Формирование личности человека: 5 основных факторов
Время чтения 7 минут
Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.
<<Оглавление>>
Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.
В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?
На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.
Формирование личности человека: 5 основных факторов
Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.
Наследственность, или биологическое в человеке
Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.
Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.
Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.
Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».
Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.
Окружающая среда
На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).
В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.
Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?
Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.
Обучение ребенка взрослыми
Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.
Наглядным примером принципа интериоризации в личностном развитии могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.
Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.
Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.
Собственный опыт
Еще один немаловажный фактор, который влияет на формирование личности. «Личностью не рождаются, личностью становятся» — сказал отечественный психолог А.Н. Леонтьев (видимо, перефразируя Симону де Бовуар, которая считала эту фразу аксиомой развития женственности). Как бы там ни было, процесс становления личности всегда активный.
Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).
Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год.
Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.
Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.
Привязанность – еще одно условие развития
Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.
Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.
Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.
Программа привязанности – это важнейший фактор, что влияет на развитие личности в самом раннем возрасте. Она заложена в человеке, как и в других млекопитающих, биологически. Если детеныш млекопитающего не находится под заботой матери-самки, то каждую секунду он испытывает смертельный ужас. В мире дикой природы детеныши всегда прикреплены ко взрослому животному. Они исследуют окружающий мир – но только если уверены, что мать находится недалеко от них.
Вывод
На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий.
Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».
Тематика: Личностный рост
48. Формирование личности. Психология личности
48. Формирование личности. Психология личностиВикиЧтение
Психология личности
Гусева Тамара Ивановна
Содержание
48. Формирование личности
Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.
В числе первых оказываются внешние образцы взрослости. Подгонка своего внешнего облика под имеющиеся образцы вместо развития вкуса плодит одинаковые лица и униформу, а усвоение того, что считается популярным без осмысления, делает его формально принятым личным критерием оценки и самооценки, порождает бездуховность. Манера держаться, внешний вид – своего рода визитная карточка человека, показатель его культуры и важное условие внутреннего комфорта. Склонность к подражанию характерна для человека любого возраста, но особенно проявляют эту склонность подростки. Они подражают не только внешним образцам, но и их внутреннему содержанию. У мальчиков, например, популярным является эталон «настоящего» мужчины. Этот эталон включает, с одной стороны, силу, волю, мужество, выносливость, а с другой – верность дружбе и товарищам. В этом наборе самым значимым качеством является сила. Чтобы завоевать уважение товарищей, подросток не только демонстрирует ее (спорт, борьба, драка и т. п.), но нередко преувеличивает степень своей причастности к проявлению качеств мужественности.
Переход к серьезным занятиям в какой-то конкретной области и реализация полученных знаний в деятельности ставит подростка перед необходимостью самооценки своего соответствия требованиям деятельности и самосовершенствования. В этой связи подросток обращается к размышлению о своих недостатках и достоинствах, однако самостоятельно решить эти вопросы ему еще трудно в силу отсутствия как достаточно четких критериев оценки, так и психологических знаний.
Для старших подростков характерно стремление к самовоспитанию, однако оно сосредоточено, концентрируется вокруг поведенческих моментов (регуляции своих реакций, поступков, планирования занятий и т. п.). Особенно часто ставится задача самовоспитания воли, хотя неорганизованность чаще всего зависит от отсутствия неорганизованности, умения и желания систематически работать. Научить этому – значит дать подростку ключ, инструмент для самовоспитания и саморазвития.
Формирование личности подростка в значительной степени зависит от того, как сложатся в процессе его жизни и воспитания отношения между его притязаниями, самооценкой и его реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Формирование личности ребенка в общении[11]
Формирование личности ребенка в общении[11] В советской психологии уже давно утвердился тезис о том, что родовая способность человека быть личностью не является биологически фиксированной, а обусловлена социально–историческими отношениями, в которые вступает каждый
26. Социальная установка личности, её формирование и изменение
26. Социальная установка личности, её формирование и изменение Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.Признаки социальной установки:1) социальный характер
Тренинг «Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении»
Тренинг «Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении» Пояснительная запискаОбщение играет предельно необходимую роль в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека. Характеризуя
29. Общество и формирование преступной личности
29. Общество и формирование преступной личности Социальная среда, под которой понимают общество, оказывает решающее влияние на формирование личности любого человека, в том числе и личности социальных индивидов. Воздействие общества на человека происходит на двух
90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Основные темы и понятия раздела• Факторы формирования личности. • Движущие силы развития личности.• Культурно-историческая концепция развития личности.• Субъект познания, общения и деятельности.• Личностная
Формирование личности[36] . А. Н. Леонтьев
Формирование личности[36]. А. Н. Леонтьев Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи ребенок
Формирование личности и открытие «Я»
Формирование личности и открытие «Я» – Ты… кто… такая? – спросила Синяя Гусеница. – Сейчас, право, не знаю, сударыня, – отвечала Алиса. – Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась. Льюис Кэрролл Я в своем представлении –
2.
5. Формирование зрелости личности2.5. Формирование зрелости личности Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень
Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка
Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В
Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности
Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом. Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и
ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности
ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности Семейное воспитание, как основная функция семьи в отношении к ребенку, является системой, формирующей и прививающей нормативную, этическую, моральную, психическую базу воспитываемому ребенку.Семья на
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства
4.
Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра После того, как мы выявили или создали объединяющий центр, у нас появляется возможность построить вокруг него новую личность — органичную, внутренне согласованную и объединенную в одно целое.Это
Как формируются наши личности?
Ваша личность — это то, что делает вас, ну, вами, даже если эксперты не могут дать точное определение этому слову. Однако большинство согласны с тем, что личность — это общий образец того, как человек чувствует, думает и ведет себя на протяжении всей жизни.
Теории
На протяжении многих лет у психологов, изучающих личность, не было недостатка в теориях о том, как она развивается и как влияет на человека. Некоторые не получили большой тяги. У других когда-то были сильные поклонники, но с тех пор они потеряли популярность. Возьмем, к примеру, Зигмунда Фрейда. В начале 1900-х, он утверждал, что наше бессознательное управляет тем, кто мы есть. Его подход вдохновил других, таких как Альфред Адлер и Карл Юнг, на разработку собственных взглядов. Хотя их вклад важен для истории области, современные психологи личности склонны сосредотачиваться на других основных теориях. Здесь мы познакомим вас только с некоторыми из них, а также с популярными тестами, разработанными для выявления того, что вас вдохновляет.
Личный конструкт/когнитивный
Джордж Келли отвечает за эту линию мышления, которую он опубликовал в 1955. Он считал, что то, как люди действуют и ведут себя, связано с субъективными идеями, которые они используют для интерпретации мира: их конструкциями. Например, вы, вероятно, назвали бы что-то стулом, если бы у него было четыре ножки, сиденье и спинка, потому что эти характеристики в вашем воображении соответствуют категории «стул». Это была первая теория, которая подчеркивала, что способ мышления человека является корнем личности, поэтому многие современные психологи называют ее когнитивной теорией. Несмотря на то, что сегодня идеи Келли хорошо известны, они не привлекли особого внимания, когда он их впервые опубликовал.
Большая пятерка/ОКЕАН
Возможно, самым популярным листом в области психологии личности является Большая пятерка, возникшая в результате исследований конца 20-го века. На самом деле не относящийся к какому-либо конкретному основателю, он основан, как вы могли догадаться, на пяти чертах: открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. (Эта теория также известна как ОКЕАН.) Многие психологи личности подписываются на Большую пятерку, потому что это Златовласка теорий черт — управляемая смесь громоздких 16 черт Кеттелла и всего лишь трех черт Айзенка.
Гордон Олпорт
С момента публикации первого дубля в 1920-х годах Олпорт продолжал совершенствовать свою теорию, которая подчеркивала важность личности, а не придерживалась идеи о том, что каждый человек соответствует универсальному набору черт. Например, Олпорт предпочитал использовать подробное изучение конкретного случая человека для разработки профиля личности, а не заставлять кого-то проходить стандартизированный тест. Хотя его работа произвела неизгладимое впечатление, ему не хватало данных для поддержки своей теории, и он, как и Роджерс, не проводил измерений для проверки своих концепций.
Игорь Чередниченко/Shutterstock
Рэймонд Кеттелл и Ханс Айзенк
Кеттелл, как и большинство других теоретиков черт, в основном считал, что существуют универсальные характеристики, применимые ко всем. После некоторой статистической работы в конце 1940-х он определил 16 черт, таких как сдержанность/общительность, доверчивость/подозрение и расслабленность/напряженность, которые, по его мнению, представляют собой ядро личности. Кеттелл считал, что эти черты в целом стабильны, но он признал, что настроение людей и социальные роли также влияют на их поведение. Хотя его теория была более проверяемой, чем другие, 16 переменных усложняли анализ. Теория черт Айзенка, которую он начал публиковать в 1947, пересекается с Кеттеллом, но имеет несколько существенных отличий. Самое главное, он упростил вещи, выделив всего три основные черты: интроверсия/экстраверсия, невротизм и психотизм. Айзенк также считал, что биология влияет на определенные черты. Например, он утверждал, что из-за различий в мозге интроверты были более умственно стимулированы, чем экстраверты, и поэтому избегали таких действий, как шумные вечеринки, которые могли бы их перегрузить. В целом, хотя теорию Айзенка было легче проверить, чем теорию Кеттелла, многие психологи считали, что некоторые черты не вписываются в рамки теории Айзенка.
Социально-когнитивный
Альберт Бандура и Вальтер Мишель являются сильными сторонниками этой теории. По словам социально-познавательных подписчиков, мы развиваем нашу личность как через наши мысли, так и через наше взаимодействие с нашим социальным окружением. В отличие от большинства других фреймворков, социально-когнитивный подход больше интересует, как мы корректируем свое поведение в различных условиях.
Феноменологический
Карл Роджерс отстаивал эту теорию в середине 20 века. В отличие от Фрейда, он считал, что наш субъективный, сознательный опыт — наш феноменологический опыт — и наше самоощущение являются ключом к личности. Роджерс считал, что наше поведение проистекает из потребности в том, чтобы наш повседневный опыт согласовывался с тем, как мы себя видим. Например, если вы считаете себя вежливым, вы, вероятно, будете вести себя вежливо. У его теории есть один существенный недостаток: существует не так много научно обоснованных способов измерения и проверки этих ключевых понятий.
На основе черт
Согласно этой школе мысли, мы думаем, чувствуем и действуем последовательно как во времени, так и в различных ситуациях; эти соответствия называются чертами. Сегодня тесты для теорий, основанных на признаках, относительно просты в использовании и поэтому довольно распространены. Вместо одного основателя значительный вклад внесли несколько ученых 20-го века: Гордон Олпорт, Раймонд Кеттелл и Ганс Айзенк.
Тесты
Личностные тесты — это больше, чем просто забавный способ убить время в сети. (Извините, ваша викторина «Кто вы из «Игры престолов»?» не считается.) Они могут сыграть важную роль во всем: от выявления кандидатов, подходящих для работы, до помощи терапевтам в разработке методов лечения их пациентов.
В течение почти столетия классические чернильные пятна Роршаха были популярным инструментом для выявления того, как люди видят мир через призму личности. Public Domain via Wikimedia
Чернильные пятна Роршаха
Роршах — самый известный проективный тест, группа, определяемая своей неоднозначностью: испытуемые должны описать то, что представлено, раскрывая свою личность через свои интерпретации. В 1921 году швейцарский психиатр Герман Роршах опубликовал 10 карточек с чернильными пятнами, составленных методом проб и ошибок с госпитализированными пациентами. Ответы, соответствующие структуре пятен, указывали на здоровую психологическую функцию; те, которые не выявили аномального поведения.
Опросник Большой пятерки
Это один из самых популярных и простых тестов на определение черт характера. Вы просто оцениваете то, как вы обычно действуете, а не то, как, по вашему мнению, вы могли бы поступить в будущем или как вы хотели бы поступить. Вот образец из сокращенной неофициальной версии теста. Пройдите версию теста здесь.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Еще один проективный тест, ТАТ состоит из набора карточек с различными сценами на них. Смысл, как и в тесте Роршаха, заключается в интерпретации сцен и описании того, что, по вашему мнению, происходит. Тест основан на идее, по словам одного из создателей Генри Мюррея, что, когда человек интерпретирует неоднозначную социальную ситуацию, личность этого человека раскрывается.
Изображение из оригинальных карт ТАТ, разработанных в 1930-х годах, представляет неоднозначные ситуации, которые люди интерпретируют, раскрывая аспекты их личности. Science History Images/Alamy Stock Photo
Репертуар ролевых конструктов
Джордж Келли, основатель личного конструкта/когнитивной теории, разработал этот инструмент, обычно называемый репутационным тестом. Есть два шага. В первом вы перечисляете от 20 до 30 человек, которые выполняют определенные роли в вашей жизни, например, мать или друг. Вторая часть — суть теста. Инспектор выбирает из списка трех человек и просит вас описать, чем двое из них похожи друг на друга и чем они отличаются от третьего человека. Каждое трио должно раскрывать конструкцию, которую вы построили, и, таким образом, согласно теории Келли, то, как вы думаете о мире. Благодаря своему открытому характеру тест Rep дает в два раза больше информации, чем опросник Big Five.
Теории личности | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
От Аристотеля до Зигмунда Фрейда и Абрахама Маслоу было предложено бесчисленное множество теорий и концепций для понимания личности. На протяжении всей истории эти и другие великие умы стремились ответить на вопросы не только о том, что такое личность и как лучше всего ее описать, но и о том, что является причиной личностных различий, в том числе тех, которые делают людей более или менее функциональными и жизнестойкими.
Некоторые теории все еще проверяются, а другие потеряли популярность. Одни конкурируют, другие дополняют друг друга. Взгляд на некоторые основные идеи психологии личности, как исторические, так и недавние, дает представление о множестве способов думать и говорить об этом сложном предмете.
На этой странице
- Пятифакторная теория
- Теория социальных инвестиций
- Когнитивно-аффективная теория
- Сюжетная идентичность
- Психодинамические теории
- Гуманистические теории
Теория пяти факторов: личность основана на биологии
Используя черты Большой пятерки (или пятифакторную модель) в качестве основы, Теория пяти факторов предполагает, что развитие общих черт личности в значительной степени определяется биологическими факторами, особенно генетикой.
Создатели теории отличают устойчивые черты личности от «характерных адаптаций», таких как отношения или стремления, которые формируются как врожденными предрасположенностями, так и внешними силами.
Кто создал пятифакторную теорию?
Теория была впервые предложена в 1990-х годах психологами Робертом МакКрэем и Полом Коста-младшим. В чем разница между пятифакторной теорией и пятифакторной моделью?
Несмотря на то, что у них похожие названия, эта модель (которая используется многими исследователями) представляет собой способ описания того, как черты личности организованы, то есть в личностные измерения Большой пятерки. Теория — это способ объяснить, как развиваются и изменяются черты личности.
Теория социальных инвестиций: биология и опыт формируют личность
Хотя черты характера явно связаны с генетикой, наследственность не объясняет всех личностных различий. Влияния окружающей среды, общие для братьев и сестер, такие как определенный тип родительского или детского дома, по-видимому, играют незначительную роль. Другие факторы, потенциально многие, должны работать.
Одна точка зрения, иногда называемая теорией социальных инвестиций, предполагает, что личные инвестиции людей в новые социальные роли, такие как вступление в брак или начало работы, помогают объяснить развитие личности и изменения с течением времени. В новых ролях люди сталкиваются с издержками и преимуществами поведения определенным образом, потенциально меняя образ жизни человека с течением времени, даже с учетом того, что на личность человека влияет генетика.
Кто создал теорию социальных инвестиций?
Несколько исследователей помогали в его разработке. Одним из сторонников является психолог Брент Робертс, который вместе с коллегами в 2000-х написал о «принципе социальных инвестиций» (они также назвали свою концепцию неосоциоаналитической моделью).
Какие социальные роли могут привести к изменению личности?
На новой работе можно вознаграждать за пунктуальность и выполнение работы для выполнения задач или поощрять за то, чтобы ладить с другими. Межличностные или семейные роли, такие как новые отношения, также могут влиять на черты личности.
Может ли личность подтолкнуть нас к выбору определенных ролей?
Да: Взгляд на социальные инвестиции предполагает, что люди с определенными чертами будут более привлекательными и с большей вероятностью вложатся в определенные роли. Опыт исполнения этих ролей может, в свою очередь, повлиять на их личность, возможно, за счет усиления существующих тенденций — например, добросовестный человек может выбрать карьеру, которая в конечном итоге сделает его более добросовестным.
Когнитивно-аффективная теория: личность и ситуации
Даже тот, кто проявляет определенные склонности — например, вести себя агрессивно или пассивно по сравнению с другими, — не обязательно будет вести себя одинаково в любой ситуации или при любом социальном взаимодействии. (Может иметь значение авторитет человека, с которым человек сталкивается, или то, находится ли он на публике.) Некоторые теоретики личности стремились вплести ситуационные факторы в то, как понимается личность.
В одной из теорий когнитивно-аффективной системы личности (CAPS) считается, что «когнитивно-аффективные опосредующие единицы» взаимодействуют друг с другом и с характеристиками различных ситуаций, создавая модели поведения, отличающие людей. Эти «единицы» могут включать психологические факторы, такие как ожидания и убеждения людей, цели и ценности, а также эмоциональные реакции.
Кто предложил когнитивно-аффективную систему личности (КАПС)?
CAPS был разработан психологами Уолтером Мишелем и Юичи Шода в 1990-х годах. Они стремились разрешить очевидный конфликт между результатами как уровня согласованности индивидуальных характеристик, так и изменчивости поведения в разных ситуациях.
Означает ли влияние ситуаций, что черты нереальны?
Нет. Человек может быть более агрессивным, сдержанным или энергичным в одних ситуациях и менее агрессивным в других. Но во многих различных ситуациях человек все еще может быть, вообще говоря, более или менее агрессивным, сдержанным или энергичным, чем другие люди.
Нарративная идентичность: личность как история
В то время как черты широко признаны фундаментальными для личности, теоретики часто комбинируют их с другими элементами как часть многоуровневого взгляда. Нарративная идентичность является одним из таких элементов. Короче говоря, некоторые предполагают, что конкретные детали повествования о важном жизненном опыте человека — и то, как человек соотносит их друг с другом и извлекает из них смысл, — заполняют сложный портрет того, кого сравнивают с другими. В то время как история жизни каждого человека, сочиненная самостоятельно, содержит бесчисленное количество информации, исследователи пытались определить общие факторы, которые отличают эти рассказы.
Кто разработал концепцию нарративной идентичности?
Психолог, больше всего связанный с нарративной идентичностью, — Дэн МакАдамс. В 1990-х годах он разработал взгляд на личность, в котором сосуществовали три уровня: диспозиционные черты, соответствующие общим тенденциям; как человек справляется с вызовами и задачами в конкретных контекстах; и идентичность, основанная на историях о себе.
Каковы некоторые из факторов, которые отличают истории жизни людей?
В недавнем исследовании сторонники нарративной точки зрения на идентичность предложили доказательства наличия предварительных факторов «Большой тройки»: автобиографические рассуждения или изменение понимания человеком самого себя или прошлого; структурные аспекты, включая общую связность истории жизни; и мотивационные и аффективные темы, охватывающие такие аспекты, как положительный или отрицательный и чувство воли.
Психодинамические теории: личность, внутренние конфликты и молодость
В отличие от современных теорий черт, теории, основанные на психоаналитических идеях, имеют тенденцию подчеркивать потенциальную роль раннего развития в формировании личности. Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, частично описывал личность как состоящую из трех компонентов: управляемого инстинктами «Ид», связанного моралью «Сверх-Эго» и относительно умеренного «Эго». Взаимодействия между этими элементами были предложены, чтобы помочь объяснить поведение человека. Он также считал, что детские переживания оказывают большое влияние на личность человека.
Многие теоретики, которые следовали за Фрейдом (и чье мышление часто описывается с использованием термина психодинамический, а не психоаналитический), усовершенствовали или разветвили его идеи. Одним из них был Карл Юнг, предложивший психологические «типы», которые легли в основу популярного теста, известного как Индикатор типов Майерс-Бриггс.
Используются ли до сих пор психоаналитические теории личности?
Хотя они и повлияли на популярное понимание личности, им, как правило, не хватает эмпирической поддержки современных теорий, и они не занимают центрального места в современной науке о личности. Однако некоторые исследователи продолжают работать в областях, основанных на психодинамических идеях, например, те, кто изучает ориентацию привязанности и ее связь с детством.
Какие факторы, по мнению Фрейда, влияют на личность?
Травматические события или внутренние конфликты в период раннего развития были предложены как факторы, влияющие на личность. Идентификация или принятие характеристик кого-то другого в своей жизни было еще одним фактором, который, как считалось, играл роль.
Чем последователи Фрейда отличались от его взглядов на личность?
Теоретики, вдохновленные Фрейдом, подчеркивали различные предполагаемые факторы формирования личности. Например, «неофрейдисты», такие как Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни, оспаривали акцент Фрейда на сексуальных и агрессивных импульсах, уделяя больше внимания социальным и культурным факторам.
Гуманистические теории: личность и человеческий потенциал
Гуманистическая психология, разработанная в середине 20-го века такими фигурами, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, сосредоточила внимание на людях и их положительных качествах, включая их стремление полностью реализовать свой потенциал.
Маслоу известен своей иерархией потребностей, в которой базовые потребности, такие как питание и безопасность, находятся внизу, а самореализация — наверху. Он утверждал, что люди, которые достигают самоактуализации, активизируя свой самовоспринимаемый человеческий потенциал, демонстрируют то, что он назвал «синдромом связной личности». Роджерс определил здоровую личность как результат соответствия между воспринимаемым «я» и тем «я», которым он должен быть.
Какими чертами, по мнению Маслоу, обладают самоактуализирующиеся люди?
Помимо других характеристик, Маслоу предположил, что самоактуализированные люди, как правило, творческие, сострадательные, реалистичные и стремятся помогать другим.