Развитие когнитивной психологии — Блог Викиум
Когнитивная психология — это направление в психологической науке, ориентированное на изучение процессов психики животных и человека. Другие направления в психологии не смогли дать объяснение относительно человеческого поведения, не затрагивая сознание. Когнитивизм же затрагивает биологию, лингвистику и другие науки. В этой статье вы узнаете, как происходило развитие когнитивной психологии.
Становление науки
Возникновение когнитивной психологии пришлось на XX век, в эпоху, когда начали появляться различные технологии. Причиной этому послужила необходимость объяснения взаимодействия человека с технологиями в психологическом ключе. Ученые начали активно проводить исследования, которые помогали разобраться в способностях человека обрабатывать и хранить информацию.
Основателями когнитивной психологии являются Фриц Хайдер и Леон Фестингер. Основоположниками можно назвать и других исследователей, которые вместе разбирались в когнитивизме в 1956 году.
Еще одним известным психологом, который работал в области когнитивизма был Жан Пиаже. Он долгое время работал с детьми и наблюдал за целостностью структуры мышления ребенка. По его мнению, человеческий интеллект постоянно меняется в зависимости от возраста и обстоятельств. Им было выявлено 4 основных когнитивных стадии:
- Сенсомоторная стадия длится с рождения до 2 лет.
- В дооперационной стадии человек пребывает с 2 до 7 лет.
- Стадия конкретных операций наступает в 7 лет и длится до 11.
- Стадия формальных операций происходит с 11 до 15 лет.
Также Пиаже выявил, что дети до определенного возраста концентрируются только на себе и своих внутренних переживаниях, при этом им не обязательно получать обратную связь.
Необычный эксперимент
В 1971 году один из психологов решил провести эксперимент. Филипп Зимбардо изучал поведенческие реакции человека, который находится в жестких условиях. В ходе эксперимента 24 добровольцев разделили на 2 группы: одни стали «заключенными», а другие — «охранниками». Эксперимент должен был продолжаться на протяжении 14 дней, но завершился спустя 6 дней, так как все вышло из-под контроля. Над «заключенными» начали издеваться, а их психологическое состояние заметно пошатнулось. После этого эксперимента его автор описал в книге эффект когнитивного диссонанса. Больше подобные эксперименты не повторялись.
Дальнейшее развитие
В дальнейшем представители когнитивизма активно продолжили изучать, как взаимодействует человек с компьютером. Появилась теория, что психика человека является неким центром, способным воспринимать сигналы извне, которые перерабатываются мозгом человека.
Американский ученый современности Карл Прибрам сделал открытие, заявив что память распределена по всем отделам мозга. Ранее в когнитивной психологии придерживались мнения, что память сосредоточена лишь в серединных долях мозга. Теория Прибрама так и не была признана, но она подтверждалась не раз с помощью экспериментов.
На сегодняшний день когнитивная психология активно взаимодействует и с другими науками. Одной из таких наук является нейробиология, которая занимается изучением реакции нейронов головного мозга. Некоторые психологи придерживаются мнения, что нейробиология и психология не могут переплетаться, ведь ответы одной науки абсолютно не совместимы с ответами другой.
Чтобы психика была в норме, следует постоянно развивать когнитивные функции. Викиум рекомендует регулярно тренировать память, внимание, скорость реакции с помощью специальных когнитивных тренажеров.
Особенности и этапы когнитивного развития по теории Жана Пиаже
Когнитивным развитием личности называют процесс изменения познавательных процессов в ходе обучения. По мере взросления человек приобретает знания и навыки, развивает память, восприятие, воображение, логическое мышление. Он учится ставить цели и достигать их. То, как происходит развитие когнитивных способностей, изучают до сих пор. А за основу для изучения в большинстве случаев берут теорию Жана Пиаже.
Давайте посмотрим, как рассуждал этот знаменитый швейцарский психолог и философ.Основы когнитивной психологии
Изучение особенностей когнитивного развития – это важный шаг в познании психологического здоровья детей и подростков. Изменение мыслительных процессов происходит постоянно, начиная с раннего возраста, и это необходимо для взаимодействия с окружающим миром. Насколько правильно будет проходить развитие когнитивных функций и способностей, зависит от многих факторов (воспитание, окружение, менталитет). Однако если знать, когда и что целесообразно развивать, шансов на успех больше. Современные родители всё больше уделяют внимание этому аспекту, так как информация на сегодняшний день является более доступной, и чаще говорят о том, что правильное развитие когнитивной сферы увеличивает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни.
Когнитивная психология – это именно тот раздел психологической науки, который занимается изучением умственных способностей и познавательных процессов. Психологи, работающие в данном направлении, считают, что с малого возраста необходимо развивать в первую очередь память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление. Хорошее развитие этих навыков приводит к легкому взаимодействию с обществом, способности правильно оценивать жизненные ситуации и находить решения, ставить цели и непременно достигать их. Развивать же навыки не так сложно, существует множество достаточно простых методик и упражнений, для понимания принципа работы и применения которых не нужно быть профессором.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Известный психолог разрабатывал методы совершенствования способностей детей от рождения до 15 лет. Он считал, что именно в этот период легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни. Конечно, развивать когнитивные способности можно и нужно в любом возрасте. Но качество мыслительных процессов у детей отличается:
- дети судят о предметах и явлениях, опираясь на собственные мысли и опыт, тогда как взрослый человек может подключить полученные когда-то знания, которые не всегда верны, а также мнения окружающих;
- дети воспринимают события по результату, не берут в расчет намерения и дополнительные факторы, которые могут оказать влияние;
- у детей лучше развито воображение, например, они могут одушевить движущиеся предметы (облака или автомобиль).
Дети хорошо воспринимают обучение, и если использовать правильные методы, развитие когнитивных способностей будет проходить легко. Высшая степень совершенства достигается, как правило, к 15 годам.
Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.
Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:
- сенсомоторная;
- предоперационная;
- операционная;
- стадия конкретных операций.
Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет. Познание мира зависит от впечатлений ребенка. Многое он выполняет интуитивно, запоминая и накапливая опыт. Происходит развитие моторных навыков.
Предоперационную стадию ребенок проходит от 2 до 6 лет. В этот период свою точку зрения он воспринимает как единственно правильную. Формируются образы объектов и действия, которые с ними можно совершать. Развивается воображение. При этом рассматривая предмет, ребенок концентрируется на какой-то самой запоминающейся детали, а остальные оставляет без особого внимания.
Операционная стадия длится от 6 до 11 лет. В этот период ребенок может связывать мысли между собой, логически рассуждать. На второй план уходит воображение, и развивается восприятие реальности.
Стадия конкретных операций начинается с 11 лет. Появляется абстрактное мышление, способность объяснять сложные вещи и явления, все больше развивается логика, навык анализа происходящего.
Для когнитивного развития детей в малом возрасте используют следующее:
- игры, развивающие мелкую моторику;
- пазлы;
- конструкторы;
- мозаики;
- рисование, аппликации и другие виды творчества;
- речевые занятия – заучивание стихов, придумывание и пересказ историй.
Начиная со школьного возраста, полезны такие упражнения:
- произношение услышанных слов наоборот;
- устный счет;
- воспроизведение событий, например, произошедших за день;
- поиск новых маршрутов и нескольких решений для одной задачи;
- визуализация информации, которую нужно запомнить;
- выполнение действий двумя руками одновременно.
Такие простые упражнения полезно выполнять и взрослым. Постоянные тренировки повышают эффективность когнитивных способностей.
Теория Пиаже стала фундаментом для последующих профессиональных исследований умственного развития детей. На ее основе происходило появление новых взглядов на механизм когнитивного мышления. В настоящее время разработано множество упражнений для улучшения интеллектуальных способностей детей и взрослых. Также можно проверить уровень развития и определить направления для работы. Например, Викиум предлагает диагностическую программу «Тест когнитивных способностей». Она ориентирована не только на оценку способностей, но и на составление психологического профиля личности.
Когнитивное развитие детей | Советы родителям
Когнитивное развитие означает развитие способности мыслить и рассуждать.
Дети в возрасте от 6 до 12 лет обычно мыслят конкретными способами (конкретные операции). Это может включать в себя такие вещи, как объединение, разделение, упорядочивание и преобразование объектов и действий.
Подростковый возраст знаменует собой начало развития более сложных мыслительных процессов (также называемых формальными логическими операциями). Это время может включать абстрактное мышление, способность формировать собственные новые идеи или вопросы. Это может также включать в себя способность учитывать множество точек зрения и сравнивать или обсуждать идеи или мнения. Сюда же можно отнести способность рассматривать процесс мышления.
Типичные когнитивные изменения в подростковом возрасте
В подростковом возрасте (в возрасте от 12 до 18 лет) развивающийся подросток приобретает способность систематически обдумывать все логические связи внутри задачи. Переход от конкретного мышления к формально-логическим операциям происходит со временем.
Каждый подросток прогрессирует со своей скоростью в развитии своей способности мыслить более сложными способами. У каждого подростка формируется свое представление о мире. Некоторые подростки могут применять логические операции в школьной работе до того, как они смогут применить их к личным проблемам.
Когда возникают эмоциональные проблемы, они могут добавить дополнительный уровень сложности когнитивным рассуждениям подростка. Способность учитывать возможности, эмоции и факты может влиять на принятие решений как положительным, так и отрицательным образом.
Некоторые общие черты, указывающие на рост от более простого к более сложному когнитивному развитию, включают:
Ранний подростковый возраст
В раннем подростковом возрасте использование более сложного мышления сосредоточено на принятии личных решений в школе и дома. Это может включать:
- Начинает демонстрировать использование формальных логических операций в школьных заданиях.
- Начинает сомневаться в авторитетах и стандартах общества.
- Начинает формировать и озвучивать собственные мысли и взгляды на самые разные темы. Обычно они больше связаны с их собственной жизнью, например:
- Какими видами спорта лучше заниматься
- Какие группы лучше включать в
- Какая внешность желательна или привлекательна
- Какие родительские правила следует изменить
Средний подростковый возраст
Средний подростковый возраст часто сосредоточен на более философских и футуристических проблемах. Примеры могут включать:
- Часто задают вопросы и анализируют более подробно
- Обдумывает и начинает формировать собственный этический кодекс (например, «Что я считаю правильным?»)
- Думает о разных возможностях и начинает развивать свою личность (например, кто я?)
- Думает и начинает рассматривать возможные будущие цели (например, Чего я хочу?)
- Обдумывает и начинает строить свои планы
- Начинает думать о долгосрочной перспективе
- Начинает думать, как повлиять на отношения с другими
Поздний подростковый возраст
В позднем подростковом возрасте сложные мыслительные процессы используются для сосредоточения внимания на менее эгоцентричных концепциях и принятии личных решений. Примеры могут включать:
- Увеличение количества мыслей о более глобальных концепциях, таких как правосудие, история и политика
- Развивает идеалистические взгляды на определенные темы или проблемы
- Дебаты и развитие нетерпимости к противоположным взглядам
- Начинает сосредотачиваться на принятии карьерных решений
- Начинает думать о новой роли во взрослом обществе
Содействие здоровому когнитивному развитию подростков
Чтобы способствовать позитивному и здоровому когнитивному развитию подростков:
- Помогите подросткам получить достаточный сон, питье и питание.
- Вовлекайте подростков в обсуждения различных тем, проблем и текущих событий.
- Поощряйте подростков делиться идеями и мыслями со взрослыми.
- Поощряйте подростков мыслить независимо и развивать собственные идеи.
- Помогите подросткам в постановке собственных целей.
- Поощряйте подростков думать о возможностях будущего.
- Хвалите и хвалите подростков за обдуманные решения.
- Помогите подросткам пересмотреть любые неправильные решения.
Последнее обновление 12/2020
Отзыв: Amy Ramsey, MA, LPC, CCLS
Cincinnati Children’s имеет отделения первичной медико-санитарной помощи по всему Большому Цинциннати.
Когнитивное развитие – культура и психология
К тому времени, когда вы достигнете совершеннолетия, вы узнаете кое-что о том, как устроен мир. Вы знаете, например, что вы не можете проходить сквозь стены или прыгать на вершины деревьев. Вы знаете, что хотя вы не можете видеть ключи от машины, они должны быть где-то здесь. Более того, вы знаете, что если вы хотите передать сложные идеи, такие как заказ тройного соево-ванильного латте с шоколадной крошкой, лучше использовать слова с определенным значением, а не просто жестикулировать и хрюкать. Люди накапливают все эти полезные знания в процессе когнитивное развитие , которое включает множество факторов, как врожденных, так и приобретенных.
Стадийные теории развития, такие как теория стадий Пиаже, фокусируются на том, проходят ли дети качественно разные стадии развития. Социокультурные теории, такие как теория Льва Выготского, подчеркивают, как другие люди и отношения, ценности и убеждения окружающей культуры влияют на развитие детей.
Швейцарский психолог Жан Пиаже предположил, что детское мышление проходит через серию из четырех дискретных стадий. Под этапами он подразумевал периоды, в течение которых дети одинаково рассуждали о многих внешне различных проблемах, причем этапы происходили в фиксированном порядке, а мышление на разных этапах различалось фундаментально. Четыре стадии, которые гипотетически выдвинул Пиаже, были сенсомоторной стадией (от рождения до 2 лет), стадией предоперационного мышления (от 2 до 6 или 7 лет), стадией конкретного операционального мышления (от 6 или 7 до 11 или 12 лет) и формальной операциональной стадией. этап рассуждения (11 или 12 лет и на протяжении всей остальной жизни).
Рисунок 1. Стадии когнитивного развития. Предоставлено проектом Noba. На стадии сенсомоторной детское мышление в значительной степени реализуется через их восприятие мира и их физическое взаимодействие с ним. Их ментальные представления очень ограничены. Рассмотрим задачу Пиаже о постоянстве объекта, одну из его самых известных задач. Если младенец в возрасте до 9 месяцев играет с любимой игрушкой, а другой человек убирает игрушку из поля зрения, например, положив ее под непрозрачное покрытие и не позволяя младенцу сразу дотянуться до нее, младенец, скорее всего, не прилагайте усилий, чтобы достать его, и не выказывайте эмоционального беспокойства (Пиаже, 19 лет). 54). Это происходит не из-за того, что они не заинтересованы в игрушке или не могут дотянуться до нее; если ту же игрушку положить под прозрачное покрытие, младенцы в возрасте до 9 месяцев легко ее достанут (Munakata, McClelland, Johnson, & Siegler, 1997). Вместо этого Пиаже утверждал, что дети младше 9 месяцев не понимают, что объекты продолжают существовать. Это называется постоянством объекта.
На стадии предоперационной , согласно Пиаже, дети могут решить не только эту простую задачу (которую они фактически могут решить после 9 лет).месяцев), но демонстрируют широкий спектр других возможностей символического представления, например, связанных с рисованием и использованием языка. Однако такие дети в возрасте от 2 до 7 лет, как правило, сосредотачиваются на одном измерении, даже когда решение задач требует от них рассмотрения нескольких измерений. Это очевидно в задачах сохранения Пиаже (1952). Например, если стакан воды налить в более высокий и тонкий стакан, дети до 7 лет обычно говорят, что теперь воды больше, чем раньше. Точно так же, если глиняный шарик превратить в длинную тонкую колбасу, они утверждают, что теперь глины стало больше, а если разложить ряд монет, они утверждают, что монет стало больше. Во всех случаях дети сосредотачиваются на одном измерении, игнорируя изменения в других измерениях (например, увеличение ширины стакана и глиняного шарика).
Дети преодолевают эту склонность сосредотачиваться на одном измерении на этапе конкретных операций и в большинстве ситуаций мыслят логически. Однако, согласно Пиаже, они все еще не могут мыслить систематическим научным образом, даже когда такое мышление было бы полезно. Таким образом, если попросить выяснить, какие переменные влияют на период, в течение которого маятник совершает полный оборот, и задать веса, которые они могут прикрепить к нитям, чтобы провести эксперименты с маятником, чтобы выяснить это, большинство детей младше 12 лет выполнят предвзятые эксперименты, из которых нельзя сделать никаких выводов, а затем заключают, что то, во что они первоначально верили, верно. Например, если мальчик полагал, что вес — единственная переменная, имеющая значение, он мог бы поставить самый тяжелый вес на самую короткую нить и надавить на нее сильнее всех, а затем прийти к выводу, что, как он и думал, вес — единственная переменная, имеющая значение (Инхельдер). и Пиаже, 19 лет58).
Наконец, в период формальных операций дети приобретают умственные способности зрелых взрослых, что позволяет им решать задачу о маятнике и широкий круг других задач. Стадия формальных операций, как правило, не происходит без формального обучения научным рассуждениям и, по-видимому, в значительной степени или полностью отсутствует в некоторых обществах, которые не обеспечивают этот тип образования.
Когнитивное развитие и культура
Хотя теория Пиаже оказала большое влияние, она не осталась без внимания. Недавние исследования показывают, что когнитивное развитие происходит значительно более непрерывно, чем утверждал Пиаже. Например, Даймонд (1985) обнаружил, что в описанной выше задаче на постоянство объекта младенцы демонстрируют более раннее знание, если период ожидания короче. В возрасте 6 месяцев они извлекают спрятанный предмет, если ожидание не превышает 2 секунд; в 7 месяцев извлекают, если ожидание не превышает 4 секунд; и так далее. Еще раньше, в 3 или 4 месяца, младенцы проявляют удивление в виде более длительного времени взгляда, если предметы внезапно исчезают без видимой причины (Baillargeon, 1987).
Точно так же специфический детский опыт может сильно повлиять на изменения в развитии. Дети гончаров в мексиканских деревнях, например, знают, что изменение формы глины не меняет количество глины в гораздо более раннем возрасте, чем дети, не имеющие подобного опыта (Price-Williams, Gordon, & Ramirez, 19).69). При изучении детей племен (инуитов Канады, баулов Африки и аранды Австралии) исследователи обнаружили различия в возрасте, в котором дети достигают определенных стадий и приобретают определенные навыки (Dasen, 1975). Около 50% детей инуитов решали зрительно-пространственный тест к 7 годам, 50% детей аранда решали ту же задачу к 9 годам; однако дети Баулей не решали задачу до 12 лет.