являются те, которые проявляются в определённых видах деятельности: в математике, музыке, живописи, спорте и др.

Способности человека (4)

Если у человека развито абстрактное мышление, то мы вправе говорить о его способностях к теоретической деятельности. Тот, кто любит совершать конкретные действия, что – то делать своими руками, обладает практическими способностями. Человеку легко даются знания, он быстро усваивает новый материал, в этом случае мы говорим о его способностях к учёбе, а тот, кому нравится создавать предметы духовной культуры, стремится что-то открыть или изобрести – тому свойственны творческие способности. Есть категория людей, которые способны быстро налаживать отношения с людьми, даже оказывать на них влияние. Такие способности проявляются благодаря обладанию речью, и это во многом помогло человеку стать существом социальным. Практически с самого рождения у человека вырабатывается потребность к эмоциональному общению. Это даёт возможность строить поведение в зависимости от ситуации, угадывать намерения других людей. Усвоение социальных норм помогает быстрее налаживать отношения с другими людьми. Есть люди, которые умеют убеждать других. Но часто бывает так, что в человеке заложено несколько способностей и такое сочетание называют одарённостью. Обладание какой – то одной способностью, ещё не гарантирует полный успех в жизни. Взаимодействие способностей, их взаимное дополнение друг друга, дают высокий результат.

Что такое задатки у человека?

Для человека характерно обладание определёнными задатками: различают врождённые и приобретённые. Развитие способностей у человека проходит в несколько этапов, но только отдельные способности достигают высокого уровня. Чтобы достичь его, необходимо иметь определённый начальный уровень. Задаток становится основой, с которой следуют дальнейшие шаги. Он же обуславливает индивидуальные особенности при формировании, специальных способностей. Индивидуальные способности складываются при взаимодействии наследственных признаков и окружающей среды, и это проявляется уже при рождении. В человеке с детства закладываются такие свойства, которые с возрастом могут помогать или затруднять формирование конкретных способностей. Вместе с тем, на основании проведённых исследований доказано, что  нервной системой человека не предопределяются формы поведения, и в ней не формируются задатки. Нервной системой человека определяется его темперамент, именно от него зависит выбор деятельности каждым человеком.

Способности человека (6)

Проведённые исследования позволяют утверждать, что задатки обусловлены социальной средой. Обучение и воспитание коренным образом влияют на поведение и психологическое состояние. Были проведены исследования по выявлению различий в способностях между мужчинами и женщинами. В детском возрасте большой разницы в обладании способностями не отмечено. А вот, с возрастом, когда накапливается жизненный опыт, когда накладывает отпечаток профессиональная деятельность, различия проявляются больше. Мужчины, которые занимаются физическим трудом, имеют более развитую координацию движений, они не испытывают затруднений при ориентации в пространстве и др. У женщин лучше развита речь, быстрее скорость восприятия информации, счёт и др. Таким образом, социальная среда оказывает непосредственное влияние на формирование способностей, дополняя и развивая биологические.

Рождение способностей

Заложенные с рождения биологические способности, дополняются социальными, свойственными только человеку, а именно: писать картины, сочинять стихи, разговаривать на нескольких языках и т. д. Утверждают, что эти способности не имеют биологического происхождения и зависят от:

-социально – культурного окружения, в котором человек существует;

-того, чем человек занимается и действий, где человек принимает участие;

-наличия вокруг человека людей, обладающих знаниями способных передать их;

-наличия ограничений, в которых может или вынужден находиться человек.

Перечисленные условия способствуют превращению человека в социальное существо. Именно социально – культурное окружение способствует становлению способностей. Родители включают детей в процесс становления, проявившихся у них способностей, но уже, будучи взрослыми, они самостоятельно приобретают и развивают другие способности, испытывая потребность в них. Родители или другие взрослые люди обеспечивают целенаправленное приобретение способностей с помощью средств обучения, оказывают воспитательное воздействие. Имеющиеся задатки, социальное окружение, обеспечивают ему достижение успехов в жизни.

Можно ли развить способности?

Как сказано выше, задатки, прежде чем стать основой  способностей, тоже должны пройти определённый путь развития. Вначале это физическое формирование организма, когда в младшем возрасте происходит совершенствование координационных связей, расположенных в коре головного мозга, с органами движения, что становится основой для формирования способностей. По — настоящему, специфические способности начинают развиваться в период усвоения знаний, особенно в младшем и среднем возрасте. На формирование оказывают получаемые знания и трудовая практика, игры, которые подталкивают становление творческих, конструкторских, изобразительных и организаторских способностей. В школе имеет значение комплексность подхода к одновременному постижению нескольких способностей. Дети получают знания на уроках, совершенствуют речь, складываются межличностные отношения. Комплексность – одно из важнейших условий того, что происходит не только зарождение способностей, но также их становление и развитие. Но при этом необходимо соблюсти некоторые условия: деятельность должна строиться на познании нового, уровень трудности не превышать возможности, должно присутствовать стремление что – то совершить, которое должен сопровождаться положительным настроем в процессе деятельности и после её завершения.

Sposobnosti-cheloveka-7

Когда в деятельности присутствуют элементы творчества, она становится привлекательной. Если при этом происходит создание чего – нового, а ребёнок открывает в себе новые возможности, то эти стимулирует его к дальнейшим действиям, учит преодолевать трудности. Конечно, это порождает уверенность в собственных силах и чувство удовлетворения. При выполнении слишком простых действий происходит реализация уже приобретённых способностей, при выполнении сложных, когда не достигается результата, исчезает мотивация, а новые умения и навыки не формируются. Немаловажно, в период деятельности поддерживать интерес и стимулировать прогресс. Становление способностей – это научение чему – то. Большую пользу приносит эмоциональный настрой. В процессе деятельности возможны неудачи, но за ними должны следовать успехи и чем и больше, тем лучше.

Способности человека was last modified: 20 апреля, 2019 by Елена Погодаева

Готовимся к ВПР по обществознанию. 6 класс. ТЕРМИНЫ. Тема 1. Человек.

ТЕРМИНЫ.

Тема 1. Человек.

 sc:reklama2]

Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.

Ценность человеческой жизни заключается в самой жизни, в умении радоваться каждому дню, учиться, работать, приносить пользу себе и окружающим, обществу, быть нужным, понимать, что ты не зря родился на этой земле, что ты нужен.

Человек — биологическое существо, так как ему свойственны природные инстинкты самосохранения, выживания, материнства и другие.

 Отличие человека от животных: речь, мышление, умение ставить цели и добиваться их, занятие деятельностью, создание чего- то нового, творчество, создание произведений культуры.

Наследственность – это качества, признаки, которые передаются человеку от его родителей и предков (черты внешности, особенности памяти, какие-то природные способности, например, музыкальные и др.)

Личность — человек, наделённый качествами, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми (умение говорить, общаться, учиться, трудиться, отвечать за свои дела и поступки и мн. другое).

Индивидуальность человека – это неповторимость, непохожесть на всех остальных. Люди отличаются внешностью, характером, способностями и многим другим.

Качества сильной личности: сила духа, воля, целеустремлённость, умение доводить дела до конца, смелость, мужество, патриотизм (любовь к Родине) и многие другие.

Отрочество — особая пора жизни, период между детством и юностью. Его рамки: от 9-11лет до 14-14.

Особенности подросткового возраста: быстрое физическое и физиологическое развитие, стремление быть самостоятельным, общение со сверстниками становится в этом возрасте очень важным; подросток начинает задумываться о будущем, о своей профессии; максимализм — то есть стремление получить всё и сейчас, что часто приводит к конфликтам с родителями; повышенная эмоциональность; первая влюблённость и многие другие особенности.

sc:reklama2]

Познание – это процесс приобретения знаний и мире, обществе, человеке и о самом себе.

Познание самого себя (самопознание) – это процесс познания самого себя: каков ты, как к тебе относятся окружающие и почему, на что ты способен, что ты принимаешь в жизни, а что нет; это стремление найти своё место в жизни, смысл своего существования.

Самосознание – это осознание человеком самого себя, сущности своей личности, своего места среди других людей.

 Самооценка – это оценивание человека самого себя. Она может быть завышенной, когда человек представляет себя не таким, каков он есть на самом деле, преувеличивает свои возможности и способности; может быть самооценка заниженной, когда человек недооценивает себя, не верит в то, что многое может сделать, на многое способен. Нужно верно (адекватно) оценивать себя и стремиться стать лучше.

Способности человека – это свойства личности, позволяющие ему успешно выполнять какую-то деятельность: способность к учёбе, музыкальные, творческие способности и др. Они складываются из умений, знаний и навыков, возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.

 Деятельность человека – процесс, в результате которого человек создаёт что-то материальное или духовное, познаёт мир, общество и самого себя, удовлетворяет свои различные потребности.

Основные формы деятельности: труд, игра, учение.

 Особенности игры: это одна из основных форм деятельности людей в детстве; в игре важен сам процесс, а не результат; для игры характерно наличие условной ситуации, определённых правил, использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка). Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Деятельность влияет на формирование личности: в процессе деятельности человек приобретает умения и навыки, учится достигать цели, развивает свои способности.

Одним из условий успешной деятельности является наличие знаний и умений. Нужно пополнять свои знания, доводить процесс деятельности до умений и навыков, чтобы достичь высоких результатов.

Потребности человека — это нужда в чём -либо для нормальной жизни.

Виды потребностей:

Биологические – это потребность в еде, одежде, воздухе, тепле., в движении и другие.

Социальные – это потребности в общении, в жизни среди людей, в оценке деятельности и поступков со стороны общества.

Духовные – это потребности в учении, саморазвитии, понимании мира.

Потребности носят индивидуальный характер, то есть у каждого человека какие-то потребности более важные, какие-то менее. Это зависит от уровня его воспитания, культуры, образованности и от других причин.

sc:reklama2]

Духовный мир человека – это его внутренний мир, то есть его взгляды, мнения, цели, ценности, мысли обо всём вокруг; это представления человека о мире, о людях, это чувства, эмоции, мысли, переживания, представления об окружающей действительности.

Говорят о богатом или бедном духовном мире человека. Необходимо стремиться к обогащению своего духовного мира, чтобы быть яркой, интересной личностью

Мысли и чувства.

Мысли – это то, о чём думает человек, это информация, которую он получил из внешнего мира, но переработанная его сознанием, его отношением ко всему, что он видел и слышал.

 Чувства – это эмоциональные переживания человека на всё, что он видел в действительности, что с ним происходило и происходит, его реакция на действительность (чувство любви, жалости, сострадания, ненависти и многие другие чувства).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

Вернутьсяк ВПР по обществознанию

ЕГЭ. Человек. Тема 1. Человек, индивид, личность, индивидуальность |

Приступаем к изучению теоретического материала по второму разделу курса

« Обществознания»- «Человек».

Дадим определения основным понятиям данной темы.

«Человек – это звучит гордо!»- как часто вспоминаются нам эти слова, произнесённые Сатиным  – героем пьесы М.Горького « На дне». Да, произнося это слово, мы прежде всего имеем в виду нравственные качества человека, его способность отвечать за свои дела и поступки. Именно поэтому часто на ЕГЭ путают два понятия — человек и личность, считая, что это одно и то же. Однако в философии эти термины не являются синонимами. В каждый вложен свой определённый смысл. Какой же? Разберёмся  в этом.

Человек

Философское понятие « человек» включает в себя то, что это не животное. Поэтому даже предлагаются вопросы, в которых нужно найти что-то общее между человеком и животным и  различное.

Человек  — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный , конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться  в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

ЗАПОМНИТЕ:

  • Не является личностью новорождённый, так как он ещё не способен к общению, социальному взаимодействию. Пример тому – дети -« маугли», попавшие во младенчестве в стаи животных (обезьян, волков), не прошедшие процесс социализации и поэтому не ставшие личностями.
  • Психически больные люди тоже не являются личностями, они не способны адекватно вести себя , отвечать за свои действия. Поэтому их изолируют от общества в специальные лечебные учреждения. Не случайно любой преступник проходит судебную экспертизу на наличие психических отклонений.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то,  что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Таким образом, все люди индивидуальны с анатомо-физиологической, психологической, нравственной и философской точек  зрения. Мы все хотим быть самими собой, чтобы нас ценили как конкретную отдельную личность, ни с кем не сравнивая и ни на кого не показывая. В этом смысле сложно быть детьми знаменитостей, потому что их воспринимают часто как чьих-то детей и им приходится доказывать, что они сами что-то из себя представляют и могут многого в жизни добиться.

В конце я хочу пожелать каждому из вас, ребята, стать высоконравственной личностью, стремиться к этому, формировать в себе лучшие человеческие качества. И, конечно, быть индивидуальностью, не сливаться с массой, толпой, всегда иметь свою позицию, добиваться высоких результатов в том деле, которому вы посвятите свою жизнь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Что такое социальные исследования и в чем их важность в 2019 году? ▷ Legit.ng

Что такое общественные науки? Как это связано с вашей повседневной жизнью и почему каждому человеку в мире необходимо знать хотя бы основные правила или факты, которые нам сообщают социальные исследования? Узнай здесь!

Фото: asaionline.org
Источник: UGC

Определение социальных исследований

Возможно, вы слышали об этом предмете раньше, но что вы на самом деле знаете о значении социальных исследований?

Как вы уже догадались, этот термин происходит от слова «общество» и в основном относится к людям и миру.Одно из определений социальных исследований состоит в том, что это общий термин для таких политик, географии, психологии и социологии.

Эти области были объединены в одно общее название «социальные исследования», поскольку все они связаны с человеческой популяцией, ситуациями, психологическим пониманием и так далее. Да, каждый из них изучается отдельно, и если вы выберете, например, общественные науки в качестве основной дисциплины в университете, это не все, что вам нужно будет делать.

Реструктуризация чрезмерно раздутой учебной программы Нигерии, проведенная Мошуд Оладжиде (мнение)

Объем социальных исследований

Фото: marj3.com
Источник: UGC

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Список курсов художественного факультета в Нигерии

В настоящее время мы можем видеть, как социальные исследования влияют на наш мир, даже если мы не всегда понимаем, что все, что происходит вокруг нас, точно соответствует результат этих исследований.

Все существующие страны имеют между собой тесные отношения. У нас есть взаимная торговля, политические отношения, некоторые страны находятся на одной территории и так далее. Вот почему сейчас создается множество организаций, чтобы облегчить все эти отношения, например, ВТО (Всемирная торговая организация), ЕС (Европейский союз) и многие другие.

Разберем все компоненты социальных исследований:

  • История. Слышали ли вы когда-нибудь такую ​​фразу, как «история повторяется»? Это означает, что если мы изучим все успешные и неудачные ситуации из прошлого, мы сможем ясно увидеть ситуацию, происходящую прямо сейчас, и постараемся не повторять тех ошибок, которые были сделаны десятилетия или даже столетия назад.
  • Политика. Изучая политику и все ее возможные версии и системы, мы можем понять, как делать осознанный выбор, или мы также можем узнать роль политического «мира» и как он работает, почему это так.
  • Экономика. Мы все связаны с экономикой, хотим мы того или нет. Мы все платим за разные товары и услуги, все получаем зарплату, все платим налоги. Понимание того, как работают все процессы, связанные с деньгами, может действительно упростить нашу повседневную жизнь.
  • География. Изучение географии позволяет нам лучше понять наше общество в целом. Также очень интересно и полезно знать особенности разных культур и традиций.Поскольку все страны становятся доступными, ваши знания в этой сфере могут помочь вам почувствовать себя лучше и показать себя образованным человеком на случай, если вы встретите что-то вне своей «зоны».
Йеми Осинбаджо объясняет, почему FG не планирует повышать налоги

Цели социальных исследований

Фото: amediaagency.com
Источник: UGC

  • Гражданская компетентность. Социальные науки обучают людей, давая им навыки и взгляды, которые могут помочь им стать ответственными и компетентными гражданами.В результате люди становятся вдумчивыми, и им становится легче участвовать в жизни своего города или даже страны. Это также дает лучшее понимание того, каковы «правила» информированного гражданина и как вы можете их использовать.
  • Критическое мышление. Он показывает нам, как устойчивые идеи и события влияют на нашу жизнь. Вы можете получить четкое представление о том, какое участие вы принимаете в жизни своей страны и как вы можете заложить основу для будущего своей страны. Он дает базовые знания об исторических фактах и ​​важности голоса людей.Одним из преимуществ критического мышления является способность критически мыслить, когда дело доходит до социальных проблем, и понимание социальных ценностей.
  • Социальное понимание. Включает не только мировые проблемы, но и отношения между людьми. Эта цель социального исследования позволяет нам понять состояние человека, узнать о разнообразии и взаимозависимости мира и о том, как иметь дело с огромным количеством множественных культур и идеологий в этом мире.
  • Объединение идей. Это общая цель, которую вы можете получить от социальных исследований. Это показывает нам, как использовать все компоненты, например, географию и политику, в одном полном мнении.
«Будущее принадлежит творцам», — говорит Ротими Банкол, открывая SBI Media Workshop.

Важность социальных исследований

Фото: radioafriquefrance.fr
Источник: UGC

Даже если вы «слишком далеки» от всех этих мировых проблем и вы Возможно, это не интересно, но есть еще некоторые социальные науки, изучение которых просто для вашего блага.Как известно, эти исследования включают психологию. И это не означает, что мы узнаем человеческий мозг или характер.

Но просто понимание своего собственного поведения и результатов, которые оно может дать вам или другим людям вокруг вас, уже делает эту дисциплину даже более важной, чем математика, биология, химия или любой другой предмет, который мы знаем из школы.

Социальные науки очень широки и охватывают множество различных областей знания. Поэтому, если вы хотите лучше понять, как устроен мир, вам обязательно стоит подумать о добавлении социальных наук в свою учебную программу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 2019: Законный опрос показывает наиболее важную проблему, которую нигерийцы хотят, чтобы кандидаты в президенты решали во время кампаний

Stanbic IBTC Pension: Каждому «когда-нибудь» нужен план

.

определение способностей из The Free Dictionary

все — рыба, которая попадает в его сети Пословица, описывающая удачу того, у кого ничего никогда не пойдет наперекосяк из-за кажущейся врожденной способности превращать все в прибыль. Большинство рыбаков ожидают обнаружить в своих сетях нежелательных животных или мусор, но случайная рыболовная сеть переполняется только ценной рыбой. Это выражение используется для обозначения человека, обладающего исключительной способностью разрабатывать неизменно успешные схемы и делать неизменно прибыльные финансовые вложения.

green thumb Способность выращивать растения выше среднего; умение успешно выращивать и размножать растения. Эта фраза и ее вариант зеленых пальцев датируются началом 1900-х годов. «Зеленый палец» подобен волшебному прикосновению, которое способствует быстрому росту. Хотя эту фразу обычно можно услышать в контексте садоводства, она может относиться к любой врожденной способности заставлять вещи расти и процветать.

«Успех с деньгами часто случается», — вздохнула она. «Чтобы она росла, нужны« зеленые пальцы ».”( Daily Telegraph , 26 апреля 1969 г.)

Держите руку на пульсе Чтобы продолжать практиковать, баловаться, поддерживать свои навыки в определенной деятельности. Это выражение обычно подразумевает спорадический или периодический интерес и активность.

Знай свою фасоль См. ЗНАНИЯ .

касание Мидаса Странная способность зарабатывать деньги; предпринимательская экспертиза. Мидас, легендарный царь Фригии, был божественно дарован властью превращать все, к чему он прикасается, в золото.Боги освободили Мидаса от его власти, когда царь понял, что все, к чему он прикасался, включая пищу и его дочь, превратилось в золото. Это выражение все еще широко используется для описания способностей предпринимателя зарабатывать деньги.

Пикассо с его прикосновением к Мидасу сначала попытался сделать линосную резку более достойной средой. ( Times, , июль 1960 г.)

Сыграйте в бейсбол Чтобы знать, что вы делаете, чтобы знать свой бизнес. Этот бритизм произошел от игры в крикет.

рожденному См. СТАТУС .

Живописные выражения: тематический словарь, 1-е издание. © 1980 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

определение способностей из The Free Dictionary

все — рыба, которая попадает в его сети Пословица, описывающая удачу того, для кого ничего не идет наперекосяк из-за кажущейся врожденной способности превращать все в прибыль. Большинство рыбаков ожидают обнаружить в своих сетях нежелательных животных или мусор, но случайная рыболовная сеть переполняется только ценной рыбой. Это выражение используется для обозначения человека, обладающего исключительной способностью разрабатывать неизменно успешные схемы и делать неизменно прибыльные финансовые вложения.

green thumb Способность выращивать растения выше среднего; умение успешно выращивать и размножать растения. Эта фраза и ее вариант зеленых пальцев датируются началом 1900-х годов. «Зеленый палец» подобен волшебному прикосновению, которое способствует быстрому росту. Хотя эту фразу обычно можно услышать в контексте садоводства, она может относиться к любой врожденной способности заставлять вещи расти и процветать.

«Успех с деньгами часто случается», — вздохнула она. «Чтобы она росла, нужны« зеленые пальцы ».”( Daily Telegraph , 26 апреля 1969 г.)

Держите руку на пульсе Чтобы продолжать практиковать, баловаться, поддерживать свои навыки в определенной деятельности. Это выражение обычно подразумевает спорадический или периодический интерес и активность.

Знай свою фасоль См. ЗНАНИЯ .

касание Мидаса Странная способность зарабатывать деньги; предпринимательская экспертиза. Мидас, легендарный царь Фригии, был божественно дарован властью превращать все, к чему он прикасается, в золото.Боги освободили Мидаса от его власти, когда царь понял, что все, к чему он прикасался, включая пищу и его дочь, превратилось в золото. Это выражение все еще широко используется для описания способностей предпринимателя зарабатывать деньги.

Пикассо с его прикосновением к Мидасу сначала попытался сделать линосную резку более достойной средой. ( Times, , июль 1960 г.)

Сыграйте в бейсбол Чтобы знать, что вы делаете, чтобы знать свой бизнес. Этот бритизм произошел от игры в крикет.

рожденному См. СТАТУС .

Живописные выражения: тематический словарь, 1-е издание. © 1980 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

Что такое общественные науки? — Список словаря: Vocabulary.com

гуманитарные науки

исследований, направленных на получение общих знаний и навыков

Социальные науки — это комплексное исследование социальных наук и гуманитарных для повышения гражданской компетентности.

взаимозависимый

взаимозависимые

Основная цель социальных исследований — помочь молодым людям развить способность принимать информированные и обоснованные решения на благо общества как гражданам культурно разнообразного, демократического общества в взаимозависимый мир.

археология

Отделение антропологии, изучающее доисторических людей

В рамках школьной программы обществознание обеспечивает скоординированное систематическое изучение таких дисциплин, как антропология, археология , экономика, география, история, право, философия, политология, психология, религия и социология, as

антропология

наука о происхождении и социальных отношениях человека

В рамках школьной программы обществознание обеспечивает скоординированное систематическое изучение таких дисциплин, как антропология , археология, экономика, география, история, право, философия, политология, психология, религия и социология, as

социология

Изучение и классификация человеческих обществ

В рамках школьной программы обществознание предусматривает скоординированное систематическое изучение таких дисциплин, как антропология, археология, экономика, география, история, право, философия, политология, психология, религия и социология , as

компетентность

качество обладания соответствующей или хорошей квалификацией

Социальные науки — это комплексное исследование социальных и гуманитарных наук, направленное на развитие гражданского общества. компетенция .

интегрированный

сформированы или объединены в единое целое

Социальные науки — это интегрированное исследование социальных и гуманитарных наук для повышения гражданской компетентности.

систематический

характеризуется порядком и планировкой

В рамках школьной программы обществознание предусматривает согласованные, систематических исследований по таким дисциплинам, как антропология, археология, экономика, география, история, право, философия, политология, психология, религия и социология, а также соответствующее содержание из гуманитарных, математических и естественных наук.

гражданский

города или относящиеся к городу

Социальные науки — это комплексное исследование социальных и гуманитарных наук, направленное на продвижение гражданское компетентность.

психология

наука о психической жизни

В рамках школьной программы обществознание обеспечивает скоординированное систематическое изучение таких дисциплин, как антропология, археология, экономика, география, история, право, философия, политология и др. психология , религия и социология, а также соответствующий контент из гуманитарных, математических и естественных наук.

дисциплина

система правил поведения или практики

Социальные науки в рамках школьной программы обеспечивают скоординированное систематическое обучение, основанное на таких дисциплин как антропология, археология, экономика, география, история, право, философия, политология, психология, религия и социология, а также соответствующий контент из гуманитарных, математических и естественных наук.

философия

рациональное исследование существования и знания

В рамках школьной программы обществознание обеспечивает скоординированное систематическое изучение таких дисциплин, как антропология, археология, экономика, география, история, право, философия , политология, психология, религия и социология, а также соответствующий контент из гуманитарных, математических и естественных наук.

.
0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments