Гельштат психология это: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Гештальт-психология — Психологос

Вы видите вазу или два лица?

Гештальт-психология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Представители: Вольфганг Кёлер​, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальт-психология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.

В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — центральное понятие гештальт-психологии. Гештальт — качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

«Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт», — писал Карл Дункер.

Представители гештальт-психологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальт-психология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Принципы гештальта

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.

Феноменальное поле — совокупность переживаемых субъектом в данный момент времени явлений. Конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.

Фигура и фон


Вы можете менять фигуру и фон, видя здесь то молодую женщину, то старуху.

Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое — фигура, второе — фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Константность восприятия

Закон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Гештальт-психология и гештальт-терапия

Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология — самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия — синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом «гештальт», чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия «гештальт» отнеслись негативно.

что это такое и какие проблемы решает гештальтпсихология?

Гештальт – слово трудное в произношении и не менее трудное в понимании. Причем этот многокомпонентный психологический термин часто употребляют неправильно и совершенно не к месту. Какие понятия объединяет и какие задачи решает гештальт? Как используется в обучении, терапии, рекламе? И почему гештальттерапевт не дает конкретных советов о клиентской проблеме?

В статье отвечаем на вопросы, а также рассказываем о базовых школах, этапах развития, принципах и компонентах гештальтпсихологии, описываем задачи, которые помогает решать консультирование.

Что такое гештальт?

Гештальт — это базовое понятие гештальтпсихологии: неделимая единица сознания, которая определяется привнесенной психологами-гештальтистами концепцией: «Целостный образ всегда более значим, чем сумма его составляющих и может определять их восприятие». Иначе говоря, человек познает объекты через органы восприятия и создает о них комплексное, единое представление (структуру), дополненное его личными переживаниями, субъективным опытом, мыслями, эмоциями, акцентами. Из этих значимых для него структур каждый человек составляет свою личную картину мира.

«Gestalt» – немецкая лексема, которая не имеет дословного перевода в русском языке. В буквальном переводе ее семантика обозначает паттерн, конфигурацию, определенную форму организации отдельных частей в единую структуру. Это центральное понятие гештальтпсихологии объясняет и представляет сознание как единое целое, элементы которого постоянно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Поэтому основные идеи и компоненты гештальтпсихологии соприкасаются с человеческим сознанием:

  • Предмет изучения – принципы целостности сознания.
  • Гештальт-терапия – общепсихологическое направление, изучающее пути повышения осознанности человека для того, чтобы создать гармоничную личность, улучшить контакт с окружающим миром и самим собой.
  • Гештальт – единица анализа единого поля сознания.
  • Незавершенный гештальт (эффект Зейгарник) – не доведенная до логического финала эмоциональная или поведенческая реакция, которая создает психологическое напряжение, отбирает ресурсы сознания и памяти.
  • Фигура и фон – термины, используемые для описания взаимосвязи между объектом фокусирования (фигурой) и фоновым полем восприятия.
  • Инсайт – внезапное озарение, после которого проблемная ситуация видится понятной и решаемой.
  • Контакт – пиковый момент взаимодействия потребностей человека с окружающей средой.
  • Зрительное восприятие – психический процесс, развивающийся по определенным закономерностям и определяющий уровень развития психики.
  • Осознавание – понимание процессов, происходящих внутри организма и в окружающей среде (понятие нетождественное анатомическим и физиологическим знаниям).
  • Здесь-и-сейчас – концентрация на переживаниях, мыслях, чувствах, возникающих в то самое мгновение под названием «сейчас».
  • Обратная связь – ответное действие терапевта для того, чтобы получить сознательный глубинный отклик клиента по поводу его переживаний.

Сегодня термином «Gestalt» также пользуются для неделимых физических, физиологических и социальных феноменов.

История школы гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология возникла в кризисное время для психологии как попытка организовать ее по подобию с физическим электромагнитным полем. Гештальтисты допускают, что все компоненты окружающего мира подчиняются одновременному воздействию противоположных сил нашего сознания. С одной стороны – это сила, увязывающая отдельные частицы в единое целое. С другой – сдерживающее поле, не позволяющее представлению о мире сжаться в микроскопическую точку. Точка, уравновешивающая эти силы, есть гештальт.

Начало.

В конце XIX века австрийский исследователь Х. Эренфельс впервые ввел понятие гештальт качества и описал феномен транспозиции. Можно взять знакомую мелодию, сыграть ее в другой тональности, добавить новые инструменты. Каждая нота изменится, но мелодия по-прежнему останется узнаваемой. Это и объясняет идею общего, несводимого к сумме единичных компонентов.

Пройти тест на темперамент

Активное развитие гештальтпсихологии началась в 20-е годы XX столетия с публикации работ психологов М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки. К. Левина. В Германии сложилась Берлинская школа гештальтпсихологии, позже начал выходить журнал о психологических исследованиях. В своих статьях ученые поднимали темы динамики личных потребностей, творческого мышления, аффектов, силы воли, памяти и когнитивной психологии. Были описаны основные типы конфликтов, ставшие впоследствии базой конфликтологии.

Тогда же были выделены определяющие организацию восприятия принципы:

  1. Близости. Распределенные рядом в пространстве и времени элементы воспринимаются единым целым.
  2. Сходства. Схожие элементы воспринимаются целостно, образовывая замкнутый круг.
  3. Непрерывности. Восприятие связывает элементы в непрерывную последовательность.
  4. Замкнутости. Сознание стремится завершить все незавершенное.
  5. Целостность. Восприятие идет по пути упрощения целого.
  6. Общей зоны. Повседневное восприятие формируется из прошлого и настоящего опыта.
  7. Фигуры-и-фона. Все, что в данный момент наделяется большим смыслом, воспринимается как яркая фигура на более размытом общем фоне изображения.

Все эти принципы объединяет закон равновесия: психика человека в любых обстоятельствах стремится к стабильности. Сама гештальт психология выводит на первый план одновременное осознание происходящего здесь-и-сейчас на эмоциональном, телесном, интеллектуальном уровнях.

Гештальт терапия Фредерика Перлза.

Исследования в Европе прекратились с приходом фашизма, поэтому все основные изыскания переместились в Америку.

В это же время Ф. Перлз и его жена Лора (доктор гештальтпсихологии), создали свою систему психотерапии. Со своими учениками и единомышленниками они разработали теоретические идеи и прикладное приложение принципиально нового подхода к терапии. Отталкиваясь от идей психологии восприятия, они расширили понятия гештальта и повлияли на развитие современной практической психологии. В 1951 году было издано первое руководство по самоисследованию с примерами из терапевтической практики «Практикум по гештальт-терапии». Этот набор техник для работы с текущими самоощущениями пациента и сегодня считается главным пособием в работе гештальттерапевтов.

Перлз считал, что наибольшим терапевтическим эффектом обладают групповые занятия. Для этого в 1970 году решил основать киббуц-общину, где можно было жить гештальтом 24/7. По задумке в киббуц-группе можно было находиться от нескольких дней до нескольких месяцев, совмещать психотерапию с работой, отдыхом. Но автор идеи умер, не реализовав свой замысел.

Позже базовая техника психотерапии стала основой для интегративной гештальт-терапии Иллариона Петцольда, которая больше значения уделяет здоровью, духовности человека, креативности, фантазии и творчеству. Другое направления терапии – социогештальт использует гештальт подход для внутреннего преобразования учреждений: школ, больниц, госучреждений. Большие организации рассматриваются как единый организм, который способен страдать от устаревших установок или недостаточного знания о самом себе.

В 50-60-х годах гештальтпсихология развивалась в США в рамках клинической терапии. В 70-е годы вернулась в Европу и нашла применение в индивидуальном, групповом и семейном консультировании, тренингах личностного роста, профессиональных семинарах, подготовке психотерапевтов педагогике.

Пройти тест на характер человека

Гештальт: теория и практика в подготовке психотерапевтов.

На фоне всеобщего интереса к психологической грамотности гештальттерапия находится на пике популярности. Особенно в Европе, где есть немало «культурно-психологических» предпосылок: психоанализ, феноменология, позитивная и телесно-ориентированная психотерапия, цветотерапия. Практикой и преподаванием гештальт-терапии занимаются высшие школы. Существует несколько международных организаций: Американская (AAGT) , Европейская (EAGT), Образовательная федерация (FORGE).

Принципы гештальт-педагогики основаны на теории Ф. Перлза, сравнивавшего обучение с едой. Вначале еду нужно рассмотреть, опробовать, откусить, разжевать, переварить и только после этого она стает частью организма. Чтобы обучение заинтересовало студентов, оно должно быть таким же аппетитным, полезным, возбуждающим интерес (аппетит) и отличным от того, что они узнали раньше.

Обучение в гештальт-педагогике предполагает минимум теории и максимум действия: игр, упражнений, экспериментов, побуждающих отойти от обсуждения психологического феномена к его разбору, проживанию на личном опыте. Во время обучения студент  устанавливает контакт окружающей средой, в качестве которой выступает преподаватель, аудитория, одногруппники, теоретический и практический материал. Эксперименты больше похожи на реальные сеансы психотерапии, где в роли психотерапевта и клиента выступают сами студенты. Преподавателю отводится роль супервизора – опытного наставника и консультанта.

Целостная картина гештальта в рекламе.

Считается, что визуальные образы изменили культуру XXI века. Конфигурации-гештальты выведены на основе зрительного восприятия. Это дополнительно объясняет популярность гештальт терапии. Раньше «картинку» воспринимали как подготовительную фазу для мыслительного процесса. Сегодня визуальное изображение стоит на первом месте – это фильмы, видеоролики, комиксы, фотографии.

Маркетологи также почерпнули из теории визуального мировосприятия немало практических идей. Когда мозгу дают готовую картинку, он перестает мыслить критически, и тогда на поведение воздействуют внешние стимулы и другие факторы. Так что базовые принципы гештальтпсихологии активно применяются в визуальном маркетинге и веб-разработке дизайна сайтов:

  • Закон «сходства» применяется интернет-магазинами для стимулирования продаж – программа объединяет разные товары одним цветом фона. Покупатель воспринимает несколько позиций в каталоге как единое целое, в итоге заказывает не один, а несколько товаров.
  • Закон «завершенного образа» чаще применяется в логотипах – когда мозг мысленно дорисовывает недостающие элементы в общий рисунок. Яркий пример – логотип компании Apple в виде «надкусанного яблока».
  • Закон «фигуры и фона» особо востребован у маркетологов, которые любят создавать эффектный контраст и тем самым вызвать интерес к нужному объекту. Это черно-белые изображения, картинки черным по черному, белым по белому.

Пройти тест на тип личности

Критика гештальт-психологии.

Главный довод критиков направлен на то, что позиция гештальтистов опирается на незаконченную, не подтвержденную на практике теорию. А последователи гештальтпсихологии слишком заняты теоретическими формулировками и уделяют мало внимания экспериментальному подтверждению своих гипотез.

Одним из первых критиков гештальтпсихологии был русский академик И. П. Павлов. В 1934 году он выступил с докладом, где высказался о представителях нового направления в психотерапии: «…играют исключительно словами, а не обращаются к действительности». Главной целью критики бал основной подход к познанию «целого целиком». По мнению Павлова познать целое, не разламывая его на части, невозможно. Это как с машиной – как можно понять ее устройство, если не разобрать на детали, не разобраться во влиянии одной части на другую.

Позже критике подвергались теория инсайта, анализ природы мыслительных процессов, результаты экспериментов, главные принципы терапии. Сами гештальтисты признают теоретические противоречия, но утверждают, что возможное непонимание связано с недостаточными знаниями практикующих психотерапевтов, распространяющих ложные представления о терапии. В любом случае эти противоречия используют как дополнение к общей системе.

Какие проблемы решает гештальт?

По мнению Ф. Перлза цель психотерапии – помочь клиенту обрести самопознание, разобрать запросы и научиться опираться на собственные силы. Поэтому любой психотерапевтический прием должен основываться на принципах человеческого поведения и быть понятным для клиента.

Перед походом к гештальтисту нужно знать и помнить: психотерапевт не решает конкретную задачу. Он помогает клиенту осознать первопричину проблемы и научить.

1. Оставаться в контакте с самим собой.

Понимать и не игнорировать свои желания, потребности в тот момент, когда они возникают, не перебегая в прошлое или будущее; ощущать эмоциональное и физическое состояние: удобно ли я сижу, что болит/не болит, что я могу сделать, чтобы позаботиться о себе.

2. Пребывать в контакте с окружающими.

Улавливать изменения настроения, эмоции, слушать речь, понимать ее содержание; распознавать невидимые с первого взгляда мотивы поступков; грамотно взаимодействовать с окружающими, делиться опытом, получать знания.

3. Найти оптимальный баланс контакта с самим собой и с другими.

Часто происходит, что один человек больше «уходит» в общение, а другой полностью погружается в себя. Это значит, что человек просто не осознает своих действий, не делает выбора, живет по привычному сценарию.

4. Снимать мышечные блоки, телесные зажимы.

Отслеживать, принимать движения пальцев, глаз, шеи; понимать первопричину болезненных или неприятных физических ощущений, которые игнорировались раньше; избавиться от пренебрежительного отношения к телесности, свойственного нашей культуре.

5. Осознанно проживать жизненные ситуации.

Грамотно интерпретировать текущий момент; находить причинно-следственные связи в каждой конкретной ситуации; не пытаться соответствовать чужим ожиданиям; не переносить свои ощущения на другого человека, не принимать его ощущения за свои собственные;

Пройти тест на самооценку

6. Оставаться здесь-и-сейчас.

Ощутить присутствие в настоящем времени: прочувствовать свои эмоции, не наслаивая на них воспоминания о прошлом или мысли о будущем; не совершать действий «на автопилоте»; простить детские обиды на родителей; понимать смысл прочитанной главы из книги, распробовать вкус блюда, слышать музыку.

7. Понимать и использовать сны для самостоятельной терапии.

Записывать повторяющиеся, кошмарные, самые интересные и непредсказуемые сны; уделять особое внимание снам, которые снились ночью после сеанса психотерапии; понять, какое послание сознание заложило в этот сон; правильно расшифровать сон для того, чтобы лучше понять самого себя.

8. Правильно работать с чувствами.

Распознавать, осознавать, интерпретировать, выражать эмоции; понять взаимосвязь непрожитых чувств с телесными зажимами, физическими заболеваниями; проживать эмоции на полную силу вместо того, чтобы чувствовать себя бездушными роботами.

9. Определять важность фигуры на общем фоне.

Понять, что решение проблемы обычно лежит на поверхности; отучиться придумывать себе невероятные проблемы, цепляться за них; сознательно переводить фокус внимания на свои настоящие потребности, вместо того, чтобы размышлять о непрожитом или дожидаться будущего.

10. Закрывать незавершенные гештальты.

Вспомнить, воссоздать и прожить заново незаконченные ситуации; довести до логического завершения прерванную ссору, отношения; использовать особые приемы для того, чтобы рассказать о своих чувствах и попытаться понять чувства другого; завершить долгоиграющие проблемы на работе, в отношениях.

11. Расширить зону самосознания.

Осознать себя как индивидуальность; адекватно оценивать свои таланты, навыки, способности, интеллект, действия; не переносить неудачный старый опыт в настоящую жизнь; не отождествлять себя с мнением окружающих.

12. Освоить самотерапию.

Каким бы опытным не был терапевт, он не даст конкретного совета по поводу того или иного клиентского запроса. Во время сеанса он подмечает закономерности, конкретизирует или обобщает, приводит примеры. То есть делает все, чтобы клиент сам осознал проблему и увидел приемлемый для себя способ поменять сложившийся способ жизни на более успешный.

Гештальт помогает обратиться к себе в текущей настоящей ситуации: пережить, поплакать, разобраться в ощущениях, позаботиться о себе, открыто сказать о своих потребностях. Конечно, он не решит все проблемы одномоментно, не сделает человека богатым после первого сеанса терапии. Но счастливее сделает наверняка.

Пройти тест на уверенность в себе

Что такое гештальт? — Кливлендский институт гештальта

Что такое гештальт?

Этот вопрос часто задают. Затем это приводит к следующему вопросу: «Вы имеете в виду только гештальт, гештальт-теорию, гештальт-психологию, гештальт-терапию, гештальт-подход или гештальт-принципы?» Возможно, ответ будет «все они».

Гештальт по определению является физической, биологической или символической конфигурацией или паттерном элемента, настолько унифицированного в целом, что его свойства не могут быть идентифицированы из простого суммирования его частей.

Теория гештальта , как объяснил Макс Вертгеймер, когда он отталкивался от своих исследований по восприятию движения, видя эффект целого события, не содержащегося в сумме частей.

Гештальт-психология — это школа мысли, изучающая человеческий разум и поведение в целом. Пытаясь осмыслить окружающий нас мир, гештальт-психология предполагает, что мы не просто сосредотачиваемся на каждом маленьком компоненте. Вместо этого наш разум склонен воспринимать объекты как часть большего целого и как элементы более сложных систем. Эта школа психологии сыграла большую роль в современном развитии изучения человеческих ощущений и восприятия.

Гештальт-терапия , психотерапевтический подход, разработанный Фредриком С. Перлзом и другими в 1940-х годах под влиянием гештальт-психологии, представляет собой терапию, которая принимает во внимание человека в целом и занимается устранением препятствий на пути функционирования целого в контекст настоящего.

Гештальт-подход исходит из того, что жизнь происходит в настоящем, а не в прошлом или будущем, и что, когда мы размышляем о прошлом или фантазируем о будущем, мы не живем полноценно. Живя в настоящем, мы можем взять на себя ответственность за свои реакции и действия. Полное присутствие здесь и сейчас дает нам больше волнения, энергии и смелости, чтобы жить напрямую.

Гештальт-принципы , на которые обычно ссылаются:

  • Сходство – мы склонны группировать похожие элементы вместе путь.
  • Замыкание – если чего-то не хватает в полной фигуре, мы обычно добавляем к этому
  • Близость – Закон близости предполагает, что объекты рядом друг с другом обычно рассматриваются как группа.
  • Фигура-фон – похоже, у нас есть врожденная склонность воспринимать один аспект события как фигуру или передний план, а другой – как фон или фон.

Гештальт-институт Кливленда (GIC) представляет гештальт. Это целое, которое больше, чем сумма его частей. GIC разработал уникальные практические семинары и учебные программы, основанные на принципах, методологиях и подходах гештальта. Этот отличительный дизайн, разработанный его преподавателями, приводит к трансформации на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Успешные методики привлекли участников со всего мира.

Теория гештальта: повторение психологического принципа, который должен знать каждый дизайнер

В последнее время теория гештальта (также гештальтизм ) приобрела огромную популярность, особенно среди дизайнеров. На самом деле, это похоже на тенденцию. Тем не менее, принципы гештальта очень полезны, и дизайнеры должны знать о них.

Большинство авторов обсуждают принципы гештальта в абстрактной форме. Другие сосредотачиваются на полиграфическом дизайне. Статей о гештальтизме в цифровых продуктах немного. Хотя цифровые и печатные продукты поначалу разные, они придерживаются одних и тех же правил компоновки. Детали могут отличаться от печатных публикаций, но идеи остаются актуальными.

В этой статье я хочу подчеркнуть влияние гештальтизма на цифровой дизайн. Кроме того, я хочу объяснить, как и почему гештальтизм вообще работает. Я также написал статью, в которой подробно обсуждаются отдельные принципы и иллюстрируется их применение в цифровом дизайне.

Вы можете использовать принципы гештальта, не зная основы гештальт-психологии. Вероятно, вы уже используете некоторые принципы в своих проектах. Однако гораздо интереснее использовать принципы гештальта для объяснения своей работы. Клиенты и коллеги поймут ваши рассуждения и почему ваше решение работает. Для этого важно не только знать, что есть принцип, но и почему и как он работает.

Прочтите статью Лукаса Опперманна о гештальт-принципе близостиОбъяснение гештальт-принципа близости для дизайнеров

 

Гештальт-психология в двух словах

Гештальт-психологи утверждают, что нам необходимо систематизировать то, что мы видим, чтобы понять мир . Каждую секунду на сетчатку попадает почти бесконечное количество информации. Без использования шаблонов для упорядочения мы бы перегрузили наш мозг.

Что такое гештальт-психология?

Гештальт-психология — это школа мысли, изучающая человеческий разум и поведение в целом. Пытаясь осмыслить окружающий нас мир, гештальт-психология предполагает, что мы не просто сосредотачиваемся на каждом маленьком компоненте. Вместо этого наш разум склонен воспринимать объекты как часть большего целого и как элементы более сложных систем. (Источник: www. gestaltcleveland.org).

Психологи описывают этот процесс упорядочивания как объединение ощущений в связные сцены. Результатом этого процесса является восприятие . Восприятие – это субъективно переживаемый, сознательный результат процесса восприятия.

Что такое восприятие?

Восприятие — это представление о том, на что похоже, которое вы получаете от своих чувств. (Источник: Кембриджский словарь английского языка).

Идея в том, что мы понимаем наш мир, видя его целиком, а не отдельные части.

 

Истоки гештальт-психологии

Название «гештальт-психология» не имеет четкого определения. Он используется для многих психологических идей, связанных с восприятием. Основой для всех идей является статья Кристиана фон Эренфельса (члена школы Брентано), написанная в 189 г.0. В нем он ввел понятие «гештальт» в философию и психологию.

Берлинская лаборатория экспериментальной психологии определила то, что мы знаем как гештальт-психологию. Основанная в 1893 году, она входила в состав Берлинской школы экспериментальной психологии. Когда Вольфганг Келер возглавил это направление в 1922 году, оно стало школой гештальт-психологии. Вместе с Максом Вертхаймером и Куртом Коффкой он основал гештальт-психологию в том виде, в каком мы ее знаем.

Название происходит от немецкого слова «гештальт», что означает форму или форму. Гештальт-психология или гештальтизм описывает школу мысли в психологии и фокусируется на нашей способности находить организационные принципы в ощущениях.

В основе гештальт-психологии лежит идея, описанная фон Эренфельсом в его статье. Восприятие обладает качествами, отличными от простого сочетания сенсорных качеств. Чтобы понять это, сначала нужно узнать, что психологи подразумевают под «качеством» восприятия. Качество описывает ощущение в сенсорной области, такой как зрение или слух. Электромагнитная волна, попадающая на нашу сетчатку, может, например, иметь качество «красный» или «синий».

Курт Коффка перефразировал это так: «Целое есть нечто иное, чем сумма его частей». (Часто ошибочно цитируется как «больше чем».)

Представьте себе кошку. Что вы замечаете в первую очередь? Вы воспринимаете кошачьи ноги, кошачьи уши, кошачье тело и кошачью голову, или вы видите кошку? Макс Вертгеймер утверждал, что на самом деле мы сначала воспринимаем кошку целиком. Только раз мы увидели кошку, мы можем увидеть отдельные части, из которых она состоит.

Психологи сказали бы, что «гештальт» первичен в восприятии. Это означает, что целое определяет части, из которых оно состоит. Обратное означало бы, что целое — это «вторичное качество», возникающее из его частей. Это означало бы, что вы сначала видите детали.

Поскольку гештальт первичен для восприятия, вы видите кошку, а затем короткие ноги.

Одно из критических замечаний по поводу гештальт-психологии состоит в том, что она носит описательный характер. Это означает, что он описывает только психологические явления. Он не может делать прогнозы или определять причинно-следственные связи. Кроме того, поведение интерпретируется исходя из опыта человека. Это называется качественным исследованием, которое некоторые считают менее надежным.

Однако в последнее время некоторые количественные исследования поддержали идею гештальт-психологии. Количественные исследования фокусируются на больших наборах данных, а не на интенсивных личных опросах.

Узнайте больше о дизайне от Лукаса Опперманна в сети экспертов Built In11 Преимущества систем проектирования для дизайнеров, разработчиков, владельцев продуктов и команд

 

Что такое гештальт-принципы?

Закон prägnanz является фундаментальным принципом гештальт-психологии. В нем говорится, что мы организуем переживания (ощущения), чтобы они были регулярными, упорядоченными, симметричными и простыми.

Что такое закон Прегнанца?

Люди будут воспринимать и интерпретировать двусмысленные или сложные изображения как простейшую возможную форму, потому что интерпретация требует от нас наименьших когнитивных усилий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *