Когнитивная составляющая это: Когнитивная составляющая Я – концепции — КиберПедия

Содержание

Когнитивная составляющая Я-концепции или образ Я


⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 20Следующая ⇒

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убеди-

тельными, независимо от того, основываются они на объективном знании или

субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности,

стать его тело, свои способности, социальные отношения и множество других

личностных проявлений. Описывая самого себя человек, прибегает обычно к

помощи прилагательных (надежный, общительный, сильный, красивый и т.д.),

которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, никак не связа-

ными с конкретным событием. Тем самым человек в словах пытается выразить

основные характеристики своего привычного самовосприятия. Такого рода са-

моописания – это способ охарактеризовать себя, неповторимость своей лично-

сти через сочетания ее отдельных черт.

 

Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или само-

Оценка

Человек как личность – самооценивающее существо. Самооценка – это

личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установ-

ках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень

развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и

позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Потому низ-

кая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное от-

ношение к своей личности.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, кото-

рые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

— оценка других людей;

— круг значимых других или референтная группа;

— актуальное сравнение с другими;

Ре- п

сравнени озиторий БНТУ

е реального и идеального Я;

— оцека результатов своей деятельности.

Самооценка играет важную роль в организации результативного управле-

ния своим поведением.

 

3. Поведенческая составляющая Я-концепциизаключается в потенци-

альной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут

 

быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая установка – это эмоционально

окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-

концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в дан-

ном случае является сам носитель установки.

Глобальную Я-концепцию мы рассматриваем как совокупность установок

человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь

различные ракурсы или модальности.

Обычно выделяют три основные модальности самоустановок(смотри

рисунок 8.1).

1. Реальное Я – установки, связанные с тем, как человек воспринимает

свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его пред-

ставлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

2. Зеркальное Я – установки, связанные с представлениями человека о

том, как его видят другие. Этот механизм обратной связи помогает удерживать

Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через

взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

3. Идеальное Я – установки, связанные с представлением человека о том,

каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокуп-

ность качеств и характеристик, которые человек хотел бы иметь у себя. При

этом идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным

аспектам, что и в структуре Я-реальное. Противоречия между реальным и иде-

альным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р. Бернсом

многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4. Конструктивное Я(Я в будущем). Этой установке свойственна обра-

щенность в будущее и построение проективной модели Я. В Я-конструктивное

трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя

как достижимую реальность. Необходимо отметить, что любой из образов Я

имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее

из четырех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и со-

циальное Я.

РеТакипозиторий БНТУ

м образом, Я-концепция является совокупностью представлений че-

ловека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В

силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор

установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный ком-

понент самосознания человека, соучаствует в процессах саморегуляции и само-

организации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит

источником ожиданий человека.

 

В процессе становления единой самооценки личности ведущая роль при-

надлежит ее рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа про-

исходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и

их «переход» из сферы неосознаваемого в сферу сознательного. Самооценка

формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на

себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, не совпадая

подчас в некоторых элементах, а иногда и полностью с объективной оценкой

данной личности окружающими. Адекватность, истинность, логичность и по-

следовательность оценки устанавливаются на основе реальных проявлений

личности в деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки

служит общественная ценность осознаваемых качеств личности. Большее или

меньшее совпадение прогрессивных общественных ценностей с личностно-

значимыми ценностями характеризует личность как нравственно зрелую, обще-

ственно ценную.

Самооценка – результат интегративной работы в сфере самопознания с од-

ной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений – с другой.

Самооценка – не постоянный конструкт. Она постоянно видоизменяется, со-

вершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе с мировоз-

зрением, нормами и ценностями, присущими другим. Именно самооценка вы-

полняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как может соотно-

сить потребности и притязания человека и его возможности. Эти понятия могут

быть связаны формулой

 

самооценка = притязания / возможности.

 

Самооценка – термин, который состоит из двух составляющих: сам (чело-

век) и оценка (то, как чувствует себя личность, как себя ощущает).

Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов. Первый –

это самоэффективность(ощущение личной эффективности), уверенность в

адекватности функционировании собственной психики, в способности мыс-

лить, в процессах, посредством которых Я о чем-то сужу, что-то выбираю, ре-

Ршаюе; позиторий БНТУ

уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сфе-

ру моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе. Второй –

самоуважение(ощущение личного достоинства), уверенность в своей ценно-

сти; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к своему праву

жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении своих мыслей,

желаний и потребностей; чувство, что радость – неотъемлемое право каждого.

 

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек стано-

вится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими

людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориен-

тиры для поведения. Составляющая, связанная с отношением к себе или к от-

дельным своим качествам, называется самооценкой или принятием себя.

Например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый

(образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ

Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки

могут быть свой внешний облик, свои способности, социальные отношения,

принадлежащие предметы и многое другое. Существует множество определе-

ний самооценки.

Приведем некоторые из них. Начнём с самого простого.

Самооценка (self-appraisal) – представления человека о своих силах и воз-

можностях.

У некоторых авторов можно найти более глубокое объяснение этого явле-

ния.

Самооценка – оценка человеком себя самого, свих качеств, возможностей,

способностей, своего места среди других людей. Самооценка влияет на эффек-

тивность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое

выражается в установках, свойственных человеку. Она отражает степень разви-

тия чувства самоуважения, ощущения собственной ценности.

Если соотнести самооценку с обществом, которое окружает индивида, то

можно отметить, что самооценка (например, работы) – деловая оценка сотруд-

ником своей собственной профессиональной деятельности. Самооценка позво-

ляет сопоставить мнение коллектива с собственной оценкой результативности

труда и получить дополнительную информацию о направлениях саморазвития.

Как же определить самооценку человека без использования тестов? Это

возможно, если отметить следующие проявления здоровой самооценки.

Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое

от самой жизни.

Репозиторий БНТУ

Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское

отношение к фактам).

Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения

приязни, одобрения и т.п.

Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не

привязана к образу «совершенства».

 

Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсут-

ствует борьба с самим собой).

Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и

тем, как он выглядит, звучит и движется.

Наблюдается открытость и любознательность по отношению к новым иде-

ям, новому опыту, новым возможностям в жизни.

Чувства тревоги и небезопасности (если есть) не ошеломляющие, посколь-

ку их принятие, проживание и управление ими редко воспринимаются как не-

что невообразимо трудное.

Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни —

своей и других.

В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в

духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к се-

бе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока. Утверждающее (не агрессив-

ное) поведение, свое и других, воспринимается комфортно.

Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях

стресса.

Итак, самооценка– компонент самосознания, включающий наряду со зна-

ниями о себе оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и

поступков. Формирование правильной самооценки – важнейшая задача воспи-

тания и самовоспитания. Научившись правильно оценивать других, личность

приобретает правильную самооценку и может избегать психологических барье-

ров. Большую роль в формировании самооценки играет собственный, общест-

венный и коллективный опыт. Самооценка возникает под влиянием оценок ок-

ружающих и на основе оценки человеком результатов своей деятельности.

Оценку личности дают, как правило, эксперты. В качестве экспертов могут

быть родители, педагоги, руководители, друзья и т.д.

Следует различать текущую и личностную самооценку.

Текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков.

Она является основой для саморегуляции человеком своей деятельности и по-

ведения.

Репозиторий БНТУ

Личностная самооценка – это отношение человека к своим способностям,

возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Личностная

самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой ис-

ходя из количественной оценки этого уровня.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически,

правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями

 

окружающих. Это правильная самооценка, когда мнение человека о себе совпа-

дает с тем, что он в действительности собой представляет. Адекватная само-

оценка является необходимым условием формирования личности.

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке чело-

веком самого себя, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его

считают другие. Различают неадекватную завышенную самооценку (переоцен-

ку себя субъектом) и неадекватную заниженную самооценку (недооценку себя

субъектом) (таблица 8.1).

Таблица 8.1 – Уровни самооценки

Самооценка высокая

Неадекватная (завышенная)

 

Адекватная

Самооценка средняя

Адекватная

 

Адекватная

Самооценка низкая

Неадекватная (заниженная)

 

Человек с завышенной (неадекватно высокой) самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, личные качества, может стать высокомер-

ным, эгоистом, заносчивым, нетерпимым к чужим мнениям и оценкам.

Получая от людей объективные оценки, такой человек может утратить ве-

ру в окружающих, в их справедливость и в собственные силы. Для этого чело-

века характерны внутренние конфликты, вплоть до психических расстройств.

Он может озлобиться, проявлять подозрительность или ярко демонстрировать

высокомерие, его одолевает мания величия, что ведет к утрате межличностных

контактов. При социометрическом исследовании обнаруживается низкий объ-

ективный статус такой личности.

Человек с заниженной (неадекватно низкой) самооценкой характеризуется

устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой своих возможностей, качеств,

может стать пассивным, боязливым, эмоционально обедненным. Заниженная

самооценка наиболее устойчивая. Личности с такой самооценкой очень требо-

Ре

вательны позиторий БНТУ

к себе и еще более требовательны к другим, что порой является ис-

точником конфликтов.

Лицам с высокой самооценкой свойственна отличная успеваемость, инте-

рес к учению, активности в овладении знаниями, самостоятельность в анализе

изучаемого материала. Уровень притязаний такой личности высокий.

Лица со средней самооценкой имеют в основном хорошую успеваемость.

Преподаватели характеризуют таких учащихся не как заинтересованных и ак-

 

тивных, а как способных и дисциплинированных, показавших хорошие профес-

сиональные знания, но проявляющих склонность к репродуктивности, скорее к

пересказу, чем к анализу материала.

Учащиеся с низкой самооценкой отличаются посредственной успеваемо-

стью и получают характеристики безынициативных, незаинтересованных, пас-

сивных. Лица с низкой самооценкой выбирают легкие задачи, т.е. у них низкий

уровень притязаний, обращаются к трудным задачам лишь для ознакомления с

их содержанием, не ставя перед собой цели решить их. Наличие заниженной

самооценки служит тормозом в овладении знаниями и навыками, ухудшает эф-

фективность учебной деятельности.

Личностная и текущая самооценки взаимообусловлены. Человек с адек-

ватной личностной самооценкой обычно правильно оценивает свои действия и

поступки. Люди же с неадекватной самооценкой этого сделать не могут.

Таким образом, при организации учебной и воспитательной работы следу-

ет формировать у учащихся адекватную самооценку. Для этого важно устано-

вить характер самооценки каждого и в соответствии с этим строить процесс

воспитания, оценивать действия и поступки учащихся, чтобы укрепить уже

имеющуюся адекватную самооценку или выправить неадекватную. Немало-

важным является то, что с помощью самооценки происходит регуляция поведе-

ния личности. Переосмыслив высказывание К. Маркса о самооценке можно

сделать вывод о том, что, познавая качества другого человека, личность полу-

чает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную

оценку. Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результат постоянного

сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других

людях. Человек, зная многое о себе, присматривается к другому человеку, про-

изводя сравнения себя с ним; предполагает, что тот не безразличен к его лично-

стным качествам, поступкам, действиям. Все это есть проявление личностной

самооценки и определяет психическое самочувствие людей.

Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, который можно

определить как желаемый уровень, проявляющийся в степени трудности цели,

которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний зависит от веры ин-

Ре

дивида в позиторий БНТУ

свои способности в соответствующей области, а также от веры в себя.

Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется

возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то

могут возникнуть два противоречия: с одной стороны – стремление повысить

притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить притя-

зания, чтобы избежать неудачи.

 

В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором –

снижается. Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур

легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того чтобы сохранить на

приемлемом уровне собственную самооценку. Не только на основе предвосхи-

щения успеха или неудачи, но и на основе прежнего опыта идет формирование

личностью своего уровня притязаний.

Может возникнуть вопрос, с помощью чего личность может повысить свой

уровень притязания? С одной стороны, это может происходить после того, как

будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но

так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если по-

следние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения постав-

ленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семи-

нарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или

«Ваша мысль правильная» и т.п. В этом случае повышается самооценка лично-

сти, вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у

индивида повышается уровень притязания. На этом примере наглядно показа-

но, как связаны между собой самооценка и уровень притязания личности.

 

Уровень притязаний характеризуется:

1. Уровнем трудности, достижение которого является общей целью серии

будущих действий (идеальная цель).

2. Выбором личностью цели очередного действия, формирующейся в ре-

зультате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень

притязаний в данный момент).

3. Желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен

в выборе степени трудности очередного действия, приводит к противоречию

двух тенденций: тенденции повысить притязания, чтобы иметь максимальный

успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха

(или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или не достижения)

уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область бо-

Рлее етруднпозиторий БНТУ

ых (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели

после успеха или ее повышение после неудачи говорят о нереалистичном уров-

не притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистич-

ным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчи-

востью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке

достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереали-

стичным (заниженным или завышенным) притязаниям. Это проявляется в вы-

 

боре слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожно-

сти, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования,

в некритичности при оценке достигнутого, в ошибочности прогноза и т.д.

Чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека,

чтобы он мог себя уважать.

 

Методика эксперимента

Предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из ко-

торых вы должны выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталон-

ную личность (идеал) в вашем представлении. В этом ряду могут найти место и

негативные качества. Эта методика С.А. Будаси позволяет проводить количест-

венные исследования самооценки.

 

Свойства личности

1. Аккуратность. 17.

Мнительность. 33.

Решительность.

2. Беспечность. 18.

Мстительность. 34.

Самостоятельность

3. Вдумчивость. 19.

Надежность. 35.

Самокритичность

4. Вспыльчивость. 20.

Настойчивость. 36.

Сдержанность.

5. Гордость. 21.

Нежность. 37.

Смелость.

6. Гуманность. 22.

Непринужденность 38. Справедливость.

7. Доброта. 23.

Обидчивость. 39.

Сознательность.

8. Жизнерадостность. 24. Осторожность. 40.

Терпеливость.

9. Заботливость. 25.

Отзывчивость. 41.

Трудолюбие.

10. Завистливость. 26.

Оптимизм. 42.

Тактичность.

11. Интернационализм 27. Подозрительность. 43. Требовательность.

12. Искренность. 28.

Практичность. 44.

Убежденность.

13. Идейность. 29.

Принципиальность 45. Увлеченность.

14. Коллективизм. 30.

Прямодушие. 46.

Упорство.

15. Легковерие. 31.

Работоспособность 47. Энтузиазм.

16. Мечтательность. 32.

Рассудительность. 48. Эгоизм.

Р еИзпозиторий БНТУ

20 отобранных свойств личности вы должны построить эталонный

ряд, причем свойства в ряду должны быть ранжированы (расположены) в по-

рядке убывания их желательности, т.е. на первой позиции ранга располагается

наиболее значимое, важное, с вашей точки зрения, положительное свойство;

далее – менее желательные и в конце могут быть отрицательные. Результаты

заносите в таблицу 8.2.

 

Таблица 8.2 – Построение эталонного и субъективного рядов свойств личности

 

Ранг

Квадрат

Ранг

Разность

вашего

Свойства личности

разности

субъекта рангов, d

эталона

рангов, d2

Аккуратность 3

Отзывчивость 8

Доброта 9

Требовательность 1

Самостоятельность 10

… …

 

 

Из отобранных двадцати свойств личности постройте субъективный ряд

(ранг субъекта), в котором расположите данные свойства (числовой ряд) по ме-

ре убывания их выраженности.

 


Рекомендуемые страницы:

Я-концепция, составляющие Я-концепции

Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это  устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я»,  идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).
Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как  аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.

Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.

Составляющие Я-концепции

 

КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., 1986, с.33).

 

ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).

 

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, с.39).

Когнитивный компонент — это что такое?

Аттитюд (или отношение) — это обобщенная тенденция мыслить или действовать определенным образом в отношении какого-либо объекта или ситуации, часто сопровождаемая чувством. Когнитивный компонент — часть аттитюда. Это логическая предрасположенность отвечать последовательно в отношении данного объекта.

Суть понятия

Когнитивный компонент может включать в себя оценки людей, проблем, объектов или событий. Такие оценки часто бывают положительными или отрицательными, но иногда они также могут быть неопределенными. Однако, в отличие от других компонентов аттитюда, формирование когнитивного компонента предполагает наличие логических факторов. В чем же тогда заключаются другие элементы аттитюда, или отношения?

Что такое отношение и из чего оно состоит

Отношение — это своеобразный образ мышления, и именно оно определяет, как мы относимся к миру. Исследователи также предполагают, что есть несколько различных компонентов, которые его формируют.

Это можно увидеть, взглянув на три компонента отношения: познание, аффект и поведение.

Итак, мы можем с полной уверенностью перечислить три этих элемента в первозданном виде:

  • когнитивный компонент;
  • аффективный компонент;
  • поведенческий компонент.

Особенности термина

Описываемый в статье компонент отношений относится к убеждениям, мыслям и атрибутам, которые мы связываем с объектом. Когнитивный компонент — это сегмент мнений или убеждений. Он относится к той части отношения, которая связана с общими знаниями человека.

Как правило, он обнаруживается в общих чертах или в стереотипах, таких как «все дети милые», «курение вредно для здоровья» и т. д.

Аффективный компонент

Аффективный компонент — это эмоциональный или чувственный сегмент отношения.

Это связано с утверждением, которое затрагивает другого человека.

Он имеет дело с чувствами или эмоциями, которые появляются на поверхности впечатлений о чем-то, таких как страх или ненависть. Используя приведенный выше пример, кто-то может подумать, что он любит всех детей, потому что они милые, или ненавидит курение, потому что это вредно для здоровья.

Элемент аффекта в поведении состоит из склонности человека вести себя определенным образом по отношению к объекту. Это относится к той части отношения, которая отражает намерение человека в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

Используя приведенный выше пример, поведенческое отношение может проявляться во фразах вроде «я не могу дождаться, чтобы поцеловать ребенка» или «нам лучше не пускать этих курильщиков в библиотеку» и т. д.

Различия

Как уже говорилось ранее, любое отношение состоит из трех компонентов, которые включают когнитивный компонент, аффективный, или эмоциональный компонент. А также поведенческий. По сути, когнитивный основан на информации или знаниях, тогда как аффективный компонент основан на чувствах.

Поведенческий компонент отражает, как отношение влияет на то, как мы действуем или ведем себя. Это помогает понять их сложность и потенциальную связь между отношением и поведением.

Но для ясности имейте в виду, что термин «отношение» по существу относится к затронутой части трех компонентов.

Значение и важность

В организации отношение важно для достижения общей цели или задачи. Каждый из этих компонентов сильно отличается от другого, и они могут опираться друг на друга, формируя наши взгляды и, следовательно, влияя на то, как мы относимся к миру.

История

Давно предполагалось, что отношение имеет аффективный, поведенческий и когнитивный компоненты. Две гипотезы были получены из этого предположения и проверены в трех корреляционных исследованиях. Было доказано, что индивидуумы демонстрируют большую согласованность реакции на шкалы отношения, измеряющие один и тот же элемент, чем на шкалы, измеряющие разные компоненты.

Для проверки этой гипотезы была использована многопроцессорная матрица Кэмпбелла и Фиске (1959). Во-вторых, была выдвинута гипотеза о том, что соответствие между вербальными шкалами отношения и невербальными поведенческими реакциями должно быть наивысшим, когда оба взяты из одного и того же компонента отношения. Показатели явного поведения сравнивались с вербальными показателями аффективного, поведенческого и когнитивного компонентов в качестве критерия для второй гипотезы.

Построение словесных мер для трех компонентов потребовало разработки процедуры оценки суммы, которую каждое устное утверждение отразило в каждом компоненте. Шкалы отношения к церкви были подготовлены с использованием методов равных интервалов, итоговых оценок, анализа скалограмм и самооценки. Обе гипотезы были подтверждены, но доминирующей особенностью была высокая взаимная корреляция между тремя компонентами с уникальностью каждого компонента, вносящей очень небольшую дополнительную дисперсию.

Другое название

Названия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов обычно не меняются. Однако первый еще часто называют информационным. Информационный компонент состоит из системы убеждений, представлений, ценностей и стереотипов человека об объектах отношения. Другими словами, это относится к представлениям человека о предмете.

Влияние на мнение

Термин «мнение» часто используется в качестве замены когнитивного компонента отношения, особенно когда он имеет отношение к какой-либо проблеме.

Например, человек, ищущий работу, может узнать из своих источников и у других сотрудников, работающих в компании, что в конкретной фирме шансы на продвижение по службе очень благоприятны. В действительности это может быть или не быть правильным. Тем не менее информация, которую использует человек, является ключом к его отношению к этой работе и к этой компании. Вера, восприятие, ценности и стереотипы этого человека в отношении компании вместе составляют когнитивный компонент, влияющий на отношение человека к чему-либо.

Связь с аффективностью

Аффективный компонент социального отношения относится к эмоциональному аспекту отношения, который очень часто является глубоко укоренившимся элементом поведения и больше всего сопротивляется изменениям. При наличии когнитивных связей, можно объединить два элемента и выделить единый когнитивно-эмоциональный компонент.

Говоря простыми словами, это включает в себя эмоции, испытываемые к объекту отношения, скажем, любовь или ненависть, равно как и неприязнь, приятные или неприятные вещи. Эмоциональная составляющая, если она достаточно сильна, обычно стоит на пути изменения отношения. Этот компонент может быть объяснен этим утверждением: «Мне нравится эта работа, и поэтому я возьму ее».

Поведенческий компонент

Поведенческий компонент социального отношения указывает на тенденцию реагировать на объект отношения определенным образом. Им восполняется парциальная недостаточность когнитивного компонента.

Другими словами, это предрасположенность действовать определенным образом по отношению к объекту отношения. Оно становится известно, если наблюдать за поведением человека, то есть за тем, что он говорит, что он будет делать или как он ведет себя, делает или реагирует.

Например, заинтересованное лицо в вышеупомянутом случае может решить устроиться на работу из-за хороших будущих перспектив.

Из трех компонентов отношения непосредственно может наблюдаться только поведенческий компонент. Нельзя наблюдать за двумя другими компонентами отношения: убеждениями (когнитивный компонент) и чувствами (аффективный компонент).

Взаимосвязь

Существует внутренняя и взаимосвязанная организация компонентов отношения. Вышеперечисленные три компонента взаимосвязаны и единообразно формируют наше отношение. Изменение одного компонента может привести к изменению других, чтобы сохранить внутреннюю согласованность в общей структуре отношения.

Исследования

Исследования отношения как феномена часто сосредотачивались именно на когнитивном компоненте. Современное мышление в отношении детской патопатологии подчеркивает необходимость рассмотрения психопатологии с точки зрения развития. Киккетти и Шнайдер-Розен, например, утверждают, что психопатология у детей должна рассматриваться с точки зрения неспособности договориться о важных задачах социально-когнитивной компетентности в последовательности развития детства. Овладение сценическими задачами рассматривается как механизм, с помощью которого дети переходят на новые уровни когнитивной организации и дифференциации.

Когнитивная реорганизация рассматривается как процесс, посредством которого предшествующие уровни организации включаются в новые иерархии когнитивной структуры. Таким образом, неспособность договориться об одной задаче развития имеет отношение к овладению последующими этапами и, следовательно, к последствиям для последующей социально-познавательной компетенции во взрослой жизни. Когнитивный компонент, поведенческий компонент — компоненты такого рода играют очень большую роль во всех социальных процессах, что неоднократно подтверждалось множеством исследований.

Сложности и дальнейшие исследования

Межличностная когнитивная сложность относится к числу психологических конструкций, которые люди используют для описания других. Психологическая конструкция, например дружественная, отличается от физической конструкции, используемой для описания кого-то, например, лысого, и от поведенческого описания, например, ест медленно. Говорят, что люди, которые используют больше психологических конструкций для описания других, имеют более дифференцированное восприятие других.

Более 30 лет исследований в области коммуникационной литературы подтверждают связь между межличностной когнитивной сложностью, оцененной с помощью вопросника категории ролей (RCQ; Crockett, 1965), и личностно ориентированными навыками общения (Burleson & Caplan, 1998). Люди с более высоким уровнем межличностной когнитивной сложности имеют больше возможностей понимать взгляды других, проявлять больше эмпатии, делать больше ситуативных объяснений и могут генерировать больше потенциальных объяснений поведения других (Burleson & Caplan).

На сегодняшний день в исследование были включены работники детских садов, медсестры, полицейские и организационные руководители (Burleson & Caplan; Kasch, Kasch & Lisnek, 1987; Sypher & Zorn, 1986). Одной из целей в этом исследовании была оценка диапазона межличностных когнитивных сложностей в популяции студентов CNA.

Вторая цель состояла в том, чтобы проверить прогнозную достоверность RCQ. RCQ включает в себя просьбу людей описать других, с которыми они знакомы. Можно ожидать, что воспринимающие, которые использовали относительно большое количество конструкций для описания людей, которых они знали, также использовали бы относительно большое количество конструкций для описания людей, которым они только что были представлены. Когнитивный компонент — это те самые ментальные конструкции.

Также было интересно, будут ли CNA, которые считают резидента более симпатичным, использовать больше психологических конструкций, чтобы описать его. Распространенный вывод в литературе по RCQ состоит в том, что люди используют больше конструкций для описания понравившихся и не понравившихся других (Crockett, 1965).

Вполне вероятно, что, если аудитории нравится кто-то, кто представлен в видео, данная аудитория будет более внимательно следить за информацией об этом человеке. В этом исследовании была рассмотрена связь между поведением человека и количеством конструкций, которые студенты CNA использовали для описания. Развитие когнитивного компонента отношения играло в этом деле большую роль.

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

Человек познает мир, изучает новое, накапливает опыт, благодаря когнитивным способностям. Дошкольникам они нужны для расширения знаний о предметах окружающего мира, ребенку подросткового возраста – для успешной учебы, взрослым – для повышения производительности труда. Важно знать, что эти когнитивные умения можно развить в любом возрасте.

Когнитивные способности в голове

Когнитивные способности в голове

Что такое когнитивные способности

Когнитивные способности – это совокупность всех познавательных психических процессов личности, ответственных за принятие, обработку, сортировку, запоминание, хранение и воспроизведение информации.

Дополнительная информация. Существует мнение, что когнитивные навыки в зрелом возрасте снижаются. Однако, если человек будет регулярно тренировать свое внимание, много читать, изучать иностранные языки, то даже в старости он будет успешно обрабатывать, запоминать и воспроизводить информацию.

Наиболее значимые когнитивные функции

Самыми важными когнитивными функциями психологи считают:

  • Внимание – способность концентрироваться на информации, игнорируя внешние раздражители;
  • Гнозис – способность воспринимать информацию;
  • Мышление – способность обрабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать факты и формулировать умозаключения, осуществлять формально-логические операции;
  • Память – запоминание, хранение и воспроизведение информации;
  • Речь – способность людей обмениваться информацией;
  • Праксис – умение применять теоретические знания на практике.

Влияние когнитивных способностей на успех, его составляющие

Если у человека хорошо развиты когнитивные способности, ему легче обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств. Психологи доказали то, что успех обучения и профессиональной деятельности обусловлен когнитивными навыками человека. Чем выше уровень их развития, тем выше производительность труда.

Внимание! Существуют такие виды профессий, где основным требованием к кандидату на замещение той или иной вакансии является высокий уровень развития когнитивных способностей. При этом работа на этом посту, выполнение производственных функций развивают эти умения у специалиста еще больше.

Работа развивает когнитивность

Работа развивает когнитивность

Профессиональный успех приходит к тем сотрудникам, у которых хорошо развита исполнительная функция. Тем, кто мечтает о карьерном росте и стремится «вырасти» в глазах начальства, нужно развивать у себя определенные виды когнитивности.

Внимание! Знание того, как развиты у человека те или иные когнитивные возможности, позволяет ему спрогнозировать, насколько успешным он будет в той или иной сфере труда. Опираясь на свой когнитивный потенциал, человек может выбрать для себя наиболее подходящую профессию и успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Планирование

Способность к планированию – это профессионально важный когнитивный показатель. Она выражается в умении человека спрогнозировать последствия того или иного маркетингового хода, выбрать наиболее рациональный путь достижения производственных целей.

Ингибиция

Ингибиция – это когнитивное умение, заключающееся в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравомыслие в любой непредвиденной ситуации. Ингибиция объединяет в себе умение ставить цель, планировать и прогнозировать.

Мониторинг

Мониторинг – это когнитивные навыки контроля поведения. Посредством этой способности человек проверяет, действительно ли его действия направлены на достижение поставленной цели, правильно ли он выбрал способы решения когнитивных задач. При обнаружении отклонения от плана человек с высокими навыками самоконтроля способен скорректировать свои действия. В любой профессиональной сфере эта способность важна.

Принятие решений

Принятие решений – это определение способов достижения цели, решения проблемы.

Когнитивная гибкость

Гибкость – это когнитивные возможности человека, позволяющие ему быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и подстраивать свое поведение под них. Также эта способность позволяет человеку в решении производственных задач опираться не только на свое мнение, но и принимать в учет точки зрения коллег.

Учитывает мнение других

Учитывает мнение других

Рабочая или оперативная память

Память – это способность держать в голове всю необходимую рабочую информацию, использовать ее для решения текущих производственных задач. В психологии принято считать, что память позволяет человеку успешно осваивать новые виды деятельности, общаться, рассуждать. Рабочая память является разновидностью кратковременной памяти.

Развитие когнитивных способностей

В педагогике существуют специальные упражнения, позволяющие развить когнитивные способности:

  • Упражнение «Скрещивающееся движение». Нужно лечь на ровную поверхность, согнуть левую ногу и правую руку. Левым коленом нужно коснуться правого локтя. Затем руку и ногу надо поменять. Упражнение нужно выполнять медленно. Оно стимулирует работу полушарий головного мозга и активизирует лобные доли, оказывает благоприятное воздействие на работу мозга и общее состояние организма.
  • Упражнение «Слон». Нужно встать, ноги слегка расслабить. Наклоняя голову в сторону, коснуться ухом плеча. Одна рука при этом вытянута вперед (это «хобот»). Совершая движения только верхней частью туловища, вытянутой рукой нужно рисовать знак бесконечности. Рисование лежащей восьмерки сопровождается поочередными наклонами головы вправо и влево и касаниями ухом плеча. Это упражнение стимулирует связи между мозгом и телом.
  • Упражнение «Преодоление тяжести». Для его выполнения надо сесть на стул и вытянуть ноги вперед. Ступни должны касаться пола. Теперь ноги надо скрестить в голеностопном суставе и слегка согнуть колени. Нужно на медленном выдохе наклоняться вперед, на вдохе – возвращаться в исходное положение. После трех наклонов ноги поменять, повторить упражнение еще 3 раза. Упражнение помогает расслабить спину и улучшить кровоток. Снятие мышечного напряжения способствует улучшению координации. Кроме того, упражнение способствует лучшему восприятию информацию.
  • Упражнение «Синхронное рисование». Для этого упражнения понадобятся чистый лист бумаги и 2 карандаша разных цветов. В каждую руку нужно взять по карандашу. Рисовать одновременно двумя руками симметричные предметы, начиная от оси симметрии: квадраты, треугольники, бублики, сердечки. Такое рисование улучшает зрительную координацию и моторные способности.
Синхронное рисование двумя руками

Синхронное рисование двумя руками

Дополнительная информация. Успешное решение когнитивных задач – это результат совокупной работы анализаторных систем, мозга и тела. Для того чтобы стимулировать те отделы мозга, которые в повседневной жизни практически не задействованы, можно попробовать делать бытовые дела слабой рукой. Например, правшам можно чистить зубы левой рукой.

Факторы снижения когнитивных способностей

Ухудшить когнитивные способности могут:

  • Неправильное питание. Если рацион будет однообразным, организм начнет испытывать дефицит витаминов и минералов, это отразится на работе мозга: привычные умственные задачи будут вызывать у человека серьезные затруднения.
  • Нарушение режима труда и отдыха. Для нормальной работы мозга человек должен спать не менее 8 часов в сутки. Хроническое недосыпание приводит к снижению памяти, рассеянности, переутомлению.
  • Длительное физическое и психоэмоциональное напряжение. Физические и эмоциональные перегрузки истощают нервную систему. В таком состоянии человек не способен продуктивно работать.

Таким образом, когнитивные способности человека обеспечивают его результативность в учебе и работе. Если соблюдать режим дня, правильно питаться, избегать стрессов, выполнять специальные упражнения для развития когнитивных навыков, то можно быть успешным в любом виде деятельности и профессиональной сфере.

Успех в работе

Успех в работе

Видео

что это такое и как развить когнитивные функции?

Современные нейробиологи говорят, что люди одновременно живут в двух типах миров: физическом и придуманном мире знаков. Физический мир возможно пощупать, а придуманный существует только в гигантских объемах человеческого мозга. Как формируется наше сознание? Что происходит в глубинах мозга во время учебы или игры на музыкальном инструменте? Почему один человек знает больше другого? Когнитивный – именно то слово, которое объединяет ученых в одну команду по изучению функций мозга.

В статье расскажем о когнитивном шестиугольнике, искажениях и эффективных способах развить свои мыслительные способности.

Что такое когнитивный?

Когнитивный — это мультидисциплинарный термин, объединяющий научные направления, связанные с изучением функций мозга – познанием, запоминанием, мышлением и размышлением, речевыми и аналитическими возможностями, понятийными психологическими структурами. Этимологически слово «когнитивный» происходит от латинского слова cogniscere – знать, познавать.

Когнитивные науки в их современном виде дают возможность изучать сложнейшую из областей – человеческое сознание. Это растущая область изучения, которая объединяет психологию, антропологию, лингвистику, философию, нейронауки и искусственный интеллект.

Когнитивные функции – это процессы в мозге, которые позволяют получать, накапливать, анализировать, сохранять, создавать и восстанавливать информацию. Ключевую роль в этих познавательных процессах играют:

  • Исполнительные функции – совокупность внимания, планирования, регулирования и выполнение преднамеренного поведения.
  • Внимание – сосредоточенность на действии, реальном или идеальном объекте (идее, мысли, образе).
  • Память – способность получать, сортировать, кодировать, хранить и воспроизводить в нужный момент полученную информацию.
  • Речь – коммуникативная способность выражать мысли и говорить.
  • Воображение – умение планировать, визуализировать, представлять промежуточные и конечные достижения.
  • Зрительно-пространственные функции – способности восстанавливать и сравнивать ранее полученную информацию с полученной в реальном времени (так мы узнаем знакомые лица, похожие предметы).

Пройти тест на полушария мозга

История когнитивных наук.

Проблемами познания, запоминания, обучения и понимания люди интересовались всегда. Если говорить о науке когнитивистике, то к первым исследованиям в этой области можно отнести работы античных мыслителей. Еще древнегреческие ученые задавались мыслью, где хранится человеческое знание. Одни считали местом накопления знаний сердце, другие – мозг.

В своих работах Платон развивал мысль о том, что каждый орган человеческих чувств отвечает за обнаружение одного вида природной энергии – световой, звуковой или любой другой. Аристотель предполагал, что главный накопитель знаний мозг работает по принципу ассоциаций – объединяет предметы по принципу сходства или контраста. Позже, во времена Средневековья и эпоху Возрождения кроме известных пяти чувств мозгу приписывались божественные источники познания.

Всплеск интереса к познавательным процессам человеческого мозга возник в 20-50 годы XX столетия. Основы новой когнитивной науки заложены в исследованиях английского логика и криптографа Алана Тьюринга. Тьюрингу удалось доказать, что сложные вычисления выполняются путем повторения простейших математических операций. Тем самым он подтвердил теорию о том, что мышление есть вычисление. Появилась идея, что можно создать умную машину, способную думать, как человек.

В это же время сложился первый круг проблем когнитивной сферы – обработка информации, структура языка и его влияние на мышление, развитие искусственного интеллекта и кибернетики. 11 сентября 1956 года на симпозиуме в Массачусетском университете лингвист Ноэм Хомский выступил с докладом о влиянии вербального поведения на сознание и способности к обучению. Эту дату считают официальным днем рождения когнитивных наук.

Когнитивный шестиугольник – это шесть базовых дисциплин когнитивной науки, которые одинаково важны для исследования:

  1. Философия – умение правильно сформулировать и задать вопрос, чтобы получить на него адекватный ответ.
  2. Лингвистика – изучает речевую коммуникацию и речевые возможности человека.
  3. Антропология – помогает узнать, кто мы такие и чем отличаемся от других биологических видов.
  4. Искусственный интеллект – возможность моделирования человеческих умений.
  5. Нейронауки – показывают, что происходит в человеческом мозге в момент слушания, обучения, действия, принятия решения.
  6. Психология – изучает сферу бессознательного и сознательного знания, которое определяет логику познания.

К когнитивистике сегодня также относят генетику, изучающую геномы наших доисторических предков.

Что такое когнитивная сфера личности?

Ученые дают разные определения о природе интеллекта, но сходятся в одном – на этот вопрос нет единого ответа. Потому что кроме интеллекта есть еще понятия ума, мудрости, гениальности. Определить интеллект с помощью тестирования невозможно, ведь он одинаково зависит от наиболее важных процессов в познавательной сфере: памяти, логического мышления, воображения и внимания. Например, есть люди с гениальными математическими способностями, абсолютно неспособные к коммуникации.

Вывод один – когнитивная сфера формируется у всех, но у каждого развивается она по-разному. Если познавательные способности натренированы в должной мере, человек:

  • Быстрее ориентируется в происходящем и усваивает информацию.
  • Эффективно фильтрует входящую информацию: запоминает нужное и отбрасывает лишнее.
  • Лучше анализирует и запоминает исходные данные, быстрее извлекает их из памяти.
  • Умеет концентрироваться на главном.
  • Умеет мыслить логически и креативно одновременно.
  • Делает быстро правильные выводы, принимает важные решения.

Именно поэтому когнитивные способности считаются той самой базой, что определяет счастье и самореализацию.

Как развить когнитивные функции мозга?

Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.

Как развить память?

Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:

  • Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
  • Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
  • Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.

Итак, вы выспались, посмеялись и настроились на эффективное запоминание. Но простое чтение материала ничего не дает. Нужно делать это «с умом», используя научные приемы работы с большими объемами информации:

Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.

Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.

Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.

Пройти тест на тип личности

Как натренировать внимание?

Упражнения для тренировки внимания – это хорошо, но недостаточно. Потому что внимание – это не изолированная мышца, которая срабатывает сама по себе, оно взаимодействует с другими «мышцами». Трудно сконцентрироваться, если вы устали, встревожены или расстроены. Поэтому для эффективной концентрации необходимы особые условия:

Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.

Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.

Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.

Как развить креатив и воображение?

Креативность невозможно включить кнопкой, но развивать ее можно и нужно. Есть 3 неожиданных способа развить и повысить творческие способности:

Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».

Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.

Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.

Что тормозит когнитивное развитие?

Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.

Пройти тест на тип восприятия

Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:

  • Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
  • Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
  • Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
  • Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
  • Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
  • Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
  • Доказываем, что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.

Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.

Причина 1: Информационная перегрузка.

Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал. Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной.

Причина 2: Недостаток смысла.

Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.

Причина 3: Вынужденная скорость действий.

Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.

Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.

Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.

Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.

Как ускорить когнитивное развитие с помощью игр?

Есть мнение, что игры – только для детей или безответственных подростков. Но это мнение устарело. С помощью игр можно тренировать память, воображение, прокачивать логику и менять реальность. Не компьютерную, а жизненную.

Вот 3 научных факта, которые помогут пересмотреть свое мнение об играх:

Игры улучшают когнитивные процессы. В процессе игры в мозге геймера активно вырабатывается дофамин, который увеличивает объем серого вещества в гиппокампе – области, отвечающей за память. Больший объем серого вещества увеличивает познавательные ресурсы мозга, которые можно направить на обучение, мотивацию, самопознание.

Игры помогают справиться с травмирующими переживаниями. Психиатры доказали, что самая простая игра помогает снизить объем воспоминания после трагических событий. Этот эффект поможет и после тяжелой работы. Чтобы снять напряжение, перестать думать о неприятном, достаточно вечером поиграть 10-15 минут.

Игры развивают. Современные игры эволюционировали в сложные системы, которые увеличивают пластичность мозга и его познавательные способности в целом. Но здесь стоит оговориться – не все игры одинаково полезны. Избегание реальности – не самая эффективная стратегия. Зато стратегия саморасширяющегося погружения помогает сконцентрироваться на своих желаниях и позитивных мыслях.

Выводы:

  • Термин «когнитивный» обозначает междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой сознание-мозг-познание.
  • Мыслительные способности есть у всех, но развиваются у каждого по разному.
  • Познавательные сферы личности взаимосвязаны. Улучшение в одной автоматически прокачивает остальные.
  • Когнитивные искажения – это обманки мозга, с помощью которых он оправдывает наши заблуждения или ошибки.
  • Сложные игры и стратегии – отличный способ увеличить пластичность мозга.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Когнитивная сфера личности | Блог 4brain

когнитивная сфера личности

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  1. Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  2. Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  3. Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  4. Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник – Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

  • Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
  • Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
  • Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  • В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.