Герберт фон караян: Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)

Содержание

Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)

Herbert von Karajan

Дата рождения

05.04.1908

Дата смерти

16.07.1989

Профессия

Страна

Австрия

«Главным дирижером Европы» назвал как-то Караяна один из видных музыкальных критиков. И это название справедливо вдвойне — так сказать, и по форме, и по содержанию. В самом деле: за последние полтора десятилетия Караян возглавлял большинство лучших европейских оркестров: он был главным дирижером Лондонской, Венской и Берлинской филармоний, Венской оперы и миланского театра «Ла Скала», музыкальных фестивалей в Байрёйте, Зальцбурге и Люцерне, Общества друзей музыки в Вене… Многие из этих постов Караян занимал одновременна, едва успевая перелетать на своем спортивном самолете из одного города в другой, чтобы провести репетицию, концерт, спектакль, запись на пластинки. Но он успевал все это и, кроме того, еще интенсивно гастролировал ло всему миру.

Однако определение «главный дирижер Европы» имеет и более глубокий смысл. Вот уже несколько лет как Караян оставил многие из своих постов, сосредоточившись на руководстве Берлинской филармонией и весенним фестивалем в Зальцбурге, который он сам организует с 1967 года и где ставит оперы Вагнера и монументальные творения классики. Но и сейчас не найдется на нашем континенте, да, вероятно, и во всем мире, дирижера (за исключением, быть может, Л. Бернстайна), который мог бы соперничать с ним по популярности и авторитету (если иметь в виду дирижеров его поколения).

Караяна часто сопоставляют с Тосканини, и для подобных параллелей есть немало оснований: двух дирижеров роднит и масштаб дарования, и широта музыкального кругозора, и гигантская популярнесть. Но, пожалуй, главным их сходством можно считать удивительную, порой непостижимую способность всецело завладевать вниманием музыкантов и публики, передавать им невидимые токи, рождаемые музыкой. (Это ощущается даже в записях на пластинки.)

Для слушателей Караян — гениальный артист, который дарит им мгновения высоких переживаний. Для них Караян — дирижер, которому подвластна вся многогранная стихия музыкального искусства — от творений Моцарта и Гайдна до современной музыки Стравинского и Шостаковича. Для них Караян — артист, с одинаковым блеском выступающий и на концертной эстраде, и в оперном театре, где Караяна-дирижера нередко дополняет Караян-режиссер.

Караян предельно точен в передаче духа и буквы любой партитуры. Но всякое его исполнение при этом отмечено глубокой печатью индивидуальности артиста, которая столь сильна, что ведет за собой не только оркестр, но и солистов. Лаконичными жестами, лишенными всякой аффектации, часто подчеркнуто скупыми, «жесткими», он подчиняет своей неукротимой воле каждого оркестранта, захватывает своим внутренним темпераментом слушателя, раскрывает перед ним философские глубины монументальных музыкальных полотен. И в такие мгновения его небольшая фигура кажется гигантской!

Десятки опер ставились Караяном в Вене, Милане и других городах. Перечислять репертуар дирижера значило бы вспоминать все лучшее, что есть в музыкальной литературе.

Можно очень много говорить и об интерпретации Караяном отдельных сочинений. Десятки симфоний, симфонических поэм и оркестровых пьес композиторов разных эпох и народов прозвучали в его концертах, записаны им на пластинки. Назовем лишь некоторые имена. Бетховен, Брамс, Брукнер, Моцарт, Вагнер, Верди, Бизе, Р. Штраус, Пуччини — вот композиторы, в интерпретации музыки которых талант артиста раскрывается с наибольшей полнотой. Вспомним хотя бы концерты Караяна у нас в 60-х годах или «Реквием» Верди, исполнение которого Караяном в Москве с артистами миланского театра «Да Скала» произвело неизгладимое впечатление на всех слышавших его.

Мы попытались нарисовать облик Караяна — таким, каким его знают во всем мире. Конечно, это лишь эскиз, штриховой набросок: портрет дирижера наполняется живыми красками, когда слушаешь его концерты или записи. Нам остается напомнить о начале творческого пути артиста…

Караян родился в Зальцбурге, в семье врача. Способности и любовь к музыке проявились у него столь рано, что уже пятилетним мальчуганом он публично выступал как пианист. Затем Караян учился в зальцбургском «Моцартеуме», и руководитель этой музыкальной академии Б. Паумгартнер посоветовал ему заниматься дирижированием. (И по сей день Караян остается отличным пианистом, — изредка выступающим с исполнением фортепианных и клавесинных произведений.) С 1927 года молодой музыкант работает дирижером сперва в австрийском городе Ульме, затем в Ахене, где становится одним из самых молодых в Германии главных дирижеров. В конце тридцатых годов артист переезжает в Берлин и вскоре занимает пост главного дирижера Берлинской оперы.

После войны известность Караяна очень скоро вышла за пределы Германии — тогда его и стали называть, «главным дирижером Европы»…

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Книги

Главы из книг

Записи

Porsche Герберт фон Караян — Porsche Armenia

Как будто бы пытаясь утешить спортивный автомобиль, Штреле направляется туда, где Porsche может показать, чего он стоит: на горные альпийские дороги. Улица с прекрасным панорамным видом была любимым маршрутом Караяна. Маэстро, отличавшийся дисциплиной, просыпался, как правило, еще до шести утра, чтобы выучить партитуры или заняться йогой, а иногда, чтобы просто поехать в горы. На почти 16-километровом отрезке пути с прекрасным видом пришло время хорошенько встряхнуть Porsche Караяна. Штреле переходит на низшую передачу и набирает обороты, из мотора вырывается настоящий ад, как Вотан из-за туч. Из окна так и хочется взмахнуть палочкой Валькирия и покорить гору на 360 лошадях, издав боевой клич. Следует заметить, что на своем Turbo Караян ездил немного. Когда он его продал в 1980 году, на тахометре было всего 3 000 километров. Однако нескольких лет владения дирижером было достаточно, чтобы цена этого легендарного Porsche превысила три миллиона евро. В 2004 году автомобиль перешел в руки уже шестого владельца, который включил этот ценный экспонат в свою тайную коллекцию в Швейцарии. На этом автомобиле он не ездил ни разу.

Незабываемый вдохновитель

Что оставил после себя Герберт фон Караян, человек, оказавший влияние на восприятие музыки целого поколения музыкантов и меломанов? Иногда Вильфрид Штреле прослушивает старые записи, например, «Богему» Пуччини, 1972 год: «Здесь чувствуется все та же страсть, та же мощь, которые, возможно, в известном смысле, объясняют его восхищение автомобилями Porsche.» Караян был убежденным буддистом и не верил в смерть. Возможно, части нашей души продолжают жить в вещах и людях, которые были спутниками нашей жизни. Возможно, это не случайность, что через почти сорок лет PorscheTurbo вновь возвратился в Аниф. С тем же напором, с той же устремленностью. Он все еще поражает своей неземной красотой.

Текст Лена Зип
Фото Патрик Гослинг, Зигфрид Лаутервассер/Архив Караяна

Герберт фон Караян

В 1938 году, в тот самый год, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию, тридцатилетний дирижер из Зальцбурга дирижировал в Берлинской опере «Тристаном и Изольдой» Рихарда Вагнера. Постановка впечатляла, а австрийского дирижера Герберта фон Караяна превозносили до небес и называли чудом. Вскоре после этого он подписал выгодный контракт со звукозаписывающей студией «Дойче Граммофон» (нем.

Deutsche Grammophon). В годы Третьего Рейха фон Караян — член НСДАП — был на пути к тому, чтобы стать одним из ведущих музыкантов Германии. Как и многие другие немецкие музыканты нееврейского происхождения, Герберт фон Караян перенес Вторую мировую войну практически без потерь и стал одним из наиболее записываемых музыкантов в послевоенном музыкальном мире. Самомнение и честолюбие музыканта ни для кого не являлись секретом, но его политические взгляды были столь неопределенны, что послевоенный музыкальный мир смотрел на них сквозь пальцы.

Герберт фон Караян родился 5 апреля 1908 года в Зальцбурге. Его отец был успешным врачом. В юности фон Караян изучал музыку и дирижирование в Зальцбурге. В 1929 году он получил пост дирижера оркестра города Ульм, а уже в 1934 году у стал капельмейстером оркестра в Аахене, на этой должности он оставался до 1941 года. В 1933 (или 1935) году фон Караян вступил в НСДАП, а в 1938 году в карьере музыканта произошел долгожданный прорыв и он стал любимцем нацистской элиты. В Берлине он заслужил репутацию исполнителя политкорректной современной музыки, в особенности произведений Карла Орфа и Рихарда Штрауса. В 1941 году, после исполнения Гербертом фон Караяном кантаты «Кармина Бурана» сам композитор в восхищении воскликнул, что «оркестр под управлением Караяна звучал фантастически». Герберту фон Караяну, который стремился к музыкальным высотам, постоянно угрожала фигура Вильгельма Фуртвенглера, который, несмотря на двусмысленное положение в Третьем Рейхе, был, бесспорно, выдающимся немецким дирижером. Конкуренция между молодым фон Караяном и опытным Фуртванглером не оставалась без внимания и некоторые полагали очевидным поражение фон Караяна. Русская княгиня-эмигрантка, писала, что фон Караян «очень моден и некоторые почитают его лучше Фуртванглера, но это абсолютный вздор. Он, конечно, гений и пламенный артист, но не без самомнения».

Герберт фон Караян никогда не вмешивался открыто в политические дела, но не преминул воспользоваться нацистским музыкальными реформами. Самый известный  случай — это смещение Рихарда Штрауса с должности президента Имперской палаты по делам музыки за сотрудничество с еврейским либретистом Стефаном Цвейгом. Его место занял немецкий дирижер и музыковед Петер Раабе, а пост Раабе в Аахенской опере достался, в свою очередь, фон Караяну. В конце концов, имя Герберта фон Караяна было включено в геббельсовский список музыкантов, «благословленных Богом». И все же, даже этот любимец фортуны не был застрахован от опалы Фюрера, известного своим непостоянством привязанностей. В 1939 году фон Караян дирижировал провалившейся у зрителей постановкой вагнеровской оперы «Мейстерзингеры» (нем.

Die Meistersinger). Гитлер воспринял эту неудачу как личное оскорбление и, по всей видимости, так и не забыл о ней. Но в биографии фон Караяна была куда более скандальная, с точки зрения нацистов, деталь — его брак с наследницей текстильной империи Анитой, чей дедушка был евреем.

Но то, что угрожало карьере дирижера в Третьем Рейхе, спасло его в послевоенные годы. После войны советское военное командование наложило запрет на публичные выступления фон Караяна  за его  добровольное вступление в НСДАП. И все-таки, к 1947 году все запреты были сняты и дирижер продолжил музыкальную карьеру. Оправдаться ему удалось во многом благодаря жене-полуеврейке, чью национальную принадлежность  фон Караян использовал как факт своей «оппозиции» нацизму. Однако, некоторые историки уверены, что он лгал сознательно, чтобы оправдаться на денацификационном процессе. В любом случае, дирижер поднимался к вершинам успеха и богатства быстро и безпроблемно. В 1955 году фон Караян вступил в должность музыкального директора Берлинского филармонического оркестра. Он также продолжил руководство Венской оперой и Зальцбургским фестивалем, интенсивно работал в Лондоне и гастролировал по всему миру. Он оставался пожизненным руководителем Берлинского филармонического оркестра до отставки в 1989 году по причине плохого здоровья. Вскоре фон Караян скончался в Зальцбурге, будучи одним из самых богатых и знаменитых дирижеров мира.

 

Список литературы

Kater, M.H., 1997.

The Twisted Muse: Musicians and their Music in the Third Reich, Oxford: Oxford University Press.  

Meyer, M., 1993. The Politics of Music in the Third Reich, New York: Peter Lang.  

Morwood, J., A Good Old Stick. Review essay of Herbert von Karajan: A Life in Music by Richard Osborne. The Musical Times, 140(1867), 71-73.  

Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)

Herbert von Karajan

Дата рождения

05.04.1908

Дата смерти

16.07.1989

Профессия

Страна

Австрия

«Главным дирижером Европы» назвал как-то Караяна один из видных музыкальных критиков. И это название справедливо вдвойне — так сказать, и по форме, и по содержанию. В самом деле: за последние полтора десятилетия Караян возглавлял большинство лучших европейских оркестров: он был главным дирижером Лондонской, Венской и Берлинской филармоний, Венской оперы и миланского театра «Ла Скала», музыкальных фестивалей в Байрёйте, Зальцбурге и Люцерне, Общества друзей музыки в Вене… Многие из этих постов Караян занимал одновременна, едва успевая перелетать на своем спортивном самолете из одного города в другой, чтобы провести репетицию, концерт, спектакль, запись на пластинки. Но он успевал все это и, кроме того, еще интенсивно гастролировал ло всему миру.

Однако определение «главный дирижер Европы» имеет и более глубокий смысл. Вот уже несколько лет как Караян оставил многие из своих постов, сосредоточившись на руководстве Берлинской филармонией и весенним фестивалем в Зальцбурге, который он сам организует с 1967 года и где ставит оперы Вагнера и монументальные творения классики. Но и сейчас не найдется на нашем континенте, да, вероятно, и во всем мире, дирижера (за исключением, быть может, Л. Бернстайна), который мог бы соперничать с ним по популярности и авторитету (если иметь в виду дирижеров его поколения).

Караяна часто сопоставляют с Тосканини, и для подобных параллелей есть немало оснований: двух дирижеров роднит и масштаб дарования, и широта музыкального кругозора, и гигантская популярнесть. Но, пожалуй, главным их сходством можно считать удивительную, порой непостижимую способность всецело завладевать вниманием музыкантов и публики, передавать им невидимые токи, рождаемые музыкой. (Это ощущается даже в записях на пластинки.)

Для слушателей Караян — гениальный артист, который дарит им мгновения высоких переживаний. Для них Караян — дирижер, которому подвластна вся многогранная стихия музыкального искусства — от творений Моцарта и Гайдна до современной музыки Стравинского и Шостаковича. Для них Караян — артист, с одинаковым блеском выступающий и на концертной эстраде, и в оперном театре, где Караяна-дирижера нередко дополняет Караян-режиссер.

Караян предельно точен в передаче духа и буквы любой партитуры. Но всякое его исполнение при этом отмечено глубокой печатью индивидуальности артиста, которая столь сильна, что ведет за собой не только оркестр, но и солистов. Лаконичными жестами, лишенными всякой аффектации, часто подчеркнуто скупыми, «жесткими», он подчиняет своей неукротимой воле каждого оркестранта, захватывает своим внутренним темпераментом слушателя, раскрывает перед ним философские глубины монументальных музыкальных полотен. И в такие мгновения его небольшая фигура кажется гигантской!

Десятки опер ставились Караяном в Вене, Милане и других городах. Перечислять репертуар дирижера значило бы вспоминать все лучшее, что есть в музыкальной литературе.

Можно очень много говорить и об интерпретации Караяном отдельных сочинений. Десятки симфоний, симфонических поэм и оркестровых пьес композиторов разных эпох и народов прозвучали в его концертах, записаны им на пластинки. Назовем лишь некоторые имена. Бетховен, Брамс, Брукнер, Моцарт, Вагнер, Верди, Бизе, Р. Штраус, Пуччини — вот композиторы, в интерпретации музыки которых талант артиста раскрывается с наибольшей полнотой. Вспомним хотя бы концерты Караяна у нас в 60-х годах или «Реквием» Верди, исполнение которого Караяном в Москве с артистами миланского театра «Да Скала» произвело неизгладимое впечатление на всех слышавших его.

Мы попытались нарисовать облик Караяна — таким, каким его знают во всем мире. Конечно, это лишь эскиз, штриховой набросок: портрет дирижера наполняется живыми красками, когда слушаешь его концерты или записи. Нам остается напомнить о начале творческого пути артиста…

Караян родился в Зальцбурге, в семье врача. Способности и любовь к музыке проявились у него столь рано, что уже пятилетним мальчуганом он публично выступал как пианист. Затем Караян учился в зальцбургском «Моцартеуме», и руководитель этой музыкальной академии Б. Паумгартнер посоветовал ему заниматься дирижированием. (И по сей день Караян остается отличным пианистом, — изредка выступающим с исполнением фортепианных и клавесинных произведений.) С 1927 года молодой музыкант работает дирижером сперва в австрийском городе Ульме, затем в Ахене, где становится одним из самых молодых в Германии главных дирижеров. В конце тридцатых годов артист переезжает в Берлин и вскоре занимает пост главного дирижера Берлинской оперы.

После войны известность Караяна очень скоро вышла за пределы Германии — тогда его и стали называть, «главным дирижером Европы»…

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Книги

Главы из книг

Записи

Герберт фон Караян — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, дирижер

Биография

Герберта фон Караяна по праву внесли в десятку лучших дирижеров всех времен и народов. Настоящий маэстро, кумир публики имел отточенные жесты и покорил мир своим волевым искусством, загадочностью и миллионными тиражами грамзаписей. Мужчина пришел к популярности небезупречным путем, но стал примером того, как многие гении — рабы собственного неуемного уникального дара — ради него готовы на все.

Детство и юность

Герберт родился в Зальцбурге в апреле 1908 года в семье доктора. Из-за звучания фамилии многие ошибочно полагали, что по национальности он армянин. На самом деле мужчина имеет греческих предков, которые когда-то жили в Македонии. Приставка фон в инициалах его потомков появилась в XVIII столетии.

Embed from Getty ImagesГерберт фон Караян

Дед музыканта был обеспеченным торговцем, его звали Георгий Караяннис, но, когда мужчине присвоили в Саксонии рыцарский титул, фамилию сократили до Караян и прибавили то самое фон, указывающее на его аристократическое происхождение.

Дар фон Караяна заметили уже в детстве, а потому долгих размышлений об учебном заведении ни у него, ни у его родителей не было. В Зальцбурге он поступил в местную консерваторию Моцартеум и уже в 21 год получил хорошее место в немецком театре Ульма, став там первым капельмейстером.

Музыка

Занимая некоторое время в театре высокую должность, будучи натурой творческой и ранимой, он сильно оскорбился, потеряв там место. При этом всячески себя убеждал, что его время точно наступит. Каким образом ему удалось свести знакомство с Эдгаром Гроссе (член СС), который в ту пору работал худруком театра в Аахене, до сих пор остается загадкой, но эта связь позволила фон Караяну дирижировать там симфоническими концертами и оперными спектаклями. Его карьерой занимался эсэсовец Рудольф Веддер.

Embed from Getty ImagesДирижер Герберт фон Караян

С тех пор в биографии Герберта появилось немало пробелов, после окончания войны мужчина всеми силами пытался уничтожить следы знакомства с этими людьми. И уже позднее выступал против публикации сохранившихся документов касательно его жизни в те годы. И делал он это недаром, благодаря бумагам удалось доказать его двойное вступление в ряды НСРПГ, при этом дирижер яро отрицал предъявленные факты, называя их подделкой и недоразумением.

В 1938 году имя фон Караяна стало появляться в заголовках газет, это случилось после исполнения Берлинским филармоническим оркестром под его руководством оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». После этого музыканта стал продвигать сам Герман Геринг. Но не все так гладко складывалось в карьере Герберта, по какой-то причине он не нравился Адольфу Гитлеру.

Читайте такжеИнтересные факты об Адольфе Гитлере

Историки объясняли это большой любовью фюрера к творчеству Вагнера, он наизусть знал все оперы композитора. На одном из концертов музыкант дирижировал, но по ошибке певец исполнил не ту реплику. В зале был и Гитлер, списавший это недоразумение на счет австралийца, поскольку тот предпочитал работать без нот. С тех пор ему было приказано не спускать глаз с партитуры.

Ситуация в Германии с годами ухудшалась, а после концерта с оркестром Готфрида фон Эйнема у Герберта возникли еще большие проблемы. Дело в том, что австрийский композитор к тому времени уже несколько раз допрашивался гестапо по подозрению в сотрудничестве с антифашистами, и все, кто имел с ним связь, автоматически попадали в поле зрения эсэсовцев.

В 1945-м мужчина решает бежать из страны, хотя и имел в Германии большое количество поклонников, в том числе среди военных. В то время слава фон Караяна ходила уже далеко за пределами одной страны, и многие театры и оперы мечтали заполучить талантливого музыканта в свои ряды. Он стал худруком Общества друзей музыки, работал в миланском театре оперы «Ла Скала» и с лондонским оркестром «Филармония».

Embed from Getty ImagesГерберт фон Караян во главе Берлинского филармонического оркестра

В 1955 году фон Караяна в качестве преемника Вильгельма Фуртвенглера ставят во главу Берлинского филармонического оркестра. Одновременно с тем на протяжении 7 лет он работает с Венской государственной оперой в качестве художественного директора. Со временем прошлое дирижера забылось. Его обожали простые граждане, профессиональные музыканты и политики, которые с восхищением высказывались о любой работе Герберта.

Часто фон Караяна критиковали за то, что он записывал композиции, созданные до 1945 года, туда вошли «Реквием» Моцарта, а также работы Рихарда Штрауса, Сергея Прокофьева, Людвига ван Бетховена (концерт с Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем). Лишь изредка он делал исключения, выбирая для репертуара композиции современников, с удовольствием дирижировал оркестру, исполняющему «Адажио Альбинони» Ремо Джадзотто.

Личная жизнь

Личная жизнь великого композитора также насыщена событиями, как и карьера в музыке. В первый раз он женился еще в молодости, но этот брак не сделал его счастливым, и вскоре пара распалась. Она была артисткой аахенской оперетты. Во второй раз мужчина не рискнул связывать судьбу с «коллегой по цеху», на этот раз его избранницей стала дочь промышленника Анита Гютерманн.

Читайте также7 счастливых звездных пар с большой разницей в возрасте

С ней у фон Караяна тоже возникли проблемы, но это случилось из-за еврейских корней, которые имела вторая жена. На дирижера завели уголовное дело, вероятно, требовали развестись, но мужчина выстоял право на личную жизнь и не предал супругу. В качестве наказания Герберт имел риск оказаться на фронте, правда, эту угрозу не выполнили, пару оставили в покое.

Третьей женой дирижера стала 19-летняя Эльетта фон Караян, причем самому Герберту на момент женитьбы было уже около 50 лет. Их знакомство произошло на юго-востоке Франции, в городе Сен-Тропе, девушка отправилась на прогулку на яхте, где было много других гостей. Вскоре ее укачало, и веселье превратилось в пытку. Герберт тоже был там, он заметил состояние юной красавицы и незаметно для остальных увел ее с судна. Дальше пара отправилась в ресторан, а затем в небольшой бар, где Эльетта весело танцевала, а дирижер ею любовался.

«We went to a restaurant with a pianola that was playing very old songs. So we danced. The next day I had swollen feet…

Опубликовано Herbert von Karajan Понедельник, 23 сентября 2019 г.
Герберт фон Караян и его жена Эльетта фон Караян

После мужчина и девушка разошлись по домам, а следующая их встреча состоялась только через год. Тогда модель работала у Кристиана Диора, очередная фотосессия привела ее в Лондон, и там один знакомый пригласил красавицу на концерт лондонского филармонического оркестра.

За дирижерским пультом был Герберт фон Караян. После концерта они вновь встретились, а затем их свидания стали происходить чаще. Спустя некоторое время пара поженилась, Эльетта подарила Герберту двоих детей — обе дочери. Брак модели и дирижера продлился 31 год, до самой смерти музыканта.

Смерть

Герберт умер 16 июля 1989 года там же, где и родился — в Австрии, в возрасте 81 года. Мужчина до последнего дня продолжал дирижировать, выступал с Берлинским филармоническим оркестром.

Читайте также7 знаменитостей с проблемами сердца

Напряжённый график работы в совокупности с преклонным возрастом дал осложнения на здоровье. Не подозревая о проблемах, фон Караян не наблюдался у врачей. Причиной смерти великого музыканта стал инфаркт миокарда.

Герберт фон Караян: биография, видео

The legend of the “Wunder Karajan” was born in 1938 with an acclaimed Tristan at the Berlin Staatsoper.

Yet Karajan’s career properly took off in the post-war world, with technological advances that not only allowed him to be Europe’s “General Music Director” with appointments in London, Vienna and Milan, but meant that his visionary conducting style, devoted to a new ideal of beauty and clarity of sound, could be preserved on record and film.

Over more than forty years he moulded “his” orchestra, the Berliner Philharmoniker, to this aesthetic, at the same time creating numerous groundbreaking opera productions that integrated all the musical and dramatic aspects in a single vision.

  • 1916–26: Studies under Ledwinka (piano), Sauer (harmony) and Paumgartner (composition and chamber music) at the Mozarteum in Salzburg.
  • 1929–34: Kapellmeister at the Ulm Stadttheater.
  • 1935–42: General Music Director of the Aachen Stadttheater.
  • 1939–42: Kapellmeister at the Staatsoper in Berlin and conductor of the symphony concerts of the Preußische Staatskapelle.
  • 1940: Karajan conducts Strauss’s Elektra in the presence of the composer.
  • 1946: First post-war concert with the Wiener Philharmoniker.
  • 1948–53: Principal Conductor of the Wiener Symphoniker, also works closely with the Philharmonia Orchestra in London. 1955: Appointed Principal Conductor of the Berliner Philharmoniker in succession to Wilhelm Furtwängler (from 1956 conductor “for life”).
  • 1956–60: Artistic Director of the Salzburg Festival.
  • 1957–64: Artistic Director of the Vienna Staatsoper, working closely with La Scala, Milan, operating a stagione system and giving operas in their original language.
  • 1965: Begins to make opera and concert films with Unitel as conductor and director.
  • 1967: Founds the Salzburg Easter Festival, of which he is also Artistic Director.
  • 1982: First classical CD: Karajan conducts Strauss’s Alpine Symphony.
  • 23 April 1989: Karajan’s last concert: Bruckner’s Seventh Symphony with the Wiener Philharmoniker.

гениальное чудовище – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)

Герберт фон Караян был не только выдающимся дирижёром XX века, хранителем традиций своих предшественников, но и реформатором. Его увлечённость студийной работой предопределила развитие индустрии звукозаписи задолго до того, как классика появилась в соцсетях, в различных версиях гаджетов и наушниках поколения Z. Как и многие гении, австриец стал рабом собственного уникального дара и продвигал его небезупречным путём.

Только ленивый не критикует музыканта за «сделку» с режимом Гитлера и собственной совестью. Присягнув в 1933 году Третьему Рейху, Караян за три месяца до окончательного разгрома фашистов сбежал от своих покровителей в Италию. Удивительно, но его никто не искал, чтобы воздать по заслугам. Лишь советская оккупационная администрация настаивала на том, чтобы Караяна отлучили от профессии.

В год 75-летней годовщины Великой Победы над фашизмом, наверное, цинично и неуместно рассуждать о том, как много потеряла бы музыкальная культура с уходом из неё Караяна. Тем более, в середине 50-х годов дирижёр с успехом давал на территории ГДР концерты с советскими артистами. В 1962 году маэстро приехал в СССР с Венским филармоническим оркестром, спустя два года его с почестями принимали в Москве вместе с Ла Скала, а в 1969 году он гастролировал в нашей стране вместе с Берлинским филармоническим.

Рецензентам ответил сам маэстро, за свою карьеру сделав почти две тысячи студийных работ. Караян практически за полвека до начала бума в сфере цифровизации записей начал продвигать эту индустрию, загоревшись идеей получить на выходе идеальный музыкальный продукт. Он первым превратил съёмку спектакля в самостоятельную деятельность — трудоёмкую, дорогую, где халтура по определению невозможна. Цель проекта отвечала размаху таланта Караяна, который стремился собрать и сохранить материал для дальнейшего международного кинопоказа. Современные виртуальные концертные залы стали реальным продолжением начинаний австрийского мастера. Кто-то рискнёт заметить, что Караян, возможно, таким образом хотел запечатлеть на века самого себя. Если в этом и есть хоть доля истины, то она работает во благо всех любителей классической музыки.

Дирижёра называют непревзойдённым мастером исполнения сочинений Бетховена. Девятая симфония в прочтении Караяна считается эталонным образцом исполнительского искусства. Впрочем, эта запись в 2019 году стала предметом скандала, разразившего на политических просторах Европейского союза. Сильное выступление правых — националистов — на выборах в Европарламент, заставило аутсайдеров кампании выдвинуть требование изменить мелодию гимна Объединённой Европы или, на худой конец, переписать творение Бетховена, так как на плёнке звучит оркестр под управлением Караяна — пособника фашистов. В Вене и Берлине, городах, где дирижёра особенно чтили, никак не отреагировали на инициативу. В противном случае пришлось бы переписывать историю многих европейских проектов, к которым имел отношение Караян.

Он возглавлял Берлинский филармонический оркестр 35 лет, превратив обанкротившийся как в музыкальном, так и финансовом плане коллектив в образцово-показательный союз единомышленников. Караян создал Зальцбургский фестиваль и руководил проектом 33 года до момента своей кончины в 1989 году. Мероприятие было его вотчиной, а дирижёр — главным двигателем каждого без исключения представления. Кому не нравился такой порядок вещей, предпочитали молчать — дискуссии и Караян были вещами несовместными. Концертмейстер Берлинского филармоникера, в частности, вспоминал, что спорить с дирижёром было невозможно, потому, что он был прав, даже если и ошибался.

Герберт фон Караян

В 1938 году, в том же году, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию, 30-летний дирижер из Зальцбурга возглавил Берлинскую государственную оперу в постановке оперы Рихарда Вагнера « Тристан и Изольда ». Шоу было зрелищным, а австрийский дирижер Герберт фон Караян был провозглашен чудом. Вскоре после этого он подписал выгодный контракт с Deutsche Grammophon . Уже будучи членом нацистской партии, фон Караян был на пути к тому, чтобы стать одним из ведущих музыкантов Третьего рейха.Однако, как и многие другие немецкие музыканты-неевреи, фон Караян должен был выйти из Второй мировой войны относительно невредимым, став одним из самых записываемых музыкантов в мире. Хотя его эгоизм и амбиции не были секретом, его политические убеждения были достаточно расплывчатыми, чтобы позволить послевоенному музыкальному миру взглянуть в другую сторону.

Герберт фон Караян родился 5 апреля 1908 года в Зальцбурге в семье преуспевающего врача. В юности он изучал музыку и дирижирование в Зальцбурге.В 1929 году он занял должность дирижера оркестра в Ульме, а в 1934 году был назначен капельмейстером в Аахене, где оставался до 1941 года. Он присоединился к нацистской партии в 1933 или 1935 году, и его прорыв произошел в 1938 году, когда он стал фаворитом нацистской элиты. В Берлине он сделал себе имя как дирижер политически приемлемой современной музыки, особенно произведений Карла Орфа и Рихарда Штрауса. После исполнения в 1941 году популярной Carmina Burana сам композитор восхищенно сказал: «Оркестр под управлением Караяна звучит фантастически».Постоянно стремясь продолжить свою карьеру, фон Караян был раздражен вырисовывающейся фигурой Вильгельма Фуртвенглера — человека, который, несмотря на свое политически неоднозначное отношение к Рейху, был бесспорно выдающимся немецким дирижером. Соревнование между молодым фон Караяном и старшим Фуртвенглером не осталось незамеченным, но мало кто думал, что фон Караян представляет собой реальную проблему. Русская принцесса в изгнании писала, что фон Караян «очень моден, и некоторые люди склонны считать его лучше, чем Фуртвенглер, а это ерунда.Он, конечно, гений и много огня, но не без тщеславия ».

Хотя фон Караян никогда не участвовал в каких-либо явных политических делах, он нажился на реорганизации музыкального мира при Гитлере. Наиболее известен тот факт, что Рихарда Штрауса уволили после того, как он защищал еврейского либреттиста, и Питер Рааб получил работу, что, в свою очередь, позволило фон Караяну занять пост Раабе в Аахенской опере. В конце концов его имя было включено в список музыкантов Геббельса, «благословленных Богом».Однако даже он не остался в стороне от заведомо непостоянных привязанностей фюрера. В 1939 году фон Караян провёл исполнение пьесы Вагнера Die Meistersinger , которая потерпела полный провал. Гитлер в аудитории воспринял это как личное оскорбление и якобы никогда ему не простил. Еще более скандально то, что фон Караян женился на Аните Гутерманн, наследнице текстильного состояния, которая была обременена дедушкой-евреем.

Однако его карьере в Третьем рейхе грозило спасение после войны.После войны Советский Союз запретил публичные выступления дирижера — его добровольное вступление в нацистскую партию за несколько лет до начала войны было достаточно, чтобы его осудить. Однако к 1947 году все запреты были сняты, и он мог свободно выступать и вести себя по своему желанию. Очищение его имени произошло во многом благодаря его жене, наполовину еврейке, еврейство которой он использовал, чтобы заявить о «сопротивлении» Рейху. Некоторые историки считают, что он сознательно солгал, чтобы обеспечить его денацификацию.В любом случае его карьера продолжила свой астрономический путь к славе и богатству. В 1955 году фон Караян занял пост музыкального руководителя Берлинской филармонии; кроме того, он руководил Венской государственной оперой и Зальцбургским фестивалем, а также много работал в Лондоне и по всему миру. Он оставался художественным руководителем Берлинской филармонии до выхода на пенсию в 1989 году по состоянию здоровья. Вскоре после выхода на пенсию в Зальцбурге умер фон Караян, один из самых богатых и известных дирижеров в мире.

Источники

Kater, M.H., 1997. The Twisted Muse: Musicians and their Music in the Third Reich , Oxford: Oxford University Press.

Мейер, М., 1993. Музыкальная политика в Третьем Рейхе , Нью-Йорк: Питер Ланг.

Морвуд Дж. Старая добрая палка. Обзорное эссе Ричарда Осборна «Герберт фон Караян: жизнь в музыке». Музыкальные времена , 140 (1867), 71-73.

Герберт фон Караян мертв; Музыкальный перфекционист был 81

В 1970-х гг.Караян усовершенствовал то, что казалось полностью замкнутой цепочкой выступлений и записей. Он записывал оперу, затем использовал запись на репетициях на Зальцбургском пасхальном фестивале, затем записывал выступления и, зачастую, репетиции. Работая над кассетами в своей домашней монтажной студии, он сказал своему американскому биографу Роджеру Воану, что «делать этот обзор моей музыки для меня как религия». баловство, мистерКараян оставался виртуозным дирижером, владевшим стандартным оркестровым и оперным репертуаром от Моцарта до Шенберга, непревзойденным среди его сверстников. Всегда поборник Моцарта, Бетховена — чей симфонический цикл он записал трижды — Вагнера и Брукнера, он постепенно расширил свою хватку, включив Малера и даже Шенберга. Он также был пожизненным поклонником итальянской оперы и, вопреки своему властному имиджу, поборником молодых талантов, от американского сопрано Леонтина Прайса (который называл его «одним из самых добрых людей, которых я когда-либо встречал») до советского пианиста. Евгений Кисин, которым он дирижировал на своем последнем концерте в Берлинской филармонии накануне Нового года.

Когда критики жаловались, что его выступления в последние годы стали чрезмерно утонченными, он ответил, что «если детали верны, исполнение будет работать». оркестры. Берлинский филармонический оркестр считается самым выдающимся оркестром мира, если какой-либо ансамбль может на это претендовать. И его выступления в Карнеги-холле с Венским филармоническим оркестром вызвали почти изумленный энтузиазм у ветеранов-наблюдателей своим великолепным звуком, даже если не все критики высоко оценили музыкальные результаты.

Герберт фон Караян родился в Зальцбурге 5 апреля 1908 года в семье Эрнста фон Караяна, главного врача города и страстного любителя музыки, и Марты Космак фон Караян. Молодой Караян играл на фортепьяно в 3 года и дал свой первый фортепианный концерт в 8 лет. Он изучал музыку в Зальцбургском Моцартеуме и Венском университете, сделав небольшой экскурсию, пока он посвятил себя инженерии. Дебют в Моцарте

После встречи с Тосканини он изучал дирижирование у Франца Шалька и дебютировал 2 марта 1929 года, став постановкой Моцарта «Женитьба Фигаро» в австрийском городе Ульм, где он оставался штатным сотрудником. дирижер на пять лет.

В 1933 году г-н Караян присоединился к нацистской партии, которая пришла к власти в Германии, но еще не пришла к власти в его родной Австрии. Позже он настаивал на том, что присоединился к ней в 1935 году, сделал это исключительно по карьерным соображениям и сохранил свое членство лишь на короткое время. Но во время послевоенного процесса по «денацификации», проведенного союзниками, было доказано, что он действительно вступил в 1933 г. в Вене и снова вступил в 1934 г. в Германии после того, как партия была запрещена в Австрии. Он также был известен тем, что включал в свои концерты песню «Horst Wessel» и исполнял другие нацистские музыкальные трюки.

В 1934 году он был назначен генеральным музыкальным директором немецкого города Аахен, и исполнение оперы Вагнера «Тристан и Изольда» в Берлинской государственной опере в 1937 году стало поворотным моментом в его карьере. После этого он был активен в столице Германии, пользуясь поддержкой Германа Геринга в культурной борьбе за власть с Йозефом Геббельсом, который поддерживал Фуртванглера. Полет в Италию

Эпоха Герберта фон Караяна

Первое выступление Герберта фон Караяна с Берлинским филармоническим оркестром в апреле 1938 года стало сенсацией и вызвало ревность у главного дирижера Вильгельма Фуртвенглера, который с тех пор считал молодую звезду своим соперником. .Фуртвенглер умер в 1954 году, и на следующий год руководство турне по Америке, которое уже было запланировано, перешло к Караяну. После успешного завершения гастролей в 1956 году Караян был назначен главным дирижером. Это было началом новой эры. Караян олицетворял дирижер 20-го века: энергичный, харизматичный, дальновидный, преданный не только музыке, но и другим тонким вещам жизни. Он был увлеченным пилотом, водителем спортивного автомобиля, лыжником и моряком. Он восхищался и уважал Артуро Тосканини и Вильгельма Фуртвенглера, двух музыкальных личностей, которые не могли быть более разными, и поставил перед собой цель объединить лучшее из обоих в своем собственном стиле.

Своя исполнительская культура

Одной из его особенностей было то, что он обычно дирижировал концертами с закрытыми глазами, что раздражало многих музыкантов оркестра. Однако за счет интенсивных репетиций Караяна они были основательно подготовлены к выступлениям. «Его философия заключалась в том, что все, что нужно оркестру, должно было произойти заранее», — вспоминал струнный басист Рудольф Ватцель. При Герберте фон Караяне Берлинский филармонический оркестр разработал свою собственную исполнительскую культуру, характеризующуюся красотой звука, очаровательной легатией, виртуозностью и совершенством.Он предпочитал сосредоточиться на классико-романтическом репертуаре: Бетховен, Брамс, Брукнер, Шуман, Чайковский, Вагнер и Штраус. Кроме того, он посвятил себя Второй венской школе и ведущим композиторам начала 20 века, таким как Равель, Стравинский и Дебюсси, время от времени совершая экскурсии в современную эпоху с произведениями Мессиана, Хенце и даже Пендерецкого.

От мирового оркестра к глобальному игроку

Под руководством Караяна Берлинский филармонический оркестр также превратился в глобальных игроков — благодаря захватывающим турам в Америку, Японию и Китай, а также бесчисленному количеству звукозаписей и видеозаписей.Караян был человеком средств массовой информации, открытым для всех новшеств в звукотехнике. Обладая энциклопедической целеустремленностью, он записал весь свой репертуар на пластинки, позже на компакт-диски, и запечатлел многие из своих оперных и концертных выступлений на пленку. Влияние Берлинской филармонии на средства массовой информации значительно возросло благодаря активной продуктивной деятельности их главного дирижера. Заметным признаком растущей известности стал новый концертный зал: Караян настоятельно рекомендовал его построить. В 1963 году оркестр переехал в Филармонию на Кемперплац, спроектированную Гансом Шаруном.Здание с его новым авангардным концертным залом, сосредоточенным вокруг сцены и, следовательно, музыки, подчеркивало, как оркестр и дирижер видели себя артистически. В 1987 году у Фихармонии появился «младший брат» — Зал камерной музыки, которым руководил ученик и сотрудник Шаруна Эдгар Вишневски.

Отношения не всегда были гармоничными.

Караян внес еще больше новшеств: он основал Зальцбургский Пасхальный фестиваль в 1967 году, на котором филармонический оркестр также смог заявить о себе как оперный оркестр; в 1973 году последовал Зальцбургский фестиваль «Троица».Конкурс дирижеров Герберта фон Караяна, впервые состоявшийся в 1969 году, стал трамплином в международной карьере таких молодых дирижеров, как Марисс Янсонс и Валерий Гергиев. Караян продвигал многообещающие таланты, в том числе Клаудио Аббадо, Сейджи Одзава и скрипачку Анн-Софи Муттер. Обеспокоенный следующим поколением музыкантов, в 1972 году он основал Академию оркестра: она готовит будущих музыкантов оркестра к работе в профессиональном оркестре. Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр считались «командой мечты».Но более поздние годы их совместной работы были омрачены конфликтами и отчуждением. Конфликт, который казался, пожалуй, самым зрелищным в публичной сфере, произошел с кларнетисткой Сабиной Мейер, которую Караян — вопреки возражениям оркестра — хотел привлечь для участия в Берлинской филармонии. В апреле 1989 года, после возобновления споров, Караян оставил свой пост главного дирижера Берлинской филармонии. Он умер через три месяца в Анифе.

Слушайте!

Герберт фон Караян дирижирует Брамса Смотреть видео


Главный дирижер пожизненно
(Фото: Архив Берлинской филармонии) Звукозаписи
(Фото: Зигфрид Лаутервассер) Караян поздравляет Марисс Янсонс
(Фото: Рейнхард Фридрих) Караян и Анн-Софи Муттер
(Фото: Deutsche Grammophon)
Саймон Рэттл на Караяне

Главный дирижер Берлинской филармонии вспоминает своего предшественника.Смотреть видео

Караян: новый фильм — и споры продолжаются | Классическая музыка

Герберт фон Караян. Он одновременно и икона, и загадка в истории музыки ХХ века. Поднятый вверх Батон, искусно уложенные волосы, снятый при мягком освещении слева (он настаивал на том, что был сфотографирован с того, что, по его мнению, было его лучшей стороной), он является знакомым лицом миллионов пластинок, видео, лазерных дисков, а теперь и DVD и downloads, человек, который, возможно, сделал больше для превращения симфонической музыки в товар в послевоенную эпоху.Он также является деспотическим маэстро империалистических амбиций, который хотел использовать все доступные средства массовой информации и превратить их в рекламные — и коммерчески прибыльные — возможности для него и его оркестра, Берлинского филармонического оркестра.

Но Караян, человек, остается неуловимым: дирижер, который не — а, возможно, не мог — завязать дружеские отношения с музыкантами, которых он возглавлял более 30 лет, чье политическое прошлое (он был членом нацистской партии) было темный ореол над его репутацией на протяжении всей его жизни, и чье создание музыки, при всем его гигантском успехе, теперь стало наследием, которое большинство сегодняшних дирижеров открыто отвергают.Подход Караяна, по их словам, представляет собой идеологию, в которой поверхностный блеск, завершенность и совершенство оркестровой звучности являются самоцелью, универсальным решением для репертуаров от Баха до Берга, от Моцарта до Малера, которое сглаживает выразительные грани всего, что он дирижировал. Саймон Рэттл, например, говорил о том, как его «слегка оттолкнул» звук Караяна, когда он впервые услышал его во плоти, и он всего лишь один из дирижеров, который считает, что Караян — «император легато» — принадлежит в музыкальный мир, которому нет места в современной оркестровой культуре.

Это все те мифы, клише и феномены, которые в новом фильме Джона Бридката «Магия и мифы Караяна», показанном 5 декабря на BBC4, опрашиваются в первом заказанном BBC фильме о дирижере через 25 лет после его смерти. Есть несколько захватывающих моментов: интервью с музыкантами из лондонской филармонии в начале 1950-х годов, с Берлинским Филом, коллегами-дирижерами Николаусом Харнонкуром (который играл виолончелистом Караяна в Венском симфоническом оркестре) и Марком Элдером, а также несколько из них. звездные солисты, с которыми он работал на более поздних этапах своей карьеры, Пласидо Доминго, Анн-Софи Муттер и Джесси Норман.

Наиболее проясняющими являются взгляды, которые вы даете на человека и музыканта, которые не соответствовали одномерному карикатуре, которым он стал для некоторых: далеко не безупречный перфекционист, Караян фактически игнорировал очевидные недостатки, такие как в качестве великолепно резкой взлохмаченной ноты четвертой трубы в одной из его записей Альпийской симфонии Штрауса в пользу общего звучания более длинного дубля в студии — или, возможно, потому, что дешевле было не латать ее.

Несомненное тщеславие Караяна выступает как одно из самых сильных обвинений в его личности: не только вся левая сторона — моя лучшая сторона, но и обеспечение того, чтобы его основная флейта Джеймса Голуэя не была видна в его фильмах. , потому что Караяну не нравилась растительность на лице Голуэя.И наоборот, ему не нравилось облысение ни у себя, ни у своих оркестровых исполнителей, и он заставлял музыкантов с фолликулярными проблемами носить парики во время съемок сессий — даже если они часто были невидимы, поскольку камера большую часть времени фокусировалась на Караяне и его музыкантах. дирижирование с закрытыми глазами и на инструментах, а не на самих музыкантах.

Но самая большая проблема, вопрос о том, как Караян на самом деле продюсировал свои представления, остается без ответа в фильме Бридката, как и в других документальных фильмах о Караяне, которые были сняты.Есть сумасшедшие факты его контракта с берлинцами — они должны были быть в его распоряжении и звонить круглосуточно, когда он был в Берлине, их в любой момент вызывали для записи, репетиции или сеанса кино — но даже с учетом Знаменитый магнетизм и харизма Караяна на подиуме, трудно полностью понять, как он смог добиться такого полного авторитета над своими музыкантами и оркестровой культурой во всем мире.

Вполне возможно, что Караян — явление, которое сегодняшняя музыкальная культура просто не может вынести (хотя фетишизация дирижёра не ослабевает; только подумайте, например, о лести, маркетинге и шумихе вокруг Густаво Дудамеля), но с другой стороны В этом и заключается масштаб достижений Караяна.Отвергая записи Караяна, мы рискуем недооценить как явную интенсивность и неизгладимую мощь звукового мира, который он создал, так и сложность того, что он делал в музыкальном плане. Он также дальновидно использовал новейшие средства массовой информации.

Несколько примеров: посмотрите его фильмы с Анри-Жоржем Клузо, репетируя и исполняя Четвертую симфонию Шумана и Пятую симфонию Бетховена. Караян и Клузо превращают искусство оркестровой репетиции и музыкального анализа в чувственные кинематографические переживания. Конечно, Караян выступает перед камерами, но суть того, что он говорит, когда он обучает несчастного студента-дирижера, захватывающе проницательна, как и его криминалистический многомерный взрыв в начале Шумана 4.

Это предложения (и есть и другие в удивительном количестве репетиционных кадров Караяна на YouTube) существенного подхода к созданию музыки, способа построения оркестровой партитуры и симфонического звукового мира снизу вверх, чтобы симфония или опера, или тональная поэма генерируются из основ — и басовых линий — его гармонического импульса.

Караян, казалось, чувствовал каждую пьесу, которую он исполнял, как единое движение музыкального импульса, состоящее из взаимосвязанных линий мелодии и гармонии.Его закрытые глаза, кстати, говорят не только о мистическом общении с внутренним миром музыки (и непонятном способе общения для Саймона Рэттла и большинства других дирижеров), но и о способе вспомнить партитуру, которая, Говорят, он мог видеть мысленным взором, перелистывая страницы в своем воображении. Он должен был держать их закрытыми, иначе он потерял бы концентрацию.

Но это его физические жесты, которые действительно рассказывают историю того, что он делает. Очень часто Караян опускается руками, формируя и меся своего рода звуковую плазму, которая, кажется, начинается где-то под его подиумом, в недрах земли — или, по крайней мере, с контрабасистами Берлинского Фила — и выходит вверх с вулканическая сила.Вот почему его Брукнер, его Брамс, его Сибелиус, его Вагнер настолько захватывающе могущественны, потому что музыка, кажется, состоит из элементарной энергии, а не просто оркестровой звучности.

Ну, вот как мне кажется, когда Караян в своих лучших проявлениях — это тоже можно услышать в важные годы Караяна с филармонией в 1940-х и 50-х годах; цикл Бетховена, который они создали вместе, возможно, самый захватывающий из всех его исследований по Бетховену. И стоит вспомнить, насколько радикальными были эксперименты Караяна с музыкой и кино: да, фиксированные ряды музыкантов неприятно напоминают музыкально-модернистскую версию чувства порядка и абстракции в стиле Рифеншталь, но они достигаются с замечательным чувством кино. возможность, и с основной идеей, что классическая музыка в кино должна быть не просто записанной версией концерта, но новым средством, новым видом опыта.

Лучше всего не понравился Караяну фильм, снятый не самим маэстро, а Уго Нибелингом. Это версия Пасторальной симфонии Бетховена, созданная в 1968 году, в которой кинематография является такой же мощной интерпретацией произведения, как и перформанс, так что вы чувствуете шторм и поток, архитектуру и физическую сущность музыки Бетховена своими глазами, как ну как твои уши. Спустя сорок шесть лет после того, как он был снят, этот фильм неизмеримо более радикален, чем подавляющее большинство современных классических музыкальных фильмов.

Спустя четверть века после своей смерти Караян остается сейсмической фигурой в классической музыке, и даже в фильме диапазона Бридката самого человека по-прежнему трудно постичь. Но по мере того, как новое поколение слушателей открывает для себя его наследие, особенно в Китае и Японии, где его записи все еще продаются как вершина классической музыки, его присутствие неизбежно. В вопросах, которые ставит его жизнь и создание музыки, он может вам не нравиться, но вы должны иметь с ним дело. Противоречие Караяна продолжается.

«Магия и мифы Караяна» выходит на BBC4 в 19:30 в пятницу, 5 декабря, а затем на iPlayer до 4 января.

Лучшее от Герберта фон Караяна: 10 отличных записей

Герберт фон Караян (5 апреля 1908 — 16 июля 1989) считается одним из величайших дирижеров всех времен. Он был главным дирижером Берлинской филармонии в течение 35 лет, и под руководством Караяна оркестр развил свою собственную исполнительскую культуру, характеризующуюся красотой звука, виртуозностью и совершенством.Караян превратил Берлинский филармонический оркестр в оркестр с самым впечатляющим звучанием. Он стремился объединить лучшие качества своих кумиров, Вильгельма Фуртвенглера и Артуро Тосканини, особенно их точность и гибкость, в своем собственном стиле. Когда-то Караян одновременно занимал шесть самых престижных музыкальных должностей в мире, в том числе художественный руководитель Венской государственной оперы и пожизненный дирижер Берлинской филармонии. Он является самым продаваемым исполнителем классической музыки в истории записанной музыки, он продал более 200 миллионов пластинок.Легендарная дискография Караяна содержит некоторые из наиболее ценных интерпретаций имеющегося репертуара.

Чтобы отпраздновать наследие Герберта фон Караяна, в 30-ю годовщину его смерти, послушайте Best of Karajan на Apple Music и Spotify и прокрутите вниз, чтобы прослушать нашу подборку из 10 его великих записей.

Лучшее от Герберта фон Караяна: 10 отличных записей
Бетховен:
Симфония № 9 (4776325)
Герберт фон Караян, Берлинский филармоник, Анна Томова-Синтов, Агнес Бальца, Питер Шрайер, Хосе ван Дам, Винер Сингферайн

Многие считают исполнение Караяном в 1976 году Бетховена Симфония № 9 ( Хоровая) его лучшей записью симфонии.Запись тщательно спроектирована, и слушатели, которым нравится целеустремленный, но сверхдотошный стиль Караяна и безжалостное внимание к деталям, найдут в этой записи все, что им нужно.

«В финале заключительное извержение вызывает волнение животного, которое редко можно услышать от этого строго контролируемого проводника…» — The Penguin Stereo Record Guide.

Рихард Штраус:
Также Sprach Zarathustra (4795084)
Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр

«Как и многие австрийские и немецкие музыканты своего времени, Караян находился под сильным влиянием Штрауса.Он был очарован своим гением дирижера (таким спокойным, таким логичным, таким ритмически проницательным) и вдохновленным музыкой Штрауса … Никто не играл Также Sprach Zarathustra с более ярким звуком — с большим диапазоном и весомостью — чем Караян и Берлинская филармония », — отмечает Ричард Осборн в своих заметках.

Пуччини:
Богема (4210492)
Герберт фон Караян, Берлинский филармонический оркестр, Френи, Паваротти

Караян — великий Пуччини дирижер, который может задержаться на красоте оркестровки, добавляя интенсивности драме.Здесь отчетливо слышны детали оркестровки, которые часто теряются, часто для откровенного эффекта. Паваротти в своих лучших проявлениях в этой записи La Bohème и Журнал Gramophone сказал: «Родольфо Паваротти, пожалуй, лучшее, что он когда-либо делал». Запись исключительна, а звук образцовый.

Вагнер:
Der Ring Des Nibelungen
Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр

Для своего монументального цикла Ring Караян собрал певцов мирового уровня, которые смогли передать его видение — лирически, с ясной и яркой декламацией текста.Цикл Караяна Кольцо весьма отличается от других: более потусторонний подход, связанный с красотой, лиризмом и структурой.

«Художественный результат исключительный (с прекрасным BPO и Караяном на самом высоком уровне) — но что меня поражает еще больше, так это прекрасное качество звука этих записей», — журнал Gramophone .

Мендельсон:
Симфонии №№ 3 и 4 (4497432)
Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр

«Караян драматически воплощает в жизнь вдохновленную Мендельсоном звуковую картину с превосходной оркестровой игрой, сочувствующим характером и изощренным контролем идеальной структуры», — отмечает Иван Марч в своих заметках.

«… великолепные спектакли, спектакли, в которых величие этой музыки не вызывает сомнений…» — Журнал «Граммофон» .

Моцарт:
Реквием (43)
Герберт фон Караян, Венский филармоник, Анна Томова-Синтов и Хельга Мюллер-Молинари, Винсон Коул и Паата Бурчуладзе и Винер Сингферайн

Ранние записи Караяна Моцарта и Реквиема были сделаны с Берлинским филармоническим оркестром, но эта запись 1986 года была сделана с Венским филармоническим оркестром.Их интерпретация почти соперничает с исполнением Верди Реквием по оперному чутью, а их романтический и авторитетный взгляд на Реквием Моцарта — это эмоциональное переживание от начала до конца. Некоторые могут посчитать эту интерпретацию чрезмерно оперной по стилю, в то время как другие сочтут ее очень трогательной.

Прокофьев:
Симфония № 5 (4636132)
Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр

«Karajan’s, несомненно, является лучшей версией Пятой, доступной в настоящее время.Он замечательно прост, красиво сыгран, Берлинский филармонический оркестр находится на пике формы, а инженеры DGG — в лучшем виде. Запись представляет собой образец, позволяющий передать все тонкости оркестровой окраски без искажения перспективы. У него великолепный диапазон и точность… »- The Penguin Stereo Record Guide

Шостакович:
Симфония № 10 (4775909)
Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр

«Композитор, музыка которого лучше всего отражала для Герберта фон Караяна человеческое измерение трагического века, в котором он родился, был Дмитрий Шостакович, человеком, которым он хотел бы быть, как однажды сказал Караян, будь он композитором.Среди произведений, которыми особенно восхищался Караян, были Восьмая симфония и Десятая симфония, в которых он был одним из великих интерпретаторов », — отмечает Ричард Осборн в своих заметках на обложке.

«Караян преследует кульминации более упорно, чем его соперники, извлекает больше интенсивности из зазубрин; по этим причинам его рассказ имеет наибольшее влияние ». — Financial Times

Мендельсон / Брух:
Концерты для скрипки (4636412)
Герберт фон Караян, Берлинская филармония, Анн-Софи Муттер

«Благодаря терпеливым репетициям и значительной способности к пониманию, Караян сыграл важную роль в уговоре Анн-Софи Муттер выступить, которое было не только технически совершенным, как того требовала эпоха граммофона, но и звучало совершенно естественно.Именно Караяну она обязана своей ранней международной репутацией… », — отмечает Францпетер Мессмер в своих заметках.

Малер:
Симфония № 5 (4794668)
Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр

«… в беспрецедентной виртуозности реализации Пятой симфонии — ее утонченности и опьянения, а также ее ужасов и мучительных предзнаменований новой эпохи — эстет Караян и его оркестр внесли поразительный вклад в историю интерпретации Малера. .Для Караяна это был длительный поиск, для слушателя это запоздалое открытие », — отмечает Петер Фурманн в своих заметках на обложке.

Жизнь в музыке: Осборн, Ричард: 9781555534257: Amazon.com: Книги

Еженедельно от издателей

Фон Караян (1908–1989), дирижер австрийского происхождения, который был неоднозначной фигурой из-за своего членства в нацистской партии на раннем этапе своей карьеры и из-за своего автократического поведения на протяжении всей жизни, получает исчерпывающую и проницательную биографию.Музыкальный критик Осборн, опубликовавший «Беседы с фон Караяном» незадолго до смерти дирижера, обратился к огромному количеству источников, чтобы создать заметно сбалансированный отчет о карьере, который до сих пор разделяет многих любителей музыки на энергичные стороны за и против. Фон Караян провел свои первые годы в качестве провинциального оперного дирижера и строителя оркестра в Аахене (где он присоединился к нацистам в качестве карьерного шага в 1933 году), затем пережил годы борьбы во время войны — когда, как убедительно демонстрирует Осборн, его карьера была в Нацисты не поощряли этот факт, а скорее сдерживали, чем поощряли его, потому что его жена была частично еврейкой.Лишь после войны, когда британский продюсер Уолтер Легге нанял его для серии записей с его новым филармоническим оркестром, фон Караян начал завоевывать международную репутацию. После затяжной борьбы с Вильгельмом Фуртванглером фон Караян возглавил Берлинскую филармонию. Это, в сочетании с его чрезвычайно успешным контрактом на запись с Deutsche Grammophon, наконец, сделало дирижера мировой фигурой, чьи обширные записи продавались почти на уровне поп-звезд.Осборн особенно хорош в том, чтобы показать широкие колебания в качестве исполнений фон Караяна, от полностью преданных своему делу до изящных, но банальных; его материал о теперь в значительной степени забытых усилиях дирижера (которым он посвятил большие суммы собственных денег) по увековечиванию своих выступлений на видеокассете захватывает. Красиво написанная, в высшей степени объективная и полная увлекательных анекдотов, эта книга станет кошачьей мятой для любого серьезного меломана. Фото.
Авторские права 2000 Reed Business Information, Inc.

Из библиотечного журнала

Осборн, уважаемый британский телеведущий и писатель о классической музыке (Беседы с Караяном, LJ 4/1/90), здесь опирается на документацию о карьере Караяна, собранную покойным шведским писателем и ученым Гизелой Тамсен, и добавляет информацию из своего десятилетнего опыта. исследование, в том числе интервью с Караяном и современниками Караяна. Это серьезное исследование, впервые опубликованное в Великобритании в 1998 году, призвано развеять многие мифы о Караяне, особенно в отношении его членства в нацистской партии.В 1935 году он присоединился, чтобы получить место дирижера, и Осборн предоставляет стенограмму своего слушания по «денацификации», пытаясь раз и навсегда очистить имя Караяна. Записи Караяна — его постоянное наследие, а архивы звукозаписывающих компаний были богатым источником. Автор раскрывает свой музыкальный вкус и высокую оценку артистизма Караяна; его гигантская книга является одновременно хроникой и критическим комментарием могучей музыкальной карьеры. Вероятной аудиторией книги являются коллекционеры записей Караяна; рекомендуется для публичных и академических библиотек.
-Бонни Джо Допп, Univ. of Maryland Libs., College Park
Copyright 2000 Reed Business Information, Inc.

Обзор

«[… Увлекательная биография Осборна, которая, без сомнения, будет окончательной в обозримом будущем… помогает увидеть в перспективе политические мучения, омрачившие 44 года удивительной жизни выдающегося музыканта». —Пол Мур Берлин, Время

Об авторе

Ричард Осборн — один из самых известных и уважаемых британских писателей и телеведущих, посвященных классической музыке.Он является автором «Россини» и «Беседы с Караяном». Он живет в Беркшире, Англия.

Герберт фон Караян: биография, видео

Легенда о «Чуде Караяна» родилась в 1938 году с прославленным Tristan в Берлинской государственной опере.

Тем не менее, карьера Караяна в послевоенном мире пошла полным ходом, благодаря технологическому прогрессу, который не только позволил ему быть «генеральным музыкальным директором Европы» с назначениями в Лондоне, Вене и Милане, но и означал, что его дальновидный стиль дирижирования, посвященный новый идеал красоты и ясности звука можно было сохранить на записи и на пленке.

Более чем за сорок лет он формировал «свой» оркестр, Берлинский филармонический оркестр, в соответствии с этой эстетикой, одновременно создавая множество новаторских оперных постановок, объединивших все музыкальные и драматические аспекты в едином видении.

  • 1916–26: Обучение у Ледвинки (фортепиано), Зауэра (гармония) и Паумгартнера (композиция и камерная музыка) в Моцартеуме в Зальцбурге.
  • 1929–34: Капельмейстер в Ульмском городском театре.
  • 1935–42: генеральный музыкальный директор Ахенского городского театра.
  • 1939–42: капельмейстер государственной оперы в Берлине и дирижер симфонических концертов Preußische Staatskapelle.
  • 1940: Караян дирижирует « Электра » Штрауса в присутствии композитора.
  • 1946: Первый послевоенный концерт Венской филармонии.
  • 1948–53: главный дирижер Венского симфонического оркестра, также тесно сотрудничает с Лондонским филармоническим оркестром. 1955: Назначен главным дирижером Берлинской филармонии после Вильгельма Фуртвенглера (с 1956 дирижер «пожизненно»).
  • 1956–60: Художественный руководитель Зальцбургского фестиваля.
  • 1957–64: Художественный руководитель Венской государственной оперы, тесно сотрудничает с Ла Скала, Милан, управляет системой stagione и дает оперы на языке оригинала.
  • 1965: Начинает снимать оперы и фильмы-концерты с Юнителем в качестве дирижера и режиссера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *