Когниции это в психологии: что это такое, определение понятия, примеры в психологии

Когниции в психологии: почему они бывают противоречивыми

Термин когниция используется во многих науках. Педагоги, философы, социологи, психологи, невропатологи и математики активно применяют это понятие в своей работе. Данное определение дает наиболее ёмкое и точное определение уникальной связи мыслительных процессов с психикой человека.

Происходит термин «когниция» от латинского слова (cognitio), что в переводе обозначает – познание, понятие, знание.

Фото Oliver Cole on Unsplash

Но в психологии это значение получило более широкую расшифровку, когниция на языке науки о Душе представляет собой совокупность познавательных психологических процессов, которые формируют у человека определенное умозаключение, установку в поведении относительно полученных знаний.

Под знаниями стоит понимать не сухие научные данные, а информацию, которую транслирует индивиду социум, окружающий мир. Мозг человека обрабатывает полученную информацию, в этот процесс вовлечена психика, которая формирует из полученных убеждений определенные паттерны поведения человека.

Под паттернами понимаются конкретные модели и сценарии поведения в той или иной ситуации. Простыми словами можно сказать, что когниции являются умозаключениями, которые конструируют индивидуальную картину мира человека.

Новости СМИ2

В этой статье:

Роль когниции в жизни человекаПричины возникновения противоречивых когниций Методы коррекции когнитивного диссонанса

Роль когниции в жизни человека

Лучше всего понять данный термин дает пример рождения и развития ребенка в мире. Древние философы сравнивали разум новорождённого с «чистым листом бумаги», все не раз слышали этот термин – Tabula rasa. На самом деле такое наблюдение очень точно описало состояние познавательных процессов и мышления ребенка на начальном этапе.

По мере его развития и познания окружающего мира, у него формируются определенные понятия, в него закладываются убеждения и образцы восприятия окружающей действительности. Непосредственное влияние на формирование когниций оказывает воспитание и микросоциум, в котором развивается человек.   В сформированные когниции, человек вкладывает собственный смысл.

Что такое когнитивный диссонанс?

Психология уделяет большое значение когнитивным убеждениям людей. Созданные паттерны поведения на их основе могут быть как позитивными, так и негативными.  Важно знать, что для человека его умозаключения являются истинными, он не видит ошибки в «программе» и может на протяжении всей жизни сталкиваться с серьезными проблемами.

В основу когнитивных убеждений входят следующие области познания мира:

  • Внутренняя картина мира определяет место человека в окружающем мире. То, как он себя ощущает в социуме.
  • Самоидентификация и ощущения собственной индивидуальной сущности. Какой я на самом деле?
  • Область взаимодействия с другими людьми. В основе лежит то, как личность познает другого человека.
  • Сценарии взаимодействия с другими людьми.
  • Паттерны поведения в конфликтных ситуациях.

Если убеждения носят нелогичный и травмирующий характер, то такую когницию называют противоречивой и дисфункциональной. Существуют методики и техники работы с коррекцией паттернов в поведении через изменение когнитивных убеждений человека. В данном направлении работает – Когнитивная психология.

Причины возникновения противоречивых когниций

Возникают дисфункциональные когниции, искаженные и неверные убеждения, по нескольким причинам. Психологи смогли выделить ряд факторов, оказывающих прямое влияние на формирование сценариев в поведении и глубинных убеждений:

  • Микросоциум, в котором растет и воспитывается ребенок. Семья и люди, являющиеся авторитетом для человека. Мозг маленького ребенка, словно сканер, записывает, все образцы поведений и реакций своих близких на ту или иную ситуацию.
Фото pawel szvmanski on Unsplash
  • Формирование внутреннего ощущения себя самого, так же берет начало от взаимоотношений с родителями или людьми, воспитывающими ребенка. Если в отношениях будет заложена травмирующая программа, например: «Я должен заслужить чью — то любовь», «Меня невозможно полюбить», «Я плохой и недостойный внимания». Перечислять можно бесконечно и, к сожалению, таких людей много, которые живут с негативными внутренними убеждениями в отношении себя.
  • Исходя из ощущений и мыслей о себе самом, ребенок и пытается встроить взаимоотношения с другими. Если он считает себя плохим и недостойным внимания, то он может выбрать деструктивные сценарии поведения, которые будут наносить вред ему и окружающим.

Пример: если по характеру ребенок спокойный, застенчивый и тревожный, то скорее всего будет подстраиваться под других и угождать потребностям иного человека, ведь он убежден, что любовь и дружбу ему нужно заслужить. Таким образом, сценарий начинает работать и по мере взросления человека, такой паттерн поведения только укрепляется в его жизни.

  • В состояние конфликта ребенок так же попадает еще в детстве. Это опыт, полученный с сиблингами, с родителями, в детских дошкольных учреждениях. Когниция может сформироваться в момент наблюдения за конфликтной ситуацией, где ребенок был лишь свидетелем.   В этот процесс задействованы его личные эмоции, ощущения, восприятие и логическое умозаключение.

Пример: Конфликт между родителями, ссора, разговор на повышенных тонах. Один из родителей доминирует и даже применяет физическую силу. В этой ситуации перед ребенком два сценария, как можно себя повести, и выберет он того, с кем себя идентифицирует.

Image by fancycrave1 from Pixabay
  • В воспитании детей родители могут применять убеждения, говорить о том, как надо поступать в той или иной ситуации, но личное переживание ситуации все равно показывает, что ребенок применяет ранее увиденные образцы поведения.

Если говорить обобщенно, то на мироощущение, на восприятие себя в этом мире оказывает влияние не только семья и социум, но и информация, поступающая из книг, фильмов, телепередач. Когниции могут формироваться на разном возрастном этапе. В подростковом возрасте особенно важно оказать помощь ребенку сформировать верные и позитивные убеждения относительно себя и окружающего мира.

 Методы коррекции когнитивного диссонанса

Когнитивная психология предметом изучения выбрала познавательные процессы. Это мышление, восприятие, воображение, ощущение, речь и память. Они неразрывно связанны с сознательными процессами в психике человека. Именно эта взаимосвязь и играет определяющую роль в формировании когнитивных убеждений.

Когда у человека в его психике возникает дискомфорт относительно несовпадения его мыслей и убеждений с действительностью, он будет переживать внутренний конфликт. Есть ряд психических расстройств, которые возникают вследствие деформации когниций. Если человек испытывает дискомфорт от когнитивного диссонанса, это обозначает, что его противоречивые убеждения пока еще находятся в поле его сознания.

Фото Katerina Jerabkova on Unsplash

Перейдя в подсознание, они смогут мирно существовать и убеждать человека в самых невероятных идеях.  Ярким примером служат многочисленные случаи с сектантами, где люди верят и берут за истину внушаемые им идеи.

Как работает когнитивная психология, показывают следующие этапы консультирования:

  • На начальном этапе пациент проходит тестирование, ведутся многочисленные беседы, в ходе которых выявляются деструктивные когниции.
  • На втором этапе работы ведется сложная совместная работа психотерапевта и клиента, где важно раскрыть ошибочную суть и недостатки сложившихся убеждений. Клиенту необходимо самостоятельно убедиться и осознать, что действующий конструкт в его мыслях ведет к дискомфорту.
  • На заключительном этапе, на основе выбранного верного убеждения, выстраиваются новые сценарии поведения.  Клиент применяет их в своей жизни и формирует новые убеждения.

Когнитивные искажения: что это и как они влияют на психическое здоровье?

В статье рассматривается понятие «конитивные искажения» и их роль в формировании когнитивных нарушений и когнитивных расстройств, а также взаимосвязь психического и физического здоровья на примере расстройств тревожно-депрессивного спектра.

Когнитивные искажения. Фото Benjamin Davies, Unsplash

Содержание

Почему мир делится на оптимистов и пессимистов? Почему одному человеку выполнение сверхсложной амбициозной задачи даётся легко, а кто-то в ежедневных попытках выполнить стандартный рабочий план или написать дипломную работу остаётся без сил и настроения, даже не приступив?

Отвечая на эти вопросы, мы пришли к выводу, что при примерно равных условиях и отсутствии серьёзных внешних объективных преград, успех определён мышлением, а точнее когнициями (где когниции – это мысли,  мнения, убеждения о внешнем мире, себе или других, и некие более укоренившиеся «уверования» относительно как своей личности, так и её качествах и способностях), на которые личность опирается, сталкиваясь с новыми вызовами.

Когниции можно разделить на два типа: «рациональные» и «иррациональные». В первом случае подразумеваются убеждения, которые основаны на объективных обстоятельствах актуальной действительности. А «иррациональные» — не соответствуют реальности, происходят из ложных оценочных убеждений, содержат жёсткие диспозиции, известные, как «катастрофизация», «обобщение», «долженствование». Нелогичное, предвзятое умозаключение или убеждение, которое искажает восприятие реальности, как правило, в негативном ключе, и есть то самое «когнитивное искажение».

На сегодняшний день учёными выявлено порядка 111 когнитивных искажений и перечень не является окончательным и исчерпывающим. Это такие искажения, как: «навешивание ярлыков», «чтение мыслей», «эффект ореола или гало-эффект» и т.д. Многие из них могут показаться весьма забавными и безобидными. Но так ли это на самом деле?

Ответ кроется в том, как формируется наше мировоззрение: кого-то трудности и невзгоды действительно закалили, а для кого-то неприятности детства (например буллинг) не прошли бесследно.

Условно-здоровые люди имеют положительное представление о безопасности окружающего мира, стабильную самооценку и веру в человечество, тогда как психологически травмированные могут быть разубеждены во всём этом и недовольны собой по умолчанию. Таким образом, «минорный» настрой последних использует для восприятия действительности один или несколько из указанных 111 когнитивных искажений, являющихся составной частью негативного шаблонного мышления, благодаря которому с частой периодичностью или постоянно личность оказываются в опасном мире среди «плохих» людей.

Для депрессии характерны такие когнитивные искажения, как: «негативный ментальный фильтр» (все ситуации рассматриваются как проявление чего-то плохого), «дисквалификация позитива» (исключение положительных аспектов в ситуациях), «чёрно-белое мышление» (жизнь делится только на плохое и хорошее и исключает полутона).

Для тревожных людей характерны искажения: «катастрофизация» (в любой ситуации «всё пропало»), «долженствование» (презумпция обязательного выполнения действия без исключений) и «гиперконтроль» (постоянный контроль ситуации, обеспечивающий мнимое спокойствие). А эта система уже является фундаментом для тревожных и депрессивных состояний, наносящих серьёзный урон для психического здоровья, так как эти состояния, в свою очередь, приводят к когнитивным нарушениям и когнитивным расстройствам.

Говоря о когнитивных нарушениях и расстройствах, подразумеваются нарушения в работе познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, воображения, ощущения и внимания. К источникам проблем, провоцирующих нарушения, относятся психологические проблемы и возрастные особенности (деменция, болезнь Альцгеймера).

В условиях пандемии отмечено число обращений за психологической помощью людей, страдающих от расстройств депрессивно-тревожного спектра разной степени. Вынужденная изоляция на всех повлияла по-разному: для кого-то из-за объективного снижения уровня социализации это стало причиной «хандры», для кого-то — причиной тревоги из-за страха перед призрачными и неясными перспективами, а для третьих — и тем и другим.

Обострение состояния человека, склонного, например, к апатии, может стать пусковым механизмом появления депрессии. Как известно, это заболевание характерно не только плохим настроением и пассивностью, но и таким биологическими факторами, как снижение серотонина, норадреналина и дофамина в головном мозге. Изменения упомянутых биологических особенностей снижает нейропластичность мозга, что, в свою очередь, провоцирует и способствует заложению основ психических заболеваний, характерных для пожилого возраста. Также нельзя не упомянуть о проблемах со сном, характерных для пациентов с диагностированными расстройствами депрессивно-тревожного спектра. Некачественный сон делает невозможным восстановление организма перед следующим днём и приводит иммунную систему в упадок, а это новый виток заболеваний.

Что же касается заболеваний тревожного спектра, то, например, при посттравматическом стрессовом расстройстве, базисные установки изменяются в сторону недоверия к окружающему миру, несправедливости и снижения самоценности личности. Это является причиной повышения процента иррациональных мыслей, когнитивных искажений и интерпретации реальности сквозь призму негатива.  Из-за постоянного проживания травмирующей ситуации мозг направляет сигнал в надпочечники, которые вырабатывают кортизол – гормон, отвечающий за уровень артериального давления, участвующего в обмене белков, жиров и углеводов. Такие систематические «вбросы» в кровь приводят к изменению химического состава крови, изменяют работу внутренних органов, что приводит к заболеванию органов ЖКТ и сердца.

Влияют ли когниции на здоровье? Фото Nejc Soklič, Unsplash

Таким образом, становится очевидно, как когнитивные искажения напрямую влияют не только на психику, но и на здоровье в целом.

Несмотря на такое глубокое влияние когнитивных искажений на здоровье человека, на сегодняшний день помимо фармакотерапии (что является профессиональной сферой врачей — психиатров), существует ряд эффективных инструментов практической работы психологов с когнициями и их коррекции. Изменение негативного шаблонного мышления называется когнитивной реструктуризацией. Суть её заключается в том, что индивид сам может влиять на свои эмоции, их интенсивность и поступки через модификацию автоматических мыслей. Эта концепция является центральным ядром таких направлений психотерапии, как когнитивно-поведенческая (КПТ) и рационально-эмотивная (РЭПТ).

В рамках КПТ при депрессии акцент делается на помощи пациентам в решении проблем, поведенческую адаптацию, выявление и оценку депрессивного мышления и реагирования на него, в частности на негативные мысли о себе, других и окружающем мире. Людям со сверхинтенсивной тревогой необходимо осуществлять коррекцию оценки уровня опасности ситуаций, вызывающих у них страх, правильно оценивать свои ресурсы и опираться на них. В том числе в отдельных случаях рекомендуется не избегать опасностей, а конфронтировать с ними посредством экспозиционной терапии. 

Наиболее эффективным способом работы с искажениями является психологическое консультирование и психотерапия в рамках КПТ, так как главной целью этого подхода является научение клиента самостоятельно выявлять свои когнитивные искажения. Повышение осознанности и возможность работать со своими иррациональными убеждениями вне кабинета психолога – это путь к позитивному мышлению и ключ к качественной жизни. 

Благодарим за помощь в подготовке материала кандидата психологических наук Ю. Суховершину (МПГУ).

Источники

  1. А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери «Когнитивная терапия депрессии», 1979.
  2. Д. Бек, «Когнитивноповеденческая терапия.  От основ к направлениям.», 2018.
  3. Ван дер Колк Бессел: «Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают», 2020.

Антон Билецкий

Психолог-консультант. В настоящее время обучается в магистратуре Московского педагогического государственного университета по направлению «Когнитивная психология в социальных практиках». Прошёл профпереподготовку по направлению «Психологическое консультирование. Выстраивание эффективного консультативного взаимодействия». Постоянно повышает профессиональную квалификацию.
Работает в когнитивно-поведенческом подходе. С помощью этого метода помогает скорректировать модель восприятия и отреагирования, ведь мысли и поступки связаны напрямую.

Когниции и эмоции (роль настроения) — Студопедия

Поделись  

1. КОГНИЦИЙ И ЭМОЦИИ

При рассмотрении основных этапов работы с социальной информацией были обнаружены проблемы, с которыми встретился «чисто» когнитивный подход: это прежде всего проблема включения эмоций в процесс социального познания и проблема связи познания и поведения.

Соотношение когнитивных и эмоциональных компонентов в познании — вообще одна из сложнейших проблем в психологии. В психологии социального познания она занимает совершенно особое место, прежде всего потому, что именно по ней развертывается наиболее острая дискуссия, предпринимаемая критиками когнитивистского подхода.

Так, автор теории «социального конструкционизма» К. Герген в качестве одного из главных упреков всей традиционной парадигме социальной психологии называет ее колебания — наподобие маятника — между бихевиоризмом и когнитивизмом, что в его терминах часто обозначается как противостояние эмпиризма и рационализма. Для Гергена сущность когнитивизма не просто в чрезмерном акценте на рационализм, в игнорировании роли эмоций в познании, но более широкое пренебрежение культурным контекстом, который как раз ярче всего и может быть представлен через эмоции. Не анализируя сейчас подробно всю концепцию Гергена, следует лишь отметить, что для него проблема включения эмоций в объяснение социального поведения — один из ключевых пунктов социально-психологического анализа.

Так или иначе, когнитивистская традиция критикуется по этому критерию весьма остро.

По собственному признанию исследователей в области социального познания, такая критика и справедлива, и несправедлива в одно и то же время. Не случайно всестороннее освещение проблемы стало предметом специального симпозиума, по материалам которого в 1982 г. издана фундаментальная работа «Аффект и когниции». Справедливость критики Гергеном и другими в адрес когнитивизма С. Фиске усматривает в том, что «когнитивный социальный анализ в принципе действительно не адресуется к сфере аффекта» [123, р. 56]. Причиной этого, по мнению Фиске, является, как это уже неоднократно отмечалось, ориентация психологии социального познания на общие идеи когнитивной психологии с ее преимущественным акцентом на

индивидуальный процесс познания. При таком анализе возможен и вероятен односторонний акцент, хотя и здесь он не обязателен. Несправедливость же упреков критиков состоит в том, что в рамках психологиисоциального познания недопустимость такого акцента давно осознана и во всяком случае на уровне формулирования методологических принципов этот акцент преодолевается.

В частности, своеобразной «индульгенцией» против совершения традиционной для когнитивной психологии ошибки является постоянное подчеркивание при анализе социального познания включенности в него феномена межличностного

восприятия. Поскольку познание элементов социального мира начинается именно с восприятия и познания другого человека, внеэмоциональный аспект анализа просто исключается по определению: «Включение интегративного аффекта в социальное познание есть главный фокус исследований, представленных здесь» [Ibid.]. Именно эмоциональные реакции, характерные при межличностном восприятии, возникают раньше «холодного знания». Поэтому одна из важных задач психологии социального познания — это выявление того, как связан процесс производства социальной информации с включением в него эмоционального компонента. Способствует ли такое включение эффективности получаемого знания или делает его «неточным»? Как новая информация соответствует «старому» эмоциональному опыту индивида, как с ним соотносится непосредственный эмоциональный отклик на новую ситуацию? Именно этот круг вопросов обсуждается особенно активно в последние годы.
При решении этих вопросов постоянно подчеркивается специфика именносоциального познания, так как более общее решение о соотношении эмоций и когниций нашло достаточно полную разработку в рамках общей психологии.

Существуют два различных подхода к пониманию соотношения эмоций и когниций в процессе социального познания. Р. Зайонц полагает, что сферы эмоций и когниций остаются самостоятельными, раздельно существующими системами в социально-познавательном процессе, которые взаимодействуют между собой, но все же остаются каждая в рамках собственных законов, причем эмоции оказываются в этом взаимодействии как бы первичными. Более того, эмоции интерпретированы какболее высокий уровеньпознания, одним из аргументов чего является ссылка на то, что они проявляются на самых ранних этапах восприятия, т.е. раньше других, более «когнитивных» элементов знания. В частности, именно эмоции обеспечивают с самого начала в процессе познания оценивание и предпочтения [123, р. 57].

Развитие этого подхода с еще более радикальными выводами содержится в большом эмпирическом исследовании Г. Левенталя, базирующемся на «перцептуально-моторной теории эмоций» и посвященном изучению связи эмоций и когниций в ситуации болезни [139, р. 121]. Левенталь предпосылает своему исследованию несколько предварительных соображений, которые могут быть сведены к следующему. Субъективный опыт индивида, традиционно изучаемый как вербально зафиксированный, может служить исходным пунктом изучения эмоций. Эмоциональные состояния могут быть интерпретированы как форма значения, поскольку они значимы для индивидуального опыта и выражают его: они «говорят» нечто о самом индивиде и «говорят» нечто о его окружении (например, о страхе, опасности, недоверии, стыде, вине). Поэтому следует сделать вывод о том, что «эмоции есть форма когниций» [Ibid., р. 122]. В более общем плане это означает, что существуютразные типы когнитивных процессов: мышление, оперирующее абстрактным или символическим уровнем, не есть единственный путь репрезентирования явлений. Эмоции обеспечивают взаимодействие между перцептивным уровнем и уровнем абстрактного мышления. Разные системы значений могут развиваться и изменяться во времени и проявлять себя в различных ситуациях. В частности, специфически эти системы взаимодействуют в условиях болезни, чему и посвящено эмпирическое исследование самого Левенталя [139, Р. 121-152], а также многочисленные исследования других авторов, где рассмотрены различные аспекты взаимодействия эмоций и когниций [см. 14, с. 107-108]. Один из наиболее существенных выводов из серии экспериментов заключается в том, что включение эмоционального компонента в какое-либо сообщение (например, страха) стимулирует гораздо более немедленное действие, чем это имело бы место просто при «чисто» когнитивной работе с информацией.

Другой подход предложен теми исследователями, которые достаточно подробно разрабатывали традиционные для психологии социального познания проблемы, и вопрос о включении эмоций решается ими не на глобальном уровне, а путем обсуждения конкретных проблем. Одним из представителей такого подхода является Б. Вайнер.

Примером может служить работа Б. Вайнера «Эмоциональные последствия каузальной атрибуции» [161, р. 185]. Вайнер обращает внимание на те отношения, которые существуют между тремя выделенными им «измерениями» причин, приписываемых человеком в ситуациях успеха и неудачи: локуса (внутренняя — внешняя), стабильности (стабильная — нестабильная) и контролируемости (контролируемая — неконтролируемая). Если в традиционном анализе способ использования этих измерений обычно описывается в «строго» когнитивных требованиях, то в действительности, по мнению Вайнера, следует обязательно учитывать и включенность в процесс некоторых основных эмоций. Так, например: сожаление включается при объяснении причин негативных последствий действия или события при условии невозможности его контролировать. Это прослеживается с очевидностью в эмпирическом исследовании относительно болезни. Страх фигурирует при атрибуции собственных негативных результатов или в ситуациях, когда эти результаты контролируемы не самим индивидом, а другими. При успешности же собственного результата при контроле со стороны другого индивид испытывает чувство благодарности. Естественно, что степень и страха и благодарности обусловлена и многими другими причинами, но тем не менее и то и другое чувство «участвует» в выборе соответствующего «измерения».

Чувства страха, сожаления и, возможно, самооценка возрастают, когда воспринимаемая причина представляется стабильной: так, сочувствие слепому от рождения проявляется более сильно, чем сочувствие человеку, временно потерявшему зрение [161, р. 190—191].

Чувство вины, конечно, дает о себе знать, когда неуспешное действие совершено при возможности личного контролирования его со стороны субъекта.

Гордость и позитивная самооценка стимулируют выбор соответствующего локуса в случае успешного действия индивида, так же как и приписывание контролируемости такому действию.

Опираясь на эти предварительные соображения, Вайнер приводит данные ряда эмпирических исследований и наблюдений и делает окончательный вывод, принципиально отличный от позиции Левенталя и других последователей первого подхода: «В итоге мое убеждение заключается в том, что когниции абсолютно типично предшествуют аффективным реакциям и определяют их» [161,Р. 203].

Эту дискуссию вряд ли можно считать законченной, но несомненно, что она достаточно убедительно свидетельствует о том значительном внимании, которое уделяется проблеме соотношения эмоций и когниции в современных исследованиях. В конце концов спор о «первичности» или «вторичности» эмоций и когниции вряд ли является самым существенным вопросом в данной проблеме. Гораздо важнее обоснование того факта, что эмоциональный компонент — обязательный участник процесса социального познания и что сами эмоции истолковываются как формы знания, в не меньшей степени, чем сами когниции, обладающие значением.

Кроме принципиальных заявлений об актуальности проблемы, в последние годы обозначается и разработка некоторых специальных фрагментов ее содержания. К ним относятся: соотносительная роль и значение эмоций и оценивания в социальном познании, а также участие настроения в этом процессе.

Вопросу о роли оценивания в социальном познании посвящен ряд исследований С. Фиске. В них, в частности, выясняется место оценивания (оценки) при использовании когнитивных схем. На долю схем выпадает особенно много критических замечаний по поводу «излишнего» когнитивизма. Фиске приводит такой дополнительный материал, касающийся схем, который позволяет снять некоторые из замечаний.

Она вводит понятие «аффект, включенный схемой»[4], суть которого заключается в следующем [123]. Всякая схема характеризуется наличием аффективно-оценочного компонента, он хранится внутри нее. И как только возникает какой-либо объект, подходящий схеме, эта «дремлющая» оценка оживает и суждение, сформулированное относительно появившегося объекта, приобретает оценочный характер. Предположим, вы безумно боитесь зубного врача (в схеме «зубной врач» заложен аффективно-оценочный компонент). Встреченный вами человек вдруг по какому-то признаку напоминает зубного врача; этот простой сигнал включает дремлющую оценку и немедленно суждение, сформулированное о встреченном человеке, приобретает негативный и уничижительный характер. В данном случае «ярлык» схемы становится «аффективным ярлычком», чем-то средним от ассоциаций с нижними уровнями схемы (т.е. с какими-то ее признаками). Когнитивная схема как бы наполняется при этом оценочным содержанием.

Другой актуальной проблемой, разрабатываемой при анализе связи когниций и эмоций, является проблема настроения. Она занимает одно из ведущих мест в современных публикациях по психологии социального познания. Хотя на уровне здравого смысла ее значение очевидно (понятно, что люди не роботы и в реальной жизни познают окружающий мир, всегда находясь в каком-либо настроении), освоение ее в рамках научного исследования делает лишь первые шаги вместе с оживлением интереса к вопросу о роли эмоций в социальном познании. Основная идея подробно разрабатывается А. Айзеном, предложившим принцип «конгруэнтности настроения», суть которого заключается в следующем: человек, находящийся в хорошем настроении, более эффективно воспринимает, кодирует и воспроизводит позитивную информацию, чем негативную, а находящийся в плохом настроении отдает преимущество информации негативной [см. 130, р. 161]. Содержание этого принципа может быть хорошо объяснено при помощи схемы, изображающей наличие сети ассоциативных связей, возникающих вокруг состояний хорошего и плохого настроения (рис. 15).

Рис. 15. Ассоциативно-сетевая модель воздействия настроения на память и социальные суждения

На схеме показано, как хорошее настроение как бы продуцирует «соседство» с другими приятными вещами или явлениями (здоровьем, весельем, любовью, друзьями и др.), в то время как плохое настроение вплетено в сеть неприятных обстоятельств (болезни, смерти, ненависти, страха и др.). Как следствие такого рода включений настроения в некий контекст возникает или более оптимистичное суждение, или, напротив, суждение, включающее высокую степень риска, опасности и пр. Ассоциативные связи, возникающие в памяти, как бы облегчают направление размышления в сторону «конгруэнтности настроения». Особенно наглядно действие этого принципа проявляется в случаях патологии, когда, например, депрессия сопровождается возникновением пессимистических суждений, касающихся самых различных сторон социальной реальности, что может привести к асоциальному поведению.

Но и в более широком контексте влияние настроения на восприятие мира достаточно очевидно. В ряде исследований сравнивались суждения о реальных событиях счастливых и несчастных людей и было выявлено возникновение в последнем случае довольно стойкой пассивности, апатии, зачастую враждебности и пр. [см. подробно 69, с. 140].

Более детально роль настроения была выявлена на примере анализа фундаментальной ошибки атрибуции Дж. Форгасом. Возвращаясь к первым исследованиям атрибутивного процесса Ф. Хайдером, Форгас полагает, что атрибуция, трактованная как «холодный, логический и рациональный процесс, посредством которого люди бесстрастно открывают истину о диспозициях других» [126, р. 319], представляет собой далекий от жизни идеал логического вывода. В действительности реальный человек всегда включает в атрибутивный процесс эмоции, что ярче всего и проявляется в той роли, которую в познавательном процессе играет настроение. Опираясь все на тот же принцип «конгруэнтности настроения», Форгас вводит понятие «депрессогенный когнитивный стиль». Им обладает человек, который в случае своего неуспешного действия всегда винит себя, а в случае успеха не находит оснований приписать причину себе.

Объяснения, которые дает такой индивид различным событиям, позволяют сделать вывод об информационном влиянии настроения. Оно включается в сам процесс познания и имеет мотивационные последствия. Так, хорошее настроение «информирует» человека о том, что обстановка вокруг него благоприятна, и это способствует меньшему контролю за своими действиями, а значит, их большей креативности. Плохое настроение, напротив, «сигнализирует» об опасностях, что заставляет насторожиться, стать более бдительным и тем самым более скованным в суждениях.

Все это дает себя знать при анализе фундаментальной ошибки атрибуции. В экспериментах Форгаса было установлено, что счастливые люди (или просто находящиеся в хорошем настроении) склонны чаще совершать такую ошибку, т.е. приписывать причину деятелю, а не вникать в детали обстоятельств. Люди, обладающие плохим настроением, имеют склонность более тщательно анализировать внешние обстоятельства, что ведет к уменьшению величины фундаментальной ошибки атрибуции [126, р. 320; подробно см. 69,с.141].

Эти и другие многочисленные экспериментальные данные (например, о том, что настроение в меньшей степени влияет на процесс познания «простых» вещей и в большей степени при восприятии «нестандартных» ситуаций, сложных конфликтов и пр.) позволяют сделать вывод о безусловной включенности настроения в процесс социального познания, в построение образа социального мира. Оказываясь «за пределами когниций», эмоции не уступают в своем значении рациональным средствам познания. Некоторые из конкретных эмоциональных элементов познавательной ситуации исследованы особенно подробно. К ним, в частности, относятся социальные установки (аттитюды) ипсихологическая защита



7.1 Что такое познание? — Психология 2e

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описать познание
  • Различать концепции и прототипы
  • Объясните разницу между естественными и искусственными понятиями
  • Опишите, как организованы и построены схемы

Представьте, что все ваши мысли являются физическими существами, быстро циркулирующими в вашем уме. Как возможно, что мозг может переходить от одной мысли к другой организованным, упорядоченным образом? Мозг бесконечно воспринимает, обрабатывает, планирует, организует и запоминает — он всегда активен. Тем не менее, вы не замечаете большую часть активности вашего мозга, когда вы двигаетесь в своей повседневной жизни. Это только одна грань сложных процессов, связанных с познанием. Проще говоря, познание — это мышление, и оно охватывает процессы, связанные с восприятием, знанием, решением проблем, суждениями, языком и памятью. Ученые, изучающие познание, ищут способы понять, как мы интегрируем, организуем и используем наш сознательный когнитивный опыт, не осознавая всей бессознательной работы, которую выполняет наш мозг (например, Канеман, 2011).

Познание

Каждое утро, просыпаясь, вы начинаете думать, обдумывая задачи, которые должны выполнить в этот день. В каком порядке вы должны выполнять свои поручения? Должны ли вы сначала пойти в банк, в химчистку или в продуктовый магазин? Сможете ли вы сделать эти вещи до того, как пойдете в класс, или вам придется подождать, пока школа не закончится? Эти мысли являются одним из примеров познания в действии. Исключительно сложное познание является важной чертой человеческого сознания, однако не все аспекты познания переживаются сознательно.

Когнитивная психология — это область психологии, посвященная изучению того, как люди думают. Он пытается объяснить, как и почему мы думаем именно так, как мы думаем, изучая взаимодействие между человеческим мышлением, эмоциями, творчеством, языком и решением проблем, в дополнение к другим когнитивным процессам. Когнитивные психологи стремятся определить и измерить различные типы интеллекта, выяснить, почему одни люди лучше решают проблемы, чем другие, и как эмоциональный интеллект влияет на успех на рабочем месте, среди бесчисленного множества других тем. Они также иногда сосредотачиваются на том, как мы организуем мысли и информацию, собранную из нашего окружения, в значимые категории мыслей, которые будут обсуждаться позже.

Концепции и прототипы

Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, разум синтезирует информацию из эмоций и воспоминаний (рис. 7.2). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.

Рисунок 7.2 Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и обрабатываются, чтобы стать мыслями.

Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, разум разработал своего рода «картотека» в уме. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. Концепты — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Понятия во многих отношениях являются большими идеями, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры. Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.

Понятия формируются нашей семантической памятью (вы узнаете больше о семантической памяти в следующей главе) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы о жизни людей из первых рук. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и улучшают ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.

Понятия могут быть сложными и абстрактными, как правосудие, или более конкретными, как виды птиц. В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, соглашаются многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от наших многочисленных повседневных дел до руководящих принципов, лежащих в основе того, как функционируют правительства.

Еще один метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — это идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. Прототип — лучший пример или представление концепции. Например, что приходит вам на ум, когда вы думаете о собаке? Скорее всего, ваш ранний опыт общения с собаками сформирует ваше представление. Если вашим первым питомцем был золотистый ретривер, велика вероятность, что он станет вашим прототипом в категории собак.

Естественные и искусственные понятия

В психологии понятия можно разделить на две категории: естественные и искусственные. Естественные концепции создаются «естественным образом» благодаря вашему опыту и могут развиваться как на прямом, так и на косвенном опыте. Например, если вы живете в Эссекс-Джанкшн, штат Вермонт, вы, вероятно, имели большой непосредственный опыт работы со снегом. Вы видели, как он падает с неба, вы видели легкий снежок, едва покрывающий лобовое стекло вашей машины, и вы выгребали 18 дюймов пушистого белого снега, думая: «Это идеально подходит для катания на лыжах». ». Вы забросали своего лучшего друга снежками и скатились на санках с самого крутого холма в городе. Короче говоря, вы знаете, снег. Вы знаете, как это выглядит, пахнет, на вкус и на ощупь. Однако если вы прожили всю свою жизнь на острове Сент-Винсент в Карибском море, вы, возможно, никогда не видели снега, а тем более не пробовали его на вкус, не нюхали и не прикасались к нему. Вы узнаете о снеге из косвенного опыта просмотра картинок падающего снега или из фильмов, в которых снег является частью декораций. В любом случае, снег — это естественное понятие, потому что вы можете понять его посредством прямых наблюдений, опыта со снегом или косвенных знаний (например, из фильмов или книг) (рис. 7.3).

Рисунок 7.3 (а) Наша концепция снега является примером естественной концепции, которую мы понимаем посредством непосредственного наблюдения и опыта. (b) Напротив, искусственные понятия — это те, которые мы знаем по определенному набору характеристик, которые они всегда демонстрируют, например, что определяет различные основные формы. (кредит a: модификация работы Maarten Takens; кредит b: модификация работы Shayan (USA)/Flickr)

Искусственное понятие, с другой стороны, представляет собой понятие, определяемое определенным набором характеристик. Различные свойства геометрических фигур, таких как квадраты и треугольники, служат полезными примерами искусственных понятий. Треугольник всегда имеет три угла и три стороны. У квадрата всегда четыре равные стороны и четыре прямых угла. Математические формулы, такие как уравнение площади (длина × ширина), являются искусственными понятиями, определяемыми определенными наборами характеристик, которые всегда одинаковы. Искусственные концепции могут улучшить понимание темы, опираясь друг на друга. Например, прежде чем изучать понятие «площадь квадрата» (и формулу для ее нахождения), вы должны понять, что такое квадрат. Как только понятие «площадь квадрата» будет понято, понимание площади других геометрических фигур может быть построено на первоначальном понимании площади. Использование искусственных понятий для определения идеи имеет решающее значение для общения с другими и участия в сложных размышлениях. Согласно Голдстоуну и Керстену (2003), концепции действуют как строительные блоки и могут соединяться в бесчисленных комбинациях для создания сложных мыслей.

Схема

Схема — это умственная конструкция, состоящая из группы или набора связанных понятий (Bartlett, 1932). Существует множество различных типов схем, и все они имеют одну общую черту: схемы — это метод организации информации, который позволяет мозгу работать более эффективно. Когда схема активирована, мозг делает немедленные предположения о наблюдаемом человеке или объекте.

Существует несколько типов схем. Ролевая схема делает предположения о том, как будут вести себя люди в определенных ролях (Каллеро, 19 лет).94). Например, представьте, что вы встречаете человека, который представляется пожарным. Когда это происходит, ваш мозг автоматически активирует «схему пожарного» и начинает делать предположения, что этот человек смелый, самоотверженный и ориентированный на общество. Несмотря на то, что вы не знаете этого человека, вы уже неосознанно судите о нем. Схемы также помогают заполнить пробелы в информации, которую вы получаете из окружающего мира. Хотя схемы позволяют более эффективно обрабатывать информацию, со схемами могут быть проблемы, независимо от того, насколько они точны: возможно, этот конкретный пожарный не храбрый, он просто работает пожарным, чтобы оплачивать счета, пока учится на детского библиотекаря.

Схема событий, также известная как когнитивный сценарий, представляет собой набор действий, которые могут показаться рутиной. Подумайте о том, что вы делаете, когда входите в лифт (рис. 7.4). Сначала двери открываются, и вы ждете, пока выходящие пассажиры покинут кабину лифта. Затем вы входите в лифт и поворачиваетесь лицом к дверям, ища правильную кнопку, которую нужно нажать. Ты никогда не стоишь лицом к задней части лифта, не так ли? А когда вы едете в переполненном лифте и не можете смотреть вперед, вам некомфортно, не так ли? Интересно, что схемы событий могут сильно различаться в разных культурах и странах. Например, хотя в Соединенных Штатах люди довольно часто приветствуют друг друга рукопожатием, в Тибете вы приветствуете кого-то, показывая ему язык, а в Белизе вы стучите кулаками (Cairns Regional Council, n.d.)

Рисунок 7.4 Какую схему событий вы выполняете, когда едете в лифте? (кредит: «Гидеон»/Flickr)

Поскольку схемы событий являются автоматическими, их может быть трудно изменить. Представьте, что вы едете домой с работы или учебы. Эта схема события включает в себя посадку в машину, закрытие двери и пристегивание ремня безопасности перед тем, как вставить ключ в зажигание. Вы можете выполнять этот сценарий два или три раза в день. Когда вы едете домой, вы слышите мелодию звонка вашего телефона. Как правило, схема события, которая возникает, когда вы слышите звонок телефона, включает поиск телефона и ответ на него или ответ на ваше последнее текстовое сообщение. Поэтому, не задумываясь, вы тянетесь к своему телефону, который может быть в кармане, в сумке или на пассажирском сиденье автомобиля. Эта мощная схема событий основывается на вашем образце поведения и приятной стимуляции, которую дает вашему мозгу телефонный звонок или текстовое сообщение. Поскольку это схема, нам чрезвычайно сложно перестать тянуться к телефону, даже если мы знаем, что подвергаем опасности свою жизнь и жизнь других, делая это (Нейфах, 2013) (рис. 7.5).

Рисунок 7,5 Отправка текстовых сообщений за рулем опасна, но некоторым людям трудно сопротивляться этому.

Помните лифт? Кажется почти невозможным войти, и , а не смотрят на дверь. Наша мощная схема событий диктует наше поведение в лифте, и наши телефоны ничем не отличаются. Текущие исследования показывают, что именно привычка или схема событий проверять наши телефоны в самых разных ситуациях делает воздержание от проверки их во время вождения особенно трудным (Bayer & Campbell, 2012). Поскольку в последние годы текстовые сообщения и вождение автомобиля стали опасной эпидемией, психологи ищут способы помочь людям прервать «схему телефона» во время вождения. Подобные схемы событий являются причиной того, что от многих привычек трудно избавиться после того, как они были приобретены. Продолжая исследовать мышление, помните, насколько мощными являются силы понятий и схем для нашего понимания мира.

Что такое определение познания в психологии?

То, как человек думает, может сильно повлиять на его поведение. Модели мышления влияют на психическое здоровье. Понимание компонентов психического здоровья может стать важным шагом на пути к душевному спокойствию и благополучию. В этой статье обсуждается, как ваша мыслительная жизнь влияет на психическое здоровье и как с этим можно справиться с помощью консультирования.

Что такое познание?

О чем вы думаете, когда слышите слово «познание»? Это слово не встречается в повседневном разговоре, но этот термин может вызывать мысли о том, как мы, люди, думаем. Вполне вероятно, что, если вы не посещаете курсы психологии, вы редко будете встречать слово «познание». Поскольку все мы стремимся к психическому благополучию, понимание отдельных элементов, которые способствуют нашему целостному благополучию, может быть важным. В этой статье рассматривается вопрос о том, как познание определяется в психологических кругах. Как мы можем определить его технически и просто, и каковы его компоненты?

Техническое определение

Хотите знать, какое определение познания дает психология?

Получить ответы. Поговорите с когнитивно-поведенческим экспертом онлайн.

Согласно Американской психологической ассоциации (APA), познание можно определить как процессы познания, включая внимание, запоминание и рассуждение. Его также можно определить как содержание таких процессов, как концепции и воспоминания.

Простое определение

Psychology Today предлагает альтернативное определение познания, заявляя: «Проще говоря, познание относится к мышлению». Познание обычно относится к процессам мышления и познания. Но что именно думают и знают? И как они связаны с вниманием, памятью и мышлением?

Мышление

Мы все думаем, но если кто-то спросит вас, что такое мышление, то определить его будет непросто. Мышление — это процесс, который постоянно происходит в нашем уме, но его трудно описать каким-либо осязаемым способом. Согласно журналу Scientific American, «когда срабатывает один нейрон, это изолированная химическая вспышка. Когда одновременно срабатывает несколько нейронов, они формируют мысль». Итак, существует биологический процесс, который может помочь объяснить, что такое мысль с одной точки зрения, но он только начинает царапать поверхность.

Если вы думаете о своем разуме как о компьютере, вы можете определить мышление как акт обработки информации, что кажется более практичным способом рассмотрения концепции. Эту обработанную информацию, однажды удерживаемую в уме, можно рассматривать как знание или знание.

Знание

» Истинное знание заключается в знании того, что вы ничего не знаете.» — Сократ

Мы можем думать о знании как об информации, хранящейся в нашем уме, но это всего лишь один из способов взглянуть на концепцию.

Если мы продолжим задаваться вопросом, что такое знание, мы можем обнаружить, что выходим из царства психологии в царство философии. «В повседневном использовании под знанием понимается осознание или знакомство с различными объектами, событиями, идеями или способами ведения дел», — говорится в Psychology Today. Есть термин, который используется для описания изучения знаний. Это называется эпистемология. Согласно Стэнфордскому университету,

, «как изучение знаний эпистемология занимается следующими вопросами: каковы необходимые и достаточные условия знания? Каковы его источники? Какова его структура и каковы его пределы?»

То, как мы определяем этот термин, зависит от того, насколько технически и подробно мы хотели бы быть. Познание связано с мышлением и знанием. Знание строится через внимание.

Внимание

Процесс накопления знаний начинается с внимания. Мы можем думать о внимании как о направлении, в котором мы фокусируем наше осознание. Например, если мы сидим в классе или на собрании, мы можем не воспринять какие-либо новые знания, которые может передать нам фасилитатор, если наше внимание сосредоточено на разговоре с человеком, сидящим рядом с нами. Мы можем получить новые знания о человеке, с которым разговариваем, но, вероятно, не на это нам следует направлять наше внимание в данной обстановке.

Скорее всего, мы не думаем о внимании регулярно. Когда мы думаем об этом, мы можем обнаружить, что используем обычную фразу «обратите внимание», особенно при работе с детьми. Но мы, скорее всего, связываем внимание с синдромом дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. По данным Национального института психического здоровья,

«Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) — это расстройство головного мозга, характеризующееся постоянной невнимательностью и гиперактивностью-импульсивностью, которые мешают функционированию или развитию. Невнимательность означает, что человек отвлекается задачи, ему не хватает настойчивости, ему трудно удерживать внимание, и он дезорганизован».

Невнимательность, связанная с СДВГ, может проиллюстрировать внимание как противоположное, сосредоточенное на задаче, сохраняющее настойчивость, сохраняющее внимание и остающееся организованным. Развитие умения направлять и фокусировать наше внимание там, где это необходимо, является ключом к обучению и получению новых знаний. То же самое происходит с сохранением этой новой информации в нашей памяти.

Память

Память является ключевым компонентом знаний и, следовательно, познания, поскольку именно так мы храним информацию. Это среда, с помощью которой мы можем построить наше знание. Когда мы получаем новую информацию, мы связываем ее с существующей информацией и сохраняем для дальнейшего использования. Точно так же, как компьютер, мы не можем сделать это без памяти.

Вполне вероятно, что мы не слишком часто думаем о нашей памяти, за исключением, может быть, тех случаев, когда мы теряем ключи. Согласно Ассоциации Альцгеймера, «деменция — это общий термин для обозначения потери памяти и других психических способностей, достаточно серьезной, чтобы мешать повседневной жизни». Рассмотрение того, как потеря памяти может повлиять на нашу жизнь, может помочь нам получить некоторое представление о ее важности.

Помимо потери памяти, деменция также характеризуется изменениями личности и нарушением мышления. Рассуждение — это еще один аспект познания, на который может повлиять психическое здоровье.

Рассуждение

В словаре Merriam-Webster мышление определяется как способность формировать мнение или делать выводы на основе собранной информации. Другое определение дано Американской психологической ассоциацией, в которой говорится, что рассуждение — это «процесс мышления, в котором выводы делаются на основе набора фактов; мышление направлено на достижение заданной цели или задачи».

Путем рассуждений мы создаем знания. По сути, рассуждение — это процесс построения базы знаний. Рассуждение — это то, как мы обрабатываем информацию, которую получаем, и формируем из нее знания. Познание — это слово, которое используется, когда мы говорим о мышлении, но оно включает в себя не только этот один компонент. В нем также участвует:

  • Знание
  • Внимание
  • Память
  • Рассуждение

Познание — это то, как мы обрабатываем, храним и используем информацию обо всем, от того, как мы варим утренний кофе, до того, как работает Вселенная.

Лечение когнитивных проблем

Хотите знать, какое определение познания дает психология?

Получить ответы. Поговорите с когнитивно-поведенческим экспертом онлайн.

Некоторые проблемы или заболевания психического здоровья напрямую связаны с нарушением когнитивных функций. В сценариях, когда человек изо всех сил пытается понять или обдумать вещи, специалист в области психического здоровья может помочь выявить основные причины когнитивных проблем. При консультировании можно использовать различные подходы, в том числе:

  • Консультации по питанию для корректировки диеты
  • Физиотерапия для улучшения здоровья
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Эти и многие другие ресурсы доступны для помощи людям в преодолении легких когнитивных расстройств.

BetterHelp — это сеть квалифицированных консультантов, с которыми вы можете встретиться в Интернете. В удобное для вас время и у вас дома лицензированный терапевт может оказать вам поддержку, если вы боретесь с когнитивными, эмоциональными, поведенческими или другими проблемами психического здоровья. Ниже приведены некоторые отзывы консультантов BetterHelp от людей, столкнувшихся с различными проблемами.

Отзывы консультантов

«Он не только оказал мне поддержку, но и дал понять, что я на правильном пути к самосовершенствованию и открытиям. Кроме того, Марк предоставил мне ценную информацию о моих романтических отношениях, в частности узнать больше о динамике отношений и о том, как построить более крепкие и здоровые отношения».

«Я долго откладывал поиск психотерапевта. Я боялся своего первого разговора с Нилом и всех неуклюжих, неуклюжих объяснений, которые мне приходилось давать о моей депрессии и беспокойстве. Всех тех вещей, которые казались грязными маленькими секретами. это причиняло мне столько боли. Но я был так приятно удивлен тем, как Нил точно уловил то, что я говорил, и дал мне больше информации о том, как работает мой мозг. Это сделало мою проблему гораздо менее личной проблемой и скорее универсальная проблема, которую мы могли бы изучить вместе. Он всегда дает мне вдумчивый ответ в течение дня или двух, когда я отправляю сообщение. На самом деле я думаю, что мы добились большего прогресса между сессиями, просто благодаря тому, что можем сообщать вещи, которые в режиме реального времени. Нил умен и добр. Я очень ценю его стиль общения и очень рекомендую его».

Заключение

Понимание того, как мы думаем и формируем знания, может помочь нам в жизни и отношениях. Это также может помочь нам распознать, когда у нас возникают проблемы, чтобы мы знали, когда нам следует обратиться за помощью. Когда мы обращаемся за помощью, мы можем обратиться к терапевту, подобному тому, кого можно найти в BetterHelp. Они могут помочь нам определить источник проблем и найти способы справиться с ними. Они также могут помочь нам лучше понять, что такое познание и как оно связано с нами как с личностью, что в конечном итоге может помочь нам жить лучше. А кто не хотел бы думать об этом?

Познание | Психология Вики | Fandom

В когнитивной психологии ‘ познание — это психический процесс обработки информации, который является основой знания.

Познание есть результат деятельности познавательных процессов, к которым относятся:

  • Апперцепция
  • Внимание
  • Понимание
  • Принятие решений
  • Самоанализ
  • Решение
  • Память
  • Обучение
  • Восприятие
  • Рассуждение
  • Решение проблем

Активность познавательных процессов порождает когниции, продукт познания, которые представляют собой психологические, психические переживания, лежащие в основе наших знаний о мире и являющиеся содержанием осознания и сознания.

Когниции включают:

  • Отношения
  • Убеждения
  • Концепции
  • Заблуждения
  • Ожидания
  • Ложные убеждения
  • Галлюцинации
  • Изображения
  • Проницательность
  • Преднамеренность
  • Идеи
  • Иррациональные убеждения
  • Мысли

Различные дисциплины, такие как психология, философия, лингвистика и информатика, изучают познание. Однако использование этого термина варьируется в зависимости от дисциплины; например, в психологии и когнитивной науке «познание» обычно относится к представлению обработки информации о психологических функциях человека. Он также используется в области социальной психологии, называемой социальным познанием, для объяснения отношений, атрибуции и групповой динамики. [1] В когнитивной психологии и когнитивной инженерии обычно предполагается, что познание представляет собой обработку информации в уме или мозге участника или оператора. [2]

Познание — это способность обрабатывать информацию, применять знания и изменять предпочтения. Познание, или когнитивные процессы, может быть естественным или искусственным, сознательным или бессознательным. Эти процессы анализируются с разных точек зрения в разных контекстах, особенно в области лингвистики, анестезии, неврологии и психиатрии, психологии, философии, антропологии, системности и информатики. [3] В психологии или философии понятие познания тесно связано с абстрактными понятиями, такими как разум, интеллект. Он охватывает психические функции, психические процессы (мысли) и состояния интеллектуальных объектов (людей, групп сотрудничества, человеческих организаций, высокоавтономных машин и искусственных интеллектов). [2]

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Истоки познания
  • 3 Психология
  • 4 Социальный процесс
  • 5 Теория когнитивного развития Пиаже
  • 6 общих когнитивных экспериментов
  • 7 См. также
  • 8 Каталожные номера
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Ключевые тексты
    • 10.1 Книги
    • 10.2 Документы
  • 11 Дополнительный материал
    • 11.1 Книги
    • 11.2 Документы
  • 12 Внешние ссылки

Этимология

Слово познание происходит от латинского глагола cognosco ( con ‘с’ + gnōscō ‘знать’), который сам является родственным древнегреческому глаголу gnόsko «γνώσκω», означающему «я знаю» (существительное: gnόsis «γνώσις» = знание), в широком смысле, «понять» или «узнать».

Истоки познания

Внимание к процессу познания появилось более двадцати трех столетий назад, начиная с Аристотеля и его интереса к внутренней работе разума и ее влиянию на человеческий опыт. Аристотель сосредоточился на когнитивных областях, связанных с памятью, восприятием и мысленными образами. Греческий философ придавал большое значение тому, чтобы его исследования основывались на эмпирических данных; научная информация, полученная путем тщательных наблюдений и добросовестных экспериментов. [4] Столетия спустя, когда психология стала расцветать в Европе, а затем приобрела последователей в Америке, другие ученые, такие как Вильгельм Вундт, Герман Эббингауз, Мэри Уитон Калкинс и Уильям Джеймс, среди прочих, предложили свой вклад. к изучению познания.

Вильгельм Вундт (1832-1920) сильно подчеркивал понятие того, что он называл самоанализом; изучение внутренних переживаний человека. При самоанализе испытуемый должен был быть осторожным, чтобы описать свои чувства максимально объективным образом, чтобы Вундт счел информацию научной. [5] [6] Хотя вклад Вундта отнюдь не минимален, современные психологи считают его методы довольно субъективными и предпочитают полагаться на более объективные процедуры экспериментов, чтобы делать выводы о когнитивном процессе человека.

Герман Эббингауз (1850-1909) проводил когнитивные исследования, в основном изучал функции и возможности памяти человека. Эббингауз разработал свой собственный эксперимент, в котором он построил более 2000 слогов, составленных из несуществующих слов, например, EAS. Затем он исследовал свою личную способность выучить эти не-слова. Он намеренно выбрал не слова, а не настоящие слова, чтобы контролировать влияние ранее существовавшего опыта на то, что слова могут символизировать, что облегчило их запоминание. [5] [7] Эббингауз наблюдал и выдвинул гипотезу о ряде переменных, которые могли повлиять на его способность запоминать и вспоминать созданные им не слова. Одной из причин, по которой он пришел к выводу, было количество времени между предъявлением списка стимулов. Его работа сильно повлияла на изучение последовательного положения и его влияния на память, что обсуждается в последующих разделах.

Мэри Уитон Калкинс (1863-1930) была влиятельной американской женщиной-первопроходцем в области психологии. Ее работа также была сосредоточена на возможностях человеческой памяти. К исследованиям, которые она проводила, можно отнести распространенную теорию, называемую эффектом недавности. [8] Эффект новизны, который также обсуждается в последующем разделе экспериментов, представляет собой склонность индивидов к точному воспоминанию последних элементов, представленных в последовательности стимулов. Ее теория тесно связана с вышеупомянутым исследованием и заключением экспериментов с памятью, проведенных Германом Эббингаузом. [9]

Уильям Джеймс (1842-1910) — еще одна ключевая фигура в истории когнитивной науки. Джеймс был весьма недоволен акцентом Вундта на самоанализе и использованием Эббингаузом бессмысленных стимулов. Вместо этого он решил сосредоточиться на человеческом опыте обучения в повседневной жизни и его важности для изучения познания. Основным вкладом Джеймса был его учебник Принципы психологии , который предварительно исследует многие аспекты познания, такие как восприятие, память, рассуждение и внимание, и это лишь некоторые из них. [9]

Психология

Файл:Процесс обобщения с использованием деревьев PNG version.png

Когда разум делает обобщение, такое как концепция дерева , он извлекает сходство из многочисленных примеров; упрощение позволяет мыслить на более высоком уровне.

Тип психических процессов, описанный как когнитивные во многом зависят от исследований, которые успешно использовали эту парадигму в прошлом, вероятно, начиная с Фомы Аквинского, который разделил изучение поведения на две широкие категории: когнитивные (как мы познаем мир) и аффективные (как мы понимаем мир). мир через чувства и эмоции). Следовательно, это описание имеет тенденцию применяться к таким процессам, как память, ассоциация, формирование понятий, распознавание образов, язык, внимание, восприятие, действие, решение проблем и мысленные образы. [10] [11] Традиционно эмоции не считались когнитивным процессом. Это разделение в настоящее время считается в значительной степени искусственным, и в настоящее время проводится много исследований по изучению когнитивной психологии эмоций; исследование также включает в себя осознание собственных стратегий и методов познания, называемое метапознанием, и включает метапамять.

Эмпирические исследования познания обычно носят научный и количественный характер или включают создание моделей для описания или объяснения определенного поведения.

Хотя мало кто станет отрицать, что когнитивные процессы являются функцией мозга, когнитивная теория не обязательно ссылается на мозг или другие биологические процессы (сравните нейрокогнитивные). Он может просто описывать поведение с точки зрения потока информации или функции. Относительно недавние области исследований, такие как когнитивная наука и нейропсихология, стремятся преодолеть этот разрыв, используя когнитивные парадигмы, чтобы понять, как мозг реализует эти функции обработки информации (см. также когнитивную нейронауку) или как чистые системы обработки информации (например, компьютеры) может моделировать познание (см. также искусственный интеллект). Раздел психологии, изучающий повреждение головного мозга для определения нормальной когнитивной функции, называется когнитивной нейропсихологией. Связи познания с эволюционными потребностями изучаются посредством исследования познания животных. И наоборот, точки зрения, основанные на эволюции, могут служить основой для гипотез об эволюционной психологии когнитивных функциональных систем.

Теоретическая школа мысли, основанная на когнитивном подходе, часто называется когнитивизмом.

О феноменальном успехе когнитивного подхода можно судить по его нынешнему доминированию в качестве базовой модели в современной психологии (узурпировав бихевиоризм в конце 1950-х). При деменции серьезно нарушено сознание.

Социальный процесс

Для каждого человека социальный контекст, в который он встроен, обеспечивает символы его репрезентации и языкового выражения. Человеческое общество задает среду, в которой новорожденный будет социализироваться и развивать свое познание. Например, восприятие лиц у человеческих младенцев появляется в возрасте двух месяцев: маленькие дети на игровой площадке или в бассейне развивают свое социальное признание, сталкиваясь с несколькими лицами и связывая переживания с этими лицами. У образования есть явная задача в обществе развития познания. Выбор делается в отношении окружающей среды и разрешенных действий, которые приводят к сформированному опыту.

Овладение языком является примером эмерджентного поведения. С большой системной точки зрения познание считается тесно связанным с функционированием и ограничениями социальной и человеческой организации. Например, макровыборы, сделанные учителями, влияют на микровыборы, сделанные учениками.

Теория когнитивного развития Пиаже

В течение многих лет социологи и психологи проводили исследования когнитивного развития или построения человеческого мышления или психических процессов.

Жан Пиаже был одним из самых важных и влиятельных людей в области психологии развития. Он считал, что люди уникальны по сравнению с животными, потому что у нас есть способность делать «абстрактные символические рассуждения». Его работу можно сравнить с работой Льва Выготского, Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона, которые также внесли большой вклад в области психологии развития. Сегодня Пиаже известен своими исследованиями когнитивного развития у детей. Он изучал троих своих детей и их интеллектуальное развитие и выдвинул теорию, описывающую стадии, через которые проходят дети в процессе развития. [12]

Теория психологии развития Пиаже рассматривала когнитивное развитие от младенчества до взрослой жизни.

Сцена Возраст или Период Описание
Сенсомоторный столик Младенчество (0–2 года) Интеллект присутствует; двигательная активность, но без символов; знания развиваются, но ограничены; знания основаны на опыте/взаимодействиях; мобильность позволяет ребенку учиться новому; некоторые языковые навыки развиваются в конце этого этапа. Цель состоит в том, чтобы развить постоянство объекта; достигает базового понимания причинно-следственной связи, времени и пространства.
Предэксплуатационный этап Малыш и ранний детский возраст (2–7 лет) Присутствуют символы или языковые навыки; развивается память и воображение; необратимое и нелогичное мышление; показывает интуитивное решение проблем; начинает видеть отношения; понимает концепцию сохранения чисел; преобладает эгоцентрическое мышление.
Бетонная рабочая площадка Начальный и ранний подростковый возраст (7–12 лет) Логическая и систематическая форма интеллекта; манипулирование символами, относящимися к конкретным объектам; мышление теперь характеризуется обратимостью и способностью принимать роль другого; понимает концепции сохранения массы, длины, веса и объема; операциональное мышление преобладает над необратимым и эгоцентрическим мышлением
Формальная рабочая стадия Подростковый и взрослый возраст (12 лет и старше) Логическое использование символов, связанных с абстрактными понятиями; Приобретает гибкость мышления, а также способности к абстрактному мышлению и проверке мысленных гипотез; может рассмотреть возможные альтернативы в сложных рассуждениях и решении проблем.

[13]

Общие когнитивные эксперименты

Серийная позиция

Эксперимент с последовательной позицией предназначен для проверки теории памяти, которая утверждает, что когда информация дается последовательно, мы склонны запоминать информацию в начале последовательности, называемую эффектом первичности, и информацию в конце последовательности. последовательности, называемой эффектом недавности. Следовательно, информация, данная в середине последовательности, обычно забывается или не так легко вспоминается. Это исследование предсказывает, что эффект недавности сильнее, чем эффект первичности, потому что информация, которая была изучена последней, все еще находится в рабочей памяти, когда ее просят вспомнить. С другой стороны, информация, которая усваивается первой, все же должна пройти через процесс поиска. Этот эксперимент фокусируется на процессах человеческой памяти. [14]

Превосходство слов

Эксперимент по словесному превосходству представляет испытуемому слово или букву отдельно на короткий период времени, т. е. 40 мс, а затем его просят вспомнить букву, которая находилась в определенном месте в слове. Теоретически испытуемый должен уметь правильно вспомнить букву, когда она представлена ​​в слове, чем когда она представлена ​​изолированно. Этот эксперимент фокусируется на человеческой речи и языке. [15]

Браун-Петерсон

В эксперименте Брауна-Петерсона участникам кратко представляют триграмму, а в одной конкретной версии эксперимента им затем дается отвлекающее задание, в котором их просят определить, является ли последовательность слов на самом деле словами или не словами. (из-за опечатки и т. д.). После дистракторного задания их просят вспомнить триграмму, которую им предъявляли перед дистракторным заданием. Теоретически, чем длиннее дистракторное задание, тем сложнее участникам будет правильно вспомнить триграмму. Этот эксперимент посвящен кратковременной памяти человека. [16]

Объем памяти

Во время эксперимента по объему памяти каждому испытуемому предъявляется последовательность стимулов одного и того же вида; слова, изображающие предметы, числа, буквы, которые звучат одинаково, и буквы, которые звучат по-разному. После предъявления стимулов испытуемого просят вспомнить последовательность стимулов, которые им давались, в том же порядке, в котором они были даны. В одном конкретном варианте эксперимента, если испытуемый правильно вспоминал список, длина списка увеличивалась на единицу для этого типа материала, и наоборот, если он вспоминался неправильно. Теория состоит в том, что у людей объем памяти составляет около семи элементов для чисел, то же самое для букв, которые звучат неодинаково, и коротких слов. Прогнозируется, что объем памяти будет короче для букв, которые звучат одинаково, и для более длинных слов. [17]

Визуальный поиск

В одном варианте эксперимента визуального поиска участникам предоставляется окно, в котором отображаются круги и квадраты, разбросанные по нему. Участник должен определить, есть ли на окне зеленый кружок. В «избранном» поиске испытуемому предоставляется несколько пробных окон с синими квадратами или кружками и одним зеленым кружком или вообще без зеленого кружка. При «совместном» поиске испытуемому предъявляются пробные окна с синими кружками или зелеными квадратами и присутствующим или отсутствующим зеленым кружком, присутствие которого участника просят определить. Ожидается, что при поиске функций время реакции, то есть время, которое требуется участнику, чтобы определить, присутствует ли зеленый кружок или нет, не должно меняться по мере увеличения количества отвлекающих факторов. Конъюнктивные поиски, в которых цель отсутствует, должны иметь более длительное время реакции, чем конъюнктивные поиски, в которых цель присутствует. Теория заключается в том, что при поиске признаков легко определить цель или ее отсутствие из-за разницы в цвете между целью и отвлекающими факторами. В конъюнктивных поисках, когда цель отсутствует, время реакции увеличивается, потому что субъект должен смотреть на каждую форму, чтобы определить, является ли она целью или нет, потому что некоторые из отвлекающих факторов, если не все из них, имеют тот же цвет, что и целевые стимулы. Совместные поиски, в которых присутствует цель, занимают меньше времени, потому что, если цель найдена, поиск между каждой формой останавливается. [18]

Представление знаний

Семантическая сеть систем представления знаний изучалась в различных парадигмах. Один из старейших — нивелирование и заострение историй по мере их повторения по памяти, изученное Бартлеттом. Семантический дифференциал использовал факторный анализ для определения основных значений слов, обнаружив, что ценность или «хорошесть» слов является первым фактором. Более контролируемые эксперименты исследуют категориальные отношения слов в свободном воспоминании. Иерархическая структура слов была четко отображена в Wordnet Джорджа Миллера. Были созданы и протестированы более динамичные модели семантических сетей с помощью экспериментов с нейронными сетями, основанных на вычислительных системах, таких как латентный семантический анализ (LSA), байесовский анализ и многомерный факторный анализ. Семантика (значение) слов изучается всеми дисциплинами когнитивистики. [ ссылка необходима ]

См. также

  • Познание животных
  • Когнитивные способности
  • Когнитивное искажение
  • Когнитивный диссонанс
  • Когнитивная гибкость
  • Когнитивная лингвистика
  • Когнитивные показатели
  • Когнитивный модуль
  • Когнитивная психология
  • Когнитивные науки
  • Когнитивное пространство
  • Когнитивный стиль
  • Сравнительное познание
  • Воплощенное познание
  • Эпигенетика в психологии
  • Функциональная нейровизуализация
  • Гештальт-психология
  • Ориентация на цель
  • Групповое познание
  • Голономная теория мозга
  • Идеи
  • Преднамеренность
  • Список ученых-когнитивистов
  • Метапознание
  • Разум
  • Молекулярно-клеточное познание
  • Численное познание
  • Управление личными знаниями
  • Философия разума
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Размышление
  • Теория познания Сантьяго
  • Схема
  • Расположенное познание
  • Пространственное познание
  • Теория когнитивного развития
  • Теория разума
  • Подавление мыслей
  • Задача выбора Уэйсона

Каталожные номера

  1. ↑ Стернберг, Р. Дж., и Стернберг, К. (2009). Когнитивная психология (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт, Cengage Learning.
  2. 2,0 2,1 Бломберг, О. (2011). Концепции познания для когнитивной инженерии. Международный журнал авиационной психологии 21 (1): 85–104.
  3. Фон Эккардт, Барбара (1996). Что такое когнитивная наука? , Массачусетс: MIT Press.
  4. Мэтлин, Маргарет (2009). Cognition , Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc.
  5. 5.0 5.1 Фукс А.Х., Милар К.Дж. (2003). Психология как наука. Справочник по психологии 1 (История психологии): 1–26.
  6. Зангвилл, О.Л. (2004). Оксфордский спутник разума , 951–952, Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.
  7. Зангвилл, О.Л. (2004). Оксфордский спутник разума , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  8. Мэдиган, С., О’Хара, Р. (1992). Кратковременная память на рубеже веков: исследование памяти Мэри Уитон Калкин. Американский психолог 47 : 170–174.
  9. 9,0 9,1 Мэтлин, Маргарет (2009). Cognition , Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc.
  10. Ощущение и восприятие , 5-е изд. 1999, Корен, Уорд и Эннс, с. 9
  11. Когнитивная психология , 5-е изд. 1999, Бест, Джон Б., с. 15-17
  12. Черри, Кендра Джин Пиаже Биография. Компания Нью-Йорк Таймс. URL-адрес по состоянию на 18 сентября 2012 г. .
  13. ↑ Парк, Р. Д., и Говен, М. (2009). Детская психология: современная точка зрения (7-е изд.). Бостон, Массачусетс: McGraw-Hill.
  14. Сурпренант, А (2001). Эффекты отличительности и серийного положения в полных последовательностях. Восприятие и психофизика 63 : 737–745.
  15. Крюгер, Л. (1992). Эффект превосходства слова и фонологическая перекодировка. Память и познание 20 : 685–694.
  16. Нэрн, Дж., Уайтман, Х., и Келли, М. (1999). Кратковременное забывание порядка в условиях пониженных помех. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии A: Экспериментальная психология человека 52 : 241–251.
  17. Мэй, К., Хашер, Л., и Кейн, М. (1999). Роль интерференции в памяти. Память и познание 27 : 759–767.
  18. Вулф, Дж., Кейв, К. и Франзель, С. (1989). Управляемый поиск: альтернатива модели интеграции функций для визуального поиска. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность 15 : 419–433.

Дальнейшее чтение

Ключевые тексты

Книги

  • Корен, Стэнли; Лоуренс М. Уорд, Джеймс Т. Эннс (1999). Ощущение и восприятие , Брейс Харкорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *