Наука изучающая человека психология: Психология и близкие области — Психологос

Содержание

Психология и близкие области — Психологос

Психология — наука, изучающая внутренний мир и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.

В академическом определении, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека. По удачному определению В.П.Зинченко, психология — обьективная наука о субъективном мире человека и животных.

Психология граничит с такими науками и сферами жизни, как этология, педагогика, психиатрия, консультирование, психотерапия, философия, религия и эзотерика. В ней присутствуют элементы и философии, и просветительской деятельности, психология — одновременно часть культуры, творчества и развлечений.

Психология и этология

Поведение животных изучает этология. Психология изучает поведение животных лишь постольку, поскольку эти исследования могут помочь понять поведение человека. С другой стороны, психологу всегда интерес взгляд этолога: этолог рассматривает поведение человека как поведение того же животного, просто в другой — социальной, культурной — ситуации.

Этологи рассматривают любовь, ревность и верность с точки зрения животного мира, объясняют, какие мотивы у самцов и каких самцов предпочитают самки. Учитывая, что поведение многих людей не далеко ушло от поведения животных, мнения и выводы этологов психологам оказываются важны и интересны. С другой стороны, есть гипотеза, что по крайней мере многие люди живут не как животные, не только как животные, и полностью объяснять поведение поведение человека на основании исследований поведения животных — неправомерно. См.→

Психология и психиатрия

Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит за рамки нормы. Учитывая, что четких границ между психическим здоровьем и отклонением нет, это создает и серьезные затруднения в работе психолога, и дает, с другой стороны, богатые возможности. См.→

Психология и педагогика

Психология и педагогика. Задача психологии — объяснить поведение разных людей, описать особенности поведения людей разного возраста в разных ситуациях. А вот ведение людей по пути обучения, развития и воспитания — этим уже в строгом смысле занимается не психология, а педагогика. Объяснение и описание, рекомендации по использованию методик — это психология. Формирование и воспитание, методы влияния и рекомендации — это педагогика. См.→

Академическая и практическая психология

Академическая психология — изучающая и объясняющая наука. Ее продукт — система теорий, методов и исследований, и академические психологи — специалисты по этим теориям, методам и исследованиям. Психология, ориентированная на практику — прикладная и практическая психология. Это разные психологии: прикладная психология, как подразделение академической психологии, ориентирована на специалистов-психологов, практическая психология ориентирована на население.

Психология и консультирование

Психология описывает внутренний мир человека и закономерности его внутренней жизни, внутреннюю сторону его жизненного пути. А как при этом поступать по жизни, учитывая многообразие внешних обстоятельств — человеку не всегда ясно. Консультирование — предоставление компетентной информации по оптимальному решению тех или иных жизненных, личных или деловых проблем.

Психология и психотерапия

Психология изучает внутренний мир и поведение не просто нормального человека, но душевно здорового человека. Если же человек переживает проблемы, душевную боль и сам в штатном режиме с этим справитсья не может, помощью в этом занимается уже психотерапия. См.→

Психология и философия

Философия — это про вообще, психология — про конкретно. См.→

Психология и религия

Психология — это научное знание о человеке и его поведении: все, что утверждает психология, проверяемо (или подлежит проверке). Религия основывается на догматах, данных (в представлении верующих) человеку от Бога. Психология интересуется задачами земной жизни, задача религии — подготовить человека к переходу в иной мир, подготовить к встрече с Богом. В работе с клиентами психолог рассчитывает на свои силы как специалиста, священник полагается на молитву, зовущую милость Божью.

См.→

Психология, мистика и эзотерика

Психология — это научное знание о человеке и его поведении. Все, что утверждает психология, проверяемо (или подлежит проверке). Эзотерики претендуют на владение тайным знанием о человеке, которое было им или передано от Учителей Человечества, или открыто в их уникальном духовном опыте. То, что вам расскажут эзотерики и мистики, проверить никаким образом невозможно. Этому можно или верить, или нет. См.→

Психология и бизнес

Понятно, что бизнес — это не наука. Но психология, особенно практическая психология, настолько оказывается близкой к бизнесу, что иногда трудно оказывается различить, где одно, а где — уже совсем другое. См.→

1)Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Психология профессионализма в системе психологических знаний.

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на получение достоверных знаний.

Психология – это наука о психическом отражении действительности в деятельность человека, представляет собой научные исследования направленные на изучение повдения человека и отражения внутренних психических процессов, а также практическое применение полученных знаний.

Предмет психологии – психика

Психология делится на общую ( изучение психических свойств личности) и прикладную( изучение отдельных отраслей психологии)

науки изучающие проф.деятельность:

1.Акмеология – это наука образовавшаяся на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин направлена на изучение деятельности человека на этапе зрелости.

Изучает:

А) закономерности самореализации творческих потенциалов взрослых людей в процессе деятельности на пути к вершинам

Б) закономерности обучения профессионализма в деятельности

В) самообразование, самоорганизация

Г) самосовершенствование, самоорганизация деятельности

2. социальная психология – изучает закономерности возникновения, функционирования и проявления психических свойств личности, в результате взаимодействия людей и их групп, как представителей различных общностей (соц.психология личности, соц.психологию общения и др)

3. возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. (Объект исследования – закономерности развития и формирования личности; предмет – возрастная динамика психики человека)

4. юридическая психология- раздел психологии изучающий особенности деятельности, связанные с правом

5. психология труда – область психологии изучающая психологические процессы, явления психики человека непосредственно связанные с трудовой деятельностью

6. психодиагностика – занимается разработкой тестов, с целью изучения психических свойств личности

Профессионализм :

Первичный ( состоит в том, что в процессе первичной профессионализации личность становится подлинным субъектом трудовой деятельности, обретает проф. Статус. Это есть процесс становления специалиста, она включает в себя приобритение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала проф. Деятельности, т.е. приобритение специальности. (высшее образование))

Вторичная ( цель: превращение специалиста в профессионала, т.е. пихологическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого проф.

мастерства, получение широкого проф.опыта, в ходе трудовой деятельности)

2)Современные представления о профессионализме. Востребованные характеристики профессионала в современном обществе.

Профессионализм новый высший уровень знаний и результаты человека в какой-либо деятельности, а также определённая система организации сознания психики субъекта.

Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями и творческий подход к делу, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата.

Элементами профессионализма являются:

  • Профессионализм деятельности— качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую проф. квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных проф. навыков и умений, в т.ч. основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения проф. задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.

  • Профессионализм личности— качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Акмеологические инварианты профессионализма

— это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.

Раскрывая понятие профессионализма личности и определяя профессионально важные качества личности как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде», авторы считают, что таковые качества включают в себя следующие свойства:

  • интеллектуальные (мышление),

  • нравственные (поведение),

  • эмоциональные (чувства),

  • волевые (способность к самоуправлению),

  • организаторские (механизм деятельности).

В поисках науки, которая изучает то, чего нельзя «пощупать» экспериментально / / Независимая газета

Николай Наумов. Антиномии Сознания
(Типология). 2016–2017. Шамот, дерево, сетка,
металл.  Выставка «Образостроение.
Конвергенция искусства и технологий».
Сентябрь 2017 г. Архив РАН.
Фото Андрея Ваганова
Слово «психология» буквально означает «наука о душе». И именно так называется авторитетная наука, изучающая наш внутренний мир (сферу психического), правда, никакой душой при этом не занимаясь вообще.

Не синоним психики

Психология, как и другие науки, изучает то, что определено, доступно для познания научными средствами и значимо. А как изучать душу и вообще есть ли душа и что это такое – это вопросы не для научной психологии. Оснований для того, чтобы этим занималась наука, найдено не было.

Устоялось, что для науки слово «душа» – это просто то, что, как и название «психология», рудиментарно унаследовано культурой от донаучного периода изучения нашего внутреннего мира. И не должно дезориентировать и смущать то, что слово «душа» в сочинениях современных психологов порой все же звучит. Оно используется лишь в качестве синонима психики.

Соответственно сложилась любопытная профессиональная шутка: «Прежде психология изучала душу, а теперь это наука об ее отсутствии». Не знаю автора этого обобщения, но именно так выразился наш известный психолог Владимир Петрович Зинченко в одном из видеофильмов, снятом психолингвистом Татьяной Черниговской.

Шутка не относилась непосредственно к главной идее телефильма и потому развита не была. Ведь что тут обсуждать? Наука, кажется, уже вполне определенно установила, что в нашем внутреннем мире никакой души нет, так что подобного рода разговоры – это по ведомству религии или спекулятивной науки!

И все же, на мой взгляд, вопрос не настолько ясен и снят, как это считается. Иначе говоря, как кажется, идея души все же схватывала что-то реальное, важное и интересное, что пока не проработано наукой в должной мере.

Какие же основания, как представляется, не позволяют отнестись к этой теме, как к уверенно закрытой для науки и научно бессодержательной?

На этот счет я бы высказал два основных тезиса.

От математики до трансгендера

Первый из тезисов заключается в убеждении и утверждении, что у психики должен быть и имеется некий самостоятельный центр, активизирующий, определяющий и направляющий ее функционирование. Во всяком случае, анализируя собственную психическую жизнь, я понимаю, что такой центр имеется, и это мое «личное Я».

В этой же связи хотел бы обратить внимание на содержание современных учебников по общей психологии. С одной стороны, они не могут не впечатлить детальной проработанностью содержания нашего внутреннего мира. С другой – производят странное впечатление тем, что напоминают некий каталог или книгу об автомобилях, в которой дается устройство автомобиля, описываются все рабочие процессы и характеристики, но вообще не говорится ни о водителе, ни о том, как он запускает двигатель, по каким правилам работает и управляет автомобилем.

И в таком сопоставлении нет большой натяжки. Ведь наша психика в нормальном случае явно представляет собой весьма совершенно работающую систему, действующую очень согласованно и эффективно. А это трудно, а то и невозможно обеспечить без некоторого направляющего и согласовывающего процессы центра.

О том, что подобный центр имеется, можно судить, например, по тому, как осуществляется творческий процесс. Для этого достаточно упомянуть известный классический пример с решением математической задачи французским математиком Анри Пуанкаре. Решая трудную математическую задачу, ученый бесплодно промучился в течение двух недель. Далее он должен был принять участие в геологической экскурсии, так что настал период, когда от математики пришлось отвлечься. И вдруг в какой-то момент, при посадке в омнибус, решение пришло «само собой».

Что важно в описанной ситуации?

Во-первых, из какой части психики исходил луч внимания в тот период, когда ученый пытался решить свою задачу сознательным напором? Вопрос не праздный, так как обычно при представлении феномена внимания в психологии акцент делается на описании свойств внимания. При этом туманно опускается все, что касается его источника.

Во-вторых, похоже, эта часть внутреннего мира играет какую-то принципиальную для психики роль, направляя ее в целом. Ведь решение математической задачи продолжалось даже на неосознаваемом уровне, когда сам Пуанкаре был занят геологией. Иначе говоря, эта часть нашего внутреннего мира способна контролировать и направлять работу не только в области осознаваемого, но даже и на уровне бессознательного! Это явно предстает как проявление деятельности некоего руководящего всей психикой центра.

Об этом же задумываешься и при обращении к такому феномену, как трансгендерность (то есть смешанная половая принадлежность, свойственная некоторым людям). Феномен проявляется как рождение человека с выраженными биологическими признаками одного пола, но ощущающего себя в действительности представителем пола противоположного.

Удивительное дело, такие люди, обладая нормальным физическим здоровьем и нормальной психикой, испытывают дискомфорт, а то и мучения от чего-то во внутреннем мире, чему не соответствует организм. И это нечто существует за пределами обычно рассматриваемой психики. Иначе у трансгендеров «ремонтировали» бы эту самую психику, а этого не делается.

В то же время понятно и то, что это «что-то во внутреннем мире» – это «личное Я» человека (ведь это САМОощущение самих трансгендеров). Вот понять бы только, что такое это «личное Я»? Ясно лишь, что это что-то очень существенное и для психики, и для человека в целом. Во всяком случае, если судить по тому, что трансгендеров не пытаются «вылечить» (не рассматривая смешение полов в человеке как заболевание), но идут на то, чтобы хирургически «подогнать» под это реальное «личное Я» сам организм.

Так что в нашем внутреннем мире, похоже, присутствует некий очень значимый и самостоятельный, но пока не очень внятно и последовательно представляемый компонент (странно напоминающий традиционно понимаемую душу). В этой связи я бы обратил внимание еще и на слова известного академика РАН, специалиста по мозгу Н. П. Бехтеревой: «…при родах, по нашим исследованиям, у нескольких процентов рожениц тоже бывает состояние, как если бы «душа» выходит наружу. Рожающие женщины ощущают себя вне тела, наблюдая за происходящим со стороны. И в это время не чувствуют боли».

Как такое возможно? Точнее, для традиционного набора психических феноменов это не кажется возможным и просто не фиксировалось. А «личное Я» (судя по ситуации), кажется, заявляет о себе еще и таким образом!

А можно ли что-то сказать о природе этого «личного Я»? Думаю, определенное соображение на этот счет возможно сформулировать.

Дух психике не равен

Мой второй основной тезис – это предположение, что «личное Я» имеет духовную природу.

В чем основание введения в картину мира духовной составляющей, духа? Эта необходимость обусловлена потребностью в объяснении потрясающей необычности человека, который не ведет себя как все остальные сущности нашего мира, проявляя, например, свободу от обычной детерминации событий. То есть не реагируя на внешние воздействия предопределенно, но поступая в соответствии со своими желаниями, принципами и идеалами.

Наряду с этим человеку свойственна и такая удивительная особенность, как преобразование физических и химических воздействий на органы чувств в субъективные переживания этих воздействий. Когда к нам в нос попадает испарение, скажем, из флакона духов, то есть, по сути, в носу оказывается поток химических веществ и молекул, мы воспринимаем это как чарующий аромат! То же – с вкусовыми или цветовыми ощущениями.

Человека отличает и то, что ему свойственны высокие чувства и великие поступки. А еще человек – это творец, созидающий свой удивительный мир, способный существовать, развиваться и шириться даже, несмотря на склонность природы к деградации!

Как показало изучение подобной уникальности человека, такая удивительная самобытность объяснима лишь тем, что человек имеет двойственную природу. С одной стороны, он облечен в материальное тело. Но помимо этого есть и нематериальное «дополнение», которое когда-то было выделено Платоном как «дух», а позже в рамках научной психологии, переопределено и переформатировано в «психику» человека.

Увы, думаю, такое переформатирование духа в психику прошло не без потерь. Во всяком случае, если судить по тому, что сложившаяся психология как наука все же не может объяснить, как химические раздражения рецепторов носа или языка порождают во внутреннем мире человека запахи и вкусы. Хотя, конечно, психология решает большой круг важных, своих сложившихся задач.

Это означает, что таким образом во внутреннем мире оказался потерянным, затерялся какой-то важный элемент собственно духовной природы. В свете первого высказанного мною тезиса получается, что, весьма вероятно, такой «потерей» выступает именно наше «личное Я». Так что это, видимо, и есть тот затерявшийся компонент внутреннего мира, имеющий именно духовную природу. Кстати, именно потому подозрительно хорошо напоминающий донаучный образ души.

Понимаю, что у читателей может возникнуть вопрос: как можно поверить в сказанное, если психика человека и деятельность порождающего психику мозга изучается давно и очень массированно, теперь еще и с опорой на очень сложное и разнообразное оборудование, но ничего такого обнаружено не было?!

Боюсь, принятию представленной позиции может мешать уже то, что отечественной философии XX века энергично и не добровольно был накрепко привит материализм как единственно верная мировоззренческая позиция. К этому было добавлено еще и важное противопоставление одного другому по принципу, что главнее (пресловутый «основной вопрос философии»!) с закономерным и единственным для этого времени возможным материалистическим ответом.

Это автоматически означало признание того, что все материально, так что духовное может рассматриваться лишь как некий производный продукт этого материального. На мой взгляд, в нашей стране это сильно ограничило, затруднило и философское осмысление, и научный анализ духовных явлений. Так что говорить об этой области явлений порой весьма трудно уже в силу неразвитости соответствующих нерелигиозных представлений и требуемого языка.

В то же время показательно и симптоматично, что заметная тенденция в поисках объяснения природы сознания ныне состоит в восстановлении концепции панпсихизма. Ее сторонники считают, что эволюционное появление сознания и психики в процессе развития Вселенной оказалось возможным лишь потому, что зачатки психического имеются даже в глубинах нашего мира.

Словом, похоже, что интересная новая работа по изучению нашего внутреннего мира, дополняющая сложившуюся, уже на подходе. Стоило бы помнить, что хотя наш внутренний мир изучается с античных времен, существование мира бессознательного было установлено лишь около сотни лет назад. Может, пришло время сделать новый заметный шаг?

Наука о поведении — Optimizely

Optipedia

Глоссарий по оптимизации

  • А
  • Б
  • С
  • Д
  • Е
  • Ф
  • грамм
  • ЧАС
  • я
  • Дж
  • К
  • л
  • М
  • О
  • п
  • Вопрос
  • р
  • С
  • Т
  • U
  • В
  • Х
  • Y
  • Z

Что такое поведенческая наука?

Наука о поведении, также известная как поведенческая экономика, изучает поведение человека. Он охватывает несколько областей исследования, включая когнитивную неврологию, психологию и экономику, а также поведенческие аспекты биологии, права, психиатрии и политологии. Наука о поведении изучает человеческое поведение, особенно то, как люди на самом деле принимают решения в реальном мире.

В частности, наука о поведении изучает то, как эмоции, окружающая среда и социальные факторы влияют на наши решения. Наука о поведении особенно интересуется тем, как эвристика, предубеждения и фрейминг могут привести нас к принятию «иррациональных» решений.

Наука о поведении во многом заимствует методологии, разработанные в социальных науках, в основном проводя эксперименты с использованием рандомизированных контрольных испытаний, которые позволяют нам делать причинно-следственные выводы о конкретных механизмах, управляющих человеческим поведением. Ученые-бихевиористы проводят эксперименты, чтобы понять человеческие действия: почему люди что-то делают, а не просто наблюдают за тем, что они делают.

Наука о поведении влияет на принятие более эффективных решений

Несмотря на то, что люди могут и часто принимают «иррациональные» решения, когда дело доходит до человеческих действий, оказывается, что в безумии принятия решений есть метод. Поскольку в нашей иррациональности есть «предсказуемые» паттерны, как только мы поймем эти паттерны человеческого поведения, мы сможем использовать их для создания среды, помогающей людям принимать лучшие решения. Прикладная наука о поведении может оказать положительное влияние на принятие решений, будь то в области государственной политики, разработки продуктов и маркетинга или развития личных привычек.

Принятие решений часто происходит на автопилоте. Изучая человеческое поведение, ученые-бихевиористы обнаружили, что люди принимают 95% своих решений, используя ментальные ярлыки или эмпирические правила. Каждый раз, когда вы проектируете пространство, где человек должен сделать выбор, будь то маркетинговая целевая страница или школьная столовая, вы создаете то, что ученые-бихевиористы называют «архитектурой выбора». Независимо от того, как вы разрабатываете архитектуру выбора, вы будете влиять на принятие решений людьми, намеренно или нет.

Влияние на решения с помощью архитектуры выбора

Наука о поведении предоставляет вам два важных инструмента для улучшения архитектуры вашего выбора и влияния на процесс принятия решений: подталкивание и проведение экспериментов.

  • Подталкивание: это проверенные и надежные решения, которые придумали ученые-бихевиористы, которые формируют архитектуру выбора, чтобы помочь людям принять правильное решение. (Довольно известно, эта концепция поведенческой экономики была представлена ​​широкой публике с публикацией книги «Подталкивание: улучшение решений о здоровье, богатстве и счастье») 9.0008
  • Эксперименты: это контролируемый способ для ученых-бихевиористов установить базовые уровни, выделить переменные, изменяющие человеческое поведение, и предоставить доказательства того, что ваша идея по изменению архитектуры выбора работает.

Использование бихевиоризма для получения более предсказуемых результатов при принятии решений

Если вы сможете лучше понять, КАК И ПОЧЕМУ люди принимают решения (т. может разработать лучшие эксперименты по поведенческой науке. Прикладная поведенческая наука имеет значительные преимущества по сравнению с традиционным подходом «Безумцев», когда идеи швыряются в стену и молятся, чтобы что-то прижилось.

Прикладная наука о поведении позволяет вам внедрять решения, подкрепленные научными данными, и помогает вам точно знать, почему ваша последняя идея успешно повлияла на принятие решений, а также количественно оценить ее влияние на поведение человека.

Получите бесплатное введение в быстрое понимание ваших данных и обнаружение практических идей

Посмотрите видео

Популярные эксперименты в науке о поведении:

В области науки о поведении проведено более 290 экспериментов, демонстрирующих иррациональность человеческого поведения. Ниже приведены некоторые из наиболее воспроизводимых/значимых вмешательств в науку о поведении:

  • Неприятие потери: В науке о поведении неприятие потери предполагает, что для людей боль от потери психологически в два раза сильнее, чем удовольствие от приобретения. Ученые-бихевиористы использовали неприятие потерь при изучении человеческого поведения, показывая, почему рамки наказания иногда более эффективны, чем рамки вознаграждения, в мотивации человеческого поведения (Gächter et al., 2009). Веб-сайт Stickk, например, влияет на поведение людей, позволяя людям совершить положительное изменение поведения (например, отказаться от нездоровой пищи), что может сочетаться со страхом потери — денежным штрафом в случае несоблюдения.
  • Эффект владения: это предубеждение возникает, когда мы переоцениваем что-то, чем владеем, независимо от ее объективной рыночной стоимости (Kahneman et al., 1991). Это очевидно, когда люди относительно неохотно расстаются с принадлежащим им товаром из-за его денежного эквивалента или если сумма, которую люди готовы заплатить за товар, ниже той, которую они готовы принять при его продаже.
  • Избыток выбора: ученые-бихевиористы описывают перегрузку выбором в результате слишком большого выбора, доступного для потребителей. В прикладной науке о поведении наличие слишком большого выбора связано с несчастьем (Schwartz, 2004), усталостью от принятия решений, выбором варианта по умолчанию, а также с отсрочкой выбора — полным отказом от принятия решений, например, отказом от покупки продукта (Iyengar & Lepper, 2000).

Когда поведенческая наука дает обратный эффект

На первый взгляд, поведенческая наука звучит достаточно просто — просто зайдите в Википедию, выберите любую из сотен поведенческих научных вмешательств, и вы заставите людей вести себя именно так, как вы хотите. Неправильный. В лучшем случае это не сработает; в худшем случае вы саботируете результаты и свое доброе имя.

Ознакомьтесь с тремя наиболее распространенными ловушками, которых следует избегать при использовании поведенческой экономики.

Чем поведенческая наука отличается от социальной?

И поведенческая наука, и социальная наука изучают поведение человека. Хотя термины «наука о поведении» и «социальная наука» часто используются взаимозаменяемо, эти области различаются по объему, предмету и методологиям. Социальные науки фокусируются на социальном контексте. Существует частичное совпадение с наукой о поведении, но в целом социальная наука исследует социальные процессы, организации и институты.
Наука о поведении пытается понять, почему люди делают то, что они делают, и часто пытается обобщить человеческое поведение в его отношении к обществу. Наука о поведении исследует когнитивные процессы, особенно принятие решений и общение, посредством систематического анализа человеческого поведения.

В отличие от социологов, ученые-бихевиористы собирают эмпирические данные и используют экспериментальные методы, включая тестирование, контроль и манипулирование настройками.

Социальные науки изучают человеческое поведение в различных социальных контекстах

Социальные науки изучают общество в целом, вместо того чтобы сосредотачиваться на индивидуальных различиях в принятии решений или общении. Социология, например, исследует группы людей в рамках социальных институтов, таких как семья, религия, политика, образование и экономика.
Там, где поведенческие науки проводят эксперименты для сбора эмпирических данных, социальные науки используют такие методы, как наблюдение, самоотчетные опросы или интервью. Ученые-бихевиористы манипулируют контекстом, чтобы определить и измерить влияние этих манипуляций на принятие решений субъектом. Когда чем-то манипулируют и контролируют, появляется более высокая уверенность в том, что результат был вызван систематическим манипулированием и контролем.

Получение степени в области поведенческих наук

Степени по поведенческим наукам можно получить в нескольких учреждениях и часто охватывают социальную психологию как неотъемлемую область обучения. Люди, получившие степень в области поведенческих наук, часто работают в сфере социальных услуг или общественного здравоохранения, а иногда и в системе уголовного правосудия.

Определение предоставлено Next Step.

Что такое наука о поведении – Mindworks

Узнайте больше о том, как поведенческая наука дает идеи и лидерские идеи, которые улучшают политику, бизнес и повседневную жизнь.

Наука о поведении описывает изучение человеческого поведения с помощью систематических экспериментов и наблюдений. Ученые-бихевиористы изучают, когда и почему люди проявляют определенное поведение, экспериментально исследуя влияние таких факторов, как сознательные мысли, мотивация, социальные влияния, контекстуальные эффекты и привычки. Несколько дисциплин подпадают под широкий ярлык науки о поведении, в том числе:

  • Антропология
  • Поведенческая экономика
  • Когнитивная психология
  • Поведение потребителей
  • Социальная психология
  • Социология

Чтобы понять всю сложность человеческого поведения, некоторые ученые-бихевиористы синтезируют теории, концепции и методологии в некоторых из этих дисциплин. Например, область поведенческой экономики возникает в результате применения идей психологии к экономическому поведению, тем самым предсказывая и объясняя поведение, которое не предвидится стандартными экономическими теориями.

Исследования в области бихевиоризма разнообразны и обширны. Ученые-бихевиористы изучают, почему люди иногда ведут себя так, что не могут максимизировать свое собственное благополучие, например, делая выбор в настоящем, который не максимизирует их счастье в будущем; изучить, как кажущиеся произвольными контекстуальные факторы влияют на наши решения, убеждения и отношения; проверить, как различные стимулы влияют на мотивацию и поведение людей; анализировать, как люди судят о чертах и ​​характеристиках других людей по чертам лица или голоса; исследовать, как можно побудить потребителей принимать, избегать или изменять решения о расходах; и разработать меры политики, которые могут помочь людям сделать выбор, который они лично признают оптимальным в долгосрочной перспективе.

Бут и наука о поведении

Чикаго Бут является центром развития новой области науки о поведении. Учебная программа Бута объединяет теорию и исследования из психологии, социологии, экономики и смежных областей для изучения человеческого поведения в управленческом контексте — того, как люди используют информацию, принимают решения и используют человеческий капитал для достижения результатов.

В этом увлекательном видео «Как распознать ложь» показано воссоздание исследования в области бихевиоризма, проведенного Николасом Эпли, профессором бихевиоризма Джона Темплтона Келлера и научным сотрудником семейного факультета Нойбауэра в Chicago Booth.

В видео участники пытаются определить, говорят ли другие правду, на основе речевых моделей и визуальных сигналов. В конце концов они понимают, что совместная работа улучшает их способность отличать правду от лжи.

Бут и поведенческая наука

PIMCO Decision Research Laboratories

Осенью 2018 года PIMCO и Центр исследований решений объявили о партнерстве в поддержку исследований CDR в области поведенческих наук. В знак признания этих инвестиций в исследования лаборатории CDR Chicago Booth были переименованы в PIMCO Decision Research Laboratories. Исследовательские лаборатории принятия решений PIMCO сделают научные открытия, способные улучшить индивидуальное и общественное благосостояние.

Mindworks является домом для исследовательской лаборатории PIMCO Decision Research Labs CDR и направлен на содействие более тесному взаимодействию с общественностью, расширение охвата CDR и увеличение разнообразия участников исследований.

Импакт-исследования

Откройте для себя идеи поведенческих наук от профессорско-преподавательского состава Бута.

Есть лучший способ оставаться на связи, который просто требует повторного знакомства с проверенной и надежной технологией — телефоном, — говорит Николас Эпли из Booth.

На работе ваш голос недооценивают. Так позвони мне, может быть.

Как социальные существа, мы предпочитаем переживать отдельные события, хорошие или плохие, в одно и то же время, предполагает исследование Айелет Фишбах из Бута и ее соавторов.

Обмен опытом, даже издалека, может сблизить людей

Подробнее Обзор стенда в Чикаго

Узнайте больше о науке о поведении на стенде

Факультет поведенческих наук остается в авангарде понимания суждений и принятия решений.

Академическая область поведенческих наук

Этот курс готовит вас к преодолению организационных трудностей, повышению производительности на рабочем месте и преуспеванию в качестве лидера.

MBA Концентрация в поведенческих науках

Узнайте, как люди принимают решения и взаимодействуют друг с другом в деловом мире и за его пределами.

Докторская программа в области поведенческих наук

Объедините ресурсы бизнес-программы PhD мирового класса с гибкостью, чтобы следовать своим исследовательским интересам, куда бы они ни вели.

Совместная программа докторантуры в области психологии и бизнеса

Оставайтесь на связи с нами

Получайте информацию о предстоящих мероприятиях, программах и исследованиях в области поведенческих наук от Mindworks.

Оставайтесь с нами

1.1 Психология как наука – Введение в психологию

Цели обучения

  1. Объясните, почему использование нашей интуиции в отношении повседневного поведения недостаточно для полного понимания причин поведения.
  2. Опишите разницу между ценностями и фактами и объясните, как научный метод используется для их разграничения.

Несмотря на различия в интересах, областях исследований и подходах, всех психологов объединяет одно: они опираются на научные методы. Психологи-исследователи используют научные методы для создания новых знаний о причинах поведения, в то время как психологи-практики , такие как клинические, консультационные, промышленно-организационные и школьные психологи, используют существующие исследования для улучшения повседневной жизни других. Наука психология важна как для исследователей, так и для практиков.

В некотором смысле все люди являются учеными. Нам всем интересно задавать вопросы о нашем мире и отвечать на них. Мы хотим знать, почему что-то происходит, когда и есть ли вероятность того, что это произойдет снова, и как их воспроизвести или изменить. Такое знание позволяет нам предсказывать собственное поведение и поведение других. Мы можем даже собрать данные (т. е. любую информацию, собранную посредством формального наблюдения или измерения ), чтобы помочь нам в этом начинании. Утверждалось, что люди — это «обычные ученые», которые проводят исследовательские проекты, чтобы найти ответы на вопросы о поведении (Nisbett & Ross, 19).80). Когда мы плохо справляемся с важным тестом, мы пытаемся понять, что послужило причиной нашей неспособности запомнить или понять материал и что может помочь нам добиться большего успеха в следующий раз. Когда наши хорошие друзья Мониша и Чарли расстаются, несмотря на то, что у них, казалось, были отношения, созданные на небесах, мы пытаемся определить, что произошло. Когда мы размышляем о росте террористических актов по всему миру, мы пытаемся исследовать причины этой проблемы, глядя на самих террористов, ситуацию вокруг них и реакцию других на них.

Проблема интуиции

Результаты этих «повседневных» исследовательских проектов могут научить нас многим принципам человеческого поведения. На собственном опыте мы узнаем, что если мы сообщаем кому-то плохие новости, он или она может обвинить нас, даже если эта новость не была нашей ошибкой. Мы узнаем, что люди могут впадать в депрессию после того, как они не справляются с важным заданием. Мы видим, что в нашем обществе часто встречается агрессивное поведение, и разрабатываем теории, объясняющие, почему это так. Эти идеи являются частью повседневной социальной жизни. На самом деле многие исследования в области психологии связаны с научным изучением повседневного поведения (Heider, 19).58; Келли, 1967).

Проблема, однако, с тем, как люди собирают и интерпретируют данные в своей повседневной жизни, заключается в том, что они не всегда особенно тщательны. Часто, когда одно объяснение события кажется «правильным», мы принимаем это объяснение за истину, даже когда возможны и потенциально более точные другие объяснения. Например, свидетели насильственных преступлений часто чрезвычайно уверены в том, что они опознают лиц, совершивших эти преступления. Но исследования показывают, что очевидцы не менее уверены в своих опознаниях, когда они неверны, чем когда они верны (Cutler & Wells, 2009).; Уэллс и Хазел, 2008 г.). Люди также могут убедиться в существовании экстрасенсорного восприятия (ЭСВ) или предсказательной ценности астрологии, когда нет никаких доказательств ни того, ни другого (Гилович, 1993). Кроме того, психологи также обнаружили, что существует множество когнитивных и мотивационных искажений, которые часто влияют на наше восприятие и приводят к ошибочным выводам (Fiske & Taylor, 2007; Hsee & Hastie, 2006). Таким образом, принятие объяснений событий без их тщательной проверки может привести нас к мысли, что мы знаем причины вещей, хотя на самом деле это не так.

Фокус исследования: бессознательное предпочтение букв собственного имени

Исследование, опубликованное в Journal of Consumer Research (Brendl, Chattopadhyay, Pelham, & Carvallo, 2005), демонстрирует степень, в которой люди могут не знать о причинах собственного поведения. Исследование показало, что по крайней мере при определенных условиях (и хотя они этого не знают) люди часто предпочитают названия брендов, содержащие буквы их собственного имени, названиям брендов, не содержащим букв их собственного имени.

Участники исследования были набраны парами и им сказали, что исследование представляет собой дегустацию различных сортов чая. Для каждой пары участников экспериментатор создал два чая и назвал их, добавив основу слова «оки» к первым трем буквам имени каждого участника. Например, для Джонатана и Элизабет названия чаев были бы Джоноки и Элиоки.

Затем участникам показали 20 пакетов чая, которые якобы проходили испытания. Восемнадцать пакетов были помечены выдуманными японскими именами (например, «Матаку» или «Сомута»), а два были помечены торговыми марками, составленными из имен участников. Экспериментатор объяснил, что каждый участник попробует только два чая и сможет выбрать один пакет из этих двух, чтобы забрать домой.

Одного из двух участников попросили нарисовать листочки бумаги, чтобы выбрать два бренда, которые будут дегустированы на этой сессии. Однако жеребьевка была сфальсифицирована таким образом, что для дегустации всегда выбирались два бренда, содержащие имена участников. Затем, пока заваривался чай, участники выполняли задание, направленное на повышение их потребности в самооценке, и ожидалось, что это усилит их желание выбрать марку с буквами их собственного имени. В частности, все участники писали о том аспекте себя, который они хотели бы изменить.

После того, как чай был готов, участники попробовали его, а затем решили взять с собой пакетик одного из чаев. После того, как они сделали свой выбор, участников спросили, почему они выбрали именно тот чай, а затем им объяснили истинную цель исследования.

Результаты этого исследования показали, что участники выбирали чай, в состав которого входили первые три буквы их собственного имени, значительно чаще (64% времени), чем чай, в который входили первые три буквы имени их партнера (только 36% случаев). Более того, решения принимались бессознательно; участники не знали, почему они выбрали именно тот чай, который выбрали. Когда их спросили, более 90% участников думали, что выбрали на основе вкуса, тогда как только 5% из них упомянули настоящую причину — что название бренда содержит буквы их названия.

Как только мы узнаем об исходе данного события (например, когда читаем о результатах исследовательского проекта), мы часто верим, что могли бы предсказать исход заранее. Например, если половине учащихся сказать, что исследования, касающиеся притяжения между людьми, показали, что «противоположности притягиваются», а другой половине сказать, что исследования показали, что «одни птицы слетаются в стаи», большинство учащихся считают, что результат, о котором они только что прочитали, верен, и что они могли бы предсказать результат до того, как прочитали об этом. Конечно, оба этих противоречивых результата не могут быть истинными. (На самом деле, психологические исследования показывают, что «одного поля ягоды слетаются в стаю» — это, как правило, так. ) Проблема в том, что простое чтение описания результатов исследования заставляет нас думать о многих известных нам случаях, подтверждающих эти результаты, и, таким образом, делает их правдоподобными. Склонность думать, что мы могли бы предсказать что-то, что уже произошло, что мы, вероятно, не смогли бы предсказать , называется предубеждением задним числом, или склонностью думать, что мы могли бы предсказать что-то, что уже произошло, что мы, вероятно, не смогли бы предсказать.

Почему психологи полагаются на эмпирические методы

Все ученые, будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи, используют эмпирические методы для изучения тем, которые их интересуют. Эмпирические методы включают в себя процессы сбора и организации данных и формулирования выводов об этих данных. Эмпирические методы, используемые учеными, разрабатывались в течение многих лет и обеспечивают основу для сбора, анализа и интерпретации данных в рамках общей структуры, в рамках которой можно обмениваться информацией. Мы можем обозначить научный метод как набор допущений, правил и процедур, которые ученые используют для проведения эмпирических исследований 9.0234 .

Рисунок 1.2

Психологи используют множество методов для измерения и понимания человеческого поведения.

Тим Шерман-Чейз – Психологический тест «Волонтерская служба» – CC BY 2.0
CAFNR – CC BY-NC 2.0

Хотя научные исследования являются важным методом изучения человеческого поведения, не на все вопросы можно ответить, используя научные подходы. Утверждения, которые не могут быть объективно измерены или объективно определены как истинные или ложные, не входят в область научного исследования. Поэтому ученые проводят различие между ценностями и фактами. Ценности — это личные утверждения, такие как «Аборты не должны быть разрешены в этой стране», «Я попаду в рай, когда умру» или «Важно изучать психологию». Факты — это объективные утверждения, точность которых подтверждена эмпирическим исследованием. Примеры: «В 2009 году в Соединенных Штатах было совершено более 21 000 убийств» или «Исследования показывают, что у людей, подвергающихся сильному стрессу в течение длительного периода времени, возникает больше проблем со здоровьем, чем у тех, кто этого не делает».

Поскольку ценности нельзя считать ни истинными, ни ложными, наука не может их ни доказать, ни опровергнуть. Тем не менее, как показано в таблице 1.1 «Примеры ценностей и фактов в научных исследованиях», исследования иногда могут предоставить факты, которые могут помочь людям развить свои ценности. Например, наука может быть в состоянии объективно измерить влияние нежеланных детей на общество или психологическую травму, полученную женщинами, сделавшими аборт. Влияние смертной казни на уровень преступности в Соединенных Штатах также можно определить. Эта фактическая информация может и должна быть доступна, чтобы помочь людям сформулировать свои ценности в отношении абортов и смертной казни, а также дать возможность правительствам сформулировать соответствующую политику. Ценности также часто играют роль при определении того, какое исследование целесообразно или важно провести. Например, правительство США недавно поддержало и предоставило финансирование для исследований по ВИЧ, СПИДу и терроризму, отказывая в финансировании исследованиям с использованием стволовых клеток человека.

Таблица 1.1 Примеры значений и фактов в научных исследованиях

Личная ценность Научный факт
Социальные выплаты должны быть уменьшены для родителей, не состоящих в браке. В 2010 году правительство США выплатило более 21 миллиарда долларов на страхование по безработице.
Пистолеты должны быть запрещены. В 2009 году в США от пистолетов погибло более 30 000 человек..
Синий — мой любимый цвет. Более 35% студентов колледжей считают синий своим любимым цветом.
Важно бросить курить. Курение увеличивает заболеваемость раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Стангор, К. (2011). Методы исследования в области поведенческих наук (4-е изд.). Маунтин-Вью, Калифорния: Cengage.

Хотя ученые используют исследования для установления фактов, различие между ценностями и фактами не всегда четкое. Иногда утверждения, которые ученые считают фактическими, позже, на основании дальнейших исследований, оказываются частично или даже полностью неверными. Хотя научные процедуры не обязательно гарантируют, что ответы на вопросы будут объективными и непредвзятыми, наука по-прежнему остается лучшим методом для получения объективных выводов об окружающем нас мире. Когда старые факты отбрасываются, они заменяются новыми фактами, основанными на более новых и правильных данных. Хотя наука несовершенна, требования эмпиризма и объективности дают гораздо больше шансов на точное понимание человеческого поведения, чем это возможно при использовании других подходов.

Уровни объяснения в психологии

Изучение психологии охватывает множество различных тем на многих различных уровнях объяснения, которые являются точками зрения, которые используются для понимания поведения . Более низкие уровни объяснения более тесно связаны с биологическими факторами, такими как гены, нейроны, нейротрансмиттеры и гормоны, тогда как средние уровни объяснения относятся к способностям и характеристикам отдельных людей, а самые высокие уровни объяснения относятся к социальным группам. организаций и культур (Cacioppo, Berntson, Sheridan, & McClintock, 2000).

Одну и ту же тему можно изучать в рамках психологии на разных уровнях объяснения, как показано на рис. 1.3 «Уровни объяснения». Например, психологическое расстройство, известное как депрессия , затрагивает миллионы людей во всем мире и, как известно, вызывается биологическими, социальными и культурными факторами. Изучение и помощь в облегчении депрессии можно осуществить на низком уровне объяснения, исследуя, как химические вещества в мозге влияют на переживание депрессии. Этот подход позволил психологам разрабатывать и назначать лекарства, такие как прозак, которые могут уменьшать депрессию у многих людей (Williams, Simpson, Simpson, & Nahas, 2009).). На средних уровнях объяснения психологическая терапия направлена ​​на то, чтобы помочь людям справиться с негативным жизненным опытом, который может вызвать депрессию. А на самом высоком уровне психологи изучают различия в распространенности депрессии между мужчинами и женщинами и в разных культурах. Возникновение психологических расстройств, включая депрессию, значительно выше у женщин, чем у мужчин, а также выше в западных культурах, таких как США, Канада и Европа, чем в восточных культурах, таких как Индия, Китай. и Японии (Чен, Ван, Польша и Лин, 2009 г.).; Сидат и др., 2009). Эти половые и культурные различия дают представление о факторах, вызывающих депрессию. Изучение депрессии в психологии помогает напомнить нам, что ни один уровень объяснения не может объяснить все. Все уровни объяснения, от биологического до личного и культурного, необходимы для лучшего понимания человеческого поведения.

Рисунок 1.3 Уровни объяснения

Проблемы изучения психологии

Понять и попытаться снизить цену психологических расстройств, таких как депрессия, нелегко, потому что психологические переживания чрезвычайно сложны. Вопросы, которые задают психологи, так же сложны, как и вопросы врачей, биологов, химиков, физиков и других ученых, если не сложнее (Wilson, 19).98).

Основная цель психологии — предсказывать поведение, понимая его причины. Делать прогнозы сложно отчасти потому, что люди разные и по-разному реагируют в разных ситуациях. Индивидуальные различия — это различия между людьми по физическим или психологическим параметрам. Например, несмотря на то, что многие люди испытывают по крайней мере некоторые симптомы депрессии в некоторые периоды своей жизни, опыт у разных людей сильно различается. Некоторые люди переживают серьезные негативные события, такие как тяжелые телесные повреждения или потеря близких людей, не испытывая сильной депрессии, в то время как другие люди испытывают тяжелую депрессию без видимой причины. Другие важные индивидуальные различия, которые мы обсудим в следующих главах, включают в себя различия в экстраверсии, интеллекте, самооценке, беспокойстве, агрессии и конформизме.

Из-за множества индивидуальных различий, влияющих на поведение, мы не всегда можем предсказать, кто станет агрессивным или кто лучше всего покажет себя в аспирантуре или на работе. Прогнозы, сделанные психологами (и большинством других ученых), являются только вероятностными. Мы можем сказать, например, что люди, которые набрали более высокие баллы в тесте на интеллект, в среднем будут лучше, чем люди, которые набрали более низкие баллы в том же тесте, но мы не можем сделать очень точные прогнозы о том, как именно будет работать каждый отдельный человек.

Еще одна причина, по которой трудно предсказать поведение, состоит в том, что почти все поведение определяется многократно или создается многими факторами. И эти факторы встречаются на разных уровнях объяснения. Мы видели, например, что депрессия вызывается генетическими факторами более низкого уровня, личностными факторами среднего уровня и социальными и культурными факторами более высокого уровня. Вы всегда должны скептически относиться к людям, которые пытаются объяснить важное человеческое поведение, такое как насилие, жестокое обращение с детьми, бедность, тревога или депрессия, с точки зрения одной причины.

Кроме того, эти многочисленные причины не являются независимыми друг от друга; они связаны таким образом, что при наличии одной причины, как правило, присутствуют и другие причины. Это совпадение затрудняет точное определение того, какая причина или причины действуют. Например, у некоторых людей может быть депрессия из-за биологического дисбаланса нейротрансмиттеров в их мозгу. Возникающая в результате депрессия может привести к тому, что они будут вести себя более негативно по отношению к окружающим их людям, что затем приведет к тому, что эти другие люди будут более негативно реагировать на них, что затем усугубит их депрессию. В результате биологические детерминанты депрессии переплетаются с социальными реакциями других людей, что затрудняет выявление последствий каждой причины.

Еще одна трудность в изучении психологии заключается в том, что человеческое поведение во многом обусловлено факторами, которые находятся за пределами нашего сознательного понимания, что делает невозможным для нас, как отдельных лиц, их действительное понимание. Роль бессознательных процессов была подчеркнута в теоретизировании австрийского невролога Зигмунда Фрейда (1856–1939), который утверждал, что многие психологические расстройства вызываются воспоминаниями, которые мы вытеснили и поэтому остаемся вне нашего сознания. Бессознательные процессы станут важной частью нашего изучения психологии, и мы увидим, что современные исследования подтверждают многие идеи Фрейда о важности бессознательного в управлении поведением.

Key Takeaways

  • Психология — это научное исследование разума и поведения.
  • Хотя легко думать, что повседневные ситуации имеют здравый смысл, научные исследования показали, что люди не всегда так хорошо предсказывают результаты, как они думают.
  • Предубеждение ретроспективного взгляда заставляет нас думать, что мы могли предсказать события, которые на самом деле не могли предсказать.
  • Люди часто не осознают причин своего поведения.
  • Психологи используют научный метод для сбора, анализа и интерпретации данных.
  • Использование научного метода позволяет ученому объективно собирать эмпирические данные, что способствует накоплению научных знаний.
  • Психологические явления сложны, и делать прогнозы относительно них сложно из-за индивидуальных различий и из-за того, что они многократно детерминированы на разных уровнях объяснения.

Ссылки

Брендл, К.М., Чаттопадхьяй, А., Пелхэм, Б.В., и Карвалло, М. (2005). Брендирование букв названия: валентность передается, когда активны конкретные потребности продукта. Journal of Consumer Research, 32 (3), 405–415.

Качиоппо, Дж. Т., Бернтсон, Г. Г., Шеридан, Дж. Ф., и МакКлинток, М. К. (2000). Многоуровневый интегративный анализ человеческого поведения: социальная нейронаука и дополняющий характер социальных и биологических подходов. Психологический бюллетень, 126 (6), 829–843.

Чен, П.-Ю., Ван, С.-К., Польша, Р.Э., и Лин, К.-М. (2009). Биологические различия в депрессии и тревоге между Востоком и Западом. CNS Neuroscience & Therapeutics, 15 (3), 283–294.

Катлер, Б.Л., и Уэллс, Г.Л. (2009). Экспертные показания по опознанию очевидцев. В JL Skeem, SO Lilienfeld и KS Douglas (Eds.), Психологическая наука в зале суда: консенсус и противоречие (стр. 100–123). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Фиске, С.Т., и Тейлор, С.Е. (2007). Социальное познание: от мозга к культуре . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Гилович, Т. (1993). Откуда мы знаем, что не так: Ошибочность человеческого разума в повседневной жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.

Хайдер, Ф. (1958). Психология межличностных отношений . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Хси, С.К., и Хасти, Р. (2006). Решение и опыт: почему мы не выбираем то, что делает нас счастливыми? Тенденции когнитивных наук, 10 (1), 31–37.

Келли, HH (1967). Теория атрибуции в социальной психологии. В Д. Левине (ред.), Небраска, симпозиум по мотивации (том 15, стр. 192–240). Линкольн: Университет Небраски Press.

Нисбетт, Р. Э., и Росс, Л. (1980). Человеческий вывод: стратегии и недостатки социального суждения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Сидат, С., Скотт, К.М., Ангермейер, М.К., Берглунд, П., Бромет, Э.Дж., Бруга, Т.С.,… Кесслер, Р.К. (2009 г.). Межнациональные ассоциации между полом и психическими расстройствами в исследованиях Всемирной организации здравоохранения по вопросам психического здоровья. Архив общей психиатрии, 66 (7), 785–795.

Уэллс, Г.Л., и Хазел, Л.Э. (2008). Идентификация очевидца: вопросы общеизвестности и обобщения. В E. Borgida & ST Fiske (Eds.), За пределами здравого смысла: психологическая наука в зале суда (стр. 159–176). Молден, Нью-Джерси: Блэквелл.

Уильямс, Н., Симпсон, А.Н., Симпсон, К., и Нахас, З.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *