что это такое, его признаки и как избавиться?
Тёплые объятия, поцелуи и искреннее слова: «Мама, я тебе люблю» — всегда греют сердце. Но иногда это, как кажется, переходит границы. Ребёнок в возрасте 4 лет хочет спать в одной кровати и желает жениться. Это проявления Эдипового комплекса и является этапом при нормальном развитии малыша. Но иногда такое поведение может затянуться дольше, иногда намного дольше, чем обычно. Давайте разбираться.
Что такое Эдипов комплекс?
Эдипов комплекс — это сексуальное влечение к родителю противоположного пола и чувство ревности к представителю своего пола. Был назван, описан известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом в честь мифа об Эдипе, который убил своего отца-царя и женился на своей матери.
Сын испытывает сексуальное желание и сильную любовь к матери. К отцу же агрессивные чувства, ревность. Стремится отодвинуть его в сторону, чтобы занять место отца. Пытается вести себя, как мужчина, насколько это входит в детские несформированные понятия. Также дочка хочет стать на место матери. Иногда для этого выделяют специфическое название – комплекс Электры.
Фрейд утверждал, что комплекс Эдипа характерный для всех детей от 3 лет – время становления отдельной личности, отдельного «Я». И должен в норме пройти до 6-7 лет. Если этого не происходит, то стоит говорить о нарушении развития и его надо исправлять.
Пройти тест на тип личности
Психология комплекса Эдипа.
Не все психологи спокойно приняли фрейдовскую трактовку легенды и оформление теории. Некоторые вообще её не воспринимали и интерпретировали по-другому. Адлер утверждал, что так проявляется желание господствовать над обоими родителями.
Юнг говорил, что стремление сына быть ближе к своей матери – это ни что иное, как желание вернуться в лоно. Там было тепло, уютно, обволакивало постоянное чувство защиты и любви. От тебя ничего не требовалось, как сейчас в 3-4 года.
Фромм утверждал, что так проявляться желание ребёнка свергнуть патриархальный режим в семье. Райх добавил: Эдипов комплекс не будет постоянным элементом развития. Когда в будущем поменяются роли в семье, он может исчезнуть. Так психологи и не дошли до одной точки зрения, современные эксперименты не могут прийти к одному умозаключению.
Ещё Фрейд предполагал, что именно с возникновением этого комплекса связано наличие запретов морали, религии и культуры в виде инцеста. Поскольку сексуальное желание со стороны ребёнка имеет воплощение в реальной жизни.
Основные признаки.
В зависимости от того, какой тип воспитания в семье, какие взаимоотношения между членами, основные симптомы могут отличаться. К основным относятся:
- Капризное поведение. Ребёнок пытается обратить на себя внимание родителя противоположного пола. Поэтому пытается это сделать не только хорошим поведением, но и капризами, истериками.
- Стрессовое состояние психики. Находятся в постоянном напряжении и раздражении, поскольку испытывают новые ощущения, которые не понимают. Также, вокруг постоянно находится соперник, за которого надо быть лучше.
- Чувство собственности. Сложно отпустить маму/папу на целый день, если уходит на работу, в гости, по магазинам. Ребёнок грустит, скучает, пока не вернётся родитель.
- Отсутствие друзей. Отказывается от общения и проведения времени со своими сверстниками. Отдаёт предпочтение и внимание только маме/отцу.
- Сновидения. Если расскажет о своих снах, то часто можно услышать эротический подтекст относительно одного из родителей.
Последствия нарушения развития.
Комплекс должен пройти до 6-7 лет. Если же нет, то это отпечатается на личности подростка, а потом и взрослого человека. Парень будет несамостоятельным, поскольку привык всегда быть возле мамы, которая решает за него все вопросы и проблемы. Отсюда выплывает и неуверенность в своих действиях. Также и относительно тандема дочка-отец.
Дети обретают черты родителей с противоположным полом. Девочки имеют сильный и упрямый характер, целеустремлённые, иногда даже агрессивные. Такие личности привлекают мужчин, ими интересуются. Но сложно построит отношения, к ним часто не могут найти правильный подход.
Относительно сына, то ситуация хуже. Поскольку слабо характерный, женоподобный мужчина мало кого привлекает. И как следствие, вовсе не складываются отношение с противоположным полом. Становится замкнутым, усиленное чувство одиночества. Может со своей стороны разочароваться в женщинах, поскольку они не похожи на его идеальную Маму.
Пройти тест на темперамент
Как избавится от комплекса Эдипа?
Фрейд утверждал, что сын начинает бояться, что отец может его кастрировать за желание переспать с его женой. Поэтому комплекс сам собой отпадает во время появления этого страха. Он должен адекватно пройти, а не исчезнуть из виду и запрятаться в бессознательное. Чтобы потом не вылилось в другие комплексы.
Поэтому, если не проходит самостоятельно, нужно помнить о внимании к ребенку. Оно должно быть направлено от обеих родителей в равной степени. Отношения между ними должны быть благополучными, во взаимопонимании, без громких ссор. Чтобы дети видели маму с отцом как отдельную пару, которым хорошо вдвоём.
Не пускать спать с собой в постель и ванную комнату, когда принимается душ. Ребёнок должен чувствовать границы, испытывать стыд. Если лезет целоваться в губы, то нужно мягким, но уверенным движением отстранить и объяснить, что так делать нельзя. Что есть партнёр, которого любят как взрослого. А ребёнка тоже, только по-другому.
С ребёнком нужно много общаться. Особенно, когда он так активно познаёт мир, и много вопросов остаются не отвеченными. Поэтому стоит самому расспрашивать, что интересует, что объяснить. Показать детям, что это нормально – спрашивать, и за это даже хвалят. Возможно, поделится своими чувствами и переживаниями.
Ребёнок должен общаться с другими детьми и даже взрослыми вне семейного круга. Чтобы внимание не акцентировалось исключительно на родителях. Если понравилась сверстница противоположного пола, то это положительный признак, что проблема исчерпана.
Комплекс Эдипа – это естественные этап развития личности в раннем возрасте. После его прохождения ребёнок берёт на себя черты родителя своей стати, формируется для вхождения во взрослую жизнь. Если этого не произошло, то есть советы, как направить в нужном направлении.
Пройти тест на психологический возраст
Эдипов комплекс: 6 признаков, что он есть у вашего ребенка
Воспитание
- Фото
- Vasyl Dolmatov/Getty Images/E+
детский психолог
Родом из Древнего мира
Согласно древнегреческому мифу, оракулы предрекли фиванскому царю Лаю, что он погибнет от руки собственного сына. Поэтому Эдип был брошен на верную смерть в пустыне, но подобран и воспитан чужими людьми, которых считал родителями. Повзрослевшему Эдипу каким-то образом открылось касавшееся его пророчество, и он покинул дом, не желая, чтобы оно сбылось. Судьба столкнула его с незнакомцем — Лаем, которого он и убил в результате завязавшейся ссоры. А затем неподалеку от города Фивы уничтожил чудовище, наводившее ужас на горожан. Фиванцы провозгласили Эдипа царем, и он женился на вдове Лая, не ведая, что это его родная мать.
«Кого ты больше любишь, меня или папу?», «Я хочу спать вместе с вами», «Когда я вырасту — выйду замуж за папу». Вы уже слышали эти фразы от своих детей? Ну что ж, значит, об эдиповом комплексе вы знаете не понаслышке! На самом деле на этом этапе речь идет об эдиповой ситуации и эдиповом конфликте — типичной практически для всех детей стадии развития. Если же конфликт в определенном возрасте остается неразрешенным, тогда уже говорят об эдиповом комплексе как о некотором психологическом неблагополучии, отражением которого станут трудности во взаимоотношениях с другими людьми и другие сложности.
Как это происходит?
Ситуация, о которой пойдет речь ниже, возникает в возрасте 2–3 лет, когда малыш постепенно «отделяется» от мамы и начинает воспринимать себя членом тройственного союза, в котором ему отныне предстоит найти свое место. Как правило, вступая в эдипову стадию, ребенок испытывает активно собственнические, очень нежные чувства к родителю противоположного пола и стремление утвердиться и соперничать с родителем своего пола. Обычно чувства ребенка довольно сильные и противоречивые, но при этом для него — это шаг в сферу новых, волнующих переживаний.
Не правда ли, необыкновенно приятно, когда ваш маленький сын смотрит на вас с таким обожанием! Как на всемогущую и прекрасную богиню. А каково в этот период положение отца в семье?
Олег, папа трех мальчиков, говорит об этом со знанием дела: «Я был не в восторге от сложностей, возникающих между моей женой и сыновьями. Я чувствовал себя полностью исключенным из происходящего. Когда нашему младшему сыну исполнилось три года, он взял за привычку под утро залезать к нам в постель. В полусне он устраивался между мамой и мной и засыпал как ангелочек. Его маму это так умиляло, что она не протестовала против вторжения на нашу территорию. Однажды я не выдержал и попытался запретить ему забираться к нам в кровать, но у этого хитрюги оказалось немало способов убедить нас, что он просто не может спать один. Жене с трудом удалось убедить его спать в своей кроватке».
И мальчики, и девочки в своем развитии проходят две фазы эдипова комплекса. Так называемую негативную фазу, во время которой ребенок испытывает влечение к родителю своего пола и соперничает с родителем противоположного пола. И позитивную, где ребенок переживает влюбленность в родителя противоположного пола и чувство соперничества с родителем своего пола.
Ребенок, вошедший в эдипову стадию, хочет безраздельно владеть одним из родителей, быть для него единственным. Другой же родитель воспринимается как противник. Ребенок испытывает к нему сильную ревность, но одновременно бессознательно идентифицируется с ним. Таким образом, мальчик «присваивает» себе мужественные черты отца, его авторитетность и властность, а девочка становится женственной, как мама. Соперничество с одним из родителей приносит малышу немало переживаний: он колеблется между желанием не видеть папу и маму вместе и чувством вины за плохие мысли. Порой это так влияет на ребенка, что ему могут начать сниться пугающие сны, в которых «обиженный» им родитель может предстать в виде людоеда или злой колдуньи. Подобные образы выдают страх ребенка перед наказанием со стороны родителя-соперника за его притязания.
- Фото
- Getty Images/Westend61
Уже началось?
Маленькие дети могут быть очень изобретательными в проявлениях соперничества и любви. Вот некоторые из типичных признаков:
Возросшая агрессивность во время игр с мамой или папой, периодически вам «как бы случайно» пребольно достается.
Капризы, постоянные споры и непослушание при появлении родителя-соперника. Что неудивительно, он ведь нарушил идиллию.
Обожаемое дитя так и льнет к возлюбленному родителю, а поцелуи часто попадают в губы.
Малыш плачет, бушует и обижается, когда родители уединяются. Это его способ разрушить пару.
Он просачивается в супружескую постель под предлогом, что ему не спится, он не может быть один или ему приснился страшный сон.
Малыш писает в кроватку по ночам. Он же не может спать на мокром?! И вот он уже в вашей постели. В общем, у маленького хитреца найдется в запасе немало способов добиться своего.
Что делать?
В этот период родителям бывает довольно трудно выбрать правильную линию поведения. И родитель, ставший объектом влюбленности ребенка, и родитель-соперник оказываются в одинаково непростом положении, столкнувшись с проявлениями детской сексуальности и агрессивными реакциями. В любом случае ваши ответные проявления не должны быть слишком сильными. Не стоит реагировать бурной встречной агрессией на враждебность ребенка и интенсивно отвечать на его любовные притязания. Избегайте и другой крайности — игнорирования чувств ребенка. Малыш будет переживать из-за отказа родителей замечать происходящие в нем перемены. В этот, порой непростой период важно помнить, что ребенок учится устанавливать более зрелые отношения, а также регулировать проявление влечений и импульсивное поведение.
Родитель, ставший объектом обожания, на первый взгляд находится в более «выгодном» положении, но и его ответственность за сохранение правильной расстановки сил в семье очень велика. Например, если мама слишком потворствует сыну, ситуация только усугубится. Очень важно, чтобы отец не самоустранялся от решения вопроса, а иллюзии сына не подпитывались и не получали подтверждения. Нельзя позволить ребенку поверить, что его родитель может стать впоследствии его мужем или женой.
Возможно, многие задумаются о том, как быть, если у малыша только один родитель. Будет ли он в этом случае переживать эдипову стадию? Да, будет, важно, чтобы отсутствующий родитель продолжал существовать в мыслях ребенка. Для этого надо чаще говорить о нем, не слишком идеализируя и посвящая ребенка в то, как его отец или мать отнеслись бы к тем или иным вещам. Таким образом, малыш будет проживать эдипову фазу столь же полноценно, как и ребенок из полной семьи.
Как правило, эдипова стадия заканчивается к 5–7 годам. Все дети проходят этот путь по-разному. Некоторые пытаются безраздельно завладеть маминым вниманием и чувствами и агрессивно реагируют на отца. Другие довольно спокойно проживают этот период и очень быстро переключаются на новую фигуру — воспитательницу или папиных друзей. Впрочем, в любом случае для родителей это прекрасная возможность в легкой, но очень четкой форме сформулировать запрет на инцест. «Ты никогда не сможешь жениться на маме или выйти замуж за папу. Когда ты станешь взрослым, ты сможешь жениться на ком-то другом, и у вас будут дети». С одной стороны, это сильно разочарует ребенка, но с другой — будет способствовать укреплению его чувства реальности.
Больше полезных и интересных материалов о семейной психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Наталия Богданова
Эдипов комплекс: найти и обезвредить | Будь Здорова
Братья Карамазовы, Гамлет и Павлик Морозов, все они, если верить психоанализу, – типичные жертвы эдипова комплекса.
Когда-то царю Фив Лаю оракул предсказал, что его убьет собственный сын. Поэтому когда в царской семье родился мальчик, младенца по приказу отца отнесли в горы и бросили там на верную смерть. Но ребёнок спасся и был назван Эдипом. Он воспитывался у приёмного отца, ничего не зная о своих настоящих родителях.
Юношей Эдип случайно встретил Лая и в споре, кто кому должен уступить дорогу, убил. Потом ему случилось спасти Фивы от Сфинкса. Этот чудо-зверь приставал к путникам с загадками и убивал за неправильный ответ, в результате Фивы оказались отрезаны от внешнего мира. Тогда благодарные фиванцы пригласили Эдипа на царство и отдали ему в жёны царицу Иокасту, его родную мать. Кончилась история печально: все умерли.
В таком виде сюжет древнегреческого мифа лёг в основу трагедии Софокла «Царь Эдип». Однако мир до сих пор помнит о злоключениях бедняги, не столько благодаря драматургическому таланту античного автора, сколько благодаря бурной фантазии отца психоанализа Зигмунда Фрейда.
На «Э» начинается…
Впервые понятие « эдипов комплекс » было использовано Фрейдом в работе «Толкование сновидений» (1899) и стало одним из краеугольных камней всей фрейдистской парадигмы.
Фрейд считал, что мать, доставляя маленькому сыну чувственное удовольствие кормлением грудью, теплом, заботой и лаской, становится объектом сексуального вожделения с его стороны. В результате ребенок испытывает ревность к отцу, вплоть до желания его смерти. Однако страх наказания («комплекс кастрации») вытесняет его вожделение в сферу бессознательного.
Когда мальчик становится чуть взрослее, через идентификацию с отцом он осознаёт свой собственный пол, и тогда сексуальное влечение переносится с матери на других женщин. Так происходит разрешение эдипова конфликта.
Женский вариант эдипова комплекса называется комплекс Электры (по имени героини другого древнегреческого мифа, мстившей матери за убийство отца). Сразу возникает простой вопрос: куда же у девочек исчезает влечение к матери как к источнику приятных телесных ощущений на ранней фазе развития, и откуда берётся влечение к отцу? Для ответа на него Фрейд придумал термин «зависть к пенису». Оказывается, осознав половые различия, девочка проникается ощущением собственной «неполноценности» и винит в этом мать, «отобравшую» у неё отца вместе с его пенисом. Позднее она понимает, что пенис есть и у других мужчин, и переносит вожделение на них. Так разрешается конфликт Электры.
От мала до велика
Таким образом, в классическом психоанализе эдипов комплекс у детей в возрасте от 2.5 до 6 лет считается нормальной фазой развития личности и сексуальности ребёнка, а не извращением или признаком психического заболевания.
Проблемы начинаются тогда, когда нормальной отработки эдипова комплекса по каким-то причинам не происходит, и повзрослевшему ребёнку не удаётся освободиться от привязки своих сексуальных влечений к родителю противоположного пола либо от «выяснения отношений» с родителем своего пола. Такое бывает, например, у детей деспотичных родителей, или когда кто-то из родителей умирает, когда ребёнок ещё мал.
Вечные холостяки, до седых волос отчитывающиеся перед мамочкой о своём малейшем телодвижении, или капризные девы, отвергающие кавалеров одного за другим на том основании, что-де недостаточно хороши. Братья Карамазовы, Гамлет и Павлик Морозов, все они, если верить психоанализу, – типичные жертвы эдипова комплекса.
Зато, вопреки распространённому мнению, до прямого инцеста или явных инцестуальных побуждений эдипов комплекс доходит чрезвычайно редко. Вспомним несчастного Эдипа: он ведь не просто убил отца и женился на матери. Он сделал это, не зная, что они приходятся ему родителями. Так и носители эдипова комплекса не осознают сексуальной природы своих отношений с родителями, разве что во сне привидится…
Иногда банан – это просто банан
По количеству вызываемых споров и накалу чувств оппонентов психоанализа можно сравнить разве что с марксизмом. Сторонники фрейдизма видят проявления подавленных сексуальных комплексов в любом поступке вплоть до выбора блюд в ресторанном меню, а противники объявляют шарлатанством любой текст, где фигурирует слово «подсознательное». Пикантность ситуации усугубляется тем, что психоанализ как о само собой разумеющемся говорит о вещах, в «приличном обществе» совершенно немыслимых. Шутка ли – признать существование сексуальных страстей у несмышлёных детей или «обвинить» какого-нибудь уважаемого человека в тайных помыслах об отцеубийстве!
Самый серьёзный аргумент критиков психоанализа состоит в том, что и постулаты, и выводы своей теории Фрейд взял «с потолка», эмпирически они недоказуемы, а вместо доказательств используются «показательства» – примеры, иллюстрирующие тот или иной тезис. Причём объяснить многие явления с тем же успехом можно в какой-нибудь другой системе координат и без всякого фрейдизма.
Например, для этолога (специалиста, изучающего поведение животных) агрессия мужчины по отношению к отцу – очевидное проявление ранговых разборок между самцами в стае, их конкуренции за доминирующее положение, а распространённая среди девушек тяга к старшим по возрасту мужчинам – не более чем стремление к выбору в качестве партнёра альфа-самца. Сексуальное влечение к матери можно считать атавизмом, унаследованным от наших предков, поскольку животным неведомы табу на инцест, и так далее.
С точки зрения психолога-нефрейдиста (равно как и с точки зрения житейского здравого смысла) чрезмерный родительский педагогический раж по существу – насилие над личностью ребёнка. Он приводит либо к бунту, либо, наоборот, к инфантилизму и прямой психологической зависимости от родителей. И для объяснения этих случаев совсем не нужны такие сомнительные категории, как комплекс кастрации или зависть к пенису.
А в современном мире, где неполная семья стала уже скорее нормой, чем исключением, любовь-ненависть ребёнка по отношению к любому из родителей куда проще и естественнее следует из травмы, возникшей из-за развода родителей, чем из какого-то метафизического эдипова комплекса. «Люблю маму, потому что она тянет меня одна», «ненавижу маму, потому что она сделала что-то, из-за чего отец нас бросил», «ненавижу отца за то, что он нас бросил», «люблю отца, потому что мне его не хватает» – как всё это знакомо…
Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт
В общем, всерьёз рассуждать об эдиповом комплексе можно только оставаясь в рамках фрейдизма. Там он стройно и логично вписывается в общую картину мира. А за пределами психоанализа эдипов комплекс имеет примерно такой же смысл, как вера в переселение душ за пределами индуизма и буддизма.
Зато, несомненно, это удобный образ для описания действительно широко распространённых проблем в отношениях отцов и детей и для разговоров о влиянии родителей на развитие ребёнка и формирование его сексуальности.
Если вера в эдипов комплекс позволяет спокойно отнестись к заявлению пятилетнего карапуза, что он хочет жениться на маме, а не хвататься за голову и не бежать «лечить» ребёнка от «психических отклонений»; если эта вера помогает не сходить с ума от чувства вины, увидев эротический сон с собственным родителем в главной роли – какая разница, открыл его старик Фрейд, как Колумб Америку, или сочинил, как Софокл – трагедию о царе Эдипе?…
эмоциональное развитие | Определение, примеры, дети и подростки
- Связанные темы:
- развитие человека эмоция психологическое развитие
См. весь связанный контент →
эмоциональное развитие , появление опыта, выражение, понимание и регулирование эмоций с рождения, а также рост и изменение этих способностей в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни. Развитие эмоций происходит в сочетании с нервным, когнитивным и поведенческим развитием и возникает в определенном социальном и культурном контексте.
Младенчество
Выражение эмоций в младенчестве способствует переходу от полной зависимости к самостоятельности. Выражение интереса способствует исследованию и когнитивному развитию. Социальные (преднамеренные) улыбки и другие выражения радости способствуют социальному взаимодействию и здоровым отношениям привязанности с основными опекунами. Выражение грусти побуждает к сочувствию и помогает, а выражение гнева сигнализирует о протесте и дискомфорте. Уникальная склонность младенцев испытывать и выражать определенные эмоции, а также порог выражения этих эмоций обычно называют их темпераментом или характерной эмоциональностью.
Исследователи в целом согласны с тем, что неонатальные (непреднамеренные) улыбки присутствуют при рождении и что социальная улыбка и выражение эмоционального интереса появляются уже в шестинедельном возрасте. К четырем-пяти месяцам младенцы выборочно улыбаются знакомым лицам и другим младенцам, и их опекуны начинают обмениваться с ними положительным эмоциональным обменом.
Исследователи расходятся в своих объяснениях развития и времени возникновения дискретных негативных эмоциональных проявлений. В соответствии с мнением о том, что младенцы выражают негативные эмоции в раннем младенчестве, ученые показали, что младенцы по-разному воспринимают и реагируют на негативные эмоциональные выражения (например, грусть, гнев) других в возрасте четырех месяцев.
В течение вторых шести месяцев жизни, по мере того как младенцы приобретают рудиментарные когнитивные способности и память, они начинают выражать определенные эмоции в зависимости от контекста. Эмоции начинают проявляться динамично по мере того, как младенец начинает играть более непосредственную роль в эмоциональном обмене с опекунами. Эмоциональная связь с опекуном становится все более важной, поскольку младенцы ищут поддержки для исследования и ищут сигналы опасности.
Ясельный возраст и раннее детство
В период ясельного возраста в сочетании с быстрым созреванием лобных долей и лимбического контура в головном мозге возникает осознание себя. В результате малыш стремится стать более независимым, и в этой борьбе за автономию усиливается выражение гнева и неповиновения. Способность отличать себя от других также способствует базовому эмпатическому поведению и моральному пониманию. К концу второго года жизни малыши реагируют на негативные сигналы от других и имеют специфические эмоциональные реакции на собственные негативные действия. Эмоции, возникающие при рудиментарном представлении о себе, часто называют эмоциями самосознания и включают стыд, смущение, вину и гордость. Некоторые самосознательные эмоции, такие как гордость и вина, не проявляются до тех пор, пока малыши и маленькие дети не научатся концептуализировать интернализированные стандарты поведения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Когда дети поступают в дошкольные учреждения, они начинают обозначать свои эмоции и полагаться на разговоры об эмоциях в семье, чтобы облегчить свое понимание основных эмоций. Маленькие дети сначала отличают счастье от отрицательных эмоций, а затем начинают отличать отрицательные эмоции, такие как печаль, гнев и страх, друг от друга. Они начинают распознавать эти эмоции по выражению лица, а затем, в среднем детстве, начинают понимать ситуационные детерминанты эмоций. Понимание эмоциональной субъективности также развивается по мере того, как дети узнают, что то, что делает одного ребенка счастливым, может не заставить другого ребенка чувствовать то же самое.
Появление эмоциональной саморегуляции особенно важно в раннем детстве и происходит в контексте отношений в семье и со сверстниками. Открытое выражение положительных эмоций и теплые поддерживающие отношения между родителями и детьми способствуют эффективной эмоциональной саморегуляции.
С другой стороны, частое выражение негативных эмоций в семье и жесткие карательные дисциплинарные меры усиливают переживания тревожных и нерегулируемых эмоций, которые могут привести к психопатологии. Соответствующие отношения со сверстниками, характеризующиеся совместной игровой деятельностью, также важны для развития эмоциональной регуляции в раннем детстве. Дети приобретают эмоциональное понимание и способность к сопереживанию и помогающему поведению благодаря хорошо отрегулированному эмоциональному обмену со сверстниками.Среднее и позднее детство
В среднем и позднем детстве формируются устойчивые представления о себе, основанные на типичных эмоциональных переживаниях ребенка. Благодаря повышенной способности к саморефлексии дети начинают понимать свои сознательные эмоции. В результате постоянное переживание паттернов самосознательных эмоций оказывает влияние на самооценку ребенка. Например, склонность испытывать стыд, а не вину в ответ на негативные проступки, влияет на зарождающуюся самооценку ребенка и может стимулировать склонность реагировать агрессией или насилием.
Также в среднем и позднем детстве дети начинают понимать, что одна ситуация или событие может привести к возникновению множества смешанных эмоций. Например, дети старшего возраста понимают, что прощальная вечеринка для брата или сестры, который уезжает в колледж, может быть как радостным, так и печальным событием для ребенка и его брата или сестры. Эта способность, вероятно, возникает вместе с когнитивной способностью понимать несколько аспектов ситуации, называемой децентрацией.
Дети также изучают правила проявления эмоций по мере продвижения в среднем и старшем детстве. Например, ребенок учится выглядеть счастливым, даже если он расстраивается, когда друг или член семьи делает ему нежелательный подарок. Использование правил отображения имеет тенденцию к увеличению, поскольку дети начинают задумываться о том, какие последствия их действия могут иметь для других. Правила демонстрации используются разумно, и вероятность подавления негативных эмоций зависит от ряда факторов, включая пол ребенка, вероятных получателей выражения, конкретного контекста и культурной среды ребенка.
развитие младенцев и малышей | Британика
развитие младенцев
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Бенджамин Спок Т. Берри Бразелтон
- Похожие темы:
- теория привязанности здоровье младенцев и малышей младенчество ползать педиатрия
Просмотреть весь связанный контент →
развитие младенцев и детей ясельного возраста
Различные вехи характеризуют каждую стадию развития младенцев (от 0 до 12 месяцев) и малышей (от 12 до 36 месяцев). Хотя большинство здоровых младенцев и детей ясельного возраста достигают каждой вехи в течение определенного промежутка времени, существует множество различий в том, насколько широким может быть это промежуток времени. Например, культура, окружающая среда, социально-экономический статус и генетические факторы могут влиять на то, когда младенец или малыш начнет ползать, ходить или говорить. Дети, страдающие от недоедания, лишенные социальных стимулов или не имеющие доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию, могут развиваться медленнее, чем дети в более богатой среде. Беспокойство по поводу развития младенцев или малышей возникает, когда вехи отсутствуют или значительно задерживаются, поскольку такие ситуации могут сигнализировать о лежащем в основе физическом или психическом состоянии. Выявление проблем на раннем этапе развития жизненно важно для здоровья ребенка. Хотя родители часто первыми заявляют о своих опасениях, учителя и воспитатели могут заметить проблемы, которые родители не замечали или боялись признать. Они также могут быть в состоянии выявить детей, подвергшихся жестокому обращению или безнадзорных, которые демонстрируют аномальное развитие.
В начале 20-го века специалисты по детскому развитию начали понимать, что дети — это не просто «маленькие взрослые», а личности с уникальными личностями и особыми потребностями. В 1920-х и 30-х годах швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию, согласно которой когнитивные способности детей развиваются в четыре стадии.
В 1933 году в Соединенных Штатах было создано Общество исследований детского развития (SRCD) для применения новых концепций детского развития для улучшения жизни детей страны. Первоначально общество сосредоточилось на понимании того, как бедность и социальные лишения влияют на развитие, с целью использования этих знаний для разработки политики и программ, направленных на смягчение негативных последствий бедности. В 1964 г. президент США. Линдон Б. Джонсон начал свою «Войну с бедностью», а в 1965 г. Конгресс США учредил Программу Head Start, которая способствует «подготовке к школе» детей от рождения до пяти лет. Программа фокусирует свои усилия на детях из малообеспеченных семей и предлагает медицинскую, продовольственную и социальную поддержку зарегистрированным детям и семьям.
Через несколько часов после нормального рождения большинство младенцев приходят в себя и начинают реагировать на окружающее. Несмотря на незрелость, все системы организма работают. У младенцев есть способность глотать, сосать, давиться, кашлять, зевать, моргать и выделять отходы. Слух хорошо развит, но для того, чтобы зрение достигло взрослого уровня, требуется несколько лет. Исследования, проведенные на новорожденных, показывают, что новорожденные уже могут отличать формы лица от прямых линий. Рефлекс испуга также очевиден, и новорожденные реагируют на внезапные неожиданные движения и громкие звуки. Хватательный рефлекс позволяет даже самым маленьким младенцам держаться за чей-то палец. Обоняние и вкус также очевидны, и младенцы будут отворачиваться от неприятных запахов и отдавать предпочтение сладким вкусам горьким.
Физически головы большие по сравнению с остальным телом. Средний вес при рождении варьируется от 2,5 до 4,5 кг (от 5,5 до 10 фунтов), а длина варьируется от 45,7 до 53,3 см (от 18 до 21 дюйма). Потеряв от 5 до 7 процентов веса при рождении, младенцы начинают прибавлять в среднем от 142 до 170 граммов (от 5 до 6 унций) в неделю. В течение следующих нескольких дней у младенцев вырабатываются собственные паттерны, чередующиеся от сна к плачу, к бодрствованию и возвращению ко сну. Маленькие дети спят в позе эмбриона; при размещении на спине снижается вероятность синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Многие младенцы спят от трех до четырех часов между кормлениями, что первоначально требует от 6 до 10 кормлений в день.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Плач и суета — основные формы общения младенцев. Исследования показывают, что младенцы хорошо реагируют на «детскую болтовню», которая считается необходимой для развития речи. Младенцы реагируют на прикосновение и поворачиваются на голос, особенно на голос матери, и ищут грудь или бутылочку. Им нравится, когда их держат близко к сердцу, а плотное заворачивание в одеяло (пеленание) часто успокаивает. Расстроенного младенца также можно успокоить шикающими звуками, которые напоминают ему звуки, слышимые в утробе матери.
Между двумя и тремя месяцами у новорожденных начинают исчезать рефлексы. Если этого не происходит, это может быть признаком неврологических проблем. На этом этапе младенцы меньше плачут и начинают улыбаться в обществе. Они развлекаются, обнаруживая собственные пальцы рук и ног. Любимые игрушки — мобили и погремушки, а детям нравятся такие игры, как «пока-пока» и «пирожок». Привязанность к родителям и основным опекунам – это нормально. Примерно в восемь-девять месяцев появляется тревога разлуки, и дети возражают против того, чтобы их не было рядом с родителями или опекунами.
К четырем месяцам зрение улучшается, и младенцы обращают внимание на яркие предметы, предпочитая основные цвета, особенно красный. В одном исследовании младенцы, которым показывали как симметричные, так и асимметричные лица, отдавали предпочтение симметричным лицам, которые взрослые считали «привлекательными». Однако в возрасте от пяти до восьми месяцев младенец предпочитал асимметрию. Младенцы раннего возраста, предпочитавшие согласные музыкальные тона, к восьми месяцам реагировали на изменения ритма. Дети учатся, подражая, и то, насколько хорошо младенцы и малыши учатся подражать другим, является жизненно важным ключом к отслеживанию здорового развития. Одним из первых признаков детской имитации является реакция на улыбку улыбкой. Позже младенцы учатся имитировать другие выражения лица и звуки.
По мере роста нормальных младенцев окружность головы и грудной клетки становятся относительно равными. Младенцы учатся переворачиваться с одного бока на другой в положении лежа. Они переходят к одиночному сидению и ползанию. Потянув за чьи-то руки или мебель, следует стоять в одиночестве. К концу первого года многие малыши делают свои первые шаги. После воркования в раннем младенчестве дети старшего возраста произносят простые звуки и начинают произносить такие слова, как дада , мама и пока-пока . Теперь младенец может брать маленькие кусочки еды и манипулировать ложкой и детской чашкой. Младенцы пытаются расчесывать собственные волосы и перелистывать страницы книг. Им нравятся песни и стишки, они могут попробовать танцевать и петь. На этом этапе дети очень общительны и любят участвовать в семейной жизни. Они понимают одобрение и присоединятся к аплодисментам. Некоторые младенцы также проявляют независимость, сопротивляясь, пиная или крича. В некоторых культурах такая независимость строго не приветствуется, в то время как другие считают ее нормальной.
Эдипов комплекс Значение и обзор
Также называемый эдиповым комплексом, Эдипов комплекс — это термин, используемый Зигмундом Фрейдом в теории психосексуальных стадий развития. Эта концепция, впервые предложенная Фрейдом в 1899 году и официально не использовавшаяся до 1910 года, относится к влечению ребенка мужского пола к родителю противоположного пола (матери) и ревности к родителю того же пола (отцу).
Согласно противоречивой концепции, дети рассматривают однополых родителей как соперников. В частности, мальчик испытывает потребность конкурировать с отцом за внимание матери, или девочка будет конкурировать с матерью за внимание отца. Последняя концепция была названа «комплексом Электры» бывшим учеником и сотрудником Фрейда Карлом Юнгом.
Споры вокруг теории о том, что ребенок испытывает сексуальные чувства к родителю. Фрейд считал, что хотя эти чувства или желания подавлены или бессознательны, они все же оказывают значительное влияние на развитие ребенка.
Комплекс назван в честь царя Эдипа — персонажа трагической пьесы Софокла. По сюжету царь Эдип по незнанию убивает своего отца и женится на своей матери.
Согласно теории Фрейда, психосексуальное развитие в детстве происходит поэтапно. Каждая стадия представляет собой фиксацию либидо на разных частях тела. Фрейд считал, что по мере того, как вы растете физически, определенные части вашего тела становятся источниками удовольствия, разочарования или того и другого. Сегодня эти части тела обычно называют эрогенными зонами, когда речь идет о сексуальном удовольствии.
По Фрейду, стадии психосексуального развития включают:
- Оральный . Этот этап происходит между младенчеством и 18 месяцами. Он включает в себя фиксацию рта и удовольствие от сосания, лизания, жевания и кусания.
- Анал . Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. Он фокусируется на удовольствии опорожнения кишечника и развитии здоровых привычек приучения к туалету.
- Фаллический . Этот этап длится от 3 до 5 лет. Считается, что это самый важный этап психосексуального развития, когда у мальчиков и девочек вырабатываются здоровые заменители их влечения к родителю противоположного пола.
- Задержка . Эта стадия происходит в возрасте от 5 до 12 лет или в период полового созревания, во время которого у ребенка развиваются здоровые дремлющие чувства к противоположному полу.
- Генитальный. Эта стадия длится с 12 лет, или периода полового созревания, до взрослой жизни. В это время происходит созревание здоровых сексуальных интересов, поскольку все остальные стадии интегрируются в разум. Это обеспечивает здоровые сексуальные чувства и поведение.
Согласно Фрейду, первые пять лет жизни важны для формирования и развития нашей взрослой личности. Он считал, что за это время мы развиваем нашу способность контролировать свои сексуальные желания и направлять их в социально приемлемое поведение.
Согласно его теории, Эдипов комплекс играет важную роль в фаллической стадии, которая происходит примерно в возрасте от 3 до 6 лет. На этом этапе либидо ребенка сосредоточено на гениталиях.
Симптомы и признаки эдипова комплекса не так откровенно сексуальны, если вообще таковы, как можно было бы представить, основываясь на этой спорной теории. Признаки Эдипова комплекса могут быть очень тонкими и включать в себя поведение, которое не заставит родителя дважды подумать.
Ниже приведены некоторые примеры, которые могут быть признаком комплекса:
- мальчик, который ведет себя как собственник по отношению к своей матери и говорит отцу не трогать ее
- ребенок, который настаивает на том, чтобы спать между родителями
- девочка, которая заявляет, что хочет выйти замуж за своего отца, когда вырастет надеется, что родитель противоположного пола уедет из города, чтобы занять их место
Комплекс Электры называют женским аналогом комплекса Эдипа. В отличие от Эдипова комплекса, который относится как к мужчинам, так и к женщинам, этот психоаналитический термин относится только к женщинам. Он включает в себя обожание дочери отца и ее ревность к матери. В комплексе также есть элемент «зависти к пенису», когда дочь обвиняет мать в том, что она лишила ее пениса.
Комплекс Электры был определен Карлом Юнгом, одним из пионеров психоанализа и бывшим сотрудником Фрейда. Он был назван в честь греческого мифа об Электре. В мифе Электра убеждает своего брата отомстить за убийство ее отца, помогая ей убить ее мать и ее любовника.
Согласно Фрейду, ребенок должен преодолевать конфликты на каждой из сексуальных стадий, чтобы иметь возможность развивать здоровые сексуальные желания и поведение. Когда Эдипов комплекс не удается успешно разрешить на фаллической стадии, может развиться и остаться нездоровая фиксация. Это приводит к тому, что мальчики зацикливаются на своих матерях, а девочки зацикливаются на своих отцах, заставляя их выбирать романтических партнеров, которые во взрослом возрасте напоминают их родителей противоположного пола.