Кризис идентичности это: Кризис идентичности » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

Кризис идентичности » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

 

Кризис идентичности – критическое состояние индивида, связанное с осознанием им своего несоответствия желаемой идентичности. Рассмотрение проблемы кризиса идентичности в социологии молодежи во многом опирается на работы Э. Эриксона.

Процесс идентификации начинается с младенчества, но только в период юности развитие идентичности достигает точки, в которой возможно наступление кризиса идентичности а в дальнейшем люди могут испытывать такой кризис в любом возрасте при переходе от одного этапа становления личности к другому. В обществах с обязательными ритуалами перехода к взрослой жизни или жестко определенными ролями для подростков кризис идентичности менее выражен, чем в демократических обществах (Моутет, 2003: 334).

Наиболее распространен нормативный кризис идентичности. Его причины лежат в самом развитии индивида, усилении его потенциала и уязвимости старой формы идентичности (Эриксон, 1996: 25–28).

Такой кризис идентичности, как правило, становится импульсом для актуализации социализационного процесса,  в ходе которого и происходит разрешение кризиса. Успешность разрешения и сроки кризиса варьируются в зависимости от того, какой уровень идентичности (индивидуальный или групповой) он затрагивает, каково содержание (статусная, ролевая, гражданская, этническая, профессиональная и т. д.) и характер неадекватности идентичности (негативная, утраченная, недостигнутая, диффузная, виртуальная и др.), каковы социальные условия и обстоятельства жизни человека и его индивидуальные особенности. Нормативные кризисы идентичности чувствительны к воздействиям институтов и агентов социализации. Молодой человек, включаясь в различные виды деятельности и социальные отношения, обретает новые идентичности, большую уверенность в себе и удовлетворенность жизнью, получает опыт преодоления трудностей взросления и вхождения в самостоятельную жизнь, уточняет критерии оценки себя как личности и свои идентификационные ориентиры.
В молодом возрасте процессы социализации и идентификации, результатом которых становится целостная социальная идентичность, очень насыщены и динамичны. Их сопровождают предшествующие личностной зрелости нормативные кризисы идентичности.

Преодоление кризиса идентичности связано с достижением баланса позитивной идентичности на разных уровнях идентификации с учетом возрастных и психологических особенностей индивида. Обретение желаемой идентичности является трудным делом. Во-первых, это требует значительных волевых усилий и времени на освоение необходимых ценностей, норм, ролей, образцов поведения, убеждений, а также преодоления трудностей личностного роста; во-вторых, принятие некоторых идентичностей является проблематичным для индивида. Например, ситуационная идентичность может вступать в противоречие с ценностями и нормами индивида; в-третьих, идентичность может быть не реальна для индивида, поэтому во избежание длительного и неразрешимого кризиса идентичности человеку лучше пересмотреть свои притязания.

Кризис идентичности может проявляться не только как норма развития личности. Он может стать отклонением в случае затягивания тяжелого переходного состояния или его неразрешимости. Такой кризис сопровождается неудовлетворенностью, опустошенностью, тревожностью индивида, а порой и личностным разломом, утратой смысла жизни.

В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе, а также того, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, и также реальных значимых других. Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций.

Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека (Ковалева А. И., Луков В. А., 1999; Ковалева, Богданова, 2012; Луков, 2012).

 

Лит.: Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Моутет, Д. (2003) Кризисы идентичности // Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. СПб. : Питер. С. 334–335; Эриксон, Э. (1996) Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Издат. группа «Прогресс». 342 с.

А. И. Ковалева

Проявление кризиса идентичности в середине жизненного пути по материалам художественных образов(Шеманова Н.А.)

Статья посвящена описанию кризиса идентичности, связанному с переходом из одной стадии на другую взрослого человека. Согласно Э.Эриксону, каждая стадия имеет свои задачи. В период перехода с одной стадии на другую может возникать чувство несоответствия себя внешнего и себя внутреннего, приводящее к пониманию внутреннего конфликта. Это несоответствие проходит в различных плоскостях и иллюстрируется произведениями Б.Пастернака, А.С.Пушкина, Ю.Трифонова, Г.Гессе, Х.Мураками и другими авторами.

Ключевые слова: кризис идентичности, отношение к своему возрасту, рациональность у женщин, эмоциональность у мужчин, личный опыт, прошлое, будущее, смена ценностей.

Понятие кризиса идентичности личности ввел американский психолог Э.

Эриксон. Э.Эриксон разбил жизнь человека на стадии. Для каждой стадии развития имеется своя задача, поставленная обществом. Решая эту задачу, человек приобретает другую форму эго-идентичности. Понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации. Переход из одной стадии к другой сопровождается кризисом. По Э.Эриксону кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Эриксон выделил восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле ее успешности и неуспешности. Человек выходит из каждого кризиса с усилившимся ощущением внутреннего единства, с развившимися способностями к здравым суждениям, к «хорошим действиям» в соответствии со своими собственными стандартами и стандартами значимых для них людей [14].

В периоды перехода с одной стадии на другую может возникать чувство несоответствия себя внешнего и себя внутреннего, приводящее к пониманию своего внутреннего конфликта. Это несоответствие может проходить в разных плоскостях.

1.Человек среднего возраста сталкивается с изменениями в своем теле.

В первую очередь сюда может быть отнесено как здоровье человека, так и внешний вид. По результатам исследования А.А.Кроника была выявлена определенная тенденция, обозначенная авторами как феномен «консервации возраста». С возрастом значительно увеличивается число лиц, оценивающих себя более молодыми, чем в действительности [4]. Нередко можно встретить мужчину среднего возраста, который просит, чтобы его называли на «Ты». И он очень удивляются, что какому-то молодому человеку это будет сложно сделать. Многие взрослые мужчины понимают, что теперь их сын обыгрывает его в спортивных играх, хотя несколькими годами раньше было наоборот. Об этом переживании Ю.

Трифонов пишет «Человек осознает свой возраст с опозданием. Вроде того, как с изменой жены: все уже все знают, а ты не догадываешься. Но есть нечто, существующее помимо сознания, какой-то тайный часовой механизм, который вдруг подает сигналы» [8].

Период от юности до периода зрелости многие переживают как один возраст. Ф.Феллини писал о себе: «Я пребывал в том застывшем отрезке времени, с которым мы не расстаемся очень долго — от восемнадцати лет до зрелого возраста. Мне приходилось даже на мгновение напрягаться, чтобы вспомнить, сколько же мне лет на самом деле» [10]. Но в один момент человек вдруг понимает, сколько же ему лет.

Принятие своей измененной внешности и ухудшившегося здоровья является одной из задач кризисного периода.

Во-вторых, в период кризиса начинается физиологическая перестройка человека. (У мужчин снижается количество мужских гормонов или чувствительность рецепторов, у женщин — женских). Физиологические изменения, происходящие в организме, приводят к тому, что женщины становятся более мужественными, а мужчины более женственными. Мужчинам в большей степени необходима эмоциональная жизнь, а женщины становятся менее эмоциональными, а скорее рациональными. Очень сходно это изменение описано у К.Юнга, который считал, что мужчины и женщины имеют одновременно как мужские качества, так и женские. В процессе взросления человека черты противоположного пола подавляются. Но в зрелом возрасте, который сопровождается кризисом, мужчины и женщины начинают находить тайные части своей личности, связанные с противоположным полом. И тем самым обретают единство этих противоположных частей. «Для южных народов особенно характерно, что у пожилых женщин появляется хриплый, низкий голос, усы, жесткие черты лица и разные другие мужские признаки. И наоборот, мужской физический хабитус ослабляется женскими чертами, например увеличением жировой прослойки и более мягким выражением лица» [15]. Человек в период кризиса среднего возраста переходит от четких половых границ к периоду размывания границ. В этом его отличие от кризиса юности, когда в процессе перехода из детства в юность создаются половые различия.

Сходным образом описывает кризис Г.Гессе в повести «Степной волк». Герой книги Гарри всю жизнь придавал значение лишь тем способностям, в которых случайно оказался силен. Он был очень тонким специалистом по части поэзии, музыки и философии, а все остальное в своей личности, весь прочий хаос своих инстинктов, воспринимал как обузу и окрестил «Степным волком». Он всегда стремился к великому и вечному, никогда не довольствовался красивым и малым. Чем больше будила его жизнь, тем больше возвращала она его к нему же самому, тем больше становилась его беда, тем больше погружался он в страдание и страх. Девушка, которая встретилась ему в жизни, говорила: «Ты удивляешься, что я несчастлива, ведь я же умею танцевать и так хорошо ориентируюсь на поверхности жизни. А я удивляюсь, что ты так разочарован в жизни, ведь ты-то разбираешься в самых прекрасных и глубоких вещах, ведь ты же как дома в царстве духа, искусства, мысли! Я научу тебя танцевать, играть, улыбаться… Ты любовь принимаешь очень уж всерьез. Для тебя важно чтобы ты освоился в маленьких, легких, житейских искусствах и играх. Любить идеально, трагически — это ты умеешь. Теперь тебе необходимо любить еще и обыкновенно, по-человечески». Задачей Гарри является обрести свою скрытую часть, ту, где разум не нужен [3].

Интересно, что, если проследить, как менялись постановки Ф.Феллини и И.Бергмана, можно заметить, что с течением времени содержание фильмов значительно изменилось: тема одиночества, тема глубокой трагической любви, великие и вечные темы сменились поиском глубокого вечного смысла в смехе, игре, мелочах и земной любви.

2. Человека формирует не только наследственность, но и личный опыт. В.Франкл считает, что «всякая человеческая личность представляет собой нечто уникальное, и каждая из ее жизненных ситуаций неповторима» [12].

Во время кризиса в человеке происходят изменения, связанные с переходом в другой период его жизни. Он переживает свой внутренний жизненный опыт, старается взять ответственность за все, что случилось в его жизни. Эта внутренняя работа приводит к смене ценностей. Меняется иерархия ценностей. Человеку необходимо привыкнуть к себе, и задача человека в этот период понять, кто он есть сейчас. Человеку необходимо очертить свои новые изменившиеся границы — идентифицировать себя в качественно новых условиях физиологического состояния.

Человек, совершая внутреннюю работу, все время меняется. Как писал М.М.Бахтин, человек никогда не совпадает с самим собой, к нему нельзя применить формулу тождества: А есть А [1]. Познание человека возможно только в диалоге с ним. Человек видит себя со стороны иначе, чем себя же внутри. Для его развития очень важен внутренний диалог. В состоянии кризиса у человека возрастает значение внутреннего диалога по сравнению с внешним общением. Отчасти с этим связано стремление к освобождению от связей с другим и стремление к одиночеству. Формирование новой личности требует разрыва прежних отношений, и поэтому кризисы среднего возраста сопровождаются этими разрывами.

Несоответствие себе описано в романе Х.Мураками «К югу от границ, на запад от солнца»: «А ведь я живу какой-то чужой жизнью. Будто кто-то приготовил все для меня, саму жизнь приготовил. Много ли во мне от меня самого? Где граница, до которой я — это я, а за ней — уже не я? Руки на руле… На сколько процентов это мои руки? И все, что меня окружает… до какой степени оно реально?» [5].

Состояние, характерное для продуктивного переживания кризиса, выражено также в словах Г.Гессе: «Отчаянно цепляться за жизнь — это значит идти вернейшим путем к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим «я» ради перемен ведет к бессмертию» [3]. Готовность к переменам предстает как путь к возобновлению жизни.

Согласно Р.Мэйю человек во время кризиса пытается найти свой новый центр, свою сущность. «Все живое на земле (включая растений и животных) центрировано на себе. Когда срезаешь верхушку дерева, оно вновь пустит ветви к солнцу, зная, где создать новый центр. У человека это способ принятия небытия, для того чтобы получить возможность сохранить свое маленькое бытие» [6].

В кризисе среднего возраста, как и в кризисе юности, задействована вся личность в целом. В это время происходит полное изменение и обновление личности в отличие от детских кризисов, которые являются этапами развития личности, и кризисами взрослых, связанных с событиями жизни (рождение детей, смерть близких, уход выросших детей из семьи, изменение социального устройства, например перестройка в СССР), когда человек открывает различные аспекты своей личности. Но личность целиком не меняется. Человек ощущает в себе отмирание какой-то одной своей части и открытие или возникновение другой части. Например, в ситуации смерти родителей возникает чувство «сиротства» даже у взрослых людей. В процессе кризиса среднего возраста вся личность встает перед проблемой смерти. В кризисе юности вся личность впервые рождается.

3. На формирование человека важное влияние оказывает та культурная среда, в которой живет человек. Значительная часть того, что люди думают, чувствуют и чем они являются, определяется культурой, к которой они принадлежат. Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества.

Происходящие в человеке процессы неминуемо приводят человека к переоценке смыслов и ценностей, и осознание такой резкой перемены может вызвать у него отчаяние. Он осознает, что у него нет прошлого. Все, что он делал до сих пор, было ошибкой, то, что он чувствовал до этого времени, было примитивно. Человек может совершить самоубийство не только, когда у него нет будущего, нет настоящего, но и когда у него нет прошлого. «Мне кажется, — писал Б.Пастернак, — Маяковский застрелился из гордости, оттого, что он осудил что-то в себе или около себя, с чем не могло мириться его самолюбие….» [7]. Мужчина может почувствовать, что его жена ему совершенно чужая. Тот образ жизни, который человек вел до сих пор, не имеет для него никакого внутреннего смысла. Задача человека во время кризиса принять свое прошлое, видеть не только одни ошибки, а научиться различать в нем и что-то хорошее. Прошлое необходимо принять как часть целой жизни. В.Хесле пишет: «Если я признаю скрытую закономерность своего прошлого, то я могу примириться с ним, даже если и отвергаю его исходя из принятых мною новых норм. Ибо даже, если я и совершил ошибки, которые не должен был совершать, я могу усмотреть в них условие возможности прогресса: прогресс был бы невозможен, если бы я достиг совершенного понимания уже в начале жизненного пути» [13].

Принятие своего прошлого отражено в стихотворении А.С.Пушкина «Воспоминание»:

Воспоминание безмолвно предо мною
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

В состоянии кризиса человек оглядывается назад, анализирует свое прошлое, пытается себя понять в настоящем и думает о будущем. Он пытается подвести предварительные итоги. Человеку, находящемуся в кризисе, будущее представляется черной дырой. Неясность будущего, которое приближает к смерти, приводит человека к утрате смысла жизни.

Во время кризиса происходит смена ценностей, человеку необходимо найти в культуре новые образцы жизни. Предыдущие ценности ему кажутся бессмысленными, он начинает искать другие ценности, чтобы решить вопрос приближающейся смерти, найти способы остаться бессмертным. Человек начинает искать этот смысл в том, «что превосходит конечную индивидуальную жизнь, что не уничтожается фактом смерти». К вопросу смысла жизни и поиску бессмертия обращались многие философы, психологи и художники.

Как писал В.Франкл, человек в отличие от животного обладает способностью понять, что должна существовать мудрость, которая принципиально превосходит его собственную, а именно надчеловеческую мудрость, которая вселила в него разум и в животных — инстинкты [12].

Человек начинает болезненно осознавать конечность собственной жизни и стремится понять, как преодолеть эту конечность. А.Ф.Лосев писал: «Уже самое предложение «я умру» показывает, что «я» и «смерть» разные вещи». В кризисе юности человек тоже не видит будущего, оно ему тоже не ясно, но именно в кризисе среднего возраста за временной перспективой человек видит смерть [2].

Наиболее отличительной характеристикой человека в сравнении с животными является способность сознавать наличие будущего и неизбежность смерти считает Р.Фейфел. Смерть — это нечто, что случится с каждым человеком. Уникальность человеческой жизни получает истинное значение при осознании того, что он смертен. И встреча со смертью открывает для человека жажду бессмертия. Жизнь нельзя по-настоящему охватить или прожить полноценно, если не пытаться учитывать идею смерти [9].

В.Франкл пишет об этом так: «Небытие, которого человек страшится, находится не только вне человека, но и заключено в нем самом. Именно перед этим внутренним небытием человек испытывает страх, и из страха перед самим собой он бежит от самого себя: он бежит от одиночества, так как одиночество означает — быть всегда наедине только с самим собой. Люди боятся крушения их надежд, боятся ощущения бессмысленности собственного существования, которое порождает безысходную скуку» [12].

Человек в сорок лет начинает видеть рубеж.

За поворотом в глубине лесного лога
Готово будущее мне верней залога,
Его уже не втянешь в спор и не заластишь,
Оно распахнуто, как бор, все вглубь, все настежь.
( Б.Пастернак)

Здесь будущее осмысленно, как суд, как отчет перед совестью. Несмотря на перспективу смерти, будущее не теряет смысла, что выражено в словах «распахнуто вглубь и настежь». Это свидетельствует о продуктивно пережитом кризисе.

Все перечисленное показывает, что происходят изменения личности в целом и человек встает перед проблемой формирования личности заново.

Внутренне подавленное состояние переносится на внешний мир, и он может восприниматься в «темных тонах», как это было у героя х/ф Антониони «Профессия репортер». Герой фильма через некоторое время после обретения внутренней свободы говорит о знакомом слепом, который прозрел, когда ему было почти сорок лет после операции. «Сначала он был счастлив по настоящему. Лица, цвета, пейзажи. Но потом все стало меняться. Мир оказался гораздо хуже, чем он представлял. Никто не говорил ему, сколько вокруг грязи, сколько уродства. Он замечал это уродство повсюду. Когда он был слепым, он переходил улицу один с палочкой. Когда ему вернулось зрение, он стал бояться. Стал жить в темноте, никогда не выходил из своей комнаты. И через три года покончил с собой».

Страдания, перенесенные во время кризиса, могут превратиться в достижения и победы. Пережив кризис, приняв трагизм жизни, человек открывает виденье реальности большего масштаба, большей глубины.

Список литературы

  1. Бахтин М. М. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского, // сб. Психология личности: Тексты — М., 1982
  2. Бибихин В.В. Из рассказов А.Ф.Лосева, // Начала, №2, М., 1993.
  3. Гессе Г. Степной волк. — Новосибирск, 1990.
  4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  5. Мураками Х. К югу от границ, на запад от солнца. — М., 2010.
  6. Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии //сб. Экзистенциальная психология. — М., 2001.
  7. Пастернак Б. Люди и положения. В сб.: Воздушные пути, М.,1983.
  8. Трифонов Ю. Долгое прощание. — М., 1973.
  9. Фейфел Г. Смерть — релевантная переменная в психологии. // сб.Экзистенциальная психология, — М., 2001.
  10. Феллини Ф. Делать фильм. — М., 1984.
  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
  12. Франкл В. Психотерапия на практике. — СПб.,2001.
  13. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. //Вопросы философии. 1994, №10.
  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.
  15. Юнг К.Г. Жизненный рубеж. Проблема души нашего времени. — М.,1996.

Шеманова Н.А.,

Опубликовано: «Психология зрелости и старения» №3, 2013г.

Работы Шемановой Н.А. «Некоторые особенности развития личности взрослого человека сквозь призму художественных образов», «Особенность переживания возрастных кризисов развития мужчинами и женщинами (по материалам художественных образов)», «Проявление кризиса идентичности в середине жизненного пути (по материалам художественных образов)» и «Переоценка ценностей в середине жизни по материалам художественной литературы» представляют единый цикл, описывающий феномен «кризиса среднего возраста», выполнены под руководством доктора психологических наук, профессора Л.Ф. Обуховой.

Определение, причины и способы преодоления

Психоаналитик и психолог Эрик Эриксон разработал концепцию кризиса идентичности, чтобы охарактеризовать фазу экспериментирования и развития идентичности, которую люди переживают в подростковом возрасте.

Период кризиса идентичности приходится на пятую эриксоновскую стадию развития. Во время кризиса человек экспериментирует с разными ролями и идентичностями. В конце этой стадии развития человек либо разрешает кризис и имеет твердую идентичность, либо имеет спутанность идентичности. В теории Эриксона кризис идентичности — нормальная, предсказуемая часть здорового развития.

С тех пор это понятие стало популярным, и многие люди теперь используют его для описания любой фазы, на которой человек задает себе вопросы. Например, люди могут сказать, что кризис среднего возраста — это кризис идентичности, что у них кризис идентичности, если они не могут выбрать карьеру, или они могут сообщить о кризисе идентичности после окончания колледжа или другого серьезного изменения в жизни. То есть этот термин теперь имеет два различных значения, и в популярном использовании он значительно изменился по сравнению с его первоначальным значением.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше о кризисе идентичности, важности идентичности, причинах и симптомах, советах по преодолению трудностей и советах о том, когда обращаться к врачу.

Согласно восьми стадиям развития Эрика Эриксона, кризис идентичности происходит как часть нормального развития.

Каждый из восьми этапов Эриксона представляет собой конфликт между двумя противоположными ценностями. На пятом этапе, в подростковом возрасте, человек должен выбирать между идентичностью и путаницей идентичности. Этот этап характеризуется кризисом идентичности.

Во время кризиса идентичности человек «примеряет» разные идентичности и способы существования. Они могут подвергнуть сомнению ценности и культурные нормы своей семьи и начать развивать свою собственную систему ценностей и уникальную индивидуальность отдельно от своей семьи.

Термин изменился со временем. В его популярном использовании люди используют его для обозначения любого случая, когда личность человека меняется или когда он ставит под сомнение свою личность. Например, культурные или профессиональные изменения могут спровоцировать кризис профессиональной идентичности.

Чувство идентичности помогает людям взаимодействовать с окружающим миром. Постоянная идентичность может уменьшить замешательство и тревогу, помочь человеку сделать выбор и воспитать значимую самооценку.

Эриксон утверждал, что уверенность в идентичности помогает человеку отвергнуть неконгруэнтную самооценку. Например, человек с сильным чувством идентичности может быть лучше подготовлен к тому, чтобы игнорировать или отвергать травлю. Путаница или неуверенность в идентичности могут привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия и тревога.

Эриксон считал, что важно быть гибким и не стремиться только к сильной идентичности. Это может воспитать фанатизм и негибкость. Вместо этого человек должен быть открыт для изменений в своей идентичности.

В понимании Эриксона развитие сосредоточено вокруг восьми стадий психосоциального развития, которые следуют друг за другом в предсказуемом порядке. Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, когда человек сталкивается с кризисом идентичности и должен выбирать между эго-идентичностью и замешательством.

Согласно популярной концепции кризиса идентичности, кризис идентичности может возникнуть после серьезных изменений в жизни или после травмы. Некоторые потенциальные причины могут включать:

  • окончание средней школы или колледжа
  • вступление в брак
  • выход на работу
  • потеря супруга или родителя
  • рождение ребенка

    И в понимании Эриксона, и в популярной концепции кризисы идентичности имеют несколько общих черт. Среди них:

    • изучение новых идентичностей и способов бытия
    • проба различных способов мышления
    • неуверенность в своей идентичности и ценностях
    • размышления о своей роли в мире и в отношениях

    Важно, что в эриксоновском понимании идентичности кризиса такое поведение характерно для подросткового возраста, а не для других стадий развития. Здоровое развитие идентичности требует от подростка разрешения кризиса с чувством идентичности. Это не требует лечения.

    В популярной концепции кризиса идентичности кризис идентичности может иметь дополнительные признаки:

    • серьезное изменение в жизни, такое как окончание колледжа или переживание пандемии COVID-19
    • изменение ценностей или жизненного пути человека
    • изменение в развитии вне подросткового возраста, например, вступление в брак или вступление в средний возраст
    • изменение гендерной идентичности

    Как и в понимании Эриксона, это популярное понимание разрешается, когда человек понимает и принимает свою идентичность. Однако, в отличие от эриксоновского понимания, это не обычная часть развития. Человеку может потребоваться лечение для поддержки психического здоровья, чтобы справиться с этим.

    Кризис личности в понимании Эриксона не требует лечения. Эриксон действительно считал, что определенное поведение и эмоции могут быть признаками проблем развития и спутанности личности. Например, депрессия, тревога и другие распространенные проблемы среди молодежи могут быть результатом неразрешенного кризиса идентичности.

    Люди, испытывающие проблемы с самоидентификацией, могут найти поддержку в терапии. Во время терапии человек может прояснить свои ценности, обсудить свою историю, восстановить или развить новую идентичность и получить поддержку при тревоге и стрессе, которые иногда сопровождают кризис идентичности.

    Кризис личности не является диагнозом психического здоровья и не требует лечения. Однако у некоторых людей могут развиться психические расстройства во время кризиса идентичности или обнаружить, что их кризис идентичности усугубляет ранее существовавшее состояние психического здоровья. Лекарства, особенно вместе с терапией, могут помочь.

    Некоторые состояния, похожие на кризис идентичности, включают:

    • Кризис среднего возраста: Кризис идентичности в среднем возрасте.
    • Кризис четверти жизни: Кризис идентичности, который часто случается у человека в возрасте 20 лет, когда он начинает карьеру или заканчивает колледж.
    • Кризис профессиональной идентичности : Кризис, возникающий, когда человек не уверен в своей карьере.
    • Гендерная дисфория: Чувство дискомфорта из-за пола, присвоенного человеку при рождении, что может включать желание жить как другой пол.
    • Расстройство адаптации: Интенсивная стрессовая реакция на стресс или травму.

    Узнайте больше о расстройстве адаптации здесь.

    Некоторые стратегии преодоления кризиса идентичности включают:

    • Изучение различных идентичностей и способов существования. Чтение новых книг, просмотр телевизора, посещение различных религиозных церемоний и другие стратегии изучения личности могут помочь. Эта стратегия также может сделать различные идентичности более приемлемыми.
    • Взаимодействие с разными людьми. Узнайте об их жизни и спросите об их опыте. Это может помочь в развитии осмысленной идентичности.
    • Рассмотрение того, как культурные и семейные нормы влияют на личность человека. Взвесьте, какие аспекты человек хотел бы принять, а какие отвергнуть.
    • Обращение за поддержкой к близким, которым доверяют, или к терапевту.
    • Понимание того, что никто другой не может и не должен устанавливать личность человека.
    • Воспринимать кризис как шанс развить осмысленное чувство идентичности и цели.

    Кризис идентичности не является диагнозом психического здоровья или медицинской проблемой. В эриксоновском понимании это естественная стадия развития. Лечение не требуется, если у человека разрешается кризис и не развивается спутанность личности.

    Человек может подумать о том, чтобы поговорить с врачом или специалистом в области психического здоровья, если он:

    • испытывает сильную неудовлетворенность или путаницу в отношении своей личности
    • нуждается в поддержке психического здоровья для преодоления кризиса идентичности
    • испытывает сильную тревогу или депрессию
    • есть мысли о членовредительстве

    Профилактика самоубийств

    Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:

    • Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
    • Слушайте человека без осуждения.
    • Позвоните по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи, или отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
    • Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
    • Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.

    Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. 988 Suicide and Crisis Lifeline доступен 24 часа в сутки по номеру 988. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой услугой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.

    Щелкните здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.

    Кризис идентичности — типичная стадия развития, с которой, в понимании Эриксона, должен столкнуться каждый. За пределами концепции Эриксона кризисы идентичности остаются обычным явлением, и некоторые люди переживают несколько кризисов в течение жизни.

    Кризис идентичности не обязательно негативен. Это может побудить человека задуматься о своих ценностях и месте в мире, принять новые ценности и понять свои отношения с другими. Однако этот процесс может вызвать стресс, и у людей, которые чувствуют себя застрявшими, может развиться путаница идентичности. Если это произойдет, им следует обратиться за консультацией по психическому здоровью.

    Разговоры с поддерживающими их близкими или терапевтом также могут помочь людям справиться с кризисом идентичности.

    Определение, причины и способы преодоления

    Психоаналитик и психолог Эрик Эриксон разработал концепцию кризиса идентичности, чтобы охарактеризовать фазу экспериментирования и развития идентичности, которую люди переживают в подростковом возрасте.

    Период кризиса идентичности приходится на пятую эриксоновскую стадию развития. Во время кризиса человек экспериментирует с разными ролями и идентичностями. В конце этой стадии развития человек либо разрешает кризис и имеет твердую идентичность, либо имеет спутанность идентичности. В теории Эриксона кризис идентичности — нормальная, предсказуемая часть здорового развития.

    С тех пор это понятие стало популярным, и многие люди теперь используют его для описания любой фазы, на которой человек задает себе вопросы. Например, люди могут сказать, что кризис среднего возраста — это кризис идентичности, что у них кризис идентичности, если они не могут выбрать карьеру, или они могут сообщить о кризисе идентичности после окончания колледжа или другого серьезного изменения в жизни. То есть этот термин теперь имеет два различных значения, и в популярном использовании он значительно изменился по сравнению с его первоначальным значением.

    Продолжайте читать, чтобы узнать больше о кризисе идентичности, важности идентичности, причинах и симптомах, советах по преодолению трудностей и советах о том, когда обращаться к врачу.

    Согласно восьми стадиям развития Эрика Эриксона, кризис идентичности происходит как часть нормального развития.

    Каждый из восьми этапов Эриксона представляет собой конфликт между двумя противоположными ценностями. На пятом этапе, в подростковом возрасте, человек должен выбирать между идентичностью и путаницей идентичности. Этот этап характеризуется кризисом идентичности.

    Во время кризиса идентичности человек «примеряет» разные идентичности и способы существования. Они могут подвергнуть сомнению ценности и культурные нормы своей семьи и начать развивать свою собственную систему ценностей и уникальную индивидуальность отдельно от своей семьи.

    Термин изменился со временем. В его популярном использовании люди используют его для обозначения любого случая, когда личность человека меняется или когда он ставит под сомнение свою личность. Например, культурные или профессиональные изменения могут спровоцировать кризис профессиональной идентичности.

    Чувство идентичности помогает людям взаимодействовать с окружающим миром. Постоянная идентичность может уменьшить замешательство и тревогу, помочь человеку сделать выбор и воспитать значимую самооценку.

    Эриксон утверждал, что уверенность в идентичности помогает человеку отвергнуть неконгруэнтную самооценку. Например, человек с сильным чувством идентичности может быть лучше подготовлен к тому, чтобы игнорировать или отвергать травлю. Путаница или неуверенность в идентичности могут привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия и тревога.

    Эриксон считал, что важно быть гибким и не стремиться только к сильной идентичности. Это может воспитать фанатизм и негибкость. Вместо этого человек должен быть открыт для изменений в своей идентичности.

    В понимании Эриксона развитие сосредоточено вокруг восьми стадий психосоциального развития, которые следуют друг за другом в предсказуемом порядке. Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, когда человек сталкивается с кризисом идентичности и должен выбирать между эго-идентичностью и замешательством.

    Согласно популярной концепции кризиса идентичности, кризис идентичности может возникнуть после серьезных изменений в жизни или после травмы. Некоторые потенциальные причины могут включать:

    • окончание средней школы или колледжа
    • вступление в брак
    • выход на работу
    • потеря супруга или родителя
    • рождение ребенка

      И в понимании Эриксона, и в популярной концепции кризисы идентичности имеют несколько общих черт. Среди них:

      • изучение новых идентичностей и способов бытия
      • проба различных способов мышления
      • неуверенность в своей идентичности и ценностях
      • размышления о своей роли в мире и в отношениях

      Важно, что в эриксоновском понимании идентичности кризиса такое поведение характерно для подросткового возраста, а не для других стадий развития. Здоровое развитие идентичности требует от подростка разрешения кризиса с чувством идентичности. Это не требует лечения.

      В популярной концепции кризиса идентичности кризис идентичности может иметь дополнительные признаки:

      • серьезное изменение в жизни, такое как окончание колледжа или переживание пандемии COVID-19
      • изменение ценностей или жизненного пути человека
      • изменение в развитии вне подросткового возраста, например, вступление в брак или вступление в средний возраст
      • изменение гендерной идентичности

      Как и в понимании Эриксона, это популярное понимание разрешается, когда человек понимает и принимает свою идентичность. Однако, в отличие от эриксоновского понимания, это не обычная часть развития. Человеку может потребоваться лечение для поддержки психического здоровья, чтобы справиться с этим.

      Кризис личности в понимании Эриксона не требует лечения. Эриксон действительно считал, что определенное поведение и эмоции могут быть признаками проблем развития и спутанности личности. Например, депрессия, тревога и другие распространенные проблемы среди молодежи могут быть результатом неразрешенного кризиса идентичности.

      Люди, испытывающие проблемы с самоидентификацией, могут найти поддержку в терапии. Во время терапии человек может прояснить свои ценности, обсудить свою историю, восстановить или развить новую идентичность и получить поддержку при тревоге и стрессе, которые иногда сопровождают кризис идентичности.

      Кризис личности не является диагнозом психического здоровья и не требует лечения. Однако у некоторых людей могут развиться психические расстройства во время кризиса идентичности или обнаружить, что их кризис идентичности усугубляет ранее существовавшее состояние психического здоровья. Лекарства, особенно вместе с терапией, могут помочь.

      Некоторые состояния, похожие на кризис идентичности, включают:

      • Кризис среднего возраста: Кризис идентичности в среднем возрасте.
      • Кризис четверти жизни: Кризис идентичности, который часто случается у человека в возрасте 20 лет, когда он начинает карьеру или заканчивает колледж.
      • Кризис профессиональной идентичности : Кризис, возникающий, когда человек не уверен в своей карьере.
      • Гендерная дисфория: Чувство дискомфорта из-за пола, присвоенного человеку при рождении, что может включать желание жить как другой пол.
      • Расстройство адаптации: Интенсивная стрессовая реакция на стресс или травму.

      Узнайте больше о расстройстве адаптации здесь.

      Некоторые стратегии преодоления кризиса идентичности включают:

      • Изучение различных идентичностей и способов существования. Чтение новых книг, просмотр телевизора, посещение различных религиозных церемоний и другие стратегии изучения личности могут помочь. Эта стратегия также может сделать различные идентичности более приемлемыми.
      • Взаимодействие с разными людьми. Узнайте об их жизни и спросите об их опыте. Это может помочь в развитии осмысленной идентичности.
      • Рассмотрение того, как культурные и семейные нормы влияют на личность человека. Взвесьте, какие аспекты человек хотел бы принять, а какие отвергнуть.
      • Обращение за поддержкой к близким, которым доверяют, или к терапевту.
      • Понимание того, что никто другой не может и не должен устанавливать личность человека.
      • Воспринимать кризис как шанс развить осмысленное чувство идентичности и цели.

      Кризис идентичности не является диагнозом психического здоровья или медицинской проблемой. В эриксоновском понимании это естественная стадия развития. Лечение не требуется, если у человека разрешается кризис и не развивается спутанность личности.

      Человек может подумать о том, чтобы поговорить с врачом или специалистом в области психического здоровья, если он:

      • испытывает сильную неудовлетворенность или путаницу в отношении своей личности
      • нуждается в поддержке психического здоровья для преодоления кризиса идентичности
      • испытывает сильную тревогу или депрессию
      • есть мысли о членовредительстве

      Профилактика самоубийств

      Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:

      • Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
      • Слушайте человека без осуждения.
      • Позвоните по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи, или отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
      • Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
      • Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.

      Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. 988 Suicide and Crisis Lifeline доступен 24 часа в сутки по номеру 988. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой услугой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.

      Щелкните здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.

      Кризис идентичности — типичная стадия развития, с которой, в понимании Эриксона, должен столкнуться каждый. За пределами концепции Эриксона кризисы идентичности остаются обычным явлением, и некоторые люди переживают несколько кризисов в течение жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *