Методы психодиагностики: Психодиагностические методы и методики | Диплом по психологии

Методы психодиагностики и их классификация

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Бланковые методики

– составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

  • субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

  • эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)

Таблица 1. Классификация психодиагностических методик

Критерий

Наименование методики

Краткая характеристика

По типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

Продуктивные

Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную

Действенные

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

Физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма

По адресату используемого тестового материала

сознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

бессознательные

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т.

п.)

технические

Тестовый материал в аудио-, видео — или киноформе, или через иные технические устройства

сенсорные

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

объективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

субъективные

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример — интроспекция

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм

По внутренней структуре методики

мономерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество

Многомерные

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

качественный

Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия

количественный

Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми

C чего начинается обучение психологической диагностике личности


  • Важные компоненты психологической диагностики

  • Виды и методы психодиагностики

  • Обучение психодиагностике личности

Одно из наиболее распространенных определений звучит так: психодиагностика – это практика постановки психологического диагноза.  

В чем смысл диагностики? Специалист проводит психологическую диагностику, получает некие результаты. Зачем они ему нужны? Сама по себе психодиагностика бесполезна (особенно, если проводится дилетантами). Но в практике психолога она бесценна: по ее результатам специалист выстраивает план действий, чтобы помочь.

Важные компоненты психологической диагностики



    Первое – это создание определенной модели построения психологических тестов, или психометрики. 

    Второе – непосредственно описание проведения психологического исследования. Каждый тест имеет инструкцию, по которой нужно его проводить. 

    Третье – это прогностическая функция. Психодиагностика не просто констатирует факты, описывая состояние человека: вот перед нами – психопат, а вот – шизоид. Специалист должен спрогнозировать, как будет развиваться некая ситуация (положительно, нейтрально или отрицательно), как будет вести себя человек в тех или иных условиях.  

    Людям свойственно транслировать вовне информацию, которая представляет их с самой выгодной стороны. И не стремятся раскрывать факты, которые их компрометируют, портят впечатление. Вот эту, скрытую сторону, диагност выявляет диагност, так как именно то, что скрывается, часто связано с опасностью. Например, предрасположенность к суициду или асоциальному поведению. Под асоциальным поведением можно понимать что угодно: агрессивность, склонность к насилию и даже к терроризму.

    Виды и методы психодиагностики


    В зависимости от того, в какой области психологии применяют диагностику, можно выделить в ней несколько видов. Вот основные:

    • диагностика психического развития, 

    • диагностика психических состояний,

    • диагностика черт личности, 

    • нейропсихологическая диагностика, 

    • профессиональная диагностика,

    • диагностика психофизиологических особенностей.  

    В процессе диагностики могут использоваться формализованные и малоформализованные методы. К первым относят: опросники, тесты, анкеты. У этих методов строгий регламент выполнения, стандартизированные процессы проведения, обработки данных и выведения результатов.

    Ко вторым относятся: интервью, беседа, наблюдение. С их помощью получают информацию о процессах, которые могут быстро измениться, например, настроение, психоэмоциональное состояние клиента.

    Специалист обычно использует два метода сразу – так можно получить более полную информацию о клиенте.

    Обучение психодиагностике личности



    Мы выяснили, что психодиагностика является одной из базовых дисциплин и ее преподают психологам в обязательном порядке. Это действительно незаменимый инструмент в работе любого практика. Как говорил один известный киноврач, «все люди врут». А диагностика как раз помогает выявлять то, о чем люди, даже сами того не замечая, лгут или скрывают.

     

    Внутренний мир человека всегда был привлекателен для изучения. Понять, как все устроено в нашей голове, откуда берутся проблемы, почему работает или не работает мотивация, – все это захватывает, если начать хотя бы интересоваться этим вопросом. 

    Тем, кто хочет посвятить свою жизнь профессии психолога, придется поступить в вуз. И уже потом использовать психодиагностику в своей практике. Профессия психолога становится все более востребованной последнее время. Хорошие специалисты нужны всегда и везде. Дети продолжают ходить в школу – нужен психолог, чтобы оценить готовность ребенка. Люди ссорятся, мирятся, не знают, как решить тот или иной конфликт – нужен семейный психолог-консультант. Потеря близкого человека, болезнь, любая стрессовая ситуация, в которой люди «застревают» —  все это может послужить причиной обращения к специалисту. 

    Не всегда есть возможность поступить в вуз, но сейчас у многих появилась возможность получить новую профессию или новые знания в той или иной области дистанционно. Всем интересующимся психологией в целом и психодиагностикой в частности предлагаем курс Академии дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование и психодиагностика». Обучение проходит дистанционно – учитесь в удобном темпе, в удобное время даже не выходя из дома. Курс лицензирован Министерством образования и предусматривает диплом установленного образца при успешном завершении.

    Навыки психодиагностики — Как появились СИП…

    • Руководство
    • Инструкция по методам и подходу к работе со студентами
      • Содержание
      • Фон SiP 1
      • Фон SiP 2
      • Фон SiP 3
      • Фон SiP 4
      • Фон SiP 5
      • Фон SiP 6
      • Фон SiP 7
    • Как появились SiP…
    • Целевая аудитория
    • Благодарности
    • Служба поддержки и помощи

     

    С 2003 по начало 2008 года в контексте двух смежных проектов, предназначенных для обучения психодиагностике, был разработан ряд интерактивных компьютерных программ. Сотрудники проекта, работавшие над его разработкой, были связаны с Институтом психологии Университета Эразма в Роттердаме (EUR), факультетом психологии Открытого университета Нидерландов (OUNL) и программой психологии Университета Твенте (Юта). . Первый проект (длительность 2003-2005 гг.) под названием Навыки психодиагностики I (SiP I) финансировался Фондом SURF (инициатором инноваций в голландском высшем образовании и исследованиях). Второй проект (длительность 2006-2008 гг.) под названием Навыки психодиагностики II (SiPs II) финансировался Цифровым университетом (ДУ).

     

    Целью обоих проектов была разработка интерактивных программ самообучения для приобретения (коммуникативных) навыков, необходимых для психологической диагностики. В первую очередь это касалось общих профессиональных навыков, т.е. наблюдение, интервьюирование и применение профессиональной этики, которые необходимы психологам, работающим в профессиональной практике. Во-вторых, это касалось более специфических навыков, связанных с клинической психологической диагностикой, применяемой к взрослым, и психологической диагностикой развития, применяемой к детям и подросткам.

     

    Интерактивные учебные материалы были оформлены в виде модулей SiP (т. е. модулей «Навыки психодиагностики»).

     

    Сертификат NIP по психодиагностике

    Отправной точкой для обоих проектов были требования сертификата голландского института психологов по психодиагностике. Сертификат по психодиагностике появился в 1994 году. Цель в соответствии со статьей 1 Положения о сертификате по психодиагностике (1994) состояла в том, что « психологов первой линии, которые при выполнении своей профессии и процедур принятия решений применяют психодиагностические методы […] в отношении общей психодиагностики, должны приобрести необходимые знания и практические навыки, которые составляют основу для достижения адекватного владения психодиагностикой ». (стр. 1) (стр. 1)

    В 2009 году НПВ разработала новую версию кодекса. Практически не было внесено никаких изменений в основные требования для получения Сертификата.

     

    Как развивались SiP. ..

    CMT (метод кумулятивного микрообучения) был наиболее часто используемым методом, применявшимся при разработке SiPs. эффект с точки зрения знаний, навыков и уверенности в навыках проведения интервью (Baker & Daniels, 1989; Baker, Daniels & Greeley, 1990; Van der Molen, Smit, Hommes & Lang, 1995; Daniels, 2003; Kuntze, Van der Molen & Born , 2007; Кунце, Ван дер Молен и Борн, 2009). Во время этих исследований СМТ в основном использовался для обучения навыкам проведения интервью. Характерной чертой CMT является то, что сложные навыки делятся на поднавыки. Чтобы продемонстрировать владение сложными навыками, учащиеся должны провести «интервью о медицинской помощи», чтобы овладеть следующим набором поднавыков: навыки руководства интервью, навыки слушания (задавать вопросы, распознавать чувства и размышлять) и консультационные навыки ( Лонг и Ван дер Молен, 2004). Новым в этом проекте было то, что метод использовался также в образовательных целях при обучении студентов различным этапам психодиагностического процесса.

     

    При разработке каждой SiP, как упоминалось ранее, над проектом сотрудничали команды из трех разных учреждений, а именно: из Института психологии Университета Эразма в Роттердаме, факультета психологии Открытого университета Нидерландов и программы психологии. в университете Твенте. Учреждения по очереди руководили проектами. Цель состояла в том, чтобы разработать гибкие программы таким образом, чтобы они соответствовали учебному плану учебного заведения, но также могли быть включены в программы других университетов. Каждый SiP состоит из семи этапов:

    1. разработка дидактического проекта;
    2. разработка конкретного содержания;
    3. разработка дизайна пользовательского интерфейса;
    4. внедрение
    5. в учебные программы;
    6. оценка содержания и удобства использования студентами;
    7. разработка окончательной версии на основе оценок;
    8. распространение.

    Следующая: Целевая аудитория

    Предыдущая: Фон SiP 7


    определение психодиагностики в бесплатном словаре

    Психодиагностика — определение психодиагностики в бесплатном словаре

    https://www. thefreedictionary.com/psychodiagnostics


    Также найдено в: Medical.

    1. наука или искусство оценки личности.
    2. диагноз психического расстройства. — врач-психодиагност, н.п. психодиагностическая, прил.

    См. также: Психология

    -Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

    Упоминается в ?

    • психология

    Ссылки в архиве периодических изданий ?

    Психодиагностика. Введение в научные психологические исследования с элементами математической статистики.— М.: Владос.

    Influencia do treinamento de coordenacao no desenvolvimento da memoria de criancas com различная типология

    Лучшие методы психодиагностики. Карт-бланш, Тернополь.

    Fundamentos psicologicos y pedagogicos de las actividades de calidad de los profesores de disciplinas juridicas en las instituciones de ensenanza Superior

    Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии.

    Модернистское чернильное пятно

    [2] Отделение психодиагностики и клинической психологии Катанийского университета, Катания, Италия

    Влияние образа жизни, диеты и психологического стресса на женскую фертильность

    (*) Автор, ответственный за переписку: Valentina Lucia La Rosa, отдел психодиагностики и клинической психологии, Университет Катании, Via Santa Sofia 78, 95124 Катания (Коннектикут), Италия

    Важность консультирования по сохранению фертильности у пациентов с гинекологическим раком

    Достоверность широкополосных факторов интернализации и экстернализации может иметь клиническое значение в психодиагностике, где разделение между интернализацией и экстернализацией становится все более важной концепцией.

    Измерение регуляции стыда: проверка шкалы компаса стыда

    Клиническая психология фокусируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах человеческого функционирования на протяжении всей жизни, в разных культурах и на всех социально-экономических уровнях, где психодиагностика и психотерапия занимают центральное место в практической деятельности психологов.

    Медико-социальные и психологические аспекты сердечно-сосудистых заболеваний

    65-82 S., Lake Village, (870) 265-3711 Delta Counseling Associates RSPMI 1127 Second St., Lake Village, (870) 265-3808 Clark Arkansas Counseling & ООО «Психодиагностика»

    Справочник реабилитационных учреждений

    Это руководство по психодиагностике разделено на четыре части. Первая часть предлагает введение в психодиагностику и модули тестирования, которые доступны онлайн.

    Навыки психодиагностики

    (2004 г.), Нормальное состояние и другие расстройства: Руководство по клинической психодиагностике. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Другая пресса.

    Чтение Фрейда сегодня для судьбы психологии образования

    886 детей и подростков ответили на вопросы в следующем порядке: EPQ-J, CDS и опросник социально-демографических переменных в соответствующих классах с психологом, специализирующимся на детская психодиагностика, на сеансах продолжительностью полтора часа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *