Марлон брандо и мария шнайдер сцена с маслом: Насилие в «Последнем танго в Париже» было настоящим Бернардо Бертолуччи снял сцену изнасилования без согласия Марии Шнайдер — Meduza

Насилие в «Последнем танго в Париже» было настоящим Бернардо Бертолуччи снял сцену изнасилования без согласия Марии Шнайдер — Meduza

Фото: Pea / REX / Vida Press

В конце ноября на ютьюбе выложили фрагмент интервью Бернардо Бертолуччи, которое он дал еще три года назад на одном из мероприятий во Французской синематеке. Тогда итальянский режиссер, обладатель «Оскара» признался, что сцена изнасилования в картине «Последнее танго в Париже» не была заранее согласована с актрисой Марией Шнайдер. Спустя 44 года после выхода фильма, ставшего классикой мирового кинематографа, Бертолуччи осудили многие звезды Голливуда; публикация видео спровоцировала новую дискуссию о положении и роли женщины в киноиндустрии. «Медуза» рассказывает об этой истории. 

Признание 

Бернардо Бертолуччи выступал во Французской синематеке в Париже в 2013-м — спустя два года после смерти актрисы Марии Шнайдер. Режиссер рассказал, что после съемок «Последнего танго в Париже» в 1972-м практически не общался со Шнайдер — по словам Бертолуччи, она «ненавидела его» из-за сцены изнасилования в фильме, которую с ней не согласовали. В изначальном сценарии не было «эпизода с маслом» — режиссер придумал его во время работы над картиной вместе с актером Марлоном Брандо, сыгравшим главную роль в фильме. Шнайдер знала в общих чертах о сцене перед началом съемок, но о деталях — а именно о том, что масло будет использоваться как лубрикант, — актрису не предупредили.  

Бертолуччи объяснил, что таким образом хотел добиться от Марии Шнайдер естественной реакции — реакции женщины, а не актрисы; чтобы она не сыграла, а по-настоящему испытала «ярость и унижение». Режиссер признался, что поступил со Шнайдер ужасно и чувствует вину, но тем не менее не сожалеет о том, что снял эту сцену именно так.

Bertolucci sobre Maria Schneider / Bertolucci admits rape scene was non-consensual

EL MUNDO DE ALYCIA

Шнайдер

На момент съемок в фильме Марии Шнайдер было 19 лет, а Марлону Брандо — 48. «Сцена с маслом» была снята с одного дубля, и в ней не было реального секса. Тем не менее, за все эти годы Мария Шнайдер не раз говорила, что во время съемок чувствовала себя униженной и «немножко изнасилованной» обоими — и Брандо, и Бертолуччи; что она плакала по-настоящему и очень злилась. Шнайдер считала, что эту сцену придумал Марлон Брандо. Тот факт, что она могла отказаться от съемок (потому что этого не было в сценарии), позвонив агенту или адвокату, актриса поняла позже. В интервью 2007 года она вспоминала, что после съемок Брандо не стал извиняться или утешать ее.

Фильм 

В 1972 году Мария Шнайдер должна была сниматься в картине с Аленом Делоном, но агент актрисы убедил ее, что нельзя отказываться от шанса поработать с Марлоном Брандо. При этом она до конца не понимала, что именно ее ждет на съемках. «Последнее танго в Париже» действительно принес Шнайдер мировую известность (и две номинации на «Оскар» Брандо и Бертолуччи), но после актриса жалела, что ее карьера началась со столь откровенного фильма — позднее ей предлагали много ролей в эротических картинах, однако Шнайдер больше ни разу не снялась обнаженной. Через несколько лет после выхода фильма у актрисы началась депрессия, она принимала наркотики, у нее были нервные срывы — ее злило, что в ней видят только секс-символ. При этом Шнайдер признавалась, что во время съемок обнаженных сцен она чувствовала себя естественно, тогда как Брандо стеснялся. 

Несмотря на эту историю, Шнайдер и Брандо подружились, они общались до его смерти в 2004 году. Актриса говорила, что лучшее на съемках картины Бертолуччи — это встреча с Марлоном Брандо, которого она воспринимала тогда скорее как отца. Какое-то время они вообще не могли говорить о «Последнем танго в Париже». По мнению Шнайдер, Бертолуччи манипулировал абсолютно всеми — не только ей, но и Марлоном Брандо; сам Брандо считал так же. Актриса нелестно отзывалась о режиссере, полагая, что Бертолуччи слишком переоценен.

Реакция

Заявления Бертолуччи вызвали не только резкую реакцию в СМИ (например, в The Guardian вышла колонка о злоупотреблениях со стороны мужчин, которым как 40 лет назад, так и сейчас все сходит с рук), но и множество критических отзывов от известных актрис и актеров. Джессика Честейн призналась, что чувствует себя омерзительно из-за того, что режиссер по сути спланировал нападение на актрису; Крис Эванс заявил, что больше никогда не будет смотреть «Последнее танго в Париже», а Бертолуччи с Брандо должны были отправиться в тюрьму; режиссер Ава Дюверней заявила, что поступок Бертолуччи непростителен — как режиссер она едва ли может понять его, а как женщина испытывает ужас и отвращение. 

Мария Шнайдер на протяжении своей карьеры не раз призывала обратить внимание на верховенство мужчин в киноиндустрии, на несправедливость, царящую там в отношении женщин — которая, например, проявляется и в меньшем выборе ролей, и в гонорарах, и в условиях работы. Иллюстрацией этого тезиса служит и то, что широкий резонанс новость о съемках сцены с изнасилованием приобрела после высказываний Бертолуччи — хотя сама Шнайдер говорила об этом еще в 2007-м (The Independent). Скандал вокруг «Последнего танго в Париже» пришелся на то время, когда Голливуд пытается сломать существующую систему, в которой большей властью обладают мужчины.

Борьбу за права женщин, за гонорары, равные зарплатам коллег-мужчин, ведут многие актрисы — от Мерил Стрип и Робин Райт до Дженифер Лоуренс и Эммы Уотсон.

Продолжение. Комментируя реакцию актеров и режиссеров, Бертолуччи заявил, что обсуждение сцены изнасилования, которую в СМИ называли снятой без согласия актрисы Марии Шнайдер, вызвано «смехотворным недопониманием». По его словам, в интервью 2013 года он заявил, что не предупредил актрису лишь об использовании в сцене масла, а не о сцене изнасилования как таковой. Подробнее читайте тут. 

Комплекс бога, сливочное масло и раскаяние Бертолуччи – Егор Москвитин – Культура – Материалы сайта – Сноб

История с Бертолуччи, как это часто бывает, говорит о судьях больше, чем о подсудимом. Свое признание режиссер сделал еще три года назад в телеинтервью, отрывок из которого на днях взорвал социальные сети. Средства массовой информации тут же заговорили о том, что режиссер вместе с актером Марлоном Брандо задумали сцену изнасилования, не поставив в известность актрису Марию Шнайдер. Одни СМИ подавали новость именно в таком ключе, другие использовали более обтекаемые формулировки.

При этом распространители этого слуха в большинстве своем, вероятно, не видели ни интервью, ни фильма. Потому что, во-первых, из интервью ясно, что актриса знала о сцене заранее, а импровизация заключалась в том, что в качестве лубриканта Брандо и Бертолуччи использовали сливочное масло. От этого факта история не становится менее омерзительной, но между целой сценой и ее деталью все же есть разница.

Во-вторых, для тех, кто видел фильм, очевидно, что на экране происходит имитация секса. Опять же, это никак не смягчает вину актера и режиссера и не означает, что актрисе нужно сопереживать меньше (во время съемок неожиданные детали Марию Шнайдер так напугали, что она жила с психологической травмой всю жизнь и, кажется, так и не простила Бертолуччи, поддерживая, впрочем, дружеские отношения с Брандо). Сам Бертолуччи признался, что сожалеет, что так и не извинился перед актрисой.

В-третьих, в медиа тут же стали появляться материалы о «похожих случаях в кино» — об изнасилованиях женщин на съемочной площадке и жестоком обращении с животными. И этот знак равенства тоже о многом говорит.

Но стоять во всем белом и изображать из себя д’Артаньяна при этом еще хуже, так что и эту позицию лучше не занимать. Хотя бы потому, что зрители с удовольствием смотрят сериал «Мир дикого запада», где люди-гости ездят в тематический парк насиловать роботов-хозяев. Зритель в этой ситуации априори соучастник, потому что секс и жесткость — два кита, на которых держится весь канал HBO (третий кит — Энтони Хопкинс — вчера с канала уплыл). А еще потому, что любая точка зрения, которая нарочито отличается от общепринятых, — это тоже спекуляция ради условного трафика.

И наконец, главная причина не парить над битвой — в том, что никто не вправе оценивать, насколько подлинными были страдания женщины, которой к тому же уже пять лет нет в живых. Если Шнайдер говорила в интервью, что «чувствовала себя униженной и, если честно, в каком-то смысле изнасилованной и Марлоном, и Бертолуччи» (I felt humiliated and to be honest, I felt a little raped, both by Marlon and by Bertolucci), то значит, так оно и было.

А что касается допустимости подобной жестокости в кино, то комплекс Бога, присущий творцам, ни для кого не новость. Говорят, Микеланджело отравил раба, чтобы изобразить умирающего пленника. У советских режиссеров были непростые отношения с коровами: Тарковский одну сжег, а Элем Климов (первый полнометражный фильм которого — сказка о детстве «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен») одну расстрелял.

Хорошо ли, что сейчас комплекс Бога ограничен юристами, публицистами и активистами? Да. Встречается ли он у бездарей? Да. И, наверное, даже чаще, ведь им, в отличие от гениев, не знакомы мучительные сомнения в себе. Но был ли он свойственен и великим режиссерам — Бертолуччи, Тарковскому, Климову? Еще одно, и самое важное, «да». Художник выражает себя в своей работе — и чем больше мы узнаем о нем, тем больше смыслов находим в ней. Поэтому признание и раскаяние Бертолуччи — это одна из важнейших короткометражек уходящего года.

 

Бернардо Бертолуччи, режиссер фильма «Последнее танго в Париже», умер в возрасте 77 лет : NPR

Бернардо Бертолуччи, режиссер фильма «Последнее танго в Париже», умер в возрасте 77 лет Режиссер умер от рака в своем доме в Риме в понедельник. Фильмы Бертолуччи, среди которых Конформист и Последний император , привели в восторг и потрясли мир.

Некрологи

Утренний выпуск

Бернардо Бертолуччи, режиссер «Последнего танго в Париже», умер в возрасте 77 лет

Режиссер умер от рака в своем доме в Риме в понедельник. Фильмы Бертолуччи, среди которых Конформист и Последний император , привели в восторг и потрясли мир.

РЕЙЧЕЛ МАРТИН, ВЕДУЩАЯ:

Умерло огромное имя в мире кино — Бернардо Бертолуччи. Он снял «Последнее танго в Париже» и оскароносный фильм «Последний император». Здесь, чтобы поговорить о карьере и наследии Бертолуччи, старший искусствовед NPR Боб Монделло. Привет боб.

БОБ МОНДЕЛЛО, BYLINE: Эй.

МАРТИН: Итак, Бертолуччи достиг совершеннолетия в Италии в период политических потрясений 1960-х годов. Как это повлияло на его творчество?

МОНДЕЛЛО: Ну, он достиг совершеннолетия в разгар итальянского неореалистического движения. Вы должны представить — все было черно-белым и в основном очень реалистичным. И почти сразу же он начал снимать чувственные фильмы о политике, часто исторические. Самый первый фильм, который он снял, был «До революции». Он продолжал снимать такие фильмы, как «Конформист» о фашизме в Италии, и другие экзотические и красивые картины, такие как «1900″, в котором снимались Роберт Де Ниро и Берт Ланкастер. Они… этот фильм длился более трех часов — 3 1/2 часа…

МАРТИН: Вау.

МОНДЕЛЛО: …Просто массивные, красивые фильмы это не было похоже на то, чем занимались Антониони и Феллини в тот момент

МАРТИН: Я думаю, у нас есть запись разговора Бертолуччи на Fresh Air еще в 1996 году. БЕРНАРДО БЕРТОЛУЧЧИ: Я кинорежиссер. Моя работа заключается в том, чтобы взять камеру и поставить ее перед реальностью. Реальность здесь. И я становлюсь как бы слугой реальности, потому что нельзя лгать камере. 0011

МОНДЕЛЛО: Это он говорит о периоде, в котором он жил. И он действительно верил в то, что я думаю.

МАРТИН: И, Боб, у него было так много громких фильмов, очевидно, «Последнее танго в Париже». Это было его самое известное?

МОНДЕЛЛО: Ага. Я думаю, вы могли бы сказать, что это было его самое печально известное. В нем была сексуальная сцена, которая сделала его огромным и популярным хитом, я полагаю, еще в 1970-х, но это также доставило ему много неприятностей. В нем снялись Мария Шнайдер в роли молодой девушки и Марлон Брандо в роли стареющего американского вдовца в Париже.

(ФИЛЬМ «ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ»)

МАРИЯ ШНАЙДЕР: (в роли Жанны) Дайте мне еще виски.

МАРЛОН БРАНДО: (в роли Пола) О, я думал, ты не пьешь.

ШНАЙДЕР: (в роли Жанны) Ну, я хочу пить, и теперь я хочу еще выпить.

БРАНДО: (Как Пол) Хорошо. Я думаю, это хорошая идея.

МОНДЕЛЛО: Итак, сцена, которая вызвала все споры, была сценой, которая по сути была изнасилованием, когда Марлон Брандо преследовал Марию Шнайдер. И режиссёр не сказал Марии Шнайдер, что это будет влияние этой сцены…

МАРТИН: Вау.

МОНДЕЛЛО: …До того, как — именно, до того, как это сделать. И поэтому это потрясло ее. И она дала представление, которое он искал, то есть представление молодой девушки. Но это также доставило фильму и ему много неприятностей. На самом деле так оно и было — на время он лишился гражданских прав в Италии из-за обвинений в непристойности.

МАРТИН: Это повредило ему в целом в Голливуде, в кинопроизводстве?

МОНДЕЛЛО: Ну и да и нет. Я имею в виду, он продолжал снимать фильмы. А много лет спустя он снимал такие вещи, как «Последний император», который имел огромный успех…

МАРТИН: Широко известный, да.

МОНДЕЛЛО: …Этот фильм получил все виды премий Академии — фактически все, на что он был номинирован.

МАРТИН: Итак, если бы я хотел посмотреть фильм, который действительно отражает то, о чем он был, каков был его стиль, что бы вы порекомендовали?

МОНДЕЛЛО: Ну, я могу сказать только то, что тронуло меня, когда я был ребенком.

Я видел «Конформиста», когда еще учился в колледже, фильм о фашизме в Италии и о желании выйти за пределы политики всего этого. И то, что я помню об этом, была сцена танца, который был таким мощным, красивым, чувственным и великолепным. Я имею в виду, он снимал прекрасные фильмы. И они вдохновили целое поколение кинематографистов, в том числе таких, как Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе. Он был мастером.

МАРТИН: Старший искусствовед NPR Боб Монделло вспоминает Бернардо Бертолуччи. Большое спасибо, Боб.

МОНДЕЛЛО: Спасибо.

Copyright © 2018 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.

Стенограммы NPR создаются в спешке подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Последнее танго в Париже / Trivia

