Социально-психологические феномены
В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей — даже при одном их присутствии. Как правило, к разряду социально-психологических феноменов относят лишь многократно проверенные экспериментально закономерности, а не просто наблюдения и догадки. Социально-психологический феномен должен обладать некоторой устойчивостью: он характерен для людей разного возраста, социального статуса, разных социальных, в том числе этнических, групп.
Принято считать, что социально-психологические феномены стали изучаться после того, как в начале двадцатого века психолог Норманн Триплет, прогуливаясь в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди (это объясняется тем, что велосипедисты были озабочены мнением окружающих о своих физических кондициях). Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии наблюдателей.
На сегодняшний день выявлено огромное количество социально-психологических феноменов (разной степени полезности). Примеры:
— конформность,
— социальная фасилитация,
— социальная ингибиция,
— социальное давление,
— диффузия ответственности,
— групповая поляризация,
— эмоциональное заражение,
— социальная леность,
— ослабленное самосознание.
- Аутгрупповой фаворитизм
- Стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать чужой группе (аутгруппе) в ущерб собственной (ингруппе). Противоположен ингрупповому фаворитизму.
- Власть
- Одно из ключевых понятий политической психологии, отражает ресурс влияния одних людей над другими. Имеется большое количество определений власти. Самое общее, данное Б. Расселом, гласит: «Власть — достижение намеченного эффекта».
- Групповая идентификация
- Отождествление себя с обобщенным образом члена какой-либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей.
- Групповое мышление
- Стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений.
- Деиндивидуализация
- Социально-психологический феномен — утрата индивидами самосознания и самобытности; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.
- Ингрупповой фаворитизм
- Стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
- Коллективное мышление
- Социально-психологический феномен: должным образом замотивированная социальная группа и при определенной организации ее работы способна на интеллектуальные прорывы, которые не может обеспечить индивидуальное мышление.
- Культурный шок
- Состояние социальной изоляции, тревоги и депрессии, развивающееся при внезапном изменении среды обитания (попадание в условия чуждой культуры или возвращение к своей после длительного перерыва) или вынужденной необходимости приспосабливаться к различным традициям и устоям общества. Состояние часто встречается среди иммигрантов, но может развиваться и при радикальных изменениях общества.
- Сдвиг риска
- Понятие социальной психологии, обозначающее более высокий уровень рискованности действий, на которые решается группа, в сравнении с действиями отдельных ее членов, выступающих автономно.
- Социальная ингибиция
- Социально-психологический феномен, заключающийся в снижении производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей.
- Социальная фасилитация
- Социально-психологический феномен, заключающийся в повышении производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования.
- Социальное доказательство
- Признание истинности или ложности того или иного суждения без опоры на собственный аппарат критического мышления, но с учетом общественного мнения.
- Теорема Томаса
- Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям.
- Физиогномическая редукция
- Феномен социального восприятия, основанный на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности.
- Хоторнский эксперимент
- Феномен социальной психологии. Проведенный специалистами Гарвардского университета (Э. Мэйо и др.) эксперимент на предприятии Вестерн электрик в Хоторне показал, что рост производительности труда может быть связан с установлением нормального общения между работниками.
- Эффект Рингельмана
- Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается.
- Эффект наглядности
- Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если человек уже имел с ним дело и может вспомнить из своего опыта соответствующие примеры, особенно при их яркой эмоциональной окрашенности.
Социальная психология
- Взаимодействие двух людей
- Восприятие человека человеком
- Группа
- Группа референтная
- Группы
- Источники социального прогресса
- Коммуникация
- Конфликт
- Манипуляция
- Насилие и ненасилие
- .
.. и другое
«Видимый человек» как социально-психологический феномен — Социальная психология и общество — 2010. Том 1. № 1
Аннотация
В статье с позиций социальной психологии рассматривается феномен «видимый человек». Сделан акцент на том, что внешний облик как атрибут «видимого человека», входя в перечень культурных ценностей, порождает в мире визуальных технологий такие явления, как «тотальная обеспокоенность своим внешним обликом», преобразовательная активность, нацеленная на изменение внешнего облика, и т. д. В статье приводятся направления исследований и эмпирические данные, раскрывающие феномен «видимый человек» с позиций современной социальной психологической практики.
Ключевые слова: социальная психология внешнего облика, преобразовательная активность, обеспокоенность внешним обликом, интерпретация внешнего облика
Рубрика издания: Теоретические исследованияТип материала: научная статья
Для цитаты: Лабунская В. А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2010. Том 1. № 1. С. 26–39.
Фрагмент статьи
Социальная психология внешнего облика, разрабатываемая, главным образом, зарубежными учеными [35], в большей степени примыкает к тому направлению психологии социального познания, которое акцентирует свое внимание на особенностях познания социального мира «обыденным» человеком, включая самые разнообразные феномены, сопряженные с внешним обликом и включенные в контекст его повседневной жизни [2]. Именно социальная психология внешнего облика, как никакая другая область знаний, предлагает рассматривать и изучать те особенности познания социальных явлений, которые отражают непосредственный жизненный опыт каждого человека и различных социальных групп. Современная психология, отвечая на вызовы общественного развития, обращается к изучению социальных ситуаций, которые обусловливают производство паралингвистического дискурса [3], практик преобразования внешнего облика, апеллирует к текстам, особенно к визуальным, в которых представлена категория — «внешний облик».
Трактовка внешности, тела как знаковой системы, как репрезентанта индивидуального и социального начала в человеке представлена в исследованиях, выполненных в различных областях гуманитарного знания. В них внешний облик интерпретируется как феномен культуры, как неотъемлемый атрибут бытия человека [25; 30]. М. Ямпольский, подводя итоги обсуждения проблемы «отражения телесности в культуре», приходит к выводу, что «истина человеческого бытия заключена не в словах и помыслах человека, но в его теле и в действиях этого тела», что «мера власти определяется… способностью владеть телом людей…» [29, с. 174—175]. Данный тезис развивается П.
<…>
Литература
- Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI в. // Социальная психология в современном мире. М., 2002.
- Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.; Воронеж, 1999.
- Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. 1999. № 6.
- Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры. М., 2003.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
- Белова О. Тело в русской и иных культурах // НЛО. 2002. № 56.
- Белугина Е. В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни. Дисс. … канд. психол. наук. Ростовн/Д, 2003.
- Вайнштейн О. Улыбка чеширского кота: взгляд на российскую модницу // Женщина и визуальные знаки. М., 2000.
- Введение в гендерные исследования. Ч. II. Харьков; СПб., 2001.
- Вулис А. З. Литературные зеркала. М., 1991.
- Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
- Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М., 2002.
- Женщина и визуальные знаки. М., 2000.
- Иванова Т. В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков // Вопросы психологии. 1998. № 2.
- Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002.
- Лабунская В. А. Психология невербального выражения личности. Ростовн/Д, 2009.
- Лабунская В. А., Наровская Я. Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4.
- Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Минск, 2000.
- Непп М., Холл Дж. Невербальное общение. М., 2004.
- Петрова Е. А. Знаки общения. Визуальная психосемиотика. М., 2001.
- Рамси Н., Харкот Д. Психология внешности. М.; Спб., 2009.
- Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. М.; Спб., 2009.
- Тищенко П. Дано мне тело… // Человек. 1990. № 3.
- Фаулз Д. Аристос: Философская эссеистика. М., 2003.
- Цивьян Т. Отношение к себе и к своему телу в русской модели мира // Тело в русской культуре. М., 2005.
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. СПб., 2002.
- Человек: образ и сущность (Гуманитарные аспекты): Ежегодник. М., 2000.
- Ямпольский М. ДзенБарроко // НЛО. 2003. № 62.
- Ямпольский М. Языктелослучай: Кинематограф и поиски смысла. М., 2004.
- Яременко С. В. Внешность человека в культуре. Ростовн/Д, 1997.
- Carr A., Harris D., James Ch. The Derriford Appearance Scale (DAS59): A new scale to measure individual responses to living with problems of appearance //British Journal of Health Psychology. 2000. № 5.
- Harris D., Carr A. The Derriford Appearance Scale (DAS59): a new psychometric scale for the evaluation of patients with disfigurements and aesthetic problems of appearance// British Journal of Plastic Surgery. 2001. № 54.
- Mitchell W. J. T. What is Visual Culture? // Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside. Princeton, N. J.: Institute for Advanced Study, 1995.
- Rodin J., Silberstein L., Streigel M. Women and weight: a normative discontent // Nebraska Symposium on Motivation, 32: Psychology and Gender, 1985.
- The Social Psychology of Facial Appearance by R.Bull, N.Rumsey. N. Y., 1988.
Лабунская Вера Александровна, доктор психологических наук, профессор, Академия психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8901-8773, e-mail: vlab@aaanet. ru
10 психологических явлений, с которыми мы могли столкнуться
Человеческий мозг — самый увлекательный и сложный орган человеческого тела. Это до сих пор остается загадкой для нейробиологов, стремящихся разгадать глубокие тайны этого очаровательного органа. На протяжении всей истории человечества люди испытывали и воспроизводили определенные вещи, называемые «психологическими феноменами».
Они определяются как «уловки мозга», которые не поддаются научному объяснению и остаются загадкой для всех. Вот список из десяти психологических феноменов, с которыми мы могли сталкиваться, но никогда о них раньше не слышали.
1 Синдром фантомной вибрации: ощущение, при котором мобильный телефон вибрирует или звонит, когда он не звонит. Колоссальные 89% людей испытали этот синдром.Сталкивались ли вы с тем, что ваш мобильный телефон звонит, даже когда он не звонит? Это явление получило название «синдром фантомной вибрации».
Согласно исследованию Мишель Друэн, девять из десяти студентов бакалавриата ее колледжа испытывали эти фантомные вибрации. Исследования показывают, что этот синдром возникает из-за чрезмерного использования мобильного телефона.
Вибрации стали проявляться через месяц после того, как у человека появился телефон. Предполагается, что кора головного мозга путает или неправильно интерпретирует другие сенсорные сигналы, такие как мышечные сокращения, давление и другие стимулы, как вибрации телефона или мелодию звонка.
Эти проблемы с обнаружением человеческого сигнала человеческим мозгом воспринимаются как влияние психологических характеристик. Исследователи предположили, что эти вибрации не причинят никакого вреда, но их можно остановить.
Согласно опросу Ротберга, медицинский персонал, у которого был пейджер или мобильный телефон, успешно останавливал вибрации. Они просто отключили устройство от режима вибрации и вместо этого использовали звуковой сигнал вызова.
Кроме того, они изменили местоположение устройства, а некоторые даже изменили устройство. Эти модификации привели к успеху в 75%, 63% и 50% соответственно. (1,2)
2 Граница события: возникает, когда мы иногда склонны забывать, что нам нужно, когда заходим в комнату, из-за явления, называемого «граница события».Каждый из нас вошел в комнату только для того, чтобы понять, что мы забыли, зачем мы здесь вообще. Ученый Нотр-Дама Габриэль Радвански потратил почти два десятилетия на изучение причин этого явления.
Он провел эксперимент, используя три комнаты, чтобы проверить способность участников вызывать воспоминания, когда они переходили из одной комнаты в другую. Он смог определить, что проходя через дверь в новую комнату, люди забывали, какой предмет они только что внесли в новую комнату.
Рекламные объявления
Этот лежащий в основе мозговой феномен объясняется повышенной частотой ошибок при ответе и называется «границей события». Было установлено, что человеческий мозг разделяет события и связывает их с определенной средой или местом, где они произошли.
Когда человек переходит из одной комнаты в другую, мозг работает как файл, который извлекает всю информацию о текущей комнате и событиях, произошедших в ней.
Когда человек уходит в другую комнату, фокус переключается на новую, текущую комнату. Человеку трудно вспомнить, что он намеревался сделать в текущей комнате, из-за чего человеку трудно вспомнить задачу, о которой он думал в предыдущей комнате.
Вы можете преодолеть это явление, бормоча задание при переходе из одной комнаты в другую. (источник)
3 Эффект прожектора: явление, которое заставляет людей значительно переоценивать то, насколько заметно их смущающее поведение для других. Этот эффект возникает из-за когнитивного искажения.Вы когда-нибудь заходили в комнату и чувствовали, что все смотрят и осуждают вас? Если вы так себя чувствовали, вы испытывали «эффект прожектора».
Эффект прожектора — это когнитивное искажение, при котором человек думает, что за ним постоянно наблюдают, замечают и судят другие. Термин был придуман и популяризирован американскими психологами Томасом Гиловичем и Кеннетом Савицким.
По мнению экспертов, в основе эффекта прожектора лежит механизм фиксации и регулировки. Эффект возникает из-за того, что вы чрезвычайно застенчивы в отношении того, что могут подумать другие.
Заинтересованный человек страдает от «эгоцентрической предвзятости», которая представляет собой тенденцию включать точки зрения других людей в свой собственный мыслительный процесс.
Другими важными факторами, способствующими этому эффекту, являются наивный реализм и предвзятость слепого пятна. Эта мощная комбинация создает ситуацию, когда человек использует свой личный опыт и знания для оценки других.
Они также склонны переоценивать степень, в которой их восприятие считается точным и приемлемым для других. Чтобы преодолеть этот эффект, человек может сосредоточить свое внимание на других, а не осознавать себя. (1,2)
Рекламные объявления
4 Ушной червь: феномен, при котором запоминающаяся музыкальная пьеса постоянно повторяется в голове человека после того, как она перестала играть.Вы не можете выкинуть из головы песню и в итоге часами напеваете ее? Это явление получило название «непроизвольные музыкальные образы» или «ушные черви».
Ушные черви — обычное явление и пример спонтанного познания. По мнению исследователей, ушные черви обычно представляют собой более быстрые мелодии с общими текстами и запоминающимися мелодиями.
Кроме того, эти песни также могут быть связаны с воспоминаниями или характеристиками, которые отличают их от других. Эти ушные черви обычно вызываются переживаниями или непроизвольными воспоминаниями.
Согласно исследованию Джеймса Келлариса, 98% людей страдают от ушных червей, причем у женщин они возникают чаще и дольше, чем у мужчин.
Типичными примерами ушных червей являются «Bad Romance», «Alejandro» и «Poker Face» Леди Гаги, «Don’t Stop Believing» Journey, «Can’t Get You Out Of My Head» Кайли Миноуг. , «Bohemian Rhapsody» группы Queen и «California Gurls» Кэти Перри.
В 2015 году исследование, проведенное Школой психологии и клинических языковых наук Университета Рединга в Пенсильвании, показало, что жевательная резинка может помочь, блокируя субвокальный репетиционный компонент слуховой кратковременной памяти. (источник)
5 Иллюзия частоты, также известная как Феномен Баадера-Майнхоф: явление, при котором люди, которые только что узнали или заметили что-то, начинают видеть это повсюду.Представьте, что у вас есть лишние 35 000 долларов, и вы хотите побаловать себя новой поездкой на с трудом заработанные деньги. Внезапно ваш коллега предлагает вам приобрести модель автомобиля, о которой вы никогда раньше не слышали. Вы проявляете повышенный интерес к этой машине и начинаете встречать ее повсюду. Вы боитесь, что вы представляете вещи, или ваш разум играет с вами злые шутки? По мнению специалистов, это явление называется «Баадер-Майнхоф» или «частотная иллюзия».
Рекламные объявления
Баадер-Майнхоф — это явление, когда человек натыкается на малоизвестную информацию и сталкивается с ней часто и неоднократно. Этот термин похож на «синхронность», вызывая чувство легкого удивления и появление избирательного внимания.
Это редкое событие с вероятностью 1 к 1000. Это означает, что вероятность возникновения этого события составляет 0,1%. Так человеку легче представить себя лицом к лицу с необычным событием.
Баадер-Майнхоф называют фантастическим явлением, уникальность которого разбавлена наукой и фактами. Если вы слышите это впервые, следите за тем, не столкнетесь ли вы с этим явлением неоднократно в течение следующих нескольких дней. (источник)
6 Семантическое насыщение: психологическое явление, при котором повторение заставляет слово или фразу временно терять смысл для слушателя, который затем воспринимает речь как повторяющиеся бессмысленные звуки.Случалось ли вам когда-нибудь, что совершенно нормальное слово, повторяемое снова и снова, вдруг звучит странно и теряет смысл?
Это явление возникает при длительном просмотре слова и прослушивании его активного повторения и называется «смысловым насыщением». Это психологический феномен, связанный с субъективной потерей смысла в результате длительного воздействия слова.
В 1962 году аспирант Леон Якобовиц Джеймс придумал фразу «семантическое насыщение» в своей докторской диссертации в Университете Макгилла.
По словам Джеймса, это форма «реактивного торможения», при котором клетки мозга выделяют повышенную энергию для повторения слова. Когда вы слышите, читаете или произносите слово, ваш мозг на самом деле не прислушивается к его звуку, а тратит время на то, чтобы преобразовать звук в идею.
Идея связана с другими словами, чтобы сформировать сложную идею. Когда слово повторяется часто, мозг перестает распознавать его как слово и разбивает на звуки.
Идея семантического насыщения используется для разработки различных техник снижения речевой тревожности у заикающихся. Постоянное повторение слова приводит к снижению интенсивности негативных воспоминаний и эмоций, возникающих во время разговора. (источник)
Рекламные объявления
7 Воспоминания: явление, при котором пожилые люди имеют повышенную склонность вспоминать воспоминания, имевшие место в возрасте от 16 до 25 лет.Воспоминания — это способность пожилых людей вспоминать события, произошедшие в подростковом и раннем взрослом возрасте.
Это связано с изучением автобиографической памяти и построением воспоминаний для формирования кривой продолжительности жизни. Исследователи смогли обнаружить, что люди, как правило, помнят события своего подросткового и двадцатилетнего возраста лучше, чем события любого другого времени.
Есть три возможных объяснения этого феномена, такие как когнитивное объяснение, нарративное/идентификационное объяснение и биологическое/созревающее объяснение. Когнитивный подход имеет дело с памятью, возникающей в период быстрых изменений, за которым следует период относительной стабильности.
Описание повествования/идентификации происходит из-за чувства идентичности, которое развивается в подростковом и раннем взрослом возрасте. Биологический/возрастной подход предполагает, что генетическая приспособленность улучшается за счет наличия большого количества воспоминаний, попадающих в выпуклость воспоминаний.
Наконец, возникновение всплеска воспоминаний прекрасно объясняется жизненным сценарием. Это относится к ряду культурно важных переходных вех. Эти вехи происходят последовательно в ожидаемое время в течение жизни.
Возможно, прошли десятилетия с тех пор, как вы испытали свою первую любовь, первую работу, первую машину или первое горе. Эти воспоминания субъективны и, как правило, остаются в памяти, поскольку считаются особенными. (источник)
8 Эффект Даннинга-Крюгера: термин, объясняющий, почему невежественные люди склонны хвастаться своей уверенностью, несмотря на то, что они неправы, а более мудрые люди часто сомневаются в своих знаниях.В какой-то момент нашей жизни мы могли столкнуться с надоедливыми людьми, которые хвастаются собой, но ничего не понимают в вещах и обладают раздутым эго.
Термин «Эффект Даннинга-Крюгера» был придуман в 1999 году психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером. Это когнитивное искажение, при котором некомпетентные люди не осознают свою некомпетентность, а скорее чувствуют себя уверенно, думая о своей конкурентной природе.
Рекламные объявления
В онлайн-опросе только 39% сотрудников смогли выдержать конструктивную критику и смогли определить, почему их критикуют. В то время как оставшиеся 61% были отвергнуты, и было обнаружено, что они демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера.
Это также часто называют «иллюзорным превосходством», когда люди склонны переоценивать свои достоинства по сравнению с другими.
Возникновение эффекта Даннинга-Крюгера резко возросло во время президентских выборов в США в 2016 году и в последующие месяцы. Эффект опасен, когда кто-то, обладающий влиянием или средствами причинить вред, не имеет никого, кто мог бы честно указать на его ошибки.
Многих критических ситуаций можно избежать, если человек воспринимает критику конструктивно. (1, 2)
9 Синдром среднего мира: явление, при котором насилие, связанное с содержанием средств массовой информации, заставляет зрителей поверить в то, что мир опаснее, чем он есть на самом деле.Когда вы в последний раз проверяли новости? Удалось ли вам после этого чувствовать себя хорошо? Новости, которые транслируются в наши дни, имеют тенденцию делать сенсацию об опасности и правонарушениях.
Этот механизм сообщения вызывает чувство страха, опасности и негативного воздействия на общество. Синдром среднего мира — это термин, введенный Джорджем Гербнером и описывающий материалы, связанные с насилием, о которых сообщают средства массовой информации и которые заставляют зрителей поверить в то, что мир — опасное место.
Термин является выводом из его «Теории культивирования». В нем говорится, что существует большое количество телезрителей, восприимчивых к средствам массовой информации и считающих, что заявления верны и реальны.
Зрители склонны полагать, что мир, созданный телевидением, является точным изображением реального мира, а также связанной с ним агрессии. Многие родители пытаются оградить своих детей от насилия по телевидению, но Гербнер утверждает, что вместо того, чтобы защищать детей, нужно подвергать сомнению то, как насилие изображается в СМИ.
Гербнер опасался, что чрезмерное насилие, демонстрируемое по телевидению, может прославлять агрессивное поведение и снижать чувствительность зрителей. Чтобы бороться с негативными последствиями насилия, показанного в СМИ, можно проверять целостность источника и время от времени отключаться от СМИ. (1,2)
Рекламные объявления
10 Феномен самозванца: явление, при котором человек ставит под сомнение свои достижения и сталкивается с опасением быть разоблаченным как «мошенник».Известные знаменитости, такие как Нил Гейман, Мерил Стрип и некоторые другие, боролись с синдромом самозванца.
По словам клинического психолога Джарувана Сакулку, около 70% людей хоть раз в жизни сталкивались с этим синдромом.
Синдром самозванца — это всепроникающее чувство неуверенности в себе и незащищенности. Люди сомневаются в своих достижениях и испытывают стойкое чувство, что их критикуют как мошенников.
Люди приписывают свой успех чистой удаче или результату обмана других, заставляя их думать, что они умнее других. Многочисленные исследования показали, что это явление все чаще встречается среди женщин с высокими достижениями, но также затрагивает и мужчин.
Несмотря на внешнее одобрение и многочисленные похвалы, людям не хватает внутреннего признания своих достижений.
Эксперты считают, что феномен самозванца мог быть связан с различными факторами, такими как гендерные стереотипы, семейная динамика в детстве, культура и стиль атрибуции. Люди, которые испытывают этот синдром, как правило, демонстрируют симптомы, связанные с депрессией, тревогой и низкой уверенностью в себе.
Преодолеть этот синдром можно, наслаждаясь любимым делом, а не зацикливаясь на факторе достоинства. (1,2)
14 удивительных психологических фактов, которые стоит держать при себе!
Ежедневные психологические явления | HS Insider
Человеческий разум — удивительный инструмент. Он может вычислять проблемы, сохранять, создавать и связывать несколько фрагментов информации. Список можно продолжать почти бесконечно. Однако тот же самый разум ставит психологов в тупик. Некоторые психологические феномены, по-видимому, имеют противоположное ожидание. Исследования и исследования безжалостно подшучивали над тем, как люди воспринимают…
Человеческий разум — удивительный инструмент. Он может вычислять проблемы, сохранять, создавать и связывать несколько фрагментов информации. Список можно продолжать почти бесконечно. Однако тот же самый разум ставит психологов в тупик. Некоторые психологические феномены, по-видимому, имеют противоположное ожидание. Исследования и исследования безжалостно подшучивали над тем, как люди воспринимают то, как обстоят дела, или почему люди совершают такие действия, несмотря на то, что кажется, что это имеет противоположный эффект. Несколько психологических феноменов досаждают почти каждому ежедневно, но ученые не нашли объяснения, почему они происходят. Тем не менее, исследования и исследования пришли к выводу, что осознание таких явлений может обеспечить лучшее понимание себя и в целом обеспечить путь к самосовершенствованию.
Эффект свидетеля. Предположим, вы идете по оживленной улице и видите человека, нуждающегося в помощи из-за травмы. Как и вы, все остальные, проходящие мимо, становятся свидетелями того же нуждающегося человека. Что теперь делать? Конечно, вы просто подходите к человеку и помогаете ему или ей с его проблемой. Но это не всегда происходит; социальные психологи Бибб Латане и Джон Дарли доказали обратное в ходе проведенного ими эксперимента. Они наблюдали, как студенты помогали кому-то, кто, казалось, задыхался. Латане и Дарли заметили, что когда испытуемые замечали, что они одни, они бросались на помощь нуждающемуся человеку в 85% случаев. Когда в непосредственной близости было еще несколько человек, помогало только 65% испытуемых. Точно так же, когда людей стало намного больше, процент помогающих самаритян сократился до 31%. После серии дополнительных тестов и рецензируемых статей эффект свидетеля полностью принят социальным психологическим сообществом. Сама мысль об этом эффекте абсолютно противоречит тому, что люди обычно ожидают; однако этот эффект почти ежедневно проявляется в школе, особенно во время групповых проектов. Почти всегда есть один участник группового проекта, который полностью расслабляется и ничего не вносит. Объяснение на самом деле довольно простое и примитивное: испытуемые предполагают, что слабину восполнит кто-то другой вне зависимости от ситуации.
Эффект фокусировки: Этот психологический феномен возникает из-за простого аспекта сосредоточения гораздо большего внимания на одном факторе, чем на других, вплоть до полного игнорирования других факторов или убеждения в их отсутствии. Психологи задали своим испытуемым простой вопрос: «Насколько счастливее калифорнийец, чем житель Среднего Запада?» Несмотря на этот, казалось бы, абсурдный вопрос, большинство испытуемых ответили, что калифорнийцы намного счастливее жителей Среднего Запада. На просьбу уточнить они просто ответили, что в Калифорнии солнечная погода и разгульный образ жизни жителей; однако счастье калифорнийца и жителя Среднего Запада не имеет разницы. Психологи заметили, что испытуемые сосредотачивались на погоде и образе жизни в каждой области, поскольку испытуемые не понимали, что на Среднем Западе значительно ниже уровень преступности и землетрясений. Неудачное распознавание нескольких других факторов показало, что Эффект Фокусировки может возникнуть легко.
Парадокс выбора: Обычно чем больше у человека вариантов выбора, тем более удовлетворенным он будет после того, как сделает этот выбор, из-за количества вариантов и путей, которые он может выбрать. Опять же, это не всегда так. Психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали этот загадочный парадокс с помощью простого эксперимента. Леппер и Айенгар провели эксперимент с обычным джемом из супермаркета. В магазине психологи устроили витрину с разнообразными джемами и вкусовыми образцами. На один тест они предоставили всего шесть вариантов, на другой — 24. В ходе эксперимента они заметили, что тест с меньшим количеством образцов дает эффект Парадокса выбора. Приблизительно 30% покупателей купили джем из меньшего количества образцов, что значительно больше, чем ничтожные 3% покупателей во втором сценарии. Хотя эксперимент с вареньем кажется невероятно грубым и простым, сам эксперимент показывает, насколько часто и часто Парадокс выбора внедрялся в повседневную жизнь каждого.
Эффект Пратфолла: Отличные оценки. Идеальный вид. Идеальный результат SAT. Идеально все. Эффект Пратфолла полностью выбрасывает идею «быть совершенным, чтобы стать более привлекательным» из воды и в мусорное ведро. С точки зрения непрофессионала, человек более симпатичен, если он не идеален. Ошибки — это то, с чем каждый сталкивается в течение своей жизни, и это, похоже, делает их более человечными. Психолог Эллиот Аронсон доказал эту теорию в своем эксперименте, когда попросил участников прослушать записи, в том числе запись, на которой человек разливал кофе повсюду. Затем Аронсон попросил своих участников оценить каждую запись по степени их привлекательности. Короче говоря, запись кофе прошла триумфально. После многократного проведения одного и того же эксперимента запись кофе прошла успешно. Таким образом, эффект Пратфолла вскоре получил широкое признание и, по-видимому, доминирует в повседневной жизни каждого человека.
Эффект Пигмалиона: Грубо говоря, большие ожидания требуют большей производительности. Естественное стремление к объекту или достижению может позволить человеку преуспеть в достижении своей цели. Тест, проведенный психологом Робертом Розенталем, проводится с участием первоклассников и второклассников начальной школы. Он заставил детей пройти оценку и заставил учителей поверить в то, что некоторые ученики способны на большие успехи. В конце года он попросил детей пересдать тот же тип оценки, и дети, которые были способны к большим достижениям, показали гораздо лучшие результаты, чем дети, которые этого не сделали. Розенталь пришел к выводу, что учителя предлагали больше возможностей и внимания специальной группе, что позволяло ученикам лучше сдавать экзамены. Проще говоря, словами Розенталя: «То, что один человек ожидает от другого, может стать самосбывающимся пророчеством».
В целом, это лишь некоторые из многих психологических феноменов, которые закрепились в повседневной жизни каждого человека, и осознание этих феноменов может обеспечить значительное самосовершенствование поведения и мыслительных процессов.
по Charlotte Pinkerson | Arts and Entertainment, Opinion
Cartoon Network зарекомендовала себя в популярной культуре как опора детства миллениалов и поколения Z благодаря уникальным стилям анимации, юмористическому контенту и разнообразным сюжетным линиям. Недавние дискуссии вокруг слияния компании с Warner Brothers…
Джейден Чен | Образование, Новости
Новое исследование, опубликованное NPR, показало, что дети потребляют все больше и больше переработанной нездоровой пищи. Эти продукты содержат много калорий, но не обладают питательными свойствами. Они также содержат большое количество вредных для здоровья синтетических ингредиентов, которые не…
Образование, новости, школы, спорт
Распорядок дня — важный аспект жизни человека, поскольку он помогает нам оставаться организованными. Некоторые студенты столкнулись с полным расписанием и успешно нашли способы справиться с рутиной. Иван Лимбо — 16-летний студент-спортсмен, выступающий за школу Джона Маршалла.