Мудрость жизни — Толстой. Полный текст стихотворения — Мудрость жизни
1
Если хочешь быть майором,
То в сенате не служи,
Если ж служишь, то по шпорам
Не вздыхай и не тужи.
2
Будь доволен долей малой,
Тщись расходов избегать,
Руки мой себе, пожалуй,
Мыла ж на ноги не трать.
3
Будь настойчив в правом споре,
В пустяках уступчив будь,
Жилься докрасна в запоре,
А поноса вспять не нудь.
4
Замарав штаны малиной
Иль продрав их назади,
Их сымать не смей в гостиной,
Но в боскетную поди.
5
Если кто невольным звуком
Огласит твой кабинет,
Ты не вскакивай со стуком,
Восклицая: «Много лет!»
6
Будь всегда душой обеда,
Не брани чужие щи
И из уха у соседа
Дерзко ваты не тащи.
7
Восхищаяся соседкой,
По груди ее не гладь
И не смей ее салфеткой
Потный лоб свой обтирать.
8
От стола коль отлучиться
Повелит тебе нужда,
Тем пред дамами хвалиться
Ты не должен никогда.
9
Коль сосед болит утробой,
Ты его не осуждай,
Но болящему без злобы
Корша ведомость подай.
10
Изучай родню начальства,
Забавлять ее ходи,
Но игривость до нахальства
Никогда не доводи:
11
Не проси у тещи тряпки
Для обтирки сапогов
И не спрашивай у бабки,
Много ль есть у ней зубов?
12
Помни теток именины,
Чти в кузинах благодать
И не вздумай без причины
Их под мышки щекотать.
13
Будь с невестками попроще,
Но приличия блюди
И червей, гуляя в роще,
Им за шею не клади.
14
Не зови за куст умильно
Дочерей на пару слов
И с племянницы насильно
Не тащи ее чулков.
15
На тебя коль смотрят люди,
Не кричи: «Катай-валяй!»
И кормилицыной груди
У дити не отбивай.
16
Всем девицам будь отрада,
Рви в саду для них плоды,
Не показывай им зада
Без особенной нужды.
17
Проводя в деревне лето,
Их своди на скотный двор:
Помогает много это
Расширять их кругозор;
18
Но, желаньем подстрекаем
Их сюрпризом удивить,
Не давай, подлец, быка им
В виде опыта доить.
19
Также было б очень гадко
Перст в кулак себе совать
Под предлогом, что загадка
Им дается отгадать.
20
Вообще знай в шутках меру,
Сохраняй достойный вид,
Как прилично офицеру
И как служба нам велит.
21
Если мать иль дочь какая
У начальника умрет,
Расскажи ему, вздыхая,
Подходящий анекдот;
22
Но смотри, чтоб ловко было,
Не рассказывай, грубя:
Например, что вот кобыла
Также пала у тебя;
23
Или там, что без потерей
Мы на свете не живем
И что надо быть тетерей,
Чтоб печалиться о том;
24
Потому что, если пылок
Твой начальник и сердит,
Проводить тебя в затылок
Он курьеру повелит.
25
Предаваясь чувствам нежным,
Бисер свиньям не мечи —
Вслед за пахарем прилежным
Ходят жадные грачи.
Цитаты про мудрость жизни.
Авторы: АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ
Темы: АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
Высказывания, афоризмы и цитаты о мудрости жизни.
Показано 11 из 11
Сортировка: Нет Популярность А-Я Длина
Like
+
89
−
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
• Максим Горький
Мудрость жизни, Храбрость и Трусость
Like
+
89
−
Никто не должен преступать меры: мудрость жизни — знать во всем меру.
• Гиппократ
Жизнь, Мудрость жизни, Опыт
Like
+
138
−
Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей.
• Максим Горький
Жизнь, Мудрость, Мудрость жизни
Like
+
96
−
Правдивость — это дыхание жизни, это основа всякого достоинства.
• Теодор Драйзер
Мудрость жизни, Правдивость
Like
+
112
−
Тот, кто не учится у прошлого, осуждён на то, чтобы повторить это прошлое.
• Стивен Э. Кинг
Мудрость жизни, Прошлое
Like
+
78
−
Если хочешь избавиться от мук и забыть о мелких неприятностях, купи себе тесные ботинки
• Мартти Ларни
Книга, Мудрость жизни
Like
+
96
−
Жизнь груба и жестока. Никто не знает, зачем мы здесь и куда мы уйдем. Смирение подобает нам. Мы должны ценить красоту покоя. Должны идти по жизни смиренно и тихо, чтобы судьба не заметила нас. И любви мы должны искать у простых, немудрящих людей. Их неведение лучше, чем все наше знание. Нам надо жить тихо, довольствоваться скромным своим уголком, быть кроткими и добрыми, как они. Вот и вся мудрость жизни.
• Уильям Сомерсет Моэм
Жизнь, Мудрость жизни, Смерть
Like+
92
−
Для каждого из нас существует особый бог, который скрывает от нас наши недостатки или ручается, что они останутся незамеченными, подобно тому как он закрывает глаза и затыкает ноздри всякому, кто не моется, не давая ему видеть грязь на ушах и чувствовать запах пота подмышками и уверяя его, что он безнаказанно может явиться в общество, которое не заметит ни того, ни другого. И те, что носят или дарят фальшивый жемчуг, воображают, что его примут за настоящий.»
• Марсель Пруст
Безнаказанность, Жемчуг, Книга, Мудрость жизни
Like
+
86
−
Жизнь запойное чтение между строк
Ошибается ум, получаешь урок
Листает ветер книгу жизни
Не понимая нашей возни
Меняет наши ценности
На пустоту безызвестности
• Михаил Танич
Мудрость жизни, Урок, Философия жизни
Like
+
99
−
Девяносто процентов всей человеческой мудрости составляет умение не лезть в чужие дела.
• Роберт Хайнлайн
Дела, Мудрость жизни, Чужие дела
Like
+
52
−
Мудрец не станет из вражды к виновным уподобляться им.
• Бенджамин Джонсон
Вражда, Мудрость жизни
Топ 10 авторов
Станислав Е. Лец | 805 |
Омар Хайям | 525 |
Иоганн В. Гёте | 372 |
Александр С. Пушкин | 270 |
Марк Туллий Цицерон | 410 |
Фридрих В. Ницше | 318 |
Федор М. Достоевский | 228 |
Альберт Эйнштейн | 240 |
Лев Н. Толстой | 436 |
Аристотель | 212 |
Больше популярных авторов
Топ 10 тем
Дружба и Друзья | 382 |
Мудрые цитаты | 3145 |
Брак | 504 |
Красота | 467 |
Мотивирующие цитаты | 880 |
Любовь | 3807 |
Книга | 320 |
Мудрость | 1236 |
Жизнь и Смерть | 387 |
Деньги | 393 |
Больше популярных тем
[PDF] Мудрость жизни Артура Шопенгауэра электронная книга
BY Особая слабость человеческой натуры, люди обычно слишком много думают о мнении, которое другие формируют о них; хотя малейшее размышление покажет, что это мнение, каким бы оно ни было, само по себе не существенно для счастья. Поэтому трудно понять, почему всякий так радуется, когда видит, что другие люди о нем хорошего мнения или говорят что-нибудь льстивое его самолюбию. Если кошку погладить, она замурлычет; и, как неизбежно, если похвалить человека, на его лице появится сладкое выражение восторга; и даже если похвала явная ложь, она будет приветствоваться, если речь идет о том, чем он гордится. Если только другие люди будут рукоплескать ему, человек может утешать себя прямым несчастьем или жалкими гроши, которые он получает из двух уже обсуждавшихся источников человеческого счастья; и наоборот, поразительно, как неизбежно человека раздражает, а в некоторых случаях глубоко огорчает любое оскорбление, причиненное его чувству собственной важности, каковы бы ни были природа, степень или обстоятельства нанесенного оскорбления, или какое-либо принижение его достоинства. , незначительное или игнорирование.
Если чувство чести покоится на этой особенности человеческой природы, оно может иметь очень благотворное влияние на благополучие очень многих людей в качестве замены нравственности; но на их счастье, особенно на душевный покой и независимость, столь необходимые для счастья, его воздействие будет скорее беспокоящим и вредным, чем благотворным. Поэтому целесообразно, с нашей точки зрения, поставить пределы этой слабости и должным образом рассмотреть и правильно оценить относительную ценность преимуществ и таким образом смягчить, насколько это возможно, эту большую восприимчивость к чужому мнению, будь то это мнение льстит нашему тщеславию или причиняет нам боль; ибо в любом случае затрагивается одно и то же чувство. В противном случае человек становится рабом того, что другим нравится думать, и как мало нужно, чтобы смутить или успокоить ум, жадный до похвалы:0003
Sic leve, sic parvum est, animum quod laudis avarum
Subruit ac reficit. 40
Поэтому для нашего счастья будет очень полезно, если мы должным образом сравним ценность того, в чем человек находится и для себя, с тем, что он представляет в глазах других. К первому относится все, что заполняет продолжительность нашего существования и делает его тем, чем оно является, короче говоря, все преимущества, уже рассмотренные и сведенные к разделам личности и собственности; и сфера, в которой все это происходит, есть собственное сознание человека. С другой стороны, сфера того, чем мы являемся для других людей, является их сознанием, а не нашим; это вид фигуры, которую мы создаем в их глазах, вместе с мыслями, которые это пробуждает. 41 Но это есть то, что не имеет для нас прямого и непосредственного существования, но может воздействовать на нас лишь опосредованно и косвенно, постольку, поскольку им направляется поведение других людей по отношению к нам; и даже в этом случае оно должно воздействовать на нас только в той мере, в какой оно может побудить нас изменить то, что мы есть в себе и для себя. Кроме того, то, что происходит в сознании других людей, как таковое для нас безразлично, а со временем мы становимся к этому действительно безразличны, когда начинаем видеть, как поверхностны и тщетны мысли большинства людей, как узки их мысли. идеи, сколь низменны их чувства, сколь извращены их мнения и сколь много заблуждений в большинстве из них; когда мы узнаем на опыте, с каким пренебрежением человек будет говорить о своем ближнем, когда он не обязан бояться его или думает, что то, что он говорит, не дойдет до его ушей. И если бы у нас когда-либо была возможность увидеть, как величайший из людей не встретит ничего, кроме пренебрежения со стороны полудюжины болванов, мы поймем, что придавать большое значение тому, что говорят другие люди, значит воздавать им слишком много чести.
Во всяком случае, очень плох тот человек, который не находит источника счастья в первых двух классах благ, о которых уже говорилось, но вынужден искать его в третьем, другими словами, не в том, чем он является. в себе, а в том, чем он является в глазах других. Ибо ведь основой всей нашей натуры, а, следовательно, и нашего счастья является наше телосложение, а самым существенным фактором счастья является здоровье и, следующее по важности после здоровья, умение сохранять себя в самостоятельности и свобода от забот. Не может быть никакой конкуренции или компенсации между этими существенными факторами, с одной стороны, и честью, помпой, положением и репутацией, с другой, как бы мы ни ценили последнее. Никто не колеблясь пожертвовал бы последним ради первого, если бы это было необходимо. Мы должны очень прибавить к нашему счастью своевременным признанием той простой истины, что главное и действительное существование каждого человека находится в его собственной шкуре, а не в чужих мнениях; и, следовательно, действительные условия нашей личной жизни — здоровье, темперамент, способности, доход, жена, дети, друзья, дом — во сто крат важнее для нашего счастья, чем то, что другим людям приятно думать о нас; иначе мы будем несчастны. И если люди утверждают, что честь дороже самой жизни, то на самом деле они имеют в виду, что существование и благополучие ничто по сравнению с мнением других людей. Конечно, это может быть лишь преувеличенным способом утверждения прозаической истины о том, что репутация, то есть мнение других о нас, необходима, если мы хотим добиться каких-либо успехов в мире; но я вернусь к этому в настоящее время. Когда мы видим, что почти все, чему люди посвящают свою жизнь, не жалея усилий и встречая при этом тысячи трудов и опасностей, в конце концов не имеет другой цели, кроме как подняться в глазах других; когда мы видим, что не только должности, титулы, награды, но и богатство, более того, даже знания 42 и искусства, стремятся только к тому, чтобы получить, как конечную цель всех усилий, большее уважение со стороны своих собратьев, — разве это не прискорбное доказательство того, до каких пределов может дойти человеческая глупость? Придавать слишком большое значение мнению других людей — распространенная ошибка повсюду; это может быть ошибка, коренящаяся в самой человеческой природе, или результат цивилизации и социального устройства в целом; но каков бы ни был ее источник, она оказывает очень неумеренное влияние на все, что мы делаем, и очень вредит нашему счастью. Мы можем проследить его от робкого и рабского отношения к тому, что скажут другие люди, до чувства, которое заставило Виргиния ввергнуть опасность в сердце своей дочери или побудило многих мужчин пожертвовать покоем, богатством, здоровьем и даже самой жизнью, ради посмертная слава. Несомненно, это чувство — очень удобный инструмент в руках тех, кто имеет власть или руководство над своими ближними; и соответственно мы находим, что во всяком плане воспитания человечества в том направлении, в котором оно должно идти, сохранение и укрепление чувства чести занимает важное место. Но совсем другое дело в его влиянии на человеческое счастье, о котором мы и хотим здесь поговорить; и мы должны быть осторожны, чтобы убедить людей не придавать слишком большого значения тому, что другие думают о них. Однако ежедневный опыт показывает нам, что это всего лишь ошибка, которую упорно совершают люди; большинство людей придают величайшее значение именно тому, что думают другие люди, и заботятся об этом больше, чем о том, что происходит в их собственном сознании, которое является для них самым непосредственным и непосредственным. Они переворачивают естественный порядок вещей, считая мнение других реальным существованием, а собственное сознание — чем-то призрачным; превращая производное и второстепенное в главное и считая картину, которую они представляют миру, более важной, чем они сами. Таким образом, пытаясь получить прямой и немедленный результат из того, что не имеет действительно прямого или непосредственного существования, они впадают в разновидность глупости, которая называется тщеславием — подходящим термином для того, что не имеет твердой или внутренней ценности. Подобно скряге, такие люди забывают о цели в своем стремлении получить средства.
Правда состоит в том, что ценность, которую мы придаем мнению других, и наши постоянные усилия в отношении этого мнения совершенно несоразмерны любому результату, которого мы можем разумно надеяться достичь; так что это внимание к положению других людей можно рассматривать как своего рода всеобщую манию, которая наследуется всеми. Во всем, что мы делаем, почти первое, о чем мы думаем, это: что скажут люди; и почти половина жизненных тревог и хлопот связана с нашим беспокойством по этому поводу; это тревога, которая лежит в основе всего того чувства собственной важности, которое так часто умерщвляется, потому что оно очень болезненно чувствительно. Именно забота о том, что скажут другие, лежит в основе всего нашего тщеславия и претенциозности, а также всего нашего показухи и чванства. Без него не было бы и десятой части той роскоши, которая существует. Гордость во всех формах, point d’honneur и punctilio, как бы разнообразны они ни были в своем роде и сфере, суть не что иное, как тревога о том, что скажут другие, и каких жертв она часто стоит! Это видно даже в ребенке; и хотя он существует в каждый период жизни, сильнее всего он проявляется в возрасте; потому что, когда способность к чувственным удовольствиям ослабевает, тщеславие и гордость имеют только жадность, чтобы разделить свое господство. Французы, быть может, представляют собой лучший пример этого чувства, и у них оно представляет собой регулярную эпидемию, проявляющуюся то в самом нелепом честолюбии, то в смешном роде национального тщеславия и самом бесстыдном хвастовстве. Однако они расстраивают свои собственные цели, потому что другие люди высмеивают их и называют великой нацией.
Чтобы специально проиллюстрировать это извращенное и чрезмерное уважение к чужому мнению, позвольте мне взять отрывок из «Таймс» от 31 марта 1846 года, в котором подробно рассказывается о казни некоего Томаса Викса, подмастерья, который из побуждений мести, убил своего хозяина. Здесь мы имеем очень необычные обстоятельства и необычайный характер, хотя и очень подходящий для нашей цели; и все это в совокупности дает поразительную картину этого безумия, столь глубоко укоренившегося в человеческой природе, и позволяет нам составить точное представление о том, до каких пределов оно может дойти. В утро казни, говорится в отчете, преп. Обыкновенный человек с самого начала явился к нему, но Викс, помимо спокойного поведения, не выказал никакого интереса к его служению, по-видимому, стремясь только «храбро» оправдать себя перед зрителями своего позорного конца… В процессии Викс пал. с готовностью занял свое место и, войдя во двор Часовни, заметил, достаточно громко, чтобы его услышали несколько человек рядом с ним: «Итак, как сказал доктор Додд, я скоро узнаю великую тайну». Достигнув эшафота, несчастный взобрался на каплю без малейшей посторонней помощи, а когда добрался до середины, дважды поклонился зрителям, что вызвало громкие аплодисменты у униженной толпы внизу.
Это восхитительный пример того, как человека, у которого на глазах смерть в самом ужасном виде, а за ней вечность, не заботит ничего, кроме впечатления, которое он произведет на толпу зевак, и мнения он оставляет после себя в их головах. Примерно то же самое произошло и с Леконтом, казненным во Франкфурте в том же 1846 году за покушение на жизнь короля. На суде его очень раздражало, что ему не разрешили явиться в приличном одеянии в верхнюю палату; и в день казни для него было особенное горе, что ему не разрешили побриться. Известно, что подобные вещи случаются не только в последнее время. Матео Алеман сообщает нам во вступлении к своему знаменитому роману «Гусман де Альфараш», что многие одержимые преступники вместо того, чтобы посвятить свои последние часы благополучию своих душ, как им следовало бы, пренебрегают этой обязанностью ради подготовки и запоминая речь, которую нужно произнести с эшафота.
Я считаю эти крайние случаи лучшей иллюстрацией того, что я имею в виду; ибо они дают нам увеличенное отражение нашей собственной природы. Тревоги всех нас, наши заботы, досады, беспокойства, хлопоты, тревожные опасения и напряженные усилия, быть может, в подавляющем большинстве случаев обусловлены тем, что скажут другие люди; и мы так же глупы в этом отношении, как и эти жалкие преступники. Зависть и ненависть очень часто имеют один и тот же источник.
Теперь ясно, что счастью, состоящему по большей части в душевном спокойствии и довольстве, ничто так не послужило бы, как сведение этого порыва человеческой природы в разумные пределы, — что, может быть, сделало бы его на одну пятидесятую часть того, что есть сейчас. Поступая так, мы должны избавиться от занозы в плоти, которая всегда причиняет нам боль. Но это очень трудная задача, потому что рассматриваемый импульс является естественной и врожденной извращенностью человеческой природы. Тацит говорит: Жажда славы — последнее, от чего избавляется мудрец. 43 Единственный способ положить конец этой всеобщей глупости — ясно увидеть, что это глупость; и это можно сделать, признав тот факт, что большинство мнений в головах людей склонны быть ложными, извращенными, ошибочными и абсурдными и, таким образом, сами по себе не заслуживают никакого внимания; кроме того, мнения других людей могут иметь очень мало реального и положительного влияния на нас в большинстве обстоятельств и дел жизни. Опять же, это мнение обычно носит столь неблагоприятный характер, что человек до смерти обеспокоился бы, услышав все, что говорят о нем или о…
Мудрость жизни Резюме, обзор PDF
Артура Шопенгауэра
Была ли книга Артура Шопенгауэра «Мудрость жизни» включена в ваш список для чтения? Возьмите ключевые идеи в книге с этим кратким резюме.
Вопрос о том, что такое счастье на самом деле , с незапамятных времен волновал человечество. Ведь это был один из первых вопросов, к которым обратились ранние греческие философы. Они назвали его eudaimonia , термин, который включает в себя процветание и удачу, а также счастье.
Этот вопрос беспокоил и Артура Шопенгауэра, и в этом эссе он излагает свои мысли по этому поводу. Он пытается как определить, что такое счастье, так и установить, как следует жить, чтобы достичь его. По его словам, это единственный способ обрести мудрость жизни.
В этом кратком изложении «Мудрости жизни» Артура Шопенгауэра это краткое изложение книги также раскрывает
- почему вам не следует беспокоиться о том, что думают другие;
- именно туда, куда вас приведет погоня за славой; и
- как хотел выглядеть один француз в день казни.
В размышлениях о качествах и природе человеческой жизни нет ничего нового. Но после размышлений следует практическая часть. Как именно вы должны прожить свою жизнь для максимальной пользы и счастья?
Конечно, греческие философы добрались до этого первыми. Аристотель считал, что человеческие благословения можно разделить на три категории: благословения, внешние по отношению к себе, благословения души и благословения тела.
Аристотель был на правильном пути. Есть есть
три категории благословений, но они не соответствуют его представлению о них.Прежде всего, это личность , или «что есть человек».
Личность — это не только ваш характер; он также охватывает ваше здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственное мировоззрение, интеллект и образование.
Эти атрибуты обычно определяются природой, и поэтому они очень важны для управления человеческим счастьем.
Самое главное, внутренняя конституция человека , или «то, из чего он сделан», играет самую большую роль в формировании его благополучия. Только подумайте о здоровье: это аксиома, что здоровый нищий счастливее больного принца.
Излишне говорить, что для Шопенгауэра величайшие удовольствия — это удовольствия ума. Как он выразился, «интеллектуальный человек в полном одиночестве прекрасно развлекается своими мыслями и фантазиями, в то время как никакое количество или разнообразие социальных удовольствий […] не может отогнать скуку от тупицы».
Вторая категория — это свойство , или «то, что есть у человека».
Материальные блага могут удовлетворить настоящие и базовые потребности, но дальше этого вы не продвинетесь. Это никогда не сможет по-настоящему насытить вас или компенсировать отсутствие внутреннего богатства. Счастье приходит откуда-то еще. Вот почему богатые люди, хотя и материально благополучные, не особенно счастливы.
Наконец, есть позиция . Другими словами, как о вас думают другие.
Внутренне богатый человек, в отличие от дурака, мало прислушается к чужому мнению. Она просто будет жить своей жизнью.
Это основное. Теперь давайте рассмотрим каждое благословение более подробно.
Начнем с первой из трех отдельных категорий, составляющих блага жизни: личности. Вы всегда будете носить его с собой, куда бы вы ни пошли и чем бы ни занимались. Поэтому то, кто вы на самом деле , имеет большое значение.
Важнейшей частью личности является здоровье и на него приходится девять десятых счастья. Если вы здоровы, вы, скорее всего, будете получать удовольствие от вещей. Если вы нездоровы, ничто не доставляет удовольствия.Аристотель очень хорошо выразился, когда сказал: «Жизнь — это движение». То есть, если вы хотите оставаться здоровым, небольшие физические упражнения каждый день будут иметь большое значение.
Более того, ум, постоянно занятый самоанализом, нуждается во внешнем аналоге. Рассмотрим дерево. Время от времени ветер должен немного встряхнуть его, чтобы он мог процветать.
Помимо здоровья, в определении счастья человека важны дары разума.
Знаменитая фраза из Ветхого Завета — «Жизнь дурака хуже смерти» — хорошо обобщает это.
Если вам посчастливилось быть одаренным интеллектуальными способностями, то вам следует вести интеллектуальную жизнь. Таким образом, ваш ум будет занят, и вам никогда не придется беспокоиться о скуке.
Богатый и плодовитый ум увидит красоту в обыденности, а глупец зациклится на том, что перед ним. Обратите свое внимание на Гёте или лорда Байрона — плодовитость их ума обеспечила им внутреннее богатство и счастливую самодостаточность.
И наоборот, если ваш разум пуст, вы, скорее всего, будете искать развлечения, развлечения и роскошь, чтобы отогнать скуку. Шопенгауэр довольно суров. Для него «человек общителен ровно в той степени, в какой он интеллектуально беден и вообще вульгарен».
Мы прочитали десятки других замечательных книг, таких как «Мудрость жизни», и обобщили их идеи в этой статье под названием «Счастье
». Загляните сюда!
Пришло время изучить вторую категорию, свойство или «то, что есть у человека».
И снова греки оказались первыми. Эпикур делил потребности человека на три части. В частности, это имущество, которое насыщает или подавляет определенные чувства.
Во-первых, есть естественных и необходимых потребностей. К ним относятся еда, кров и одежда. Без них нам было бы больно.
Во-вторых, есть естественных, но ненужных потребностей, то есть все, что удовлетворяет чувства. Их может быть трудно удовлетворить.
Наконец, есть откровенных предметов роскоши, которые не являются ни естественными, ни необходимыми. И поскольку они на самом деле не являются потребностями сами по себе, их труднее всего удовлетворить.
Естественно, три категории частично совпадают, потому что все мы разные. Например, то, что один человек считает роскошью, другой может считать естественной, но ненужной потребностью.
Когда мы накормлены, одеты и защищены от непогоды, у всех у нас разные представления о том, что является «необходимым», а что нет. Более того, мы склонны не ожидать большего, чем мы думаем, что можем получить. Например, вы не заметите потери прекрасного пальто, если оно у вас никогда не было. Но если вы привыкли к нарядам, то вас может огорчить их отсутствие.
Это объясняет, почему тот, кто родился с большим состоянием, обычно лучше заботится о нем, чем тот, кто случайно оказался в богатстве. Если вы богаты от рождения, вы будете рассматривать богатство как необходимость, которую вы не можете позволить себе потерять. Но если вы прожили свою жизнь без него, вы не будете беспокоиться о его потере.
Если вам посчастливилось родиться в богатстве — то, что автор называет «благосклонной судьбой», — тогда вы, вероятно, станете свободнее и почувствуете себя более ответственным за свое время. В конечном итоге это приведет к тому, что у вас появится более независимое мышление.
Должность — третья категория жизненных благ. Все дело в том, как вы выглядите в глазах других. Начнем с его первого аспекта, репутации .
Вообще говоря, мы слишком беспокоимся о том, как нас оценивают другие люди. Мы ничем не можем помочь, хотя наше беспокойство совершенно излишне.
История человека по имени Леконт иллюстрирует это. После заговора с целью убийства французского короля, он был приговорен к смертной казни в 1846 году.
На суде его больше беспокоил внешний вид, чем судьба.
Он пожаловался, что не надел свою лучшую одежду перед Верхней палатой. Даже в день казни он был больше обезумел из-за того, что ему не разрешили побриться, чем из-за неминуемой смерти. Вместо того чтобы посвятить себя поиску покоя в последние часы своей жизни, он беспокоился о мнении совершенно незнакомых людей.
Чрезмерное внимание к поведению других людей — глупость, которой подвержены все мы. Мы называем это тщеславием.
Тщеславие — это не только нежелательная черта, но и реальное препятствие на пути к счастью. Мнения других будут отвлекать вас от обретения душевного спокойствия и внутреннего удовлетворения, которые имеют решающее значение для счастливого существования.
Примерно половина жизненных тревог связана с чрезмерным беспокойством по поводу мнения других людей.
Это грандиозная задача — подавить этот естественный импульс и сказать себе не слушать и не думать о мнениях других. Но в тот момент, когда мы увидим, что это такое — полное безумие, — мы станем на один шаг ближе к тому, чтобы избавиться от него.
Привыкнуть к пониманию позиции может быть непросто. На самом деле, есть еще два его аспекта, о которых нам действительно нужно поговорить: гордость и ранг .
Гордыня, как и тщеславие, — распространенный недостаток. Это тоже абсурд.
Гордость исходит изнутри, и ее лучше всего рассматривать как «устоявшуюся убежденность в собственной высшей ценности».
Но, конечно, это убеждение вполне может быть неуместным.
Гордыня действует подобно тщеславию. Но в то время как гордость является интернализованным мнением, тщеславие действует внешне по отношению к себе.
Тщеславие любит похвалу, а тщеславный человек обретает чувство собственного достоинства, только завоевывая хорошее мнение других.
Напротив, гордый человек имеет необоснованно завышенное мнение о себе независимо от того, что думают другие.
Самая низменная и непродуктивная форма гордости — национальная гордость. Если вы вынуждены прославлять свою страну, у вас, вероятно, мало собственных замечательных качеств. Трубить о превосходстве своей нации в лучшем случае глупо, и делают это только люди, компенсирующие собственную неполноценность. Ведь не каждый народ может быть выше всех остальных, хотя бы каждый хотел, чтобы вы верили в свое превосходство!
Теперь давайте посмотрим на социальный статус, который так же плох, как и гордость.
Звание — оружие государства. Он ложно информирует мнение людей в целом и удерживает их на месте. Таким образом, институт звания экономит государству много денег. Это означает, например, что государственные служащие получают намного меньше положенного им денежного довольствия, потому что они якобы также «компенсируются» рангом.
Ранг на самом деле мошенничество, потому что его значение зависит от произвольной, искусственной условности. Вы должны уважать человека за то, кто он есть, а не за его теоретический ранг.
Нам всем хотелось бы считать себя полезными членами общества. В самом деле, если бы к вам подошел какой-нибудь невежливый назойливый человек и сказал, что вы бесполезны, вы, вероятно, почувствовали бы, что ваша честь подверглась нападению.
Есть две стороны, которые нужно уважать: одна объективна; другой, субъективный.
Объективная честь — это мнение других о вашей ценности. И наоборот, субъективная честь — это ваша собственная самооценка.
Как вы, несомненно, знаете, общество склонно судить о людях в зависимости от того, насколько они полезны для общества. Мнение человека о самом себе имеет очень мало значения. Поэтому нас учат сосредотачиваться на мнении других и, таким образом, отдавать предпочтение объективной чести, а не субъективной чести.
Помимо двух только что упомянутых категорий чести, есть еще четыре подкатегории чести.
Первый гражданская честь . Гражданская честь применима повсеместно. Идея состоит в том, что мы должны безоговорочно уважать права других людей. Короче говоря, гражданская честь делает возможным справедливое, законное и мирное социальное сосуществование.
Тогда есть официальная честь . Это связано с людьми на государственной службе, такими как врачи, юристы, учителя или солдаты.
В частности, это представление о том, что люди на государственной службе должны подходить для этой работы. Если принято считать, что человек, занимающий должность, действительно подходит для этой должности и способен справляться со своими обязанностями, то этот человек имеет официальную честь.
В-третьих, есть сексуальной чести. Это зависит от разделения полов. Женская честь диктует, что женщина отдается мужчине только в браке. С другой стороны, мужская честь требует, чтобы он заботился о самом браке.
Наконец, есть рыцарская честь , которая зависит от высказанного мнения.
Например, если кто-то хвалит вас, то ваша рыцарская честь остается нетронутой. Однако, если кто-то оскорбит вас, ваша честь получит удар, и вы должны восстановить его, либо с помощью насилия, либо заставив обидчика отказаться от оскорбления.
Последний пример с честью демонстрирует фундаментальную проблему. Хотя может показаться, что это имеет некоторую пользу для общества в целом, это всего лишь элемент примитивной человеческой природы и ничего не делает для счастья.
У чести есть двойник: слава . Но, подобно знаменитым близнецам римской мифологии Кастору и Поллуксу, которые были соответственно бессмертны и смертны, слава и честь имеют совершенно разные отношения со временем. Честь эфемерна, всего лишь мелочь. Слава бессмертна и вечна.
Суть настоящей славы в том, что для этого нужно работать. В отличие от чести, славу нужно завоевывать.
Есть много меньших форм славы, но настоящая слава подобна дубу. Растет медленно, но с каждым годом набирает силу. Меньшая слава — всего лишь грибок. Вспыхивает за одну ночь, расцветает, а потом исчезает так же быстро, как и появилась.
Слава также предшествует человеку, к которому она привязана. Нам не нужно встречаться со знаменитостями, чтобы знать о них.
Отличительной чертой славы является то, что она заработана благодаря заслугам. Честь приходит быстро, но и легко теряется. Нельзя просто так заслужить славу. Это требует реальных усилий. Но, однажды приобретенное, оно прилипает. Или, как выразился Шопенгауэр: «Слава — это то, что нужно завоевать; честь, только то, что не должно быть потеряно».
Что интересно в настоящей славе, так это то, что она почти не связана с реальными достижениями.
Скорее, это скорее эхо или отражение великой личности.
Это критическая точка. Поэтому не сама слава делает вас счастливым. Наоборот, это основные достоинства, которые делают вас счастливыми. Слава — это всего лишь выражение этих более глубоких личных качеств.
Точно так же люди будут восхищаться вами не только из-за вашей славы, но и из-за тех качеств, которые сделали вас знаменитым.
Не волнуйтесь, если вы никогда не добьетесь славы. Вы по-прежнему обладаете качествами, которые могут способствовать вашему счастью. Кроме того, если чья-то главная цель — просто добиться славы, то в нем действительно не так много того, чем можно восхищаться.
Так что сосредоточься на своей внутренней жизни. Если у вас есть здравые интеллектуальные способности, вы должны работать как можно больше, чтобы превзойти невежественные массы.