Формы восприятия информации: Недопустимое название — Циклопедия

Информация и знания. Восприятие информации человеком. Страница 2

Планирование уроков на учебный год (учебник И.Г. Семакина и др.)

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (учебник И.Г. Семакина и др.) | Восприятие и представление информации





§2. Восприятие и представление информации


Основные темы параграфа:

— восприятие информации;
— информация и письменность;
— языки естественные и формальные;
— формы представления информации.

Изучаемые вопросы:

— Информация как знания человека.
— Декларативные и процедурные знания.
— Информативность сообщения.
— Образная и знаковая формы восприятия информации.
— Язык – знаковая форма представления информации.


Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаете, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

• через зрение поступает информация в виде изображения;
• через слух воспринимается информация в звуковом виде;
• через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
• через вкус поступает информация от вкусовых ощущений;
• через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком

. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, потом — письменность. Письменность нужна для того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.


Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы (рис. 1.2).


Языки естественные и формальные

Человеческая

речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам.

Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

• текст на естественном языке в устной или письменной форме;
• графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
• символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Чтобы письменный текст на любом (естественном или формальном) языке был всем одинаково понятен, он должен соответствовать правилам языка. Синтаксис — это совокупность правил записи текста на языке. Их нарушение называется синтаксической ошибкой. Семантика — это система правил и соглашений, определяющая толкование и придание смысла конструкциям языка. Таким образом, правила синтаксиса определяют форму письменного текста, а правила семантики — его смысл, содержание.

Коротко о главном

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

Человек сохраняет информацию или обменивается ею с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая .

Письменный текст составляется в соответствии с правилами синтаксиса и семантики языка.

Вопросы и задания

1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?

3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

7. Что такое естественные языки, формальные языки?

8. Какие существуют формы письменности?

9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне. Подготовьте сообщение.

Электронное приложение к уроку


Вернуться к материалам урока
Презентации, плакаты, текстовые файлы
Ресурсы ЕК ЦОР
Видео к уроку

Cкачать материалы урока


2.

Виды информации. Представление информации.

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Рис. 3.Виды информации по способу восприятия

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную

информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

 

Рис. 4. Виды информации  по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.  

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ. 

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация, когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением.

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак  смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных  языков, диалектов и наречий.

Рис. 5. Виды языков

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.

Например, текст может быть представлен с помощью букв русского или английского алфавита, а число – с помощью алфавита десятичных цифр. В каждом из этих алфавитов буквы и цифры расположены в определенном порядке. Мощность русского алфавита составляет 33 буквы, мощность английского алфавита26 букв, а мощность десятичного алфавита – 10 цифр.

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.

По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального  представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

ТЕСТ

КРОССВОРД ПО ТЕМЕ

Презентация

Восприятие: определение, значение и примеры

Это синее платье с черными полосками или белое платье с золотыми полосками? В 2015 году горячей темой стали споры о цвете «платья». Некоторые люди клялись, что видели платье с синими и черными полосками, а другие утверждали, что видели платье с белыми и золотыми полосами. Как могло случиться, что мы получаем одни и те же зрительные стимулы, но заявляем, что видим совершенно разные цвета? Это сводится к тому, как мы воспринимаем мир. Восприятие — это реальность!

  • Что такое восприятие?
  • Как работает обработка снизу вверх и сверху вниз?
  • Что такое восприятие глубины? Какие сигналы используются для восприятия глубины?
  • Что такое избирательное восприятие? Выборочное внимание? Избирательное невнимание?
  • Является ли восприятие реальностью?

Определение восприятия

Многие окружающие нас объекты не имели бы смысла, если бы наш мозг не систематизировал поступающую от них информацию. Этот процесс организации называется восприятие.

Восприятие — это процесс, с помощью которого наш мозг упорядочивает сенсорные объекты и события, позволяя нам распознавать смысл.

Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз

При восприятии объектов вокруг нас наш мозг использует два типа обработки — снизу вверх и сверху вниз. Например, как только мы видим букву «Р», наш мозг сразу же идентифицирует ее как эту букву. Никакой дополнительной обработки не требуется, так как мозг уже имеет информацию для распознавания буквы из получаемой им визуальной информации. это называется обработка снизу вверх.

Восходящая обработка — это когда мозг полагается на сенсорную информацию для восприятия и понимания мира.

Восходящая обработка во время восприятия часто управляется данными и обычно происходит в режиме реального времени . В других случаях мозг должен использовать более высокий уровень умственной обработки для понимания сенсорной информации. Этот тип обработки называется обработкой сверху вниз .

Обработка сверху вниз — это когда мозг использует более высокий уровень умственной обработки нашего предыдущего опыта и ожиданий, чтобы понимать и воспринимать новые стимулы.

При нисходящей обработке мозг использует контекстуальные подсказки для понимания неизвестной сенсорной информации. Возьмем, к примеру, следующее изображение. Мы можем прочитать средний квадрат как «13» или «В». Это зависит от нашего восприятия, когда мы читаем сверху вниз или слева направо.

Fg, 1 Квадраты с цифрами и буквами. StudySmarter Оригинал

. фрагменты информации используются для понимания целого
. Процедура с восходящим вверх Переработка сверху вниз
Целое используется для понимания меньших фрагментов информации

Как мы воспринимаем мир?

Существует четыре типа восприятия: энергетика, разум, материя и сердце. Все они основаны на определенных принципах и репликах.

Гештальт-принципы организации восприятия

Гештальт-психология — это школа мысли, предполагающая, что мозг воспринимает целое, прежде чем воспринимать множество частей целого. Он был основан в 1912 году Максом Вертхаймером. Гештальт-психологи составили обширный список принципов восприятия гештальт-психологии. Некоторые из них:

  • Сходство (восприятие объединяет сходные объекты).

  • Близость (восприятие группирует объекты, находящиеся в проксимальной близости друг от друга).

  • Непрерывность (восприятие непрерывной линии, а не более мелких, разрозненных частей).

  • Закрытие (восприятие дополняет недостающую информацию, чтобы сформировать целое).

Восприятие глубины

Как мы можем увидеть, что коробка квадратная или что на нас мчится автомобиль? Способность нашего мозга воспринимать глубину позволяет нам видеть дальше двухмерных изображений, которые мы получаем каждым глазом. Эта способность называется восприятие глубины.

Восприятие глубины — это способность просматривать и воспринимать зрительные образы в трех измерениях.

Без восприятия глубины было бы сложно определить расстояние. Наш мозг использует визуальные сигналы от одного или обоих глаз для обработки восприятия глубины объекта или расстояния.

Монокулярные сигналы

Монокулярные сигналы восприятия относятся к трехмерной обработке, которую мозг выполняет только одним глазом.

Монокулярные сигналы — это сигналы визуального восприятия, для которых требуется только один глаз.

Сигналы монокулярного восприятия могут включать следующее:

  • Относительная высота (объекты, которые кажутся меньше и выше, находятся дальше).
  • Интерпозиция (перекрывающиеся объекты говорят нам, что дальше).
  • Линейная перспектива (параллельные линии сходятся дальше).
  • Градиент текстуры (текстура поверхности становится размытой на больших расстояниях).
  • Свет и тень (более светлые объекты кажутся ближе).

Фг. 2 Tree alley, pixabay.com

Бинокулярные сигналы

Наши глаза смотрят на мир с двух разных точек зрения. Следовательно, некоторые сигналы восприятия глубины могут быть восприняты только обоими глазами.

Бинокулярные сигналы — это сигналы визуального восприятия, требующие использования обоих глаз.

Информация, которую мозг получает от обоих глаз, позволяет нам судить о расстоянии, сравнивая изображения от обоих глаз. Этот процесс называется диспаратность сетчатки. Сигналы бинокулярного восприятия также позволяют нам иметь постоянство восприятия . Например, если на вас движется автомобиль, изображение автомобиля становится больше. Однако вы считаете, что машина не увеличивается в размерах, а просто становится ближе.

Перцептивное постоянство относится к нашей способности воспринимать, что движущиеся объекты неизменны в размере, форме и цвете.

Избирательное восприятие

Наш мозг избирательно относится к тому, на что мы обращаем внимание (избирательное внимание) и на что мы не обращать внимания (избирательное невнимание) при восприятии.

Избирательное внимание

Каждый момент мы получаем огромное количество сенсорной информации, влияющей на наше восприятие. Мозг ограничен в количестве информации, которую он может усвоить в один момент. Поэтому мы должны тщательно выбирать, на что направить свое внимание.

Избирательное внимание — это процесс, который позволяет человеку сосредоточиться на определенном сенсорном входе, одновременно подавляя другую сенсорную информацию, которая не имеет отношения к делу или отвлекает.

Вы когда-нибудь были на шумной вечеринке, но все же смогли встретиться со старым другом? Избирательное внимание позволяет вам сосредоточиться на восприятии вашего разговора, одновременно заглушая другие голоса в комнате. Это часто называют эффектом коктейльной вечеринки . Если бы наш мозг не мог участвовать в избирательном внимании, эти ситуации были бы слишком подавляющими, что лишило бы нас возможности достаточно сосредоточиться, чтобы вести разговор в этом сценарии.

Вопреки распространенному мнению, мозг может сосредоточиться только на одной задаче за раз. Многозадачность — это миф. Если стимул явный и неожиданный, внимание можно легко отвлечь. Именно поэтому доказано, что текстовые сообщения во время вождения чрезвычайно опасны. Человек не может полностью сосредоточиться на вождении, одновременно отвечая на сообщение.

В исследовании, проведенном Brasel and Gips (2011), исследователи поместили испытуемых на 28 минут в комнату с телевизором и доступом в Интернет. Они заметили, что испытуемые переключали свое внимание в среднем 120 раз.

Избирательное невнимание

С другой стороны медали, избирательное невнимание возникает, когда мозг может не обращать внимание на определенные стимулы, в то время как наше внимание направлено на что-то другое. Одним из примеров является слепота по невнимательности.

Слепота по невнимательности возникает, когда зрительные стимулы не воспринимаются, потому что внимание направлено на что-то другое.

Многие исследования проверяли это явление. Симонс и Шабри (1999) провел эксперимент, в ходе которого зрителей просили посчитать количество проходов, совершенных группой людей. На видео кто-то в костюме гориллы заходит в кадр на несколько секунд, бьет себя в грудь и уходит. Выяснилось, что половина участников даже не заметили гориллу. Зрители были слишком сосредоточены на поставленной задаче, чтобы подсчитывать количество проходов, и их мозг не воспринимал отвлекающий стимул, появлявшийся на экране.

Правда ли, что «восприятие есть реальность»?

Через нисходящую обработку восприятие становится реальностью нашего мозга. Принципы восприятия гештальт-психологии определяют, как мозг воспринимает целое, прежде чем воспринимать основные компоненты сенсорной информации. Кроме того, наш предыдущий опыт играет большую роль в нашем восприятии конкретного стимула.

Набор перцепций

Принципы восприятия гештальт-психологии представляют собой группу законов, которые в целом верны для большинства людей. Однако бывают ситуации, в которых наше восприятие отличается друг от друга из-за предрасположенности. это называется набор восприятия.

Набор восприятия относится к умственной предрасположенности человека воспринимать вещи одним способом, а не другим.

Наш предыдущий опыт может существенно повлиять на наше восприятие. Это то, что говорит нам, чего ожидать, и направляет наше восприятие в подобных ситуациях. Определенные ассоциации могут быть активированы посредством процесса, называемого праймингом, во время которого мы формируем наши предрасположенности к восприятию. Понятия, или схема, , которые мы формируем, используются для организации информации, которую мы получаем. Схемы могут принимать форму стереотипов или социальных ролей.

Другие возможные факторы, влияющие на ваш набор восприятия, включают контекст, мотивацию или эмоции, которые мы можем испытывать в данный момент.

Самовосприятие

То, как мы воспринимаем себя или наше самовосприятие , может зависеть от того, что мы видим и испытываем извне. Однако иногда это может пойти в другом направлении, и наше самовосприятие может повлиять на то, как мы видим мир вокруг нас. Например, самовосприятие человека может влиять на то, что он видит в зеркале. У человека может быть небольшой шрам на лице, но его восприятие таково, что он намного больше, чем есть на самом деле. Это может зависеть от самовосприятия. Самовосприятие является субъективным восприятием и может играть важную роль в формировании отношения к образу тела (Cash, 2012).

Фг. 3 Позитивное самовосприятие, freepik.com

Восприятие — основные выводы

  • Восприятие — это процесс, с помощью которого наш мозг упорядочивает сенсорные объекты и события, позволяя нам распознавать смысл.
  • Восходящая обработка — это когда мозг полагается на сенсорную информацию, которую он получает, чтобы воспринимать и понимать мир, в то время как t нисходящая обработка — это когда мозг использует более высокий уровень умственной обработки по сравнению с нашим предыдущим переживания и ожидания для понимания и восприятия новых стимулов.
  • Восприятие глубины — это способность видеть и воспринимать зрительные образы в трех измерениях, а также оценивать расстояние.
  • Избирательное внимание — это процесс, который позволяет человеку сосредоточиться на определенном сенсорном входе, одновременно подавляя другую сенсорную информацию, которая не имеет отношения к делу или отвлекает, в то время как избирательное невнимание — это когда мозг может не обращать внимание на определенные стимулы в то время как наше внимание направлено на другое.
  • Как мы видим себя или наши самовосприятие может влиять на то, как мы воспринимаем окружающий мир.

Избирательность восприятия по цвету и форме

Избирательность по восприятию цвета и формы

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Ян Теувес 1  

Восприятие и психофизика том 51 , страницы 599–606 (1992 г.)Процитировать эту статью

  • 6238 Доступ

  • 1129 цитирований

  • Сведения о показателях

Abstract

Три эксперимента по визуальному поиску проверяли, может ли параллельная стадия предварительного внимания выборочно направлять стадию внимательности к конкретному, известному как релевантному целевому признаку. Испытуемые искали многоэлементные дисплеи в поисках выделяющегося зеленого круга, который имел уникальную форму, когда был окружен зелеными нецелевыми квадратами, или имел уникальный цвет, когда был окружен красными нецелевыми кругами. В условиях дистрактора также присутствовал существенный элемент в другом измерении. Как расширение более ранних результатов (Theeuwes, 1991), результаты показали, что полная нисходящая избирательность в отношении конкретной функции невозможна даже после продолжительной и последовательной практики. Результаты показывают, что избирательность зависит от относительной различимости размеров стимула: наличие нерелевантного предмета уникального цвета мешает параллельному поиску уникальной формы, и наоборот.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Каталожные номера

  • Бродбент, Д.Э. (1958). Восприятие и общение . Лондон: Пергамон.

    Книга Google ученый

  • Бродбент Д.Э. (1970). Набор стимулов и реакций: два вида избирательного внимания. В Д. Мостофски (ред.), Внимание: современные теории и анализ (стр. 51–60). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Бродбент, Д.Э. (1982). Комбинирование задач и выборочное получение информации. Acta Psychologica , 50 , 253–290.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Бундезен, К. (1990). Теория зрительного внимания. Психологический обзор , 97 , 523–547.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Каллаган, TC (1989). Интерференция и доминирование в разделении текстур: оттенок, геометрическая форма и ориентация линий. Восприятие и психофизика , 46 , 299–311.

    Google ученый

  • Каллаган, Т. С., Ласага, М.И., и Гарнер, В.Р. (1986). Визуальное разделение текстур по ориентации и оттенку. Восприятие и психофизика , 39 , 32–38.

    Google ученый

  • Кейв, К.Р., и Вулф, Дж.М. (1990). Моделирование роли параллельной обработки в визуальном поиске. Когнитивная психология , 22 , 225–271.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Дункан, Дж. (1985). Зрительный поиск и зрительное внимание. В М. Познер и О. Марин (ред.), Внимание и производительность XI (стр. 85–106). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Дункан, Дж., и Хамфрис, Г.В. (1989). Визуальный поиск и сходство стимулов. Психологический обзор , 96 , 433–458.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Нейссер, У. (1967). Когнитивная психология . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google ученый

  • Пашлер, Х. (1988). Межпространственное взаимодействие и разделение текстур. Восприятие и психофизика , 43 , 307–318.

    Google ученый

  • Саги, Д., и Юлес, Б. (1985). «Где» и «что» в видении. Наука , 228 , 1217–1219.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Шиффрин, Р. М., и Шнайдер, В. (1977). Контролируемая и автоматическая обработка информации человеком: II. Перцептивное обучение, автоматическое внимание и общая теория. Психологический обзор , 84 , 127–190.

    Артикул Google ученый

  • Тьювес, Дж. (1991). Избирательность межпространственного восприятия. Восприятие и психофизика , 50 , 184–193.

    Google ученый

  • Трейсман, А. М. (1988). Характеристика и объекты: 14-я мемориальная лекция Бартлетта. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 40 , 201–237.

    ПабМед Google ученый

  • Трейсман, А. М., и Геладе, Г. (1980). Интеграционная теория внимания. Когнитивная психология , 12 , 97–136.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Трейсман, А. М., и Гормикан, С. (1988). Поиск признаков в раннем видении: данные асимметрии поиска. Психологический обзор , 95 , 15–48.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Трейсман, А. М., и Сато, С. (1990). Повторный поиск соединения. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 16 , 459–478.

    Артикул Google ученый

  • Ульман, С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *