Методы психодиагностики и их классификация
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.
Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.
Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.
Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:
Бланковые методики
Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.
Недостатки:
субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)
Таблица 1. Классификация психодиагностических методик
Критерий | Наименование методики | |
---|---|---|
По типу применяемых тестовых задач | Опросные | Используются вопросы, адресуемые испытуемым |
утверждающие | Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться | |
Продуктивные | Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную | |
Действенные | Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий | |
Физиологические | П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма | |
По адресату используемого тестового материала | сознательные | Апеллирующие к сознанию испытуемого |
бессознательные | Направленные на неосознаваемые реакции человека | |
По форме представления тестового материала испытуемым | бланковые | Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. |
технические | Тестовый материал в аудио-, видео — или киноформе, или через иные технические устройства | |
сенсорные | Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств | |
По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики | объективные | Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора |
субъективные | Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример — интроспекция | |
По наличию в методике тестовых норм | Имеющие тестовые нормы | |
Не имеющие тестовых норм | ||
По внутренней структуре методики | мономерные | В них диагностируется и оценивается единственное качество |
Многомерные | Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека | |
По типу анализа экспериментальных данных | качественный | Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия |
количественный | Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми |
C чего начинается обучение психологической диагностике личности
-
Важные компоненты психологической диагностики
-
Виды и методы психодиагностики
-
Обучение психодиагностике личности
Одно из наиболее распространенных определений звучит так: психодиагностика – это практика постановки психологического диагноза.
В чем смысл диагностики? Специалист проводит психологическую диагностику, получает некие результаты. Зачем они ему нужны? Сама по себе психодиагностика бесполезна (особенно, если проводится дилетантами). Но в практике психолога она бесценна: по ее результатам специалист выстраивает план действий, чтобы помочь.
Важные компоненты психологической диагностики
Первое – это создание определенной модели построения психологических тестов, или психометрики.
Второе – непосредственно описание проведения психологического исследования. Каждый тест имеет инструкцию, по которой нужно его проводить.
Третье – это прогностическая функция. Психодиагностика не просто констатирует факты, описывая состояние человека: вот перед нами – психопат, а вот – шизоид. Специалист должен спрогнозировать, как будет развиваться некая ситуация (положительно, нейтрально или отрицательно), как будет вести себя человек в тех или иных условиях.
Людям свойственно транслировать вовне информацию, которая представляет их с самой выгодной стороны. И не стремятся раскрывать факты, которые их компрометируют, портят впечатление. Вот эту, скрытую сторону, диагност выявляет диагност, так как именно то, что скрывается, часто связано с опасностью. Например, предрасположенность к суициду или асоциальному поведению. Под асоциальным поведением можно понимать что угодно: агрессивность, склонность к насилию и даже к терроризму.
Виды и методы психодиагностики
В зависимости от того, в какой области психологии применяют диагностику, можно выделить в ней несколько видов. Вот основные:
-
диагностика психического развития,
-
диагностика психических состояний,
-
диагностика черт личности,
-
нейропсихологическая диагностика,
-
профессиональная диагностика,
-
диагностика психофизиологических особенностей.
В процессе диагностики могут использоваться формализованные и малоформализованные методы. К первым относят: опросники, тесты, анкеты. У этих методов строгий регламент выполнения, стандартизированные процессы проведения, обработки данных и выведения результатов.
Ко вторым относятся: интервью, беседа, наблюдение. С их помощью получают информацию о процессах, которые могут быстро измениться, например, настроение, психоэмоциональное состояние клиента.
Специалист обычно использует два метода сразу – так можно получить более полную информацию о клиенте.
Обучение психодиагностике личности
Мы выяснили, что психодиагностика является одной из базовых дисциплин и ее преподают психологам в обязательном порядке. Это действительно незаменимый инструмент в работе любого практика. Как говорил один известный киноврач, «все люди врут». А диагностика как раз помогает выявлять то, о чем люди, даже сами того не замечая, лгут или скрывают.
Внутренний мир человека всегда был привлекателен для изучения. Понять, как все устроено в нашей голове, откуда берутся проблемы, почему работает или не работает мотивация, – все это захватывает, если начать хотя бы интересоваться этим вопросом.
Тем, кто хочет посвятить свою жизнь профессии психолога, придется поступить в вуз. И уже потом использовать психодиагностику в своей практике. Профессия психолога становится все более востребованной последнее время. Хорошие специалисты нужны всегда и везде. Дети продолжают ходить в школу – нужен психолог, чтобы оценить готовность ребенка. Люди ссорятся, мирятся, не знают, как решить тот или иной конфликт – нужен семейный психолог-консультант. Потеря близкого человека, болезнь, любая стрессовая ситуация, в которой люди «застревают» — все это может послужить причиной обращения к специалисту.
Не всегда есть возможность поступить в вуз, но сейчас у многих появилась возможность получить новую профессию или новые знания в той или иной области дистанционно. Всем интересующимся психологией в целом и психодиагностикой в частности предлагаем курс Академии дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование и психодиагностика». Обучение проходит дистанционно – учитесь в удобном темпе, в удобное время даже не выходя из дома. Курс лицензирован Министерством образования и предусматривает диплом установленного образца при успешном завершении.
Навыки психодиагностики — Как появились СИП…
- Руководство
- Инструкция по методам и подходу к работе со студентами
- Содержание
- Фон SiP 1
- Фон SiP 2
- Фон SiP 3
- Фон SiP 4
- Фон SiP 5
- Фон SiP 6
- Фон SiP 7
- Как появились SiP…
- Целевая аудитория
- Благодарности
- Служба поддержки и помощи
С 2003 по начало 2008 года в контексте двух смежных проектов, предназначенных для обучения психодиагностике, был разработан ряд интерактивных компьютерных программ. Сотрудники проекта, работавшие над его разработкой, были связаны с Институтом психологии Университета Эразма в Роттердаме (EUR), факультетом психологии Открытого университета Нидерландов (OUNL) и программой психологии Университета Твенте (Юта). . Первый проект (длительность 2003-2005 гг.) под названием Навыки психодиагностики I (SiP I) финансировался Фондом SURF (инициатором инноваций в голландском высшем образовании и исследованиях). Второй проект (длительность 2006-2008 гг.) под названием Навыки психодиагностики II (SiPs II) финансировался Цифровым университетом (ДУ).
Целью обоих проектов была разработка интерактивных программ самообучения для приобретения (коммуникативных) навыков, необходимых для психологической диагностики. В первую очередь это касалось общих профессиональных навыков, т.е. наблюдение, интервьюирование и применение профессиональной этики, которые необходимы психологам, работающим в профессиональной практике. Во-вторых, это касалось более специфических навыков, связанных с клинической психологической диагностикой, применяемой к взрослым, и психологической диагностикой развития, применяемой к детям и подросткам.
Интерактивные учебные материалы были оформлены в виде модулей SiP (т. е. модулей «Навыки психодиагностики»).
Сертификат NIP по психодиагностике
Отправной точкой для обоих проектов были требования сертификата голландского института психологов по психодиагностике. Сертификат по психодиагностике появился в 1994 году. Цель в соответствии со статьей 1 Положения о сертификате по психодиагностике (1994) состояла в том, что « психологов первой линии, которые при выполнении своей профессии и процедур принятия решений применяют психодиагностические методы […] в отношении общей психодиагностики, должны приобрести необходимые знания и практические навыки, которые составляют основу для достижения адекватного владения психодиагностикой ». (стр. 1) (стр. 1)
В 2009 году НПВ разработала новую версию кодекса. Практически не было внесено никаких изменений в основные требования для получения Сертификата.
Как развивались SiP. ..
CMT (метод кумулятивного микрообучения) был наиболее часто используемым методом, применявшимся при разработке SiPs. эффект с точки зрения знаний, навыков и уверенности в навыках проведения интервью (Baker & Daniels, 1989; Baker, Daniels & Greeley, 1990; Van der Molen, Smit, Hommes & Lang, 1995; Daniels, 2003; Kuntze, Van der Molen & Born , 2007; Кунце, Ван дер Молен и Борн, 2009). Во время этих исследований СМТ в основном использовался для обучения навыкам проведения интервью. Характерной чертой CMT является то, что сложные навыки делятся на поднавыки. Чтобы продемонстрировать владение сложными навыками, учащиеся должны провести «интервью о медицинской помощи», чтобы овладеть следующим набором поднавыков: навыки руководства интервью, навыки слушания (задавать вопросы, распознавать чувства и размышлять) и консультационные навыки ( Лонг и Ван дер Молен, 2004). Новым в этом проекте было то, что метод использовался также в образовательных целях при обучении студентов различным этапам психодиагностического процесса.
При разработке каждой SiP, как упоминалось ранее, над проектом сотрудничали команды из трех разных учреждений, а именно: из Института психологии Университета Эразма в Роттердаме, факультета психологии Открытого университета Нидерландов и программы психологии. в университете Твенте. Учреждения по очереди руководили проектами. Цель состояла в том, чтобы разработать гибкие программы таким образом, чтобы они соответствовали учебному плану учебного заведения, но также могли быть включены в программы других университетов. Каждый SiP состоит из семи этапов:
- разработка дидактического проекта;
- разработка конкретного содержания;
- разработка дизайна пользовательского интерфейса; внедрение
- в учебные программы;
- оценка содержания и удобства использования студентами;
- разработка окончательной версии на основе оценок;
- распространение.
Следующая: Целевая аудитория
Предыдущая: Фон SiP 7
определение психодиагностики в бесплатном словаре
Психодиагностика — определение психодиагностики в бесплатном словаре
https://www. thefreedictionary.com/psychodiagnostics
Также найдено в: Medical.
1. наука или искусство оценки личности.
2. диагноз психического расстройства. — врач-психодиагност, н.п. — психодиагностическая, прил.
-Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Упоминается в ?
- психология
Ссылки в архиве периодических изданий ?
Психодиагностика. Введение в научные психологические исследования с элементами математической статистики.— М.: Владос.
Influencia do treinamento de coordenacao no desenvolvimento da memoria de criancas com различная типология
Лучшие методы психодиагностики. Карт-бланш, Тернополь.
Fundamentos psicologicos y pedagogicos de las actividades de calidad de los profesores de disciplinas juridicas en las instituciones de ensenanza Superior
Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии.
Модернистское чернильное пятно
[2] Отделение психодиагностики и клинической психологии Катанийского университета, Катания, Италия
Влияние образа жизни, диеты и психологического стресса на женскую фертильность
(*) Автор, ответственный за переписку: Valentina Lucia La Rosa, отдел психодиагностики и клинической психологии, Университет Катании, Via Santa Sofia 78, 95124 Катания (Коннектикут), Италия
Важность консультирования по сохранению фертильности у пациентов с гинекологическим раком
Достоверность широкополосных факторов интернализации и экстернализации может иметь клиническое значение в психодиагностике, где разделение между интернализацией и экстернализацией становится все более важной концепцией.
Измерение регуляции стыда: проверка шкалы компаса стыда
Клиническая психология фокусируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах человеческого функционирования на протяжении всей жизни, в разных культурах и на всех социально-экономических уровнях, где психодиагностика и психотерапия занимают центральное место в практической деятельности психологов.
Медико-социальные и психологические аспекты сердечно-сосудистых заболеваний
65-82 S., Lake Village, (870) 265-3711 Delta Counseling Associates RSPMI 1127 Second St., Lake Village, (870) 265-3808 Clark Arkansas Counseling & ООО «Психодиагностика»
Справочник реабилитационных учреждений
Это руководство по психодиагностике разделено на четыре части. Первая часть предлагает введение в психодиагностику и модули тестирования, которые доступны онлайн.
Навыки психодиагностики
(2004 г.), Нормальное состояние и другие расстройства: Руководство по клинической психодиагностике. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Другая пресса.
Чтение Фрейда сегодня для судьбы психологии образования
886 детей и подростков ответили на вопросы в следующем порядке: EPQ-J, CDS и опросник социально-демографических переменных в соответствующих классах с психологом, специализирующимся на детская психодиагностика, на сеансах продолжительностью полтора часа.