5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор и советы родителям, как с этим помочь
Изображение Pete Linforth с сайта Pixabay
В психологии принято делить эмоции на базовые и сложные. «Спасибо, — скажет нервный родитель, — это знание очень помогает, когда ребёнок бросает в меня самодельные бомбы». Пусть от снарядов эти сведения не защищают, но только сперва. Понимание природы своих чувств помогает человеку их регулировать, даже если ему всего четыре года. Мы составили список сложных детских эмоций и рассказываем, что с ними делать родителям.
Чем базовые эмоции отличаются от сложных
У психологов и физиологов пока нет единой и всеми принятой системы классификации наших чувств. А пока учёные спорят, мы можем преспокойно пользоваться их старыми наработками и известными концепциями.
Наиболее популярная из них делит эмоции на два вида: базовые и сложные. Основоположник классификации — американский психолог Пол Экман. В 1972 году он выделил пять базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль. В начале 90-х он добавил к ним шестую — удивление. Потом, правда, он взялся расширять этот список, но отталкиваться удобнее от этих шести позиций.
Почему именно эти эмоции базовые? Считается, что они не обусловлены социально, они заложены в нас как в вид. Почти в любой культуре вы распознаете их по характерному выражению лица (искривлённая верхняя губа, сморщенная переносица — понятно, что человек демонстрирует отвращение). Сложные эмоции получаются из базовых, но возникают уже не автоматически, а включают в себя некую когнитивную обработку. Они требуют рефлексии, самооценки и могут учитывать и мнение бабушки, и общую культурную ситуацию.
Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями
Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств.
Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.
Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.
Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.
Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:
- узнать, что такое эмоции;
- понять, откуда и почему они взялись;
- признать свои чувства и чувства других;
- разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.
Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.
Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».
Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев. Ребёнок может обидеться на то, что его коварно убеждают есть овощи, дают ему не ту шапку или его не позвали на праздник, на который позвали сестру. Ужасный, нечестный мир!
Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.
Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других
Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.
Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.
Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).
Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить
Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства.
Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.
Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!
В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.
Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?
Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.
Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.
Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).
В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.
Как справляться со ;сложными эмоциями?
- Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Каждый раз, когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, важно сделать глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче. Попробуйте освоить упражнение сами, а потом покажите или расскажите о нём подростку.
- Мозг как дом. Такое упражнение рекомендует использовать нейропсихолог Дэниел Сигел. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа. На верхнем этаже живут мыслители, а на нижнем — чувствующие персонажи. Идеально, когда этажи гармонично сотрудничают друг с другом. Нарисуйте такой дом с ребёнком и обсуждайте сложные эмоциональные состояния на наглядных примерах.
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.
автор материала
Инна Прибора
#развитие личностного потенциала #социальный и эмоциональный интеллект #социально-эмоциональное развитие #универсальные компетентности #школа #МЕЛ
Назад
5 базовых эмоций, которые лежат в основе всех чувств
войти в систему
Добро пожаловат!Войдите в свой аккаунт
Ваше имя пользователя
Ваш пароль
Вы забыли свой пароль?
восстановление пароля
Восстановите свой пароль
Ваш адрес электронной почты
LifeoVed
—
4623
Человек всё время живет своими эмоциями. Они часть того, кто мы есть, и нашей повседневной жизни. Прежде чем мы продолжим, важно понять, что чувства и эмоции — разные вещи. Нам свойственно считать их синонимами, но на самом деле это не так.
По сути, эмоция — это набор химических и нервных реакций, возникающих, когда мозг подвергается воздействию окружающей среды. С другой стороны, это чувство —реакция на эмоцию, то есть о том, что человек чувствует перед лицом такой эмоции. Таким образом, хотя эмоции и чувства различны, они тесно связаны.
Когда вы попадаете в какую-либо ситуацию, мозг выделяет гормоны, которые изменяют ваше эмоциональное состояние. Могут быть даже некоторые физические реакции, например, плач или потливость. Стоит отметить, что перед лицом какого-то события у каждого человека разные эмоции, и они обычно более быстротечны.
С другой стороны, это ощущение может длиться долго. Негативные чувства могут вызвать такие болезни, как депрессия и любовь, которые также могут длиться годами. Вот некоторые примеры чувств: ненависть, сострадание, любовь, разочарование и зависть.
Типы эмоции.
Ну а теперь сосредоточимся на эмоциях! Есть три типа:
- первичный,
- вторичный и
- фоновый.
Первичные эмоции это те, которые легко воспринимаются людьми, например страх и радость.
Вторичные эмоции — их не так просто заметить, например нервозность, чувство вины или стыда.
Фоновые: они не заметны, например, спокойствие или усталость. Их трудно воспринимать, потому что они больше связаны с внутренним миром человека, чем с внешним.
5 базовых эмоций человека
Страх.
Страх является защитным механизмом, который держит нас в живых. Без этих эмоций мы бы попали в опасные ситуации, не задумываясь дважды о возможных рисках. Страх, в свою очередь, не дает этому случиться, поскольку это непроизвольная и естественная реакция.
В ситуациях, когда вы сталкиваетесь с опасностью и знаете, что, если что-то не сделаете, вы можете умереть. Поэтому у вас появляется страх. Он заставляет вас, например, убежать. Всякий раз, когда вы чувствуете страх, он заставляет вас как-то реагировать.
Гнев.
Гнев чрезмерный. Чувство несправедливости порождает гнев, поэтому мы можем действовать в пользу того, во что верим. Следовательно, умеренный и контролируемый гнев может быть полезен, чтобы помочь вам понять, что не так в вашей жизни, и найти мотивацию для возможных решений. Кроме того, высвобождение гнева помогает разрядить накопившийся заряд напряжения.
Однако важно оставаться на связи в неконтролируемом гневе. Это потому, что эта эмоция может напрямую мешать окружающим нас людям. Хаотичное движение, встречи, очереди и другие неприятности могут вызвать огромный внутренний гнев. Однако ошибка состоит в том, чтобы позволить этой эмоции поглотить себя и сбрасывать со счетов тех, кто рядом с вами.
Конечно, стрессовые моменты являются частью повседневной жизни, и со временем приходит гнев. Чтобы не стать заложником эмоций, постарайтесь научиться управлять гневом. Тогда вам будет проще сбросить его при возникшей ситуации.
Радость.
Самая положительная эмоция — это радость, которая напрямую связана с удовольствием и счастьем. Например, когда вы достигаете личной или профессиональной цели, именно эта эмоция появляется у вас.
Радость — это один из способов, которыми тело должно побуждать к действию, а также действовать как награда. Представьте, что вы хотите получить повышение по службе. Много работаете и соревнуетесь с другими сотрудниками за это повышение. Что мотивирует вас? Знание того, что если вы достигнете этой цели, вы получите огромную радость, верно?
Если вы не добьетесь успеха, вас, вероятно, на определенное время одолеет грусть, которую мы не очень хотим испытывать. Наградой, безусловно, будет радость, и когда мы ее достигнем, мы снова захотим испытать это чувство удовольствия.
Важно помнить, что невозможно быть счастливым все время. Поэтому вы должны быть готовы иметь дело с трудностями и разочарованиями. Печаль формирует наши эмоции, потому что она важна для укрепления и взросления нас самих.
Отвращение.
Оно порождает отвращение или потребность отвергнуть что-то, вызывая явное чувство неприязни. Классический пример — это дети, которые корчат рожи и испытывают отвращение к овощам — это реакция отвращения на возможность проглотить что-то вредное.
В качестве наиболее частых физиологических эффектов можно назвать тошноту и недомогание желудочно-кишечного тракта. Основная функция отвращения — избегать любых раздражителей, которые могут вызвать опьянение. Помимо проблемы проглатывания, отвращение также связано с более социальным характером. Например, из-за отказа от социальных стимулов, ситуаций или токсичных людей.
Печаль.
Состояние уныния, усталости и одиночества: так мы обычно определяем грусть. Как бы многие люди ни хотели избавиться от этого, мы должны понимать, что это совершенно нормальная и здоровая эмоция. В разное время в жизни мы испытываем грусть. Происходит это потому что, если эта эмоция длится долго, что может повлечь за собой депрессию. Обычная и здоровая грусть должна быть мимолетной.
Также поймите, что эта эмоция имеет несколько уровней интенсивности, от состояния разочарования до более сильной боли. Это может быть вызвано несколькими событиями, такими как разочарование в любви, финансовые проблемы, травма, профессиональное / личное недовольство или какой-либо другой тип внутреннего конфликта.
Другие типы эмоций.
Конечно, кроме пяти основных типов эмоций существуют и многие другие. Некоторые из эмоций, о которых тоже нужно знать:
- Развлечение
- Презрение
- Удовлетворенность
- Смущение
- Волнение
- Чувство вины
- Гордость за достижения
- Облегчение
- Удовлетворение
- Стыд
Поделиться
Пять основных эмоций – Коучинг Джима Вольфсона
Используйте их, чтобы ориентироваться и понимать свой внутренний мир
Автор: Джим Вольфсон
Мы хотим чувствовать и соединяться со своими эмоциями. Но наш внутренний мир — это огромное море мыслей, чувств, ощущений и образов.
Используя простую модель Пяти Первичных Эмоций, мы можем быстро отточить свои чувства и придать смысл нашему внутреннему опыту. Как сказал один мудрец: «Все модели ошибочны, но некоторые из них полезны». Это хорошая модель, которая поможет вам разобраться в своих эмоциях и поможет вам обработать их, чтобы вы могли двигаться дальше по жизни. Этот блог определит пять основных эмоций и даст вам руководство, которое поможет вам интегрировать то, что вы чувствуете.
Пять основных эмоций
В таблице ниже перечислены пять основных эмоций. Гнев, Печаль, Радость, Страх и Стыд. Эти пять основных чувств помогут вам ориентироваться и определять, что происходит внутри вас. См. Как чувствовать свои эмоции.
(Эта диаграмма была создана моим коллегой Беном Литтауэром)
Как использовать модель пяти основных эмоций Первичные эмоции. Конечно, мы все используем разные слова, и это нормально.
Например: «Я чувствую себя разъяренным, злым, как будто могу что-то разбить». Это нормально, и, используя модель, довольно легко увидеть, что эти чувства подпадают под категорию гнева.Важно не зацикливаться на конкретных словах, а использовать модель, которая поможет вам разобраться в том, что происходит внутри вас. Так что, если вы чувствуете себя так: «Я скорблю о потере моей матери», вы можете использовать общую категорию Грусти.
Со временем вы увидите, что эта модель хоть и не идеальна, но очень эффективна. Если вы найдете другую модель, которая кажется вам более подходящей, обязательно используйте ее. Важно улучшить свою способность идентифицировать свои эмоции.
Что, если я почувствую несколько вещей?
Чувствовать несколько вещей одновременно — это нормально. Некоторые эксперты говорят, что все пять основных эмоций присутствуют постоянно. А пока поймите, что обычно вы чувствуете несколько разных вещей одновременно. Например, вы можете в первую очередь чувствовать гнев. И когда вы чувствуете свой гнев, вы можете обнаружить, что грусть тоже присутствует. Вы могли бы сказать: «Я чувствую гнев поверх печали.
Используя модель, вы также можете обнаружить, что то, что вы думаете, что чувствуете, на самом деле является чем-то другим. Вы можете начать процесс и почувствовать грусть, а по мере того, как вы будете углубляться в нее, вы можете обнаружить, что на самом деле страх — это основное переживание, которое вы испытываете. Это очень распространено.
Кроме того, убедитесь, что это всего лишь концептуальная модель. Было бы совершенно искусственным делать вывод, что «вдобавок я чувствую грусть или радость» или что «я думал, что чувствую гнев, но я понимаю, что на самом деле это гнев». Это чистая уловка, но очень полезная. Мы проводим искусственные различия, чтобы понять наш внутренний мир.
Задавайте вопросы, чтобы помочь определить чувство
В таблице пяти основных эмоций вы можете видеть, что рядом с каждой эмоцией стоит вопрос. Задавая себе эти вопросы, вы можете разобраться в том, что происходит внутри вас. Например, грусть связана с потерей и отпусканием. Вы можете начать свой день с общим тревожным чувством внутри. Когда вы находите время, чтобы настроиться, вы можете подумать, что для вас первичны страх, гнев или печаль. Задав вопрос: «От чего я избавляюсь?» или «Что теряется?», возможно, вы сможете увидеть, что на самом деле скорбите о потере друга или образа жизни, или даже своей юности! Задав вопрос, вы поймете, что вам действительно грустно.
Используйте Модель для определения своих эмоций
Мы плаваем в огромном океане мыслей, чувств, ощущений и образов. Потратив время на то, чтобы настроиться на наш внутренний мир и используя модель пяти основных эмоций, вы сможете определить, что именно вы чувствуете, как часть процесса интеграции и пропускания через себя.
www.jimwolfson.com
Что такое базовые эмоции? | Психология сегодня
[Статья изменена 21 октября 2022 г. ]
Концепция «базовых» или «первичных» эмоций восходит как минимум к Книге обрядов , китайской энциклопедии первого века, в которой определены семь «человеческих чувств»: радость, гнев, печаль, страх, любовь, неприязнь и симпатия.
В ХХ веке Пол Экман выделил шесть основных эмоций (гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление), а Роберт Плутчик — восемь, которые он сгруппировал в четыре пары полярных противоположностей (радость-печаль, гнев-страх, доверие-недоверие, удивление-ожидание).
Говорят, что базовые эмоции развились в ответ на экологические проблемы, с которыми столкнулись наши далекие предки, и настолько примитивны, что «запрограммированы», причем каждая базовая эмоция соответствует отдельной и выделенной нервной цепи. Будучи запрограммированными, базовые эмоции (или «программы аффекта») являются врожденными и универсальными, автоматическими и быстрыми и запускают поведение с высокой ценностью выживания. Вряд ли можно так много сказать о более сложных эмоциях, таких как смирение или ностальгия, которые, например, никогда не приписываются младенцам и животным.
На днях я открыл ящик для столовых приборов на большой ящерице, которую, конечно же, не ожидал найти. Когда зверек метнулся в темноту за ящиком, я машинально отпрыгнул назад и захлопнул ящик. Сделав это, я внезапно обнаружил, что чувствую себя разгоряченным, настороженным и готовым к дальнейшим действиям. Эта базовая реакция страха настолько примитивна, что даже ящерица, казалось, разделяла ее, и настолько автоматична, что «когнитивно непроницаема», то есть бессознательна и неконтролируема, и больше похожа на реакцию, чем на преднамеренное действие.
Одна из гипотез состоит в том, что базовые эмоции могут функционировать как строительные блоки, а более сложные эмоции представляют собой смеси основных. Например, презрение может представлять собой смесь гнева и отвращения. Однако многие сложные эмоции нельзя разложить на более простые, и теория не может адекватно объяснить, почему младенцы и животные не разделяют сложные эмоции.
Наоборот, сложные эмоции могут быть смесью базовых эмоций и когниций, причем определенные комбинации достаточно распространены или важны, чтобы их можно было назвать в языке. Таким образом, разочарование может выражаться в гневе в сочетании с убеждением, что «ничего нельзя сделать». Опять же, многие сложные эмоции не поддаются такому анализу. Более того, базовые эмоции сами по себе могут быть результатом довольно сложных когниций; например, паника Тима, когда он осознал — или даже просто поверил, — что проспал важный экзамен.
Хотя базовые эмоции сравнивают с программами, кажется, что их потенциальные объекты открыты для культурной обусловленности. Если бедняга Тим боится пропустить экзамен, то это в значительной степени из-за той ценности, которую его культура и микрокультура придают успеху в учебе. Что касается более сложных эмоций, то сама эмоция (а не ее потенциальный объект) формируется и конструируется культурно. Злорадство не свойственно всем народам во все времена.
Не романтическая любовь, которая, кажется, возникла в тандеме с романом. В Мадам Бовари , сам по себе роман, Гюстав Флобер говорит нам, что Эмма Бовари узнала о романтической любви только через «отбросы старых библиотек».