НИРВАНА | это… Что такое НИРВАНА?
(санскр. – nirvāna, пали – nibbāna, буквально – угасание) – одно из осн. понятий буддийской и джайнской религий, означает цель «пути освобождения» и завершение религ. жизни, некую высшую святость. Буддийские канонич. произведения так описывают Н.: «Есть место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха, ни места в пространстве, и нет ни восприятия, ни невосприятия, ни этого мира, ни другого мира, ни обоих вместе, ни солнца, ни луны. Там нет ни движения, ни покоя, ни возникновения, ни уничтожения. Оно не движется и не стоит, оно ни на чем не основано. Оно, по истине, конец страдания». Вместе с понятиями страдания, пути освобождения от страдания, кармы, учение о Н. составляет основу буддийской религии. В этом отношении в учении о Н. важно отметить черты, характерные для всякого религ. представления: деление на «земной мир» и «неземной», «этот мир» и «тот мир», «обусловленный мир» и «необусловленный». Существование «необуслов-ленного» мира нигде не доказывается.
Н. представляется «немыслимой», «непостижимой», ничто в мире даже отдаленно не напоминает ее и никакое рассуждение не приближает к ней. Все понятия о Н. – ложные понятия. «Святой» постигает ее в себе, остальные люди должны верить ему. Н. описывается лишь в противопоставлении с тремя признаками всех обусловленных вещей. Н. – это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Н. – покой, прекращение страдания в противоположность миру, полному волнения и страдания. Н. – это убежище, освобождение, избавление, конец мира. Н. достигается святым после длит. развития пяти добродетелей (вера, мужество, внимание, сосредоточение и мудрость) и через «три двери освобождения»: пустота (шуньята), отсутствие признаков (анимитта), отсутствие желаний (апранихита).
Различные школы вкладывают разный смысл в эти три термина. Школы тхеравадинов и сарвастивадинов пытаются дать рациональное объяснение пустоты, Н. и всего учения Будды. Весь мир представляется состоящим из отдельных дхарм, сменяющих друг друга и «обусловленных». Н. в противоположность им относится к «необусловленным» дхармам. Школы махаяны отвергают всякие попытки рационального объяснения Н. Пустота, лишенность признаков и отсутствие желаний являются не предметами обсуждения, а тремя объектами сосредоточения (самадхи), и только тогда они являются «дверями освобождения». Н. трансцендентна, непостижима логич. мыслью. Пожалуй, единств. положит. эпитет Н. – «счастье», поэтому логично, что в позднем буддизме Н. становится неотличимой от небесного рая.
Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvâna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvāna, Leningrad, 1927; Sangharakshita В.
, А survey of Buddhism, Bangalore, [1957 ]; Сonze Ε., Buddhist thought in India. Three phases of Buddhist philosophy, L., [1962 ].
И. Кутасова. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Какова концепция нирваны в буддизме?
Вопрос
Ответ
Нирвана, согласно буддизму, является сложным концептуальным состоянием бытия, в котором человек уходит от страданий мира и осознает свое единство со вселенной. Человек, чье сознание входит в нирвану, может в конечном итоге оставить цикл перевоплощений и существовать духовно, хотя и безлично. Слово «нирвана» буквально означает «задувание» или «гашение», но значение применительно к духовной жизни человека является более сложным. «Нирвана» может обозначать акт гашения – либо постепенно угасать, либо быстро (как задувание свечи). Конечной целью буддизма является нирвана, когда «гашение» всех желаний завершено, и человек переходит в другое состояние.
Есть три «огня», которые буддисты пытаются погасить в стремлении к нирване. Это – страсть, отвращение (ненависть) и невежество (заблуждение). На первый взгляд это звучит довольно по-библейски. Библия предостерегает, чтобы мы не были поглощены или ведомы похотью (Римлянам 6:12), и повелевает нам «умертвить» все земное внутри себя, включая греховную страсть (Колоссянам 3:5). Ненависть и сознательное невежество также осуждаются в Писании. Существует не менее 71 пословицы, которые говорят о «глупцах», и ни одна из них не является положительной. Ненависть – это также негативное состояние согласно Библии. «Ненависть будит раздоры, а любовь покрывает все грехи» (Притчи 10:12; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Однако буддийское подавление «страсти» сильно отличается от библейского указания избегать «всяких порочных желаний, свойственных юности» (2 Тимофею 2:22).
Буддизм не рассматривает грех как нарушение божественного морального кодекса. Скорее, он рекомендует устранить все желания, что, конечно, обречено на провал – чтобы избавиться от всех желаний, нужно желать, чтобы они исчезли. И во всяком случае это не соответствует Библии – Бог обещает исполнить желания наших сердец, когда мы радуемся Ему (Псалом 36:3), а христианские небеса, в отличие от нирваны, – это место, где изобилует радость и исполняются желания (Псалом 15).
Концепция нирваны противоположна библейскому учению о небесах. Писание говорит, что нет способа проложить свой собственный путь на небеса (Римлянам 3:20). Медитация, самоотречение или просветление не смогут сделать человека праведным перед святым Богом. Кроме того, буддизм учит, что человек, который переходит в состояние нирваны, теряет личность, все желания и даже свое тело. Библия же учит, что рай – это реальное место (а не состояние ума), в котором мы сохраняем свою личность и обитаем в воскресших телах.
English
Какова концепция нирваны в буддизме?
Буддийская нирвана — Как работает нирвана
Термин «нирвана» ассоциируется как с индуизмом , древнейшей религией в мире, так и с буддизмом , его самым известным ответвлением. И в индуизме, и в буддизме это слово относится к более высокому состоянию бытия, но две религии рассматривают это состояние совершенно по-разному. Как оказалось, изучение различий между концепциями нирваны — отличный способ понять некоторые основные различия между двумя религиями.
Нирвана в основном связана с буддизмом, который родился из индуизма в Азии еще в 5 веке до н.э. Это началось как движение в индуизме, основанное на философии и жизни человека по имени Сиддхартха Гаутама , и в конечном итоге разошлось, чтобы сформировать свой собственный путь.
Реклама
Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой («Пробужденный»), родился в богатой правящей семье около 563 г. до н.э. на территории современного Непала. Согласно буддийской легенде, он вел защищенную, изнеженную жизнь все свое детство и до двадцати лет.
В молодости он начал сомневаться в духовной ценности этой роскошной жизни и решил отказаться от всего своего имущества и эмоциональных привязанностей, включая жену и маленького сына. Он хотел понять истинную природу жизни и рассматривал все свои привязанности как отвлечение, в соответствии с индуистской мыслью.
Он стал шраманом , странствующим бездомным аскетом, посвятившим себя медитации. Он надеялся обрести просветление, полностью оторвавшись от мира, вернувшись к полной противоположности своей прежней жизни. Со временем он удалялся все дальше и дальше от земного мира, вплоть до того, что был близок к голодной смерти. Но он все еще не достиг просветления.
Он решил, что если продолжит идти по этому пути, то умрет, так и не достигнув понимания, поэтому он отказался от аскетической жизни и принял пищу от незнакомца.
Он решил выбрать среднюю дорогу , жизнь между роскошью, которую он знал, и бедностью, которую он знал.
Согласно легенде, вскоре после того, как Сиддхартха встал на этот путь, он наконец достиг просветления. Медитируя под деревом, он увидел все свои прошлые жизни, а затем и прошлые жизни других людей. В конце концов он получил совершенное, всеведущее знание этого мира и мира за его пределами.
«» Самый известный буддийский деятель современности, Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама: Его последователи считают его живым буддой, воплощением Будды Сострадания .В буддизме это состояние, которое Будда не мог выразить словами, называется нирвана . Это слово на санскрите означает «гасить». В данном случае это означает погасить невежество, ненависть и земные страдания. Этот термин наиболее тесно связан с буддизмом, хотя он применяется к аналогичному понятию в индуизме (как мы увидим позже).
Достигнув нирваны, вы можете избежать сансары , цикла реинкарнаций , характерного как для индуизма, так и для буддизма.
В каждой жизни душа наказывается или вознаграждается в зависимости от ее прошлых действий, или кармы , из текущей жизни, а также из предыдущих жизней (которые также включают жизни в качестве животных). Важно отметить, что закон кармы не связан с суждением бога о поведении человека; это ближе к закону движения Ньютона — каждое действие имеет равное и противоположное противодействие. Это происходит автоматически, само собой.
Когда вы достигаете нирваны, вы перестаете накапливать плохую карму, потому что превзошли ее. Вы проводите остаток своей жизни, а иногда и будущие жизни, «отрабатывая» плохую карму, которую вы уже накопили.
Как только вы полностью вырветесь из кармического цикла, вы достигнете паринирваны — окончательной нирваны — в загробной жизни. Как и в случае с индуистской нирваной, души, достигшие паринирваны, свободны от цикла реинкарнаций. Будда никогда не уточнял, что такое паринирвана. В буддийской мысли это находится за пределами нормального человеческого понимания.
В следующем разделе мы узнаем, что предписал Будда для достижения нирваны на земле и паринирваны в загробной жизни.
Процитируйте это!
Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks.com:
Том Харрис
«Как работает Нирвана»
9 июля 2002 г.
HowStuffWorks.com.
Спросить духовенство: что такое Нирвана?
День нирваны, праздник, отмечаемый 8 и 15 февраля буддистами, индуистами и джайнами, в память о достижении Буддой просветления после его смерти в возрасте 80 лет. На этой неделе комментаторы обсуждают, почему нирвана занимает центральное место в их религиозных убеждениях.
Нитин Аджмера из Плейнвью
Председатель попечительского совета Парламента мировых религий
Нирвана в джайнской философии — это состояние бесконечного блаженства, бесконечного знания и бесконечного восприятия, которое достигает душа, когда она избавляется от все его кармы.
Как только душа достигает этой стадии, она больше не подвержена циклу жизни и смерти и остается в этом счастливом состоянии навсегда. Согласно джайнизму, все живые существа смертны из-за их кармы, пафоса и этоса, которые привязывают их к бесконечным циклам жизни и смерти. Людям необходимо работать над сдержанностью и контролем над эмоциями, а также направлять свои чувства в нейтральное состояние, тем самым останавливая приток кармы.
Подпишитесь на информационный бюллетень NewsdayTV
Команда NewsdayTV освещает самые важные для вас вопросы, от экстренных новостей до специальных статей и документальных фильмов.
Нажимая «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Через постоянную медитацию и покаяние душа также избавляется от своей кармы, медленно и неуклонно поднимаясь к этому первозданному и чистому состоянию, когда к душе не остается ни одной частицы кармы.
Это состояние и есть нирвана. Как только душа достигает этой стадии, она живет в счастье, которое не мгновенно, а непрерывно.
Думайте об этом, как о еде шоколада: какое-то время мы испытываем удовольствие, но если мы едим много, применяется закон убывающей отдачи. Однако в состоянии нирваны нет закона убывающей отдачи; источник счастья бесконечен и непрерывен.
Нариндер Капур
Член совета директоров Многоконфессионального форума Лонг-Айленда
Хотя в древних текстах, таких как Веды и ранние Упанишады, нирвана не упоминается, этот термин встречается в Шримад Бхагавад- Гита, глубокий трактат индуизма. Нирвана — это вечный покой, обретаемый теми, чьи грехи были смыты, чьи сомнения рассеяны знанием, чей ум твердо утвердился в вере в Бога и кто активно занимается благополучием всех существ.
Индусы верят, что во всей полноте творения есть космическая энергия. Для нас нирвана буквально означает слияние с этой космической энергией.
Мы также называем это мокшей, слово, происходящее от санскрита, означающее освобождение души от цикла рождений и смертей. Согласно «Бхагавад-гите», нирваны можно достичь тремя духовными путями или практиками: бхакти-йогой (любящая преданность личному божеству), карма-йогой (бескорыстное действие) или гьян-йогой (путь самореализации).
В «Шримад Бхагавад-гите» Господь Кришна описывает нирвану как переживание «блаженной неэгоистичности», вечного покоя, в котором человек «освещается внутренним светом» и «становится единым с Богом».
Бханте Коттаве Нанда
Главный монах, Центр буддийской медитации Лонг-Айленда, Риверхед
Нирвана — это высшее состояние блаженства, которого может достичь любое живое существо. Но это одно из самых трудных для понимания явлений, хотя путь достижения нирваны хорошо разъяснен в буддизме.
В Тексте Уданы, сборнике изречений Будды, каждое из которых сопровождается историей, вызвавшей их, нирвана определяется как то измерение, «где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни измерения бесконечности пространства, ни измерения бесконечности сознания, ни измерения небытия, ни измерения ни восприятия, ни невосприятия, ни этого мира, ни мира потустороннего… просто конец страдания».