Рефлексия — Психологос
01 января 2005 г., 16:07
Рефлексия — обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Можно сказать, что рефлексия есть обращенность сознания на себя. Тут имеется в виду, что мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то) навоображал.
Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия — обращение сознания на свое знание — становится самосознанием. Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя. Другое близкое к рефлексии понятие — обдуманность, это результат включения сознания на предстоящее. А осознанность — результат включения сознания на происходящее. Рефлексия — включение сознания на уже происшедшее.
В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии — необдуманность и бестолковость. Рефлексия без действий — зацикливание на себе. И то и другое — ошибочное поведение.
На рефлексии построены также некоторые специализированные военно-философские модели (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы). Рефлексию, направленную на понимание причин и оснований своих собственных суждений, часто относят к области философии, хотя проверка обоснованности своих выводов обязательна для всякого интеллектуально ответственного разумного человека и является одним из методов развития мышления.
Психологический тест на развитость рефлексии
Трем людям показывают реквизит: 3 красных и 2 белых колпака, завязывают им глаза, надевают на них красные колпаки и говорят, что у каждого из них на голове может оказаться либо красный, либо белый колпак. Повязку снимают, и дают задание:
поднять руку, если они увидят хотя бы один красный колпак, а если кто-то догадается, какого цвета на нем колпак — тот пусть выйдет из комнаты.
В первый момент все поднимают руку, но потом возникает пауза. Наконец, один из участников выходит.
Ход мысли может быть примерно таким: «На мне белый колпак?» — «Нет, если бы он был белым, один из нас увидел бы это и подумал бы, что третий участник видит красный колпак лишь на нем самом, и потому поднимает руку. Тогда он должен выйти, но он не выходит. Значит, на мне красный колпак».
Этот участник рассуждал за одного и другого из партнёров, в то время как в рассуждение третьего участника было включено рассуждение только одного из них.
Стоит ли развивать рефлексию?
Слишком умных у нас народ не любит, и развитие рефлексии сверх привычного, то есть достаточно низкого уровня, вызывает у многих людей настроженность и негативное отношение. Комментарии к статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» содержат характерное замечание: «Согласна с мнением сына: «Плохо иметь папу психолога!». Свихнешься от рефлексии!».
- Психология сознания
- Автор Н.И. Козлов
- Психология
Комментарии (20):
Гость, 16 августа 2014 г., 02:32
Не вижу логики в тесте. На мне колпак неизвестно какой. Я вижу двух других людей в красных колпаках. Все поднимают руки. Двое других людей видят друг друга и видят красный колпак друг на друге. Так как руку нужно поднять когда видишь хотя бы один красный колпак, то их поднятые руки ничего не говорят о цвете моего колпака — они поднимают руки потому, что видят красные колпаки друг на друге. Если бы на одном из них был белый колпак, а на другом — красный и оба подняли бы руки, то тогда можно было бы сделать вывод, что мой колпак — красный. Т. к. если человек в красном колпаке видит только меня и нашего партнера в белом колпаке, и при этом поднял руку, значит красный колпак — на мне. Но даже если бы логика была, то это тест скорее не на рефлексию, а на аналитическое мышление.
4
ответа
Н.
Спасибо, условия задачи уточнили. Является ли это тестом на развитие рефлексии или тестом на аналитическое мышление? Для меня это, как и для вас, тест скорее на аналитическое мышление. Но коллеги считают его тестом на рефлексию, поэтому дал его, пока не нашли лучше.
1
ответ
Гость, 07 октября 2014 г., 22:05
Да, Вы напишите, как уточнили условия задачи? Мне тоже интересно, я не поняла.
алла, 16 февраля 2015 г., 17:44
Дело — в паузе!
Гость, 27 апреля 2017 г., 23:37
Спасибо, что так разобрали условие задачи и, можно сказать, почти её решили. Если бы не Ваши разъяснения, я бы, наверное, долго «ломал» голову над ней. (Akvopolk)
Гость, 17 февраля 2020 г., 18:38
А мне кажется, рефлексия имеет место, потому что когда ты смотришь, кто из двух поднял руку, то ты смотришь на самого себя чужими глазами и пытаешься оценить самого себя с точки зрения другого человека.
Аналитика плюс рефлексия.Другая, 20 мая 2015 г., 13:53
Я не понимаю, как можно увидеть колпак на самом себе?
1
ответ
Александр, 07 октября 2015 г., 10:57
Думайте, думайте — это возможно!
Владимир, 20 октября 2015 г., 01:39
С заданием все трое справились четко подняли руки. Каждый видел двоих участников и красный колпак. Тот кто вышел из игры видел 2 красных колпака и он по логике должен усомниться а как он объясняет свою догадку? — и еще задание было только поднять руки. А дальше не понятно: — пауза произошла в момент ухода третьего и что дальше требовалось от двоих не сказано в тесте. На месте было бы проще разобраться. Как решается эта головоломка?
Akvopolk, 20 февраля 2016 г., 21:19
Логика есть, просто размышления участника представлены неясно. Все три участника подняли руки, значит, либо у всех троих красные колпаки, либо только у двоих. Логика первого участника такая: «Допустим на мне белый колпак. Тогда второй участник подумал бы, что третий участник поднял руку, потому что видит красный колпак только на нём (втором участнике). А значит, второй участник, поняв, что на нём красный колпак, должен был бы выйти. Третий участник должен был подумать тоже самое про второго участника и тоже выйти. Но ни второй, ни третий не вышли. Значит, на мне красный колпак.»
1
ответ
Гость, 06 мая 2016 г., 00:44
Один из участников, который способен на рефлексию, видит два красных колпака и две поднятые руки. Размышляет он так: «Я поднял руку, потому что увидел красные колпаки, но 2-й и 3-й участники могли увидеть красные колпаки друг на друге. Поэтому возможно, что на мне они видят белый колпак.» Рассуждение первого участника идет дальше и подвергается критике: «Если бы 2-й участник видел на мне белый колпак, он рассуждал бы так: — на 1-м участнике белый колпак. — 3-й участник не может увидеть надетый на него самого колпак, но он поднимает руку.
Значит, он видит красный колпак на мне. -мне следует выйти из круга. Но 2-й участник не вышел из круга, значит он рассуждает по-другому: — на 1-м участнике красный колпак. — 3-й участник поднимает руку, потому что видит красный колпак на 1-м участнике, как и я сам. — я не знаю какого цвета колпак на мне и я пока не должен выходить. 2-й участник не вышел, потому что видит на мне красный колпак.» Закончив рассуждение, 1-й участник выходит.1
ответ
Гость, 26 апреля 2017 г., 19:11
Рассуждения 2-го участника, по предположению 1-го участника, в случае, если бы он (2-ой участник) и на 1-м участнике тоже видел бы красный колпак: «На 1-м участнике красный колпак. 3-й участник поднимает руку, потому что видит красный колпак на 1-м участнике, и, возможно, он видит красный колпак на мне. Сам я поднимаю руку, потому что вижу красные колпаки на 1-м и 3-м участниках. 1-й участник поднимает руку, потому что видит красный колпак на 3-м, и возможно, на мне. Я не знаю какого цвета колпак на мне, и я пока не должен выходить.» Такие рассуждения, в общем-то, были у всех трёх участников. Но уже потом один из них попробовал предположить, что было бы, если бы на нём был белый колпак. (Akvopolk)
Гость, 26 апреля 2018 г., 11:34
По-моему, этот тест становится простым и быстрым, если ввести условие: руку поднимает тот, кто видит два красных колпака. Но, и в таком варианте все же это никакого отношения не имеет к рефлексии, а лишь позволяет проявить аналитические способности и, может быть, установить скорость анализа. Как мне кажется, описанный в тексте ход мыслей «за одного и другого из партнеров» никак не отвечает определению рефлексии, приведенному изначально. И вообще, у авторов теста у самих с логикой и анализом налицо некий напряг… Пардон. Истина дороже толерантности )))
Гость, 12 ноября 2019 г., 09:18
Здравстуйте! Подскажите, а как называется способность оценивать себя со стороны, например, в момент говорения, в момент выступления, то как меня оценивают окружающие, кроме диссоциации ничего не нашла, но это не диссоциация, я не отделяюсь от своих эмоций, напротив, я их даже лучше анализирую и понимаю, но как бы вовне, и соответственно понимаю какое влияние я оказываю на людей. Спасибо.
2
ответа
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 12 ноября 2019 г., 09:34
Гость, бесплатные консультации на портале «Психологос» временно приостановлены. Николай Иванович открыл новый проект Клуб»>https://www.distant-nik.ru»>Клуб практической психологии, и все консультации мы переводим туда. Также вы можете адресовать свой вопрос профессиональному психологу Светлане Макаровой, она — ученица Н.И. Козлова и работает методике синтон-подхода, ее почта [email protected], или пойти на Дистанцию.
«>http://www.prodelo.ru/distantniki/?ch=psihologos»>Дистанцию.
Гость, 11 декабря 2021 г., 22:15
Если согласно происходящего, а не произошедшего, то это осознанность.
Гость, 07 апреля 2020 г., 21:26
Я считаю, что как минимум, чтобы понять кто и как дошел до своих мыслей и применил рефлЕксию, надо внести правило: им всем одновременно сняли повязки, или по очереди им снимали повязки.
Тогда понятно будет более менее рассуждения 1 и 2 и 3 людей. И еще такой момент: тот, кому первым открыли глаза, он мог видеть сразу двоих, или только одного. Честно, лично пока непонятно, есть ли логика, тогда первый, как минимум, не выйдет, так как видит двух в красных колпаках. Второй аналогично, и третий, и я полагаю, после паузы первым выйдет из комнаты тот, который первым открыл глаза, и так как он видит, что два последующих оба подняли руки, то логично сказать, что у всех красные шапки, как было написано в задании, что им всем одели красные колпаки. Жду вашего ответа на почту, спасибо.Гость, 28 августа 2020 г., 18:52
Для рефлексии может помочь одна методика. Отпустить свой дух «в воздух» и посмотреть на свои ощущения в позиции наблюдателя. То есть, как персонаж книги в третьем лице. «Он ощущал навязчивое желание пнуть собаку… но тут же понял, что это ни к чему хорошему не приведёт.»
Гость, 06 мая 2021 г., 06:24
В начале написано, им показывают 3 красных и 2 белых колпака. Человек должен ВСПОМНИТЬ это И ДОПУСТИТЬ, ЧТО ВСЕ 3 КОЛПАКА КРАСНЫЕ. Человек должен понять, что БЕЛЫЕ не использовали. И тогда он может спокойно выходить. С заданием справился один человек.
1
ответ
Гость, 23 июля 2022 г., 22:09
1-й участник видит на 2-м и на 3-м участнике красные колпаки и поднятые их руки, 2-й поднял руку потому что увидел красный колпак на 3-м участнике, а 3-й поднял, потому что увидел на 2-м , а у 1-го участника неважно какого цвета в данный момент будет колпак. Так же относительно 2-го участника и 3-го. Поэтому в данной ситуации ни один из участников не может со 100% уверенностью определить какого цвета у него колпак.
Материалы по теме:
01 янв. 2016 г.
Дистанция – система пошагового развития личности
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
12Подробнее
01 янв. 2012 г.
Дистанция онлайн
Дистанция – это развитие навыков общения, лидерства, самоорганизации, налаживание отношений в семье, возможность поправить здоровье.
7Подробнее
01 окт. 2022 г.
Интроспекция
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Наблюдение
Наблюдение — познавательный процесс, в котором человек внимательно отслеживает происходящее с ним или вокруг него. Например, наблюдение за поведением ребенка. Или, наблюдение за собственным поведением в группе. Наблюдатель — тот, кто наблюдает. В процессе наблюдения человек использует механизмы восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительный анализ. Наблюдательный — человек, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Обдуманность, осознанность, осмысленность, рефлексия
До действия может происходит обдумывание, во время — возможна осознанность, после происшедшего возможна рефлексия и осмысление.
0Подробнее
что такое рефлексия и чем человек отличается от животного — T&P
В новом выпуске рубрики «Словарный запас» T&P разбираются с высшей функцией сознания, которая заключается в способности анализировать самого себя. Когда возникло понятие «рефлексия», в каком возрасте она проявляется впервые и к чему может привести? (Ударение, кстати, строго на второй слог.)
Французский философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден считал, что человека от животного отличает именно рефлексия. Он называл так способность не просто что-то знать, но еще и знать о своем знании.
Само слово произошло от позднелатинского reflexio, что переводится как «обращение назад, отражение». Первым термин «рефлексия» употребил английский философ Джон Локк в XVII веке, описывая процесс возникновения новых идей. Он назвал рефлексией наш внутренний опыт, считая ее одним из способов познания, «мыслью о мысли». Сейчас в философии это понятие трактуется довольно широко: оно может значить и наблюдение за состоянием души, и способность разума исследовать себя, и анализ знания для получения нового знания, и размышления над мотивами собственного поведения. Общее во всех значениях то, что человек занимает внешнюю позицию по отношению к своим чувствам, убеждениям, опыту.
Ученые отмечают, что способность рефлексировать начинает формироваться в 9–10 лет. Вместо беспомощного «У меня не получается» у ребенка возникают вопросы «Могу ли я решить эту задачу?» и «Чего мне недостает для ее решения?». То есть срабатывает механизм, который позволяет определять границы собственных возможностей. Дальше уровень самоанализа растет и приводит подростка к жизненно важным вопросам о себе и своем месте в мире.
Этот термин встречается во многих науках: социологии, лингвистике, физике, информатике, экологии, — но наиболее широкое распространение он получил в психологии и философии — как ключевое условие для самопознания. После того как Сократ вдохновился надписью «Познай самого себя» на стене Дельфийского храма, древнегреческая философия (а, соответственно, позже и вся европейская) перешла к антропоцентрической модели: не природа, а человек стал главным объектом исследований, а самопознание и самоанализ начали использовать как основные философские инструменты.
© Alicja Kwade
В психологии есть разные виды рефлексии. Личностная рефлексия предполагает самоанализ, исследование образов собственного «я». Коммуникативная рефлексия направлена на анализ действий других людей. С ее помощью мы меняем представления о собеседнике или проявляем такие качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость. Кооперативная рефлексия помогает оценивать работу в команде. Интеллектуальная рефлексия позволяет осознавать свои действия, их основания и последствия, а также оценивать и контролировать ход мыслей, решать сложные задачи.
Болезненное и навязчивое самонаблюдение называют деструктивной или патологической рефлексией, она приводит к излишней самокритичности и даже неврозам.
Кроме того, рефлексия может быть разнонаправлена во времени. Ситуативная рефлексия разбирается с происходящим в данный момент и соотносит собственные поступки с изменяющейся ситуацией. Мысли вроде «Что я несу?!» или «Так держать!» — как раз отсюда. Ретроспективная рефлексия обращается к прошлому для понимания и структурирования полученного опыта, оценки результатов. А перспективная прогнозирует исход и подбирает эффективные стратегии для предстоящих событий.
Как говорить
Неправильно: «Анатолий какой-то рефлексивный: дергается постоянно, руки дрожат, взгляд шальной».
Правильно: «Немцы до сих пор много рефлексируют по поводу Второй мировой войны».
Правильно: «Оля погрузилась в рефлексию: как оценили ее сумасбродный поступок, что имел в виду тот незнакомец и стоило ли вообще выходить вчера из дома?»
Denis Bondarev
Теги
#просто о сложном
#словарный запас
#рефлексия
#психология
#философия
25 592
Отражение — определение, значение и синонимы
Ваше отражение — это то, что вы видите в зеркале. Другие вещи, которые отражаются от вас, также являются отражениями — световыми волнами, звуковыми волнами, даже вашими мыслями.
Отражение происходит от латинского Reflectere , состоящего из префикса re-, «назад» и flectere, «сгибаться». Таким образом, это что-то изгибается: ваше отражение в зеркале — это световые волны, которые отражают ваше изображение обратно к вам. Когда вы делаете паузу для размышления — серьезного размышления, то есть — ваши мысли изгибаются внутрь. Отражение также может быть следствием чего-то: то, как ваша собака хандрит, когда вас нет, является отражением того, как сильно она по вам скучает.
Определения отражения
существительное
- синонимы: отражение
существительное
изображение чего-либо, отраженное зеркалом (или другим отражающим материалом)
«он изучил свой отражение в зеркале»
- синонимы: отражение
существительное
подобие, в котором левое и правое перевернуты
- синонимы: зеркальное отражение, отражение
существительное
способность отражать лучи или лучи
- синонимы: отражательная способность, отражение
существительное
спокойное, продолжительное, сосредоточенное рассмотрение
- синонимы: созерцание, размышление, размышление, размышление, задумчивость
существительное
замечание, выражающее внимательное отношение
- синонимы: наблюдение, рефлексия
существительное
выражение без слов
«пульс отражение состояния сердца»
- синонимы: выражение, проявление, отражение
существительное
(математика) преобразование, при котором направление одной оси меняется на обратное
Независимо от того, являетесь ли вы учителем или учеником, Vocabulary.
com может направить вас или ваш класс на путь систематического улучшения словарного запаса. НачатьОтражение Определение и значение | YourDictionary
rĭ-flĕkshən
отражения
существительное
отражения
Отражающее или отражающееся.
Новый мир Вебстера
Отбрасывание поверхностью звука, света, тепла и т. д.
Новый мир Вебстера
Все, что отражается; спец., образ; сходство.
Новый мир Вебстера
Фиксация ума на каком-либо предмете; серьезная мысль; созерцание.
Новый мир Вебстера
Результат такой мысли; идея или заключение, особ. если выразить словами.
Webster’s New World
Synonyms:
- Synonyms:
- reflexion
- manifestation
- expression
- observation
- thoughtfulness
- contemplation
- musing
- rumination
- reflectivity
- mirror-image
- opinion
- view
- thought
- thinking
- stricture
Antonyms:
- Antonyms:
- praise
Advertisement
The change in direction of a wave, таких как световая или звуковая волна, вдали от границы, с которой сталкивается волна. Отраженные волны остаются в своей исходной среде, а не входят в среду, с которой они сталкиваются. &diamf3; Согласно закон отражения, угол отражения отраженной волны равен углу ее падения.
American Heritage Science
Действие или процесс перенаправления электромагнитной энергии по новому пути с использованием проводящей поверхности или разрыва импеданса. На поверхности угол отражения равен углу падения, т. е. углу, под которым падающий сигнал падает на плоскую поверхность препятствия. В крайнем случае сигнал отражается обратно к своей точке происхождения. См. также угол падения и преломления. Центральный коммутатор ISDN NT1 NT2 NT2 NT2 NT2 NT1 NT1 NT1 PBX TA R R R R Q Q S S S S T T T U U U U R R.
Вебстер’с Нью Уорлд Телеком
Другие словоформы отражения
Существительное
Единственное число:
отражение
Множественное число:
отражение
Происхождение отражения
От среднефранцузского reflexion, отражения и его источника позднелатинского reflexio , от основы причастия Reflectere .