Наказания розгами в кино: За что наказывали детей на Руси

За что наказывали детей на Руси

У наших предков не было проблемы с тем, как угомонить непослушных детей. За каждый проступок полагалось то или иное наказание. Даже за вполне безобидное по сегодняшним меркам поведение стоило ожидать хорошей взбучки.

Фото: КириллицаКириллица

На горох

Видео дня

Не найти было в старину ребенка, который не постоял бы на горохе. Это наказание было одним из самых распространенных, а получить его можно было, например, за проявление злобы по отношению к родне, невыполнение обязанностей по дому, непослушание.

Несмотря на кажущуюся незатейливость карательной меры, она была очень болезненной и символичной. Многочасовое стояние должно было подтвердить готовность к смирению, а боль от впивающихся в колени твердых зернышек заставляла прочувствовать неправильность собственного поступка особенно глубоко.

Розги

К розгам дети были привыкшие, ведь порку можно было получить не только за проступок, но и для профилактики. Считалось, что это наказание «ум вострит» и оборачивается для ребенка исключительной пользой. И даже если в течение недели он был шелковым и не совершил ни одной промашки, в субботу приходилось спускать портки. Именно этот день был рекомендован для регулярной порки в «Домострое». В нем черным по белому написано: «страхом спасать (детей), наказывая и поучая, и когда и побить… сокрушая ребра, бить железом».

И не дай бог ребенку пожаловаться на суровость родителя или учителей. В Уложении XVII века имелись на этот счет четкие указания – взрослым рекомендовалось за это «бить детей нещадно». На отцов, которые не поднимали на детей руку, соседи смотрели косо. Совсем человек воспитанием отпрыска не занимается!

Розги даже удостоились чести попасть на обложку первого Букваря, отпечатанного в 1637 году Василием Бурцевым. На форзаце учитель нещадно хлещет одного из воспитанников, пока другие усердно разбирают аз-буки-веди.

Насколько «искусно» родители владели розгами легко вспомнить по эпизоду порки Алеши в «Детстве» Горького, когда дед засек мальчика так, что тот потерял сознание, а потом несколько дней «хворал».

Отменены телесные наказания в школах были только в начале XIX века, в семьях же на смену розгам пришел ремень, познакомиться с которым и сегодня приходится многим детям.

Моральное унижение

Многие из учащихся в старину предпочли бы розги, лишь бы не терпеть насмешки от одноклассников. За невыполненный урок или плохое поведение проказника или лентяя наряжали в костюм, который отличался по цвету от школьной формы, или вешали на грудь табличку с унизительной надписью.

Царскосельский лицей был единственным учебным заведением, где телесные наказания были официально запрещены уставом. Вместо этого провинившихся запирали в собственной комнате для осознания вины или сажали последним во время общей трапезы для всеобщего порицания.

Воспитатель Павла I Федор Бахтеев издавал собственную газету, в которой рассказывал всем обитателям дворца обо всех проступках царевича, даже самых незначительных. Тем более удивительно, что для своего сына Павел пригласил Матвея Ламздорфа, который среди всех педагогических приемов выбирал битье оружейным шомполом или удары головой об стену.

Ложкой по лбу

Получить деревянной ложкой по лбу от главы семейства любой находящийся за столом мог за нарушение правил поведения за столом. Из стоявшего в центре стола чугунка все черпали согласно старшинству и положению в семье: сначала пробу снимал отец (или дед), а затем остальные. Полез ложкой вперед батьки – проявил неуважение к кормильцу.

Отправлять в рот кашу или похлебку следовало аккуратно, вдумчиво и неспешно. Не подставил под ложку хлеб и капнул на стол? Подставляй лоб! Задал кому-то невинный вопрос! Опять готовься к удару! Семьи были большими, поэтому некоторым отцам приходилось частенько доставать новый столовый прибор.

Детская колония

Еще в конце XVIII века законы разрешали родителям отправлять непослушных детей в специальные смирительные дома на срок до 6 месяцев. Взрослые сами определяли, в течение какого срока ребенка будут «исправлять», а также за какой именно проступок его туда отправить. Самыми частым поводами становились: «упорное неповиновение», «развратная жизнь» и «другие очевидные пороки» (как ребенок проявлял разврат, и что это за «очевидные пороки» не уточнялось).

Действовало единственное ограничение – превратить в уголовника можно было только ребенка, которому исполнилось 7 лет. В Уложении о наказаниях 1845 года именно с такого возраста наступала уголовная ответственность.

Три дня сухомятки

Умение контролировать собственные эмоции – ценнейшее качество, которое обязан был взращивать в себе с малолетства каждый. Конечно, взрослые не запрещали детям веселиться и играть. Сделал дела, бегай с колесом по двору хоть до посинения. Требовалась малость – уметь вовремя остановиться. Например, смейся, но не так, чтоб из глаз слезы брызгали. Прослезился? Три дня на воде и хлебе.

Коленопреклонение

«Что-то сегодня слишком жарко», или «Как же этот дождик надоел», – за подобные фразы ребенок мог поплатиться независимо от возраста. К ежедневной молитве добавлялись 25 земных поклонов. А это совсем не то же самое, что преклонить голову или сделать малый поясной поклон. Медленно опуститься на колени, а затем неспешно встать, – и так 25 раз.

Наказание символизировало падение человека во грехе (опускание на колени) и его прощение Господом (подъем с колен). Оно не только позволяло прочувствовать вину, но и избавляло от лени. Родители строго следили, чтобы епитимья не превращалась в некий комплекс гимнастических упражнений, выполняемый наскоро и бездумно.

Лишение сладкого

Собственно, лишали не только сладкого. Быть готовым выдержать 12-дневный строжайший пост с сотней (!) ежедневных земных поклонов следовало тому, кто во время церковной службы позволил себе хотя бы перешептывание с соседом. Для молодых суставов, может, и не слишком суровое испытание, но на голодный желудок, думается, не слишком простое для выполнения.

Ограничения в еде были и самым популярным видом наказания в императорских семьях. Так, детей Александра II могли лишить сладкого или поставить в угол за съеденный до обеда пирожок или вопросы по поводу меню.

Пощечина

Взрослые не терпели от детей возражений и выбирали для «выбивания дури» за прекословие, пожалуй, самый унизительный способ наказания – пощечину. Хлестали по щекам чаще девочек. Одним для запоминания «урока» хватало раза, другие ходили с горящими щеками каждую неделю. Именно так, к слову, воспитывала мать Наталью Гончарову – будущую жену Пушкина.

Современные опросы подтверждают, что желание наказать ребенка «кнутом» регулярно возникает у каждого третьего родителя, хотя самыми популярными воспитательными мерами сегодня, к счастью, считаются легкий подзатыльник и отлучение от смартфона.

РОЗГИ СНОВА В МОДЕ?

Недавно в популярной телепередаче бывший актер, а ныне священнослужитель Иван Охлобыстин сделал эпатажное заявление: одним из главных методов воспитания в его семье является… порка! Чтобы его пятеро детей росли в скромности, уважении к старшим, их регулярно наказывают розгой. Жена, тоже бывшая актриса, Оксана Арбузова полностью разделяет точку зрения мужа. «Детей нужно бить! — утверждают супруги Охлобыстины. — Но без злобы!» Это заявление разделило аудиторию на два диаметрально противоположных лагеря. Примерно половина зрителей горячо возражала против подобных методов воспитания, но и сторонников оказалось немало. «Порка — это хорошая народная традиция, которую следует возрождать!» — твердили они.

В общем-то ни для кого не секрет, что телесные наказания всегда практиковались в отдельных семьях. Правда, далеко не все рисковали признаваться в этом публично, ведь такие методы считались пережитком прошлого и всячески критиковались. В моей журналистской практике был лишь один случай, когда родители спокойно и без тени смущения рассказали о том, что в воспитательных целях порой прибегают к розге.

На первый взгляд, семья эта являлась в высшей степени благополучной. Родители — Ольга Николаевна и Василий Анатольевич — были глубоко верующими людьми, они и познакомились в церкви, на службе. К моменту моего визита у них подрастали одиннадцать ребятишек: шесть девочек и пять мальчиков. Все — здоровые, красивые, сообразительные. Многодетная семья жила на окраине небольшого городка в частном доме, держала натуральное хозяйство — кур, гусей, кроликов. Здесь никогда не делили обязанности на мужские и женские, дружно управлялись с хозяйством, стиркой, уборкой, готовкой. С ранних лет дети приучались к труду, могли обслужить сами себя, а кроме того, старшие опекали малышей. К тому же все неплохо успевали в школе, жалоб от учителей никогда не было. Именно поэтому меня очень интересовало, каким же образом их приучают к дисциплине и порядку? И как наказывают за проступки? Супруги признались, что никакой особой воспитательной системы у них нет, скорее действует принцип: «Делай, как я!» Глядя на старших, младшие быстро учатся необходимым вещам. Ну а если кто-то отлынивает от учебы или домашних дел, родители наказывают его по старинке: розгой по мягкому месту.

Признаюсь, услышав об этом, я растерялась. Как, неужели такие заботливые, любящие родители могут поднять на ребенка руку?

— Приходится, если объяснения не помогают. Кстати, розга как средство воспитания упоминается еще в Библии, — аргументировал этот обычай Василий Анатольевич. — А еще там говорится: «Если любишь свое чадо — наказуй!» Именно поэтому мы с женой следуем этому правилу. Но очень важно не злоупотреблять силой и не применять ее по пустякам.

Мы охотно прощаем детям случайные провинности — например, разбитую чашку, неумело сваренный суп, если они старались, но что-то не вышло. Тогда поможем советом, подскажем, как сделать лучше. Редко наказываем за недостаточно высокие оценки в школе: понимаем, что каждый учится в меру отпущенных ему способностей. Но совсем другое дело — леность, нерадивость, безответственность, сознательное пренебрежение своими обязанностями.

Слушая нас, малыши притихли. Но потом признались мне, что папа — очень терпеливый и спокойный, поэтому чтобы заставить его взяться за розгу, надо сильно постараться. И все же время от времени их наказывают, и они не обижаются — раз уж провинились, надо отвечать…

Эта встреча оставила у меня двойственное впечатление. С одной стороны, доводы родителей казались очень убедительными. Но все же, где гарантия того, что, воспитывая отпрысков посредством розги, отец может попросту не рассчитать свои силы? И как реагирует на столь жесткие меры хрупкая нервная система ребенка? Чтобы выяснить, как относится к телесным наказаниям современная педагогика, я отправилась в школу, где учились дети из этой семьи.

К моему удивлению, учителя не имели ничего против розог. Наоборот, горой встали на сторону родителей, обосновав свое мнение следующим образом:

— Как ни странно звучит, у подобного метода есть и положительные стороны, — заявила педагог с пятнадцатилетним стажем работы Ирина Яковлевна (свою фамилию по этическим причинам она просила не называть). — Во-первых, в этом случае наказание не совершается моментально, под горячую руку. Сначала следует достать розги, вымочить их — а это целый ритуал, во время которого родительский гнев остывает, отец успокаивается, начинает более трезво оценивать ситуацию. В результате порка превращается уже не в экзекуцию, а в легкий массаж мягких частей тела. Верующие люди вообще наказывают не для того, чтобы обидеть, выместить на ребенке злобу, а исключительно для того, чтобы он с малых лет привыкал нести ответственность за проступки. Поэтому они всегда подробно объясняют, за что и почему именно дети наказаны. Разумеется, применение физической силы оправдывать не стоит.

И все же оно ничем не хуже скрытого, завуалированного насилия, с которым нередко приходится сталкиваться. Многие родители гордятся тем, что они, мол, никогда не поднимают руку на детей. Но по утрам часто доводится наблюдать такую картину: благополучная, хорошо одетая молодая мама чуть ли не волоком тащит свое полусонное чадо в школу. Подгоняет его пинками, шлепками, ругает на чем свет стоит. После школы встречает с теми же «почестями» и еще издали начинает ругать — за грязные ботинки, растрепанные волосы, испачканную куртку и т.д. Ребенок бормочет в свое оправдание, что это на переменке в куртку попали снежком, но мамаша, не слушая, бьет его по губам. На лице малыша — горечь и недоумение: он искренне не понимает, в чем его вина, за что его обижают? Да просто у матери плохое настроение или какие-то проблемы на работе, вот она и вымещает злобу на самом слабом и беззащитном человечке, который никак не может дать отпор… Нет, по моему мнению, «осмысленная порка» выглядит куда гуманнее такого обращения.

Многие считают, что страх перед розгой может быть серьезным стимулом для хорошей учебы и примерного поведения. Но зачастую добиваются прямо противоположного результата. Чтобы избежать наказания, ребенок начинает врать, изворачиваться.

По мнению психологов, когда родители бьют детей за плохие оценки либо отсутствие успехов в той или иной области, они тем самым реализуют «комплекс Наполеона»: хотят вырастить вундеркинда, которым могут гордиться перед друзьями и знакомыми. А когда его физиологические возможности не совпадают с их ожиданиями, вымещают на ни в чем не повинном маленьком человечке свое разочарование и досаду. На самом деле таким родителям прежде всего следует понять главное: нельзя самоутвердиться в обществе за счет ребенка, это отдельная личность, которую следует уважать с самых ранних лет.

Помимо «Домостроя», приверженцы телесных наказаний любят ссылаться на известную пословицу: «За одного битого двух небитых дают!» и на немецкого профессора Оппенгеймера. В своей брошюре «Воспитание и нервные страдания детей», вышедшей в 1908 году, профессор говорил о том, как опасна может быть чрезмерная родительская любовь. Такие дети не только плохо воспитаны, но еще и растут безответственными, упрямыми. «Если родители позволяют детям по малейшему поводу кричать, горячиться, сжимать кулаки, то значит, они плохо готовят их к борьбе с аффектами. С самых малых лет человек должен быть подготовлен к перенесению боли, ибо, когда он не проходит школы неприятных ощущений, то во взрослой жизни на всякую боль реагирует как на шок. Детей, в особенности мальчиков, следует иногда подвергать телесным наказаниям за серьезные провинности, тогда им легче будет воспринимать взрослые испытания…» — писал профессор.

— По роду своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с подобными рассуждениями родителей. Многие ссылаются на то, что, мол, их в детстве тоже пороли, и такая практика себя оправдала, поэтому и они будут вести себя так же с собственными детьми, — говорит руководитель Центра психического здоровья детей и подростков Анатолий Чуприков. — Но, по моему глубокому убеждению, простое физическое воздействие на мягкие части тела нельзя рассматривать как метод воспитания. Ведь порка — это срочные меры, а воспитание — кропотливый каждодневный труд. К сожалению, многие современные родители не готовы к этому труду. Они слишком заняты зарабатыванием денег, повседневными хлопотами, заботами, и у них не остается времени на общение с близкими. Зачастую они не знают, чем и как живут их дети, а стало быть, и не могут понять причин тех или иных поступков. На самом деле любую конфликтную ситуацию можно разрешить, не прибегая к физическому насилию. Есть много различных вариантов влияния на ребенка. Это и разговор по душам, и строгий взгляд, и успокаивающий жест, и лишение тех или иных удовольствий. И контроль со стороны взрослых обязательно должен быть! Ребенок должен чувствовать, что им занимаются, он важен и нужен для родителей. Но ни в коем случае нельзя его запугивать, потому что страх воспитает раба. Как врач я считаю, что порку следует рассматривать не как некое физическое воздействие посредством розги или ремня, а более широко.

Беда в том, что мы изначально боимся воспитать личность. К примеру, за рубежом традиционно воспитывают человека в духе самодостаточности, веры в свои силы. И с малых лет к нему относятся, как к самостоятельной, непохожей на других личности. А у нас повсюду, начиная с обычного детского сада и заканчивая самыми элитными учреждениями, боятся неординарных, ярких людей. Например, директор одной престижной киевской гимназии недавно отказалась принять на учебу одаренного мальчика, объяснив это таким образом: «Да, этот ребенок талантлив, но он слишком отличается от других, иначе себя ведет — не смеется, когда все смеются, не играет в популярные игры. Он не такой, как все! Я боюсь, что мы не сможем его контролировать». Поэтому родители с малых лет держат своих чад в ежовых рукавицах, стараясь сделать из них послушных, управляемых людей. В нас, взрослых, сидит тревога и страх, что они выйдут за рамки. И эта тревога выражается в том, что мы их истязаем, морально либо физически, пытаясь подогнать под общепринятые стандарты.
Что же делать для того, чтобы прервать эту печальную традицию? Прежде всего, как это ни трудно, нам необходимо изменять собственный менталитет и не бояться растить раскованных, независимых, ярких людей. Такие вряд ли потом будут воспитывать своих детей посредством розги.

Как свидетельствует статистика, в современных семьях наиболее распространены следующие наказания: не пустить в кино, на дискотеку, запретить играть в компьютерные игры, лишить сладостей, отложить запланированную покупку и, наконец, просто отругать. И вот здесь следует быть очень осторожным, ведь слово иной раз может ранить даже сильнее, чем физическое наказание. Часто приходится слышать, как вроде бы в интеллигентных семьях детей обзывают обидными словами — «трус, псих, недоумок»! Психологи предупреждают: ребенка следует воспринимать таким, каков он есть. И ни в коем случае нельзя ставить под сомнение его способности (ты — тупица!), те или иные моральные качества (ты — врун, обманщик, лентяй!), а осуждать лишь конкретный поступок. Нельзя повышать голос, нападать, кричать — он сразу начнет защищаться или врать. Лучше спокойно сказать: «Знаешь, я не сомневаюсь, ты не хотел этого делать, но все же я очень огорчен твоим поступком…».

Выбирая то или иное наказание, следует учитывать индивидуальность ребенка, его характер, темперамент. Сотрудники киевского телефона доверия рассказали о том, что недавно им позвонил семилетний мальчик и со слезами поделился своей бедой. Выяснилось, что за провинности мама с папой заставляют его несколько часов простаивать в углу на гречке, и он из-за этого страшно переживает. Психолог связался с его родителями, но те искренне удивились: «А что мы особенного сделали? Подумаешь, в угол поставили! Все так поступают!» Но то, что хорошо для других, вовсе не обязательно пойдет на пользу вашему ребенку. Для ранимого, чуткого мальчика «безобидное» стояние в углу на гречке превратилось в пытку. Но ведь цель наказания — помочь маленькому человеку осознать и исправить свою ошибку, а не причинить ему боль и обиду, психологически подавить.

Кроме того, родителям следует руководствоваться здравым смыслом. Нельзя за небольшую провинность лишать ребенка участия в спортивных соревнованиях либо выступления на концерте, школьной олимпиаде или конкурсе, к которому он готовился несколько месяцев. Не стоит запрещать идти на день рождения к закадычному другу, ведь это может испортить их отношения. Если наказание не соразмерно проступку, то оно не достигает своей цели и вызывает у ребенка лишь обиду и ощущение бессилия перед несправедливостью взрослых.

Related video

Но прежде чем назначать даже самое мягкое наказание, следует разобраться, почему ребенок так поступает. Ведь в раннем возрасте малышу еще многое неизвестно, он только начинает постигать окружающий мир, поэтому неизбежно совершает те или иные ошибки. Значит, следует уделить ему больше внимания, объяснить все, что непонятно. Если необходимо — повторить объяснение несколько раз, причем доступным для него языком. Кроме того, очень важна общая атмосфера в семье. Ведь дети часто копируют модель поведения домочадцев. И если взрослые разговаривают на повышенных тонах, ругаются, топают ногами, то и они будут вести себя так же. Поэтому очень важно, чтобы ребенок жил в атмосфере любви, согласия, уважения. Оптимальная модель отношений в семье выглядит так: полное доверие в сочетании с абсолютным контролем. Но родительский контроль должен быть не явным и жестким, а подспудным, незаметным. Выдающийся педагог Антон Макаренко когда-то очень точно сказал, что ребенок должен быть для своих родителей открытой книгой. Они должны знать о нем все — чем увлекается, с кем дружит, о какой профессии мечтает. И ребенок должен знать, что может доверять своим близким, они его поймут и поддержат в любом случае. Если в основе семейных отношений лежит доверие, то вряд ли возникнет необходимость в наказаниях. Любое насилие, будь оно физическим или моральным, неизбежно подавляет личность, ребенок растет неуверенным в себе, безвольным, боится, что у него ничего не получится. Существует опасность, что в будущем ему будет трудно реализоваться как личности.

10 лучших сцен порки в фильмах ПОСЛЕДНИЙ

ПРЕДЛОЖИТЬ

ПОИСК

ТАБЛИЦА ЛИДЕРОВ

Посмотрите, как ваша идея превращается в видео WatchMojo

КатегорияФильмыТВМузыкаЗнаменитостиПоп-культураВидеоигрыАнимеКомиксMsMojoAskMojoMojoПутешествияContextTVДругоеДля топ-10, предложите записи
  • #1
  • #2
  • #3
  • #4
  • #5
  • #6
  • #7
  • #8
  • #9
  • #10

геммист

10 лучших сцен порки из фильмов

9 3 Делиться

Разблокируйте суперспособности, войдите сейчас:

Предложено геммист

Ударь ее! — 12 лет рабства

10 6

Предложено геммист

Он мой сын — Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца

10 8

Предложено геммист

40 минус один — Иисус Христос суперзвезда

4 5

Предложено геммист

Чрезмерность Гибсона — Страсти Христовы

3 5

ПОХОЖИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

фильмов «порка» — The Movie Database (TMDB)

Пэт Гаррет и Билли Кид

23 мая 1973 г.

Пэт Гарретт нанят в качестве законника от имени группы богатых скотоводов Нью-Мексико, чтобы покончить со своим старым другом Билли Кидом.

Мятеж на Баунти

22 ноября 1935 г.

Флетчер Кристиан успешно возглавляет восстание против безжалостного капитана Блая на корабле HMS Bounty. Однако год спустя Блай возвращается, одержимый желанием отомстить за своих похитителей.

Предложение

6 октября 2005 г.

В Австралии 1880-х годов законник предлагает ренегату Чарли Бернсу трудный выбор. Чтобы спасти своего младшего брата от виселицы, Чарли должен выследить и убить своего старшего брата, разыскиваемого за изнасилование и убийство. Отправляясь в один из самых негостеприимных районов глубинки, Чарли сталкивается с ужасной моральной дилеммой, которая может закончиться только насилием.

Повелитель мух

13 августа 1963 г.

В разгар ядерной войны самолет с группой школьников терпит крушение на необитаемом острове. Поскольку взрослых выживших нет, мальчики вынуждены постоять за себя. Сначала они сотрудничают, но когда они разделились на два отдельных лагеря — один во главе с прагматичным Ральфом, а другой — с милитаристом Джеком — их общество впадает в смятение, что приводит к тревожному исследованию человеческой природы и пугающему выводу.

Ребенок-невеста

2 марта 1938 г.

Дженни — двенадцатилетняя девочка, живущая со своими родителями в чрезвычайно сельской горной местности. Ее школьная учительница, мисс Кэрол, хоть и сама горянка, уехала учиться и вернулась в надежде положить конец традиции детских браков, которая пронизывает культуру. Отец Дженни, Айра, хороший человек, который пытается защитить мисс Кэрол от мужчин, которые ей угрожают, если она не отменит свой крестовый поход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *