Как проверить человека на ложь: Как распознать ложь без полиграфа?

Содержание

Как распознать ложь без полиграфа?


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Главный герой сериала «Обмани меня» доктор Лайтман анализирует поведение, мимику и речь человека и определяет, когда тот говорит правду, а когда лжет. Но такое возможно не только в кино: ученые давно ведут исследования в области распознавания лжи и уже пришли к довольно любопытным результатам. Рассказываем, как можно использовать их выводы в повседневной жизни, чтобы не дать обвести себя вокруг пальца.

Почему мы лжём

Специалисты подсчитали, что каждый из нас слышит в день в среднем от 10 до 200 лживых сообщений. Почему так много?

«С точки зрения психологии, мы лжем отчасти для того, чтобы казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Мы все хотим быть умнее, сильнее, выше, богаче — и далее по списку. Ложь — это попытка сократить разрыв между нашими желаниями и фантазиями и реальностью», — говорит Памела Мейер, автор книги «Как распознать лжеца» и самый известный в США эксперт по лжи.  

По словам Мейер, ложь имеет эволюционное значение для нас как биологического вида. Учеными давно установлен факт: чем умнее животное – тем больше гомогенетическая кора головного мозга, а значит, и выше склонность к обману. 

Помните гориллу Коко, которая в рамках эксперимента ученых Стенфордского университета освоила язык жестов амслен и понимала около 2000 английских слов? 

Коко умела ругаться, шутить, различала понятия «прошлое» и «будущее» и даже завела «домашних» животных — котят. А еще она знала, что такое ложь. Однажды Коко сорвала раковину со стены своего вольера, а когда ее спросили, кто это сделал, она попыталась свалить вину… на своего котенка.

Интересные факты о лжи

  • Мы чаще обманываем незнакомых людей, чем, например, коллег. 
  • Экстраверты врут чаще, чем интроверты. 
  • Мужчины говорят о себе неправду в восемь раз чаще, чем женщины. 
  • Женщины лгут, чтобы защитить других.  
  • В среднестатистической супружеской паре партнеры обманывают друг друга примерно один раз за 10 высказываний. Но это цветочки по сравнению с тем, что происходит у влюбленных парочек в конфетно-букетный период: там ложь звучит в каждом третьем сообщении.

Кстати, ложь не всегда вредна. Чаще всего мы обманываем «по мелочам» — чтобы соблюсти приличия, сохранить чужой секрет или не обидеть собеседника. «Нет, дорогая, ты совсем не толстая в этом платье!», «Не понимаю, как ваше письмо попало в спам», «Это потрясающе вкусный торт!» — известные всем примеры «безобидного» обмана. 

Тогда получается, что ложь — это такой же естественный процесс жизнедеятельности человека, как еда или сон? 

Не совсем так. На самом деле врать — не так легко, как кажется. Наш мозг контролирует только пять процентов того, что происходит с нашим телом и сознанием, а остальные 95 процентов — это сфера бессознательного. Поэтому, погружаясь в фантазии и увлекаясь построением правдоподобной лжи, мы допускаем невольные «ошибки», которые специалисты по исследованию лжи называют «утечками» — по ним можно вычислить даже самого искусного обманщика.

 

Ложь на кончиках пальцев

Зигмунд Фрейд уверял, что ни один смертный не может хранить секреты: «Даже если губы молчат, он говорит кончиками пальцев». Эксперты признают, что язык тела — действительно мощный помощник в деле «охоты за обманом». Однако, чтобы распознать неправду, нужно хорошо разбираться в том, как ведут себя лжецы. 

Мы привыкли считать, что обманщики часто меняют положение тела, суетятся. Оказывается, это миф. На самом деле, ученые установили, что у тех, кто врет, верхняя часть тела остается практически неподвижной. 

Мы слышали, что лжецы избегают зрительного контакта. А вот и нет! Чтобы ввести человека в заблуждение, они могут намеренно заглядывать в глаза. 

Мы думаем, что улыбка — это признак искренности. Увы, лжец готов подделать и это! Если у человека, который улыбается, не сокращаются мышцы вокруг глаз и не появляются морщинки, так называемые «гусиные лапки», то такая улыбка — ненастоящая.

Брайн Фитч, доктор философии, лейтенант полиции из Калифорнии, в своей статье для Бюллетеня правоохранительного отдела ФБР (FBI Law Enforcement Bulletin) отмечает, что попытки вычислить ложь только по языку тела часто приводят к ошибочным результатам:

«Многие считают, что можно определить, что человек врет, по тому, как он ерзает на стуле и прячет глаза. Но подобное поведение может говорить о стеснительности, нервозности, наблюдаться при определенных медицинских диагнозах или вообще быть обычной для этого человека манерой поведения. Универсального языка лжи не существует», — заключает эксперт и советует обращать внимание не только на язык тела, а на совокупность признаков — в том числе тон голоса и собственно речь «подозреваемого».

Признаки лживой речи

«Обман легче вычислить не по языку тела, а по тому, что и как лжец говорит», — считает Ноа Зандан, генеральный директор компании Quantified Communications, которая помогает своим клиентам совершенствовать навыки общения.

Статистический анализ «ложных» сообщений показал, что у языка лжи есть характерные признаки.

Использование местоимения «я» сведено к минимуму.

Вместо этого будет больше безличных предложений, упоминаний третьих лиц. Так обманщик бессознательно пытается дистанцироваться от своей лжи.

Много «негатива».

«Это ужасно», «Кошмар», «Просто жуть» — подобные фразы сигнализируют о том, что лжец подсознательно чувствует себя виноватым.

Простые описания событий.

Бросая основные силы на то, чтобы придумать как можно более правдоподобную ложь, обманщик уже не способен позаботиться о том, чтобы описания событий были более комплексными и исчерпывающими.

Много избыточных деталей.

Несмотря на то, что лжецы упрощают описания, они, тем не менее, склонны использовать более длинные и запутанные предложения. В них они вставляют ненужные слова и не относящиеся к делу, но звучащие весомо детали — все для того, чтобы приукрасить ложь.

Как вывести лжеца на чистую воду

По итогам исследования по выявлению лжи, которые провела группа британских ученых во главе со специалистом по когнитивной психологии, профессором Томасом Ормеродом и профессором криминалистической писхологии Корал Дандо, были определены методы ведения беседы, которые помогают вычислить обман:

Задавайте вопросы, которые требуют развернутого ответа.

Отвечая развернуто, а не просто «да» или «нет», обманщик рискует быстрее запутаться в паутине собственной лжи.

Используйте элемент неожиданности.

Ормерод и Дандо рекомендуют задавать неожиданные вопросы не по теме или предложить «подозреваемому» выполнить задание, которое собьет его с толку — например, пересказать свою историю задом наперед, в обратном хронологическом порядке.

Будьте внимательны к деталям, которые можно проверить.

Если заметили нестыковки, не торопитесь разоблачить лжеца — дайте ему возможность ощутить, что его слова внушают доверие. В таких случаях обманщики, чувствуя безнаказанность, начинают врать напропалую, и ложь становится более очевидной.

Отмечайте, насколько уверенно человек держится.

Когда обманщик уверен в том, что его ложь принимают за чистую монету, он разливается соловьем. Но стоит лишь почувствовать, что собеседник сомневается в его словах, лжец уже не будет держаться так же уверенно.

Есть еще один простой способ остановить ложь еще до того, как она родилась: начиная разговор, просто спросите человека, насколько честным с вами он собирается быть. Как показывают эксперименты, люди, которым задают такой вопрос, реже склонны обманывать своего собеседника.

Однако эксперты предупреждают: даже если вы заметили что-то подозрительное, не спешите с выводами. По словам Памелы Мейер, профессиональные «охотники за ложью» ошибаются в 10 процентах случаев, тогда как у обывателей шансы определить обман — примерно 50 на 50. 


Материалы по теме:

  • «Не ври мне!» : что делать, если подросток вас обманывает

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Как понять, что человек врет

Всем нам в жизни приходилось сталкиваться с ложью. Нередки случаи, когда человек чувствует, что перед ним лжец, но не может объяснить словами, почему так считает. Все дело в неконтролируемой микромимике, именно она помогает выявить обман. А как быть с актерами? Мы ведь знаем, что их действия на сцене или в кино вымышлены, но все равно проникаемся сюжетом и проживаем его по-настоящему. Почему мы верим их игре? И как понять, что человек вам врет?

Психология лжи

Лжец всегда понимает, что ввязывается в рискованное мероприятие. Подсознательно мы воспринимаем ложь как преступление. И хоть за бытовое вранье ни уголовной, ни административной ответственности не предусмотрено, лжеца преследует страх разоблачения. Даже если человеку глубоко наплевать на ваше мнение о нем и отношение к нему, он в любом случае подсознательно будет делать две вещи:

  1. Пытаться заблокировать передачу ложной информации. Это хорошо прослеживается в детских жестах: ребенок, который лжет, пытается закрыть себе рот руками.
  2. Сообщать лжецу страх перед разоблачением. Оценивать последствия разоблачения человек начинает уже тогда, когда оно неизбежно или уже произошло.
    До тех пор, пока ложь не раскрыта, даже полная безнаказанность в перспективе не избавит человека от боязни быть изобличенным во лжи.

Лжец будет пытаться скрыть свое волнение под маской фальшивых эмоций. Но проблема в том, что волнение имеет вполне физиологические формы в виде учащенного пульса, усиленного потоотделения, сухости во рту – всё это трудно скрыть. Другая проблема – окружающим заметно, что эмоции фальшивы. Лжеца могут выдать:

  • глаза
  • мимика
  • голос
  • речь
  • жесты

Давайте детальнее рассмотрим каждый пункт.

Взгляд

 

На курсах студии «Бенефис» преподаватели большое внимание уделяют работе глаз. С помощью мимики, и в первую очередь взгляда достигается обратная связь при общении. Ваши жесты и слова могут выглядеть очень убедительно, но если при этом взгляд будет выражать иную эмоцию, интуитивно собеседник распознает ложь.

Глаза, как известно, лгут в первую очередь. Понять по глазам, что человек врет, можно по ряду признаков.

  • Размер зрачка. Зрачок меняет размер не только под воздействием света, он также реагирует на отношение к словам собеседника, конкретнее – на согласие и несогласие. Если человек согласен с вами, его зрачки будут шире, если не согласен – уже. Так, в кивающем человеке с узкими зрачками нетрудно узнать обманщика.
  • Визуальный контакт.  Лжец либо избегает смотреть в глаза, либо, наоборот, заглядывает вам в лицо гораздо чаще, чем того требует ситуация. Кроме того, когда человек пытается делать «честные глаза», от напряжения он реже моргает.
  • Бегающий взгляд. Это самый известный признак лжи. Можно добавить, что мы инстинктивно не доверяем человеку с «бегающими глазками», даже если это его обычная манера.
  • Реакция на вопрос. Человек, который по-настоящему вспоминает что-то, всегда отводит глаза в сторону, вниз или вверх, даже если это длится всего секунду. Дело в том, что ложь всегда требует дополнительных усилий памяти: например, нужно помнить до мелочей два варианта событий – подлинный и вымышленный. Человек, который выслушал вопрос и ответил на него, не переставая смотреть вам в глаза, точно ничего не вспоминал. Может быть, потому что вспоминать было нечего.

На курсах в студии «Бенефис» отработка этого блока происходит при помощи специальных упражнений для развития мимики. Они улучшают подвижность и взаимодействие лицевых мышц, особенно тех, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни.

Самые простые упражнения – это обычное кривлянье или чередование сильного напряжения мышц лица с последующим полным расслаблением. Существуют также упражнения на обособленное использование отдельной группы лицевых мышц. Развивать язык жестов, а также мимическую выразительность лица помогают логоритмические упражнения по актерскому мастерству.

Голос и речь

 

Преподаватели школы «Бенефис» знают множество уловок, как распознать лжеца. Его часто выдают голос и речь. Человек, говорящий неправду, старается произносить слова быстрее, чтобы не выдать себя. Ложь легче отрепетировать в форме монолога, легенды, подготовиться же к диалогу практически невозможно: ведь мы не знаем, какие вопросы может задать собеседник.

Именно вопросы обычно сбивают лжецов с толку: заставляют медлить, мямлить, путаться в показаниях и говорить лишнее. Поэтому на допросах опытных полицейских настораживает, когда двое или больше подозреваемых рассказывают практически дословно одну и ту же историю, отрепетированную до мелочей.

Тот, кому приходилось бывать на допросах в качестве допрашиваемого, надолго запомнит ощущение сухости в горле. Оно возникает от сильного волнения и изрядно мешает говорить.

Лжец всеми силами пытается себя не выдать. Излишние старания бросаются в глаза, например – навязчивое стремление подчеркнуть правдивость своих слов, даже если эту правдивость никто не ставит под сомнение. Он использует характерные речевые обороты: «клянусь», «честное слово», «зуб даю», «чтоб мне провалиться на этом месте». При этом голос лжеца выдает его волнение и старание выглядеть честным. Голос становится более громким, тон – чуть выше обычного. Часто лжец и сам замечает, что его слова прозвучали фальшиво, и начинает волноваться еще больше: запинается, сбивается, заикается, говорит лишние слова, чем еще больше усугубляет свое затруднительное положение.

Контролировать речь так же тяжело, как и собственные эмоции. Одной лишь информации, приведенной выше, недостаточно, чтобы научиться говорить убедительно. Нужно постоянно тренироваться, желательно – под руководством опытного преподавателя. Существует множество театральных методов постановки голоса, которые используют на своих занятиях преподаватели студии «Бенефис»:

  • Дыхательные упражнения;
  • Упражнения на расслабление;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Упражнения на диапазон и др.

Упражнения на проработку голоса делают речь более четкой, громкой, размеренной, иными словами – убедительной.

Язык жестов и позы

Люди, далекие от мира театрального искусства, не в состоянии контролировать невербальный язык общения, сознательно им пользоваться. Тем не менее, в жестах заложена определенная информация, которой мы обмениваемся с собеседником. Можно сказать, что диалог всегда идет на двух уровнях – уровне речи и уровне невербальных знаков. Существуют жесты, с помощью которых мы можем распознать ложь. Достаточно странного взгляда, поворота головы, движения руки – и вот мы уже не доверяем собеседнику или остерегаемся его, не понимая даже причины такой реакции.

На курсах театрального мастерства учат сознательному управлению невербальными сигналами и микрореакциями. Актер, овладевший такими навыками, способен на уровне ощущений внушить собеседнику желаемую информацию, вызвать определенные эмоции: доверия и симпатии, опасности и неприязни.

Но не все так просто. Даже самый лучший актер не в состоянии полностью управлять невербальным языком своего тела. Для достижения нужного эффекта он усилием воли вызывает в себе некое эмоциональное состояние, в котором нужные невербальные сигналы появляются сами собой. Эта техника лежит в основе известной на весь мир Системы Станиславского, которая изучается и применяется актерами в целях создания сценического образа.

Язык жестов и позы

Вначале статьи мы упоминали детский жест закрывания рта руками. Конечно, взрослые люди этого не делают, но остаточные реакции часто наблюдаются и у них. Например, легкие прикосновения к губам или к носу – наше подсознание пытается в такой способ сдержать обманную речь. Характерный признак: если у человека действительно чешется нос, он будет его чесать, если же человек делает этот жест во время лжи, то касается лица легко и отрывисто, необоснованно. Это актуально и для других жестов, например, когда руки оказываются у лица для прикрытия зевка, чиханья или кашля. Хотя, некоторые маскируют этот жест фальшивым покашливанием.

Умение правильно жестикулировать во время произнесения речи делает её более выразительной, помогает удерживать внимание публики. В театральной студии «Бенефис» вы научитесь замечать чужие невербальные жесты и осознанно контролировать собственные. Для развития гибкости и подвижности рук мы используем различные упражнения: «Крокодил», «Красим забор», «Собери по частям», «Гладим животных» и другие пантомимы. Заученные, механические движения еще никому не прибавляли убедительности. Другое дело, когда определенные жесты входят в привычку, органично вписываются в арсенал выразительных средств.

Закрытые позы

Характерными признаками лжи являются некоторые позы, которые человек может принимать неосознанно:

  • Скрещивание рук на груди;
  • Закидывание ноги на ногу;
  • Положение «четверка» (когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой).

Эти позы могут свидетельствовать о попытке что-то скрыть, нежелании вести разговор, о неприязни человека или его страхе.

Конечно, это далеко не исчерпывающий список признаков лжи. Приходите на актерские курсы в театральную студию «Бенефис» и вы сумеете распознать лжеца буквально с первых секунд разговора. Согласитесь: навык весьма полезный.

Когда вы приходите в театр, то прекрасно понимаете, что перед вами не госпожа Бовари, а профессиональная актриса. Но её талантливая игра заставляет вас безоговорочно поверить во всё, о чем она говорит, окунуться в сюжет с головой. Именно этому мы стремимся обучить наших учеников в театральной школе Бенефис.

Уже на первых занятиях в студии мы начинаем разучивать этюды. Такие упражнения призваны развивать актерскую технику, научить человека делать точные и грамотные перевоплощения. Ваша задача – настолько вжиться в роль, прочувствовать образ персонажа и его жизнь, чтобы зритель поверил вам безоговорочно. После таких упражнений доносить окружающим свои идеи и мысли в повседневной жизни становится намного проще.

Искусство перевоплощения, игры оказывается полезным не только на театральных подмостках. Обучившись ему, вам будет проще достичь взаимопонимания с людьми – на работе, в личных и дружеских отношениях.

На курсе “Актерского мастерства” в театральной студии Бенефис вопросу психологии лжи уделяется достаточно много времени, так как актеру должны верить все, даже самые взыскательные зрители. Многие люди приходят к нам с единственной целью – научиться доносить до аудитории свой материал, свои идеи так, чтобы в них поверили. Этот навык крайне полезен как в работе, так и в личных взаимоотношениях.

Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.


узнать подробнее о курсах

Курс: Актерское мастерство для взрослых

На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Актерское мастерство
  • Коммуникативные навыки
  • Четкость речи
  • Раскрепощение

13 000 человек прошло курс

Курс: Основы ораторского мастерства

На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Раскрепощение

Курс: Продвинутый актерский курс

На курсе мы подготовим театральный перформанс. Научим импровизации и взаимодействию со зрителями

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

2 месяца

Курс: Для детей и подростков

Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

9 месяцев

Курс: Обучение публичным выступлениям

Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Искусство красноречия
  • Риторика

Курс: Обучение ораторскому мастерству

Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Раскрепощение
  • Риторика
  • Публичные выступления

13 000 человек прошло курс

Курс: Обучение риторике

Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Риторика
  • Ораторское мастерство
  • Публичные выступления
  • Коммуникативные навыки

Курс: Обучение борьбе с комплексами

Расскажем как раскрепоститься и развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Обучение самопрезентации

Курс для тех, кто хочет научиться производить нужное впечатление на людей

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

4 недели

Курс: Художественное чтение

Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Громко и уверенно говорить
  • Публичные выступления
  • Ораторское мастерство
  • Риторика

Курс: Сценическое движение

Узнаете выступать на публике, в стрессовой обстановке и управлять эмоциями.

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Обучение техникам речи

Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

4 недели

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Красивая речь
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Выступать перед публикой

Курс: Сценическая речь

Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Уверенный голос
  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Риторика

Курс: Начинающим актерам кино

Действующие актеры кино поделятся своим опытом и знаниями, которые пригодятся начинающим актерам

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

5 недель

Курс: Начинающим актерам театра

Курс для начинающих театральных актеров, кто хочет узнать основу актерской игры на сцене

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

5 недель

Курс: Начинающим актерам

Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Подготовка в театральные училища

На курсе мы отработаем основные навыки, необходимые для поступления в театральное училище

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

5 недель

Курс: Подготовка к театральному вузу

Подготовка для прохождения всех этапов поступления в ВУЗ: от прослушивания до конкурса

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

10 недель

Курс: Актерские курсы по раскрепощению

На курсе вы узнаете основные актерские техники, которые помогут раскрепоститься и снять зажимы

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

5 недели

Курс: Подход Виолы Сполин

Курс расскажет про революционный подход к импровизации от Виолы Сполин

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Техника Мейснера

Вы раскроете свой эмоциональный потенциал, научитесь импровизации и спонтанной реакции

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Техника Уты Хаген

Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Метод Стеллы Адлер

Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Система Станиславского

Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

4 недели

Курс: Метод Ли Страсберга

Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Актерский курс по методу Чехова

Расскажем про основные принципы системы Чехова. Отработаем упражнения по Чехову на воображение и концентрацию

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

4 недели

Курс: Театральное искусство

Курс для тех кто хочет сыграть в спектакле и узнать основы актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Обучение развитию речи

Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

4 недели

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Четкость речи
  • Риторика
  • Красивый голос
  • Ораторское мастерство

Вот основные признаки того, что вам кто-то лжет, по мнению эксперта по языку тела

Фонгторн Хиранлихит | Эйэм | Getty Images

Хотите быть профессионалом в обнаружении лжецов? Обратите особое внимание на язык их тела.

Ваш успех в личной или профессиональной жизни зависит от вашей способности защитить себя от обмана. Знание того, как отличить правду от лжи, поможет вам заключать более выгодные сделки, находить нужных партнеров и нанимать нужных сотрудников.

Как ученый-бихевиорист и эксперт по языку тела, я изучаю и учу людей читать словесные и физические сигналы. Вот как узнать, имеете ли вы дело с нечестным человеком:

Шаг 1: Определите его базовый уровень

Базовый уровень человека — это то, как он ведет себя в нормальных, не угрожающих условиях.

Вы можете установить базовые уровни, сев с человеком, которого вы хотите лучше читать — вашим ребенком, супругом, другом, коллегой, начальником — и небрежно поговорите с ним на нейтральные темы, о которых у них нет причин лгать, например как погода или что они хотят есть на ужин.

Обратите внимание на то, как они ведут себя, как держат свое тело, издают звуки и мимику. Как только вы поймете их сигналы, вы сможете обратить особое внимание на то, когда и в каких эмоциональных состояниях они склонны использовать эти жесты.

Если вы заметили внезапные различия в чьем-то базовом уровне, это может быть признаком того, что он что-то скрывает от вас.

Шаг 2: Ищите тревожные сигналы

Не существует универсального признака, который является гарантированным индикатором лжи, и любое существенное отклонение от исходного уровня человека может указывать на то, что он нечестен.

Однако есть специальные сигналы, которые часто используют лжецы. Наиболее распространенные, которые я всегда ищу, включают:

  • Поджатие губ: Люди иногда сжимают губы, когда пытаются утаить информацию. Это красный флаг, который должен заставить вас остановиться и копнуть глубже, спросив: «Все хорошо?» или «Что-нибудь еще я должен знать?»
  • Вопросительные интонации: Когда человек заканчивает предложение на высокой ноте, как если бы он задавал вопрос, это показывает, что он не так уверен в том, что говорит, что должно дать вам основания сомневаться в нем. . Лжецы часто делают это случайно, потому что подсознательно спрашивают: «Ты мне веришь?»
  • Отсутствие сокращений: Когда кого-то обвиняют во лжи, он может быстро опровергнуть обвинения, используя сокращения или сокращенные версии слов. Например, «Я не делал!» или «Я ничего не знаю!»
  • Отсутствие личных местоимений: Лжецы знают, что попадание может навлечь на них неприятности, поэтому они опускают личные местоимения. Особенно это проявляется в письме. Они могут написать вам по электронной почте и сказать: «Не могу уложиться в срок. Много проблем с поставщиками». Обратите внимание на явное избегание «я». А теперь сравните это с этим ответом: «Я не смогу доставить это вам к завтрашнему дню. У меня были проблемы с поставщиками».
  • Внезапное дистанцирование: Если человек внезапно наклоняется или физически делает шаг назад, он может дистанцироваться, потому что ему неудобно лежать.
  • Микровыражения страха: Микровыражения — это краткие непроизвольные выражения лица, которые выдают истинные эмоции человека. Лжецы часто боятся быть пойманными, поэтому они могут выражать страх небольшими движениями, такими как поднятие бровей или наморщивание лба.

Мимические «микровыражения страха», которые часто используют лжецы

Кредит: Наука о людях | CNBC Make It

Помните, что эти знаки являются только красными флажками, если они отличаются от чьего-либо базового уровня. Например, если у вашего начальника обычно есть привычка использовать интонацию вопроса, это не будет считаться для него тревожным сигналом.

Шаг 3: Найдите группу из трех

Важно никогда не воспринимать один красный флажок как верный признак лжи. Большинство лжецов сливают более одной лживой реплики в течение нескольких минут или даже секунд. Это называется кластером.

Чтобы точнее понять, лжет ли кто-то, ищите группу из трех красных флажков.

Например, коллегу спрашивают о статусе нового клиента. В ответ она мигает микровыражением страха и говорит: «Я , а не ходил в бар?» — с вопросительной интонацией.

Или менеджер спрашивает сотрудника о квоте на этот месяц. Сотрудник поджимает губы, делает шаг назад и дает ответ без личных местоимений: «Хорошо!

Я считаю, что лучше всегда полагаться на правду от людей. Чтобы защитить себя от лжецов, просто обратите внимание на исходные данные наиболее важных людей, с которыми вы общаетесь: как они действуют, звучат и ведут себя, когда говорят правду?

Любые красные флажки или отклонения от этого поведения могут быть ранним признаком того, что тема требует дальнейшего изучения.

Ванесса Ван Эдвардс — автор книги «Подсказки: овладейте секретным языком харизматического общения». Она является главным научным сотрудником лаборатории исследования поведения человека Наука о людях , где она проводит корпоративные семинары по научным навыкам межличностного общения. Подпишитесь на нее в Твиттере  @vvanedwards .

Не пропустите:

  • Хотите звучать увереннее? Избегайте этих 11 слов и фраз, из-за которых вы выглядите «слабаком», говорят эксперты по грамматике
  • Люди, умеющие вести светскую беседу, всегда избегают этих 7 ошибок, говорит специалист по ораторскому искусству
  • Хотите звучать умнее? Избегайте этих фраз, которые заставляют вас звучать «претенциозно», говорят эксперты по грамматике

Расшифровка языка тела: 13 явных признаков того, что кто-то лжет

эксперт по языку и убеждению из Боулдера, штат Колорадо. Умение читать тонкие знаки, которые говорят нам, когда человек лжет, является огромным преимуществом в наших личных и деловых отношениях, говорит она, добавляя: «Убедитесь, что вы обращаете внимание, или ты заплатишь болью».

1. Несоответствие слов и языка тела

В нашей культуре качание головой вверх и вниз означает «да», а из стороны в сторону — «нет». Если кто-то говорит: «Нет, я этого не делал», но его голова качается «да», скорее всего, он это сделал. «Люди все время подсознательно делают ударение головой», — говорит Браун, и голова заслуживает большего доверия, чем рот.

Например, посмотрите видеоклипы высокопоставленных лиц, отрицающих серьезные обвинения, — все они покачивают головами «да»: президент Билл Клинтон настаивает на том, что у него не было сексуальных отношений с Моникой Левински; Отец ДжонБенет Рэмси говорит, что не убивал свою дочь; и квотербек Patriots Том Брэди, говорящий, что он не сдувал мяч.

2. Большой, дерзкий и фальшивый

Если кто-то часто перебивает других, занимает много места жестами рук и позой и говорит с каменным лицом, будьте очень осторожны. Эти качества часто могут выявить практикуемое мошенничество. (Смотрите новости и наблюдайте!)

3. Удвоение обмана

Люди, которые наиболее эксцентричны в своих отрицаниях или других ложных заявлениях, чаще всего виновны. «Те, кто действительно усердно работает над тем, чтобы выглядеть хорошим парнем, — это люди, которых мы должны опасаться», — говорит Браун, который, как бывший профессиональный велосипедист, считает Лэнса Армстронга — и многих нынешних политических деятелей — одними из виновников.

4. Губы не лгут

Сложить губы перед тем, как заговорить, — это красный флаг. «Когда у людей исчезают губы, они скрывают информацию», — сказал Браун. «Следующее, что исходит из их уст, — либо полуправда, либо ложь».

Вот некоторые естественные способы прикрыть рот. Когда задают прямой вопрос, следующая фраза обычно ложна.

5. Раздача рук в рот

Обратите внимание, когда кто-то прикрывает рот рукой, даже частично. Это выглядит естественно, но часто указывает на то, что следующее, что они скажут, будет ложью. Если вы спросите: «Почему вы оставили свою последнюю позицию?» и их рука подносится ко рту, когда они быстро останавливаются, а затем говорят: «Я перерос эту позицию», они скрывают информацию. Чтобы вытянуть правду, вы могли бы ответить: «Кажется, вам есть что сказать. Хотите расширить это?»

6. Настройтесь на тон

Тон голоса — один из лучших индикаторов обмана. Сильный «убедительный» тон часто указывает на обман, в то время как более мягкий «передающий» тон может означать, что кто-то говорит частичную правду, а не всю историю.

7. Обратите внимание на нервозность

Если кто-то начинает нервничать, это может указывать на обман. Наши ноги выдают инстинкт убежать от неудобной ситуации, и когда наш мозг говорит нам, что мы не можем этого сделать, результатом может быть небольшой танец на месте.

8. Ищите несоответствия 

У людей есть типичные паттерны в отношении их основного языка тела и манеры говорить. Если чей-то язык тела необычен для этого человека, примите к сведению.

9. Не доверяйте задержке

Если кто-то ждет ответа на вопрос более пяти секунд, это хороший признак обмана.

10. Да или Нет Возможно

Думаю да», «Не помню» или «Насколько мне известно» являются подозрительными ответами на любой вопрос «да» или «нет».

11. Тревожные глаза шпиона

«Когда вы видите белки глаз людей, это означает страх», — говорит Браун. Если чьи-то глаза бегают по сторонам, когда им задают вопрос — вверх, вниз и из стороны в сторону — они боятся дать честный ответ.

Обратите внимание, что улыбка слева связана с глазами. Это настоящая улыбка.

12. Истина в гусиных лапках

Искренняя улыбка всегда связана с глазами. Ищите гусиные лапки. Например, если деловой контакт говорит: «Мы в восторге от этого проекта», и вы видите эти маленькие морщинки, идущие от его глаз к вискам, его энтузиазм неподдельный. Если вы не видите гусиных лапок, будьте осторожны: уверенность преувеличена.

13. Обратите внимание на частоту моргания

Если чьи-то глаза моргают чаще при обращении к определенной теме или при ответе на определенные вопросы, это явный признак беспокойства, которое часто совпадает со ложью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *