Когнитивные процессы это в психологии: Познание — Важность познания

Содержание

что это такое простыми словами, к какому виду психических функций человека относится память – nenumerolog

Когнитивные процессы в психологии — это различные функции, позволяющие человеку познавать мир, знакомиться с самим собой, а также взаимодействовать с окружающей реальностью. Умственные операции производятся людьми буквально повсеместно: от вопросов, связанных с составлением списка сегодняшних покупок до задач, касающихся аренды жилья. Более того, совокупность процедур, протекающих в плоскости разума, является важнейшим свойством сознания. Именно оно задает параметры личной уникальности. Любые нарушения в области мышления, пространственной ориентации, речи, вычисления или обучения считаются болезнью. Диагноз этого типа часто свидетельствует о поражении структур головного мозга.

Когнитивные процессы в психологии: что это такое

Итак, центральный отдел человеческой нервной системы решает множество задач, в ежедневном и безостановочном режиме. Он справляется со своими обязанностями, в том числе благодаря познавательным функциям разного порядка. Соответствующий спектр умственных операций помогает осуществлять информационную обработку данных и сведений, поступающих прямиком из внешнего мира. Можно сказать, что такие психологические процедуры становятся ключевым способом познания среды, окружающей человека.

Функционируя совместно, когнитивные процессы позволяют людям давать адекватную оценку наружной действительности. Именно поэтому личности могут с достаточной легкостью и простотой адаптироваться к любым, даже самым неприятным и тяжелым ситуациям. Конечно, правило о совокупной работе действует не всегда. Например, некоторые индивиды, страдающие от нарушений речевого аппарата, решают самые сложные математические задачи и обладают невероятным слухом. При отключении одной функции другая продолжает «трудиться» бесперебойно.

Какие науки изучают эти процессы

Нетрудно догадаться, что когнитивистика — это предмет самого пристального и всестороннего внимания ученых из разных сфер и отраслей. Изысканиями в рамках соответствующего профиля занимаются специалисты, имеющие квалификации и степени в областях:

  • неврологии;
  • философии;
  • социологии;
  • антропологии;
  • лингвистики;
  • психотерапии.

Профессора пришли к значительным результатам порядка 50 лет назад — именно тогда были написаны основные статьи, раскрывающие особенности механизмов познания окружающего мира. Рассматриваемая тема сегодня является предметом исследования для множества научных трудов.

Основы сопутствующего раздела психологии

К когнитивным процессам относятся аспекты человеческой деятельности, связанные с памятью, речью, восприятием информации и воображением. Нетрудно догадаться, что такие комплексные вещи в определенный момент времени были занесены в рамки отдельной, полноформатной дисциплины. Ее основополагающими принципами принято считать:

  • Поэтапную модель работы психики.
  • Правило, гласящее о том, что система обработки мозга имеет свой объем.
  • Регламент, в согласии с которым поступающие данные кодируются в ЦНС.
  • Нормативы интерпретации сведений в зависимости от личных черт характера.
  • Программу оценки скорости ответа разума на поставленную задачу.

Большая часть перечисленных сфер напрямую касается классической психологии.

Виды когнитивных процессов

Речь идет буквально о каждой ключевой функции человеческого мозга: от памяти и восприятия действительности до интеллекта и мышления. Любые нарушения в этой области приводят к крупным, нередко непоправимым проблемам. Ученым уже удалось выяснить, какие именно причины вызывают ситуации, связанные с ослаблением мыслительных возможностей конкретного индивида:

  • неправильное питание;
  • хронический дефицит сна;
  • малоподвижный образ жизни;
  • отсутствие умственных нагрузок;
  • наличие вредных привычек и так далее.

Впрочем, спектр негативного влияния перечисленных вещей варьируется в зависимости от того, к какому виду принадлежит определенная «познавательная» функция. Они делятся на некоторое количество групп, проходя классификацию по разным признакам.

О базовых когнитивных процессах

К числу таковых относятся ощущение, восприятие, и, конечно же, внимание. Хотя все перечисленные вещи считают «низшими» механизмами людского сознания, их важность переоценить нельзя. Обладатель подобного функционала является пассивным наблюдателем событий, происходящих в окружающем его мире. Никакой возможности влияния на те или иные ситуации речи не идет — за это отвечают сложные, «высшие» структуры более продвинутого порядка. Однако любые дефекты, связанные с той же сосредоточенностью, становятся симптоматикой тяжелых патологических проблем.

Ощущение и восприятие

Изучение основных когнитивных процессов психики всегда начинается с разбора сигналов, возникающих в результате действия разнообразных стимулов в человеческом окружении. Проще говоря, абсолютно все данные, поступающие в центральный отдел нервной системы, проходят через специальные фильтры. Сведения из внешнего мира или от тела и организма интерпретируются в нужном ключе благодаря множеству самых разных механизмов. Из-за этого индивиды способны осознавать происходящие в непосредственной близости движения, вербальные и невербальные сообщения, вкусовые особенности поглощаемой ими пищи и так далее. Во всех перечисленных случаях речь идет о базовых функциях — ощущении и восприятии.

Внимание

Второй «низший» когнитивный механизм, который также играет огромную роль в человеческой жизнедеятельности. Современная личность постоянно пребывает под огромным информационным давлением — ей приходится справляться с десятками задач, часто протекающих параллельно. Однако определенные дела не затрачивают ментальных ресурсов (в качестве примера можно привести, скажем, банальную ходьбу или пережевывание пищи). Некоторые действия, наоборот, становятся объектами концентрации и фиксации (произносимые слова, язык тела, рассказ о важном для карьеры проекте и так далее). Все представленные ситуации тем или иным образом затрагивают аспект классического внимания.

Когнитивные процессы и особенности памяти личности

Человеческий мозг хранит в себе невероятное количество данных, которые, как правило, размещаются во внутренних «оперативных контейнерах» в зашифрованном виде. При необходимости центральная нервная система проводит расконсервацию определенной ячейки, восстанавливая ход событий, произошедших в прошлом. Специалисты смогли установить, что воспоминания разноуровневых порядков классифицируются на внушительное число групп:

  • кратковременные;
  • сенсорные;
  • семантические;
  • рабочие;
  • автобиографические и так далее.

Все указанные системы сообщаются между собой. Любые нарушения во взаимодействии разных сред памяти приводят к непоправимым последствиям. Например, человек, страдающий от болезни Альцгеймера, с легкостью забудет имя своего друга, но будет помнить о том, куда ему нужно сходить в следующее субботнее утро.

Сложные процессы

Как уже говорилось ранее, специалисты выделяют «высшие» когнитивные механизмы в отдельную подгруппу. Если «простые» функции позволяют людям безмолвно наблюдать за происходящими событиями (и считывать информацию из окружающего мира), то более продвинутые структуры предназначены для непосредственного влияния на разнообразные ситуации. Большая часть таких важных и критических навыков, поддается всестороннему и постепенному развитию. Даже обыкновенные умственные способности модернизируются до определенного состояния, скажем, путем чтения книг или общения с выдающимися профессионалами из разных областей науки.

Интеллект

Определение когнитивного процесса в психологии — это вопрос, который всегда рано или поздно подходит к операции по изучению ума. Нетрудно догадаться, что умным человеком называют того, кто способен успешно справляться со всевозможными задачами разнопланового формата. Внутриличностные, лингвистические, логические, математические и музыкальные интеллектуальные навыки являются отличными примерами высших механик когнитивизма. Современные научные деятели также выделяют эмоциональный разум в отдельную группу, ведь этот элемент необходим для того, чтобы качественно и грамотно разбираться с разнообразными жизненными ситуациями.

Мышление

В голове у абсолютно каждой личности присутствует много сложных и разнородных мыслей, посвященных буквально чему угодно. Присутствие подобных элементов внутри сознания обеспечивает возможность искать решения для разных проблем, рассуждать на пространные темы, подходить к любым вопросам с творческой стороны и так далее. Аналогичным образом работают и механизмы, связанные с суждениями и умозаключениями. Посредством таких понятий происходит внутренняя группировка людей, событий и предметов. Изначально не зависящие друг от друга ситуации укомплектовываются в одно целое, что позволяет ускорить и упростить все вещи, связанные с внутренним мышлением.

Речь

Действие речевого аппарата представляет собой набор дополнительных механик, прикладываемых к языку тела (невербальному способу коммуникации). Абсолютно каждый здоровый человек может воспроизводить целые слова, словосочетания и предложения, вкладывая в них всевозможную смысловую нагрузку. Более того, диалоги и монологи становятся еще одним каналом для выхода эмоций. Люди делятся друг с другом чувствами, выказывая собственное отношение к определенным событиям и ситуациям. О том, как именно следует развивать коммуникативные навыки подобного порядка, рассказывают, например, специалисты nenumerolog.ru.

Функциональная схема познания

Ответ на вопрос о том, что значит познавательный вид когнитивного процесса — это целый регламент, своеобразный алгоритм, в соответствии с которым действует сознание здорового человека:

  1. Первоначальный, базовый анализ, берущий начало еще в области сенсорных и чувствительных рецепторов.
  2. Вторичная аналитическая деятельность, касающаяся, преимущественно, восприятия. В рамках этого шага применяется слух, зрение, обоняние и осязание.
  3. Размещение полученных и обработанных сведений внутри специализированных информационных контейнеров — памяти.
  4. Репрезентация — синтез восприятия, процедура попеременного взаимодействия всех элементов познания.

Над созданием этой схемы трудились многие ученые, занимающиеся исследованием мыслительных операций. Указанный алгоритм представляет собой предмет самого пристального внимания со стороны широкого научного сообщества, заинтересованного в развитии когнитивистики.

Когнитивные процессы в образовании: применение и примеры

Классическая современная психология изучает умственные механизмы человеческого сознания с целью содействия и улучшения качества жизни каждой личности. Нетрудно догадаться, что повсеместное развитие разнообразных интеллектуальных качеств — это операция, касающаяся преимущественно образовательных моментов. На всевозможных занятиях, преподаваемых в школах и вузах, ученики сталкиваются с видами деятельности, испытывающими их способности в области освоения тех или иных знаний. Как уже говорилось ранее, традиционные психологи уже смогли доказать факт прямого соответствия между аспектами когнитивистики и свойствами счастливой, здоровой жизни.

Обучение

Специалисты в области классической педагогики пользуются самыми разными и максимально непохожими друг на друга академическими методиками. Однако все без исключения образовательные регламенты построены на принципах задействования всевозможных умственных механизмов. Конечно, сегодня все больший вес в научном сообществе приобретают сторонники теории ассоциативного учебного норматива, но и они вынуждены соглашаться с наработками своих предшественников. Люди прилагают невероятные усилия, пребывая в состоянии стабильного поиска новых знаний. Нетрудно догадаться, что эта деятельность прямым образом касается когнитивистики.

Чтение

Объяснить простыми словами, что когнитивный процесс в психологии — это чрезвычайно важный элемент, подверженный всестороннему изучению, достаточно просто. Более того, без грамотного функционирования соответствующих познавательных систем, обыкновенный человек не сможет справляться даже с самыми банальными задачами. Складывание букв в слова, словосочетания и предложения — достаточно непростая операция, даже без учета того, что символы в итоге должны образовать какое-либо конкретное значение.

Письмо

Аналогичным образом дела обстоят и с письменностью. К ней люди пришли еще в древние века, правда, только после того, как социум достиг определенного уровня развития. Современным индивидам приходится регулярно писать, следя за окружающим шумом, качеством почерка, орфографией, пунктуацией и грамматикой. Кроме того, человек должен понимать, какие именно мысли он хочет отразить на бумаге.

Способы улучшения когнитивных процессов

Современная когнитивистика рассказывает, в том числе и о том, как можно тренировать различные познавательные, умственные и интеллектуальные функции:

  • забота о здоровье — внимательное отношение к питанию и регулярные умеренные физические нагрузки;
  • применение прогрессивных технологических достижений, таких как, например, образовательные игры;
  • проставление отметок о собственных успехах — наглядная демонстрация реализованных задач;
  • развитие мышления критического формата — способность к восприятию и анализу любой входящей информации;
  • чтение — традиционный способ качественного улучшения кругозора и получения специализации в рамках тех или иных отраслей.

Справиться со всеми перечисленными мероприятиями можно самостоятельно или с помощью квалифицированных мастеров портала nenumerolog.ru.

Заключение

Говоря простыми словами о том, что когнитивные психические и психологические процессы — это чрезвычайно важные элементы повседневной жизни, невозможно не упомянуть о способах всестороннего улучшения соответствующих навыков. Постоянное самообразование и работа над собой — вот путь, который способен привести к настоящей гармонии и личностному счастью. Подобного мировоззрения придерживаются все люди, разбирающиеся в традиционной современной когнитивистике.

Когнитивные процессы — Битрейника

Когнитивными процессами человека мы называем его познавательные процессы, в том числе восприятие, ощущение, память, мышление, воображение, речь. Эти психические процессы выполняют функцию рационального познания окружающего мира.

О когнитивных процессах человека, а также о когнитивных психологии и психотерапии заговорили в шестидесятые годы 20-го века, на которые пришлась волна увлечения кибернетикой, вследствие чего стало популярным моделирование интеллектуальных процессов и сравнение человеческого мозга с компьютером.

Это было время попыток создания моделей психических процессов, проистекающих в человеке. Так произошло разделение на когнитивные процессы, то есть психические процессы, которые удалось смоделировать, и аффективные – те, которые смоделировать не удалось (эмоции, чувства, предчувствия, импульсы, желания, впечатления, переживания).

На сегодняшний день когнитивными (познавательными) процессами называют такие психические процессы, которые можно представить как логическую последовательность действий по обработке информации, поступающей через наши анализаторы извне. Полученная информация обрабатывается, фильтруется, интерпретируется, систематизируется и хранится в памяти, постепенно становясь жизненным опытом человека. Когнитивные (познавательные) процессы, происходящие в психике человека – операции, связанные с получением, хранением, обработкой и выдачей информации – предмет изучения когнитивной психологии. Её основная задача – изучение моделей когнитивных процессов и поиск максимально эффективных методик, позволяющих обрабатывать информацию, поступающую к человеку.

Когнитивная психология – современная серьёзная отрасль научной психологии. Создание модели когнитивного процесса сопряжено с постепенным совершенствованием, по мере всё более глубокого изучения. Например, исследуя память, когнитивные психологи начинали с метафорического представления о ней как о компьютерной системе со вводом и выводом информации, с процессором, с двумя запоминающими устройствами (оперативным и постоянным). В дальнейшем эта модель детализировалась, усложнялась. Так, начало новому представлению положила предложенная Дональдом Норманом и Нэнси Во в 1965 году двухкомпонентная модель этого когнитивного процесса с двумя подсистемами (кратковременной и долговременной памяти), а при дальнейшем углублении в тему эта модель была усовершенствована ещё одним дополнительным блоком, который предложили Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин – регистром, удерживающим информацию ультракороткое время. Модели когнитивных процессов совершенствуются, стремясь учесть все этапы обработки информации, с тем чтобы облегчить её усвоение.

Так, трёхкомпонентная модель памяти обогатилась процессом внимания (при переводе информации в кратковременную память из сенсорного регистра), а также процессами структурирования, укрупнения единиц информации, управляемым кодированием (таким, как использование мнемических приёмов при запоминании, поиск и извлечение информации из долговременной памяти назад в кратковременную для решения текущих задач). И процесс исследования продолжается, затрагивая не только память, но и другие когнитивные процессы человека. Модели познавательных процессов позволяют по-иному взглянуть на суть психической жизни человека.

Познавательная активность, свойственная человеку, позволяет ему получать, организовывать и применять свои знания, поэтому анализ когнитивный активности является частью психологии. Постепенно происходит взаимное проникновение и обогащение разных психологических школ и направлений.

Когнитивные психологи заняты поиском путей и способов работы с информацией, помогающей осваивать новую и преобразовывать имеющуюся. Так рождаются новые стратегии моделирования.

Когнитивные психологи считают, что:

  •  стимулы внешнего мира преобразовываются в психике человека, и при этом информация перерабатывается поэтапно и последовательно;
  • система переработки информации человеком, вероятно, имеет ограниченную ёмкость;
  • когнитивные процессы личности индивидуальны, окружающий физический мир находит своё отражение в психике в особой, индивидуальной форме, отличной от обычной стимуляции психики, то есть информация психикой «кодируется».

Когнитивный процесс – важнейшая составляющая психического развития ребёнка. От развития когнитивных процессов детей зависит качество усвоения ими знаний и умений и качество их применения на практике. Для более полного восприятия ребёнком окружающего мира используются когнитивные образовательные технологии, создающие условия для понимания информации каждым учеником. Анализ когнитивных процессов личности ребёнка играет важную роль в этом процессе, что учитывается в современной системе образования.

Модель комплексной деятельности по развитию когнитивных процессов младших школьников, например, предполагает умение психолога наладить работу по таким направлениям, как:

  •  диагностика индивидуальных особенностей развития когнитивных процессов детей;
  • консультации и просветительская работа с родителями и учителями;
  • организация развивающих занятий (как индивидуально, так и в группах).

Роль психолога в этой работе очень велика. На основании данных по изучению индивидуальных когнитивных процессов личности и психологических особенностей ребёнка можно выстроить процесс обучения с учётом возможностей ребёнка и определить критерии, помогающие оказать психологическую помощь всем участникам образовательного процесса.

Хоть хочется отметить тесную взаимосвязь между когнитивными и эмоциональными процессами, ведь эффективность обучения, как отмечают и психологи, и педагоги, зависит от эмоционального отношения к предмету изучения, от чувств, испытываемых ребёнком в той или иной ситуации, от переживания взлётов и падений, успехов и неудач. В психологии до сих пор остается спорным вопрос о том, что первично, когнитивный ли процесс инициирует эмоции, или эмоции лежат в основе когнитивного процесса.

Когнитивные и эмоциональные процессы индивидуальны для каждого ребёнка, но нельзя отрицать, что эмоции могут способствовать организации восприятия, могут активизировать мышление ребёнка, мотивировать его устремления. Эмоциональный же настрой (а значит, и восприятие учебного материала) зависит от людей, окружающих ребёнка.

Для младших школьников основным фактором умственного развития, без которого невозможно представить качественное обучение, является усвоение системы научных понятий. Поэтому первостепенной задачей для них является развитие внимания, памяти, восприятия, воображения и мышления (прежде всего – словесно-логического).

Развитию когнитивных процессов человека способствуют, в числе прочего, регулярные тренировки отдельных когнитивных функций. Тренировать мозг онлайн с помощью игр , тренажеров и специальных упражнений , Вы с успехом можете на Битрейнике. . Выделяя для этого 15 минут в день, Вы уже через две недели получите первые приятный для себя результаты.

Искренне желаем вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Что такое когнитивная психология? — Блог iMotions

Когнитивная психология — это наука о том, как мы думаем. Он связан с нашими внутренними психическими процессами, такими как внимание, восприятие, память, планирование действий и язык. Каждый из этих компонентов играет ключевую роль в формировании того, кто мы есть и как мы себя ведем.

Мысли, связанные с этими понятиями, могут быть сознательными или бессознательными — мы можем сознательно приложить усилия, чтобы сосредоточить свое внимание, например, на лекции, но мерцание света в комнате может вызвать бессознательное переключение в другое место.

Многие когнитивные психологи [1] рассматривают эту область как охватывающую как традиционный подход когнитивной психологии, так и когнитивную нейронауку . Когнитивная нейробиология — это область, в которой для изучения когнитивных процессов используются методы нейровизуализации. Она во многом пересекается с когнитивной психологией и использует аналогичный подход и мировоззрение, но предлагает способ визуализации мозговой активности, связанной с этими внутренними мыслями.

Когнитивная психология также во многом совпадает с когнитивной нейропсихология (в основном связанная с влиянием повреждения головного мозга на когнитивные функции) и, в некоторой степени, с вычислительной нейронаукой (связанная с созданием вычислительных моделей функционирования мозга).

Начало когнитивной психологии

Чтобы действительно понять основу этих совпадений, важно рассмотреть контекст и время, в котором возникла когнитивная психология. Начавшись в качестве ученика в 1950-х годах, эта область была в некотором смысле реакцией на доминирующий в то время подход к исследованиям в области психологии — поведенческую психологию (тема, которую мы уже затрагивали ранее в предыдущем сообщении в блоге).

Поведенческая психология начинается с постулата о том, что любое человеческое поведение изучается и может быть адаптировано к контексту и среде, в которой оно находится. Поведение можно подкреплять или наказывать различными способами, что приводит к увеличению или уменьшению определенных действий. По мере развития жизни этот опыт в конечном итоге формирует набор моделей поведения, порождая многогранного человека с различными интересами, желаниями, стремлениями, навыками и привычками.

Когнитивная психология, с другой стороны, по существу предполагает большую свободу действий – мысли и чувства считаются более активными в процессе формирования поведения. Считается, что люди обрабатывают мысли, которые определяют, должно ли и как должно выполняться поведение (а не как более пассивный получатель и производитель опыта или поведения).

Этот сдвиг парадигмы от преимущественно бихевиористской точки зрения к преимущественно когнитивистской имеет несколько триггеров, и трудно выделить какой-то один источник. Тем не менее, некоторые решающие влияния можно найти в появлении и развитии теории информации (формализации передачи информации, которая имеет сходство с когнитивным подходом) [2] и разрушительной критике бихевиоризма Ноамом Хомским.

Теория информации, компьютеры и познание

Теория информации была и остается важной, поскольку она формализует то, как происходит информационная коммуникация. Степень влияния и охват этой теории трудно переоценить — почти любая область, связанная с передачей информации (будь то передача сигналов в мозге, генетика, физика и т. д.), так или иначе испытала влияние теории информации.

Теория информации возникла рука об руку с самым важным изобретением современности — компьютером. Появление компьютера вызвало параллели (как в популярном, так и в научном воображении) с тем, как мозг обрабатывает мир — логическую разбивку на входы, выходы, хранение и обработку можно было легко сопоставить со стимулами / окружающей средой, поведением, памяти и сознания соответственно.

Это помогло породить когнитивную психологию, рассматривающую мозг как вычислительное устройство, правила которого можно формализовать, сократить и понять. Хотя бихевиоризм также следовал редукционистскому подходу, он в значительной степени избегал (или преуменьшал важность) процесса и воздействия внутренних мыслей.

Хомский против Скиннера

Одним из других основных факторов, которые привели к (временному) ослаблению бихевиоризма и возникновению когнитивной психологии, явился интеллектуальный спор о лингвистике.

Б. Ф. Скиннер, центральный деятель бихевиористской психологии, постулировал в статье, что язык изучается бихевиористским способом — слова запоминаются, произносятся и понимаются исключительно потому, что звук, воспроизведение и значение подкрепляются. Ноам Хомский написал критику статьи Скиннера о языке, заявив, что должен существовать врожденный компонент, чтобы управлять развитием языка, поскольку язык по существу слишком регулярен и изучается слишком быстро, чтобы его можно было объяснить исключительно подкреплением.

Разногласия, по сути, повторили разногласия в «Природа против воспитания» — когда Скиннер выступал за воспитание, а Хомский — за природу. На самом деле оба вовлеченных лица имели и развили более тонкие взгляды на лингвистику и обучение. В конечном счете, ни один из них никогда не был полностью правильным, однако критика привела к тому, что многие психологи пересмотрели догму бихевиоризма, и в результате была выдвинута новая структура когнитивного подхода.

Современная когнитивная психология

По мере того, как подход когнитивной психологии становился все более общепринятым и популярным, появилось несколько влиятельных исследований, демонстрирующих полезность этого подхода.

В 1950-х и 1960-х годах российский психолог Альфред Ярбус показал, как саккадические движения глаз могут отражать внутренние когнитивные процессы [3]. Это был прорыв не в том смысле, что движения глаз были связаны с познанием, как этого многие ожидали, а в простом масштабе и изобретательности. Устройство Ярбуса было прикреплено к глазному яблоку с помощью присасывания, что обеспечило новый уровень точности, который дал надежные ответы на множество вопросов, связанных с мелкими движениями глаз и когнитивными процессами.

Недавние исследования, основанные на этой работе с очками слежения за глазами, показали, как исследование когнитивных процессов можно распространить на натуралистическую среду [4]. Исследования показали не только то, как детализированные движения глаз меняются в зависимости от стимулов, но и то, насколько спорны предыдущие споры между когнитивной и поведенческой психологией. Показано, что движения глаз зависят от когнитивных процессов, которые, в свою очередь, руководствуются бихевиористскими принципами [5, 6, 7]. Когнитивные процессы управляются невидимой рукой подкрепления.

Развитие идей, связанных с познанием, также повлияло на то, как понимаются реакции на выражение лица. Исследователи из Упсальского университета в Швеции исследовали бессознательные движения мышц лица, возникающие в ответ на подсознательное воздействие эмоциональных выражений лица [8].

С помощью техники маскирования (для предотвращения сознательной оценки представленных лиц) и лицевой электромиографии (для обнаружения изменений в мышечной активности, которые могут быть неразличимы визуально), исследователи смогли показать, как психофизиологические реакции возникают даже в отсутствие осознания, предположительно являющееся результатом бессознательных когнитивных процессов [9].].

Другое понимание мозга, на которое повлияло появление когнитивной психологии, — это понимание когнитивной нагрузки. Термин, введенный Джоном Свеллером из Университета Нового Южного Уэльса в 1988 году, относится к объему рабочей памяти, необходимому для выполнения поставленной задачи. Подобно оперативной памяти компьютера, исследователи попытались определить процессы, происходящие в мозгу при высокой когнитивной нагрузке.

В исследовании, проведенном учеными из Калифорнийского университета в 1994 г., изучалась активность мозга с помощью ЭЭГ у 14 пилотов ВВС на авиасимуляторе [10]. Было обнаружено, что активность альфа-волн (в пределах 7–12 Гц) подавлялась (т. е. активность в этом диапазоне проявлялась меньше) по мере увеличения сложности задачи и, следовательно, когнитивной нагрузки.

Дальнейшее исследование, проведенное учеными из Института исследования мозга в Сан-Франциско [11], подтвердило эти результаты, обнаружив общее подавление альфа-активности, а также увеличение тета-активности (4–7 Гц) в соответствии со сложностью задачи. Хотя результаты могут различаться, когнитивная нагрузка обычно связана с десинхронизацией активности альфа-волн и синхронизацией активности тета-волн.

Заключение

Эти исследования, конечно, представляют лишь небольшую часть научной литературы, на которую повлияло появление когнитивной психологии; многие более влиятельные исследования были созданы и выполнены в рамках когнитивной психологии.

Превосходство когнитивной психологии не было вечным, оно остается центральной темой современных психологических исследований. Часто возникает соблазн рассматривать людей в разрозненных терминах (например, люди оперируют исключительно бихевиористскими/когнитивистскими/другими терминами), но, вероятно, существует много совпадений и нет реального «победителя». Развитие каждой теории в совокупности создает лучшие идеи, которые подталкивают нас к более объективному и точному пониманию человеческой психологии.

В то время как научное мышление и теории в настоящее время расширились за пределы жесткой дихотомической догмы когнитивных и бихевиористских школ мысли, новые открытия, которые были обнаружены на этом пути, остаются чрезвычайно ценными при рассмотрении функции разума, мозга и поведения. Более целостный и в то же время нюансированный взгляд демонстрируется современными научными исследованиями, которые извлекают выгоду из прошлой фиксации предыдущих теорий.

Чтобы узнать больше о том, как психологические теории строят современные представления о человеческом поведении, и о том, как сегодня изучается человеческое поведение, загрузите наше бесплатное руководство ниже.

Ссылки

[1] Айзенк М. и Кин М. (2005). Когнитивная психология . Хоув: Психология Press.

[2] Андерсон, Дж. Р. (2010). Когнитивная психология и ее значение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.

[3] Ярбус, А. (1967). Движения глаз и зрение . Plenum Press

[4] Hayhoe, M., & Ballard, D. (2005). Движения глаз в естественном поведении. Trends In Cognitive Sciences , 9 (4), 188-194. doi: 10.1016/j.tics.2005.02.009

[5] Глимчер, П. (2003) Нейробиология визуально-саккадического принятия решений. год. Преподобный Нейроски . 26, 133–179

[6] Hikosaka, O. et al. (2000) Роль базальных ганглиев в контроле целенаправленных саккадических движений глаз. Физиол. Версия . 80, 953–978

[7] Stuphorn, V. et al. (2000) Мониторинг производительности с помощью дополнительного поля зрения. Nature , 408, 857–860

[8] Димберг У., Тунберг М. и Эльмехед К. (2000). Бессознательные реакции лица на эмоциональные выражения лица. Психологические науки , 11 (1), 86-89. doi: 10.1111/1467-9280.00221

[9] Kihlstrom, JF (1987). Когнитивное бессознательное. Наука , 237, 1445–1452.

[10] Стерман, М. Б., Манн, К. А., Кайзер, Д. А., и Суенобу, Б. Я. (1994). Многополосный топографический анализ ЭЭГ моделируемой зрительно-моторной авиационной задачи. Международный журнал психофизиологии , 16, 49–56.

[11] Гевинс, А., и Смит, М.Е. (2000). Нейрофизиологические показатели рабочей памяти и индивидуальные различия в когнитивных способностях и когнитивном стиле. Кора головного мозга , 10, 829–839.

Когнитивные процессы — Психология — 1508 слов

Введение

Слово познание стало общепринятым в психологии и в самом широком его употреблении; познание использовалось для обозначения мыслей и значений, производимых когнитивной системой вместе с психическими процессами. Некоторые из выявленных психических процессов включают; понимание, оценка, планирование, решение и мышление (Грум и Дьюарт, 19 лет). 99). В результате когнитивная психология, как ее обычно называют, представляет собой процесс понимания и познания.

Мозг был связан с познанием, посредством которого различные мозги участвуют в обработке информации между организмами. Именно в рамках этого понимания данное исследование направлено на изучение трех типов когнитивных процессов и степени изучения этих трех процессов исследовательской работой.

Процессы познания

В большинстве случаев процессы познания бывают трех видов: восприятие, обучение, хранение в памяти и мышление (Groome and Dewart, 1999). Первый тип — это восприятие, при котором информация воспринимается органами чувств посредством восприятия, а затем приводит к анализу информации (Groome and Dewart, 1999). На этой ранней стадии мозг начинает извлекать смысл из входной информации, и в основном это делается для того, чтобы осмыслить информацию.

После того, как произошло восприятие информации, возникает другой процесс, который обычно включает в себя некую запись полученной информации, и это то, что известно как обучение и хранение памяти (Groome and Dewart, 19). 99). Память в этом случае выступает в роли «банка» хранения, в котором сохраняется информация для последующего использования и оказания необходимой помощи индивидууму в другой обстановке.

Для того, чтобы сохраненная информация могла быть использована позже, всегда существует потребность в извлечении, обычно это включает в себя извлечение и доступ к информации, сохраненной когда-то ранее (Groome and Dewart, 1999). В результате поиск считается частью мыслительного процесса, поскольку он помогает людям справляться с новыми ситуациями или проблемами, которые могут возникнуть. Таким образом, в данном случае мыслительный процесс стал аспектом мышления, исходящим из процесса поиска.

Восприятие

Восприятие исходит из наблюдения или наблюдения за тем, что происходит вокруг или в более широком окружении. В результате возникает когнитивный процесс восприятия, и люди усваивают все аспекты, происходящие вокруг них. В результате восприятия люди в значительной степени идентифицируют формы и формы как человеческие существа и особенности окружающей среды и впоследствии сопоставляют наблюдаемое с тем, что человек ожидает увидеть или наблюдать (Хагтведт, Хагтведт и Патрик, 2008).

Многие традиционные когнитивные теории постулируют, что «значение понятия состоит из связей между абстрактным символом для этого понятия и абстрактными символами для других понятий или семантических признаков» (Pecher and Zwaan, n.d). Тем не менее, было обнаружено, что это понимание имеет проблемы, как было выявлено в многочисленных исследованиях Барсалу (1999), Гленберга (1997) и Пулвермюллера в 1999 году (цитируется по Pecher and Zwaan, nd).

Например, Барсалу определил проблему трансдукции, а Харнад (1990) выявил проблему заземления (Печер и Цваан, без даты). Проблема преобразования связана с тем, как перцептивные переживания «переводятся в произвольные символы и впоследствии используются для представления понятий» (Печер и Цваан, nd). С другой стороны, «проблема заземления связана с тем, как символы отображаются обратно в реальный мир» (Печер и Цваан, nd).

Обучение и хранение памяти

Джамбаттиста Базиле (1575–1632) заметил, что память — это «кабинет воображения, сокровищница разума, реестр совести и совет мысли» (Гормли и Либерман, 2004, с. стр.3). В результате память рассматривается как хранилище и процесс припоминания того, что люди узнали или испытали в окружающей среде (Гормли и Либерман, 2004).

Память как процесс начинает функционировать, когда ребенок находится в утробе матери, и именно с этой точки зрения обучение считается функциональным до рождения. Экспериментальные исследования показали, что младенцы, как правило, сохраняют воспоминания еще в утробе матери, и это было подтверждено экспериментальными исследованиями ДеКаспера и Файфера (1980), которые проверяли воспоминания младенцев примерно через 12 часов после их рождения (Госвами, 1998).

Обучение и память в психологии объясняются двумя подходами. В первом случае было объяснено, что научение и память составляют аспекты привыкания, обусловливания и различения научения (Berkson, 19).93). В этом случае факторы, влияющие на обучение, связаны с конкретными стимулами, вызывающими определенные реакции, и впоследствии обобщают воздействие этих стимулов на другие подобные стимулы и ситуации. Второй подход к обучению связан с обработкой информации (Berkson, 1993).

Известный как подход к обработке информации, обучение обычно рассматривается как аспект кодирования, хранения и извлечения информации (Berkson, 1993). В то же время кодирование, хранение и извлечение могут представлять собой подпроцессы, которые также могут иметь между собой петли обратной связи. Кроме того, следует помнить, что характер обрабатываемой информации может быть важен, а глубина обработки на каждом этапе может влиять на вероятность того, что какой-либо опыт действительно в конечном итоге запомнится.

Мышление

Когнитивный процесс мышления во многом включает в себя проработку того, что только что произошло в окружающей среде, приведение в действие предыдущих знаний и общего понимания ситуации. В целом произошедшие события трактуются как социальные проблемы, требующие решения в процессе принятия решений.

В самом широком применении мышление рассматривается как участвующее в принятии решений и рассуждениях, и как таковое оно выполняет функции решения проблем, размышляя над идеями, генерируя новые идеи, теоретизируя, споря, принимая решения и в значительной степени решая проблемы (Андервуд и Розен, 2011). Один из способов когнитивного процесса мышления отражен в теории развития Пиаже. В целом теория Пиаже касается ментальных структур мышления, а также того, как они меняются в процессе развития.

Согласно Пиаже, у детей проявляется способность ассимилировать новые события и переживания с ранее существовавшими структурами рассуждений и впоследствии адаптировать свою интерпретацию этих переживаний в соответствии с предшествующими знаниями и ожиданиями (Underwood and Rosen, 2011). Чтобы ассимиляция событий и переживаний функционировала, Пиаже также определил важность приспособления для ребенка, чтобы понять, что происходит в окружающей среде.

В результате ребенок проходит процесс ассимиляции и аккомодации, последовательно протекающий через четыре стадии, обозначенные Пиаже (Underwood, Rosen, 2011). На первом (сенсомоторном) этапе мышление ребенка основано на «чувственном восприятии и двигательной активности» (Underwood and Rosen, 2011). Затем ребенок переходит ко второй стадии (предоперационной), которая обычно длится от 2 до 6 лет, и здесь ребенок использует ментальные символы в мышлении и рассуждениях.

Переходя к третьему этапу (конкретная операция) в возрасте от 6 до 11 лет, логические логические структуры ребенка начинают развиваться и проявляться при решении возникающих задач (Underwood and Rosen, 2011). Последний этап — формальные операции, которые вытесняют логические рассуждения и здесь у ребенка становятся более конкретными в мышлении и принятии решений, проявляя способности взрослых (Underwood, Rosen, 2011).

Оценка методологии исследования

Три рассмотренных выше когнитивных процесса можно очень хорошо отразить в развитии детей. Сразу же рождаются дети, начинают развиваться процессы восприятия, обучения и мышления, которые в дальнейшем продолжаются до взросления ребенка. Таким образом, теория развития Пиаже охватывает эти три процесса, очерчивая и объясняя процесс развития младенцев.

Можно сказать, что сила исследовательской методологии, используемой Пиаже, проявляется в том, как теория развития всесторонне объясняет развитие младенцев. Здесь Пиаже вместе со своими коллегами использовал простые, но гениальные исследования очень сложной темы.

В результате применение результатов теории было широким, и во всех ситуациях применения теории была выведена относительно точная позиция в понимании окружающего мира детей, а также организации и функционирования их мозга систематически и постепенно (Louw, 1998). С другой стороны, исследовательские методологии Пиаже подвергались критике по многим аспектам. Во-первых, обобщаемость теории подверглась критике, учитывая, что используемые предметы были в основном из европейских стран.

Используя только предметы из европейского контекста, Пиаже ограничил теорию, что неадекватно отражает аспекты других культур (Louw, 1998). Еще один недостаток методологии исследования можно уловить в способности Пиаже недооценивать способности детей.

В подтверждение этого Уилсон и Шапиро (1971) раздали каждому участнику исследования по четыре карточки, на которых были символы -R, G, 2 и 7. При проверке логического мышления учащихся, использующих эти карточки, выяснилось, что только 10% ответили правильно таким образом (неконкретная версия), а 62% ответили правильно, когда вопрос был более конкретным (Louw, 1998).

Заключение

Известно, что люди, в частности, извлекают информацию из внешнего мира, осмысливают эту информацию, прежде чем использовать ее (Groome and Dewart, 1999). Во всех этих видах деятельности процессы познания проявляются у лиц, принимающих решения. Таким образом, процессы познания как часть когнитивной психологии можно рассматривать как важную область исследований, на которой продолжают концентрироваться многие исследовательские работы.

Ссылки

Берксон, Г. (1993). Дети-инвалиды: обзор поведенческих исследований . Нью-Йорк: Рутледж. Веб.

Гормли, Дж. Дж. и Либерман, С. (2004). Польза для здоровья фосфатидилсерина (PS) . Нью-Джерси: Basic Health Publications, Inc. Web.

Госвами, У. (1998). Познание у детей . Нью-Йорк: Психология Press. Веб.

Грум, Д. и Дьюарт, Х. (1999). Введение в когнитивную психологию: процессы и расстройства . Нью-Йорк: Рутледж. Веб.

Хагтведт, Х., Хагтведт, Р. и Патрик, В.М. (2008). «Восприятие и оценка изобразительного искусства». Журнал эмпирических исследований искусств , Vol. 26, № 2, с. 197-218. Веб.

Лоу, Д. А. (1998). Развитие человека . Йоханнесбург: Pearson South Africa . Веб.

Печер, Д. и Цваан, А. « Введение в заземление познания: роль восприятия и действия в памяти, языке и мышлении » . Лондон: Издательство Кембриджского университета. Веб.

Андервуд, М. К. и Розен, Л. Х. (2011).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *