Летов умер у тебя на глазах Он убил в себе государство, попал в психушку и стал героем: Музыка: Культура: Lenta.ru
19 февраля 2008 года в своем родном Омске скончался Егор Летов. Развернутые сюжеты о смерти лидера «Гражданской обороны» вышли тогда в новостных программах едва ли не всех федеральных телеканалов. Через три недели после похорон Летова солидный симфонический оркестр в многотысячном столичном спорткомплексе «Олимпийский» уже исполнял фрагменты его песен на церемонии главной рок-премии страны «Чартова дюжина», где Егора посмертно наградили в номинации «Легенда».
Происходящее смахивало на поминки по Мюнхгаузену в известном фильме Марка Захарова. Последовательного маргинала, «убившего в себе государство», прошедшего через репрессивное лечение в психушке, атаковавшего фактически любой официальный режим, не появлявшегося на больших рок-фестивалях, не сотрудничавшего с рекорд-лейблами, практически отсутствовавшего со своей музыкой на ТВ и радиостанциях, провожали чуть ли не как общепризнанного глашатая эпохи.
«Я рыдаю от ваших речей. Я желаю стать стаей грачей. Я хочу умереть молодым…» — пел он в перестроечных 80-х, и строчки одного из давних его манифестов наливаются теперь новой силой. Какой именно — темной, светлой, разрушительной, спасительной — вот тут туман. В русском роке не отыскать фигуры более амбивалентной, чем Егор. Он наговорил, натворил, напел на несколько жизней. «Снес башню», «растеребил душу», испугал, озлобил, вдохновил, поддержал, влюбил в себя многих преимущественно молодых современников. Но трудно понять, до скольких реально достучался и хотел ли того. Минуло десятилетие с даты его ухода, а значение этого музыканта для нашей истории и его «внутренний портрет» по-прежнему размыты.
Часто мне кажется, что Летов всю жизнь вел разговор только с самим собой. Испытывал собственное сознание, экспериментировал с ним. Публика являлась лишь прикладным элементом его проектов. Где и отчего сибирский панк «обороны», замешанный на хорошей летовской эрудиции, знании мировой рок-музыки, литературы, кино переходил в брутальный постмодернизм? В каком месте надрывная поэтичность срывалась в шизоидный экстаз? Когда он переставал верить в то, что декларировал прежде, а его личные убеждения вытеснял фанатизм? На эти вопросы, по-моему, нет ответов. Вернее, каждый, кто «в курсе», предложит собственные версии и, конечно, сочтет их единственно верными. Ибо летовское «слово и дело» — сродни религии. Принимаешь и веришь или отрицаешь и отстраняешься.
Похороны Егора Летова
Фото: Василий Мельниченко / РИА Новости
В 1990 году для так и не изданного номера журнала «Контркультура» Летов согласился написать статью (фото этой рукописи вошло в двухтомник «Автографы», опубликованный после смерти Егора). Любая цитата из нее годится его адептам как заповедь. Умеренным поклонникам — как интеллектуально-художественная игра (тут вспоминаешь, что Летов особенно ценил футуристов и обэриутов). А психологам и психиатрам — как повод для подробной беседы с «пациентом». Возьмем такой фрагмент: «Существует еще один аспект — и очень важный — моих действий, а также моего творчества. Я героически считаю себя представителем («депутатом») вселенской партии уродов, обиженных, сумасшедших, смешных и больных рабов, тех, кому выпало свыше быть униженным и оскорбленным по природе своей. Все, что я делаю, — это призыв на тотальный и чудовищный бунт против Всеобщего Закона и Порядка, против всех сил, богов…». Далее еще пара страниц убористого текста, суть которого в обреченности на поражение, гибель, что на самом деле и есть победа в этой борьбе.
В своем поэтическом рассматривании смерти, ощущении тяжести мира Егор перекликается с поэтом первой волны русской эмиграции Борисом Поплавским, покончившим с собой в Париже в 32-летнем возрасте. Только энергетически они различны — Летов в этом смысле ближе к Маяковскому, ушедшему из жизни в 36. «Воробьиная, кромешная, оскаленная, хищная, неистовая стая голосит во мне…» — рычал Егор в своей «Вечной весне в одиночной камере», и тут была не агрессия, а нежность и отчаяние человека, чья интонация, лексика и облик не сулили окружающим ничего доброго.
В его обманчивой внешности (от студента-народовольца к чему-то распутинскому), прямолинейной порой матерщине в песнях, умышленном «гаражном» саунде, экстремистских заносах в сектантский коммунизм, национал-большевизм для многих ускользал поэт-романтик, если хотите, нежный Летов. Тот, что видел «траурного зайчика нелепого мира» и спрашивал: «Кому нужен ломтик июльского неба?» в «Моей обороне». Тот, что пел для Янки Дягилевой «Про Мишутку» и мог записывать акустику, где каждая вторая песня получалась своеобразной исповедью-колыбельной.
Егор Летов
Фото: Нож
В начале 1990-х, когда он впервые распустил «ГО», у него произошел, возможно, наивысший творческий подъем. Собрав проект с непечатным для СМИ названием («Егор и о****еневшие»), он записал несколько важнейших альбомов, в частности «Прыг-скок» (Егор сам подчеркивал, что это одна из лучших вещей, сделанных им в жизни) и «Сто лет одиночества». Именно туда попали и «Вечная весна», и «Евангелие» с финальными кряхтящими смешками после фразы «Задуши послушными руками своего непослушного Христа». И программная «Свобода» со словами: «Как и что обрел летящий Башлачев — это знает моя свобода, это знает мое поражение, это знает мое торжество». Но, заявляя о таком сакральном знании и впечатляя пронзительностью своих сочинений, Летов одновременно настораживал и рождал сомнения.
Александр Башлачев, стержневой поэт русского рока, совершил самоубийство в питерской многоэтажке ровно 30 лет назад — 17 февраля 1988-го. Ему было 27. А 24-летняя рок-поэтесса Янка Дягилева, прошедшая с Егором немалый совместный путь, в каком-то смысле «вжившаяся» в Летова, утонула в реке в мае 1991-го. Ей было 24. Фактически они стали той «стаей грачей», о которой пел Летов в своей «Умереть молодым». И вот он говорит, что знает, «как и что обрел» СашБаш. А подразумеваются и другие рано сгоревшие поэты и музыканты. Сам же Егор, доходя до пограничных состояний, декларируя в ранних своих произведениях некое презрение к смерти и готовность к суициду, подобного все же избежал. Как бы воспользовался чужим опытом, что ли? В Башлачеве, Янке чувствовалась определенная жертвенность. И их судьбы почти неотделимы от их поэзии. С Летовым иначе. У него редкое для поэта свойство: гипнотизировать, вводить в транс, но не отдавать собственную энергию, а скорее вытягивать ее из тех, кто соприкасается с его творчеством.
В отличие от коллег из «клуба 27», от многих панк-музыкантов, страстных пиитов, он дожил до 43 лет и успел шагнуть от максимализма к следующей грани бытия. В альбомах нулевых — «Долгая счастливая жизнь», «Зачем снятся сны?» — появился другой Егор, не торопящийся уйти или к чему-то призвать. Скорее ему просто хочется продолжать свой наркотический трип, и не только с помощью известных веществ, а и потому, что сама жизнь иногда «вставляет», как ЛСД. Отсюда и ностальгический альбом каверов «Звездопад» из любимых песен и мелодий собственной молодости. Ну кто бы сказал в период «Некрофилии», «Тоталитаризма» и «Тошноты», что Летов станет петь Окуджаву, Матвееву или Рождественского? Но его хватало для таких контрастов. И следующий виток дискуссий о Летове, полагаю, еще впереди. А пока вспоминается «Новогодняя песенка» из знаменитого «обороновского» альбома тридцатилетней давности «Русское поле экспериментов»: «Станем ли мы завтра подлее, чем сегодня / Сможем ли мы стать подлее, чем сейчас?» Как будто сегодня написано. Предчувствие — признак большого поэта. Сейчас эта песня еще актуальнее, чем эпохальная «Все идет по плану».
Пять лет назад умер основатель «Гражданской обороны» Егор Летов – Москва 24, 19.02.2013
19 февраля 2013, 10:18
Общество
Егор Летов. Фото: gr-oborona.ru
Пять лет назад, 19 февраля 2008 года, в своей квартире в Омске умер легендарный рок-музыкант, лидер «Гражданской обороны» Егор Летов. По первоначальной версии – из-за остановки сердца. Позже предположили, что виной стала острая дыхательная недостаточность, спровоцированная отравлением алкоголем, но этот вариант отбросила жена Летова Наталья Чумакова и участники группы. Музыканта похоронили в Омске на Старо-Восточном кладбище рядом с могилами мамы и бабушки.
Смерть 43-летнего Егора Летова породила множество слухов. Сомнению подвергалось все – от причины до места. Любопытствующие предполагали, что музыкант умер не в Омске, а в Питере от уже шестого по счету инфаркта. Чтобы успокоить людей, Чумаковой пришлось опубликовать на официальном сайте «Гражданской обороны» ответы на самые «горячие» вопросы. Например, она сообщила, что «Егор никогда не жаловался на сердце» и что он «особо не выпивал в последнее время». Наталья считала, что, помимо концертов, много сил у музыканта ушло на переезд и обустройство квартиры.
«В новом доме не работал лифт, и приходилось несколько раз в день подниматься-спускаться на восьмой этаж с огромными тяжестями. Он хотел сделать все непременно своими руками», — написала она.
Также она опровергла слухи о возбуждении уголовного дела, сообщив, что в прокуратуре не нашли криминальной составляющей.
«Он умер дома, в постели, даже не переменив позы, в которой спал. Сердце остановилось, остановилось дыхание…», — окончила Чумакова свое послание.
Спустя два года после смерти музыканта на его могиле установили памятник с мозаичным изображением иерусалимского креста, уменьшенную копию которого Летов носил на груди. По его мнению, «крест этот — так называемый вселенский, крест первых христиан катакомбного периода, крест, объединяющий все христианские церкви». Мозаика выполнена из смальты в ранневизантийском стиле с элементами модерна, а монумент — в виде мраморного куба на ступенчатом постаменте.
В 2009 году началось издание трехтомника стихов Егора Летова «Автографа. Черновые и беловые рукописи».
Игорь Федорович Летов (настоящее имя музыканта) родился 10 сентября 1964 года. Музыкальную карьеру начал с игры на барабанах в группе «Поп-механика», созданной Сергеем Курехиным. Позже Летов основал «Гражданскую оборону», ставшую одной из самых интересных и влиятельных отечественных групп. Большинство альбомов «Г.О.» музыкант записал в одиночестве на домашней студии, выступая одновременно гитаристом, басистом, барабанщиком и вокалистом. К концу 80-х Егор Летов стал одним из главных героев музыкальной контркультуры. В 90-х музыкант поддержал Эдуарда Лимонова и вступил в национал-большевистскую партию, но в 2004 году официально открестился от любых политических сил.
За свою жизнь Егор Летов записал не менее 1153 композиций.
Ссылки по теме
- «Гражданская оборона»
утраты рок потери Егор Летов
Новости СМИ2
биография, дискография, обзоры, лучшие альбомы, рейтинги
Гражданская оборона родился в Сибири как проект Егора Летова и раннего кассеты lo-fi полностью проигрывались и исполнялись им. Тоталитаризм (1987) и Мышеловка (1987) являются символами этой ранней фазы анархо-панка. За его анти-истеблишмент лирика, он дважды помещался в психиатрическую больницу. В 1988 году ему наконец удалось собрать группу. Они записали за три дня три альбома: Всё идёт по плану , Так закалялась сталь/ Вот как закалялась сталь и Боевой стимул/ Боевой стимул , каждый сборник очень коротких гневных песен.Панк-песни, такие как « Поганая Молодежь»/ «Грязная молодежь » (1985), раскрывали Летова как безупречного ученика Ramones, а Серф-рок Следы на Снегу / Следы на снегу (1987), управляемый Фарфисой показал, что он может вписаться даже в возрождение гаражного рока того времени. Другим влиянием был Джонатан Ричман в частушки с оттенком регги и мака, такие как
В следующем году они выпустили шесть альбомов: Тошнота/ Тошнота , Песни Радости и Счастья/ Песни Радости и Счастья , с новой версией Все Идет по Плану , Здорово и Вечно / Славно и Вечно , Армагеддон-попс , Война/ Война , и Русское Поле Экспериментов/Российское Поле Экспериментов .
Armageddon-pops содержит яростные разглагольствования, такие как Винтовка/ Винтовка , в стиле запоминающийся британский паб-рок конца 1970-х, и это самая язвительная работа Летова. Armageddon-pops звучит как Барри МакГуайр Канун разрушения после разрушения. Kak Listovka — это панк-версия реквиема.
Ужас и Моральный Террор/ Horror And Moral Terror извергает все отчаяние хардкор-панк-рока.Здорово и Вечно содержит искаженный висцеральный панк-рок Я не Верю в Анархию/ Я не верю в Анархию и Мертвый Сезон/ Мертвый Сезон сверхзвуковая дадаистская галиматья Все вместе Не К , индастриал вуду дэнс Здорово и Вечно , уличное пение в стиле Дэвида Пила Моя Оборона и заводная песня Праздник Кончился/ Праздники закончились , и гротескно-оперные гимны Заговор/ Заговор и Все как у Людей/ Все как Люди .
Русское Поле Экспериментов содержит бред 14-минутная тирада Русское Поле Экспериментов/ Русское Поле Экспериментов по поводу хаотичного гаражно-рокового диссонанса.
Они распались как раз тогда, когда рухнул советский режим. Инструкция по Выживанию/ Инструкция по Выживанию
Летов основал гаражно-роковое трио Егор и Опизденевшие, которое выпустило Pryg-Skok (1990), с болеро в стиле Devo Pro Mishutku и десятиминутный тренд Прыг-Скок , и Сто Лет Одиночества/ Сто Лет Одиночества (1993).
Гражданская оборона реформирована в 1995 году и выпущена Солнцеворот / Solstice (1997), записан в 1995 году и переиздан как Лунный Переворот/ Лунный переворот (2005 г.), содержащий фольклорную Дембельская , гимн Нечего Терять/ Нечего терять и торжественный органный Забота у нас Такая , Невыносимая легкость бытия/ Невыносимая легкость бытия (1997), записана в 1996 году и позже перезаписана как Сносная Тяжесть Небытия (2005), с лихорадочной проповедью Победы/ Победы и 14-минутная психо-роковая сюита Невыносимая Логкость Бытия . Группа снова взяла перерыв после несчастного случая гитариста Евгения Пьянова.
Звездопад/ Звездопад (2002) представляет собой сборник обложек. Свобода/Свобода (2002) содержит гимн улицы Свобода/Свобода .
Их последние альбомы адаптировали гораздо более полное звучание: Долгая счастливая жизнь/ A Long Happy Life (2004), с статным и попсовым Long Happy Life и особенно Bez Menya/ Without Me (объединение барочной мелодии и металлического гитарного нойза), Реанимация/ Реанимация (2005), с маком и звоном Небо Как Кофе/ Небо как Кофе Погребальная панихида Реанимация и восьмиминутный Ramones-ian Ubivat/Kill (возможно, их самый «мейнстримовый» альбом, как в лучшую, так и в худшую сторону), и
Егор Летов умер в 2008 году от сердечного приступа.
На протяжении всей своей карьеры Летов проявлял потрясающий мелодический дар, мастер пения.
Летов Игорь Федорович — Wiki
Летов Игорь Федорович (10 сентября 1964, Омск, РСФСР, СССР — 19 февраля 2008, Омск, Россия), более известный как Егор Летов, советский и российский музыкант, певец, звукорежиссер , коллажист и поэт. Является основателем, лидером и единственным постоянным участником группы «Гражданская оборона», известной также по музыкальным проектам «Егор и педики», «Коммунизм» и другим.
Егор Летов известен как музыкальная легенда и одна из ключевых фигур сибирского андеграунда. Посмертно Летова неоднократно называли «крестным отцом», «патриархом» русского панк-рока и одним из самых влиятельных представителей панк-движения в России.
Биография
До начала музыкальной карьеры
Игорь Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Мать — Тамара Георгиевна Летова (Мартемьянова) (1935-1988), отец — Федор Дмитриевич Летов (1926-2018) — военный, в 1990-е — секретарь райкома КПСС в Омске, брат музыкант, саксофонист, импровизатор Сергей Федорович Летов.
25 мая 1982 года Егор Летов окончил 10 класс школы № 45 г. Омска. После школы переехал к брату под Москвой (село Красково Люберецкой области) и поступил в Московский строительный техникум, но весной 1983 года был отчислен за прогулы и неуспеваемость и к 1984 году вернулся в Омск. После отчисления некоторое время работал художником-портретистом Ленина для стендов наглядной агитации (Омский шинный завод, Омский моторостроительный завод им. Баранова), дворником и штукатуром на стройке.
1980-е
Егор Летов начал свою музыкальную деятельность в начале 1980-х в Омске, образовав в 1982 году вместе со своими единомышленниками (самый известный из них, бывший бессменный соратник Егора Летова, Константин «Кузя Уо» Рябинов) рок группа «Посев», названная в честь общественно-политического журнала НТС.
Первое выступление Летова (на бас-гитаре) состоялось в конце 1983 года в общежитии МИФИ, в составе импровизационного ансамбля Сергея Курёхина.
8 ноября 1984 года Летов и Кузя Уо сформировали рок-группу «Гражданская оборона», также известную под аббревиатурами ГрОб и ГО. Эту же аббревиатуру использовал Егор Летов для названия своей домашней студии («ГрОб-Рекордс»). Мать одного из участников группы, узнав о деятельности группы, написала донос в КГБ[источник не указан 805 дней]. После этого были допрошены все, кто так или иначе был связан с ГрОб[источник не сообщается 805 дней]. Поэтому в начале своей деятельности Егор Летов как из-за политических преследований со стороны властей, так и отчасти из-за желания ни от кого не зависеть был вынужден записывать свои музыкальные произведения в квартирных условиях. Позже эта практика была продолжена: все альбомы «Гражданской обороны» записывались в домашней студии.
«Гражданская оборона» стала популярной за пределами Сибири. В конце 1985 года власти начали борьбу с группой, а против Егора Летова и его группы были проведены политические репрессии[.
Я находился на «усиленном лечении», на нейролептиках. До приюта я боялся что есть вещи, которые человек может не вынести. Чисто на физиологическом уровне он не может. Я предполагал, что это будет самое страшное. В приюте, когда меня начали накачивать большими дозами нейролептики, Неулептил — после огромной дозы Неулептила я даже временно ослеп — я впервые столкнулся со смертью, или с чем-то похуже смерти. Это нейролептическое лечение везде одинаково, будь то здесь или в Америке. Все начинается с » бесчувственность». При введении чрезмерной дозы таких препаратов, как галоперидол, человеку приходится мобилизовать все силы на управление своим телом, иначе начинается истерика, корчи и т.д. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричит, визжит, кусается.
Далее последовало «обязательство» согласно правилам. Такого человека привязывали бы к кровати, и продолжали бы колоть до тех пор, пока он не «выгорел бы». Пока не произошло бы необратимое изменение в его психике. Это подавляющие препараты, которые делают человека дебилом. Эффект как от лоботомии. Человек после этого становится «мягким», «податливым» и надломленным на всю жизнь, как в романе «Полет над гнездом кукушки».0025В какой-то момент я понял, что чтобы не сойти с ума, надо творить. Целый день я ходил и сочинял: писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «менеджер» Олег Судаков, которому я передавал через решетку все написанное.
Его брат пустил слух, что если Егора не освободят, он собирается провести пресс-конференцию — пригласить иностранных журналистов и сказать, что никакой перестройки не было, а музыкантов ни с того ни с сего сажают в психиатрические больницы. После этого Летова отпустили.
В 1987-1989 годах Егор Летов и его соратники записали ряд альбомов Гражданской обороны: «Красный альбом», «Хорошо!», «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Некрофилия», «Так сталь Закалялся», «Боевой стимул», «Все идет по плану», «Песни радости и счастья», «Война», «Армагеддон хлопает», «Здоров и навеки», «Русское поле экспериментов».