Объединение психологов
Главная / Профессиональное сообщество / Публикации / Популярные статьи по психологии / Кто такая истеричка
Т.В. Литвинова
КТО ТАКАЯ «ИСТЕРИЧКА»
« У нее была истерия: она побросала все папки, разрыдалась и сказала, что больше не придет на работу». – Иногда мы слышим что-то подобное, когда говорящий путает истерию и истерику. А это не одно и то же. Истерия – это не истерика, а заболевание, когда у человека возникают «на нервной почве» различные припадки или симптомы, или боли в органах, которые в действительности здоровы (более современное название – «конверсионное расстройство»). Например, истерический припадок может быть похожим на приступ эпилепсии; а при истерической слепоте глаза здоровы, но человек при этом действительно ничего не видит. Симптомы в этом случае часто не соответствуют реальным признакам тех болезней, которые они имитируют. Например, может возникнуть «перчаточный паралич» кисти руки, который без истерии невозможен, потому что за движения пальцев руки отвечают два различных нерва, а не один (который мог бы быть поврежден в случае реального паралича).
Истерия была известна еще в Древнем мире. В течение многих столетий считали, что это – болезнь женщин, и поэтому объясняли истерию особенностями женского организма. Само название происходит от греческого слова «»hystera»» — матка; этот орган и считали во всем виноватым. В древности было распространено убеждение, что он никак не закреплен в теле женщины, и поэтому свободно в нем перемещается, а то и «бесится» (отсюда сохраняющееся в нашей культуре представление о «бешенстве матки»). Иногда матку даже представляли в виде зверька. Гуляя внутри тела, она защемляет внутренние органы, вызывая в них боли и просто неприятные ощущения. Например, если возникает знаменитый истерический «ком» в горле, — значит, матка подступила к горлу. Врачи пытались прогнать ее оттуда различными неприятными запахами, или же приманить ее на место вкусными запахами и благовониями. Так как больные истерией очень внушаемы, такие практики могли им реально помогать. Как и распространенный в средние века ритуал «изгнания бесов», когда в истерических припадках (которые могут оказаться заразительными для наблюдателя) начинали одна за другой биться десятки женщин в монастыре.
Конечно, XIX век уже больше «дружил» с анатомией и физиологией и не приписывал истерию свободным перемещениям матки, хотя по-прежнему считалось, что это – болезнь женщин. В конце XIX века в парижской психиатрической больнице Сальпетриер было большое отделение для женщин-истеричек, и им руководил Жан Шарко. У Шарко стажировались многие начинающие медики (в том числе ставшие более знаменитыми Бехтерев и Фрейд), которые становились свидетелями его демонстраций. Шарко лечил истеричек гипнозом, так как считал, что их болезнь – результат самовнушения, и поэтому им требуется внушение (по принципу: «клин клином вышибают»). Он представлял присутствующим молодым врачам пациенток отделения, которых он на их глазах вводил в гипнотический транс. Для некоторых незамужних девушек и женщин из небогатых семей это была возможность месяцами находиться на полном обеспечении в клинике, где они лечились и, так сказать, «работали истеричками», участвуя в демонстрациях. Оказалось, что истеричные женщины весьма артистичны, и клинические демонстрации Шарко превращались в увлекательное шоу: говорят, что таких эффектных истеричек, как у Шарко, мир не видел ни до, ни после него.
Одновременно, изучая истеричек, медики стали замечать, во-первых, что у мужчин истерия тоже встречается, во-вторых, что больные истерией часто имеют между собой значительное сходство в характере, и, в-третьих, что среди здорового населения людей (женщин, а иногда и мужчин) с таким характером также очень много. Люди с «истерическим» характером совсем не обязательно закатывают истерики; чаще всего они этого не делают. Этих людей не назовешь серьезными, они – не мыслители, но они – хорошие рассказчики: и потому, что эмоциональны и артистичны, и потому, что очень любят привлекать внимание. Все они, рассказывая историю из своей жизни, любят преувеличивать, а некоторые из этих людей могут и приврать: не с целью мошенничества, а исключительно с целью вызвать к себе интерес. Помните барона Мюнхгаузена? Девушки с «истерическим» характером» обычно красочно рассказывают о своих многочисленных поклонниках; впрочем, мужским вниманием они действительно не обделены. Такие люди всегда кокетливы и привлекательны для противоположного пола (особенно женщины; мужское кокетство традиционно ценится не так высоко), в присутствии которого они буквально расцветают.
Записаться на консультацию
Что значит истеричка — Значения слов
истеричка в словаре кроссвордиста
истеричка
- Жена, закатывающая сцены
- «припадочная»
- Неуравновешенная женщина, заливающаяся слезами
- Ей с мужем жить — чуть что, по-волчьи выть или дико смеяться
- Песня группы Artik & Asti
- Женщина, закатывающая сцены
- Крайне возбужденная женщина (разг.
) - Женщина, страдающая истерией, склонная к истерикам
- Женщина, конкурирующая с рыбой, бьющейся об лед
- Скандальная женщина
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
истеричка
истерички. Женск. к истерик.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
истеричка
ж. разг. Женск. к сущ.: истерик.
Примеры употребления слова истеричка в литературе.
Итак, мистер Висконти отправился с этой юной истеричкой в номер — он чуть не прихватил с собой рюмку.
Речь идет о том, чтобы постигнуть, насколько женщина никогда и жизни своей не бывает правдива, даже тогда или впервые именно только тогда, когда она, подобно истеричке, рабски придерживается гетерономного ей требования истины и внешним образом говорит одну только правду.
Последователь подобной гетерономной этики более всего похож именно на истеричку.
Шестакова — это жена Додина, она вообще истеричка и в каждой роли проливает немыслимое количество слез.
В прошлом мускатный орех давали истеричкам, и испытания на удивление подтвердили вектор действия этого средства.
От двадцати до тридцати лет искренняя флагеллянтша встречается только между невропатками, истеричками или такими, которые были приучены к флагелляции еще с детства и сохранили эту привычку.
Истерички реагируют на определенную высоту звука, как бы фиксируя ее в статуарной, каталептической позе своего тела.
Но ни одна из газет не упомянула о том, что, удовлетворив свою потребность в лицезрении живой кинозвезды, даже эти истерички возвращались к горестным размышлениям об атмосфере, которая в это время незаметно, но бесповоротно и стремительно рассеивалась в мировом пространстве.
Цеся, и вид у нее был такой, будто она вот-вот начнет биться головой о стену, вследствие чего бородач, который в самом деле больше всего на свете не терпел истеричек и уличные сцены, откашлялся, поправил галстук и смело вышел из подворотни.
Но все это было вменено в ничто, и интересы родины были принесены в жертву позорной вакханалии распутинства и избежанию семейных сцен со стороны властолюбивой истерички.
Поводом служит ничтожный инцидент: графиня Шрусбери, злобная истеричка и интриганка, под горячую руку обвинила Марию Стюарт в том, что у той амуры с ее супругом.
Прежде внешнее принуждение, в котором истеричка видела свой долг изгнало истинную природу ее из сферы сознания, прокляло и заковало ее в цепи.
Ведь как бы то ни было истеричка отлично чувствует, что это желание — первородный, самый властный мотив ее души.
Это именно явление и есть то, чего истеричка ни в коем случае не хочет признавать своим, но именно благодаря подобному отрицанию, она подпадает под власть этого явления: ибо если бы она вменила его себе и постаралась составить определенное суждение о нем, как она поступает по отношению к самым ничтожным вещам, то она уже тем самым как-нибудь поставила бы себя вне своего переживания, или поднялась бы над ним.
Согласно этой теории истеричка есть женщина, которая в пассивной покорности своей воспринимала весь комплекс мужских и общественных оценок, вместо того, чтобы предоставить своей чувственной природе возможно более свободный ход развития.
Источник: библиотека Максима Мошкова
«Если это истерично, то это исторично»
«Если это истерично*, то это исторически».
*Мне не нравится слово «истерика». Оно происходит от слова «истерия», которое в западных патриархальных обществах веками использовалось для умаления, подчинения и контроля над женщинами. В данном контексте оно не имеет такого значения, но вокруг этого слова столько багажа, что я предпочитаю не использовать его, когда это возможно. Но в этом высказывании есть приятный аллитеративный оттенок, который облегчает запоминание, поэтому я использую его здесь.
В повседневной жизни все мы сталкиваемся с вещами, которые расстраивают нас и вызывают у нас болезненные, неприятные чувства. Большую часть времени эти чувства не подавляют, и мы можем справиться с ними и относительно легко продолжить наш день.
Но иногда случается что-то, что вызывает у вас действительно сильную болезненную эмоциональную реакцию. Реакция, которая настолько несоразмерна стимулу, что становится «истерической», потому что кажется, что она несоразмерна триггеру. Поговорка «Если это истерично, значит, это исторично» означает, что в данном случае триггер может быть основан на чем-то историческом из вашего прошлого.
Например, предположим, что вы находитесь в продуктовом магазине и ищете свое любимое блюдо. Когда вы идете по проходу, кто-то хватает последнюю коробку с этой едой и уходит с ней. Вы больше не можете есть любимую еду. Для большинства людей это было бы разочарованием, разочарованием и/или раздражением. Но вдруг тебе становится невероятно грустно, очень больно, и на тебя накатывает горе. В уме вы можете говорить: «Это просто коробка с едой… это не имеет большого значения», но эмоционально вы испытываете сильную реакцию, непропорциональную тому, что в магазине нет вашей любимой любимой еды. .
В этом случае может быть применимо «Если это истерично, это исторически». Если бы вы начали немного внутренней работы и изучения этих больших чувств, которые у вас возникают, вы могли бы понять, что на самом деле вы не расстраиваетесь из-за того, что у них закончилась ваша любимая еда. На самом деле это может быть связано с детской привычкой отказываться от вещей, которые вам нравятся. Это может быть о прошлой депрессии, когда вы не могли испытывать удовольствие от еды или чего-либо еще. Это может быть необработанный подростковый гнев из-за того, что вам отказывают в вещах, на которые вы имеете право. Дело не в еде, а в эмоциональной связи с прошлым, которую ваш мозг создает в связи с сегодняшней ситуацией.
Итак, если это истерика — если у вас много сильных чувств по поводу чего-то, что, возможно, не обязательно требует их — возможно, стоит выяснить, действительно ли это историческое событие.
Вы можете начать это расследование, спросив себя: «Эта ситуация напоминает мне что-нибудь из моего прошлого? Когда в последний раз я чувствовал все эти сильные болезненные ощущения? Есть ли параллели между теми ситуациями и этой?» Это может быть что-то, что произошло однажды раньше, или, может быть, что-то, что случалось неоднократно. Если вы сможете что-то вспомнить, вы, вероятно, почувствуете уменьшение этих нынешних болезненных ощущений. Вы будете знать, что речь идет не о том, что только что произошло, а о прошлой проблеме, которую необходимо обработать и проработать. Теперь у вас есть способ сделать это, и, надеюсь, подобные триггеры в будущем не вызовут у вас такой болезненной эмоциональной реакции.
Однако, если ничего не приходит на ум, вы можете исследовать и посмотреть, есть ли что-нибудь, что вы можете найти на уровне внутреннего ребенка. Это стоит изучить, потому что у детей большие, необузданные чувства. Если у вас есть эти сильные необузданные чувства, и вы не можете определить, откуда они исходят, есть вероятность, что они могут быть связаны с чем-то из раннего детства. Вы можете сделать это, найдя что-то для записи и спросив себя: «Из какого возраста это происходит, эти сильные чувства, вся эта большая боль? Это из какого возраста?»
Если вы получите ответ, вы можете спросить внутреннего ребенка внутри вас: «О чем это? Чем ты расстроен? Что происходит?» Не спрашивайте со стыдом или обвинением, а с добротой и любопытством. Тогда пишите все, что придет в голову. Помните, у детей большие чувства, поэтому иногда вы будете писать что-то вроде: «Ой! Боль! Я ненавижу это! Злиться на маму!» Это нормально, вы общаетесь с детской версией себя, а не со взрослой.
Наконец, вы можете спросить самого себя в молодости: «Что я могу сделать для вас? Как я могу помочь тебе с этими чувствами?» Не спрашивайте: «Как я могу заставить вас перестать их чувствовать?» или «Как я могу это исправить?», а «Чем я могу вам помочь? Тебе просто нужно, чтобы я выслушал? Что ты хочешь чтобы я сделал?» Задавая себе эти вопросы, если у вас есть эти большие истерические и, возможно, исторические чувства, может быть хорошим способом узнать, что происходит внутри вас, чтобы вы могли предотвратить появление таких сильных болезненных ощущений каждый раз, когда этот триггер входит в вашу жизнь. Выяснение того, является ли ваша «истерия» исторической, может привести к гораздо менее эмоционально реактивному будущему.
«Если это истерично, то это исторично»
«Если это истерично*, то это исторически».
В повседневной жизни все мы сталкиваемся с вещами, которые расстраивают нас и вызывают болезненные, неприятные ощущения. Большую часть времени эти чувства не подавляют, и мы можем справиться с ними и относительно легко продолжить наш день.
Но иногда случается что-то, что вызывает у вас действительно сильную болезненную эмоциональную реакцию. Реакция, которая настолько несоразмерна стимулу, что становится «истерической», потому что кажется, что она несоразмерна триггеру. Поговорка «Если это истерично, значит, это исторично» означает, что в данном случае триггер может быть основан на чем-то историческом из вашего прошлого.
Например, предположим, что вы находитесь в продуктовом магазине и ищете свое любимое блюдо. Когда вы идете по проходу, кто-то хватает последнюю коробку с этой едой и уходит с ней. Вы больше не можете есть любимую еду. Для большинства людей это было бы разочарованием, разочарованием и/или раздражением. Но вдруг тебе становится невероятно грустно, очень больно, и на тебя накатывает горе. В уме вы можете говорить: «Это просто коробка с едой… это не имеет большого значения», но эмоционально вы испытываете сильную реакцию, которая несоразмерна тому, что в магазине нет вашей любимой любимой еды.
В этом случае может быть применимо «Если это истерично, это исторически». Если бы вы начали немного внутренней работы и изучения этих больших чувств, которые у вас возникают, вы могли бы понять, что на самом деле вы не расстраиваетесь из-за того, что у них закончилась ваша любимая еда. На самом деле это может быть связано с детской привычкой отказываться от вещей, которые вам нравятся. Это может быть о прошлой депрессии, когда вы не могли испытывать удовольствие от еды или чего-либо еще. Это может быть необработанный подростковый гнев из-за того, что вам отказывают в вещах, на которые вы имеете право. Дело не в еде, а в эмоциональной связи с прошлым, которую ваш мозг создает в связи с сегодняшней ситуацией.
Итак, если это истерика — если у вас много сильных чувств по поводу чего-то, что, возможно, не обязательно требует их — возможно, стоит выяснить, действительно ли это историческое событие.
Вы можете начать это расследование, спросив себя: «Эта ситуация напоминает мне что-нибудь из моего прошлого? Когда в последний раз я чувствовал все эти сильные болезненные ощущения? Есть ли параллели между теми ситуациями и этой?» Это может быть что-то, что произошло однажды раньше, или, может быть, что-то, что случалось неоднократно. Если вы сможете что-то вспомнить, вы, вероятно, почувствуете уменьшение этих нынешних болезненных ощущений. Вы будете знать, что речь идет не о том, что только что произошло, а о прошлой проблеме, которую необходимо обработать и проработать. Теперь у вас есть способ сделать это, и, надеюсь, подобные триггеры в будущем не вызовут у вас такой болезненной эмоциональной реакции.
Однако, если ничего не приходит на ум, вы можете исследовать и посмотреть, есть ли что-нибудь, что вы можете найти на уровне внутреннего ребенка. Это стоит изучить, потому что у детей большие, необузданные чувства. Если у вас есть эти сильные необузданные чувства, и вы не можете определить, откуда они исходят, есть вероятность, что они могут быть связаны с чем-то из раннего детства. Вы можете сделать это, найдя что-то для записи и спросив себя: «Из какого возраста это происходит, эти сильные чувства, вся эта большая боль? Это из какого возраста?»
Если вы получите ответ, вы можете спросить внутреннего ребенка внутри вас: «О чем это? Чем ты расстроен? Что происходит?» Не спрашивайте со стыдом или обвинением, а с добротой и любопытством. Тогда пишите все, что придет в голову. Помните, у детей большие чувства, поэтому иногда вы будете писать что-то вроде: «Ой! Боль! Я ненавижу это! Злиться на маму!» Это нормально, вы общаетесь с детской версией себя, а не со взрослой.
Наконец, вы можете спросить самого себя в молодости: «Что я могу сделать для вас? Как я могу помочь тебе с этими чувствами?» Не спрашивайте: «Как я могу заставить вас перестать их чувствовать?» или «Как я могу это исправить?», а «Чем я могу вам помочь? Тебе просто нужно, чтобы я выслушал? Что ты хочешь чтобы я сделал?» Задавая себе эти вопросы, если у вас есть эти большие истерические и, возможно, исторические чувства, может быть хорошим способом узнать, что происходит внутри вас, чтобы вы могли предотвратить появление таких сильных болезненных ощущений каждый раз, когда этот триггер входит в вашу жизнь.