Найти ментора: My Mentor | Найти ментора | Стать ментором

Содержание

Найди ментора: 5 сценариев для поиска персонального гуру

Менторство — очень распространённая в мире предпринимателей практика, которая в последнее время набирает популярность и в России. Но найти своего бизнес-наставника — особенно в России не так-то просто. Выясняется: чтобы найти ментора, надо, чтобы у вас уже был хотя бы один ментор, который познакомит вас с другими. В вышедшей недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» книге «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень» Александр Кравцов, работающий с топ-менеджерами крупных компаний, рассказывает, зачем предпринимателю нужны наставники и где их искать. Inc. публикует отрывок.

На вопрос «где найти ментора» Google выдает более 600 тыс. ссылок с рекомендациями. Существуют десятки ресурсов, которые обещают помочь вам найти подходящего ментора. Или даже подобрать ментора в соответствии с вашими запросами. Нельзя сказать, что они совершенно бесполезны. Популярное приложение для знакомств Tinder зарабатывает сотни миллионов долларов ежегодно. Если через посредников можно найти даже пару для создания семьи, разве такой подход не сработает в поиске ментора? Сработает. Но, как и в случае со знакомствами в Tinder, — только для определённых людей и только в достаточно узком сегменте запросов.

Ни один сервис не сможет решить задачу, для которой, собственно, и нужен ментор, — построить вертикальную связь. Никто не сделает это за вас.

Существует пять основных сценариев, при помощи которых можно решить эту задачу. Успех может принести любой из них. Но реализация каждого последующего требует все бóльших усилий, при этом шансов на успех с каждым разом становится все меньше. Поэтому переходите к следующему сценарию, только если уверены, что полностью исчерпали все возможности предыдущего.

Сценарий 1

Обратитесь к ментору

Чем выше поднимается человек в социальной пирамиде, тем более прочные барьеры выстраивает, чтобы отделиться от нижних уровней. Но и сам сталкивается с возрастающими трудностями при подъёме. Но движение вверх состоит именно в том, чтобы пробивать эти барьеры, строить вертикальные связи. Чем больше таких связей, тем быстрее происходит подъём.

Вертикальные связи — это тросы, на которых перемещается социальный лифт. Самостоятельно пробить этот барьер снизу трудно, особенно если действовать напролом. Но барьер легко пробивается в направлении сверху вниз — достаточно только захотеть. Вопрос лишь в том, чтобы это желание вызвать. Поэтому лучше всего искать ментора, когда у вас уже есть ментор.

Ментор по определению находится на более высоком уровне пирамиды, и как минимум одна вертикальная связь у вас уже есть. Само её наличие существенно облегчает вам самостоятельное построение новых связей: статус и репутация ментора помогут вам, даже если он не выступает в качестве активного «донора» нового контакта. Но лучше всего — если ментор принимает активное и деятельное участие в поиске для вас нужного человека.

В этом случае решается сразу несколько задач. Во-первых, с высоты своего опыта он видит, кто нужен именно вам, чтобы двигаться дальше. Во-вторых, его стратегический нетворк значительно шире и качественнее вашего. Следовательно, поиск подходящих кандидатур происходит намного быстрее и легче. В-третьих, ментор выступает своего рода «спонсором» вашей связи, вкладывая в неё своё влияние и репутацию. В результате связь устанавливается быстрее и становится прочнее. Наконец, если следующего (или дополнительного) ментора вам подбирает нынешний, очевидно, он постарается избежать конфликта интересов. А это позволит вам сохранить продуктивные и рабочие отношения или безболезненно расстаться, если они исчерпали себя.

У описанной тактики есть своего рода ограничение. Контакты, которые вы можете получить от своего ментора, как правило, представляют уровень ментора или ещё более низкий. Соответственно, задача, для которой данная тактика наиболее эффективна, — это формирование пула менторов, «персонального совета директоров». Получить кого-то, качественно превосходящего вашего наставника, таким образом не удастся. Тем не менее наличие такого «совета наставников», у каждого из которых своя сфера компетенций, может быть столь же мощным инструментом вашего роста, как и ментор более высокого уровня. Дело не только в том, что рост существенно ускоряется. Развиваясь сразу по нескольким направлениям, вы увеличиваете свой потенциал и становитесь более привлекательны как ученик. В том числе для наставников и покровителей более высокого уровня.

Чем быстрее вы растёте, тем больше ваша привлекательность в качестве ученика. Таким образом, если вы хотите обзавестись новым ментором, то наиболее простая, комфортная и эффективная тактика — обратиться к ментору, с которым вы работаете в данный момент.

Нетрудно заметить, что у этого способа есть один, но весьма существенный недостаток. Для того чтобы он сработал, у вас должен быть хотя бы один ментор. Проблема в том, что у большинства людей их нет вообще. Тем не менее я считаю необходимым сказать о менторе — чтобы вы знали, что делать, когда он у вас появится. Кроме того, не исключено, что ментор у вас все-таки есть, но вы пока этого не осознаёте.

Проанализируйте своё окружение: возможно, в нём есть люди, в отношении которых верны отмеченные выше критерии — превосходство и близость. Вам нужен тот, кто обладает существенно более высоким статусом: находится на более высокой ступени карьерной лестницы или на более высоком уровне мастерства в целевой сфере деятельности, имеет авторитет и влияние в социальной группе или сообществе, в которое вы стремитесь попасть, и т. д. При этом между вами есть доверие: вы оба готовы вкладываться в поддержание этой связи, не ожидая немедленного и эквивалентного возмещения. Поздравляю вас, если в вашем окружении найдётся хотя бы один такой человек. Вы в шаге от победы.

Сценарий 2

Создайте близость

Найти в вашем списке контактов тех, кто удовлетворяет хотя бы первому критерию ментора — превосходству, не так уж и трудно. Подлинную трудность составляет второй критерий — близость. Контакт — это ещё не связь. Связь — это ещё не близость.

Допустим, в вашем окружении есть люди, чей статус существенно превосходит ваш. У вас пока нет с ними близких, доверительных отношений, но вы регулярно контактируете. Контекст при этом не имеет большого значения. Главное — это происходит регулярно. Иными словами, у вас есть связь, но нет близости. Прежде всего составьте список таких людей. Затем ответьте на важный вопрос: с кем из них вам хочется сблизиться? Не «нужно». Не «целесообразно». Не «полезно». Именно «хочется». Это важно. Близость базируется на эмоциональной связи, на «химии», а не на прагматических соображениях. Чтобы возникла «химия», нужно желание хотя бы с одной стороны. Тогда есть шанс, что оно возникнет и у другой. Затем приступайте к сближению.

Наиболее эффективная стратегия в долгосрочной перспективе — «отдавать». Иными словами, «авансировать» ваши отношения. Конкретные способы могут быть разными, главное — придерживаться основополагающего принципа: отдавая, ведите себя так, будто вы уже сблизились.

1. Поддерживайте социальный контакт при любой возможности, но не будьте назойливы. — Проявляйте искренний интерес к человеку, но не будьте фамильярны.

2. Демонстрируйте уважение, но сохраняйте достоинство.

3. Оказывайте знаки внимания, но не переходите грань дозволенного.

4. Поддерживайте этого человека и помогайте в его делах, если это возможно и уместно.

Иными словами, демонстрируйте расположение и симпатию, но не нуждаемость. Нуждаемость — это демонстрация потребности, которая воспринимается как приглашение к сделке. Его можно принять или отвергнуть без каких-либо последствий. Это не создает взаимных обязательств. Демонстрация симпатии, напротив, создает моральную потребность ответить тем же. И если есть предпосылки к ответной симпатии, рано или поздно она возникает. Именно этот механизм лежит в основе формирования любых личных связей, которые базируются на близости: дружбы, любви и менторства. Но помните, что этого недостаточно.

Ваша задача — не только вызвать ответную симпатию, но и продемонстрировать, что вы подходите на роль протеже. Покажите, что умеете слушать и слышать. Что можете понять и принять услышанное. И, наконец, что умеете применять полученные знания. Проще говоря, покажите, что этот человек уже является вашим ментором.

Итак, ваши победные шаги в этом сценарии таковы:

1. Выявить потенциальных менторов — найти в своём окружении тех, кто обладает стратегическим превосходством и с кем вы регулярно общаетесь.

2. Произвести сближение путем авансирования отношений.

Сценарий 3

Установите контакт

Но что делать, если в вашем окружении нет людей, которые подходят на роль ментора? Или есть, но сблизиться с ними не получилось? Ваша стратегия в этом случае будет состоять из трёх последовательных ходов. Первый ход — проанализировать «дальний круг» вашего нетворка и выявить людей, которые обладают превосходством и могут быть интересны как потенциальные менторы, но с ними у вас нет регулярных контактов.

Если такие люди определены, переходите ко второму ходу — созданию формата регулярного общения. Проще всего организовать формальный контекст — деловой или профессиональный. Например, если вы работаете в одной организации, но не пересекаетесь по работе, то при желании без труда сделаете так, чтобы подобное пересечение возникло. Немного сложнее найти точки регулярного пересечения, если у вас совпадает сфера профессиональных интересов. Конференции, школы, курсы, клубы, профессиональные объединения — практически в любой сфере немало соответствующих возможностей. Но с точки зрения вашей конечной цели — достижения близости — формальные отношения недостаточно эффективны.

Этика формальных отношений предусматривает сохранение дистанции, что противоречит идее близости. Более серьёзный недостаток заключается в том, что, оставаясь в рамках предписанных социальных ролей, сложно узнать человека как личность. Учитывая, что в какой-то момент формальные отношения всё равно придется переводить в неформальные, могут возникнуть большие проблемы. Можно запросто испортить формальные отношения, так и не построив неформальные. Или построить, но лишь для того, чтобы понять, что вы ошиблись в человеке.

Именно поэтому наилучшая тактика — сразу строить неформальные отношения. В этом случае вы основываетесь на общих интересах и увлечениях, что не только минимизирует риск перехода ваших отношений в формат «сделки», но и позволяет быстрее получить максимально полное представление о личности вашего партнёра. Если вам удалось наладить регулярное общение, следующая задача — узнать человека лучше и ответить на три ключевых вопроса:

1. Этот человек действительно обладает стратегическим превосходством в интересующей вас сфере? Или хотя бы в какой-то другой близкой сфере? Иными словами, не ошиблись ли вы в своей оценке уровня потенциального кандидата в менторы?

2. Существует ли возможность сближения?

3. И самый важный вопрос: хотите ли вы с ним сближаться? Есть ли в этом не только целесообразность, но и желание?

Если ответ положительный, делайте третий ход — переходите к достижению близости. Итак, вам нужно сделать три шага:

1. Проанализировать ваш дальний круг, выявить тех, кто обладает стратегическим превосходством, но с кем у вас нет регулярного контакта.

2. Если такие люди найдутся — установить с ними контакт и задать формат регулярного общения.

3. Если получилось — произвести сближение, авансируя отношения.

Сценарий 4

Чужой ментор

Стартовые позиции, которые мы рассматривали выше, исходили из допущения, что в вашем окружении есть люди, которые обладают первым критерием ментора — стратегическим превосходством. Это небезосновательное допущение. Ситуации, когда вы не знаете ни одного такого человека, имеют, скорее, теоретический характер. Кто-то обязательно найдётся. Другое дело, что их наличие ещё не гарантирует результата. Сколько бы ни было потенциальных кандидатов, всегда есть вероятность, что ни один из них не подойдёт вам в качестве ментора. Или подойдёт, но не понравится. Или понравится, но результат ваших попыток сблизиться окажется отрицательным. Можно ли что-то сделать в этом случае?

Данная стартовая позиция является, пожалуй, самой сложной. Но и она далеко не безнадежна. Четвёртый сценарий опирается на тех, с кем у вас есть близость, но у кого нет превосходства над вами. Если в вашем окружении нет людей, обладающих стратегическим превосходством, или ни один из них не может быть вашим ментором, остается обратиться к тем, кто находится с вами на одном уровне. В первую очередь к тем, кто демонстрирует высокие темпы роста. Разумеется, сами они не могут быть вашими менторами. Но не исключено, что менторы есть у них. Ваша задача — сделать так, чтобы их менторы стали и вашими.

Сложность в том, что придётся проанализировать гораздо большее количество людей, чем в вышеописанных сценариях. Предметом анализа в данном случае являются не сами люди, а их социальные связи и взаимоотношения, — это требует очень хорошей осведомлённости об их жизни. Стоит помнить также, что ментор — большая редкость, поэтому шансы встретить его в любом случае невелики. Даже если вы определите подходящих кандидатов, вам придётся решить две задачи — выстроить контекст регулярного общения и произвести сближение.

Правда, последний шаг будет сделать проще — поможет наличие общих знакомых, с которыми у вас обоих есть неформальные дружеские отношения.

Итак, вам нужно сделать четыре шага:

1. Проанализировать людей вашего круга и уровня — особенно тех, кто демонстрирует высокие темпы роста. Выяснить, нет ли у них менторов.

2. Если менторы есть — выяснить, подходят ли они вам.

3. Если подходят — выстроить формат регулярного общения.

4. Если получилось — произвести сближение.

Сценарий 5

«Мне повезёт!»

Увы, но может случиться так, что ни одна из описанных выше стратегий не принесёт результата. В этом случае «коротких» путей к ментору у вас больше нет. Придется пойти «длинным путем». Для начала необходимо провести, как говорят маркетологи, «холодный поиск» потенциальных менторов среди людей, которые пока находятся вне вашей жизни и вне вашего круга общения. Это самая лёгкая часть задачи.

Если вы не новичок в своём деле, вам наверняка известны имена лидеров — наиболее успешных, авторитетных и влиятельных персон в вашей нынешней или целевой сфере. Превосходство этих людей очевидно настолько, что конкуренция между вами исключена. Свяжитесь с ними — в мире Facebook и LinkedIn это решается в несколько кликов. Сложность в том, чтобы получить ответ. Тем более сделать этих людей частью своей жизни — задать формат регулярного общения. Тем не менее такой подход вполне может сработать, особенно если вы находитесь в начале пути, у вас много свободного времени и вам почти нечего терять. К этой тактике чаще всего прибегают стартаперы, осаждая бизнес-ангелов, инвесторов и IT-предпринимателей. Этому учат на тренингах и семинарах по менторству — как написать письмо, как лучше рассказать о себе, как правильно сформулировать запрос, чтобы повысить шансы на положительный ответ. Нет смысла повторять подобные советы — вы легко найдёте их сами на тематических ресурсах в интернете.

Только имейте в виду: обращаясь к тем, кто находится на пике успеха, известности и славы, вы вступаете в невидимую, но ожесточённую борьбу с десятками, если не сотнями таких же страждущих. Вместо этого попробуйте обратиться к тем, кто уже не находится в зените славы. Оптимальный вариант — если человек отошёл от дел от двух до четырёх лет назад. Такие люди уже пробыли в тени достаточно долго, и основной поток просителей, обращающихся с тактическими, краткосрочными задачами, скорее всего, уже схлынул. Но они не растеряли связи и не утратили влияния, поэтому способны помочь вам с решением стратегических задач. Получив возможность взглянуть на свой жизненный путь с некоторого расстояния, эти люди часто заново переосмысливают свой опыт и делают выводы. У них появляется потребность сохранить своё наследие — передать полученные знания и опыт дальше. Поэтому они отзовутся на ваше обращение гораздо охотнее и окажутся даже более эффективными менторами, чем те, кто ещё находится в фазе активного роста.

Этот путь менее сложный и трудоёмкий. Его главный недостаток — он длинный. Потребуется несколько лет, чтобы пройти его до конца. За это время многое может измениться — в вашей жизни, в сфере ваших интересов и в возможностях потенциального ментора.

В итоге вам нужно сделать пять ходов:

1. Проанализировать людей вне вашего круга знакомств, чтобы выявить тех, кто обладает превосходством, но прошёл пик славы 2–4 года назад.

2. Если такие люди найдутся — выяснить, подходят ли они вам.

3. Если подходят — познакомиться.

4. Если удалось познакомиться — выстроить с ними контекст регулярного общения.

5. Если общение налажено — произвести сближение.

Илон Маск и Питер Николсон

Илон Маск неоднократно публично заявлял, что у него не было менторов и он не верит в саму идею менторства. Вместо этого он окружает себя яркими и талантливыми людьми, которые помогают воплощать его многочисленные идеи. Маск дружит со многими известными предпринимателями Кремниевой долины и входит в знаменитую «мафию РаyPal» — неформальный клуб учредителей и сотрудников компании, многие из которых основали успешные предприятия и стали миллиардерами.

Но как минимум один ментор у Илона Маска всё-таки был. На рубеже 1980–1990-х годов будущий инноватор и миллиардер изучал физику в Университете Куинс в Канаде. Денег у студента-иностранца не хватало, поэтому Илон и его брат Кимбал активно искали способы заработать. Например, совершали холодные звонки с предложением встретиться и пообедать. Среди приглашённых были руководитель отдела маркетинга профессионального бейсбольного клуба Toronto Blue Jays, бизнес-обозреватель канадской ежедневной газеты Globe and Mail и топ-менеджер банка Nova Scotia Питер Николсон. Николсон, занимавший ранее высокие посты в правительстве Канады, пользовался репутацией инноватора. Он был впечатлён целеустремленностью братьев и согласился встретиться. Правда, понадобилось целых шесть месяцев, чтобы Николсон нашёл в своём календаре место для встречи, но братьев это не остановило.

Илон Маск произвел на Николсона благоприятное впечатление. Николсон, сам когда-то изучавший физику, оценил потенциал юноши. Вспоминая встречу с Маском, Николсон говорил: «Он был увлечён идеями, большими мечтами. При решении любых задач он стремился дойти до фундаментальных принципов. Мы проводили много времени, обсуждая различные загадки, физику, смысл жизни и суть Вселенной». Николсон предложил Маску летнюю подработку в банке с оплатой $14 в час и согласился помочь донести его идеи до руководства.

Одним из предложений Маска был проект по организации торговли ценными бумагами. Эшли Вэнс, автор биографии Маска, приводит его слова: «Это была величайшая возможность, но, похоже, никто её не видел». Николсон поддержал проект и помог представить его руководству банка. Правда, к разочарованию будущего миллиардера, его идею отвергли. Но это обстоятельство только подстегнуло Маска. Он понял, что в силу консерватизма банковской сферы в ней очень трудно внедрять инновации. Но существует колоссальная возможность, которой можно воспользоваться, если создать альтернативу традиционному банкингу. Он воплотил эту идею, запустив свой первый финансовый стартап Х.com в 1999 году. Через год он слился с проектом Confinity и превратился в PayPal — первое по-настоящему успешное детище Илона Маска.

Как найти ментора: правила успеха

Ментор – это, как правило, добровольный советник или учитель, который поможет вам в работе, учебе или других сферах вашей жизни. Иногда это формальные отношения между опытным профессионалом и новичком, а иногда – что-то вроде дружбы с заранее распределенными ролями. Какой вариант выбрать – зависит от вас, а эта статья поможет вам найти потенциальных наставников и установить с ними связь.

Какой именно ментор вам нужен?

 

Ваш наставник должен играть в вашей жизни определенную роль. Хороший ментор поможет вам чему-то научиться, но не станет ничего делать за вас. Наставник только подает пример. Если вам нужен научный руководитель, то он сможет предложить эффективные приемы и советы, которые помогут вам достигнуть успеха. Но он не станет  редактировать или писать за вас эссе в последний момент. В этом заключается разница между воспитателем и наставником. Хороший наставник:

 

— Оценит ваши сильные и слабые стороны

— Поможет понять структуру и организацию сферы

— Укажет на новые аспекты или исправит неверные суждения

— Научит принимать собственные решения

— Познакомит с хитростями профессии

— Расширит ваши теоретические знания (подскажет полезные ресурсы, ссылки и т.п.).

 

1) Выбираем наставника-преподавателя

Этот тип наставничества обычно предусматривает общение один-на-один с человеком, который добился успехов в изучаемом вами предмете. Но при этом он располагает свободным временем и заинтересован в вашей академической успеваемости. Это может быть:

 

  • Профессор, преподаватель факультета
  • Студент старших курсов
  • Брат, сестра или другой член семьи

 

2) Выбираем спортивного наставника

 

Вам нужен человек, который добился впечатляющих результатов в спорте и набирает учеников. Безусловно, при выборе спортивного наставника вы в первую очередь обратите внимание на его физическую форму, однако не стоит упускать из виду и его манеру общения. Вот кто вам нужен:

 

  • Инструктор или помощник инструктора
  • Опытный игрок вашей или другой команды
  • Профессиональный спортсмен или ветеран спорта
  • Тренер

 

3) Выбираем бизнес-наставника

Наставники в карьере и бизнесе должны иметь внушительный опыт и собственные наработки в сфере, которую вы собираетесь покорить. Специализация может любой – от торговли на бирже до исполнения блюза на гитаре. Подумайте о людях, которые отлично делают то, чему вы хотите научиться. Это могут быть:

  • Коллеги и деловые партнеры
  • Прежний руководитель
  • Опытные сотрудники вашей компании, которые пользуются всеобщим уважением

 

4) Выбираем личного наставника

Развивайте отношения с человеком, которым вы восхищаетесь как личностью: его образом жизни, суждениями, поступками, вкусом и т.д. Личным наставником может быть:

 

  • Сосед
  • Ваш любимый бармен или бариста
  • Ваша личная икона стиля
  • Прихожанин вашей церкви
  • Знакомый продавец музыкального магазина
  • Кто-то из вашего окружения

 

5) Экспериментируйте с разными вариантами общения

Наставником может стать сосед или одноклассник, которым вы восхищаетесь. Однако это также может быть кто-то, с кем вы никогда не встречались. Вспомните знаменитую книгу Райнер Марии Рильке «Письма молодому поэту»: студент присылал Рильке свои стихи и просил у него профессиональных советов. Вам могут быть полезны:

  • Успешные люди, о которых вы читали и чьи интересы совпадают с вашими
  • Знаковые фигуры в интернет-сообществе
  • Все, кто соответствует вашим критериям идеального наставника, даже если вы не знакомы лично

 

В поисках ментора

Определитесь, какую именно роль должен исполнять для вас ментора. Опишите свои проблемы и конкретные требования к потенциальному наставнику. Было бы полезно ответить для себя на следующие вопросы:

 

  • Чему именно вы хотите научиться?
  • Что вы ищете от общения с наставником?
  • Как будет «выглядеть» наставничество?
  • Как часто и где вы бы хотели встречаться?

 

Составьте список вариантов

Создайте перечень потенциальных наставников в соответствии с вашими личными пожеланиями. Составляя этот список, вначале обозначьте самые важные для вас критерии.

 

— Найдите «общие места». Если вы восхищаетесь кем-то с профессиональной точки зрения, но этот человек неприятен вам как личность, тогда уберите его из списка.

 

— Ставьте высокие цели. Богатые и знаменитые имеют личных помощников, которые учатся у них и устанавливают полезные связи благодаря этим отношениям. Почему таким человеком не можете стать вы? Если Дональд Трамп ваш идеальный бизнес-наставник, поместите его в верхней части списка. Напишите письмо, постарайтесь назначить встречу или подайте заявку на должность ассистента.

 

— Проверьте, есть ли в вашей компании или учебном заведении официальная программа наставничества. Если есть, подумайте, насколько она соответствует вашим задачам, станьте ее участником.

А что вы скажете?

Нельзя подойти к профессору после лекции и безапелляционно заявить: «Я тут подумала, может быть, вы согласитесь стать моим наставником?» Этим вы только отпугнете потенциального ментора. Проявить заинтересованность можно простым вопросом: «Подскажите, пожалуйста, можем ли мы иногда встречаться за чашкой кофе для того, чтобы поговорить о физике?» Конкретно и подробно объясняйте, чего именно вы хотите на самом деле.

 

  •  Задавайте конкретные вопросы. Например: «Я бы хотела увеличить продажи в следующем квартале. Мне кажется, вместе с вами у меня это получится. Можем ли мы встретиться, выпить чего-нибудь и обсудить этот вопрос?». Такое предложение для вашего потенциального наставника будет выглядеть более привлекательно, чем фраза: « Эй, ты мне нужен в качестве ментора. Я должна улучшить свои показатели. Помоги!»
  • Убедитесь, что ваша просьба не повредит вашей репутации. Если коллега, которым вы восхищаетесь, противоположного пола, то ваше обращение может прозвучать как приглашение на свидание. Встречайтесь в офисе, если не хотите ввести потенциального наставника в заблуждение.

Приступайте к поискам

Двигайтесь вниз по списку, пока не получите согласие от одного из потенциальных менторов. Если с первого раза у вас ничего не получилось, не волнуйтесь. У этих людей просто могут быть другие интересы или плотный график. Составьте новый список, кто-то обязательно согласится поработать с вами.

 

Запланируйте встречу

Не пускайте ваши отношения на самотек сразу после того, как получите согласие от ментора. Составьте конкретный план действий и график встреч, выберите удобное для вас обоих время.

 

Если первая встреча пройдет хорошо, договоритесь о следующей. Именно в этот момент вы можете спросить у наставника: « Вы не будете против, если мы будем общаться регулярно?»

 

        Правила отношений с наставником

  • Придерживайтесь графика

 

Даже если вы общаетесь с ментором исключительно по электронной почте, не стоит бомбардировать его «срочными» вопросами постоянно. Если ваши отношения пришли к логическому завершению, не нужно пытаться поддерживать их «искусственно». Вы прокачали свои навыки, достигли первоначально запланированных целей? Наберитесь смелости и сообщите ментору, что дальше вы сможете двигаться самостоятельно.

 

  • Взаимовыгодное сотрудничество

 

Подумайте, чем вы можете быть помочь своему наставнику. Если профессор бесплатно вас консультирует, спросите у него, не нужно ли провести какой-нибудь полезный для его исследования опрос в вашем офисе. Быть может, ему нужна какая-либо техническая помощь?

 

Если вы развиваете свою карьеру, то запоминайте, кто и чем вам помогает. Будьте готовы прийти на помощь в нужный момент.

 

  • Выражайте признательность

Напишите письмо своему наставнику, чтобы проинформировать его о своих успехах и поблагодарить за вклад в ваше развитие. Так вы не только проявите уважение к своему ментору, но и продемонстрируете, что вы правильно используете его советы и рекомендации.

 

Будьте конкретны. Не пишите «спасибо, вы такой внимательный!» Уточните, за что именно благодарите: «У меня все получилось, я увеличила продажи благодаря вашим бесценным советам, спасибо!» Благодарность может включать в себя небольшой подарок: книга или бутылка вина вполне уместны.

 

  • Придерживайтесь строго профессиональных отношений с наставником

 

Чересчур близкая эмоциональная связь с вашим ментором повредит «учебному процессу». Особенно, если ваш наставник работает в той же компании, что и вы.

 

Источник

Перевод: Вероника Городецкая

How to Find a Mentor

 

A mentor is usually a voluntary counselor or teacher who guides you in work, school, or other areas of your life. Sometimes mentorship is a formal organized relationship between a professional and a novice, and sometimes it’s more informal, like a friendship with a role model. While the exact mentoring relationship will be up to you, this article is designed to help you find potential mentors, and define that relationship for yourself. Read on to get started.

 

Choosing a Kind of Mentor

Understand the role of a mentor. A good mentor will help you learn to do things, but not do them for you. A mentor leads by example. For example, an academic mentor may offer efficiency tricks, advice, and examples to show you smart alternatives for success, but not help you copy edit your history essay in the waning moments before it is due. This is the difference between a tutor and a mentor. A good mentor will:

 

  • Assess your strengths and weaknesses
  • Help you understand the structure and organization of the topic
  • Introduce new perspectives and correct any wrong thinking
  • Boost your ability to make decisions
  • Familiarize you with the tricks of the trade
  • Introduce you to important resources and useful references

    Consider an academic mentor

    This type of mentoring usually consists of face-to-face sessions with someone who excels in the subject matter you’re studying, has the time to offer you a mentorship, and an interest in your academic achievement. Consider:

 

  • Professors, instructors, and other faculty
  • Older or more experienced students
  • Siblings or other family members

 

        Consider sports and recreational mentoring

Think about mentors who excel at the sport you’re interested in developing. While athletic ability is an important part of a sporting mentor, also consider the human side of the relationship when considering an athletic mentor. A good soccer mentor will be a good sport, an intelligent athlete, and an all-around person as well as being a phenomenal soccer player. Consider:

  • Coaches and assistants
  • Experienced players on your team or other teams
  • Professional athletes or retired athletes
  • Trainers

 

Consider a business mentor

Business and other professional mentors are usually successful workers in the field you hope to crack into, who will be able to offer you some tricks of the trade. This could be anything from stock trading to blues guitar. Think about who does what you want to do better than you do it. Consider:

 

  • Colleagues and business acquaintances
  • An old boss, though not a current supervisor
  • Workers with a great reputation

 

Consider a personal mentor

Develop a relationship with someone you admire personally, not because of what they do, but who they are and how they do it. Think of people who you’d like to be like, for no particularly reason. A personal mentor might be:

 

  • A neighbor
  • Your favorite bartender or barista
  • Your personal style icon
  • Someone you go to church with
  • Your record store guy or girl
  • A member of a social club you’re a part of

 

Think about different ways to communicate

A mentor might be a neighbor or a classmate you admire, but it might also be someone you’ve never met. Rainer Maria Rilke’s famous book Letters to a Young Poet chronicles the correspondence between the famous poet (Rilke) and a young student writer who sent him some poems and asked for advice. Consider:

 

  • Successful people you may have read about and felt some connection to
  • People with considerable and approachable Internet presence
  • Anyone who fits any of the criteria for a mentor, but you don’t know personally yet

 

Finding a Mentor

 

Decide what specific role you’d like your mentor to provide. Write down any problems or specific requirements you might have regarding the field and subject matter. It would be helpful to answer the following questions:

 

  • What would you like to learn?
  • What are you looking for from your mentor?
  • How will the mentorship «look»?
  • How often would you like to meet? Where?

 

Make a list of possibilities

 

Create a list of potential mentors according to your personal criteria and desires for the relationship. Order the list, starting with your top choices.

Look for the «total package.» If you really admire someone’s business acumen but can’t stand them as a person, they won’t make a good mentor.

 

  • Aim high. The rich and famous have personal assistants who learn from them and make connections based on that relationship. Why not you? If Donald Trump would be your ideal business mentor, put him at the top of the list. Write his office a letter, try to schedule a meeting, or apply to be on The Apprentice.
  • Check if your company or school has a formal mentoring program that would line up a mentor for you. If so, see if it fulfills your goals and enroll in the program.

 

Think about what you’ll say

 

Going up to a professor after class and asking, «I’ve been thinking: Will you be my mentor?» might scare them off if you don’t explain what you mean. It’s a big role and a big commitment to ask of someone, if all you’re really looking for is, «Can we meet for coffee and talk about physics sometimes?» Be specific and explain what you’re looking for.

 

  • Use «mentor» as a verb more than a noun. Saying «I could use some mentoring in figuring out how to get my sales up next quarter. You seem to really have it together, Bob. You mind getting some drinks about talking about it every now and then?» is more attractive for your potential mentor than, «I need you as a mentor. I have to improve my sales. Help.»

 

  • Make sure you don’t give someone the wrong impression. If the salesperson you really admire is of the opposite sex, this could sound a lot like asking for a date. Keep it at the office or on campus if you’re concerned about making it sound that way.

 

       Start approaching your potential mentors

 

Work your way down the list until someone agrees to fulfill the relationship as you’ve outlined it.

If you don’t get anyone the first go-around, don’t worry. It may have nothing to do with you personally and more to do with the person’s schedule or other issues. Start again and consider possible mentors who’ve got more time on their hands, or who may be more willing to work with you.

 

  • Make plans to meet. Don’t leave the relationship hanging once you’ve gotten someone to agree. Make concrete plans to get together and hit a bucket of golf balls to improve your swing or go over your calculus homework on a specific day at a specific time.

 

  • If the first meeting goes well, plan subsequent meetings. You might consider asking at that point, «Mind if we make this a regular thing?»

 

Keeping the Mentorship Healthy

 

Keep a schedule and stick to it

 

Even if the mentorship exists largely over email or online, don’t start bombarding your mentor with questions for advice at the last minute if it doesn’t fit into the pre-outlined relationship you’d established.

 

If the relationship reaches a natural conclusion, it’s ok to end it. If you feel confident that you’ve improved enough in whatever skill you were hoping to learn from your mentor that you feel confident to go forth without weekly coffee meetings, say so.

 

Make the relationship mutually beneficial

 

Think about what you might be able to offer your mentor in return. If you’re getting loads of free advice about your short stories from a professor, ask if there’s any research or tech help they might be able to use around the office. Setting up the new wireless router would be a great way to earn favor.

 

As you improve in your career, remember who and what got you there. As opportunities arise, don’t forget about your mentors that helped you along the way.

 

      Show your appreciation

 

Write to your mentor to keep them updated on your progress and remember to thank them for their specific contributions. This will give the mentor a feeling of being useful, needed, and also skillful at their craft.

 

  • Be specific. Just saying, «Thanks, you’re being so helpful!» isn’t as reassuring as, «I totally nailed that last sale thanks to your opening line tips. Thanks!»
  • Gratitude could include a small gift as a «thank you» token. Small things like a book, a bottle of wine, or the occasional meal may be appropriate.

 

Keep a strictly professional relationship between you and your mentor

 

Emotional involvement with your mentor will usually not be in the best interest of the mentoring process, especially if it’s someone you work with.

как найти ментора? / Хабр

Грамотный наставник играет большую роль в пути к успеху. Но как найти ментора, как вести себя с ним? Об этом

рассказывают

бывший госсекретарь США, основатели нескольких успешных стартапов и один из лучших авторов New York Times.

1. Речь о человеке, не о должности

«Для меня наставничество жизненно необходимо. Я приписываю большую часть своего успеха тому, что у меня было много отличных менторов, людей, к которым я могла придти и у которых могла спросить совета», — пишет Алекса фон Тобель, основатель и глава сервиса для финансового планирования

LearnVest.com

. Алекса отмечает, что важны знания и личные качества наставника: если ваш ментор не думает наперёд или же не самый честный человек, то он сам станет проблемой.



2. Не надо ждать отношений — наставничество имеет разные формы

«Маленький совет от меня: не надо обязательно искать человека, с которым вы можете выстроить отношения, но ищите того, к кому вы сможете придти и задать простой вопрос, кто сможет легко ответить вам по почте», — советует Джанет Мок, автор New York Times. Когда у вас есть конкретный вопрос к конкретному человеку, которому вы доверяете, вы можете просто задать его — а отсутствие тесных взаимоотношений снимает с вашего наставника давление.

3. Не привязывайтесь к кофе и обедам: будьте гибким

Чем в работе мамы в возрасте от 35 до 45 лет, когда работают, отличаются от мужчин? Мамы хотят проводить время дома с детьми после работы. Неважно, на какое мероприятие их пригласили — для них важнее семья. «Поэтому я не могу думать, как 29-летний одинокий парень. Я должен думать о том, как привлечь свою целевую аудиторию», — говорит Кевин Конрой Смит, основатель

The Number Project

. Кевин советует не подходить к людям так, как удобно вам: сделайте встречу удобной для другого человека. Не всем нужен ваш кофе. Будьте гибким.

4. В дополнение к поиску ментора смотрите направо и налево

Женева С. Томас, основатель и главный редактор

Jawbreaker.nyc

, советует приглядеться к вашим коллегам: «Девушка около вас может нанять вас же на работу в течение пяти лет, или она может иметь контакты с крупным брендом, чьи спонсорские доллары вам нужны. Это маленькая планета, отношения очень важны!»

5. Ваши менторы обычно находят вас (не наоборот)

«Мои наставники нашли меня за работой. Мой начальник был моим ментором, когда я получил первую работу на полную ставку в 25 лет. Мой первый босс буквально научил меня делать заказ в ресторане — потому что я была чёрной девочкой из города Инглвуд, Калифорния, и я никогда в жизни не ела суши, не была в Mr. Chow, не ходила в ресторан на Родео Драйв в Беверли Хиллз, но для новой работы я должна была ходить в эти места на встречи. Он купил мне мою первую подарочную карту в Barney’s: помню, я думала „Что такое Barney’s?“ — рассказывает Myleik Teele, основательница curlBOX. „Люди думают, что менторы спускаются с небес как ангелы с крыльями и говорят “Я твой ментор». Это не так, это обычно кто-то, кто помогает вам в определенных аспектах жизни и заботятся о вас».

6. Не надо всегда искать того, кто похож на вас

Кондолиза Райс, директор Global Center for Business and the Economy в Стэнфордском университете советует не искать ментора, который будет похож на вас. «Если бы я искала черную женщину, специалиста по Советским странам, я бы до сих пор ждала», — говорит бывший госсекретарь США. «Большая часть моих наставников были белыми пожилыми мужчинами, потому что именно они преобладают в моей сфере».

7. Не просите карту — спрашивайте о том, как ориентироваться

«Быть ментором — это значит верить в кого-то и заботиться настолько, чтобы делиться своими знаниями. Мои наставники не всегда имели ответы на все вопросы, но они могли делиться мудростью и опытом. Когда я встречаю человека, которого хочу видеть своим ментором, я прошу его рассказывать мне истории. Я хочу сидеть рядом и услышать так много историй из жизни, сколько смогу», — рассказывает Скутер Браун, основатель

School Boy Records

. «Я рассказываю наставникам, что происходит в моей жизни, и спрашиваю: „Есть что-то в вашей жизни, о чём вы можете рассказать, чтобы помочь мне?“ Я хочу учиться на ошибках прошлого. Я хочу учиться на успехе».

8. Учитесь не только брать, но и отдавать

Менторство должно помогать обеим сторонам, считает главный операционный директор

Charm & Chain

Джейми Рутенберг. «Во многих аспектах моей карьеры менторство и идея расширения возможностей друг друга было ключевым фактором успеха. И мне нравится быть наставником для других людей, делиться опытом, давать людям учиться на моих ошибках и успехе».

9. Наставничество — не спасательный жилет

Вы не можете заставлять людей спасать себя, не нужно обращаться к ментору только тогда, когда у вас всё идёт очень плохо. Менторство должно быть взаимовыгодным. «Если вы ищете кого-то, от кого хотите помощи, но ничего не даёте взамен — это не круто,» — рассказывает Myleik Teele, основательница curlBOX. Вы должны сами что-то привнести в жизнь вашего наставника. «Моя наставница никогда не платил за обед со мной — я оплатила каждый обед, потому что я ценю её».

Какой совет вы можете дать?

Кто был вашим наставником? Был ли человек или люди, которые сильно повлияли на вас как на личность и как на профессионала? Расскажите о своём опыте в комментариях.

Поиск ментора — международная платформа Mentor Service

Поиск ментора — международная платформа Mentor Service
  • Менторы-предприниматели, имеющие реальный опыт
  • Создаем партнерства, инвестируем в талантливых клиентов
  • Гарантия возврата средств

О проекте

Почему менторинг


Запишитесь на бесплатную консультацию

Длительность сессии 1 час. Эта встреча – ваше первое знакомство, когда Вы сможете оценить компетенцию ментора и его личностные качества, а ментор получит понимание, как в дальнейшем можно выстраивать работу над Вашим проектом. Записаться на консультацию

ТОП менторов