Как научиться слушать и слышать: Как научиться слушать: 5 простых правил

Слушать. Слышать. Понимать. Взаимодействовать. Именно в таком порядке

— Вася, ты в баню?
— Нет, я в баню.
— А я думал, ты в баню.
(Анекдот)

Неумение слушать и кризисы

Когда разразился мировой экономический кризис 2008 года, команда журналистов под руководством главреда Financial Times Джиллиан Тетт выявила множество его причин. Согласно данным, которые собрали и проанализировали журналисты, главной причиной кризиса оказалось отсутствие взаимодействия людей и различие их представлений о мире даже в пределах одной организации или учреждения. Единственное, что всех объединяло, — замкнутость на проблемах и интересах только своего узкопрофильного подразделения, группы, проекта или научной дисциплины.

О том, как разобщенность и отсутствие внимания людей друг к другу приводит к глобальным кризисам, Джиллиан Тетт пишет в своей книге «Проклятие эффективности, или Синдром “шахты”. Как преодолеть разобщенность в жизни и бизнесе» — мы опубликовали саммари на нее во вторник:

В Швейцарии банкиров называют гномами, потому что они усердно трудятся в тишине. В UBS крупнейшем банке мира и таком же символе Швейцарии, как часы или шоколад, — за обнаружение угроз отвечали три тысячи сотрудников. Чиновники Швейцарской федеральной банковской комиссии называли этот банк образцом контроля над риском. Весной 2007 года, когда в США выдавалось небывалое количество ипотек, члены комиссии даже не подозревали, что банку грозят проблемы. Ведь специалисты по рискам UBS убедили их, что в случае падений цен на жилье банк получит прибыль, так как открыл дополнительные короткие позиции (короткие позиции трейдер открывает в надежде получить прибыль от падения рынка). Проверяющие поверили, что банку ничто не угрожает. Но осенью того же года из-за неудачных вложений в американский ипотечный рынок UBS понес $700 млн убытков, а к весне 2009 года они выросли до $30 млрд!

Согласно отчету банка, проблема была в системе. Банковские гномы коллективно себя дурачили, веря, что банк в безопасности и процветает. Топ-менеджеры банка, управляя своими изолированными подразделениями, не задавали друг другу неудобных вопросов и не интересовались у подчиненных, что на самом деле происходит. Команды не делились информацией и не хотели, чтобы в их дела вмешивались.

Джиллиан Тетт считает, что разобщенность и раздробленность по-прежнему угрожает людям и компаниям, она провоцирует коллективное совершение глупостей и создает возможности для конкурентов.

В чьих интересах — слушать?

Мы действительно очень часто не слышим друг друга. Мы не осознаем, что слушать, задавать вопросы, получать обратную связь — прежде всего в наших интересах. Нам кажется, что, слушая человека, мы делаем это для него, хотя на самом деле все ровно наоборот. Небрежность в общении, зацикленность на собственных узких интересах, отсутствие эмпатии очень нас обедняет, лишает наши отношения глубины, а в масштабе общества ведет к так называемой атомизации — распаду общественных связей и социальной изоляции.

Чем сильнее общество атомизировано, тем меньше в нем независимых от государства общественных организаций, поддержки и сотрудничества и тем выше градус цинизма и агрессии. Атомизация общества свойственна тоталитарным режимам. Как пишет доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог Екатерина Шульман, большинство тоталитарных режимов, пропагандируя ценности коллективизма, на самом деле уничтожают все связи между людьми, независимые от государства, лишая таким образом человека защиты перед государственной машиной.

Между тем, крепкие социальные связи обеспечивают нам ощущение счастья вне зависимости от уровня материального достатка. Умение качественно слушать и говорить делает нас социально успешными, повышает рабочую эффективность, влияет на наше чувство удовлетворенности жизнью и даже на здоровье.

Слушать, чтобы быть услышанными

Научиться слушать нам необходимо еще и для того, чтобы быть услышанными. Проявляя к человеку внимание, осознанно интересуясь его точкой зрения, мы создаем истинную близость и получаем интерес к самим себе. Таким образом мы многократно повышаем ценность общения и извлекаем от него гораздо больше пользы. Однако вместо того, чтобы слушать, мы, как правило, стремимся поскорее выразить себя и донести до других собственное мнение. Часто мы только делаем вид, что слушаем, а на самом деле нетерпеливо ждем, когда собеседник закончит говорить, чтобы поскорее произнести собственные слова, которые просятся наружу. Мы не пропускаем речь собеседника через себя, потому что зациклены на себе и молчим только потому, что заняты продумыванием собственного ответа.

В книге «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу» специалист по звуку, общению и публичным выступлениям Джулиан Трежер называет четыре психологических фактора, разрушающие общение:

Четыре «пиявки, которые высасывают из общения энергию»:

      1. Желание выглядеть лучше собеседника.Проявляется в стремлении показать, что все сказанное собеседником вам хорошо известно, привычке придумывать свой ответ в то время, как собеседник говорит, преувеличениях и неоправданно пафосных метафорах.
      2. Желание быть во всем правым.Проявляется в привычке перебивать.
      3. Стремление угодить, понравиться всем.Проявляется в привычке поддакивать и соглашаться, тоже не способствует искренней и открытой коммуникации.
      4. Стремление все исправить.Проявляется в непереносимости чужих негативных эмоций. Такие люди мгновенно бросаются на помощь даже там, где она не нужна. И в конце концов их начинают избегать.

Совершая эти ошибки, пишет Джулиан Трежер, мы порождаем невероятную по объему волну контента, который создается только для того, чтобы привлечь внимание, подрывает доверие в обществе и приводит к отчуждению, росту напряженности и конфликтам. 

Слушать, слышать и понимать

Рост потока информации, который имеет место в сегодняшнем мире, опережает нашу способность эту информацию обрабатывать. Защищаясь от информационной перегрузки, мы склонны упрощать мир вокруг нас, объясняет в книге «Сигнал и шум. Почему одни прогнозы сбываются, а другие — нет» специалист в области статистики Нейт Сильвер (мы уже подготовили это саммари и скоро его опубликуем). Мы стремимся привести мир в согласие со своими представлениями о нем, на самом деле он становится все более разнообразным и сложным. Это стремление — одно из последствий развития технологий, влияющих в том числе и на наше умение слушать, воспринимать живую речь, понимать, сопереживать и излагать устно свою точку зрения. Джулиан Трежер пишет, что удаленное письменное общение, ставшее в последнее время нормой, провоцирует нетерпеливость, рассеянное внимание, снижение чувствительности, склонность к обобщениям, обеднение словарного запаса. В глобальном масштабе мы становимся примитивнее, перестаем помнить о невероятном разнообразии и непредсказуемости мира и попадаемся в информационные ловушки, которые сами же и расставили. Мы начинаем слишком доверять новостям, несостоятельным прогнозам и предсказаниям, не стремимся анализировать данные, проверять факты, мыслим менее критически и делаем поверхностные выводы. И снова попадаем в ту же «шахту».

В 1976 году эпидемиологи в США во много раз преувеличили опасность распространения вируса h2N1, а в 2009 году ошиблись в отношении смертности от свиного гриппа. Пандемии гриппа наблюдались в 1918, 1957 и 1968 годах и прогнозы смертности по последним были значительно страшнее реальной картины. Однако, как показала текущая пандемия, нельзя рассчитывать, что ошибки будут происходить всегда в позитивном направлении. Мы «привыкли к преувеличениям» и пропустили реальную угрозу, о которой нас предупреждали многие: от вирусологов до экономистов. Между тем, в последние годы ситуация значительно изменилась, люди начали гораздо больше перемещаться по миру, что сделало опасность глобальной эпидемии куда более реальной, но этот факт не был учтен, хотя его упоминали многие современные мыслители.

Поэтому в сегодняшнем информационно-насыщенном мире для нас жизненно важно научиться не только слушать, но и правильно воспринимать, осмысливать информацию, быть чуткими и эмпатичными, кто бы ни находился «по ту сторону» взаимодействия — подчиненный, коллега, автор статьи в интернете, наш ребенок или случайный собеседник. Мы подготовили свежую подборку книг об умении слушать, понимании, информации и взаимодействии — воспользуйтесь ей, чтобы усилить свои навыки в этой сфере. 

Чек-лист. Почему я не слушаю?

  • Тороплюсь.
  • Устал или перегружен информацией.
  • Слишком занят своими мыслями и не намерен (не способен) вникать в суть сказанного.
  • Хочу поскорее высказаться, готовлю свой ответ.
  • Не понимаю собеседника из-за недостатка информации о предмете разговора.
  • Собеседник мне неинтересен или неприятен.
  • Собеседник, с моей точки зрения, не достаточно компетентен в области, о которой говорит.

Этот небольшой чек-лист поможет увидеть причину, по которой вы в данный момент не в состоянии осознанно воспринимать информацию. Знание причины проблемы — уже половина ее решения. Понаблюдайте за собой, держа этот чек-лист в голове — и вы сможете быстро «включиться» и начать слушать — или же отложить беседу до того момента, когда она сможет принести вам и вашему собеседнику куда большую пользу.

Слышать, а не только слушать: как стать лучшим собеседником

Если Вы привыкли разбрасываться умными советами и навязывать свое внимание, перебивать и доминировать в разговорах, попробуйте на время замолкнуть и попытаться нормально выслушать собеседника, вдуматься в его слова и понять его точку зрения. То время, за которое Ваш визави проговаривает свою реплику, вовсе не предоставляется Вам для обдумывания следующей красивой фразы. Общение – это взаимодействие собеседников в равной степени, поэтому следует прислушиваться к тому, что говорит человек, с которым Вы общаетесь, проявлять интерес к его мыслям. Узнайте в статье, как научиться слушать и организовать полноценную, плодотворную беседу.

Одна из причин того, что умные и приятные собеседники так редки, заключается в обыкновении большинства людей отвечать не на чужие суждения, а на собственные мысли.

Франсуа де Ларошфуко

Как научиться слушать: 8 советов
  1. Решите, как Вы хотите себя вести. Представьте, каким Вы желаете быть партнером/другом/родителем/членом семьи. Если до идеала Вам еще далеко – все равно погрузитесь в размышления о том, каким человеком Вы хотели бы стать и ведите себя так, чтобы стать лучшим другом/мужем/женой/ родителем и т.д.
  2. Для того чтобы научиться слушать, используйте синестезию. Под этим явлением подразумевается объединение различных каналов, по которым поступает информация. То есть, слушая, пытайтесь подключать и другие органы чувств, в особенности, зрение. Таким образом, чем больше каналов будут связанны одной целью, тем лучше будет Ваш слух, внимание, понимание и общее знание.
  3. Слушайте дольше. Не зря говорят, что мудрый человек говорит мало, но много слушает. Не стоит преждевременно подводить итоги, пока не дослушаете собеседника до конца – только тогда Вы сможете понять его точку зрения. Также важно показывать человеку, что Вы его слушаете – время от времени говорить “да”, “именно”, кивать головой и т.д. Ни в коем случае не перебивайте собеседника, после того как он окончит фразу выдержите небольшую паузу и начинайте высказываться.
  4. Не забывайте поддерживать зрительный контакт. Забудьте хотя бы на время про Ваш смартфон и полностью отдайтесь разговору, ведь намного приятней общаться с человеком, который смотрит на Вас, а не в экран гаджета. В противном случае, собеседник просто решит, что Вам безразличны его слова и решит вовсе ничего не говорить.
  5. Тренируйте свои уши. Начните практиковать “аналитическое слушание”, которое возвратит Вас в “природное состояние”, при котором мозг и уши настраиваются на восприятие всех звуков окружающей среды, при этом нужно сконцентрироваться на самом важном.
  6. Слушайте критически. Даже в самом скучном разговоре можно почерпнуть для себя полезные моменты. Для этого вместо того чтобы слепо отбрасывать неинтересную лично для Вас информацию, попробуйте отыскать в ней интересные моменты, которые понадобятся Вам в будущем.
  7. Чтобы научиться слушать, следует вникать в содержание, а не в то, как человек излагает информацию.  Во время разговора попытайтесь избавиться от комплекса превосходства, заостряя внимание на погрешностях в речи. Вы должны полностью погрузиться в суть того, что пытается донести до Вас собеседник.
  8. Примите удобную позу. При разговоре Вы должны находиться в удобном положении, чтобы ощущать полный комфорт. Если поза будет неудобной и напряженной, качество слухового восприятия автоматически уменьшается.

Умение слушать откроет для Вас новые горизонты в общении, что поможет значительно улучшить отношения с родными и близкими, а также позволит расширить круг знакомств.

Как научиться слушать других

Как научиться слушать других

Слушать и слушать — это два разных действия. В конце дня мы много чего слышали, но послушали лишь немногое. Когда мы чувствуем, что не уделяем слишком много внимания, мы фиксируем только последовательность звуков, которые возникают вокруг нас. Вместо этого, когда мы слушаем, наше полное внимание направлено на звук или конкретное сообщение, что существует намерение дна, и все наши чувства сосредоточены на информации, которую мы получаем.

Иногда трудно слушать других, и раньше, чем мы ожидаем, мы переключаемся с слушания на слышание, думая об ответе, когда другой закончит говорить. Все это, не обращая ни малейшего внимания на то, что говорит другой человек. Диалог блокируется из-за словесной несдержанности. Общение важно, мы все это знаем. Но часто упор делается на способность говорить, а не на эффективное использование слов. Много было написано о том, как стать хорошим коммуникатором и как использовать диалектику, но есть одна вещь, которая важнее самого слова: слушать.

Разговоры ведутся как минимум между двумя людьми: один из них говорит, чтобы отправить сообщение, другой получает его, слушая. Таким образом, способность действительно делать это является жизненно важной частью разговора. На самом деле это форма искусства, которую мы можем изучать и совершенствовать со временем и практикой. Слушать — не значит молчать и ждать своей очереди говорить, и даже не молчать и кивать. Это значит быть активно восприимчивым и понимать потребности другого человека, пытаться войти в мир другого человека, даже если мы с ним не согласны.

Как мы можем разрешить конфликт, если будем отрицать свои эмоции? Наши эмоции — это то, что приближает нас к тому, что важно для нас, или отдаляет его от него. Они есть у всех, отказ от них означает, что мы упускаем жизненно важную часть наших отношений. Когда кто-то делится своими эмоциями, положительными или отрицательными, очень важно уметь их распознавать, даже если мы их не понимаем. Вы когда-нибудь говорили кому-нибудь «не надо злиться» или «успокойтесь»? Это когда-нибудь работало? Эмоции нелогичны, они психологические, а это означает, что мы должны уважать их, даже если мы их не понимаем. Как это сделать? Вот несколько советов и рекомендаций:

1. Выкладывайтесь на 100%
Чтобы быть хорошим слушателем, вы должны полностью сосредоточиться на человеке, с которым разговариваете, отложив все проблемы в сторону, расслабиться и обрести внутренний покой, который позволит вам по-настоящему слушать и пусть все, что было сказано.

2. Понимать сигналы
Важно также видеть: другой человек может подавать вам сигналы своим телом, голосом, глазами. Не останавливайтесь на первом уровне общения, возможно, тот, кто перед вами, нервничает или не может правильно выразить свои мысли. Может быть, он/она также борется со многими эмоциями!

3. Это не соревнование
Пока мы слушаем, мы часто уже думаем, как ответить. Это не соревнование, кто прав, вы ничего не выигрываете, на самом деле вам есть что терять. Если вы не умеете вести беседу, вы рискуете недопониманием, а это приводит к ненужным ссорам. Не слушайте, чтобы ответить, слушая, чтобы помочь, понять, учиться и расти вместе.

Умение слушать — это то, чему вы можете научиться день за днем, что обогащает нас внутренне и внешне, что мы видим в наших демонстрациях и в нашем поведении. Это жест, который показывает зрелость и безопасность. Как вы научились слушать других?

Lucia Giovannini

С самого детства я была очарована неизведанным потенциалом и возможностями человека и посвятила этому исследованию всю свою жизнь. Мои книги и курсы, которые я провожу, являются результатом моих путешествий, моих исследований в области психоантропологии и моего почти двадцатилетнего опыта обучения и коучинга. Прежде всего, они являются отражением моего собственного пути личностного роста и пути тысяч людей, посещающих мои курсы, которых я благодарю от всего сердца!

Профиль автора

Тренировка вашего мозга, чтобы слушать

Перейти к содержимому

Здоровье слуха

Автор: admin | 12 апреля 2013 г.

Слух на самом деле не является функцией ваших ушей. Наоборот, это функция вашего мозга. Существует различие между хорошим слухом и хорошим слушанием. Из-за взаимосвязи между вашим мозгом и слухом важно тренировать свой мозг в активном слушании, а не просто слышать окружающий мир.

Эффективная связь

Умение слушать необходимо для эффективного общения. Какими бы передовыми ни становились слуховые аппараты и технологии, они никогда не смогут улучшить ваши навыки слушания, а только возможности вашего слуха. Слух улучшается, когда вы блокируете фоновый шум и позволяете произносимым словам быть по-настоящему услышанными.

Истинное слушание исходит из тренированных и последовательных способностей вашего мозга, а также из активной практики общения. Если ваш мозг не использует навыки слушания или эффективные методы общения, например, в пожилом возрасте или при проблемах со слухом, это может сильно повлиять на слух. По этой причине ваш мозг должен быть натренирован слушать и активно слышать, чтобы способствовать пластичности и коммуникабельности, которая работает.

Слух против прослушивания

Слух — это процесс восприятия звука телом и распознавания его существования. Например, если вы слышите сильный шум, который заставляет вас повернуть голову, или шепот, который заставляет вас съеживаться, — это оба случая, когда вы используете свои слуховые способности. Эксперты называют это знанием на основе сигналов или обработкой на основе сигналов. Напротив, слушание требует не только умения слышать, но и знания.

Навыки аудирования — это те, которые возникают, когда сообщение понято или когда слова услышаны и распознаны для сообщения о намерении. Нарушения слуха, например, из-за потери слуха или проблем с ухом, влияют на слух, но их не следует рассматривать как одно и то же.

Изучите стратегии общения

С возрастом различие между слушанием и слухом становится более очевидным. Пожилые люди часто заявляют, что могут слышать другого, но не могут понять, о чем идет речь. Вы можете улучшить свои навыки слушания с помощью правильных инструментов и информации, а также обучения. Тренировка расширяет ваш разум и развивает ваш мозг, чтобы он мог слушать и слышать на соответствующем уровне. Даже если вы пользуетесь слуховым аппаратом или другим устройством, ваша способность слушать может улучшиться. Некоторые стратегии обучения общению включают:

  • Иметь реалистичные представления о возможностях слухового аппарата
  • Научите свою социальную сеть «чистой речи»
  • Используйте стратегии общения с вашей социальной сетью
  • Вступите в группу, которая научит вас приемам слушания в группе
  • Используйте другие полезные технологии
  • Смотрите телепередачи или фильмы с субтитрами Тренируйте свой мозг

Вы можете предотвратить ухудшение своих навыков слушания со временем, а также улучшить свои повседневные функции с помощью правильных методов лечения и технологий. Слуховые аппараты обеспечивают отправную точку, и они необходимы для определенных людей. Помимо этого, когнитивная и слуховая тренировка важна для всех, кто хочет укрепить свой мозг, сделать его активным и улучшить свои навыки и способности слушать.

Обучение — важная часть этого процесса — вы не только совершенствуетесь, но и понимаете, почему и как связаны мозг и слух. Практика различных коммуникативных стратегий поможет вам научить свой мозг слушать.

Упражнения на слушание Вот три типа упражнений на слушание, которые вы можете попробовать:

  • Используйте телевизор для прослушивания передачи в режиме реального времени, а затем оцените свой слух, посмотрев ее еще раз с субтитрами или в замедленном темпе.
  • Читайте вместе с аудиокнигами.
  • Послушайте, как кто-то другой читает газету, а затем читайте вместе с ним, пока он говорит. Попробуйте их в более шумной обстановке, чтобы развить навыки.

Резюме

Способность слышать не означает, что вы умеете эффективно общаться или слушать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *