Как постичь истину: Как постигать истину. Притчи Шоу-Дао

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32): размышления философа

В. П. Лега

 

В современном обществе прочно устоялась мысль о том, что христианство, как, впрочем, и любая другая религия, ограничивает человека в его свободном выборе и поэтому делает его менее свободным. Действительно, утверждают атеисты, как можно представить себе свободным человека при условии существования всемогущего Бога, предопределяющего все человеческие действия? Да и православные христиане сами называют себя «рабами Божиими», возводят послушание в ранг самых высших добродетелей и т. п.

Пожалуй, наиболее ярко эту мысль выразил Ж.-П. Сартр, сказавший, что даже если бы Бог и существовал, то это никак не повлияло бы на человека в плане его свободы и ответственности. Коротко говоря, если человек свободен, значит, Бога нет. Поэтому, пишет Сартр, «экзистенциализм — это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма»[1]. Таким образом, атеист утверждает, что православие подавляет свободу, утверждая, что человек — это раб Божий и запрещая человеку делать многое из того, что вполне доступно атеисту. А там, где отсутствует свобода, отсутствует и этика. Отсюда вытекают уж совсем пессимистические выводы относительно христианства.

Однако атеистические спекуляции на проблеме свободы вызваны недостаточным пониманием того, что же такое свобода. Я предлагаю обратиться к этому вопросу сквозь призму известной фразы из евангелия от Иоанна «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Фраза, чрезвычайно насыщенная философскими понятиями, поэтому без ее философского осмысления здесь не обойтись. Но чтобы это осмысление было более точным, давайте прочитаем эту фразу в ее контексте. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,  и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:31-36). Из слов Спасителя видно, что под истиной Он имеет в виду Себя, Сына Божия, как Он сказал и в ином месте: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). В этом же смысле высказывается и ап. Павел: «…закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (2Кор. 3:17). Для христианина слова «свобода во Христе» являются весьма понятными и привычными. Как писал А. Хомяков, «само христианство есть не иное что, как свобода во Христе»[2]. Но как понять эти слова с точки зрения философии? Здесь нам необходимо прояснить оба понятия: и понятие свободы, и понятие истины. Начнем со второго.

Чаще всего под словом «истина» имеется в виду соответствие высказываний, или мыслей, действительному положению вещей. Родоначальник такой точки зрения, Платон, сказал: «Если кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину. Тот же, кто говорит о них иначе, лжет»[3]. Аристотель вторит ему в «Метафизике»: «Говорить о сущем, что его нет, или о не сущем, что оно есть, значит говорить ложное. А говорить, что сущее есть и не сущее не есть, значит говорить истинное». Иначе говоря, истина есть соответствие мыслей действительности. Это классическая, или корреспондентская, концепция истины.

Однако в ней возникают серьезные проблемы, поставленные еще в античном скептицизме. Человек в своей познавательной деятельности всегда имеет дело с явлениями, а не с самой действительностью, а явления всегда могут быть сведены к субъективным восприятиям. Поэтому разделение на действительность и мысль о ней оказывается достаточно эфемерным, философия так и не смогла его преодолеть. Далее, на основании какого критерия человек делает вывод о том, что его мысли и в самом деле соответствуют действительности? Ведь человек всегда ог

Как познать истину? | Станислав Милевич

Вопрошающий: Как можно познать истину?

Станислав: Вы и есть истина, надо только освободиться от того иллюзорного, что мешает это постичь.

В: Что же такое иллюзорное, которое мешает постичь истину?

С: Ваши же идеи, желания, и в том числе само желание познать истину.

В: Я правильно Вас понял, что моё же желание познать истину мешает её познать? Разве такое может быть?

С: Именно желание заставляет Вас вообразить истину, создав концепцию ума о том, что Вы желаете постичь, а затем найти объяснение или дать определение Вашему воображению.

В: Но ведь я должен представлять себе то, что я хочу постичь.

С: В этом и заключается проблема, что то, что Вы хотите постичь, не может являться ни одним из представлений Вашего ума. Своим верованием в ту или иную идею ума Вы лишаете себя возможности постичь истину.

В: Как тогда постичь умом то, что не может являться ни одной из идей ума?

С: Отказом от самих идей, отказом от любых попыток ума объяснить что-либо.

В: Каким образом можно постичь, отказавшись от объяснений?

С: Внимательно исследуйте идею, которой Вы отдали предпочтение, до тех пор, пока Вы не убедитесь в её иллюзорности и несостоятельности. Когда исчезнет эта идея, выбирайте следующую, которая Вам кажется наиболее подходящей для объяснения истины, и так же исследуйте её. Когда у Вас не останется ни одной концепции, ни одной попытки объяснить то, что Вы хотите постичь, истина откроется сама. Отсутствие концепций и будет самой истиной.

В: Если я правильно понял Ваши слова, то отсутствие всех идей является истиной?

С: Вы совершенно правильно всё поняли. Полное отсутствие идей, и в том числе идеи о постижении истины, есть истина. Но только Ваше понимание этого уже является идеей о познании истины.

В: Но разве без мыслей можно понять, что такое истина?

С: Отсутствие любого понимания, в том числе и об истине, является самим пониманием истины.

В: Как же отсутствие понимания может являться пониманием?

С: Когда исчезают все концепции ума и ум становится бессильным, он сдаётся и прекращает попытки вмешиваться в процесс понимания истины. Именно в таком состоянии Вы способны постичь истину.

В: Каким образом?

С: Истина всегда существует в Вас, только для того чтобы осознать это, необходимо прекратить движение ума, создание каких-либо идей.

В: Но как заставить ум отказаться от создания идей?

С: Загнать его в угол, настойчиво разбивая каждую очередную идею, какую бы он ни создавал Вам о том, что Вы желаете постичь. Когда ум будет загнан в угол, он закипит, перегреется, взорвётся, можно назвать это состояние как угодно. Самое главное, что в этом состоянии ум перестанет давать чему-либо объяснение, и это полное отсутствие объяснений и будет являться истиной.

В: Я не понимаю, как ум можно загнать в угол. Поясните, пожалуйста.

С: Следует исследовать его идеи до тех пор, пока ум сам же не признает несостоятельность своих идей. Ум же никогда сам добровольно не признает несостоятельность своих идей и будет до конца бороться за то, что создал.

В: И как же его победить?

С: При помощи его же самого. Различение истинного от иллюзорного поможет Вам загнать ум в угол, доказав ему несостоятельностью его же объяснений. Тогда ум, попав в ловушку, которую сам и построил, просто взорвётся. Именно этот взрыв позволит выйти за те воображаемые пределы, которые Ваш ум сам же и создал.

В: Выходит, что истина находится за пределами ума?

С: У ума нет пределов. Он бесконечен.

В: О каких тогда пределах ума шла речь?

С: О воображаемых. Ваш ум сам же воображает, что у него существуют пределы, и создаёт в Вас устойчивое убеждение этого, заставляя Вас поверить в это.

В: Раз никаких пределов ума нет, то и никакого взрыва не будет?

С: Совершенно верно. Закипание ума, его взрыв – это всё игра его воображения. Всё только игра воображения, и ни одно из представлений ума не может быть истиной.

В: А что тогда такое истина? Как же её познать?

С: Кажущийся «Вы», окружающий Вас мир и все события в нём – это только воображение, концепции ума. Истина – это то, что скрыто за концепциями ума. Осознав это, Вы постигнете истину.

 

< Предыдущая   Следующая >

Состояние Дао. Как постичь истину?

Настоящая Политика конфиденциальности регулирует порядок обработки и использования персональных и иных данных Сергеем Владимировичем Поздняковым (далее — Оператор).

Передавая Оператору персональные и иные данные посредством Сайта, Пользователь подтверждает свое согласие на использование указанных данных на условиях, изложенных в настоящей Политике конфиденциальности.

Если Пользователь не согласен с условиями настоящей Политики конфиденциальности, он обязан прекратить использование Сайта.

Безусловным акцептом настоящей Политики конфиденциальности является начало использования Сайта Пользователем.

  1. ТЕРМИНЫ

1.1. Сайт — сайт, расположенный в сети Интернет по адресу https://www.sergeypozdnyakov.ru
Все исключительные права на Сайт и его отдельные элементы (включая программное обеспечение, дизайн) принадлежат Оператору в полном объеме. Передача исключительных прав Пользователю не является предметом настоящей Политики конфиденциальности.

1.2. Пользователь — лицо использующее Сайт.

1.3. Законодательство — действующее законодательство Российской Федерации.

1.4. Персональные данные — персональные данные Пользователя, которые Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при Регистрации или в процессе использования функционала Сайта.

1.5. Данные — иные данные о Пользователе (не входящие в понятие Персональных данных).

1.6. Регистрация — заполнение Пользователем Регистрационной формы, расположенной на Сайте, путем указания необходимых сведений.

1.7. Регистрационная форма — форма, расположенная на Сайте, которую Пользователь должен заполнить для прохождения Регистрации на Сайте.

1.8. Услуга(и) — услуги, предоставляемые Оператором.

  1. СБОР И ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. Оператор собирает и хранит только те Персональные данные, которые необходимы для оказания Услуг Оператором и взаимодействия с Пользователем.

2.2. Персональные данные могут использоваться в следующих целях:

2.2.1 оказание Услуг Пользователю;

2.2.2 идентификация Пользователя;

2.2.3 взаимодействие с Пользователем;

2.2.4 направление Пользователю рекламных материалов, информации и запросов;

2.2.5 проведение статистических и иных исследований;

2.2.6 обработка платежей Пользователя;

2.2.7 мониторинг операций Пользователя в целях предотвращения мошенничества, противоправных ставок, отмывания денег.

2.3. Оператор в том числе обрабатывает следующие данные:

2.3.1 фамилия, имя и отчество;

2.3.2 адрес электронной почты;

2.3.3 номер мобильного телефона.

2.3.4 данные публичного профиля в социальных сетях ( в частности Facebook, Instagram).

2.4. Пользователю запрещается указывать на Сайте персональные данные третьих лиц.

  1. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ И ИНЫХ ДАННЫХ

3.1. Оператор обязуется использовать Персональные данные в соответствии с Федеральным Законом «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г.

3.2. В отношении Персональных данных и иных Данных Пользователя сохраняется их конфиденциальность, кроме случаев, когда указанные данные являются общедоступными.

3.3. Оператор имеет право передавать Персональные данные и Данные Пользователя без согласия Пользователя следующим лицам:

3.3.1 государственным органам, в том числе органам дознания и следствия, и органам местного самоуправления по их мотивированному запросу;

3.3.2 партнерам Оператора;

3.3.3 в иных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством РФ.

3.4. Оператор имеет право передавать Персональные данные и Данные третьим лицам, не указанным в п. 3.4. настоящей Политики конфиденциальности, в следующих случаях:

3.4.1 Пользователь выразил свое согласие на такие действия;

3.4.2 передача необходима в рамках использования Пользователем Сайта или оказания Услуг Пользователю;

3.5. Оператор осуществляет автоматизированную обработку Персональных данных и Данных.

  1. ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Пользователь может в любой момент изменить (обновить, дополнить) Персональные данные посредством Личного кабинета либо путем направления письменного заявления Оператору.

4.2. Пользователь в любой момент имеет право удалить Персональные данные.

4.3. Пользователь гарантирует, что все Персональные данные являются актуальными и не относятся к третьим лицам.

  1. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

5.1. Оператор осуществляет надлежащую защиту Персональных и иных данных в соответствии с Законодательством и принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты Персональных данных.

5.2. Применяемые меры защиты в том числе позволяют защитить Персональные данные от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ними третьих лиц.

  1. 6. ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Оператором, возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит применению право Российской Федерации.

6.2. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством по месту регистрации Оператора.

Перед обращением в суд Пользователь должен соблюсти обязательный досудебный порядок и направить Оператору соответствующую претензию в письменном виде. Срок ответа на претензию составляет 30 (тридцать) рабочих дней.

6.3. Если по тем или иным причинам одно или несколько положений Политики конфиденциальности будут признаны недействительными или не имеющими юридической силы, это не оказывает влияния на действительность или применимость остальных положений Политики конфиденциальности.

6.4. Оператор имеет право в любой момент изменять Политику конфиденциальности (полностью или в части) в одностороннем порядке без предварительного согласования с Пользователем. Все изменения вступают в силу на следующий день после размещения на Сайте.

6.5. Пользователь обязуется самостоятельно следить за изменениями Политики конфиденциальности путем ознакомления с актуальной редакцией.

  1. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОПЕРАТОРА

7.1. Телефон: +7 916 501 36 34

7.2. E-mail: [email protected]

Постижение истины всегда связано с добротой

О пути доброты – Артем Перлик. 

Литературовед Ольга Данченкова как-то сказала, что один из смыслов чтения творений святых отцов в том, чтобы выйти из храма и ощутить весь мир, всю Вселенную как дом Господень.

Людям, даже церковным, труднее всего бывает поверить, что жизнь – это радость, и исповедуя важность радости, мало кто может точно сказать, что же это такое. Между тем, путь к блаженству не скрыт и не утаён от нас Богом.

Известный философ Татьяна Горичева рассказывала об этом: «Я спросила отца Порфирия (Кавсокаливита) в Афинах: “Как относиться к радости? Потому что столько страдания кругом…” А он ответил: “Ты должна жить в раю, всё, не смущайся”. И то же самое мне сказал отец Софроний (Сахаров): “Ты должна жить в раю”».

И весь облик этих подвижников, Софрония и Порфирия, говорил о том, что жизнь есть блаженство для добрых душ. И многие были готовы пролететь тысячи километров, чтоб увидеть этих необыкновенных людей, которым было светло жить и которые могли приобщить других такому поразительному мировосприятию.

Все живущие на земле хотели и хотят себе счастья. И Христос на Тайной вечери открыл нам, что счастье мы находим, когда ищем его для других и постоянно участвуем в благословенном Таинстве Причащения. Только сочетание этих двух вещей приводит нас в радость.

Люди, бывает, говорят: «Да кому там я могу помочь? Какое волонтёрство? Какие поездки к инвалидам?». Но на самом деле мы всегда окружены поводами к доброте. Святой Порфирий Кавсокаливит говорил об этом следующее:

«Когда у тебя есть возможность, помогай и материально. Но больше оказывай тем, кто находится рядом с тобой, вот какую помощь: разговаривай с ними, выслушивай их, когда они хотят рассказать тебе о своих трудностях, высказать тебе свою боль, посиди с ними вместе, чтобы они не чувствовали себя одинокими».

Постижение истины всегда связано с добротой. Так, одна моя студентка православного факультета писала контрольную по Новому Завету. Но мысли у неё никак не могли сложиться в нужном направлении, как вдруг ей позвонил я и предложил совершить волонтерскую поездку в психоневрологический интернат. Для неё это было ново, однако она согласилась, а потом с удивлением заметила, что доброе дело позволило ей понять тот отрывок Писания, который ей поручил изъяснить преподаватель. Так способна воздействовать на нас доброта.

Мысль и жизнь святых отцов ставит нас перед красотой, за которой хочет следовать сердце. Святые не давали правил, но открывали красоту жизни с Богом.

Есть такая легенда. Жил принц, он любил принцессу. Приближался день рождения принцессы, и она ждала от принца подарок. И вот в день рождения слуга приносит ей коробку и говорит, что это – подарок принца. Принцесса думала, что внутри будет что-то очень хорошее, открыла коробку, а там лежал среднего размера деревянный шар. Принцесса возмутилась, схватила шар и кинула его в стенку. Шар распался на две половинки, и оттуда выкатился другой шар – поменьше и серебряный. Заинтересованная принцесса подобрала серебряный шар, стала его осматривать, где-то случайно нажала, шар раскрылся, а внутри был ещё один шар – меньшего размера и золотой. Принцесса стала его внимательно осматривать, нашла место, где нужно нажать, и открыла шар, а внутри было обручальное кольцо с надписью «Из любви к тебе».

Точно так и христианство святой Феофан Затворник сравнивает с орехом, который очень вкусен внутри, но до этого вкуса ещё нужно добраться, и мы обретаем его по мере преображения. А преображение – это даже когда мы, чтоб ни в чём не нарушить Его красоту, отказываемся от права обидеть в ответ или принимаем выходки другого как немощь.

Так и один поэт рассказывал, что как-то ехал в автобусе от своей возлюбленной домой, и рядом с ним на сидение уселся отвратительного вида пьянчуга. Выпивоха всё время что-то выкрикивал и толкал поэта, так что тот весьма тревожился, не затеет ли пьяный с ним драку.
– Господи! Я совсем не хочу такого соседства! – воскликнул он мысленно.
И тотчас в сердце пришли слова: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Путь добра состоит из множества мелочей, которые для кого-то оказываются драгоценными, а для кого-то и спасительными.

Так, знаменитый французский  богослов и патролог Оливье Клеман как-то в мучительном состоянии духа ехал в метро, и в голове его всё заслоняли мысли о самоубийстве. Вдруг он обратил внимание на сидящую рядом с ним пятилетнюю девочку. Та тоже посмотрела на Клемана и светло улыбнулась ему. И Оливье тогда понял, что в мире по-прежнему есть доброта и радость и Бог по-прежнему внимает ему.

Всевышний наставляет нас разными путями: через духовных людей, через любящих нас, бывает, что и через наших врагов. Но Он постоянно общается с нашей душой и Сам, только люди Его не умеют слышать. По мере преображения человек восстанавливает в себе способность расслышать Бога. Но Дух Святой кроткий – если в душе кипят страсти, то нам не расслышать Его голос.

Если человек имеет какой-то вопрос, то Бог обязательно ответит ему, через вовремя попавшуюся книгу, ситуацию, слова другого человека. Может Бог и непосредственно обратиться к нам.

У старца Софрония Сахарова был в жизни тяжелый момент, когда он совсем не мог побороть страсти и обратился к Богу, говоря, что Тот будет судить его за исполнение заповедей, которые он по немощи не может исполнить. Бог не грешит, но Он – всесилен и Ему не надо грешить. А он, Софроний, слабый человек, которому всех сил души не хватает на то, чтобы победить грех. Старец кричал об этом Богу, и Бог ему ответил словами Евангелия. Эти слова прозвучали в сердце старца: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, ибо Он есть Сын человеческий». И старец ощутил (а ощущение в таких случаях приходит одновременно со словами), что Христос, будучи человеком, исполнил заповеди и поэтому Он может требовать от нас исполнения их.

Как и всё в мире – возрастание сердца в настоящести происходит постепенно. Вспоминаю одну свою студентку, которая пришла получать второе высшее образование теолога в возрасте пятидесяти лет. Незадолго до начала обучения она стала ходить в храм и поняла, что только открыв для себя христианство она увидела, как интересно жить.

А потом, уже по окончании обучения, ей пришлось испытать много боли и трудностей, и я всегда помогал ей как мог, но и видел, что она растёт, что боль открывает в ней всё больше места для Господа и она всё больше становится солью каждой компании, куда приходит, и всякого дела, за которое берётся. Сейчас она преподаёт в воскресной школе большого собора и всегда переживает: может ли что-то дать детям?
– Таким, как Вы, как раз и нужно преподавать, – отвечаю я ей, – потому что, если Вы умолкните, то камни возопиют.
И теперь, когда она расцветает в красоте, я с удивлением вспоминаю, что началось всё с того, что она просто хотела настроить свою душу на звучание Господа в мире. А ведь в этом и заключается наше дело, и всё зависит от того, кто на что настроен.

Есть интересная притча об американце и индейце. Прогуливаясь по улицам Нью-Йорка, они обсуждали какие-то новости, как вдруг индеец остановился и сказал:
– Я слышу сверчка!
– Это невозможно, – заверил его друг – в центре города не водятся сверчки, а если и водятся, то их нельзя услышать в таком грохоте, шуме и толчее.
Но индеец уверенно повёл американца к ближайшей клумбе, раздвинул кусты и указал ему на сидящего на травинке сверчка.
– Как ты это сделал? – поразился американец.
– Всё зависит от того, кто на что настроен, – улыбнулся индеец.
– Это как?
И индеец вместо ответа вытащил из кармана несколько центов и бросил на мостовую. И тотчас, несмотря на шум, все прохожие стали смотреть, не они ли потеряли монету.
– Вот видишь, – ещё раз улыбнулся индеец, – всё всегда зависит от того, кто на что настроен…

И вся мировая красота, существует ещё и затем, чтоб нам легче было различать голос Бога, без Которого мы никогда не испытаем ни полноты, ни счастья.

Важно знать, что путь человека к благодати, к ощущению Бога не содержит ничего экстраординарного или секретного. Если спросить, как стяжать благодать, то можно ответить: ходи в храм, исповедуйся и причащайся, молись, делай добрые дела и понуждай себя исполнять заповеди. И этот путь приведёт тебя к свету, как привел уже сотни миллионов живших до нас людей.

Как же нам узнать, что мы идём к свету? Что подскажет нам, что мы обретём желаемое?

Святой Силуан Афонский называет простой критерий, который мы всегда можем контролировать. Это милосердное и хорошее отношение к врагам и недоброжелателям. Чем лучше наше внутреннее отношение к ним, тем ближе мы к свету Господню, потому что Бог особым образом извещает сердце быть милосердным и жалеть обидчиков.

Святой Силуан Афонский называет ещё один критерий: когда мы видим благодать в сердце другого человека, то потому, что и мы причастны к благодати.

И, наконец, Василий Великий говорит, что зна́ком Святого Духа, живущего в человеке, является постоянная память человека о Боге. О святом Варсонофии Оптинском  рассказывают, как однажды, встав после трапезы, он стал говорить, что, кушая, понял некий отрывок из Писания. Слушатели удивились, насколько мысль старца постоянно была с Господом. Почему так? Потому что любя кого-то, мы всё время думаем о нём. А любя Бога, думаем о Нём. И благодать приходит по мере любви. «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47).

Христос особым образом превращает нашу жизнь в сказку, которая сбывается на самом деле, превращает в приключение, в пути которого есть смысл и цель.
Митрополит Антоний Сурожский говорит об этом так: «Мы предаёмся в Его руки с надеждой, что в меру своих сил любим Его и сами любимы Им вплоть до креста и воскресения».

Христос не оставит без внимания никакое наше доброе дело. Он рядом с каждым, но беда людей, что Они Его чаще всего не ощущают. И каждому может помочь этот путь деятельной доброты и постоянного причащения, о котором святой Порфирий Кавсокаливит говорил, что оно есть «вершина истины».

Митрополит Вениамин Федченков рассказывал, как к нему пришли двое подростков после причастия. Они сидели тихо, и было видно, что их коснулась благодать. Один из них сказал: «Как на Пасху. И за что нам это? Неужели только за то, что покаялись?».

Если человек чувствует Бога и доверяет Ему, то он ещё на земле живёт в райском состоянии.

Бог даёт Себя за смирение, любовь и покаяние, за служение другому человеку.

Благодать проявляет себя в сердце человека и как тишина чувств, и одновременное веяние тихого светлого ветра, и как тихий свет, особым образом просвещающий душу, и как излияние света, просвещающее всего человека, и как ликование жить и творить, и как радость о Боге, мире, своём месте в бытии и о других людях.

Что делает в человеке благодать? Обратимся к наследию святого Макария Великого.

1. Она умерщвляет живущий в человеке грех. Человек с удивлением замечает, что страсть, которая жгла и ввергала во тьму, отступила и больше не тревожит его. Однако, периоды такого покоя от страсти будут сменяться периодами борьбы. Этого не нужно бояться, ведь и святые боролись до самой смерти, но даже оступаясь, они никогда не хотели греха и больше всего не желали огорчить хотя бы чем-то любимого ими Христа.

2. Получившему благодать легко исполнять все заповеди. Нелепым, ненужным представляется грех, когда Господь посетит душу Своей благодатью.

Так, например, если раньше блудные чувства казались необходимыми, то теперь они представляются отвратительными, так как душа боится оскорбить полученную святыню. Это чувство помогает душе в будущих искушениях.

Так и святой Иоанн Златоуст в юности считал для себя невозможным быть священником ещё и потому, что не мог спокойно общаться с девушками и ни в коей мере не испытывать незаконных чувств, а священник много общается с девушками. Но когда он вырос в Боге, то эта проблема отпала сама собой, и, будучи всю вторую половину жизни окруженный не просто девушками, но такими красавицами, как святая Олимпиада, он относился к ним как к сёстрам и драгоценным подругам, хотя в юности и не думал, что сможет поступать так.

3. Облагодатствованная душа освобождается от привязанности к незначимому и неважному. До прихода благодати человек полагал цель в земных удовольствиях, в возможности получше устроиться, а когда он касается света, то начинает искать неба и всего, что небесное. У Соломона есть такие слова: «Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим» (Еккл. 2:26).


Облагодатствованный человек рад, когда всё раздаёт. Святой Леонтий Исповедник, получая зарплату, бросал её в кружку церковных пожертвований и говорил: «Опять я свободен». Старец Виталий Сидоренко любил всё раздавать. В конце концов келейница сказала ему, что он может раздавать только то, что лежит у него на кровати. Он послушался, а спустя некоторое время она убирала в кельи и положила на кровать куртку. Спохватилась, но было поздно – старец её уже успел отдать какому-то прохожему. Инок Трофим, новомученик Оптинский, перед смертью говорил, что у него настроение такое, что вынес бы всё из кельи и раздал.

И знавшая свет Господень Шарлотта Бронте, написавшая роман «Джейн Эйр», замечала, что когда к нам приходит щедрый, нежданный дар, когда нас касается Божий свет, то мы всегда хотим поделиться хотя бы чем-то, потому что это естественная потребность души – отвечать на дары Господни ответным даром.

4. Душа достигает са́мого тесного единения с Богом, причём единение это совершается внутри человека. От благодати усиливается и вера как ощущение живого Бога, Который и рядом, и в сердце. Помню, как епископ Митрофан Никитин строго сказал некой девушке: «Что ты смотришь под купол храма? Разве Бог там?». И действительно: Бог обитает в человеке. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

5. Мир становится для нас поводом для ликования и благодарности, а жизнь перестаёт представляться как страдание, но оказывается наполненной красотой и светом до такой степени, что ещё на земле мы ощущаем её как блаженство, что, однако, не исключает душевные бури и переживания, естественным образом сопровождающие в нас рост нового человека. Но ведь никакое рождение не бывает без боли, и всё же боль стоит того, чтоб увидеть Вселенную и друзей!

Святой Иустин Сербский, удивляясь этому, писал: «По своей божественной, логосной сути жизнь есть рай».

6. Нам становится радостно умножать везде красоту. Наша жизнь, труд, творчество становятся свободными и красивыми. Мы вырастаем из всех законов, заменяя их трепетным нежеланием огорчить Христа. И потому мы оказываемся способны «любить Бога и делать что хочешь» (Блаженный Августин).

7. Душа, в которую входит Бог, так очищается и просветляется, что сама становится светом. Этот свет тогда льётся в мир. Быть рядом с благодатным человеком – утешение, ведь наша душа тогда точно знает – ты любим и нужен до того, что с тобой будут готовы даже поменяться своим местом в раю, только чтобы ты был спасён и счастлив.

Мера благодати не статична. «Праведный да творит правду еще, и святой да освящается ещё» (Откр. 22:11). Феофилакт Болгарский писал: «Вера, живущая в христианине, есть Христос».

И чем больше в нас Бога, тем ясней для нас реальность светлого духовного мира, когда всё вокруг оказывается живой сказкой, а мы – её драгоценными персонажами и детьми великого короля, идущими к нему по такой важной и необычной дороге к свету.

Истина земная и божественная — РУССКИЙ ОБЩЕ-ВОИНСКИЙ СОЮЗ — ЖЖ

И познаете истину,
и истина сделает вас
свободными.
Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 32

В современном мире одновременно с расширением сферы свободомыслия намечается явная тенденция к разностороннему пониманию истины. В какой-то мере это соответствует достигнутому высокому уровню развития науки о природе и человеке, позволяющей с разных точек зрения представить более полно и наглядно целостную картину человеческого бытия.

Любой человек наделён природой удивительным свойством – стремлением поведать тайны бытия, заглянуть за горизонт наблюдаемого мира и тем самым познать истину земную и божественную. Познанная истина – это величайшая ценность человечества. Обладать такой ценностью стремились все благомыслящие люди во все времена от начала сотворения мира. Однако истина открывалась и открывается далеко не каждому, а лишь немногим. Очень труден и тернист путь восхождения к её вершине.

К этим кажущимся очевидным утверждениям можно добавить и многие другие, изречённые мыслителями разных времён и народов и превратившиеся в поговорки и пословицы. Приведём лишь некоторые из них. В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна (Петрарка Франческо (1304–1374)). Душа Вселенной – истина (Авиценна (980–1037)). Истина была единственной дочерью времени, она в конце концов не остается скрытой (Леонардо да Винчи (1452–1519)). Речь истины проста (Платон (428/427–348/347)). Будь другом до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости (Пифагор (6 в. до н. э.)). Это долг – ради спасения истины отказаться от дорогого и близкого (Аристотель (384–322 до н. э.)). Купи истину, и не продавай мудрости, учения и разума (Библия, книга притчей Соломоновых гл. 23, с. 23). Наука есть ясное познание истины, просвещение разума; разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина (М.В. Ломоносов (1711–1765)). Истина открыта для всех, но ей никто не завладел (Сенека (ок. 4 до н. э.– 65 н. э.)). Главное препятствие истины есть не ложь, а подобие истины (Л.Н. Толстой (1829–1910)). Непроницаемым туманом покрыта истина для нас (Н.М. Карамзин (1766–1826)).

Идущему по проторённой дороге очень трудно найти путь к истине. Чаще всего легкомыслие и заблуждение препятствуют её открытию. Гораздо легче найти не истину, а ошибки, особенно чужие, на которых лучше учиться, чтобы не допускать свои.

В Библии сказано, что мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость (Пифагор). Мудрец истинный убеждён в такой истине: «Всё в этом мире идёт к лучшему» (Климент Александрийский).

Многим людям вне зависимости от их просвещённости кажется: слово «истина» имеет ясный и понятный смысл. В то же время каждый человек понимает это слово по-своему, в силу своих способностей познавать окружающий мир. В повседневной жизни под словом «истина» подразумевается правда и производные от неё: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Видя несправедливость, люди верят, что правое дело восторжествует: правда в огне не горит и в воде не тонет. Неприятно слышать горькую правду: правда глаза колит. Когда на правду не приходится надеяться, тогда говорят: правда хорошо, а счастье лучше.

У каждого человека своя правда – это означает относительность истинности всего того, что принимается за правду. «Всё на свете только относительно важно или неважно». «Как, – скажут нам, – истина и добродетель – понятия относительные?» – Нет, как понятие, как мысль они безусловны и вечны; но как осуществление, как факт, они относительны. Идея истины и добра признавались всеми народами, во все века; но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью и злом для другого народа, и в другой век», – утверждал русский критик и философ В.Г. Белинский (1811–1848). К такому неоднозначному утверждению можно относиться по-разному. Но совершенно очевидно – истинные мысли вечны.

Истина, как и правда, воспринималась и воспринимается по-разному в разные времена, начиная с древности. Так, величайший древнегреческий философ Платон (428/427–348/347 до н. э.) считал: истина – это вечное неизменное абсолютное свойство идеальных объектов. Его ученик Аристотель (384–322 до н. э.) придерживался несколько иной точки зрения: истина есть соответствие знания вещам. Августин Блаженный (354–430), христианский теолог и философ в определении истины был близок к Платону. Истина – это соответствие мышления ощущению субъекта, – так полагал английский философ-идеалист Д. Юм (1711–1776). Немецкий философ И. Кант (1724–1804), один из родоначальников немецкой классической философии, трактовал истину как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» выдающегося русского писателя и лексикографа В.И. Даля (1801–1872), истина определена как противоположность лжи, всё что верно, подлинно, точно. Здесь же приводится пояснение: истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни; истина относится к уму и разуму.

В современном энциклопедическом представлении истина – соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания.

Разные и в то же время взаимно дополняющие подходы в определении истины свидетельствуют о том, что истина – всё же не простое, а сложное понятие, хотя и широко распространённые и известные утверждения часто называют избитой истиной, а не вызывающие сомнений – святой истиной. Величайшие истины всегда кажутся простыми и очевидными.

В приведённых определениях истины отражаются разные её представления разумом, посредством которого познаётся окружающий мир. Однако в этих и во многих других определениях чаще всего не затрагивается духовная сторона человеческого бытия, выходящая за пределы познанного разумом. «Нет познания, которое не имело бы связи с верой; ровно как нет и веры, которая не зависела бы от познания», – сказал греческий философ Климент Александрийский. Развивая эту мысль, он отмечал, что человек должен стремиться к познанию Бога не из-за желания спастись, но ради божественной красоты и величия, святости, превосходства и сверхъестественности самого знания.

В любой сфере познания и прежде всего в познании естественно-научной истины, где критерий – эксперимент и опыт, некоторые утверждения принимаются без доказательств (например, в виде постулатов) и, следовательно, представляют собой элементы веры. По мнению английского философа Бертрана Рассела (1872–1970), истинность есть свойство веры и, как производное, свойство предложений, выражающих веру; истина заключается в определённом отношении между верой и одним или более фактами, иными чем сама вера; когда это отношение отсутствует, вера называется ложной.

Выдающийся французский учёный Блез Паскаль (1623–1662), математик, физик и философ, признавал превосходство веры над разумом: «Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать множество таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и, если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум».

Вера как неотъемлемый элемент сложнейшего процесса познания никак не противоречит научному пониманию истины. Известный немецкий естествоиспытатель, врач по профессии, Роберт Майер (1814–1878), впервые математически обосновавший фундаментальный закон сохранения энергии, не сомневался в том, что, если поверхностные умы щеголяют отрицанием чего-нибудь высшего, сверхматериального и сверхчувственно воспринимаемого мира, то такое жалкое признание отдельных умов не может быть поставлено в вину науке».

Любой человек, какими бы огромным интеллектуальным и технологическим потенциалом не обладал, способен познавать разумом лишь сравнительно небольшую часть окружающего мира – видимого мира, называемого в космологии Метагалактикой, ограниченной космологическим горизонтом. С течением времени этот горизонт расширяется – круг познанного человечеством постепенно увеличивается. Однако чем шире круг познанного мира, тем больше граница его сопряжения с неведомым миром. Более того, даже в Метагалактике известно лишь немногое – совсем небольшая часть Метагалактики – макромир, мир объектов и явлений, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни и в котором можно измерить, взвесить и таким образом провести эксперимент или опыт.

Не менее трудно познавать микромир – мир атомов, атомных ядер, элементарных частиц и связанных с ними явлениями ​​– для этого используются ускорители заряженных частиц, сложнейшие технические устройства. Эксперименты в области микромира требуют огромных материальных и финансовых ресурсов, которые в силу разных причин не всегда рационально используются даже в рамках научного сотрудничества учёных разных стран.

Постепенно открывает свои тайны самая большая часть Метагалактики – мегамир, мир планет, звёзд и галактик. Прошедшее столетие вооружило человечество мощнейшими телескопическими средствами наблюдения объектов мегамира. Появилась возможность наблюдать небесные тела не только в оптическом, но и в других диапазонах электромагнитного излучения. Современная космическая техника существенно расширяет границы естественно-научного познания мегамира.

Вне всякого сомнения, шаг за шагом познаются и микромир, и мегамир, и макромир. Однако всё познанное человечеством – лишь крохотная часть невидимого мира, даже макромира, для которого многие законы уже известны. И в наше время можно повторить откровенные слова выдающегося древнегреческого философа Сократа (ок. 470–399 до н. э.): «Я знаю только то, что ничего не знаю», – произнесённые им около двух с половиной тысячелетий назад.

Даже в видимом мире, познанном современными средствами исследования, до сих пор остаётся много загадок – он полон таинственного и непостижимого для разума. Великие мыслители античности: древнегреческие философы Анаксагор (500–428 до н. э.) и Демокрит (р.ок. 470 или 460 до н. э.), римский писатель и оратор Цицерон (106 – 43 до н. э.) и другие – пришли к выводу: чувства наши ограничены, дух слаб, течение времени кратко, а истина лежит глубоко; только мнения и привычки господствуют повсюду, для истины не осталось места, всё покрыто мраком. Пытаясь проникнуть в тайны окружающего мира, древнегреческий мыслитель Платон говорил: «Мы подождём того, будь это Бог или Богоодушевлённый человек, который научит нас религиозным откровениям и отнимет мрак от глаз наших». А это означает, что ещё в античные времена многие понимали, что без откровения свыше сам по себе не рассеется мрак, покрывающий тайны окружающего нас мира.

Согласно определению В.И. Даля, откровение означает просветление свыше, открытие истин, до коих человек умом своим не доходит; зачатки понятий и убеждений духовных или нравственных. Вера в Бога и в будущую жизнь дана нам откровением; сама совесть есть откровение. Вдохновение, наитие, вразумление сверху – эти слова также раскрывают глубокий смысл откровения. Известны Откровения пророков,

Значение словосочетания ПОСТИЧЬ ИСТИНУ. Что такое ПОСТИЧЬ ИСТИНУ?

ПОСТИ́ЧЬ и ПОСТИ́ГНУТЬ, —сти́гну, —сти́гнешь; прош. пости́г и пости́гнул, —сти́гла, —ло; сов., перех. (несов. постигать). 1. Понять, уяснить смысл, значение чего-л. Постичь тайны природы.

Все значения слова «постичь»

И́СТИНА, -ы, ж. 1. То, что соответствует действительности, действительное положение вещей; правда.

Все значения слова «истина»
  • А если они могут понять мои слова, тогда они смогут найти собственный путь, они смогут постичь истину самостоятельно – так зачем о них беспокоиться?

  • Если ученик по-настоящему серьёзно хочет постичь истину, гуру позволит ему вычищать навоз и отвечать за поддержание чистоты в коровниках.

  • По существу, история медицины – это история самого человечества со всеми его взлётами и падениями, его дерзким, но тщетным стремлением постичь истину и конечную цель бытия.

  • (все предложения)

Священное писание — Как постичь Абсолютную Истину

«Одни постигают Сверхдушу в сердце, занимаясь медитацией,
другие — с помощью философских рассуждений,
а третьи — дей­ствуя без привязанности к плодам своего труда»

Бхагавад Гита, глава 13 текст 25

В Ведическом Священном Писании «Бхагавад-Гита» Господь говорит Арджуне, что все обусловлен­ные души можно разделить на две категории, в зависимости от их подхода к самоосознанию:

  1. Атеисты, агностики и скептики, которые не име­ют ясного представления о природе духа.
  2. Лю­ди, верящие в духовную практику. К ним относятся погруженные в медитацию преданные, философы и те, кто отрекся от плодов своего труда. Убежденные последователи философии монизма так­же относятся к категории атеистов и агностиков.

Преданные Верховной Личности Бога лучше всех понимают при­роду духа и Абсолюта, поскольку знают, что, кроме материального мира, су­ществует духовный мир и Бог, Верховная Личность, который в ви­де одной из Своих экспансий, Параматмы, вездесущей ипостаси Бога, пребывает в сердце каждого живого существа.

Разумеется, некоторые люди пытаются постичь Высшую Абсолютную Истину с помощью философских рассуждений. Их также относят к чис­лу преданных верующих.

Последователи философии санкхьи, анализируя ма­териальный мир, раскладывают его на двадцать четыре элемента, а индивидуальная душа по их классификации является двадцать пя­тым элементом. Когда же они осознают, что индивидуальная душа трансцендентна к материальным элементам, они также начинают понимать, что над ней стоит Бог, Верховная Личность, считающий-Двадцать шестым элементом. Так постепенно они тоже достигают уровня преданного служения в Божественном сознании, или сознании Бога.

Те же, кто просто отказывается от плодов своего труда, также стоят на верном пути и со временем тоже получают возможность достичь уровня преданного служения в Божественном сознании, или сознании Кришны.

Итак, в Священном Писании «Бхагавад-гита» говорится о людях с чистым сознанием, которые пытаются обнаружить Сверхдушу в процессе медитации. Достигая этой цели, они поднимаются на трансцендентный уровень. Те же, которые пытаются постичь Высшую Душу с помощью философских рас­суждений, хатха-йогой всего лишь инадеются своими ребяческими забавами удовлетворить Верховную Личность Бога.

 

Kris.h.Nive
по материалам Ведического
Священного Писания
«Бхагавад-Гита»

… www.Vedic-Culture.in.ua …

 

Понимание и передача знаний | Центр Дерека Бока, Гарвардский университет

Коммуникация и понимание — это передача и получение знаний, и до тех пор, пока знание не получено учеником, будет справедливо сказать, что учитель на самом деле не передал его. Задача учителей, конечно, состоит в том, как извлечь знания из их собственных голов в чужие — и как узнать, что они есть. Эта проблема усугубляется тем фактом, что учителя и ученики сталкиваются с чем-то большим, чем повседневные приключения, с которыми сталкиваются люди, пытающиеся понять других людей, установить с ними связь и договориться.Вдобавок к этому они также сталкиваются с парадоксом, лежащим в основе преподавания и обучения: с одной стороны, чем более вы эксперт, тем больше знаний вы можете предложить новичку; с другой стороны, чем больше вы эксперт, тем меньше вы становитесь «похожим» на новичка и тем меньше вы можете приспособиться к тому, как новички воспринимают свое обучение. Однако этот разрыв между новичками и экспертами не должен превращаться в тупик.

Разрыв между умами

Как педагог, важно осознавать то, что известно как разрыв между умами.Вообще говоря, это влечет за собой осознание разрыва между тем, что вы знаете, и тем, что знают ваши ученики, а затем предпринимать соответствующие шаги для преодоления этого разрыва. В этом разделе рассматриваются факторы, которые создают или усугубляют этот разрыв между умами, а также способы решения выявленных проблем, чтобы уменьшить разрыв. Есть четыре основных фактора, связанных с разрывом между умами, а именно: (1) вывод о психическом состоянии; (2) проклятие знания; (3) предвзятость взглядов; и (4) эгоцентризм.

  1. Вывод о психическом состоянии .Вы знаете, что у вас есть разум, и вы знаете, что вы думаете и чувствуете в любой момент времени. Но как узнать, что думают и чувствуют другие люди? Поскольку у вас нет доступа к мыслям других людей, вы должны делать все возможное, чтобы угадать, о чем они думают, на основе информации, которую вы можете наблюдать. Психологи называют эту сложную задачу выводом психического состояния, и это краеугольный камень базового человеческого взаимодействия (Epley & Waytz, 2010). Какого рода информацию вы можете использовать, чтобы делать выводы о психическом состоянии других? К счастью, люди довольно хорошо умеют определять, что думают люди, исходя из их физического поведения, того, что они говорят, и вашей собственной способности поставить себя на их место и представить, как вы себя чувствовали бы в их ситуации (Epley & Waytz, 2010).В вашей роли учителя признание ваших предположений о том, что определяет поведение (и успеваемость) отдельных учеников, может помочь сформировать то, как вы преподаете, чтобы лучше поддерживать их обучение и понимание. Это можно сделать, используя различные учебные инструменты (например, методы активного и совместного обучения), а также выясняя (путем явного опроса учащихся), как учащиеся учатся лучше всего.
  2. Проклятие знаний . Подобно тому, как проблема вывода о психическом состоянии основана на индивидуальных предположениях о сознании других, так же и «проклятие знания».В частности, проклятие знаний относится к общему выводу исследований, согласно которому расширенные знания по теме могут ухудшить вашу способность эффективно прогнозировать, какими знаниями обладают другие. Этот феномен имеет несколько важных последствий, наиболее важное из которых с образовательной точки зрения — трудности с передачей своих знаний другим (Nickerson, 1999). Как учитель, ваше глубокое понимание темы может помешать вам думать о концепции с точки зрения ваших учеников, которые по сравнению с ними обычно являются новичками.Поэтому вам может быть сложно объяснить им эту концепцию. Другими словами, поскольку вы так хорошо знаете концепцию, вам трудно представить, каково это — не знать ее. В результате вы можете не представить свое объяснение на уровне детализации, который был бы наиболее полезным для ваших учеников (Nickerson, 1999).

    Чтобы помочь учащимся понять незнакомые концепции, как преподавателю важно осознавать проклятие знаний и активно пытаться рассматривать учебный опыт с точки зрения своих учеников (новичков).Поступая таким образом, вы сможете лучше подготовиться к тому, чтобы поддержать их изучение материала, поскольку вы будете лучше осведомлены о пробелах в их знаниях и основных концепциях, которые им необходимо знать, чтобы адекватно сформировать их понимание концепции. Эта основа должна быть явной в дизайне индивидуальных уроков, а также в определенных результатах обучения, которых студенты, как ожидается, достигнут в конце учебного процесса. Это часто включает в себя откровенное со студентами ценностей, приоритетов и методов, которые люди в вашей области или дисциплине могут принять как должное.
  3. Предвзятость в прошлое . Вы когда-нибудь задумывались над исходом события и думали: «Я знал, что это произойдет» или «Я знал это с самого начала»? Это чувство известно как предвзятость прошлого. Это психологический феномен, при котором люди считают события прошлого более очевидными, чем те же события в будущем или до того, как станет известен их исход. Природа этого явления может привести к тому, что люди будут чрезмерно упрощать события (рассматривать их причины и следствия как более предсказуемые, чем они были), принимать неправильные решения или развивать (и способствовать) односторонний или предвзятый взгляд на события и информацию (Fischhoff, 1975).В своей статье о предвзятости ретроспективного взгляда Нил Роуз и Кэтлин Вохс (2012) выделяют три уровня предвзятости ретроспективного взгляда. Эти уровни опираются друг на друга, переходя от простых процессов памяти к более сложным концепциям умозаключений и убеждений. Три уровня — искажение памяти, неизбежность и предсказуемость.

    Roese and Vohs (2012) затем обрисовывают факторы, влияющие на предвзятость ретроспективного взгляда. Среди них — склонность людей вспоминать только ту информацию, которая подтверждает существующие или проверенные знания.Эти знания затем используются для создания повествования, которое отражает указанную информацию. Кроме того, люди также склонны искать доказательства, подтверждающие их взгляд на мир и самих себя как на упорядоченный и предсказуемый. Иногда для этого может потребоваться переписать прошлый опыт (Roese & Vohs, 2012). Предвзятость в ретроспективе имеет последствия для обучения и понимания учащимися, поскольку она может помешать учащимся критически анализировать информацию, чтобы способствовать более тонкому пониманию того, почему один результат верен, а другой — нет.Как учитель, вы можете противодействовать предвзятости, связанной с задним числом, побуждая учащихся критически относиться к выводам, которые они делают на основе предоставленной информации, а также самой информации (например, причин и следствий события). Вы также можете позволить им попытаться ответить на вопросы в классе самостоятельно, прежде чем им сообщат правильный ответ, чтобы они не ошибочно полагали, что ответ был очевиден с самого начала.
  4. Эгоцентризм . Эгоцентризм относится к неспособности человека принимать во внимание точку зрения других.Как видно из предыдущих обсуждений проклятия знаний и предвзятости ретроспективного взгляда, неспособность или нежелание анализировать и учитывать точки зрения, выходящие за рамки вашей собственной, может помешать вам полностью понять информацию. Хотя ваша роль как учителя заключается в том, чтобы делиться своими знаниями с другими, важно рассмотреть наиболее эффективные способы сделать это. Вместо того, чтобы знакомить учащихся с массой информации, которую они должны потреблять, подумайте об их предварительных знаниях и о том, как лучше всего поддержать их понимание этой информации.Это может принимать форму поощрения ваших учеников к активному взаимодействию с информацией, которую им дают, и использованию ее для построения собственных знаний и вывода собственных выводов, как это делается с помощью конструктивистского подхода к обучению.

    Эта осведомленность и критическая оценка также ценны для учителей. Вместо того, чтобы думать только о том, как вы хотели бы преподавать определенную концепцию, подумайте о том, как лучше всего ученику (с ограниченными предыдущими знаниями) взаимодействовать с этой концепцией и понимать ее.Это должно проинформировать вас о том, как вы подходите к обучению с целью понимания. Однако для этого вам необходимо активно выявлять и оспаривать любые предубеждения или заблуждения, которые у вас могут быть. То же самое можно сказать и о том, как вы побуждаете своих учеников подходить к каждому опыту обучения. С этим понятием эгоцентризма связано понятие перспективного взгляда (как упоминалось выше). Как противоположность эгоцентризма, принятие перспективы относится к акту сознательного признания и «принятия» точки зрения другого.В ходе своего исследования эгоцентризма и взглядов на перспективу Эпли, Кейсар, Ван Бовен и Гилович (2004) обнаружили, что и взрослые, и дети изначально склонны принимать эгоцентрические, контекстуально некорректные взгляды на событие (где доступна альтернативная точка зрения). В то время как ни взрослые, ни дети не склонны идеально адаптироваться со своей точки зрения к другим, детям особенно трудно быстро исправить эту ошибку в пользу альтернативной точки зрения и взглянуть на событие с позиции другого человека (Эпли и др., 2004). Эта коррекция — сознательное усилие, которое становится менее требовательным к познанию по мере взросления человека и постоянного воздействия на него других точек зрения.

    Со временем способность исправлять или, по крайней мере, признавать эгоцентрические интерпретации и поведение становится более быстрым процессом. Тем не менее, это все еще процесс, в котором люди должны активно участвовать. В контексте учебной среды учителя могут выступать в качестве координаторов этого развития, поощряя сотрудничество и (где возможно) предоставляя учащимся различные взгляды или исследования, чтобы обеспечить их понимание и опрос нескольких точек зрения.При этом явной целью такой деятельности должно быть выделение ценности (академической и личной), которую можно извлечь из взгляда на перспективу. Это понятие стимулирования взгляда на перспективу является ключевым выводом, который Epley et al. (2004) открыли в ходе своих исследований. Они обнаружили, что люди более склонны исправлять эгоцентрические интерпретации, когда для этого есть стимул.

Уровни абстракции

Уровни абстракции относятся к уровню детализации, на котором контент доставляется или обсуждается.По сути, это концепция, связанная с общением. Как и в случае с ранее обсуждавшимися уровнями предвзятости в ретроспективе, уровни абстракции опираются друг на друга. Чем выше уровень, тем абстрактнее обсуждаемая концепция (и, следовательно, обсуждение имеет место) (Hinds, Patterson & Pfeffer, 2001). Выделяют три уровня абстракции, а именно:

  1. Объекты: первый уровень абстракции имеет дело с материальными объектами. Истина (достоверность) и существование этих объектов не зависит от людей или их убеждений.
  2. Опыт: второй уровень абстракции фокусируется на индивидуальном опыте. Хотя эти переживания могут включать одни и те же объекты, они различаются в зависимости от личной интерпретации. Следовательно, этот уровень субъективен.
  3. Концепции: Третий уровень абстракции включает обсуждение абстрактных мыслей и идей (концепций), таких как убеждения, ценности и индивидуальные когнитивные структуры (схемы). Концепции основаны на реальности, но часто не отражают ее буквально.(Хайндс, Паттерсон и Пфеффер, 2005 г.)

По мере их продвижения информацию на каждом уровне абстракции становится все труднее передавать, потому что концептуальные знания часто требуют более глубокого понимания, чем конкретные детали. В результате, в то время как эксперты могут обдумывать и объяснять идеи весьма абстрактным языком, новички часто начинают с более конкретных вопросов. Понимание этих уровней абстракции жизненно важно, потому что эффективное общение и строительные леса являются предпосылками для того, чтобы быть эффективным учителем.Чтобы помочь учащемуся понять абстрактную или теоретическую концепцию, попробуйте сначала начать с простых, объектно-ориентированных объяснений, а затем продвигайтесь к абстрактным концепциям.

Беглость

Беглость речи и понимание тесно связаны. Чтобы студенты понимали то, чему их учат, им в первую очередь необходимо уметь адекватно воспринимать информацию, быстро и точно. Это свойство представления информации известно как беглость. В своей статье о влиянии использования излишне сложного языка Дэниел Оппенгеймер (2005) отмечает, что увеличение беглости увеличивает восприятие истины, уверенность (в авторе), частоту и симпатию к информации.В ходе пяти экспериментов по восприятию интеллекта, основанных на чрезмерно академическом письме, Оппенгеймер обнаружил, что участники постоянно оценивали письма, содержащие длинные и сложные слова, труднее для чтения и понимания. Это восприятие распространялось на авторов текста, которых считали менее умными, чем авторов текста, содержащего более простой язык (Oppenheimer, 2005: 151–152).

Чтобы предоставить вам более широкий контекст вокруг открытий Оппенгеймера (2005), ниже приведены краткие резюме некоторых экспериментов:

  • Эксперимент 1: участников попросили судить о приеме в аспирантуру на основе отрывков, написанных студентом.Авторы, которые писали более сложные тексты, получали худшие оценки.
  • Эксперимент 2. Участников попросили оценить интеллект автора на основе отрывков из книги Декарта «Медитация IV ». Чем сложнее перевод, тем ниже оценка текста участником (независимо от предыдущих ожиданий автора).
  • Эксперимент 3: участников попросили оценить интеллект и уровень понимания автора на основе аннотаций социологических диссертаций.Чем сложнее (излишне) аннотация, тем ниже участники оценивают автора.
  • Эксперимент 4. Участников попросили оценить интеллект автора при чтении отрывков с набором разных шрифтов. Выдержки, представленные «нелегким» (неразборчивым) шрифтом, были сочтены написанными менее умными авторами.

Из результатов вышеупомянутых экспериментов кажется, что стоит «писать ясно и просто, если вы можете, и вас с большей вероятностью будут считать умным» (Oppenheimer, 2005: 152).Это верно не только для учеников, пишущих, но и для учителей, когда они излагают содержание. Хотя может быть жаргон, характерный для вашей дисциплины, рекомендуется сначала представить концепции с использованием языка (и шрифтов), который будет ясным, кратким и легким для понимания. После того, как вы установили (посредством тестирования) беглость и понимание учащегося, вы можете при необходимости обращаться к этим концепциям и обсуждать их, используя технические термины, с которыми они связаны.

Аналогии

Аналогия — это лингвистический инструмент, используемый для объяснения отношений между двумя понятиями.Учителя часто используют аналогии, чтобы лучше облегчить и поддержать понимание учащимися сложных или абстрактных концепций (отношения между ними). Существуют разные типы аналогий, включая синонимы, антонимы, причины и следствия, а также символы и их представления (Heick, 2017).

Таблица 1: Общие типы аналогий (и их отношения), доступные учителям. (По материалам: Heick, 2017)

Типы аналогий Отношения
Синоним по смыслу похож на
Антоним похоже на противоположность
От части к целому это часть
Категория или тип это тип или вид
Возражение против функции используется для
Исполнитель на родственное действие делает или выполняет
Причина и следствие является причиной или признаком
Степень интенсивности маленький или большой
Символ и представление это символ

Вообще говоря, аналогии можно разделить на две категории, а именно поверхностные аналогии и глубокие аналогии:

  1. Поверхностные аналогии. Поверхностные аналогии просты и легки для понимания.Концепции, которые объясняются поверхностными аналогиями, часто имеют простые отношения друг с другом. Аналогии от части к целому и аналогии типа категории являются примерами поверхностных аналогий.
  2. Глубокие аналогии: глубокая аналогия имеет тенденцию исследовать более сложные отношения между концепциями. Эти аналогии могут использоваться для объяснения того, как работают сложные системы или абстрактные концепции. Причинно-следственные и символьно-репрезентативные аналогии можно считать глубокими аналогиями.

В контексте учебной среды аналогии помогают учащимся понять незнакомые концепции, основывая их на знакомых.Для этого ученики должны сначала критически проанализировать знакомые концепции и то, как они соотносятся друг с другом, а затем применить эти знания (полученные в результате анализа) к незнакомым концепциям. Таким образом, аналогии могут способствовать активному обучению, так как учащихся поощряют к участию в построении собственных знаний (Heick, 2017).

Неявное и явное знание

Неявные или «встроенные» знания относятся к знаниям людей о процессах (т.е., понимая, как делать что-то вроде езды на велосипеде). Эти процессы (однажды усвоенные явным образом) часто неосознаваемы и поэтому их трудно объяснить другим. Доступ к неявным знаниям в значительной степени основан на автоматическом воспроизведении кодифицированной информации. Как вы помните, это характерно для мышления Системы 1. Источники неявного знания включают культуру, а также распорядки и привычки (приобретенные или врожденные) (Beilock et al., 2001).

Как и в случае с проклятием знаний, при обучении студентов важно осознавать неявные знания, которые у вас есть о концепции или процессе, и о том, что студенты могут не иметь доступа к этим знаниям.Если эти знания являются неотъемлемой частью их академической успеваемости и успеваемости, это помогает активно сделать эти неявные знания явными для ваших учеников. Это можно сделать, предоставив им явные источники, основанные на их неявных знаниях.

Явное знание, напротив, является формализованным, систематизированным, артикулированным знанием. Это знания, которые легко хранятся и свободно доступны из различных источников (таких как учебники, веб-сайты, статьи и т. Д.), Поэтому их можно идентифицировать и с большей легкостью преподавать другим (Beilock et al., 2001).

Из-за природы явного знания важно, чтобы люди постоянно просматривали, обновляли или удаляли эту информацию, чтобы гарантировать, что она остается актуальной. Как преподаватель, это жизненно важная часть вашей роли фасилитатора обучения. Это можно сделать с помощью формальных и итоговых оценок для проверки и мониторинга приобретения учащимися и воспоминаний явных знаний (например, с помощью вопросов с множественным выбором или вопросов на основе определений). Поскольку явное знание основано на явном воспроизведении информации (без анализа), оно связано с когнитивными процессами Системы 1.

.

Океан в конце переулка

Я думаю, что это автобиографично в том смысле, что это история КАЖДОГО, включая Геймана. Это великий миф в лучшем смысле этого слова. Это аллегория о путешествии души через одну человеческую жизнь, о том, как мы сталкиваемся с нашими демонами, демонами разума: всем, что вызывает страх и паралич, беспомощность и безнадежность, и как мы взываем к глубокой внутренней мудрости нашей души ( наша душа классически женственна в отличие от разума, который является классически мужским), чтобы противостоять этим демонам и отправить их туда, откуда они пришли, чтобы мы могли продолжить наше человеческое путешествие.Когда наша душа должна принести себя в жертву ради нашей человеческой, физической жизни, тогда в этом смысл жертвы Христа. Не приписывать вам все библейские истины; просто представив это в одной мифологической перспективе. Сознание Христа, или, если хотите, сознание Кришны или сознание Будды, обитает в сердце, поэтому мальчик в этой истории все время ссылался на ощущение в своем сердце и на то, как голодные птицы хотели того, что там было.

Океан — классический символ Великой Матери, великого чрева творения, из которого мы пришли и в которое мы вернемся, и в ходе нашего жизненного пути у нас есть много возможностей вернуться в то место омоложения и освежения, во время которого раз мы вспоминаем самих себя.Но мы не можем оставаться там, потому что у нас есть завершенный жизненный путь, поэтому после тех времен освежения и воспоминаний о нашем Целом Я, мы возвращаемся к жизненному пути и обязательно забываем этот небольшой отпуск с нашим Я души, потому что мы должны. В противном случае мы бы никогда не оставили его, и, как сказала Лэтти, он вас расчленил бы. Только «небольшая часть вас могла бы существовать повсюду, все рассредоточенные, без точки зрения, потому что вы были бы бесконечной последовательностью взглядов и точек зрения». Человеческая жизнь со всей ее борьбой, горестями и трудностями по-прежнему остается драгоценным даром индивидуальности, сильного сосредоточения на «Я»-сущности, в то время как душа обширна и всеобъемлющая.

.
0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments