Как научиться правильно задавать вопросы: Как задавать вопросы, чтобы получать на них ответы — Meduza

Содержание

Как задавать вопросы, чтобы получать на них ответы — Meduza

Партнерский материал

Умение задавать вопросы — очень полезный навык. Уместный вопрос преподавателю в вузе поможет получить знания, вовремя заданный вопрос руководству может привести к карьерному росту, верно сформулированный вопрос врачу поможет поправить здоровье. Задавать вопросы полезно и самому себе — чтобы разобраться со своими желаниями и переживаниями. Вместе с Яндекс.Кью — сервисом вопросов и ответов для любознательных людей — мы подготовили инструкцию о том, как правильно задавать вопросы. 

Формулируйте вопрос кратко

Когда вопрос умещается в одном предложении, у собеседника не будет лишних подсказок. К тому же короткие вопросы обычно более понятны, а еще они делают суть проблемы яснее и для самого автора вопроса. Формулируя вопрос, старайтесь сконцентрировать смысл в короткой фразе и начинайте с вопросительного слова. Например, «С каких книг и авторов начать чтение современной американской литературы?» или «Как ощущать себя значимым без внимания других?». 

Учитывайте контекст

Вопросы могут быть открытыми и закрытыми: в зависимости от цели или ситуации вы можете выбрать первый или второй тип. Открытые вопросы (например, «Как приготовить японский омлет?») уместно задавать, если вам нужен развернутый ответ. А закрытые (вроде «Кто сильнее: кит или медведь?») — когда нужно узнать позицию собеседника или проверить какое-то предположение. Кроме того, вопросы могут быть дивергентными и конвергентными. Конвергентные, как правило, не имеют однозначного ответа и чаще всего начинаются с «Зачем…», «Каковы причины…» и «Почему…» (например, «Почему люди делят животных на тех, кого жалко убивать, и тех, кого не очень?»). Их стоит задавать, если вы хотите объяснить сложившуюся ситуацию. А дивергентные работают на предсказание будущего — для этого описывается условная ситуация.

Проявляйте любознательность. Как дети!

Маленькие дети неугомонны: по данным психолога Пола Харриса, за время от трех до пяти лет ребенок задает около 40 тысяч вопросов. Темы за это время меняются: от самого простого дети переходят к чему-то посерьезнее. При этом они стараются докопаться до самой сути. Порой на бесконечные вопросы из серии «Почему небо голубое?», «Из-за чего снег белый?», «Почему Земля не падает?» родители не могут найти подходящие ответы. А в какой-то момент вопросы становятся более сложными и даже философскими (например, «Что такое смерть?» или «Что такое мораль?»). Такое детское любопытство стоит не подавлять, а развивать и поощрять. 

Будьте последовательны

Если выстроить правильную последовательность вопросов, можно докопаться до самой сути вещей. Эта идея лежит в основе техники «пяти почему» японского автомобильного магната Сакити Тойоды. Он считал, что за пять вопросов можно и узнать первопричину любой проблемы, и в итоге ее устранить. Например, последовательность может быть такой: «Почему машина не заводится?» («Не работает двигатель») => «Почему не работает двигатель?» («Сел аккумулятор») => «Почему сел аккумулятор?» («Проблема с генератором») => «Почему возникла проблема с генератором?» («Ремень генератора никогда не менялся») => «Почему ремень генератора никогда не менялся?» («Машина не проходила технический осмотр, когда это было нужно»).  

В силу наводящих вопросов также верил древнегреческий философ Сократ. Он использовал их, чтобы лучше понять мысли другого человека. В основе его метода поддержания дискуссии лежат три типа вопросов. Начальный должен породить обсуждение (например, «Изменение климата — миф?»). Далее должны последовать направляющие вопросы, которые углубят и дополнят основной вопрос («Каковы главные научные доказательства глобального потепления?»), а заключительные — помочь подвести итоги дискуссии («В чем причина поступления углекислого газа в атмосферу Земли?»). Для поддержания активного обсуждения Сократ предлагал заранее продумывать основополагающие вопросы, внимательно следить за ответами и периодически обобщать все сказанное — все это, по мнению философа, должно позволить участникам беседы самостоятельно раскрыть новые знания.

Постарайтесь услышать собеседника

Помимо правильной формулировки вопроса, важно слышать собеседника. Один из самых известных психологических экспериментов — эксперимент Аша — подтверждает, что люди сильно зависят от мнения группы и редко ему противостоят, даже если оно противоречит здравому смыслу.  Поэтому, если вы адресовали вопрос большой аудитории, учтите, что, даже если большинство сошлось в едином мнении, этот ответ нельзя воспринимать как самый правдивый. Будьте готовы принять и не самую популярную точку зрения.

Не задавайте вопросы-лозунги

Если вы хотите высказаться на какую-то тему, не стоит облекать свое мнение в вопрос. Во-первых, обычно такие вопросы не требуют ответа, а во-вторых, даже если вам ответят, вы все равно, скорее всего, не согласитесь с собеседником. Например, если вы видите вопрос в духе «Почему моему коту не дали первый приз на выставке? Из-за подкупленного жюри?», очевидно, что его автор не хочет услышать позицию других людей, а просто манифестирует свое мнение. 

Изучите знаменитые опросники 

Известных опросников масса — и они подходят для разных ситуаций. Например, опросник Марселя Пруста, который использует в интервью Владимир Познер, помогает раскрыть собеседника с новой стороны. В этот список входят вопросы вроде «Какая ваша самая характерная черта?», «Кто ваши любимые герои в реальной жизни?» и «К чему вы испытываете отвращение?».  

Обратите внимание на «36 вопросов, которые заставят влюбиться» — анкету из вопросов личного характера. Среди них — «Если бы вы хотели стать знаменитым, то в какой сфере?», «Что вы больше всего цените в дружбе?» и «Над чем, по вашему мнению, нельзя смеяться?». По задумке автора опросника, психолога Артура Арона, ответы на эти вопросы могут помочь незнакомым людям хорошо узнать друг друга уже на первом свидании. 

Еще есть айсбрекеры — короткие вопросы, позволяющие лучше узнать собеседника, наладить с ним отношения или просто повернуть разговор в дружеское русло. Темы таких вопросов могут касаться школы, работы или личных отношений (например, «Какой была самая тупая причина, по которой вас уволили с работы?» или «Кем стал самый тихий и неразговорчивый человек из вашего класса?»).

Теперь пора проверить наши советы на практике в новом сервисе Яндекс.Кью. Это площадка для любознательных людей, где можно задать любой вопрос или найти уже готовый ответ. Авторы сервиса уверены: если вы начнете спрашивать других или отвечать на чужие вопросы сами, это принесет всем только пользу. Так что не сдерживайте себя!

В анонсе — pryzmat / Shutterstock

Партнерский материал

Как научиться задавать правильные вопросы, которые помогут всем

Как научиться задавать правильные вопросы, которые помогут всем | Большие Идеи Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Хел Грегерсен
Фото: mari lezhava / Unsplash

От редакции. Хел Грегерсен — автор Harvard Business Review, исполнительный директор Центра лидерства при Массачусетском технологическом институте и старший преподаватель курса лидерства и инноваций в Школе менеджмента имени Слоана. Он выступал в ЮНИСЕФ и на Мировом экономическом форуме, а Thinkers50 включили его в число наиболее инновационно мыслящих людей современности.

Грегерсен — автор десяти книг, переведенных на пятнадцать языков, включая бестселлер «ДНК инноватора». Не так давно он написал новую книгу «Вопросы — это ответы: как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни», которая пригодится всем, кто живет в XXI веке и сталкивается с его ежедневными испытаниями и неопределенностью. Мы публикуем несколько фрагментов из русского перевода книги, выходящего этим летом в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Что сложнее, чем найти новые ответы?

Самое важное и трудное — это не поиск правильного ответа, а поиск правильного вопроса. Питер Друкер

Первые посетители нового павильона для мероприятий, открывшегося в Шанхае в июне 2017 года, оказались в совершенно непривычной обстановке. Сначала их ждал концерт, где музыкальные номера чередовались с декламацией стихов, потом им предстояла прогулка по полномасштабному макету городского района — с парком и прудом с лодками, рынком под открытым небом, детской игровой площадкой и кафе.

Вы спросите, что здесь непривычного? Дело в том, что все это происходило в полной темноте.

Посетители спотыкались. Наталкивались на предметы. Смеялись и удивлялись. Никто не смог бы сориентироваться в этом павильоне, если бы не помощь опытных и ловких гидов — разумеется, незрячих. Павильон назывался «Диалог в темноте», и придумал его Андреас Хайнеке. Первый такой павильон открылся во Франкфурте в 1989 году. Сейчас социальное предприятие Хайнеке работает в десятках стран, обеспечивая рабочие места для слепых, а зрячим помогая понять, какова повседневная жизнь тех, кто лишен зрения. Павильоны посетили миллионы людей, и для многих этот опыт стал поводом серьезно задуматься.

Началось же все с вопроса, точнее, с новой формулировки вопроса. Около тридцати лет назад Хайнеке работал на радиостанции. Руководитель сообщил ему, что на работу скоро вернется сотрудник, который потерял зрение в результате страшной аварии, но хочет снова заниматься любимым делом.

Хайнеке попросили помочь ему снова влиться в работу. Это была непростая задача: Хайнеке никогда ничем подобным не занимался, но тут же взялся решать проблему — какую работу незрячий человек способен удовлетворительно выполнять. Хорошо узнав своего нового коллегу, он понял, что поставил вопрос чересчур узко и в корне неверно. Тогда Хайнеке сформулировал его в более позитивном ключе: в какой рабочей обстановке слепой человек может максимально эффективно задействовать свои сильные стороны? Так у него родилась идея «Диалога в темноте», которая в конечном счете привела его к делу всей его жизни.

Именно это я хочу донести до вас: значимые результаты чаще всего достигаются с помощью вопросов, переформулированных так, что они становятся катализаторами. Только тогда вопросы устраняют преграды для мышления (например, такое как чрезмерно узкие убеждения) и перенаправляют творческую энергию в более продуктивное русло. И человек, который чувствовал себя загнанным в тупик, вдруг замечает новые возможности и получает мотивацию, чтобы их реализовать…

Что, если поиск новых, более эффективных решений стоит начинать с новых и более эффективных вопросов? А как этому научиться?

Можно ли воспитать поколение, умеющее задавать вопросы?

Если вы научились задавать вопросы — по делу, к месту и по существу, — вы научились учиться, и никто уже не помешает вам научиться тому, что вам хочется или нужно знать.

Исидор Раби в 1944 году получил Нобелевскую премию по физике за открытие ядерно-магнитного резонанса — это фундаментальное открытие позволило создать новую технологию магнитно-резонансного сканирования. В годы Второй мировой войны он работал над атомной бомбой, а после участвовал в создании исследовательских лабораторий в Брукхейвене и в ЦЕРН (Европейской организации по ядерным исследованиям). Внушительный послужной список!

Много лет спустя в интервью его спросили, было ли что-то особенное в его воспитании. «Мама сделала меня ученым, сама о том не подозревая, — пришел к выводу он. — Каждая вторая еврейская мамочка в Бруклине спрашивала ребенка после школы: “Ну что, ты сегодня узнал что-нибудь новое?” Но не моя. Моя мама всегда интересовалась: “Иззи, ты задал сегодня какой-нибудь хороший вопрос?”»

Все наше общество выиграет, если мы целенаправленно будем воспитывать людей, которые умеют задавать вопросы. А для этого нужно привить молодому поколению набор ментальных привычек и приоритетов в поведении, а они лучше всего закладываются (или хотя бы не обрубаются на корню) дома, в семье.

Но учить задавать вопросы и поощрять эти навыки должны также в школе, на работе и в целом в жизни. Лидерство и творческие прорывы будущего зависят от того, смогут ли наставники, примеры для подражания и герои сегодняшнего дня, передать свои навыки менее опытным людям, на которых влияют…

Что же нужно, чтобы вырастить поколение, умеющее задавать вопросы?

советуем прочитать

Как реагировать на проблемы сотрудников с психическим здоровьем

Джен Фишер,  Диана О’Брайен

Что нужно сделать в первый день после отпуска

Питер Брегман

«Вперед, действуй»: как супербоссы делегируют полномочия

Сидни Финкельштейн

Мастера недокультуры: почему профессионалы чувствуют себя неудачниками

Ольга Семенова,  Роман Кукшинов

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

советуем прочитать

Кирилл Никитин: почему мы не хотим платить налоги

Анна Натитник

5 признаков того, что пора менять работу

Томас Чаморро-Премузик

Компании и потребители, которые их ненавидят

Макговерн Гейл,  Мун Янгми

Назван самый эффективный гендиректор мира

Редакция «HBR — Россия»

Как задавать хорошие вопросы и произвести впечатление на всех

Перейти к разделу

Что такое хороший вопрос?

Что делает вас хорошим задавателем вопросов?

Как начать задавать более правильные вопросы?

Чего следует избегать, задавая вопросы

Двигаясь вперед

Не все умеют задавать хорошие вопросы.

Хотя это кажется достаточно простой концепцией, умение задавать правильные вопросы требует времени и усилий для совершенствования. Вероятно, вы время от времени задавали неправильный вопрос. Все в порядке — вы здесь, чтобы учиться сейчас.

Как только вы овладеете этим искусством, у вас появится мощный инструмент. Задавать правильные вопросы имеет решающее значение для хорошего хода беседы и эффективности.

Какой хороший вопрос?

Вы можете подумать, что хороший вопрос дает правильный ответ с первого раза

Вы можете подумать, что хороший вопрос дает правильный ответ с первого раза. Это верно, если вы спрашиваете, как добраться до шоссе или как принять новый рецепт.

Вместо того, чтобы спрашивать одно и то же несколько раз по-разному, хорошие вопросы направлены прямо к делу. Они лаконичны и описательны, но не слишком многословны. Когда вы задаете хороший вопрос, человек, с которым вы разговариваете, точно понимает, что вы имеете в виду.

Иногда такие вопросы нужны при общении с другими членами команды. Четкие вопросы могут прояснить сроки и выяснить, кто несет ответственность или какой поставщик уже подписал контракт.

Хорошие вопросы помогут избежать путаницы.

С другой стороны, отличный вопрос возвращает больше информации. Если вы зададите хороший вопрос, вы получите ценную информацию, которая поможет вам лучше понять проблему или увидеть возможность, о которой вы не знали.

Отличные вопросы позволяют легко вести беседу. Они не всегда быстрые, хотя могут быть эффективными. Вы когда-нибудь были рядом с кем-то, кто каким-то образом всегда попадал прямо в скрытую суть дела, даже когда разговаривал с незнакомцами? Вы не получите этого, ища ответы да/нет.

Чтобы понять, что делает вопрос замечательным, полезно знать различные типы вопросов: 

Не существует универсальной формулы для задавания хороших вопросов, поскольку это зависит от автора вопроса и контекста.

Что делает вас хорошим задавателем вопросов?

Неважно, какой тип вопроса вы задаете, если он приведет к нужной вам информации. Но для этого вам нужно знать, какую информацию вы ищете и у кого лучше всего спросить.

Вот три качества, которые определяют хорошего задающего вопросы:

1. Любопытный

Поиск интересной информации требует критического мышления. Хороший спрашивающий прежде всего любопытен. Они уходят от основ и ищут новую информацию. Их вопросы побуждают респондента мыслить нестандартно и давать вдумчивые ответы.

Размышляя над тем, как ответить кому-то на любопытный вопрос, постарайтесь сделать свою первоначальную реакцию на один шаг глубже. Например, вместо того, чтобы спрашивать «Как прошел твой день?» Вы можете спросить: «Что вам больше всего понравилось сегодня и почему?»

2. Целеустремленность

Хороший спрашивающий знает, что все дело в подготовке. Будьте преднамеренными. Подбирайте слова целенаправленно и убедитесь, что вы спрашиваете в подходящее время. Прежде чем вы начнете задавать свой вопрос, хорошенько подумайте, почему вы его задаете. Отметьте, что вы надеетесь узнать из ответа.

Вы никогда не получите ответ, который ищете, если не знаете, почему спрашиваете.

3. Храбрый

Важнейшей характеристикой хорошего задающего вопросы является храбрость. Даже если вопрос вызывает у некоторых раздражение, вы должны задать правильный вопрос, чтобы получить ясность. Иногда люди не задают конкретных вопросов, потому что боятся того, что могут подумать или сказать другие. Может быть нервно вставать и использовать свой голос, чтобы задавать трудные вопросы.

Как начать задавать более правильные вопросы?

Эффективное общение жизненно важно для любых отношений. Изучение того, какие вопросы задавать, может улучшить вашу работу с членами команды, ваши лидерские качества и то, как вы общаетесь с близкими.

Вот девять советов, как научиться задавать более правильные вопросы:

1. Будьте хорошим слушателем

Когда кто-то дает вам ответ или что-то объясняет, будьте внимательны.

Если вы не будете внимательно слушать, то можете обнаружить, что задаете вопросы, на которые уже есть ответы. Сосредоточившись на слушании, вы избежите задавать общие вопросы, на которые, вероятно, должны знать ответ.

Когда говорит кто-то другой, установите зрительный контакт и используйте язык тела, например, кивайте и наклоняйтесь, чтобы продемонстрировать, что вы понимаете и заинтересованы.

2. Не бойтесь своих вопросов

Если вы в чем-то запутались, вы имеете полное право попросить разъяснений. Может быть, вы впервые пробуете новый рецепт или выполняете задачу, и вы хотите сделать это правильно. Неправильных вопросов не существует, особенно если вы никогда не делали этого раньше. Подумайте об этом так: если вы не зададите свой вопрос, вы можете сделать несколько ошибок, которых легко избежать.

3. Проведите исследование

Вы полностью понимаете, о чем спрашиваете и почему? Это может показаться излишним, но убедитесь, что вы знаете, о чем спрашиваете. Сосредоточьтесь на том, что вас смущает.

Подумайте о своих намерениях, чтобы составить вопросы, на которые можно будет получить осмысленные ответы. Примите во внимание следующее: 

  • Вам нужны данные или мнение?
  • Насколько формальным или неформальным должен быть ваш вопрос?
  • Вы ищете подтверждение или понимание, ответы или объяснение?
  • Вы знаете, что узнаете, или информация будет неожиданной?
  • Вы ищете точки соприкосновения или сочувствия от другого человека?

Если ваш вопрос слишком расплывчатый или запутанный, вы не получите нужного ответа. Люди не смогут правильно отвечать на вопросы, если вы не настроите их на успех. Погрузитесь в свою тему и не бойтесь выходить за рамки поверхностного вопроса.

4. Идите туда, куда вас заведет разговор

Иногда все отходят от темы, но это не всегда плохо. Разговор может идти по разным направлениям до или после ответа на ваш вопрос. Вместо того, чтобы паниковать и думать, что вам нужно только обсудить вопрос, посмотрите, куда пойдет разговор.

Вы можете обнаружить, что разговор предлагает дополнительные вопросы или ответы на вопросы, которые вы планировали задать, прежде чем озвучить их. Постарайтесь расслабиться и не думайте, что каждый вопрос должен быть формальным.

 5. Используйте молчание в своих интересах

Вопросы не должны превращаться в быстро развивающийся разговор. Паузы для прослушивания между ответами дают вам время подумать о том, что было сказано, и задать уточняющие вопросы.

Не чувствуйте себя обязанным отвечать быстро. Быстрые ответы могут испортить ход разговора. Вы не хотите, чтобы вас торопили или торопили других, поэтому научитесь чувствовать себя комфортно в тишине и дайте себе время подумать.

6. Задавайте уточняющие вопросы

Наводящие вопросы отлично подходят для развития критического мышления, изучения чего-то нового или понимания того, как человек думает.

Вопрос, который вовлекает собеседника и побуждает его исследовать свои мысли, показывает, что вам интересно, что он хочет сказать. А вопросы, побуждающие к изучению эмоций и идей, приведут к более плодотворным разговорам.

Вот несколько примеров:

  • Как вы думаете, какое решение является лучшим для разработки нового приложения?
  • Как вы решили, что это правильный курс действий?
  • Чего ты боишься, если мы это сделаем?
  • Что мы будем делать, если сбудется наш худший сценарий?

7.

Вопросы должны быть короткими

Многословный вопрос свидетельствует о недостатке самосознания. В конечном итоге это может запутать кого-то больше, чем следовало бы. Вы хотите предоставить достаточно подробностей в своем запросе, чтобы резюмировать то, что вы ищете в ответ, но ничего лишнего.

Человек, которого вы спрашиваете, должен услышать ваш вопрос только один раз, а не три или четыре раза. Сосредоточившись на том, чтобы задавать открытые вопросы в одном предложении, вы все равно можете создать хороший разговор.

8. Составьте правильную последовательность

Проявите сочувствие к другой стороне. Не все могут сразу открыться и с легкостью ответить на личные вопросы. Вот почему вы должны знать, насколько вы доверяете этому человеку, и помнить о его чувствах.

Если вам предстоит долгий разговор с большим количеством тем, подумайте над порядком вопросов. Возможно, вы не захотите начинать с деликатных или сложных вопросов. Начните с простых простых вопросов, прежде чем переходить к эмоциональным.

9. Используйте соответствующий тон

Все вопросы имеют разные цели и значения. Некоторые из них серьезные, а другие беззаботные и веселые. Важно знать, когда у вас должен быть профессиональный или серьезный тон, а когда вы можете быть небрежным.

Быть гибким и приспосабливаться к своему стилю очень важно. Чрезмерная формализованность в любой ситуации может вызвать у людей дискомфорт и подавить их желание делиться информацией. Когда вы зададите следующий вопрос, обратите внимание на вибрации в комнате или у человека, с которым вы разговариваете.

Чего следует избегать, задавая вопросы

Правильный тон является ключом к тому, чтобы отвечающий чувствовал себя достаточно комфортно, чтобы отвечать честно и подробно. Научиться использовать свой эмоциональный интеллект и читать вслух — отличный способ улучшить качество разговора в вашей профессиональной или личной жизни.

Когда мы учимся коммуникативным навыкам, которые заставляют другого человека чувствовать себя в безопасности, мы развиваем более глубокие отношения с друзьями, партнерами и коллегами и руководим более сильными командами людей.

Вот три вещи, которых следует избегать, задавая вопросы:

1. Избегайте наводящих вопросов

Наводящий вопрос уже предполагает ответ. Люди, которые задают наводящие вопросы, обычно хотят подтвердить то, что они уже знают. Хотя в некоторых ситуациях это безвредно, это не оставляет места для разных ответов или новой информации.

Сила вопросов заключается в том, чтобы узнавать что-то новое из ответов. Старайтесь не подводить кого-то к конкретному ответу, если их мнение может быть ценным. Старайтесь, чтобы ваш вопрос был ясным, простым и, по возможности, свободным от предубеждений.

2. Не игнорируйте четкие сигналы

Чтобы научиться задавать правильные вопросы, нужно читать комнату и улавливать вербальные и невербальные сигналы, которые посылает нам отвечающий.

Отвечать на вопросы не всегда легко, и это может показаться очевидным. Обратите внимание на язык тела человека. Направлено ли их тело на вас или они отвернуты? Поддерживают ли они зрительный контакт или избегают смотреть на вас? Их тон, скорость и громкость говорят о том, что они чувствуют себя комфортно или расстроены?

Если другой человек показывает вам, что ему неудобно, уважайте его личное пространство — в любом случае вы, скорее всего, не получите хороших или честных ответов. Если человек чувствует себя некомфортно, это не укрепит доверие и не поможет вам узнать нужную информацию.

Вам действительно нужно научиться, когда использовать напористость в качестве метода допроса, если кто-то, кажется, утаивает необходимую информацию. Настойчивость с сотрудником, которого вы подозреваете во лжи, не будет иметь такого же эффекта, как безжалостность с кем-то, кто разделяет с вами уязвимость.

3. Не задавайте вопросы «Да» или «Нет»

Закрытые вопросы, требующие только ответа «Да» или «Нет», отлично подходят для подтверждения информации, а не для продолжения разговора. Чтобы поддерживать беседу, задавайте вопросы, которые побуждают вашего собеседника исследовать и развивать идеи.

Вы можете легко превратить закрытые вопросы в открытые. Например, вместо вопроса «Вам понравился фильм?» вы можете спросить: «Что вы думаете о фильме?»

Движение вперед

Никто не становится опытным собеседником за одну ночь. Но научиться задавать правильные вопросы и терпеливо ждать ответа — важные шаги к улучшению ваших навыков общения.

Задавая прямые, но открытые вопросы, вы проясняете свои ожидания и помогаете слушателю правильно ответить. Избегайте наводящих вопросов и не прекращайте разговор после ответа. Вместо этого используйте свои навыки задавания вопросов, чтобы установить подлинные связи и улучшить отношения — как на работе, так и дома.

Краткое руководство, как правильно задавать вопросы | Марк Воллебрегт

Сегодня я думаю, что способность задавать хорошие вопросы сильно недооценивается. Задавать правильные вопросы необходимо, чтобы помогать другим, учиться у них, понимать проблему, чтобы найти правильное решение, или понять, почему кто-то ведет себя так, а не иначе.

С тех пор, как я начал работать дизайнером процессов и фасилитатором, я прослушал и прослушал множество разговоров, начиная от разговоров между членами команды и интервью с новыми клиентами и заканчивая повседневными разговорами с моей мамой.

Но во время этих более глубоких разговоров я почувствовал и услышал разницу между ответами на средний вопрос и четко сформулированный вопрос, заданный в нужный момент. Это заставило меня спросить себя:

«Что такое хороший вопрос?»

Прочитав несколько книг и побеседовав с другими, я объединил всю теорию и свой опыт в девять принципов, чтобы лучше задавать вопросы. Теперь всякий раз, когда я разговариваю, я помню об этом — и я хотел бы поделиться ими и с вами. Не ожидайте, что список из 9 будет похож на Buzzfeed.0210 Десять изменяющих жизнь вопросов, которые вы всегда должны задавать или что-то в этом роде. Что-то может быть для вас новым, что-то нет. Всего девять общих принципов, которые помогут лучше задавать вопросы и лучше общаться с коллегами, новым клиентом или мамой. Веселиться!

Совершенно очевидно, но тем не менее безумно важно; почему ты задаешь вопросы? Вы встречаетесь с кем-то впервые, понимаете ли вы потребности своего клиента или покупателя или помогаете кому-то? В зависимости от этого ваши вопросы сильно различаются.

Когда ты это узнаешь, тщательно выбери свой путь туда. Когда я разговариваю, я сравниваю ответы, которые я получаю от разных дверей комнаты; каждый ответ или тема — это отдельная дверь. Задать правильный вопрос для меня значит открыть правильную дверь, чтобы увидеть, что находится позади.

Недавно я хотел познакомиться с кем-то на личном уровне. Поэтому я спросил : «Что в жизни дает тебе энергию?» , а мой респондент ответил «серфинг, путешествия и общение с друзьями» 9.0211 . Как видите, теперь у меня есть три двери , которые я могу открыть, чтобы посмотреть, какая информация находится за ними.

Как я уже сказал, я хотел познакомиться с этим человеком. Поэтому я решил открыть дверь номер три, потому что путешествие может изменить жизнь и, следовательно, является идеальным способом познакомиться с кем-то лично.

Мой друг недавно вернулся из долгой поездки во Францию. Спрашивая ее, как дела, я услышал свой вопрос: «Хороша ли была Франция?» Будучи закрытым вопросом — с некоторой моральной ценностью — она была склонна отвечать на что-либо, кроме того, было ли это мило или нет. Если бы я спросил «Как прошел отпуск?» , может быть, моя подруга ответила бы иначе и более искренне, так как она сама могла решить, о чем ей говорить.

Задавайте открытые вопросы. На закрытые вопросы вы можете отвечать только «да» или «нет», а на открытые вы можете отвечать так, как хотите.

Но бывают исключения, когда закрытый вопрос сильнее открытого. Например, когда вы хотите, чтобы кто-то изложил что-то более четко или более уверенно, или если вы хотите лучше понять, что у него на уме. Затем вы можете повторить заданный вами вопрос или полученный ответ, перефразировав его в закрытой форме. После прослушивания «Франция была хороша» , я бы спросил «Было ли это?» Что дает моему другу больше возможностей рассказать, как это было. Поиграйте с этим и убедитесь сами!

В какой степени вы управляете беседой, влияя на то, что сказано и в какой форме? В своей книге « Скромное исследование — нежное искусство спрашивать вместо того, чтобы говорить » почетный профессор Массачусетского технологического института Эдгар Шейн определяет четыре способа задавать вопросы, или спрашивать , как он выразился.

Во-первых, есть Скромное Исследование, где вы максимизируете любопытство, сводя к минимуму предвзятость и предвзятое мнение о другом. Вы не представляете угрозы для… и не влияете на содержание того, что говорит человек, или на форму, в которой это сказано. Вы могли видеть Шейна Скромное исследование как все мои девять принципов вместе взятые.

Второй способ — диагностический запрос. Здесь вы управляете разговором и влияете на другого человека (под)сознательно, спрашивая о:

  1. Чувствах и реакциях : переходите на личности, спрашивая об эмоциональной реакции на то, что произошло: « Как вы относитесь к этому ?»
  2. Причины и мотивы происходящего: « Почему это произошло?»
  3. Действия : что они сделали, делают и собираются делать в будущем: « Что вы уже пробовали?»
  4. Системы : чтобы понять ситуацию в целом: « Как вы думаете, как это повлияло на нее, когда вы это сделали?»

Затем идет конфронтационный опрос: здесь вы в основном вставляете свои собственные идеи в форме вопроса. Это может исходить из любопытства или интереса, но это связано с вашими собственными интересами. Конфронтационное расследование задает «Как вы себя чувствуете?» вместо «Ты злишься?»

Четвертый способ Шейна называется процессно-ориентированным исследованием. Делая это, вы переключаете фокус разговора на сам разговор. Здесь вы полностью встряхиваете разговор, позволяя вам обоим перезагрузить, переформулировать и перекалибровать свои ожидания: « Что здесь происходит? Мы зашли слишком далеко?»

Итак, в следующий раз, когда вы разговариваете, вы позволяете разговору течь или управляете им?

Однажды я брал интервью у пожилой женщины, потому что изучал пожилых людей и одиночество. Ни с того ни с сего она начала рассказывать о своем любимом чае — пятнадцать минут подряд. Не то, что я искал в тот момент.

Иногда люди не по теме. Вы признаете это? Много раз я понимаю, что это происходит, потому что мой вопрос был неясен. Если вы оказались в похожей ситуации: расслабьтесь и не рулите слишком сильно. Вероятно, вскоре у вас появится возможность перевести разговор на тему, о которой вы хотите поговорить. Или вы могли бы задать вопрос снова через некоторое время.

А если очень надо, то всегда можно мягко и искренне сказать: «Я не об этом хотел бы поговорить, а учитывая ограниченность времени, мы можем поговорить о…? »

А между тем в ответе респондента может быть ценная информация, ведь зачем они об этом говорят? Так было и с чайной леди . Пить чай с другими было для нее очень важно, так что, может быть, мы могли бы справиться с одиночеством, сделав что-то с этим.

Недавно, после очень вдохновляющего выступления женщины о своем проекте, кто-то из аудитории спросил: «Почему вы начали это делать, что вас вдохновило и чего вы надеетесь достичь?»

Респондентка немного растерялась и ответила только, почему она начала это делать — что сделало человека, задавшего вопрос, немного недовольным ответом.

Понятно, потому что если вы посмотрите на вопрос, то на самом деле это три вопроса в одном.

Если вы хотите, чтобы ваш вопрос был наиболее важным, делайте его простым. Придерживайтесь одного вопроса за раз и перефразируйте его только в том случае, если респондент его не понимает. И если вы недовольны ответом, спросите еще раз!

Слушая ответы, действительно слушайте, что говорит другой человек. Говорите как можно меньше. Еще лучше: не говори! Это даст респонденту ощущение, что вы искренне заинтересованы и слушаете!

Не думайте о том, что вы собираетесь спросить дальше

Также не думайте о том, что вы собираетесь спросить дальше, пока респондент еще говорит. Научиться этому сложно, но поверьте, следующие вопросы возникнут сами собой, как только вы действительно будете слушать, что говорит человек.

Более того, смотрите респонденту в глаза (но не будьте слишком навязчивы) и старайтесь не делать ничего другого во время прослушивания. Таким образом, вы сможете увидеть много невербального общения, которое может дать вам признаки того, что происходит на самом деле. Помните три двери наверху — у каждой свой предмет? Осознавая невербальную коммуникацию, возможно, есть еще больше дверей для вещей, которые вы наблюдаете, но не обсуждаете.

И если вы реагируете на то, что говорит респондент, постарайтесь не оценивать ответы с моральной точки зрения, потому что это может сделать другого человека менее комфортным.

И после того, как вы зададите вопрос, не перехватывайте разговор, делясь чем-то личным в тот момент, когда другой человек чем-то делится. Вы задаете кому-то вопрос, чтобы выслушать, а не для того, чтобы сразу поделиться чем-то самим!

Не позволяйте страху и неуверенности заменить любопытство в вашем разговоре. Чтобы перейти к более глубокому разговору, вам нужно дать респонденту почувствовать, что он может делиться и делать то, что хочет, не опасаясь, что его ответы будут недостаточно хорошими или слишком странными. Поэтому вам необходимо создать психологическое безопасное пространство. Прочтите мою статью Почему психологическая безопасность необходима для успеха вашей команды чтобы узнать, как это сделать.

Если у нас есть разговор, он может быть более поверхностным, о вчерашнем футбольном матче, о наших планах на выходные или на классическую тему: о погоде. Но мы также можем выбрать более глубокий разговор.

Знайте свой уровень глубины разговора, и если вы хотите, чтобы ваши вопросы вывели вас на более глубокий уровень или более на поверхность. Не каждый разговор позволяет вдаваться в подробности. Если вы это сделаете, обычно лучше начинать с поверхностного уровня и со временем углубляться. А если вы говорите на серьезную тему, подумайте и о том, как вы завершите разговор. Возможно, было бы не лучшим решением закончить на очень глубокой теме и необходимости уйти.

Смена темы во время разговора обычно делает разговор более поверхностным. Так как же перейти к более глубокому и личному разговору?

Мы можем говорить о предмете двумя способами. Мы можем ссылаться на предмет, а можем говорить о нашем отношении к нему.

Поясню на простом примере: у нас разговор о хлебе. Если вы спросите меня о хлебе, я могу сказать, что он обычно коричневый, иногда белый, на вкус немного сладкий, а иногда кисловатый. Или вы можете спросить меня, как я его ем.

Если вы хотите узнать, как я отношусь к хлебу, спросите, что я о нем думаю или как он на меня влияет: мне очень нравится его вкус, но я немного не переношу его, поэтому не могу съесть слишком много этого.

Я хочу сказать, что если вы хотите углубиться, задавайте вопросы о том, как другой человек относится к предмету. В большинстве случаев именно здесь и происходит волшебство. Итак, в следующий раз, когда вы разговариваете:

  • Спросите об отношении человека к предмету
  • Спросите, почему (знаменитые пять «почему» Toyota)
  • Поделитесь чем-нибудь личным, чтобы завоевать доверие, чтобы другой человек мог рассказать больше

Не бойтесь выглядеть глупо и задайте этот наивный вопрос! Ответ, который вы получите, во много раз отличается от ответа, который вы ожидали получить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *