Нарушение устной речи — Общие сведения, Причины возникновения. Томск
Общие сведенияНарушения устной речи могут быть разделены на два типа:
Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:
-
голосообразования;
-
темпоритмической организации высказывания;
-
интонационно-мелодической;
-
звукопроизносительной организации.
Даные нарушения могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:
Дисфония (афония) это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.
Брадилалия это патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.
Тахилалия это патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.
При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения.
В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием: нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.
Заикание это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.
Дислалия или нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении.
Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки.
Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения про¬изношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.
Развитие нарушения речиПри анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии — функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата. Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.
Ринолалия это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).
При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.
Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.
До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.
Дизартрия
Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.
Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой формат Эти случаи необходимо отличать от дислалии.
Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различая степень проявления дизартрии.
Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции других мозговых заболеваний.
Алалия и афазияНарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.
Алалия это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка.
Система языковых средств (фонематических, граммагических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов поврежден.
Афазия означает полную или частную утрату речи, обусловленнаю локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.
Нарушения речи при заболеванияхСамыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения:
-
неумение произносить тот или иной звук;
-
замена одного звука другим;
-
искажения имеющегося звука.
К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические, центральные поражения мозга и органические периферические причины:
Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата:
-
несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба;
-
массивные и короткие подъязычные уздечки;
-
изменения формы и относительной величины челюстей;
-
патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей.
Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами), в результате челюстно-лицевых травм.
Эти нарушения могут возникнуть в любом возрасте.ЛечениеНеобходимо учитывать, что три последних дефекта часто являются лишь предрасполагающим моментом к появлению дефектов звукопроизношения, так как у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные пути компенсации такого дефекта.
Достижения последних лет в области биологических, медицинских и других наук о человеке позволили более полно показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) причин в возникновении речевых расстройств. Был сделан акцент на необходимость комплексного, системного подхода в диагностике речевых нарушений.
Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизмы речевых нарушений, возникающих под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка, что необходимо для выработки стратегии и тактики коррекции речевых расстройств, а также для прогноза их предупреждения.
Бороться с проблемами речи помагают врачи-логопеды, педиатры и психологи. У каждого из специалистов разработан отдельный эффективный план по устранению недостатков речи.
Разница между письменной и устной речью
Один из основоположников современной лингвистики, Фердинанд де Соссюр (1857-1913) сказал следующее о взаимоотношении между языком и письменностью:
Язык и письменность – это две различные знаковые системы; вторая существует исключительно с целью представления первой.
Под языком он подразумевал устную речь. Устная речь является первичной, а письменная речь – вторичной. Устная речь может существовать без соответствующей письменной речи, а наоборот быть не может. В действительности, подавляющее большинство языков в мире никогда или только недавно приобрели письменную форму.
Но правда ли, что письменность существует исключительно с целью представления устной речи? Конечно же, нет. Так же как и устная речь, письменность существует, прежде всего, с целью представления понятий и идей.
Ни в коем случае письменность не подчиняется устной речи полностью. Во многих отношениях письменность ведет собственную жизнь и развивается независимо от устной речи.
Также письменность оказывает влияние на устную речь. Наиболее очевидным примером служит произношение под влиянием орфографии – например, в английском языке слово theatre произносится со звуком /Ɵ/ вместо первоначального /t/, поскольку
произносится как /Ɵ/ в других английских словах. Что особенно важно, сложные синтаксические конструкции, которые более характерны для письменной речи, чем устной, начинают преобладать в речи тех людей, которые часто пишут, или в тех культурах, в которых письменность преобладает. Если согласиться с тем, что язык оказывает влияние на наш образ мышления, это может иметь обширные последствия.
Основное различие между письменностью и устной речью состоит в том, что первое воспринимается визуально (зрительно), а второе – аудиально (на слух).
1. Письменная речь является постоянной, в то время как устная речь – преходящей, переменчивой.
2. Письменная речь является независимой от дискурсивной ситуации, в то время как устная речь – зависима. Физическое наличие написанного текста не зависит от присутствия автора или слушателя, в то время как для устного выступления (по меньшей мере, перед магнитофоном) необходимо присутствие и говорящего, и слушателя.
3. Как правило, пишущий человек может не торопиться при подготовке своего текста в отсутствие читателя, в то время как говорящий часто должен создавать текст своего выступления в момент говорения, в присутствии слушателя.
4. Обычно читатель может не торопиться, интерпретируя написанный текст в отсутствие автора, в то время как слушатель, как правило, должен интерпретировать его тут же, в присутствии говорящего.
5. По своей природе письменная речь обычно является монологической, а устная речь – диалогической. Следовательно, часто письменная речь оставляет меньше возможностей для автора объяснить в дальнейшем свои намерения или даже определить, были ли понятными его идеи, а также меньше возможностей для читателя узнать о стремлениях автора.
6. Поскольку написанный текст всегда можно перечитать снова, в то время как текст устной речи исчезает сразу же после произнесения, письменная речь уменьшает необходимость запоминания, а устная речь часто создает большое разнообразие техник и правил для запоминания.
7. В связи с тем, что в распоряжении автора и читателя находится больше времени, письменная речь позволяет использование более сложных, чем в устной речи, грамматических конструкций, а также построение абстрактных концепций и приведение доводов.
8. Благодаря интонации, тембру голоса и подобным средствам, устная речь позволяет выразить больше нюансов эмоционального тона, чем письмо, в котором существует меньше инструментов выражения такого типа.
9. Пребывая в отдалении от дискурсивной ситуации, письменная речь позволяет большее отстранение и объективность, чем устная речь.
10. Письменная речь обеспечивает автору больше свободы в рассуждениях, независимо от своей социальной среды, поощряя оригинальность, в то время как устная речь склонна к тому, чтобы быть более традиционной и общепринятой.
11. Для письменной речи характерной является более высокая степень фиксации норм и шаблонов (например, через письменные законы), в то время как устная речь часто является более гибкой.
12. Письменная речь уменьшает необходимость многословия и повторов по сравнению с устной речью.
Эти и другие отличия не являются абсолютными. В разных написанных текстах содержится разное количество особенностей устной речи, и наоборот. Например, в современном языке электронной почты (e-mail) встречается множество особенностей, которые обычно связывали с устной речью, и это может привести к определенным трудностям, когда автор электронного сообщения забывает о том, что отсутствие непосредственной дискурсивной ситуации и относительный недостаток средств для выражения эмоционального тона могут привести к непредвиденной интерпретации со стороны читателя. В некоторой степени недостаток средств для выражения эмоционального тона стал менее заметен с введением общепринятых знаков, наподобие 🙂 и :(.
Письменная и устная речь во многом отличаются. Однако в некоторых случаях письмо является более близким к устной речи, и наоборот. Ниже приводятся некоторые различия между этими двумя формами языка:
- Письменная речь, как правило, отличается постоянством. Тексты в письменном виде обычно не изменяют после того, как они были напечатаны/написаны.
Устная речь, как правило, нечто неустойчивое до тех пор, пока она не записана. Говорящий может исправлять себя и менять свои высказывания в ходе речи.
- Записанный текст может передавать информацию через время и пространство до тех пор, пока данный язык и система письменности понятны окружающим.
Устная речь обычно используется для немедленного обмена информацией.
- Письменная речь отличается большей сложностью и запутанностью, чем устная речь, поскольку в ней используются более длинные предложения и множество придаточных предложений.
Устная речь имеет склонность к повторениям, неполным предложениям, поправкам и паузам. Исключение составляют официальные выступления и другие запланированные формы устной речи, как например, сообщения новостей, сценарии к спектаклям и фильмам.
- Авторы письменных текстов не получают немедленную реакцию в ответ, если только это не общение с помощью компьютера. Следовательно, они не могут полагаться на ситуацию, чтобы внести ясность. По этой причине необходимо выражаться более точно и однозначно, чем в устной речи, за исключением переписки между людьми, которые хорошо знают друг друга.
Устная речь, как правило, это динамический обмен информацией между двумя или более людьми. Ситуация и общие знания играют в этом случае главную роль, поэтому многое может косвенно подразумеваться или остаться невысказанным.
- Авторы письменных текстов могут воспользоваться пунктуацией, заголовками, внешней формой, цветом и другими графическими эффектами, которые недоступны в устной речи.
В устной речи может использоваться интервал, тон, громкость и тембр для эмоционального контекста.
- Материал в письменном виде можно прочитать повторно и тщательно проанализировать, а также сделать пометки на поверхности. Устная речь может использоваться таким образом только в записанном виде.
- Некоторые грамматические конструкции используются только в письменном виде, так же как и некоторая лексика (например, сложные химические и юридические термины).
Часть лексики используется большей частью или исключительно в устной речи, как например сленговые выражения.
История письменности. От рисуночного письма к полноценному алфавиту
Автор: Игнас Дж. Гельб — 360 стр. 118 иллюстраций Формат: Электронная книга
Купить книгу
Краткий лингвистический справочник.
Языки и письменностьАвтор: В.В. Потапов — 271 стр. Формат: Электронная книга
Купить книгу
Устные презентации – Университет Вуллонгонга
Вы здесь
В этом ресурсе описывается, что такое устная презентация, и предлагаются стратегии эффективного планирования и презентации
Что такое устная презентация?
Устные презентации , также известные как публичные выступления или просто презентации, состоят из отдельных лиц или групп, устно обращающихся к аудитории по определенной теме. Цель этого состоит в том, чтобы обучать, информировать, развлекать или представлять аргумент. Устные презентации можно увидеть на рабочих местах, в классах и даже на общественных мероприятиях, таких как свадьбы. Устная презентация в университете оценивает способность выступающего эффективно передавать соответствующую информацию в интересной и увлекательной форме.
Групповые презентации
В некоторых случаях вам может потребоваться выступить в составе группы, чтобы проверить свою способность работать в команде. Работа в группе иногда может быть проблемой или большим успехом. Чтобы понять, как эффективно работать в группе, ознакомьтесь с нашим ресурсом «Групповая работа».
СОВЕТЫ
- Разделите тему презентации на подтемы и распределите по одной для каждого члена группы. Это обеспечит равномерное распределение рабочей нагрузки и участие всех в оценке.
- Репетируйте вместе всей группой. Хотя может показаться, что каждому участнику группы легко уйти и рассказать о своем разделе в одиночку, отсутствие регулярных групповых встреч или репетиций приведет к тому, что ваша презентация будет выглядеть бессвязной.
- Обеспечьте согласованность презентации, используя единый стиль для наглядных пособий. Если наглядные пособия, используемые вашей группой, не соответствуют формату, цвету и стилям шрифта, маркеру будет ясно, что вы не работали в команде.
- Используйте облачный сервис или платформу для создания презентации. Большинство облачных сервисов и платформ имеют функции, позволяющие работать над материалами удаленно друг от друга. Ознакомьтесь с нашими ресурсами для цифровых презентаций, чтобы узнать больше.
Планирование и проведение устной презентации
Планирование устной презентации
Наиболее важными факторами для успешной презентации являются: тщательное планирование, много практики и вовлечение аудитории. Это хорошая идея, чтобы посмотреть несколько профессиональных презентаций в Интернете, чтобы получить представление о том, что делают хорошие ораторы.
- Просмотрите описание темы . Ищите все важные детали, которые вам понадобятся, чтобы понять требования задачи, в том числе сроки ее выполнения, вес оценки и продолжительность времени, которое вы должны представить. Просмотрите критерии оценки . За что вас оценивают?
- Проанализируйте задачу . Определить цель презентации. Вам нужно ответить на конкретный вопрос?
- Учитывайте аудиторию . Каковы их ожидания от вашего контента и доставки?
- Мозговой штурм . Составьте карту всего, что вы уже знаете по теме. Запишите любые идеи, которые вы можете использовать для взаимодействия с аудиторией или вовлечения ее, и запишите, какие вопросы, объяснения и информацию вы хотите предоставить аудитории.
- Провести исследование . Найдите соответствующий материал, сделайте заметки и не забудьте сохранить использованные ссылки.
- Организуйте свои идеи . Создавайте логическую презентацию, чтобы информация хорошо доносилась.
- Обратите внимание на язык, который вы используете . Презентации должны быть представлены в устной или разговорной речи, а не в письменной форме. Разговорный язык намного легче понять вашей аудитории.
Транскрипция изображения
- Что я уже знаю?
- План
- Практика
- Подарок
Взаимодействие и вовлечение аудитории
Даже если это не является особым требованием, хорошей практикой является привлечение аудитории и/или обеспечение их взаимодействия во время презентации. Примеры способов обеспечения взаимодействия с аудиторией:
- Задавать вопросы, тестировать аудиторию, проводить викторины.
- Разрешить зрителям задавать вопросы.
- Предоставление раздаточных материалов — рассмотрите возможность «заполнить пустой» документ, который идет рука об руку со слайд-шоу или информацией, которую вы представляете.
- Просить кого-нибудь стать волонтером, если будут демонстрации.
- Предоставление небольших подарочных пакетов с информацией и конфетами.
Использование наглядных пособий
Во многих оценках устных презентаций вам будет разрешено или необходимо использовать наглядные пособия, такие как слайды, изображения или реквизит, чтобы добавить интересную особенность и привлечь аудиторию. Наглядные пособия должны быть четкими и четкими, и убедитесь, что они легко читаются вашей аудиторией.
ПРИМЕЧАНИЕ. Не забудьте сохранить визуальный материал на USB-накопителе, чтобы вы могли легко получить к нему доступ через компьютер класса (если применимо) и иметь резервную копию, если вам нужно отправить ее в классе или Распечатай.
Подготовка к презентации
Когда вы закончите написание презентации, помните, что она должна звучать как устная, а не письменная речь! — и доработали наглядные пособия, пора практиковать презентацию. Практикуя свою речь, учитывайте следующие аспекты:
- Говорите медленно и четко.
- Не читай по своим пальмовым картам.
- Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
- Сохраняйте правильную осанку, чтобы вас было хорошо слышно.
- Используйте естественные жесты рук.
- Используйте естественный тон голоса.
- Практикуйтесь, чтобы стать увереннее.
- Тренируйте произношение сложных слов, разбивая их на слоги.
- Следите за своим языком тела.
- Засеките время, чтобы убедиться, что вы укладываетесь во временные рамки.
Также важно использовать это время, чтобы убедиться, что вы полностью готовы. Вам нужно собрать реквизит? Думали ли вы о том, как вы будете получать доступ к своим наглядным пособиям?
Транскрипция изображения
- Напишите свою речь точками
- Тренируйтесь читать вслух
- Понять тему и материал, усвоить информацию из речи, а не просто запомнить ее, так ваша презентация будет звучать более аутентично
- Не забывайте улыбаться
- Дайте раздаточные материалы с дополнительной информацией
В день презентации
В день презентации вы можете чувствовать беспокойство или нервозность, и это совершенно нормально. Будьте уверены в своих силах, в запланированной вами презентации и в подготовке, которую вы провели!
Дополнительные ресурсы
- Создание цифровых презентаций
- Microsoft PowerPoint
- Групповая работа
- Облачные вычисления
Устная речь
Устная речь
Уверенность в выступлении перед публикой посредством устных презентаций и тот факт, что студент считает себя компетентным в этой способности, приводит к необычайной мотивации в академической среде. Именно потому, что это одно из видов деятельности, которое больше всего вызывает страх у большинства людей, включая, конечно, студентов.
В связи с этим мы считаем крайне необходимым научить учащихся чувствовать себя в безопасности перед аудиторией, будь то учителя или нет. Потеря страха перед публичными выступлениями — большой шаг к обретению уверенности в себе и безопасности.
Учителя создали несколько советов для наших студентов, чтобы подготовить хорошую устную речь.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ:
Выберите наглядные пособия
Чтобы упростить слайды, обратите внимание на следующее:
- Не пытайтесь рассказать всю историю на одном слайде. Используйте только ключевые слова (думайте о заголовках), а не длинные списки слов или целые абзацы. Зрители не смогут сосредоточиться на том, что вы говорите, если от них ожидают, что они будут читать текст на слайде.
- Передавайте только одну основную идею на слайде. Выражайте мысли как можно короче.
- При необходимости рассмотрите возможность включения раздаточных материалов, содержащих подробные сведения, в дополнение к более упрощенному слайду.
- Вместо одного сложного слайда сделайте несколько упрощенных слайдов с заключительным слайдом, описывающим общую концепцию.
- По возможности используйте изображения, простые диаграммы, графики или таблицы, а не текст.
- Используйте крупный размер (30pt) и шрифт без засечек (Arial, Tahoma).