Методы тренировки внимания и памяти: Память, виды памяти, методы тренировки памяти

Память, виды памяти, методы тренировки памяти

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель «гидравлической» модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению «жизненных духов», что сопровождается формированию навыков — т.

е. запоминанием. Позже — уже в 19 и начале 20 веков — в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

Оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.

Долговременная память подразделяется на:

а) генетическую память — это все то, что накопили наши предшественники.

б) наследственную память — память ближайших родственников.

2. Совершенствование памяти

Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки — 8-9, на буквы — 6-9, на геометрические фигуры — 3-8 и т.д.

В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.

Можно принять и адаптегоны. К ним относятся корень Жень-Шеня, препараты из китайского лимонника и элеутерококка. Действие адаптогенов весьма разнообразно. Человеку, занимающемуся физическим трудом, они помогают справиться с физическим перенапряжением, альпинисту — приспособиться к пониженному атмосферному давлению, литейщику — к высокой температуре и перегреванию организма, ткачихе — к шуму в цехе и т.п. Они помогают больному быстрее поправиться после операции. Одним словом, они «следят» за сохранением внутреннего равновесия в организме, а это очень важно для работы мозга, в т.ч. для эффективности обучения и запоминания. Сахароза — пищевой сахар, быстро восстанавливает силы, т.к. организм быстро усваивает дисахариды, которые так же есть и в адаптогенах. Кроме того, адаптогены обеспечивают более экономное расходование энергии мышцами, улучшает синтез белков, что имеет прямое отношение к биохимическому механизму памяти.

Экстракт жень-шеня резко усиливает синтез РНК в организме.

Выраженными адаптогенными свойствами обладает метилурацил.

Большие надежды возлагают на гаммалон и неотропил (пирацетам) оба активизируют метаболизм мозговых клеток и непосредственно участвуют в улучшении передачи нервных импульсов.

Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).

Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти — физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще.

Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.

Оптические методы управления памятью выгоднее.

Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти — с помощью фокусированного ультразвукового эффекта.

Влияние курения. Первоначально в малых дозах, он расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысль течет быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозах и при длительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма (вовсе не безобидных) умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака, наступает ухудшение кровоснабжения мозга.

Алкоголики часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно происходившие события, но столь же легко забывают сиюминутные. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности.

Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в «форме». Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут.

Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.

Подбирая литературу, которая может дать ответы на интересующие вас вопросы, вы должны найти наиболее удобный вам способ восприятия информации. Прочитайте с этой целью какой — нибудь отрывок из текста «про себя», другой вслух, третий — запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определите какой отрывок вы запомнили лучше всего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам больше подходит.

Используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новой информации, не отправлять ее в дальние «кладовые памяти», а постараться сопоставить ее с полученной ранее, развивая тем самым ассоциативную память.

Рекомендации по улучшению памяти.

Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана «Под липами» представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом.

Если требуется запомнить название «Вулкан» ил «Молния», нужно пытаться запомнить слово как образ, а не как группу из нескольких букв. Чтобы, запомнить перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами в порядке их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице. Вам будет легко восстановить в памяти весь перечень. Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. Чтобы запомнить фамилию нового знакомого, нужно связать ее с какой — либо характерной его чертой. Например: фамилию Розов с розовым цветом его лица и т.п.

Несколько упражнений по Ф.Лёзеру.

Тренировка запоминания логически не связанного текста.

Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

1. Украинец
2. Экономка
3. Каша
4. Татуировка
5. Нейрон
6. Любовь
7. Ножницы
8. Совесть
9. Словарь
10. Глина
11. Масло
12. Бумага
13.Сладости
14. Логика
15. Социализм
16. Глагол
17. Прорыв
18. Дезертир
19. Свеча
20. Вишня

Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.

Запоминание чисел.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.

1. 43
2. 57
3. 12
4. 33
5. 81
6. 72
7. 15
8. 44
9. 96
10. 7
11. 37
12. 38
13. 86
14. 56
15. 47
16. 6
17. 78
18. 61
19. 83
20. 73

Эффективность запоминания в % вычисляется по формуле:

Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.

Запоминание лиц с именами и фамилиями.

Запомнить предлагается 0 фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен «опознать» их. Эффективность запоминания определяется по аналогичной формуле.

Запоминание логически связанного материала.

Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений.

«Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции.
РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ (1), создавая программы для его развития. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2).
ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (4)?
ДЕОНТОЛОГИЯ или логика норм поведения ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5).
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6).
ОБЩЕСТВО НЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без подобных норм.
ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9).
Это является АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ (10).

Эффективность запоминания в % выражается формулой:

Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100.

Средняя продуктивность запоминания.

Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4).

Например: упр. № 1……..%
упр. № 2……..%
упр. № 3……..%
упр. № 4……..%
Сумма этих % делится на 4

В результате ряда исследований установлено, что при 90-100% эффективности запоминания память человека можно квалифицировать как отличную, при 70-90% — как очень хорошую, при 50-70% — как хорошую, при 30-50% — как удовлетворительную, при 10-30% — как плохую и при 0-10% — как очень плохую.

При систематической тренировке, если даже программа составлена самим тренирующимся, память постепенно улучшается.

Тренировка концентрации внимания.

Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком — либо событии, игнорируя несущественную.

Лёзер рекомендует с целью тренировки делать описание какой — либо картины, постоянно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр. )

3.Основные принципы запоминания новой информации.

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:

Альберт Эйнштейн — один из величайших физиков. Смысловое значение здесь состоит в том, что он создал теорию относительности.

Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное — кусок масла на Луне.

Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

Метод ассоциации.

Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно — числового запоминания. За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

Запоминание лиц.

Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.

Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

Запоминание имен.

Первое условие для запоминания имени — оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз — другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

Общие условия успешного запоминания.

1. Когда материал интересен для запоминающего.
2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.
3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.
4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один — два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов — после 17 повторений, 24 слова — после 40 повторений).
7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Советы по развитию памяти (прежде всего механической).

1. «Не подряд». Научное название здесь такое: «закон распределения повторений во времени». Суть: число повторений, необходимых для полного усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест. Чем больше надо повторений, то есть чем обширнее порция запоминаемого материала, тем больше разница между требуемыми повторениями «за один присест» и за несколько.

2. Необходимо систематически чередовать пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания с психологической установкой на запоминание. Переход на эту новую систему запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает.

3. По возможности чаще применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. Например: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Здесь одно затруднение: рецепта, как самому сочинять такие присказки-подсказки, не существует, а готовых приемов на все случаи жизни не напасешься. Но их не трудно изобрести человеку, знакомому с индивидуальными особенностями своей памяти. Нужно запомнить и руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы — отдыхать через смену занятий, а не через безделье. И это относится к памяти в полной мере.

4. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти.

Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные, а также аффекты забываются плохо. Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия.

Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 — представляется полной женщиной, 87 — полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 — пахнет ландышем и т.п.).

Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.). Если ввести себя в состояние самогипноза с помощью аутотренинга или медитации с мысленным перевоплощением в другую личность запоминание происходит быстрее и эффективнее.

Сон после обучения (запоминания) уменьшает забывание примерно в 2 раза.

Тэги : Память виды памяти методы тренировки памяти

#

Тэги : #

Развитие памяти и внимания: эффективные способы тренировки

Содержание статьи

  • Что делать, если я ничего не помню?
  • Виды памяти
  • Развитие памяти: методики
    • Тренируйте процесс запоминания
    • Воспроизводите  детали
    • Повторяйте себе нужную информацию
    • Все время считайте
    • Учите иностранные языки
  • Упражнения для развития памяти
    • Каждый вечер вспоминайте события дня
    • Записывайте сны
    • Скачайте на телефон игры для развития памяти
    • Запоминайте ценники на продукты
    • Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт
    • Картинки найди 10 различий

Вы стали замечать, что долго подбираете слова? Забываете важные даты? Пропустили прием врача или деловую встречу? С возрастом память действительно ухудшается. Проблема может быть не только в этом. Плохая память может говорить о:

  • Развитии неврологического заболевания;
  • Сильном стрессе;
  • Большой загруженности;
  • Неправильном режиме сна и отдыха.

Мозг напоминает операционную систему компьютера, которая начинает «зависать», если в ней открыто много «вкладок». Большое количество обязанностей и дел, которые надо запомнить, ослабляют наши способности держать все в голове. Именно поэтому человечество придумало ежедневники. Но из-за плохой памяти забывать можно даже ежедневник! Поэтому мы предлагаем вам развивать память. Оказывается, что ее тоже можно натренировать!

Что делать, если я ничего не помню?

  1. Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
  2. Посетить невролога. Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
  3. Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
  4. Приступайте к работе по развитию памяти.

Виды памяти

Что такое память и, где хранятся наши знания? Итак, мозг использует память, чтобы хранить накопленные знания и в нужный момент предоставлять их владельцу. Бывает, что плохо работает именно кратковременная память. Вы можете помнить, как звали первую учительницу, но совершенно забыть о том, что ели на завтрак вчера.

Память бывает:

  1. Долговременная
  2. Кратковременная
  3. Оперативная

Долговременная память отвечает за информацию, которую мы получили однажды, чтобы она была актуальной всю жизнь: как зовут наших родителей, кто был нашим другом детства — эта информация нужна нам пожизненно. Кратковременная память важна для событий, которые произошли недавно или вот-вот произойдут. Не пропустить прием у стоматолога или помнить, что нам надо выпить таблетку с утра помогает кратковременная память. Оперативная память нужна в определенном моменте, она обслуживает действия, которые человек совершает прямо сейчас.

Все виды памяти взаимосвязаны, долговременная не могла бы существовать без кратковременной, а кратковременная без оперативной. Кроме того бывает двигательная, образная, тактильная память.

Мы помним, что запах роз приятен, что песня, которая звучала на первом свидании с возлюбленным может вызывать радость и боль, а при виде домашних пирожков всегда вспоминаем теплые руки любимой бабушки.

Как же удержать в памяти всю нужную информацию, если ее так много? Ведь с возрастом знания накапливаются, это становится все тяжелее!

Развитие памяти: методики

Читайте также — В чем опасность раннего развития

Тренируйте процесс запоминания

Придумайте образы, которые помогут вам запомнить ту или иную информацию или действие. Например, номер телефона может быть связан с вашим возрастом, а процесс включения пароварки это «красненькая кнопка, потом синенькая кнопка, как мое платье на выход». Придумывайте ассоциации, которые помогут вам воспроизвести в памяти нужные знания.

Воспроизводите  детали

Вы не можете найти телефон? Куда вы собирались? На пробежку. Значит, надевали спортивный костюм. Но в спортивных брюках нет карманов, наверное, вы хотели положить его в куртку. Пока вы надевали куртку, телефон пришлось бы куда-то положить. Вот же он, на полке! Примерно так можно найти много потерянных вещей. Если не можете вспомнить событие, вспомните как можно больше деталей, которые его сопровождали.

Повторяйте себе нужную информацию

Иногда помогает элементарно произнести что-то вслух: «завтра в 10 часов утра у меня совещание». Повторите это несколько раз, велик шанс, что вы запомните это даже лучше, чем, если бы просто записали.

Все время считайте

Даже, если со времен школы вам больше не нужен курс арифметики, и вы считаете только сдачу в магазине, попытайтесь давать себе несложные задачи на вычисление. Арифметика очень хорошо тренирует мозг. Пять человек ждут автобус на остановке, в автобусе всего тридцать посадочных мест, там уже едет двадцать семь человек, скольким людям придется стоять? Это поможет не только скоротать время, но и развить память.

Учите иностранные языки

Даже, если вам никогда не пригодятся хинди и китайский — изучение иностранных языков положительно влияет на способность запоминать то, что действительно важно. И, потом, кто знает, куда вы отправитесь в путешествие? Недаром программы по активному долголетию всегда включают в себя языковые курсы.

Упражнения для развития памяти

Каждый вечер вспоминайте события дня

Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.

Записывайте сны

У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!

Скачайте на телефон игры для развития памяти

Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.

Запоминайте ценники на продукты

Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».

Читайте также — Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка

Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт

Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.

Картинки найди 10 различий

Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.

 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Использование когнитивного тренинга для улучшения рабочей памяти, внимания и импульсивности у детей школьного возраста с СДВГ и СДВГ

1. Баддели А. Рабочая память, мышление и действие. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд, Великобритания: 2007. [Google Scholar]

2. Gathercole S.E., Alloway T.P. Рабочая память и обучение в классе. В: Турман С. К., редактор. Прикладные когнитивные исследования в классах K-3. Рутледж/Тейлор и Фрэнсис Групп; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2014. стр. 17–40. [Академия Google]

3. Аллоуэй Т.П., Аллоуэй Р.Г. Исследование прогностической роли рабочей памяти и IQ в академической успеваемости. Дж. Эксп. Детская психология. 2010;106:20–29. doi: 10.1016/j.jecp.2009.11.003. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Brandenburg J., Klesczewski J., Fischbach A., Schuchardt K., Büttner G., Hasselhorn M. Рабочая память у детей с ограниченными возможностями обучения при чтении и правописании: поиск для перекрывающихся и конкретных когнитивных факторов. Дж. Учись. Инвалид. 2015; 48: 622–634. дои: 10.1177/0022219414521665. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Gathercole S.E., Lamont E., Alloway T.P. Рабочая память на уроке. В: Пикеринг С., редактор. Рабочая память и образование. Академическая пресса; Лондон, Великобритания: 2006. стр. 220–241. [Google Scholar]

6. Peng P., Namkung J. , Barnes M., Sun C.Y. Метаанализ математики и рабочей памяти: модерирующие эффекты области рабочей памяти, типа математических навыков и характеристик выборки. Дж. Образ. Психол. 2015; 108: 455–473. doi: 10.1037/edu0000079. [CrossRef] [Google Scholar]

7. Пэн П., Барнс М., Ван К., Ван В., Ли С., Суонсон Х.Л., Дардик В., Тао С. Метаанализ взаимосвязи между чтением и оперативной памяти. Психол. Бык. 2018; 144:48–76. doi: 10.1037/bul0000124. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Гундерсон Э.А., Рамирез Г., Бейлок С.Л., Левин С.К. Связь между пространственным навыком и знанием первых чисел: роль линии линейных чисел. Дев. Психол. 2012;48:1229–1241. doi: 10.1037/a0027433. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

9. Чжэн С., Суонсон Х.Л., Маркулидес Г.А. Компоненты рабочей памяти как предикторы решения математических задач у детей. Дж. Эксп. Детская психология. 2011; 110:481–498. doi: 10.1016/j.jecp.2011.06.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Ноэль М. -П. Расчет на рабочую память при обучении счету и сложению: дошкольное исследование. Дев. Психол. 2009;45:1630–1643. doi: 10.1037/a0016224. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Суонсон Х.Л. Понимание прочитанного и рабочая память у читателей с ограниченными способностями к обучению: фонологическая петля важнее исполнительной системы? Дж. Эксп. Детская психология. 1999;72:1–31. doi: 10.1006/jecp.1998.2477. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Chall J.S. Этапы развития чтения. Макгроу-Хилл; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1983. [Google Scholar]

13. Gathercole S.E. Рабочая память на уроке. Психолог. 2008; 21: 382–385. [Google Scholar]

14. Киттала М., Канерва К., Мунтер И., Бьорн П.М. Ресурсы рабочей памяти у детей: стабильность и связь с последующими академическими навыками. Образовательный Психол. 2019; 39: 709–728. doi: 10.1080/01443410.2018.1562046. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

15. Maehler C., Schuchardt K. Важность рабочей памяти для успеваемости в школе у ​​детей младшего школьного возраста с умственными или обучающими нарушениями. Рез. Дев. Инвалид. 2016; 58:1–8. doi: 10.1016/j.ridd.2016.08.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Пикеринг С.Дж. Развитие зрительно-пространственной рабочей памяти. Объем памяти. 2001; 9: 423–432. doi: 10.1080/09658210143000182. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Андерссон У., Ликселл Б. Дефицит рабочей памяти у детей с математическими трудностями: общий или специфический дефицит? Дж. Эксп. Детская психология. 2007;96: 197–228. doi: 10.1016/j.jecp.2006.10.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Stipeck D., Valentino R.A. Память и внимание раннего детства как предикторы траекторий академического роста. Дж. Образ. Психол. 2015; 107: 771–788. doi: 10.1037/edu0000004. [CrossRef] [Google Scholar]

19. Alloway T.P., Gathercole S.E., Elliott J. Изучение связи между поведением рабочей памяти и успеваемостью у детей с СДВГ. Дев. Мед. Детский Нейрол. 2010; 52: 632–636. дои: 10.1111/j.1469-8749.2009.03603.х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Alloway T.P., Gathercole S.E. Как работает рабочая память на уроке? Образовательный Рез. 2006; 1:134–139. [Google Scholar]

21. Gathercole S.E., Alloway T.P., Kirkwood H.J., Elliott J.G., Holmes J., Hilton K.A. Нарушения внимания и исполнительной функции у детей с плохой рабочей памятью. Учиться. Индивид. Отличаться. 2008; 18: 214–223. doi: 10.1016/j.lindif.2007.10.003. [CrossRef] [Google Scholar]

22. Йоффе В.Л., Блэк Э. Социальное, эмоциональное и поведенческое функционирование учащихся средней школы с низкой успеваемостью и языковой успеваемостью: взгляды учащихся, учителей и родителей. Ланг. Речь Услышьте. Серв. Ш. 2012;43:461–473. doi: 10.1044/0161-1461(2012/11-0088). [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

23. Мунзар Б., Муис К.Р., Дентон К.А., Лосенно К. Когнитивные и аффективные реакции учащихся начальной школы на тупиковые ситуации при решении математических задач. Дж. Образ. Психол. 2021; 113: 104–124. doi: 10.1037/edu0000460. [CrossRef] [Google Scholar]

24. Силинксас Г., Дитрих Дж., Пакаринен Э., Киуру Н., Аунола К., Леркканен М.-К., Хирвонен Р., Муотка Дж., Нурми Дж.- Э. Дети вызывают аналогичные аффективные и обучающие реакции со стороны своих учителей и матерей. Междунар. Дж. Бехав. Дев. 2015;39: 432–444. doi: 10.1177/0165025415593648. [CrossRef] [Google Scholar]

25. Симона А. Н., Маркс Д. Дж., Бедард А.-С., Гальперин Дж. М. Низкая рабочая память, а не симптомы СДВГ предсказывают плохую успеваемость у детей школьного возраста. Дж. Ненормальный. Детская психология. 2018;46:277–290. doi: 10.1007/s10802-017-0288-3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Gathercole S.E., Pickering S.J. Дефицит рабочей памяти у детей с низкой успеваемостью по национальной программе в семилетнем возрасте. бр. Дж. Образ. Психол. 2000; 70: 177–19.4. doi: 10.1348/000709

8047. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Geary D.C., Hoard M.K., Byrd-Craven J., DeSoto M.C. Выбор стратегии в простом и сложном сложении: вклад рабочей памяти и счетных знаний для детей с математическими отклонениями. Дж. Эксп. Детская психология. 2004; 88: 121–151. doi: 10.1016/j.jecp.2004.03.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Суонсон Э., Барнс М., Фолл А.-М., Робертс Г. Предикторы понимания прочитанного у испытывающих затруднения читателей, которые демонстрируют разные уровни невнимательности и гиперактивности. Читать. Письм. В. 2018; 34: 132–146. дои: 10.1080/10573569.2017.1359712. [CrossRef] [Google Scholar]

29. Сото Э. Ф., Ирвин Л. Н., Чан Э. С. М., Шпигель Дж. А., Кофлер М. Дж. Исполнительные функции и навыки письма у детей с СДВГ и без него. Нейропсихология. 2021; 35: 792–808. doi: 10.1037/neu0000769. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Alloway T.P., Gathercole S.E., Kirkwood HJ, Elliott J.E. Когнитивные и поведенческие характеристики детей с низкой рабочей памятью. Ребенок. Дев. 2009; 80: 606–621. doi: 10.1111/j.1467-8624.2009.01282.х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Кофлер М.Дж., Хармон С.Л., Адуэн П.А., Дэй Т. Н., Остин К.Е., Шпигель Дж.А., Сарвер Д.Е. Нейрокогнитивные и поведенческие предикторы социальных проблем при СДВГ: байесовская структура. Нейропсихология. 2018;32:344–355. doi: 10.1037/neu0000416. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Рабочая память и обработка информации при СДВГ: свидетельство направленности эффектов. Нейропсихология. 2019;34:127–143. doi: 10.1037/neu0000598. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

33. Кейн М.Дж., Блекли М.К., Конвей А.Р.А., Энгл Р.В. Взгляд контролируемого внимания на объем рабочей памяти. Дж. Эксп. Психол. 2001; 130:169–183. doi: 10.1037/0096-3445.130.2.169. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Ансворт Н., Миллер А.Л., Робисон М.К. Связаны ли индивидуальные различия в контроле внимания с объемом рабочей памяти? Скрытый переменный мегаанализ. Дж. Эксп. Психол. 2021; 150: 1332–1357. doi: 10.1037/xge0001000. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

35. Холмс Дж., Хилтон К. А., Плейс М., Аллоуэй Т.П., Эллиот Дж., Гатеркоул С.Е. Дети с низкой рабочей памятью и дети с СДВГ: одинаковые или разные? Передний. Гум. Неврологи. 2014; 8:976. doi: 10.3389/fnhum.2014.00976. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Karalunas S.L., Gustafsson H.C., Dieckmann N.F., Tipsord J., Mitchell S.H., Nigg J.T. Неоднородность в развитии аспектов рабочей памяти предсказывает лонгитюдную смену симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Дж. Ненормальный. Психол. 2017; 126: 774–792. doi: 10.1037/abn0000292. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Каспер Л.Дж., Олдерсон Р.М., Худек К.Л. Модераторы дефицита рабочей памяти у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): метааналитический обзор. клин. Психол. 2012; 32: 605–617. doi: 10.1016/j.cpr.2012.07.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Кофлер М.Дж., Сарвер Д.Е., Хармон С.Л., Молтисанти А., Адуен П.А., Сото Э.Ф., Ферретти Н. Проблемы с рабочей памятью и организационными навыками при СДВГ. Дж. Детская психология. Психиатрия. 2018;59: 57–67. doi: 10.1111/jcpp.12773. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5®) American Psychiatric Pub.; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2013. [Google Scholar]

40. Баркли Р.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Справочник по диагностике и лечению. Публикации Гилфорда; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1994. [Google Scholar]

41. McConaughy S.H., Volpe R.J., Antshel K.M., Gordon M., Eiraldi R.B. Академические и социальные нарушения у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ш. Психол. 2011; 40:200–225. дои: 10.1080/02796015.2011.12087713. [CrossRef] [Google Scholar]

42. Maehler C., Schuchardt K. Рабочая память у детей с особыми нарушениями обучения и/или дефицитом внимания. Учиться. Индивид. Отличаться. 2016;49:341–347. doi: 10.1016/j.lindif.2016.05.007. [CrossRef] [Google Scholar]

43. Ландерл К., Беван А., Баттерворт Б. Дискалькулия развития и основные вычислительные способности: исследование учащихся 8–9 лет. Познание. 2004; 93: 99–125. doi: 10.1016/j.cognition.2003.11.004. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

44. Стерр А.М. Производительность внимания у молодых людей с ограниченными возможностями обучения. Учиться. Индивид. Отличаться. 2004; 14:125–133. doi: 10.1016/j.lindif.2003.10.001. [CrossRef] [Google Scholar]

45. Toll S.W.M., Van der Ven S.H.G., Kroesbergen E.H., Van Luit J.E.H. Исполнительные функции как предикторы неспособности к обучению математике. Дж. Учись. Инвалид. 2011;44:521–532. doi: 10.1177/0022219410387302. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Holmes J., Gathercole S.E., Place M., Dunning DL, Hilton K.A., Elliott J.G. Дефицит рабочей памяти можно преодолеть: влияние тренировок и лекарств на рабочую память у детей с СДВГ. заявл. Познан. Психол. 2010; 24:827–836. doi: 10.1002/acp.1589. [CrossRef] [Google Scholar]. , Бухвейц А. и др. Эффекты компьютеризированной когнитивной тренировки в качестве дополнительного лечения стимуляторами при СДВГ: пилотное исследование фМРТ. Поведение визуализации мозга. 2020; 14:1933–1944. doi: 10.1007/s11682-019-00137-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Грей С.А., Чабан П., Мартинуссен Р., Гольдберг Р., Готлиб Х., Крониц Р., Хокенберри М., Таннок Р. Эффекты компьютеризированной рабочей памяти учебная программа по рабочей памяти, вниманию и успеваемости у подростков с тяжелой формой LD и сопутствующим СДВГ: рандомизированное контролируемое исследование. Дж. Детская психология. Психиатрия. 2012;53:1277–1284. дои: 10.1111/j.1469-7610.2012.02592.х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Джонс М.Р., Кац Б., Бушкуль М., Джегги С.М., Шах П. Исследование n — когнитивная тренировка спины для детей с СДВГ. Дж. Аттен. Беспорядок. 2020; 24: 704–719. doi: 10.1177/1087054718779230. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

50. Weist D.J., Wong E.H., Bacon J.M., Rosales K.P., Wiest G.M. Эффективность компьютеризированного когнитивного тренинга рабочей памяти в школьных условиях. заявл. Познан. Психол. 2020; 34: 465–471. doi: 10.1002/acp.3634. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

51. Wiest D.J., Wong E.H., Minero LP, Pumaccahua T.T. Использование компьютеризированного когнитивного обучения для улучшения рабочей памяти и кодирования: экспериментальное вмешательство в школе. Образование. 2014; 135: 264–270. [Google Scholar]

52. Гатеркоул С.Э., Даннинг Д.Л., Холмс Дж., Норрис Д. Тренировка рабочей памяти включает в себя обучение новым навыкам. Дж. Мем. Ланг. 2019;105:19–42. doi: 10.1016/j.jml.2018.10.003. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. Рабинер Д.Л., Мюррей Д.В., Скиннер А.Т., Мэлоун П.С. Рандомизированное исследование двух многообещающих компьютерных вмешательств для учащихся с проблемами внимания. Дж. Ненормальный. Детская психология. 2010; 38: 131–142. doi: 10.1007/s10802-009-9353-х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Holmes J., Gathercole S.E. Перенос тренировки рабочей памяти из лаборатории в школы. Образовательный Психол. 2014; 34:440–450. doi: 10.1080/01443410.2013.797338. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Иоганн В.Е., Карбах Дж. Влияние игрового и стандартного обучения исполнительному контролю на когнитивные и академические способности детей начальной школы. Дев. науч. 2020;23:e12866. doi: 10.1111/описание 12866. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

56. Далин К.И.Е. Тренировка рабочей памяти и влияние на математические достижения у детей с дефицитом внимания и особыми потребностями. Дж. Образ. Учиться. 2013;2:118–133. дои: 10.5539/jel.v2n1p118. [CrossRef] [Google Scholar]

57. Швайгхофер М., Фишер Ф., Бюнер М. Переносится ли тренировка рабочей памяти? Метаанализ, включая условия обучения в качестве модераторов. Образовательный Психол. 2015;50:138–166. doi: 10.1080/00461520.2015.1036274. [CrossRef] [Google Scholar]

58. Барнетт В.С. Эффективность раннего образовательного вмешательства. Наука. 2011;333:975–978. doi: 10.1126/science.1204534. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Даймонд А. Хотите оптимизировать исполнительные функции и академические результаты? Просто, просто питайте человеческий дух. Миннесота Симп. Детская психология. сер. 2014; 37: 205–232. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Holmes J., Gathercole S.E., Dunning D.L. Адаптивное обучение приводит к устойчивому улучшению слабой рабочей памяти у детей. Дев. науч. 2009;12:F9–F15. doi: 10.1111/j.1467-7687.2009.00848.x. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

61. Кан К.Дж., ван дер Маас Х.Л., Левин С.З. Расширение психометрического сетевого анализа: эмпирические доказательства против g в пользу мутуализма? Интеллект. 2019;73:52–62. doi: 10.1016/j.intell.2018.12.004. [CrossRef] [Google Scholar]

62. Sandford J.A. Интегрированное руководство по непрерывному визуальному и слуховому тестированию производительности. Брэйнтрейн Инк .; Ричмонд, Вирджиния, США: 2000. [Google Scholar]

63. Морено-Гарсия И., Дельгадо-Пардо Г., Ролдан-Бласко К. Внимание и контроль реакции при СДВГ. Оценка с помощью встроенного визуального и слухового непрерывного теста производительности. Охватывать. Дж. Психол. 2015;18:Е1. doi: 10.1017/sjp.2015.2. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

64. Шеслоу Д., Адамс В. Широкая оценка памяти и обучения – второе издание (WRAML2) Wide Range Inc.; Уилмингтон, Делавэр, США: 2010. [Google Scholar]

65. Векслер Д. WISC-V: Техническое и пояснительное руководство. NCS Pearson, Incorporated; Блумингтон, Массачусетс, США: 2014. [Google Scholar]

66. Россиньоли Т. Тренировка мозга у детей и подростков: это научно обосновано? Передний. Психол. 2018;9:565. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00565. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

67. Вюнш К.Л. Непараметрические средства оценки размера эффекта. [(по состоянию на 16 июня 2015 г.)]. Доступно в Интернете: http://core.ecu.edu/psyc/wuenschk/docs30/Nonparam.metric-Effect-Size.pdf

68. Фридман Дж., Хасти Т., Тибширани Р. Оценка разреженной обратной ковариации с помощью графического лассо. Биостатистика. 2008; 9: 432–441. doi: 10.1093/biostatistics/kxm045. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

69. Cortese S., Ferrin M., Brandeis D., Buitelaar J., Daley D., Dittman R.W., Holtmann M., Santosh P., Стивенсон Дж., Европейская группа рекомендаций по СДВГ и соавт. Когнитивная тренировка при синдроме дефицита внимания/гиперактивности: метаанализ клинических и нейропсихологических результатов рандомизированных контролируемых исследований. Варенье. акад. Ребенок-подросток. Психиатрия. 2015;54:164–174. doi: 10.1016/j.jaac.2014.12.010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

70. Шманк С.Дж., Геринг С.А., Ковач К., Конвей А. Р. Психометрический сетевой анализ венгерского WAIS. Дж. Интелл. 2019;7:21. doi: 10.3390/jintelligence7030021. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

71. Энгл Р. В. Объем рабочей памяти как исполнительное внимание. Курс. Реж. Психол. науч. 2002; 11:19–23. doi: 10.1111/1467-8721.00160. [CrossRef] [Google Scholar]

72. Schwartz C.E., Chesney M.A., Irvine M.J., Keefe F.J. Дилемма контрольной группы в клинических исследованиях: приложения для испытаний психосоциальной и поведенческой медицины. Психосом. Мед. 1997;59:362–371. doi: 10.1097/00006842-199707000-00005. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

73. Каламиа М., Маркон К., Транел Д. Оценка выше во второй раз: метаанализ эффектов практики в нейропсихологической оценке. клин. Нейропсихология. 2012; 26: 543–570. doi: 10.1080/13854046.2012.680913. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

В тренировке памяти Smackdown доминирует один метод

Национальное общественное радио
24.
10.2017

Сравнение двух распространенных методов тренировки, которые ученые используют для улучшения памяти и внимания что один был в два раза эффективнее другого.


Когда дело доходит до тренировки мозга, некоторые тренировки работают лучше, чем другие.

Сравнение двух наиболее распространенных методов тренировки, используемых учеными для улучшения памяти и внимания, показало, что один из них в два раза эффективнее другого. Более эффективный метод также изменил мозговую активность в части мозга, отвечающей за высокоуровневое мышление.

Но ни один из методов не сделал никого умнее, говорит Кара Блэкер, ведущий автор исследования и научный сотрудник Фонда развития военной медицины Генри М. Джексона в Бетесде, штат Мэриленд,

«Наша гипотеза заключалась в том, что тренировки могут улучшить подвижный интеллект или IQ, — говорит Блэкер. «Но это не то, что мы нашли».

Блэкер проводила исследование памяти, когда работала в команде Университета Джона Хопкинса и Института Кеннеди Кригера в Балтиморе. Результаты были опубликованы в Journal of Cognitive Enhancement.

Команда сравнила два подхода к улучшению рабочей памяти, которая действует как своего рода умственное рабочее пространство, где мы временно храним информацию.

«Если кто-то дает вам указания, вы должны держать эту информацию в памяти достаточно долго, чтобы действительно добраться до этого места», — говорит Блэкер. «Если кто-то говорит вам номер телефона, вы должны быть в состоянии его запомнить».

Чтобы проверить различные методы улучшения рабочей памяти, команда попросила 136 молодых людей в течение месяца тренировать свой мозг по 30 минут в день, пять дней в неделю.

Одна группа провела нечто, называемое тестом «сложный диапазон», который включает в себя запоминание местоположения предмета, несмотря на отвлекающие факторы.

Вторая группа обучалась так называемому двойному тесту n-back. Каждый день они сидели за компьютером, наблюдая, как на сетке появляются мигающие квадраты, и слушая голос, читающий буквы алфавита.

Сначала участников просили вспомнить предпоследнее место в квадрате и букву в каждой последовательности. Говоря языком n-back, это «1-back».

Но затем они должны были вспомнить, какие квадраты и буквы встречались им в последовательности «3 назад», «4 назад» или даже «5 назад».

«Звучит очень сложно, — говорит Блэкер. «Но у людей это получается на удивление хорошо».

И тренировка n-back была явно более эффективной, чем комплексная тренировка пролетов. Люди, которые использовали его, показали 30-процентное улучшение рабочей памяти, почти в два раза больше, чем у людей, которые тренировались комплексно.

«Действительно захватывающим было то, что мы обнаружили, что у группы с двойным n-back наблюдались значительные изменения в активности мозга», — говорит Блэкер.

Электроды, измеряющие электрическую активность, показали увеличение мозговых волн «альфа-диапазона» в области мозга, которая играет критическую роль во внимании, памяти и мышлении более высокого уровня.

Но все эти изменения мозга не помогли группе n-back повысить общий уровень интеллекта, говорит Блэкер.

«Тренировка мозга все еще находится на начальной стадии», — говорит она. «Мы все еще пытаемся выяснить, что делают эти программы».

А пока, по ее словам, потребители не должны рассчитывать на то, что какие-либо коммерческие программы для тренировки мозга сделают их умнее.

Многие коммерческие и академические методы тренировки мозга сосредоточены на рабочей памяти, потому что люди с высоким интеллектом, как правило, имеют очень хорошую рабочую память.

Но усилия по повышению IQ за счет улучшения рабочей памяти не увенчались успехом, говорит Брэдли Войтек, специалист по изучению мозга из Калифорнийского университета в Сан-Диего, не участвовавший в исследовании.

«Мы хотим иметь возможность просто взять наш iPhone, пока сидим в поезде, на автобусной остановке или еще где-то, поиграть пару минут и стать умнее», — говорит он. Но мы не можем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *