за что и как хвалить ученика, чтобы повысить мотивацию
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Умение поддерживать учеников в процессе обучения — навык, который отличает хорошего преподавателя от посредственного. Согласно исследованиям известного американского психолога Кэрол Дуэк, эффективная похвала побуждает двигаться вперед. Мы попросили педагогов-практиков поделиться лайфхаками, как найти правильные слова для каждого. Берите на вооружение!
Не критикуйте без похвалы
Обращать внимание на ошибки и исправлять их — это прямая обязанность преподавателя. Но суровый «разбор полётов» приводит к тому, что у ученика опустятся руки, он перестанет верить в себя или вовсе потеряет интерес к занятиям.
«Фокусироваться только на ошибках не стоит. Иначе весь энтузиазм студентов рано или поздно сводится к нулю. Если мы говорим о развитии и повышении личной эффективности, то после анализа ошибок стоит обозначить успехи. Именно они вдохновляют на новые свершения», — считает Юлия Сивая, тренер по личной эффективности.
C этим утверждением согласна Мария Синюкова, педагог, руководитель школы онлайн-коммуникаций KitUp.
«В нашей школе не принято ставить студенту балл без комментариев. Ведь оценка не поможет разобраться в том, какие у него сильные стороны, что получилось хорошо, а на что нужно обратить внимание. Поэтому преподаватели дают каждому ученику обратную связь: обязательно находят, за что похвалить, а уже потом обозначают зоны развития», — говорит Мария.
Сконцентрируйтесь на успехе
Первый успех ученика — счастливый миг для учителя. Наконец-то получилось! Дальше педагог выбирает, на что направить усилия: улучшать результат, чтобы взять новую высоту или остановиться и порадоваться победе.
Похвалы достойны даже небольшие успехи.
«Все, на чем мы фиксируем внимание, увеличивается в размере. К вершинам ведет повторенная много раз установка: «Ты победитель, у тебя все получилось!», — считает Ирина Ковалева, семейный психолог, тренер-мотиватор.
Похвала активирует дофамин — гормон, который усиливает желание повторить удачный опыт. Ученик радуется успеху и готов сделать еще, еще и еще одну попытку. Если осознанно запускать эту реакцию, получится отличный результат.
Хвалите за что-то конкретное
Размытое «Молодец!» ничего не рассказывает ученику о нем самом. Конкретная похвала работает лучше. В этом на практике убедилась Юлия Белоног, методист школы изучения иностранных языков Skyeng.«Если есть прогресс в говорении, сказать об этом важно во время или сразу после выполнения задания, а в конце урока снова акцентировать внимание на успехе. Я всегда отмечаю достижения в аудировании, грамматике, лексике, а если их пока нет, то обращаю внимание на старания и усилия. Что это может быть? Например, ученик очень вовлечен, помогает одноклассникам, задает интересные вопросы, исправил ошибку самостоятельно или выполнил домашнее задание в полном объеме. Это очень повышает мотивацию», — считает Юлия.
Если учитель вообще не дает обратную связь, это серьезная ошибка. Даже хорошую оценку за выполненную работу нельзя оставлять без комментариев со стороны преподавателя — это создает вокруг ученика педагогический вакуум и не мотивирует закреплять положительный результат.
Если нет достижений
«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» — советует психиатр и психотерапевт Владимир Леви. А американский педагог Аманда Морин в статье «Сила эффективной похвалы: руководство для учителей» рекомендует: «Хвалите процесс и прогресс, а не только результат».
По опыту Аманды, детям часто не удается достичь желаемого результата с первого раза, и они приходят в растерянность.
Вы можете поддержать ученика, похвалив его за поведение и прогресс в процессе работы, давая понять, что он на правильном пути.
«Используйте такую фразу: «Ты приложил так много усилий, чтобы написать свой первый проект». Покажите маленькие победы, которые помогут ребенку осознать, что усердная работа способствует прогрессу», — предлагает она.
Одним из простых и действенных способов похвалы являются «Я-послания». Они сближают педагога и детей, просты по форме и всегда эмоционально заряжены. Например, на уроке литературы похвалите ученика такой фразой: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение».
А вот еще несколько практических лайфхаков, которые помогут найти свой стиль в искусстве хвалить.
«Стикер-шпаргалка» от Юлии Белоног
Чтобы не забывать хвалить своих учеников, наклейте на свой рабочий стол или ноутбук стикер-шпаргалку со словом «Praise!» или «Похвалить!»
«Маленькие плюсики» от Ирины Ковалевой
Отмечайте плюсиками даже небольшие победы учеников или радуйтесь, что дети почти дошли до цели. Не забывайте повторять:
- «Еще чуть-чуть — и у тебя все получится»
- «Я вижу, как хорошо ты справился с этими заданиями»
- «У тебя почти получилось»
- «Лучше всего у тебя получается вот это»
- «В этом явно твой талант»
Используйте «принцип бутерброда». Сначала найдите, за что похвалить студента. Потом дайте обратную связь, что можно улучшить, на какие моменты обратить внимание. Заканчивайте обязательно позитивом.
«Точно в цель» от Юлии СивойВ своей практике держите фокус учеников на конечном результате. Благодаря этому даже необходимый разбор ошибок становится более увлекательным, так как есть четкое понимание, ради чего он делается. Не просто критикуйте, а предлагайте проанализировать выполненное задание, чтобы достичь больших успехов.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
А если похвалить?
Все чаще и чаще слышу от учителей, что дети стали очень сложными, что они не хотят учиться, не хотят хорошо себя вести, перестали уважать учителей, и чего-чего, а похвалы они точно не заслуживают. Но все-таки… А если похвалить?
Похвала за успехи, за старание, за победы, в том числе и над собой, — это огромная часть воспитания самооценки и уверенности каждого человека и уж тем более ребенка.
Учебный кабинет, в стенах которого слова похвалы звучат редко или не звучат вовсе, — это холодное пространство, которое не способно мотивировать на изучение предмета. С другой стороны, переизбыток похвалы точно так же может убить мотивацию детей: зачем напрягаться, если все равно похвалят?
Я когда-то была тем учителем, который злоупотреблял положительным подкреплением. Я была щедра на похвалу, я искала и находила повод каждому ребенку сказать, что он – молодец, что у него хорошо получается то, что он делает. Мне казалось, что я поступаю правильно, потому что на занятиях царила легкая, теплая атмосфера, в которой купались и дети, и я. Далеко не сразу, но я заметила, что дети стали лениться, что они привыкли ждать слов одобрения за любое, даже минимальное собственное усилие. Мне стало понятно, что я перестаралась, и теперь предстоит непростой и небыстрый процесс возвращения детей в реальность.
Так как найти золотую середину и сделать похвалу помощником учителя?
Конкретность
В большинстве случаев стандартные абстрактные слова одобрения, типа «Ты – молодец!» или «Ты все делаешь правильно!» не приносят столько пользы, сколько могли бы. Хвалить имеет смысл за что-то конкретное, за пусть небольшой, но вполне успешный шаг вперед, например: «Мне понравилась вот эта мысль в твоем сочинении» или «У тебя получился правильный кувырок, ровно такой, каким он должен быть». Такая похвала дает понять ребенку, что именно он сделал хорошо, что он двигается в нужном направлении.
Другим же ученикам эта информация тоже будет полезной, они увидят, что именно вы считаете качественно выполненным заданием, как выглядит образец.
Похвала – это катализатор
Цель и смысл похвалы не только в том, чтобы создать позитивный настрой на уроке и подвести итог под какой-то частью работы класса, но и в том, чтобы она послужила катализатором реакции, происходящей в ученическом коллективе и в каждом ребенке, следствием которой должно стать «усиление усилий».
Учитель должен хвалить учеников, которые продемонстрировали упорность и устойчивость в стремлении преодолеть трудности, независимо от их интеллектуальной исходной точки. Похвалив детей за реальные усилия, которые они приложили, выполняя задание, учитель мотивирует их на еще большее старание.
Правдивость
Естественно, что бывают ситуации, когда какого-то ученика совершенно не за что хвалить: он не приложил усилия, не достиг чего-то, халтурно отнесся к выданному ему заданию. Иногда кажется, что похвала способна и такого ученика выдернуть из болота равнодушия, расшевелить, показать ему, что учитель к нему лояльно относится. Но это чаще всего совсем не так. Хвалить тогда, когда хвалить не за что, — это большая ошибка. Такое поведение учителя не только не способно смотивировать объект похвалы, но и может демотивировать весь класс. Дети обычно очень ревниво следят за своими одноклассниками, их успехами и неудачами, и безосновательная похвала тому, кто ее не заслужил, обесценивает похвалу тому, кто старался и получил одобрение учителя заслуженно.
Дети разные
Даже похвалой можно навредить. И не только ее переизбытком или безосновательностью, но и просто непродуманностью, кого как хвалить. Есть дети, для которых невыносимо всеобщее внимание, которым крайне некомфортно оказываться выделенным, пусть даже и учительской похвалой. Скорее всего, они, чтобы не снова не оказаться в таком неприятном для себя положении, будут прилагать усилия к тому, чтобы не заслужить похвалу учителя снова.
Это не значит, что таких детей хвалить нельзя. Важно – увидеть такого ребенка и выражать свое одобрение сделанному им наедине, например, на перемене или после уроков. Даже в этом вопросе, вопросе похвалы, знания психологии учителю необходимы.
Спонтанность
Учеников может оттолкнуть от учителя продуманная и явно заранее заготовленная похвала, которую ученики расценят, как инструмент воспитания, а не искреннее одобрение от учителя. А вот естественная, спонтанная похвала, вызванная исключительно успехом ученика, станет и заслуженной наградой, и хорошей мотивацией на старание в дальнейшем.
Хвалить коллег
Еще мне кажется очень важным хвалить не только учеников, но и коллег. Победа в конкурсе, публикация в журнале, успешное выступление ученика на олимпиаде, блестяще подготовленный школьный концерт, — все это может стать поводом выразить свое одобрение.
Надеюсь, что собранная мной коллекция похвал в адрес учеников кому-то из читателей пригодится.
1. Молодец!
2. Отлично!
3. Хорошо!
4. Гораздо лучше, чем я ожидал!
5. Ты меня приятно удивил!
6. Великолепно!
7. Прекрасно!
8. Ты меня очень обрадовал!
9. Именно этого я давно ждал от тебя!
10. Сказано здорово – просто и ясно!
11. Ты, как всегда, точен!
12. Очень хороший ответ!
13. Талантливо!
14. Ты сегодня прыгнул выше головы!
15. Я поражен!
17. Потрясающе!
18. Замечательно!
19. Прекрасное начало!
20. Так держать!
21. Ты на верном пути!
22. Здорово!
23. Это как раз то, что нужно!
24. Я тобой горжусь!
25. С каждым разом у тебя получается всё лучше!
26. Мы с тобой не зря поработали!
27. Я вижу, как ты стараешься!
28. Ты растешь над собой!
29. Ты многое сделал, я это вижу!
30. Теперь у тебя точно все получится!
Yancy — Little Praise Party (Дошкольный) — Yippee
Перейти к основному содержанию- Готово, готово, вперед
Эпизод 1
- Как для меня
Эпизод 2
- Сделано по образу
Эпизод 3
- Hungry and Thirsty feat. Забавный человек Дэн
Эпизод 4
- Голодный и жаждущий
Эпизод 5
- Он Жив, Он Жив (Пасха)
Эпизод 6
- Я люблю свою маму (День матери)
Эпизод 7
Эпизод 8
- Не от мира сего
Эпизод 9
- Выбор счастья
Эпизод 10
- Не шути с дьяволом
Эпизод 11
- Даже когда
Эпизод 12
- Противоположная песня
Эпизод 13
- Гром
Эпизод 14
Эпизод 15
- Разноцветное пальто
Эпизод 16
- Янси — Когда мы обслуживаем
Эпизод 17
- Янси — Со мной каждый день
Эпизод 18
- Янси — О, я знаю
Эпизод 19
- Янси-на и на
Эпизод 20
- Янси — Бог большой и он любит меня
Эпизод 21
- Отдай свое сердце Иисусу (The Hokey Pokey)
Эпизод 22
- Мой лучший друг
Эпизод 23
- Если ты счастлив и знаешь это
Эпизод 24
Показать больше
Маленькая вечеринка похвалы: Из этого мира
Маленькая вечеринка похвалы: не от мира сего | Чистый ФликсS01 E01
Out of This World
Эта песня путешествует по галактикам на ракетном корабле, чтобы увидеть, насколько велика, широка и велика Божья любовь. Его любовь к каждому из нас не от мира сего. Он любит тебя так же сильно, как небо. Вашим детям понравится эта песня на космическую тематику, поскольку они узнают, как сильно их любят.
Подробнее
Episode 1
Out of This World
Эта песня путешествует по галактикам на ракетном корабле, чтобы увидеть, насколько велика, широка и велика Божья любовь. Его любовь к каждому из нас не от мира сего. Он любит тебя так же сильно, как небо. Вашим детям понравится эта песня на космическую тематику, поскольку они узнают, как сильно их любят.…
Подробнее
Эпизод 2
Выбор счастья
Правда: счастье не зависит от ваших обстоятельств. Когда вы будете подпевать, вы заметите, как изменится ваша атмосфера, когда вы выберете счастье. Накидка супергероя не требуется, но вы, вероятно, захотите отправить другу свои любимые смайлики, чтобы рассказать им об этой веселой и веселой песне!…
Подробнее
Episode 3
Don’t Monkey Around with the Devil
Использовать эта песня, чтобы научить правильному отличать неправильное и тому, как важен наш выбор. Когда мы решаем жить, делать и говорить правильные вещи, это дает жизнь. Мы считаем, что это мощный урок мелодии и ритма этой песни. Пусть молодые и старые спрячут эту истину в своих сердцах, чтобы они победили!…
Подробнее
Эпизод 4
Даже когда
Так часто взрослые ищут музыку, чтобы развлечься и сделать всю комнату похожей на вечеринку. Для этого есть время, но самое главное, мы должны помочь детям научиться бежать к Богу во всем, с чем они сталкиваются. Поклонение — это способ, с помощью которого они могут искать Бога и познавать радость и покой Его присутствия.…
Подробнее
Эпизод 5
Противоположная песня
Дети узнают о противоположностях и путях Иисуса. Играйте, двигайтесь к ней и подпевайте снова и снова. Эта запоминающаяся поп-песня заставит вас двигаться и зажигать. «Противоположная песня» зацепит вас своим счастливым звучанием и заякорит вас своим посланием правды. Есть только один путь!…
Подробнее
Эпизод 6
Гром
Вам когда-нибудь было страшно? Из темноты? От дождя или грома? Библия неоднократно говорит нам: «Не бойся».