Жанры:
Мариша Пессл (Marisha Pessl) — американская разножанровая писательница, автор трёх романов, среди которых наиболее известным является мистический триллер «Ночное кино». Мариша родилась в американском городке Кларкстон (штат Мичиган), в семье австрийского инженера, работающего в компании General Motors, Клауса Пессла. Мать Мариши, Анна, была домохозяйкой. В три года родители развелись и Мариша вместе с матерью и сестрой переехали в город Ашвилл в Северной Каролине. Мариша закончила среднюю школу в Ашвилле, поступив в Северо-Западный университет (Northwestern University), что в штате Иллинойс. Проучившись там два года, она перевелась в Барнард-колледж, гуманитарный колледж на Бродвее, где она вступила в элитное общество Фи-Бета-Каппа, и закончила его со степенью в области английской литературы. В дальнейшем она работала в качестве финансового консультанта в компании PricewaterhouseCoopers. В то же время и начала писать в свободное время. После двух неудачных попыток написать роман, в 2001 году Мариша приступила к работе над третьей рукописью об отношениях между дочерью и харизматичным отцом, который стремится во всём её контролировать. В 2004 году Мариша завершила роман под названием «Некоторые вопросы теории катастроф» и отправила несколько глав литературному агенту своего кумира Джонатана Франзена, после чего последовал договор с издательством, предложившим беспрецедентно высокий для молодого начинающего автора аванс. Роман был издан «Viking Penguin» в 2006 году, получил много положительных отзывов, был переведён на 30 языков и получил от «New York Times» звание бестселлер.Второй роман Мариши Пессл «Ночное кино» — психологический триллер о журналистском расследовании произошедшего в Нью-Йорке самоубийства дочери известного режиссёра, был опубликован «Random House» в 2013 году. Роман попал в шорт-лист премии Ширли Джексон. Третий роман автора «Проснись в Никогда» написан в жанре темпоральной фантастики с элементами саспенса, он был опубликован в 2018 году. В 2003 году Мариша вышла замуж за менеджера хедж-фонда Ника Кайано. В 2009 они развелись. © По материалам сети Интернет |
Интервью с Маришей Пессл — Афиша Daily
Интервью
Егор Михайлов
16 октября 2018 16:42
На русском языке вышла новая книга Мариши Пессл «Проснись в Никогда». Егор Михайлов дозвонился в Нью-Йорк, чтобы узнать у Пессл, почему «Граф Монте-Кристо» — это детектив и как писателю полюбить страх перед чистым листом.
— «Проснись в Никогда», ваш первый подростковый роман, здорово отличается от ваших предыдущих книг — которые тоже между собой непохожи. Для вас важно каждый раз делать все иначе или это само собой так выходит?
— Да и да. Для меня очень естественно стремиться к новым территориям, ощущать, что я пишу совершенно другую книгу, что мне нужен другой набор навыков. Мне нравится чувствовать себя неофитом — но я не стараюсь нарочно сворачивать на нехоженые тропы ради оригинальности, оно как-то само получается.
— Но из-за этого разброса жанров и стилей довольно непросто описать вас в двух словах. Есть фантасты, есть YA-авторы — а вы что за птица?
— Я бы назвала себя детективным автором: все романы, которые я написала, объединяет центральная роль загадки, я всегда пишу о поиске истины. И мне очень нравится этот жанр, потому что это строительные леса, на которые я как автор могу вскарабкаться и оттуда видеть все под другим углом. Это хорошая структура, которая помогает мне показать разные стороны состояния человека и современного мира. Наверное, детективный жанр — мой троянский конь, в котором я пробираюсь в разные миры. Так что можно сказать, что я детективный писатель.
— А можете назвать три своих любимых детективных произведения?
— Когда я была ребенком, на меня больше всего повлияла Агата Кристи. Выбрать любимую историю трудно, но это будет или «Убийство Роджера Экройда», или «Убийство в «Восточном экспрессе». Меня поражает ее производительность: ее ум устроен как швейцарские часы, она могла закрутить историю, которая будет очень простой на вид, но содержать мощную загадку. То, как она это делала, было совершенно уникальным — особенно для женщины-писательницы в ее времена. Так что она в моем списке, конечно, на первом месте.
Со вторым и третьим сложнее. Чарльза Диккенса нечасто рассматривают как автора детективов, но он сплетал эпические гобелены из головокружительных персонажей, каждый из которых раскрывается как настоящая детективная загадка. Так что второй детектив в моем списке — «История двух городов», потому что читатель до самого конца не знает, как повернется сюжет и что ожидает каждого из героев.
Ну и еще я давно люблю «Графа Монте-Кристо» — опять же это не тот роман, который сразу приходит на ум. Это история мести, и то, как эта месть свершится, — безусловно, детективная загадка. Книги, которые я назвала, не обязательно будут стоять в книжном магазине рядом с детективами, но они заставляют читателя ерзать от нетерпения разгадать загадку.
— Я почему-то ожидал, что вы назовете еще и Набокова.
— Да, разумеется, он мой любимчик.
Я могу хоть весь день разговаривать про Набокова
Мариша Пессл
Писательница
В колледже я была без ума от его книг; и мне кажется, это видно во всех моих книгах, особенно в первой — «Некоторых вопросах теории катастроф». Я читала множество интервью с Набоковым, и он очень любил трэшовые детективы — притом что был потрясающе эрудирован, фантастически играл словами на разных языках. И по всей «Лолите» он разбрасывает множество подсказок, своего рода пасхальных яиц, — я вслед за ним делала это в «Некоторых вопросах» и снова пользуюсь этим приемом в своей новой книге.
— В инстаграме вы пишете о себе: «потенциальный путешественник во времени». Куда отправились бы в первую очередь?
— Черт, это сложно. С культурной точки зрения я бы, конечно, выбрала двадцатые годы прошлого века, особенно в США. Но я точно не хотела бы жить там и иметь дело с их медициной и технологиями. Так что я с радостью скаталась бы в это время, но не осталась бы надолго. Как бы тяжелы ни были наши времена, я счастлива жить здесь и сейчас.
— А в будущее?
— А будущее, особенно в Америке, видится все более ужасающим. Так что, опять же, я посижу в настоящем и погляжу, куда оно меня приведет.
— Вы верите во вдохновение?
— Мне ближе идея дисциплины, ежедневного труда, почти религиозного отношения к рабочему режиму, когда ты садишься за стол и пишешь, даже если не очень хочется. Вдохновение, эта креативная искра, может быть опьяняющим, но оно не всегда передается книге.
Чем больше я пишу, тем больше понимаю, что это такая психологическая борьба с самим собой.
Иногда писать сложно, ты устал и словно продираешься сквозь пустыню без всякой надежды
Мариша Пессл
Писательница
Но иногда, если проявлять упорство, случаются волшебные моменты — и ты даже не поймешь этого, пока не пройдет несколько дней. А бывает, что ты в ударе, кажется, что все кусочки пазла сами собой складываются, и ты пишешь как заведенный — но это лишь ощущение, которое не передается на бумаге.
Так что сейчас я понимаю, что единственная вещь, которую я должна делать, — садиться за стол и писать каждый день. Я работаю по шесть дней в неделю — воскресенье выходной, — несмотря на то, в каком я настроении и хорошо ли позавтракала. Нужно просто сидеть и писать.
— То есть у вас нет этого страха перед чистой страницей?
— Конечно, есть! Но я научилась любить этот страх. Мне нравится то, что меня пугает, нравится ощущение того, что я взялась за работу, которая мне не по силам. Я шагаю по натянутой проволоке, вот-вот упаду — и мне нравится это ощущение. Так что если я ловлю себя на этом страхе, то напоминаю себе, что это часть моей работы.
— У меня есть еще один вопрос к вам как любителю кино: можете ли вы назвать фильм, в котором реалистично показана работа писателя?
— Знаете, реальная работа писателя заключается в том, что он сидит в комнате и пишет. Это очень одинокий опыт: мой офис — это тайный сад, очень личное место, в котором не бывает много людей. Так что я не видела фильма, который верно показывал бы эту работу. Да я и не хотела бы смотреть такой фильм, потому что это моя ежедневная рутина, — а когда я иду в кино, то хочу, чтобы фильм перенес меня подальше от моего привычного мира.
— И у ваших книг такая же функция?
— Да. Кажется, Маргарет Этвуд говорила, что история — это выдумка, которую ты выдаешь за реальность. И такой же пакт я заключаю с читателем: я рассказываю историю и хочу, чтобы он в нее поверил. В этом, мне кажется, и есть магия книги.
Издатель
«Азбука», Москва, 2018, пер. И.Тетериной
расскажите друзьям
люди
Чарльз ДиккенсМаргарет Этвуд
Книги Мариши Пессл
Neverworld Wake
Войдите в царство, где страхи физичны, а воспоминания оживают, в этом захватывающем психологическом триллере с неожиданным поворотом от известного автора бестселлеров New York Times Special Topics in Calamity Physics и Night Film .
Давным-давно, в школе Дэрроу-Харкер, Беатрис Хартли и ее пять лучших друзей были крутыми детьми, красивыми. Затем шокирующая смерть Джима — их творческого гения и бойфренда Беатрис — все изменила.
Через год после выпуска Беатрис возвращается в Уинкрофт — приморское поместье, где они провели так много ночей, делясь секретами, увлечениями, планами изменить мир — в надежде, что она доберется до сути мрачных вопросов, терзающих ее о Джиме. смерть.
Но ночь проходит в дымке высокопарных шуток и непостижимой тишины, и Беатрис чувствует, что никогда не узнает, что же произошло на самом деле.
Затем в дверь стучится таинственный мужчина. Беспечно он объявляет невозможное: время для них застряло, зацепившись за занозу, которую можно удалить только в том случае, если бывшие друзья примут самое суровое решение.
Теперь у Беатрис есть последний шанс найти ответы. . . и в жизни.
Так начинается Пробуждение Небесного Мира .
Получить эту книгу
Night Film
«Таинственный и даже немного головокружительный, удивительный акт воображения».
Дин Бакет, The New York Times
Влажным октябрьским вечером на заброшенном складе в Нижнем Манхэттене найдена мертвая красивая юная Эшли Кордова. Хотя ее смерть признана самоубийством, опытный журналист-расследователь Скотт МакГрат подозревает обратное. Расследуя странные обстоятельства жизни и смерти Эшли, МакГрат сталкивается лицом к лицу с наследием ее отца: легендарного затворника, режиссера культовых фильмов ужасов Станисласа Кордовы, человека, которого не видели на публике уже много лет.
Для МакГрата еще одна смерть, связанная с этой, казалось бы, проклятой семейной династией, кажется больше, чем просто совпадение. Хотя о мрачных и тревожных фильмах Кордовы написано много, о самом человеке известно очень мало.
Движимый местью, любопытством и жаждой правды, МакГрат с помощью двух незнакомцев все глубже и глубже погружается в жуткий, гипнотический мир Кордовы.
В последний раз, когда он был близок к разоблачению режиссера, МакГрат потерял свой брак и свою карьеру. На этот раз он может потерять еще больше.
Получить эту книгу Просмотр ночного кинодекодера
Специальные темы по физике бедствий
«Отчасти Гек Финн, отчасти Холден Колфилд, отчасти Фрэн Лейбовиц и отчасти Нора Эфрон».
Harper’s
Блю ван Меер — шестнадцатилетний гений с головой, полной литературных, философских и научных знаний. И все же, ей не помешали бы друзья. Поступив в элитную школу Сент-Голуэй, она находит кое-кого — клику великолепных чудаков, известную как Голубая кровь. Утопление, ужасающий поход и еще одно повешение позже, Блю обнаруживает, что разгадывает византийскую тайну убийства. Набоков встречает Агату Кристи (затем приглашает на вечеринку остальных участников западного каноника) в этом буйном дебюте — с нарисованными автором наглядными пособиями — который покорил читателей всех возрастов.
Получить эту книгу
Marisha Pessl
После стремительного критического и коммерческого успеха ее первого романа, Special Topics in Calamity Physics , Марише Пессл потребовалось довольно много времени, чтобы приступить к созданию своего угрюмого, смело амбициозного нового романа
Нет, это не беспокойство по поводу так называемого проклятия второкурсницы, говорит Пессл во время звонка в свою писательскую студию. По телефону Пессл дружелюбна, даже жизнерадостна, часто смеется, в отличие от задумчивой атмосферы ее нового романа. «Я взяла отпуск, потому что много путешествовала, и мне потребовалось некоторое время, чтобы вернуться к гибкому, почти спортивному складу ума писателя», — говорит она. Пессл, которому 35 лет, тоже развелся и после «долгих 10 лет в центре города» переехал на тихую, усаженную деревьями улицу в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена.
Срыв и задержка, как она теперь думает, были важны для психологической основы Night Film . «Прошло так много времени с тех пор, как я написала Special Topics , что в каком-то смысле я даже не помню, как я это сделала», — говорит Пессл, выросшая в Эшвилле, Северная Каролина, и написавшая свой первый роман в 2004 году. во время работы финансовым консультантом. Special Topics in Calamity Physics принес ей сделку на 500 000 долларов с Viking, стал бестселлером, когда он был опубликован в 2006 году, и вызвал ажиотаж в литературных кругах.
«Я подготовила Особые темы очень подробно, но с Night Film [я решила] оставить все на подсознание, а не ставить все на сцену», — говорит она. «Отправляясь в это действительно неопределенное, темное путешествие, каким бы ужасающим оно ни было, я испытал полное чувство неуверенности, которое, я надеюсь, похоже на то, что испытал Скотт».
Скотт МакГрат — центральный персонаж романа. В начале книги его жизнь в беспорядке. Когда-то известный журналист-расследователь, его карьера публично потерпела крах после того, как он выдвинул возмутительные обвинения и не очень завуалированные угрозы в адрес неуловимого культового режиссера Станисласа Кордовы. В результате его жена оставила его после горького развода, забрав с собой любимую дочь Макграта Сэм. Вскоре после этого МакГрат узнает, что 24-летняя дочь Кордовы Эшли была найдена мертвой на заброшенном складе в нижнем Манхэттене. МакГрат намеревается разгадать тайну смерти Эшли, но оказывается в рискованном и совершенно другом путешествии в погоне за правдой совершенно другого масштаба.
Пессл создала для своего вымышленного режиссера множество работ, в том числе сюжеты и актерский состав его 15 фильмов.
«Я люблю загадку, — говорит Пессл. «Есть что-то в этом путешествии, которое мы предпринимаем, когда пытаемся докопаться до сути чего-то, что приносит такое удовлетворение.
Это чувство искателя истины. Мне нравится быть искателем, авантюристом, всегда задавать вопрос, который никто не хочет задавать, заглядывать за кулисы, когда все говорят мне остановиться. Это просто моя природа. У меня есть инстинктивное любопытство к людям, событиям и окружающей среде. И за Night Film , работая над этой загадкой, я хотел создать темное путешествие, которое становилось все темнее и темнее, где персонажи теряли всякое ощущение реального мира».В то время как Скотт МакГрат является главным искателем и центральным героем романа, Станислас Кордова является отшельником, движимым искусством, притягательным таинственным персонажем книги. Он своего рода черная дыра с сильным гравитационным притяжением на каждого из персонажей, но на самом деле он никогда не появляется в действии истории.
«Я начал зачать Кордову после того, как посмотрел интервью Марка Цукерберга для программы «60 минут», — вспоминает Пессл. «Он говорил о Facebook и идее полной прозрачности мира.
«Я считаю работы Кордовы неотразимыми, потому что его искусство дает людям возможность иметь противоположность прозрачности — быть непрозрачным, неизвестным, необъяснимым, странным, цитировать без кавычек, выходить за рамки нормы. . Мне понравилась идея создать фигуру поп-культуры, которая была бы призрачной и позволяла людям исследовать свои темные стороны».
В одном из самых захватывающих разделов романа МакГрат и его соотечественники — начинающая актриса по имени Нора и бездельник по имени Хоппер, у каждого из которых есть свои причины искать правду о смерти Эшли — пробираются на территорию Пика, Огромное поместье Кордовы в горах к северу от Нью-Йорка. МакГрат отделяется от остальных и вскоре в ужасе бродит в темноте среди декораций психологически тревожных культовых фильмов Кордовы.
«Я знаю сюжеты всех 15 фильмов Кордовы, — говорит Пессл.0064 Ночной фильм . Она добавляет, смеясь, что ее мама (ее «первая правая рука читателя» и влияние на литературу на протяжении всей жизни) «наконец сказала: «Я думаю, что Random House ждет, когда ты напишешь роман, а не поставишь 15 фильмов и начнешь движение. «Я стал несколько одержим работой Кордовы и ее воплощением в жизнь».
Самым смелым и захватывающим способом, которым Пессл делает Кордову и другие аспекты романа реальными, является ее использование графики. Ночной фильм включает в себя устрашающе реалистичные скриншоты с веб-сайтов, новостные сообщения о Кордовах, репродукции полицейских отчетов, открытки и исторические фотографии.
Пессл задумал визуализацию романа, а затем работал с дизайнерским агентством Kennedy Monk в Лондоне, чтобы воплотить их в жизнь. «Они были такими веселыми. Мы буквально выбрали некоторых персонажей и позаботились о том, чтобы каждая иллюстрация была достаточно затемненной, чтобы она не мешала воображению читателя», — объясняет она. «Сегодня мы учимся из стольких разных источников, что мы ожидаем опираться на множество голосов, чтобы сформировать наши выводы. Я хотел иметь визуальный архив, который был бы очень осязаем для читателей. Я хотел, чтобы у меня было ощущение, что хотя Эшли и отца не было рядом, то, что они оставили с точки зрения образов, было таким ярким, как будто они были там».
В то время как персонажи и образы Night Film с кажущейся легкостью и мощью всплывали из подсознания Пессл, она говорит, что боролась с темпом романа. «Для меня действительно легко писать внутренние мысли, но мне сложнее перемещать персонажей в пространстве». Она никогда не любила показывать свое письмо никому, кроме разве что матери, пока оно не было закончено. Однако для своего второго романа она «хотела, чтобы его читало много глаз. Несмотря на то, что это длинная книга, я хотел, чтобы она читалась быстро. Я не хотел, чтобы что-то тянуло, и я не хотел, чтобы там было что-то бесцельное».
Пессл говорит, что никогда не писала с личной точки зрения, и, смеясь, уверяет интервьюера, что она из близкой и счастливой семьи. «У нас нет темных секретов, о которых я пишу. Но для каждого персонажа и каждого голоса я нашла в себе те места, где я очень хорошо настроена, и я просто подключаюсь к ним. Это как влезть в чью-то обувь и пальто и почувствовать себя им.
«Кордова — гораздо более экстремальный персонаж, чем я, но в прошлом я боролся с тем, сколько дать своему искусству, до какой крайности я могу довести свое письмо. Когда я нахожусь в процессе написания романа, я очень погружаюсь в этот мир. Это настолько захватывающий опыт, что легко потеряться. Так что некоторые вещи, с которыми Кордова борется с точки зрения его искусства и его семьи, я тоже в некотором роде испытал».
Ночной фильм открывается цитатой, предположительно, Станисласа Кордовы, которая начинается словами: «Смертельный страх так же важен для нашей жизни, как и любовь».
На вопрос в конце разговора, разделяет ли она эту точку зрения, Пессл отвечает: «Да. Я думаю, что мы находим смертельный страх по-разному. Но если мы ничем не рискуем и не подвергаем себя опасности, значит, мы не проживаем жизнь так полно, как могли бы. Я думаю, что это основная человеческая вещь, чтобы оставаться в безопасности и комфортно. Но подталкивать себя и быть смелым, совершать ошибки и идти на пределе своего таланта и опыта, чтобы увидеть, могу ли я стать лучше, — вот как я хочу жить — и как писатель, и как человек. Процесс прихода к этому осознанию определенно отражен в Ночной фильм . Я думаю, что страх — это здорово, а неуверенность — это то, что мы должны приветствовать. Потому что, когда мы выясняем, что за этим стоит, мы выросли».
Многие из ее поклонников, старых и новых, оценят то, что Пессл выросла как писатель в Night Film .
Получить книгу
Купить сейчас
Amazon Книги на миллион Барнс и Ноубл Книжный магазин.org Найти на WorldCat
Зарегистрироваться
Будьте в курсе новинок: Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы каждый вторник получать рекомендации по чтению в ваших любимых жанрах.