http://tvtropes. org/pmwiki/pmwiki.php/trivia/lasttangoinparis

Следующий

Перейти к

  • Запрещено в Китае: Учитывая тему, неудивительно, что страны по всему миру запретили его выпуск.
    • В Чили этот фильм был запрещен в течение почти двадцати лет во время правления Аугусто Пиночета, которое, как известно, было строгим в отношении непристойности.
    • Португалия и Южная Корея также запретили показ фильма на несколько лет.
    • Его внутренний рынок, Италия, был еще более беспощаден. Театры сняли фильм почти через неделю, власти конфисковали все копии фильма, которые смогли найти, и уничтожили их, а режиссер Бернардо Бертолуччи был приговорен к условному тюремному заключению и лишен гражданских прав за участие в фильме. Из-за этого Марлон Брандо также получил ордер на арест в Италии, фактически изгнав его из страны на несколько лет. Это имело косвенные последствия для производства
      Супермен: Фильм
      , который должен был перенести производство сцен с Криптоном из Cinecittà Studios в Италии в Pinewood Studios в Великобритании, что привело к тому, что режиссер Гай Гамильтон покинул проект (его заменил Ричард Доннер), потому что он покинул проект. Великобритания как налоговое изгнание. Запрет был окончательно снят в 1987 году, но тогда уже был нанесен ущерб.
    • Фильм также запрещен в Новой Шотландии, Канада, и оспаривание запрета привело к знаменательному делу Новая Шотландия (Совет цензоров) против Макнила 9Решение 0007 от 1978 года, согласно которому провинции имели право запрещать сомнительные фильмы. В отличие от вышеперечисленных стран, запрет никогда не снимался.
  • На основе мечты: Бернардо Бертолуччи разработал фильм на основе своих сексуальных фантазий: «Однажды он мечтал увидеть красивую безымянную женщину на улице и заняться с ней сексом, даже не зная, кто она такая».
  • Удаленная сцена: Бернардо Бертолуччи также снял сцену, в которой были показаны гениталии Марлона Брандо, но в 1973 объяснил: «Я так отождествил себя с Брандо, что вырезал его из стыда для себя. Показать его обнаженным было бы все равно, что показать себя обнаженным».
  • Принудительный метод действия: Пересекается с большим количеством ответной реакции Создателя для двух главных действующих лиц.
    • Мария Шнайдер была действительно недовольна некоторыми вещами, которые ее заставляли делать, и позже сказала, что некоторые ее слезы в фильме были настоящими. Особенно в печально известной сцене с маслом. Бертолуччи, по-видимому, сказал Брандо, что делать, не предупредив Шнайдера, признав в интервью 2013 года, что он «хотел ее реакции как девушки, а не как актрисы».
      • После значительного возмущения, когда эти замечания были восприняты как означающие, что Бертолуччи и Брандо сговорились совершить имитацию сексуального насилия над Шнайдер, не предупредив ее, Бертолуччи пояснил, что единственное, что Шнайдер не знал они собирались сделать было использовать масло. Бертолуччи указала, что она читала сценарий и прекрасно знала, что в этой сцене Пол занимается сексом с Жанной по сомнительному согласию. Именно особое использование сливочного масла Шнайдер счел унизительным. примечание  Подразумевается, что Полу нужно масло в качестве смазки, потому что он изнасиловал Жанну, что, если бы Шнайдер не знал, что они ожидали от нее симуляции, действительно было бы унизительным и расстраивающим. К сожалению, Мария Шнайдер умерла в 2011 году, поэтому она не смогла внести ясность в вопрос, когда разгорелся спор. Шнайдер также сказала, что впоследствии она начала готовить на оливковом масле, никогда больше не используя масло.
    • Марлон Брандо, как всегда, отказывался запоминать свои реплики, поэтому в некоторых моментах, когда он разговаривает с умершей женой, он резко поднимает глаза к потолку — он читает свои реплики с приклеенного туда листка бумаги.
  • Гей-паника. Изначально фильм должен был вращаться вокруг страстных гомосексуальных отношений, но от этой идеи отказались, когда Жан-Луи Трентиньян, актер, изначально задуманный для фильма, отказался. Кстати, многие отмечают, что призрак первоначальной идеи все же остался в фильме, особенно со всей этой «масляной сценой». Ингмар Бергман, увидев фильм, обвинил Бернардо Бертолуччи в том, что он превратил то, что он считал гомосексуальной любовью, в гетеросексуальную.
  • Старый позор: ни Брандо, ни Шнайдер вообще не любили работать над этим фильмом , вплоть до того, что утверждали, что были изнасилованы постановкой, и поклялись никогда больше не разговаривать с Бернардо Бертолуччи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *