Нравственность это что: что это такое, определение, правила

Содержание

НРАВСТВЕННОСТЬ — это что такое НРАВСТВЕННОСТЬ

найдено в «Капитале. Энциклопедическом словаре»

свобода человека, позволяющая ему осуществлять действия, направленные на установление добра, по собственному внутреннему его побуждению. Нравственность предполагает действие человека в отношении внешнего мира, не имеющее принудительного характера, основанное на внутренней свободе, совершаемое по собственному внутреннему побуждению, а не из страха внешнего наказания. Следует заметить, что никого нельзя силой заставить любить ближнего или совершить подвиг самоотвержения. Только добровольная жертва имеет нравственную цену. Решающим здесь является голос совести, признающий над собой высший закон и свободно его исполняющий. Принуждение к нравственности есть безнравственность. Как свободное существо, человек вправе исполнять писанный в сердцах закон или от него уклоняться. За это он ответственен не перед человеком, а перед Богом, непогрешимым судьей всякого нравственного поступка и всякого решения совести.

Человеческий же суд наступает там, где есть посягательство на чужое право. Здесь наступает область принуждения. Отсюда ясно, что государство, как принудительный союз, не должно вторгаться в область чисто нравственных отношений. Оно не призвано устанавливать нравственный порядок на земле. Это дело свободного союза — церкви, которая является посредником между человеком и Богом. Если же государство, со своей принудительной властью, приходит на помощь церкви, или если оно, по собственному желанию, стремится карательными мерами установить господство нравственного закона, оно становится притеснителем совести. Стремясь утвердить нравственность, оно само подает пример безнравственности. Если церковь свободною проповедью не сможет воздействовать на сердца людей, то государство карательными мерами тем более не сможет это сделать. Наоборот, этим оно может только усилить зло, породить лицемерие, возмущая совесть и низводя религию на степень орудия политических целей. Но если государство не призвано устанавливать нравственный порядок в обществе, то в собственной, принадлежащей ей области оно может поступать нравственно или безнравственно и этим содействовать или противодействовать установлению нравственного порядка.
Оно может ставить себе нравственные или безнравственные цели, оно может употреблять нравственные или безнравственные средства. Цель государства — общее благо, по существу своему есть цель нравственная, так как нравственные требования состоят именно в деятельности на пользу других, следовательно и на общую пользу. В этом смысле можно сказать, что призвание государства состоит в установлении нравственного порядка в обществе. Подчиняя частные цели общественной, оно тем самым устанавливает порядок, который соответствует нравственным законом. Через это, нравственное основание становится существенным элементом самой государственной деятельности. Но начало общего блага может быть принято односторонне или даже превратно, и тогда оно теряет свой нравственный характер. Если оно понимается исключительно как практический интерес известной группы людей, — а таковым является большей частью то, что называется государственной пользой, — оно может быть в тягость для других, а это противоречит нравственным требованиям.
Например, действия во благо своей партии, территории, народа, ущемляющие интересы других, пренебрежение их правами, являются безнравственными действиями. Деятелей такого рода нельзя назвать благодетелями человечества. К той же категории принадлежит и всякое насильственное порабощение. Польза победителей есть несчастье для побежденных. Нередко и самое благо граждан может быть понято превратно. Как показывает история, все гонения на совесть, все производимые стеснения человеческой свободы происходят во имя общего блага. И что всего хуже, под этой мечтой часто скрываются личные цели и амбиции правителей: властолюбие, гордость, тщеславие, алчность, все человеческие пороки, которые проявляются тем с большей силой, чем менее они встречают препятствия. С другой стороны, целью может быть действительно общее благо, но средства для достижения ее выбираются такие, которые осуждаются нравственностью. Хитрость, двоедушие, обман, насилие, подкуп, презрение к правам и интересам слабых, таковы весьма обыкновенные средства политики.
Иногда это возводится даже в теорию. Для достижения известной цели, по словам Макиавелли, требуется избирать те средства, которые к ней ведут. В государстве мы имеет дело с людьми; поэтому необходимо брать их так, как они есть. Вообще, люди, по природе своей злы и склонны предаваться своим дурным наклонностям, как скоро представляется ему удобный случай. Всякий правитель должен отправляться от мысли, что род людской неблагодарен, непостоянен, лицемерен, труслив при опасности и жаден на прибыль. Кто будет полагаться на добрые качества людей, говорил он, тот всегда будет обманут, утверждая, что с одними нравственными средствами ничего нельзя достигнуть. Действуя в реальном мире, государственный человек должен пользоваться теми средствами, которые представляет ему практика. Взгляды Макиавелли со всей резкостью показали различие между политикой и нравственностью. Политика имеет в виду единственно практическую цель и практические средства. Нравственные побуждения стоят здесь на втором плане.
Ими пользуются, когда они способствуют осуществлению цели и пренебрегают, когда они ей противодействуют. Против такого взгляда можно возразить, имея в виду, что зло, рано или поздно, влечет за собой свое возмездие. В то же время, история дает множество примеров, когда успех не только временный, но и постоянный, чаще всего давался людям, которые менее всего были разборчивы в выборе средств. Для политического деятеля, стоящего у власти, первой обязанностью является стремление к государственной пользе, средства же для этого он выбирает лишь те, которые возможны при данных условиях. Для частного же лица, цели, которые он себе ставит, не имеют ничего обязательного. Человек должен от них отказаться, если они не могут быть достигнуты честным способом. Однако и для государства, политические действия которого и допускают использование средств, несогласных с требованиями нравственного закона, далеко не всегда могут быть оправданы. Прежде всего требуется, чтобы сама цель была нравственной. Не всякий государственный или народный интерес имеет нравственное право на существование.
Народу может быть выгодно притеснять других, но перед нравственным судом интересы притеснителей стоят на одной доске с интересами воров и разбойников. В данном случае политическая и нравственная точки зрения не совпадают. Но даже если цель сама по себе законна и возвышенна, требуется ответить на вопрос: действительно ли нужны были те безнравственные средства, которые были использованы для ее осуществления? С точки зрения практической политики этот вопрос совершенно праздный. Совершившиеся факты требуется принимать, как они есть: толкование о разных возможностях ни к чему не приводит. Однако с нравственной точки зрения, этого вопроса нельзя обойти стороной. Политический деятель может для достижения своей цели выбирать те средства, которые он считает наиболее целесообразными или выгодными. Успех может блистательно увенчать его планы. Но от нравственного суда, суда своей совести, он все-таки не уйдет. Нравственность, в отличие от политики, не относительная, а постоянная величина. Это — абсолютный закон, обязательный для совести всегда, везде и во все времена.
Человек не может от него отказаться, не отрекаясь от высшего своего достоинства, как разумно-нравственного существа. Сознание этого закона может быть недостаточно осознано, оно может быть более или менее закрыто, но это не мешает ему быть безусловным мерилом человеческих действий, по которому возвышенные умы современности и беспристрастное потомство будут ценить поступки государственных людей. В этой оценке политическое суждение и нравственное далеко не всегда совпадают. Политика оправдывает успех, она стоит на стороне победителей, нравственный же суд историка чаще всего склоняется на сторону побежденных. От нравственных понятий не может отказаться и политология. В государственной жизни проявляются все разнообразные стороны человеческого естества, переплетаясь между собой так, что часто нет возможности их разделить. Откинуть высшую из этих сторон, ограничить политику одними неизменными побуждениями обиходной практики, корыстным стремлением к власти и материальным благам, значило бы лишить государство всякого нравственного значения и низвести самую науку на степень простого практического орудия, отняв у нее всякое отношение к идеалу.
Этого допускать нельзя. Государство, призванное осуществлять идею общего блага, по самой своей природе заключает в себе нравственные понятия. Наука же есть искание истины, а высшая человеческая истина заключается в идеальных требованиях. Поэтому, какова бы ни была практика, что бы ни говорила нам история, чем бы ни обуславливался политический успех, политология в ее полноте не может не ставить идеальной целью политической жизни осуществление нравственной цели нравственными средствами. Чисто практическая политика, хотя бы она и проповедовалась таким гениальными писателями, как Макиавелли, есть всегда признак низкого нравственного чувства и ограниченного понимания. Она имеет в виду только настоящее и прошлое. Будущее для нее закрыто, а в будущем лежит вся надежда человека, как практического деятеля на земле. Однако, если бы только нравственные требования в политологии ограничивались надеждою на осуществление идеала в бесконечно отдаленном будущем, то это было бы довольно бесплодное занятие.
К чему мечтать о несуществующих на земле нравственных совершенствованиях, когда действительность представляет совсем иную картину, когда в ней нравственное существо обречено на гибель, а безнравственность торжествует во всех сферах? Люди живут не мечтами, а действительностью. Сама наука, если она ограничивается мечтами, осуждена витать в облаках. Реальная наука должна изучать настоящую жизнь и показывать те средства, которые при существующих условиях ведут к предположению цели. Иначе она остается «химерою». Сама надежда на будущее должна исчезнуть, если она не имеет корня в настоящем и прошлом. Будущее имеет только то, что постепенно развивается в преемственном процессе человеческой жизни, что подготовлено прошлым и настоящим и является как созревший плод многовековой деятельности человека. Поэтому, если нравственному идеалу суждено когда-либо, хотя бы в малой мере, осуществиться в политической жизни, то мы должны показать, что нравственная основа действительно приобретает все большую и большую силу в государственной жизни.
С древних времен пришло к нам понятие священного долга, любви к Отечеству, верность данному слову, святость договоров, считавшихся правилом и в государственной жизни. В то же время требования политики противополагались справедливости.

Нравственность – Что Это Такое? (Основы, Правила, Примеры)

Нравственность – что это такое? Дело в том, что ценность данного качества не осознаётся в полной мере. Более того, многие молодые люди неясно представляют значение слова. Они заменяют его другими терминами, тождественными, по их мнению. Но нравственность – основной показатель здорового и культурного общества. Полагаться на интуицию тут не стоит. Вооружитесь информацией от специалистов.

Краткое содержание:

Что такое нравственность?

Нравственность – это простыми словами комплекс положительных характеристик индивида. Это его оценка и отношение к жизни, к окружающим и даже сам образ жизни. Понятие «нравственность» широко по значению. Оно включает в себя сразу несколько категорий, о которых мы поговорим ниже.

Нравственный человек – это тот, кто живёт по совести, осознаёт ценность каждого человека, руководствуется моральными законами. Он верен традициям своего народа, семьи, страны.

Нравственность может быть утрачена в процессе жизни. Тогда о человеке говорят, что он поступает безнравственно, вопреки человеческим законам. При этом необходимо понимать, что законы государственного уровня могут и не приниматься индивидом и даже не исполняться. При этом он будет оставаться глубоко нравственным человеком, живущим по совести, справедливости.

Истинно верующие люди, которые придерживаются канонов Библии, считаются глубоко нравственными людьми. Они придерживаются заповедей. Это критерий для них, основной жизненный ориентир.

Учёные полагают, что первые признаки нравственности зародились ещё в первобытном обществе. Тогда человек осознал, что не может руководствоваться только животными инстинктами. Он должен заботиться ещё и об окружающих его людях, помогать им, поддерживать, контролировать свои эмоции и порывы.

Нравственность требует от личности воли и характера. Если ребёнок отбирает конфету у того, кто слабее, уже можно говорить о низкой степени нравственности.

Родители всегда в ответе за поступки своих детей. Если ребёнок ведёт себя безнравственно по отношению к старикам, животным, культурным или иным общепризнанным ценностям, ответственны те, кто подаёт пример, прежде всего, семья.

Какие понятия относятся к категориям нравственности?

Этика, мораль и нравственность – взаимосвязанные понятия. Если человек не руководствуется правилами, принятыми в обществе, нельзя говорить о нравственности. Этика – это вежливость, такт, интеллигентность, уважительное отношение к другим людям. Нравственный человек должен быть знаком хотя бы с базовыми основами этики.

Кроме того, поведение должно быть нормой, обыкновением. Конечно, поначалу личность может и заставлять себя действовать так, как велят правила. Но позже они закрепятся. Поэтому детей и приучают с раннего возраста здороваться, говорить слова благодарности, уважать старших, ценить труд.

Вообще, слово «этика» греческого происхождения. Это синоним нравственности в славянском понимании.
Понятие «мораль» появилось позже. Так перевёл слово «этика» Цицерон. Он также обозначал им свойства и характер личности. Этому вопросу посвящено множество статей.

Рекомендуем: чем отличается мораль от нравственности?

Психологи говорят, что все три слова синонимичны, и не исключают друг друга. Если мы говорим о высокоморальном человеке, мы подразумеваем личность нравственную, воспитанную, живущую по правилам этики.

Вообще, говорить о нравственности можно только с учётом всех социальных норм, которых должен придерживаться человек. Это его моральные обязанности. Наказания за несоблюдение не последует. Никто не получит реальный срок, например, за то, что он не уважает старших, не поддерживает отношений с родственниками. Но такая личность столкнётся с муками совести и осуждением общества. Это и есть санкции за нарушение общепринятых правил.

Правила нравственности

Основы нравственности на самом деле очень просты. Вежливость, уважительное отношение друг к другу стоят на первом месте. Добавьте сюда чувство такта, деликатность и вы получите характеристику нравственного человека.

Существует притча о мудреце. Именно в ней раскрываются правила нравственности. Напомним содержание предания.

К мудрецу обратился один из его учеников. Он сказал: «О, мудрейший! Ты так много знаешь о добре и о справедливости, ты призываешь людей быть честными и добрыми друг к другу. Ты утверждаешь, что только так можно добиться чистоты души. А не можешь ли ты объединить все требования? Как должны относиться люди к друг другу?». И мудрец ответил: «Взаимностью».

То есть все мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтобы и они относились к нам.
Если вы не навещаете престарелых родителей, отказываетесь им помогать и помещаете отца и мать в дом престарелых, то не ждите от своих детей иного поведения.

Основные правила нравственности озвучены в притчах. Их описывал Л. Толстой в рассказах для детей. Эти произведения изучаются детьми в младших школах, отрывки зачитываются в детских садах с воспитательной целью.

Если вы задумались о собственной нравственности, рекомендую перечитать притчи и воспользоваться народной мудростью. Тогда вы сможете определить ценности для себя и уважать эти же ценности у окружающих людей.

Примеры нравственности

Рассмотрим примеры нравственности из жизни. Стоит сказать о том, что каждый человек в той или иной ситуации сталкивается с нравственным выбором.

Он руководствуется собственной позицией. Например, ребёнок заходит в школу и сталкивается с педагогом. Он сам решает, как ему поступить: пройти мимо и сделать вид, что не заметил учителя или же поздороваться. Это простейший пример проявления нравственности.

Такие ситуации случаются в повседневной жизни ежеминутно. Мы решаем, пропустить ли в очереди старушку, помочь ли женщине с коляской, пройти ли мимо вандалов, уничтожающих Вечный огонь.

Перед выбором стоят мужчины, столкнувшиеся с беременностью девушки. Перед нравственным выбором оказывается и женщина, родившая, к примеру, больного ребёнка. Она может посвятить свою жизнь уходу за инвалидом или оставить его в доме малютке. Её выбор повлияет на судьбу этого ребёнка. Каждый человек волен поступать так, как советует ему его сердце. Наказания за это не следует.

Хочется привести и ещё один пример из жизни взрослых. Супруги дают обещание быть рядом друг с другом в минуты радости и горя. К сожалению, не все способны выполнить обет. Мужчины оставляют жён с маленькими детьми, женщины уходят к более обеспеченным и успешным мужчинам. Здесь много вариантов. Но каждый должен помнить, что окончательное решение принимает человек. И на его выбор не может повлиять мнение окружающих или обстоятельства.

Надеюсь, что теперь и вы сможете привести собственный пример нравственного поступка из жизни.

Нравственность и здоровый образ жизни

Как нравственность влияет на здоровье человека? Мы знаем, что личность под воздействием химических веществ не может считаться адекватной.

Человек в алкогольном или наркотическом опьянении неспособен вести себя нравственно. Он уничтожает себя, искореняет принципы нравственности. Из этого мы можем сделать вывод о том, что нравственность и здоровье – взаимосвязаны.

Но нравственность человека не обуславливается физическим здоровьем. Даже инвалиды способны оставаться глубоко нравственными людьми. Если тяжелобольной человек изводит близких своими выходками, говорить о его нравственности не приходится. Но и осуждать его мы не можем в силу заболевания.

Нужно понимать, что отказываясь от вредных привычек, мы повышаем собственную степень нравственности. Никто не знает, какие последствия даст очередная порция алкоголя. Думайте об окружающих, не будьте плохим примером, а значит, сохраняйте нравственность.

Нравственный человек не станет курить сигарету перед школой или в общественном месте. Он всегда думает о тех, кому станет служить примером или послужит причиной нездоровья. Таким образом, здоровый образ жизни уже обнаруживает в себе признаки нравственности.

Нравственность и путешествия

Как путешествия способствуют развитию нравственности? Мы уже говорили о том, что нравственный человек – это воспитанная личность. Путешествуя, мы расширяем свой кругозор, знакомимся с традициями разных стран, учимся уважать обычаи, религию, культуру иностранцев.

В поездках не стоит забывать о том, что мы гости в чужой стране. Никогда не смейтесь над традициями, нельзя насмехаться над тем, что ценно для той или иной народности.

Нравственный человек не позволит себе зайти в мечеть, допустим, с непокрытой головой или портить памятники культуры и исторические ценности. Он будет соблюдать чистоту в номере гостиницы и в зонах отдыха.

Тем самым он показывает не только свою нравственность. Он проявляет уважение и к собственной Родине, не порочит репутацию нации.

Нравственность в бизнесе

Сейчас стали модными рассуждения на тему, совместимы ли бизнес и нравственность. Интересно, что общество разделилось на два лагеря. Некоторые люди уверены: безнравственное поведение свойственно всем бизнесменам. Они не выполняют обещаний, завышают цены, обманывают конкурентов и партнёров, наживаются на людях.

Но находятся и те, кто соблюдает нормы нравственности. Для таких бизнесменов важны условия договора, они ведут бизнес честно, не ущемляют права других.

Иногда они действуют себя в убыток. Но, тем не менее, это нравственные люди, которые смогли сохранить человеческий облик в условиях жёсткой конкуренции. Они не стали рабами денег.

Политика и нравственность

Критерии нравственности политиков выражаются в мерах, которые предпринимаются ради населения страны. Если власти заботятся о стариках, выплачивают достойные пенсии, беспокоятся о том, чтобы все люди могли получить бесплатное медицинское обслуживание, к примеру, то можно говорить о нравственности власти.

Нравственные взгляды политиков всегда видны простому народу, тем, кто избрал власть. Вообще, человек, наделённый властью, должен действовать в интересах населения страны.

Принципы нравственности не позволят такому политику принимать законы, которые ущемляют права населения. Он будет делать всё, что в его силах, чтобы помочь всем социальным классам. Общая ситуация в нашей стране заставляет многих граждан задуматься о нравственности политиков.

Нравственность и духовность

Высокая нравственность отмечается у верующих людей. Духовно развитые люди всегда остаются глубоко нравственными. Они руководствуются неписаными правилами. Живут, чтобы сделать мир совершеннее.
Здесь мы не будем говорить о тех, кто только притворяется верующим, духовным. Такой человек, прикрывается заповедями ради собственной наживы.

Приведём простой пример, который понятен каждому гражданину. Мы знаем, что многие священнослужители ездят в роскошных машинах, живут в богатейших особняках, в то время как их прихожане жертвуют храмам последние деньги. Трудно назвать таких священников нравственными людьми.

В то же время среди духовенства находятся и те, кто готов разделить последний кусок хлеба с нищим.
Духовность и нравственность – совместимые понятия. Безнравственный человек не может быть духовным.

Нужна ли нравственность в современном мире?

Нравственные люди ценились во все времена. Именно благодаря им мы смогли сохранить человеческий облик. Люди, которые знакомы с нормами морали и этики не уничтожают исторические и культурные ценности. Они уважают стариков и растят детей.

Упадок нравственности грозит исчезновением общества. Животные инстинкты станут руководить нами, мы забудем о том, что такое здравый смысл.

Представьте, мы решили, что старики – непосильная ноша для общества, они – отработанный материал. В этом случае мы уподобимся бездушным роботам. Гуманное отношение к людям должно стоять на первом месте.

Таким образом, нравственность оценивается по поступкам человека. Это значимая характеристика для каждой личности. Эта категория – гарантия сохранности здорового общества.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры нравственности

нравственность

Эти более широкие концепции — религия и мораль — доводятся до индивидуального уровня через семью.

Источник: Heritage.org