Этапы психотерапии: Про этапы психотерапии на собственном примере :): ru_psiholog — LiveJournal

Содержание

Про этапы психотерапии на собственном примере :): ru_psiholog — LiveJournal

?
Categories:
  • Медицина
  • Общество
  • Лытдыбр
  • Cancel
    На днях я обнаружила, что пришла в психотерапию 4 года назад. Стало интересно оглянуться, посмотреть на пройденный путь, как-то его разметить, структурировать, что ли..
    Получилось этакое описаний стадий процесса на собственном примере. Надеюсь, что кому-то еще такое вот «клиентское» описание может оказаться полезным.
 
    Итак, все начинается, естественно, сначала.
Такая себе первая стадия признания проблемы, когда клиент приходит к терапевту и говорит «Что-то у меня не так..».
    Здесь присутствует много надежды на терапевта и непоколебимой веры в чудеса. Вот-вот сейчас, со дня на день волшебный и очень умный дядя напротив сделает что-то, и маааааленькие семейные проблемы, легкое ощущение бессмысленной пустоты жизни и пара-тройка годами леченных психосоматических симптомчиков как рукой снимет. Ну, может пару месяцев. Максимум год.
     Через полгода правда кое-что меняется. Наступает стадия осознавания объема проблемы. У меня — изначально легкое, привычное, ненавязчивое ощущение могильной плиты надо мной превратилось в тесный, занозистый, крепко заколоченный и надежно закопанный гроб со мной внутри. Думаю, здесь, по хорошему, возможны два пути. Первый – рвануть из терапии. Рвануть – потому как не было терапевта – не было и гроба, значит кто виноват? Ответ очевиден. Выход тоже.
    Второй путь, который, собственно, и выбрала я – оставаться и быть в психотерапии дальше.
Полагаю, иногда эти варианты идут вместе, то есть сначала человек делают какую-то паузу, потом все таки возвращается снова. И начинается психотерапия, долгий процесс взаимодействия с психотерапевтом, не всегда по поводу первоначальной проблемы, но обязательно – про двух живых разных людей, про клиента и терапевта. Про клиента, естественно, больше 🙂
    Здесь есть важный момент – терапевт должен быть профессиональным, в том числе — давно и надежно полюбившим свой гроб, из которого когда-то он пришел в психотерапию. Если психотерапевт не проработан достаточно (именно такой вариант был с моей первой психотерапией, например), то тогда происходит примерно следующее.
    Обнаружив рядом заживо похороненного товарища, не желая признавать, что сам  живет примерно на той же глубине, терапевт так или иначе подталкивает клиента к выходу. Прямо сквозь крышку и иногда не в ту сторону. Обычно в какой-то момент клиенты все таки понимают, что «что-то не так», уходят и заползают назад в домик (точнее, домовину).

    В моем случае благодаря вдохновляющему пинку и особенностям характера я сначала рванула наверх, разломала-разодрала все что можно и нельзя, включая собственно себя, потом испугалась огромного мира снаружи и полезла назад в остатки гроба. Поскольку остатков было уже маловато, чтобы обеспечить хотя бы качество жизни «до психотерапии», то довольно скоро я оказалась уже у другого психотерапевта. Все, чего я хотела на тот момент – чтобы из щепок мне сколотили что-нибудь приличненькое, не слишком тесное и не очень под землей. В общем, второй заход у меня начинался уже с полным осознаванием проблемы, но с запросом «Верните меня назад!».
      Собственно, если  клиент остается в работе с психотерапевтом, то именно этим они и занимаются — медленно и постепенно при поддержке терапевта клиент учится выходить из наличной тесноватой подземной ситуации в другие, более живенькие и светлые места. И возвращаться назад. Так кругами и ходят, по спирали. Долго.
    Одновременно ведется работа на тему обживания, объуючивания и полюбления гроба – во-первых, как полезного места, где прожито в относительной безопасности много лет жизни, во-вторых – как части себя, нужной и по прежнему важной.
    Это как раз и есть этап, на котором выполняется главная задача психотерапии. Не отказываясь от собственных ресурсов и способов, не обесценивая всю прошлую жизнь, вместе с терапевтом исследовать себя и мир, находя новые возможности внутри и снаружи. Принять себя, полюбить себя и научиться жить в мире вокруг. Времени на это, как вы понимаете, у всех уходит по разному.
    Про себя могу сказать – 4 года.Три с половиной года усилий, стремлений стать «нормальной и здоровой», отыскать проблему и что-то изменить, продираний сквозь тяжелые темы с надеждой – «ну надо потерпеть, ведь потом точно будет лучше», попыток что-то понять и сделать правильно, прорвы денег, сил и времени.. Потом еще полгода на осознавание, что именно я превращаю психотерапию в изматывающую погоню за морковкой. И возможно (о ужас!), что тоже самое делаю и в жизни..
    Пока наконец в один момент я не проснулась с ощущением – я не хочу больше искать. Хватит. Я не хочу больше лечиться и исправлять себя. Мне надоело мучить себя и гнать к воображаемому совершенству. Я не знаю и не хочу знать как «правильно». Я просто хочу жить счастливо и в кайф. Уверенно, спокойно и по ситуации. Решать проблемы и вопросы без «ужас-ужас» и с правом на ошибку. Ценить и чувствовать себя и людей вокруг, уметь быть в близости и не бояться выходить из нее. Собственно, все это я уже и делаю. Так на фига козе баян?
    Думаю, у других происходит примерно так же – из способа выжить, из надежды и соломинки психотерапия постепенно превращается в подвергаемую критическому анализу  (не путать с обесцениванием!) часть жизни.  И потом остается в том объеме и виде,  которых реально хочется – если остается вообще. А освободившееся место занимает собственно жизнь 🙂

Tags: 2011, 2012, цитаты, этика

Subscribe

  • Инсентив (incentive). Глазами ребенка начальных классов, среднего и старшего шк. возраста.

    Добрый день в новом 2023 году. Всем кто в праздниках и отдыхе, желаю наилучшим образом провести время лично, в семье, в мероприятиях. В Москве музеи…

  • (no subject)

    21 пункт плана на 2023 год Сегодня решила заняться составлением списка целей на новый год. Мне сказали, что нужно составить список из 21 цели. Меня…

  • С Новым 2023 годом!

    Дорогие сообщники, вот и заканчивается 2022 год. Для многих из тех, кто читает (и пишет) этот текст, он стал самым непростым и в эмоциональном, и в…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • Инсентив (incentive). Глазами ребенка начальных классов, среднего и старшего шк. возраста.

    Добрый день в новом 2023 году. Всем кто в праздниках и отдыхе, желаю наилучшим образом провести время лично, в семье, в мероприятиях. В Москве музеи…

  • (no subject)

    21 пункт плана на 2023 год Сегодня решила заняться составлением списка целей на новый год. Мне сказали, что нужно составить список из 21 цели. Меня…

  • С Новым 2023 годом!

    Дорогие сообщники, вот и заканчивается 2022 год. Для многих из тех, кто читает (и пишет) этот текст, он стал самым непростым и в эмоциональном, и в…

Этапы психотерапевтического процесса. Психотерапия. Учебное пособие

Этапы психотерапевтического процесса

1. Заблокированность внутренней коммуникации. На данном этапе отмечается нежелание пациента выражать себя. Общение происходит только на внешние темы. Чувства и личностные смыслы не сознаются пациентом. Близкие, доброжелательные взаимоотношения воспринимаются как опасные; проблемы не признаются и не воспринимаются. Желание изменения отсутствует. На этом этапе добровольно за помощью не обращаются.

2. Стадия самовыражения. Если на первом этапе пациента можно привлечь, обеспечив оптимальные условия для фасилитации (облегчения) изменений, то на данной стадии начинается экспрессия в отношении тем, связанных с «не-Я». Вместе с тем, проблемы считаются внешними, пациент не берет за них личной ответственности. Чувства могут проявляться, однако они не признаются и не присваиваются. Переживания касаются прошлого. Практически отсутствует дифференциация личностных смыслов, и не признаются противоречия. Пациенты на этом этапе могут добровольно прийти для терапии, однако они часто завершают ее досрочно.

3. Процесс самораскрытия. На третьем этапе продолжается ослабление (с более свободным выражением себя) «Я-переживаний» как объектов, а также своего «Я» как отраженного объекта, существующего преимущественно в других. Выражаются прошлые чувства и личностные смыслы, обычно негативные, без их принятия. Дифференциация чувств не столь глобальна, признаются противоречия в переживаниях. Многие пациенты приступают к терапии на этом этапе.

4. Развитие процесса самораскрытия. Принятие, понимание и эмпатия на третьем этапе позволяют пациенту перейти на четвертый этап, где выражаются более интенсивные чувства, хотя и не текущие, а также некоторые сиюминутные чувства и переживания, однако с некоторой сдержанностью, страхом или недоверием. В определенной степени проявляется принятие чувств. Обнаруживаются личностные конструкты. Дифференциация чувств усиливается, возникает интерес к противоречиям. Появляется чувство собственной ответственности за проблемы. Отношения с психотерапевтом начинают формироваться на основе чувств.

5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру, то есть пациент преодолевает отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой. Текущие чувства выражаются свободно, однако с удивлением и страхом. Они приближаются к полному переживанию, хотя страх, недоверие и недопонимание по-прежнему сохраняются. Чувства и смыслы дифференцируются с большей точностью. «Я»-чувства все больше присваиваются и принимаются. Принимается ответственность за проблемы. На этом этапе пациент довольно близок к своему организмическому существу, к потоку собственных чувств.

6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Переживаются ранее фиксированные чувства или же чувства переживаются непосредственно во всей своей полноте. Само переживание и сопровождающие его чувства принимаются без страха, отрицания или сопротивления. Переживание проживается, а не ощущается. Происходит четкая дифференциация переживаний. На этом этапе более не существует «проблем», внешних или внутренних, пациент субъективно переживает этап своей проблемы. Проблема перестает быть объектом. Появляются физиологические корреляты ослабления и расслабления, слезы, вздохи, мышечная релаксация. Этот этап чрезвычайно важен и, по-видимому, необратим.

7. Личностные изменения. На седьмом этапе пациент продолжает самостоятельное движение; данный этап может происходить вне терапевтической сессии и быть на ней обсужден. Пациент испытывает новые чувства в момент их возникновения, использует их для формирования представлений о себе, своих желаниях и установках. Меняющиеся чувства принимаются и присваиваются. Переживания спонтанны с явным процессуальным аспектом, «Я» все больше превращается просто в субъективное и рефлексивное осознавание переживаний.

Этот этап, которого достигает сравнительно небольшое число пациентов, характеризуется открытостью переживаниям, что ведет к появлению качества движения, изменения. Внутренняя и внешняя коммуникация протекает свободно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика

Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика Продолжительность сеанса в психодраме варьируется от 20 минут до нескольких часов, но, как правило, он длится около 3 часов. Длительность первой фазы составляет приблизительно 15 % времени всего сеанса,

Этапы терапевтического процесса

Этапы терапевтического процесса Сам терапевтический процесс можно поделить на два этапа. Первый – это функциональный анализ. Психотерапевт помогает пациенту определить, какие из его убеждений иррациональны и представляют проблему. На этом этапе выясняется, какие

3.2. Анализ психотерапевтического дискурса.

3.2. Анализ психотерапевтического дискурса. Общая схема анализа дискурса в психотерапии определяется целями и задачами психотерапевтической помощи. Для этого терапевту необходимо владеть навыками анализа содержательной стороны высказываний клиента, т.е. уметь выделять

III. 7. О роли психотерапевтического коллектива

III. 7. О роли психотерапевтического коллектива Принятая нами концепция заикания как расстройства речи с нарушением ее коммуникативной функции обосновывает необходимость создания психотерапевтического коллектива. Это такой коллектив, который испытывает на себе

2.

3. Этапы арт-терапевтического процесса

2.3. Этапы арт-терапевтического процесса В целях наилучшей организации и осуществления арт-терапевтических программ целесообразно их деление на следующие основные этапы:1) этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;2) коррекционный этап,

Использование первичного процесса на благо вторичного процесса

Использование первичного процесса на благо вторичного процесса Дона Карлетта сказала, что при работе с людьми полезнее всего говорить с первичным процессом о вторичном; посуществу, это метод обращения к мудрости первичного процесса человека (обычной идентичности и

Использование метанавыка вторичного процесса на благо первичного процесса

Использование метанавыка вторичного процесса на благо первичного процесса Дона Карлетта сказала, что в некоторых случаях полезнее всего использовать отношение или качество вторичного процесса на благо первичного процесса. Она надеялась, что это не слишком собьет нас с

5.3. Этапы терапевтического процесса

5.3. Этапы терапевтического процесса В случае назначения долговременной драматерапии (продолжительностью порядка нескольких месяцев). Рене Эмуна (Emunah, 1994) предлагает пять следующих друг за другом терапевтических этапов (фаз), процессуально структурированных следующим

Этапы процесса убеждения

Этапы процесса убеждения Первый систематический анализ идеи о последовательных этапах в процессе убеждения предпринял Карл Ховлэнд, социальный психолог из Йельского университета, в 1950–е годы осуществивший объемный и результативный Йельский проект исследования

Этапы данного процесса

Этапы данного процесса 1. Нахождение тупикаПрежде всего мы находим выражение симптома в настоящем. Выясняем максимально точно:где находится тупик (выражение симптома),что удерживаете вас от осуществления перемены или от продвижения вперед.2. Создание ассоциированной

Этапы процесса: обзор

Этапы процесса: обзор Итак, я хотел бы сделать обзор этапов процесса.1. Я встаю на свою линию времени. Беру убеждение или идентичность, которые я хочу развить для будущего, и углубляю почву для взращивания данной идентичности путем образования ассоциированных

Уловки психотерапевтического ремесла

Уловки психотерапевтического ремесла Я убежден, что подготовка профессионального психотерапевта аналогична подготовке профессионального актера или актрисы. Необходимы тренировки, большой и разнообразный опыт и умение тонко различать сценический облик, сценический

Этапы мыслительного процесса

Этапы мыслительного процесса Мышление проявляется при решении любой задачи, возникшей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход. Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса

Технология 7.2.4 Краткая инструкция. Этапы процесса посредничества

Технология 7.2.4 Краткая инструкция. Этапы процесса посредничества Этап 1. Введение     ? Попpиветствуйте диспутантов и пpедложите им занять заpанее опpеделенные места.     ? Пpедставьтесь и пpедставьте стоpоны. Объясните цель встpечи и зафиксиpуйте желание стоpон участвовать

7 шагов эффективной психотерапии

Радость успеха!

Источник: изображение 3652586 с сайта Pixabay

Есть семь шагов, общих для всех эффективных психотерапий, независимо от того, какой подход. Все успешные методы лечения идут по одному и тому же пути — и на то есть веские причины.

Исследования по эффективному лечению согласны с тем, что:

  • необходимо наличие набора « общих факторов », таких как эмпатия,
  • вместе с согласованным объяснением проблем клиента
  • ведет к согласованному обоснованию лечения и
  • согласованных голов.

После этого все эффективные методы лечения обращаются к обращению вспять порочных кругов путем осмысления вмешательств, которые помогают успешным клиентам разорвать свои проблемные циклы или паттерны.

Что работает в психотерапии

Мой собственный обзор исследований эффективных методов лечения (Fraser, 2018) сводится к модели процесса изменений. Исследования, подтверждающие эту точку зрения, приведены в моем предыдущем посте «Что работает в психотерапии». Хотя приведенная ниже диаграмма ПРОЦЕСС и связанное с ней исследование были предназначены для терапевтов, они также могут представлять интерес для тех, кто интересуется терапией. Поэтому, поскольку большинство моих прошлых постов были взяты из моей книги 2018 года, я помогу конкретизировать многие из семи этапов модели процесса со ссылками на прошлые посты, чтобы помочь объяснить модель заинтересованному читателю. Вы, как читатель, можете щелкнуть любой из них, чтобы узнать больше.

Диаграмма семи шагов

На приведенной ниже диаграмме показаны семь фаз любой эффективной терапии.

Фазы ПРОЦЕССА эффективной терапии

Источник: J. Scott Fraser, From Ch. 11 Объединения эффективных психотерапевтических методов

Семь фаз

1. Объединение в пары

Эмпатия, позитивное отношение и утверждение, конгруэнтность и искренность, достижение цели и сотрудничество имеют решающее значение для успеха. Как клиенты, эти элементы помогают нам построить достаточное доверие к нашему терапевту, чтобы сделать часто пугающий шаг от нашей проблемы и вступить в терапевтический союз с нашим терапевтом. Эта фаза также помогает укрепить надежду, как обсуждалось в моем посте «Надежда: основа всей психотерапии, которая работает».

Истории, фреймы и метафоры, которыми делятся наши терапевты, помогают нам видеть наши проблемы как человеческие, а наших терапевтов — просто людьми. Терапевты и клиенты ищут близкие совпадения или подходят друг другу. Чем ближе наш терапевт соответствует нашим ценностям, языку, метафорам и нашей позиции по проблеме, тем лучше он подходит.

2. Распознавание паттернов

Все терапевты ищут повторяющиеся паттерны в жизни своих клиентов. Среди них есть как положительные, так и проблемные паттерны. Использовать сильные стороны клиентов так же важно, как и решать выявленные ими проблемы. Мой пост «Девять точек: ключ к психологическим проблемам?» охватывает суть этих шаблонов порочного круга.

Здесь терапевты просят клиентов определить свою проблему, спросить, что они с ней делали, выяснить, что они обычно с этим делают, как это обычно работает, и что другие пытались сделать или предлагали им для решения этой проблемы. (включая то, что предложили другие терапевты).

Конечной целью является выявление шаблонов порочного круга. Например, модели порочного круга в парах и обычно эффективные методы лечения для их разрешения можно найти в статье «Что общего у всех проблемных пар?»

3. Ориентация на изменение

Четкие, согласованные цели тесно связаны с успешной терапией при всех подходах. Во всех видах терапии терапевты нацелены именно на то, какие сдвиги клиент должен внести в свои проблемные паттерны. Терапевту необходимо знать структуру порочного круга , чтобы понять, как его сдвинуть. Классические порочные круги вокруг депрессии, например, можно проследить в посте «Два лица депрессии».

Терапевт теоретическая позиция по проблемам и их обоснование лечения также входят сюда. Это тот момент, когда терапевты должны согласовываться с тем, что будет иметь смысл для нас, поскольку клиенты и вовлекают нас в союз ради перемен . Это ведет к следующему этапу сотрудничества и созданию терапевтического альянса.

4. Сотрудничество по плану

Терапевтическая работа осуществляется через союз — сотрудничество. Поиск наилучшего соответствия между клиентом и терапевтом на понятной, разумной и работоспособной основе и обосновании лечения имеет решающее значение для создания прочного союза.

Фреймы и обоснования могут включать теоретические объяснения, объяснения, основанные на исследованиях, объяснения развития, фреймы, соответствующие духовным или культурным традициям, и многое другое. Конечно, чем ближе рамка соответствует нашему мировоззрению, ценностям и убеждениям, тем лучше. Это тема поста «Путешествие героя: поиск подходящей терапии».

5. Привлечение к лечению

  1. Лечение часто начинается до начала лечения : Говорить, что лечение начинается на определенной стадии, чтобы начать лечение, не совсем правильно. На самом деле лечение начинается порой еще до первого сеанса. Клиенты могли получить рекомендацию к данному практикующему врачу, основываясь на их успешной репутации, создавая ореол надежды еще до посещения терапевта. Во многом то же самое можно сказать и о других предшествующих фазах — каждый шаг часто начинается еще до того, как клиент встретится со своим терапевтом.
  2. Оценка и лечение неотделимы друг от друга: Точно так же теоретическая точка зрения терапевтов определяет тип вопросов, которые они задают, на что они обращают внимание, последующие действия и даже кого они могут привлекать к сеансам. Оценка и вмешательство по существу неразделимы. Они влияют и формируют ход взаимодействия и информацию в развивающейся совместно созданной «правде» о проблеме клиента, а также о терапевте. Танец вмешательства, так сказать, начинается немедленно. Интересы терапевта в начале любого сеанса могут быть сосредоточены на истории, межличностных отношениях, мыслях и убеждениях, чисто поведенческих последовательностях, социальных сетях, том, как клиент в данный момент реагирует на терапевта, или на комбинациях всего этого и многого другого.
  3. Обоснование лечения определяет вмешательства: Обоснование, которое наш терапевт использовал для объяснения терапии, создает основу для лечения. Как это обоснование лечения имеет для нас смысл, так и соответствие между клиентами и терапевтами. Вмешательства и процедуры должны иметь смысл как для клиентов, так и для терапевтов, потому что эти новые решения часто кажутся противоречащими нашему первоначальному пониманию нашей проблемы.
  4. Вмешательства должны изменить модели проблем: Важно то, что вмешательства создают новые сдвиги, чтобы инициировать модели благотворного цикла. Методы и процедуры лечения могут включать, например, инсценировку во время сеанса, диалоги на двух стульях, сократовские вопросы, моделирование, репетиции, установление связи и утверждения во время сеанса, интерпретации, домашние задания и ряд других конкретных методов лечения. Важно то, что эти вмешательства меняют наши решения, порождающие проблемы.

6. Поддержка успеха

Все эффективные терапевты отмечают и поддерживают позитивные сдвиги в паттернах и поддерживают ответственность клиента за эти изменения. Цель состоит в том, чтобы поддерживать развивающийся благотворный цикл в соответствии с согласованными целями. Принадлежность клиента к этим изменениям важна для всех видов лечения. Во многих отношениях большинство методов лечения объясняют проблемы как разумные реакции на исторические и текущие стрессоры и события. Не имеет значения, является ли тип обращения динамическим, межличностным, поведенческим, когнитивным, эмоциональным или другими рамками и объяснениями. Тем не менее, они последовательно утверждают, что дистресс клиентов является результатом их ситуации, а их успехи в лечении — результатом собственных усилий клиента.

Изменение как личное, позитивное и всепроникающее: Большинство методов лечения изображают проблемные модели, хотя и неприятные и по понятным причинам негативные, преходящими и ситуативными. Движение начинается от того, что клиенты рассматривают свои проблемы как личные, негативные и всепроникающие, к признанию своих сильных сторон, стойкости и успехов перед лицом таких невзгод как личных, позитивных и всепроникающих.

7. Поддержание изменений

Все методы лечения, подкрепленные фактическими данными, включают заключительную фазу, на которой они повышают устойчивость и участвуют в предотвращении рецидивов. Все методы лечения признают возможность будущих жизненных проблем и потенциального возврата к первоначальным циклам проблем. Цели всех видов лечения состоят в том, чтобы поддерживать изменения, как только они происходят, и продолжать благотворные циклы.

Прогнозирование и назначение: Большинство успешных методов лечения основаны на идее прогнозирования и назначения по завершении лечения.

  1. Прогнозирование : Клиницисты обычно предупреждают клиентов о предстоящих препятствиях. Они обсуждают будущие проблемы и даже репетируют ответы на сессиях. Согласно идее, что «предупрежден — значит вооружен», клиенты и терапевты сотрудничают, предсказывая будущие препятствия.
  2. Предписание : Обращаясь к идее назначения, обычный подход перед окончанием лечения состоит в том, чтобы после того, как у клиентов выработалось новое, устойчивое шаблонное решение, клиенты активно противостояли старым ситуациям, мыслям и эмоциям. Сначала , если клиенты обнаруживают, что снова возвращаются к старым шаблонам, они узнают что-то, что они могут обсудить и обсудить на следующих сеансах. Второй , преднамеренно пытающийся вернуться к старым реакциям, которые раньше считались спонтанными, предлагает еще один парадокс. Это обнадеживает, что не в состоянии вызвать старую проблему. Противоречиво, например, иметь паническую атаку контролируемым и преднамеренным образом.

Семейный врач Модель: В большинстве современных методов лечения терапевты представляют себя в том же свете, что и семейные врачи. Клиенты всегда предполагают, что они вернутся к семейному врачу, которому доверяют, после выздоровления от недавней болезни. Это касается и психотерапевтов. Большинство терапевтов теперь приглашают клиентов на повторные сеансы — практика, активно поддерживаемая литературой.

ПРОЦЕСС успешной психотерапии

Хотя о каждой из вышеперечисленных фаз модели ПРОЦЕСС лечения можно сказать гораздо больше, эти семь фаз предлагают хорошо поддерживаемый и гибкий формат для успешной психотерапии, независимо от того, какой подход используется.

Чтобы найти терапевта, посетите справочник Psychology Today Therapy.

Терапевтические отношения в консультировании: объяснение 4 фаз

Психотерапия описывается как танец, «синхронность ума и тела, которая происходит между терапевтом и клиентом» (Schore, 2014, стр. 388).

Психотерапия и консультирование в целом являются аренами для подлинного, интимного и уникального взаимодействия между клиентом и терапевтом.

Существует более 200 различных подходов к консультированию, но есть несколько ключевых моментов, общих для всех методов (Rivera, 1992).

Каждая форма терапии требует межличностных отношений с целью помочь клиенту вылечиться или облегчить страдания. Следовательно, понимание этих священных отношений — это то, к чему должен стремиться каждый, кто может помочь.

Мы называем эти невероятные и уникальные отношения терапевтическим союзом , и в этой статье мы объясняем его четыре этапа.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на позитивные отношения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам построить здоровые отношения, обогащающие жизнь.

Эта статья содержит:

  • Что такое терапевтический альянс в психологии?
  • Модель терапевтических отношений: объяснение трех компонентов
  • 4 фазы и стадии Альянса
  • 4 примера из реальной жизни
  • Взгляд на здоровые границы в терапии
  • Терапевтические отношения против социальных отношений
  • Соответствующие ресурсы PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое терапевтический альянс в психологии?

Исследования, изучающие результаты психотерапии и консультирования, показали, что только 15% успеха лечения можно отнести к типу терапии или применяемым методам (Hubble, Duncan, & Miller, 19).99).

Более важными, чем техника или тип терапии, являются качества терапевта и всеобъемлющий терапевтический альянс.

В течение последних 80 лет психотерапевты утверждали, что неспецифические общих факторов  обусловливают успех их работы (Groth-Marnat, 2009). В области психологии терапевтический альянс лежит в основе этих общих факторов.

Концепция терапевтического альянса восходит к идее переноса Фрейда (1913), которая изначально считалась полностью негативной. Позже Фрейд рассмотрел идею полезной привязанности между терапевтом и клиентом, а не просто назвал ее проблемной проекцией.

Zetzel (1956) позже определил терапевтический альянс как не-невротический, нетрансферентный компонент отношений между пациентом и терапевтом, который позволяет пациенту понять терапевта, а терапевту понять интерпретации опыта клиента.

Роджерс (1951), вероятно, наиболее известен тем, что подчеркивал роль терапевта в отношениях, что привело к тому, что мы теперь знаем как клиентоцентрированную терапию. Активные компоненты терапевтических отношений, по Роджерсу (1951) — это эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное отношение.

Мы также знаем терапевтические отношения как терапевтический альянс, помогающий альянс и рабочий альянс, все из которых относятся к отношениям между медицинским работником (консультантом/терапевтом) и клиентом или пациентом.

Это отношения сотрудничества между этими двумя сторонами, вовлеченными в общую борьбу за преодоление страданий пациента и саморазрушительных мыслей и поведения, а также за благотворное изменение.

В результате исследований силы терапевтических отношений было получено более 1000 результатов, в том числе их способность предсказывать приверженность, соблюдение, согласованность и результаты в широком диапазоне диагнозов и условий лечения (Orlinsky, Ronnestad, & Willutski, 2004).

Модель терапевтических отношений: объяснение трех компонентов

Ни для кого не секрет, что отношения влияют на личное исцеление.

Терапевтический альянс — это уникальные отношения; взаимодействия, связи и цель играют роль в исцелении клиента, прогрессе лечения и успешном исходе.

Перенос

Фрейд (1905) был первым, кто описал перенос как повторение старых отношений. Это происходит, когда ощущения от старого значимого объекта/события создают чувства и импульсы, которые передаются терапевту.

Перенос основан не на действительных отношениях, а на бессознательных и регрессивных искажениях. Новая концепция переноса описывает его как интерактивное общение , где истинным двигателем лечения и изменений является симметрия между клиентом и терапевтом (Lingiardi, Holmquist, & Safran, 2016).

Проще говоря, перенос — это «перенос» чувств из старых отношений на терапевта. Это может создать пространство для размышлений, исцеления и изучения более здоровых моделей отношений с другими.

Рабочий союз

Рабочий союз является компонентом терапевтических отношений. Его можно определить как соединение разумной стороны клиента с анализирующей стороной терапевта.

Бордин (1979) известен своей концептуализацией рабочего альянса в трех частях: задачи, цели и связь.

  • Задачи — это шаги, методы и приемы, которые необходимо реализовать для достижения целей клиента.
  • Цели — это то, что клиент хочет получить от терапии, и зависят от существующей проблемы.
  • Связь между терапевтом и клиентом формируется на основе доверия и уверенности в том, что выбранные задачи будут продвигать клиента к его целям.

Настоящие отношения

Настоящие отношения включают в себя межличностное влечение и совместимость, которые имеют место между клиентом и терапевтом.

Gelso (2011) описал концепцию реальных отношений в терапии как состоящую из двух частей: подлинности и реализма.

Подлинность  намерение избежать обмана, включая самообман. Терапевт должен знать себя и представлять точную картину того, кем он является в отношениях.

Реализм  переживает клиента так, как это приносит ему пользу. Эта идея реализма в отношениях включает в себя как сопереживание, так и понимание.

4 фазы и стадии альянса

Терапевтический альянс динамичен по своей природе. Здоровый союз будет включать в себя разрывы и восстановление на всех этапах терапии.

Люборский (1976) выделил две широкие фазы терапевтического альянса. Ранние этапы терапии основаны на восприятии клиентом поддержки и сочувствия терапевта.

На более поздних стадиях терапии отношения сотрудничества развиваются для преодоления или решения проблем клиента. На этом втором этапе существует общая ответственность за достижение целей.

Ривера (1992) выделил четыре стадии терапевтических отношений.

1. Обязательство

На начальном этапе пациент и терапевт договариваются о том, чтобы посвятить время и энергию достижению конкретных целей. На этом этапе важными факторами являются восприятие терапевта, интенсивность мотивации клиента и совместимость личности/опыта.

Рабочий лист чудо-вопросов — отличный способ для клиента и терапевта определить, над какими целями они будут работать вместе. По мере того как клиент записывает и рисует свою идеальную жизнь/мир/эмоциональное состояние, это повышает его способность работать для этого. Это дополнительно проясняет идеалы клиента для терапевта, чтобы достичь общего направления.

2. Процесс

Это самый сложный этап и основная часть лечения и взаимоотношений. Это когда терапевт ищет закономерности, собирает информацию и консолидирует ее.

Терапевт ищет в клиенте триггеры, циклы и повторяющиеся взаимодействия. На этом этапе терапевт также получает дополнительную информацию и стремится осуществить изменения.

На стадии процесса могут использоваться различные терапевтические задачи, техники и подходы.

3. Изменение

Этот этап представляет собой заключение и успех плана лечения. Клиент может принять свое психическое или эмоциональное состояние и принять привычки для улучшения самочувствия.

4. Прекращение

На этом этапе клиент «выпускается». Терапевт и клиент могут признать друг друга автономными и независимыми личностями.

К этому этапу разрешаются позитивный перенос и регрессивные формы зависимости. Клиенту передано разрешение и права на самостоятельное развитие своей жизни.

Рабочий лист «Предотвращение рецидива психического здоровья» — прекрасный инструмент для применения на заключительном этапе лечения. В этом рабочем листе выделены предупреждающие знаки и триггеры, о которых клиент должен знать, когда прекращает лечение. Это также отличный способ для клиента взять на себя ответственность за работу, которую он проделал в терапии, и свое будущее психическое здоровье.

4 Примеры из реальной жизни

Важно указать конкретные примеры компонентов и фаз терапии.

На первом этапе приверженности впечатление клиента о терапевте имеет решающее значение для углубления отношений и перехода к успешным последующим этапам.

Ниже приведены примеры полезных практик, которые терапевты могут применять для оптимизации терапевтического процесса, и вредных практик, которых следует избегать.

Эмпатическое реагирование

Эмпатическое реагирование является ключом к установлению прочного терапевтического альянса на ранних стадиях терапии.

Исследователи специально отслеживали реакцию клиента на лечение, используя «обратную связь с клиентом» как меру уровня эмпатии терапевта и оценку клиентом терапевтического альянса, согласия и удержания в терапии. Терапевты, демонстрирующие самый высокий уровень эмпатии, имели самые высокие оценки отзывов клиентов и успеха клиентов (Duncan, 2010).

Эмпатические ответы отражают как содержание того, что говорит клиент, так и его чувства по этому поводу. Вот пример такого обсуждения.

Терапевт: Так что же вы испытываете ?

Клиент: Я очень беспокоюсь о школе .

Терапевт: Можете ли вы объяснить больше ?

Клиент: Мои родители всегда придираются ко мне из-за моих оценок, и они никогда не бывают достаточно хорошими .

Психотерапевт: Я слышал, вы говорите, что ваши родители, придирающиеся к вам из-за того, что ваши оценки никогда не бывают достаточно хорошими, заставляют вас беспокоиться о школе ?

Клиент: Да, именно так. Это так тяжело .

Перенос

На стадии процесса терапии перенос и контрперенос становятся важными аспектами терапевтического альянса.

Перенос происходит в терапии, когда клиент проецирует чувства, которые он испытывает (или испытывает к другому человеку в своей жизни) на терапевта. В этом примере клиент проецирует свой гнев по отношению к своим родителям на терапевта.

Терапевт: Вы упомянули, что в раннем возрасте вас обидел отец .

Клиент: Я не то сказал! Ты никогда не слушаешь меня и не слышишь меня правильно. Вы, как и мои родители, неверно истолковываете все, что я говорю .

Это видео представляет собой еще один наглядный пример того, как проявляется перенос, если посмотреть на прошлые отношения и текущие действия.

Перенос может происходить в любых отношениях, но терапевты должны четко осознавать, когда это происходит во время сеанса, чтобы создать здоровые отношения (Shimokawa, Lambert, & Smart, 2010).

Когда терапевты могут идентифицировать перенос и создавать более здоровые реакции, это укрепляет терапевтический альянс и учит клиентов более здоровым способам взаимодействия с другими.

Контрперенос

Контрперенос — это когда терапевт проецирует свои чувства на клиента. Это может нанести ущерб терапевтическому альянсу и прогрессу клиента. Осознание контрпереноса является важной частью процесса и профессионального роста терапевта.

В следующем примере терапевт предлагает совет, а не слушает клиента, предлагая пространство и создавая атмосферу для поиска собственных решений или обработки эмоций.

Клиент: Мой муж ожидает, что я буду работать полный рабочий день и при этом справляться со всей работой по дому. Я просто не могу все это сделать, это кажется невозможным, а он такой требовательный .

Терапевт: Почему бы вам не нанять горничную для работы по дому? Вы оба зарабатываете достаточно денег, чтобы позволить себе это .

Другие области контрпереноса включают влечение терапевта к клиенту или чрезмерное или недостаточное вовлечение в ситуацию.

Пример недостаточной вовлеченности может иметь место, если клиент подвергся сексуальному насилию, и терапевт обвиняет жертву. Вместо того, чтобы выслушать клиента, терапевт идентифицирует себя с преступником и отговаривает клиента от выдвижения обвинений. Этот пример можно квалифицировать как негативный контрперенос (Jorgenson, 1995).

Установление обязательства

Это короткое видео «Джейн» и «Джон» демонстрирует препятствия, с которыми сталкиваются многие новые консультанты при установлении прочного терапевтического альянса во время первого сеанса или на ранних стадиях терапии.

Взгляд на здоровые границы в терапии

Подчеркивая важность терапевтических отношений, важно рассмотреть вопрос о границах в профессиональных отношениях. Установление здоровых границ в начале терапии — это способ создать здоровую терапевтическую среду, которая ведет к эффективной терапии.

Здоровые границы включают надлежащее самораскрытие для установления доверия и связи с клиентом (Zur, 2018). Самораскрытие может помочь клиентам почувствовать себя принятыми и нормализовать их ситуацию.

Правила и ритуалы — это еще один способ установить здоровые границы (Zur, 2018).

Правила дают клиенту параметры в течение сеанса, чтобы иметь свободу исследовать себя, свои мысли и свои эмоции. Правила могут включать ограничение использования сотового телефона или запрещение уничижительных или негативных выражений.

Ритуалы помогают обеспечить стабильность и согласованность для клиента от сеанса к сеансу. Они могут быть созданы в сотрудничестве с клиентом. Ритуал может включать выполнение упражнения на внимательность в начале каждого сеанса или завершение сеанса последней мыслью или словом благодарности.

Нарушение границ всегда неэтично, обычно незаконно и происходит, когда терапевт переходит черту честности, используя власть для эксплуатации клиента (Lazarus & Zur, 2002).

Однако, когда терапевты пересекают границы, помня о благополучии клиента, это, вероятно, укрепляет терапевтический альянс. Это может быть эффективной частью установления, поддержания и восстановления ценных терапевтических отношений.

Ниже приведены примеры полезного пересечения границ, и ни один из них не является «двойственным отношением» (неэтичным отношением):

  • Прогулка с клиентом на открытом пространстве за пределами офиса, чтобы запустить воздушного змея, чтобы преодолеть страх перед воздушными змеями
  • Надлежащее самораскрытие, чтобы обеспечить альтернативную точку зрения, создать подлинные связи или уравнять правила игры
  • Посещение выступления клиента, чтобы поддержать его хобби или увлечения
  • Присоединение к наркоману на их первой встрече из 12 шагов

«Границы подобны заборам; они созданы человеком и предназначены для разделения. Будучи искусственными, их можно построить или разобрать, поднять или опустить, сделать более или менее проницаемыми».

(Zur, 2018, стр. 29)

При подходе к пересечению границ следует учитывать две вещи: благополучие клиента и цель/эффективность техники. Это должно быть частью хорошо разработанного плана лечения, учитывающего проблему, личность, окружающую среду, культуру, историю и терапевтическую обстановку/контекст конкретного клиента.

В этой статье мы расскажем о других методах использования осознанности в консультировании.

Терапевтические отношения против социальных отношений

Различие между терапевтическими отношениями и непрофессиональными социальными отношениями можно выделить в следующем определении психотерапии:

«Целенаправленные и добровольные отношения как минимум между двумя людьми, один из которых должен знать, что он делает, а другой хочет помочь изменить свою жизнь к лучшему».

(Rivera, 1992, стр. 52)

Целеустремленный/целеустремленный

Это определение подчеркивает, что терапия представляет собой отношения с определенной целью. Это не случайно, и есть цели, поставленные в рамках продолжительности отношений. Это добровольные и формальные отношения, которые требуют согласия и приверженности работе для достижения согласованных целей.

Зависит от времени

В идеале терапевтические отношения имеют четкую начальную и конечную точки. Он проходит через четыре стадии, описанные выше: обязательство, процесс, изменение и прекращение.

Динамика силы

В терапевтических отношениях присутствует четкая динамика силы, поэтому этика, границы и двойственные отношения являются важной частью психотерапевтического обучения и сертификации.

Терапевт находится во власти, потому что обладает профессиональными навыками и способностями. Терапевт знает о методах и вмешательствах, необходимых для изменения, и может интерпретировать данные, представленные клиентом.

Это односторонние отношения, в которых терапевт обслуживает потребности клиента без эмоционального/ментального взаимного обмена.

Релевантные ресурсы PositivePsychology.com

Наш Инструментарий по позитивной психологии© предоставляет терапевтам множество ресурсов, актуальных для каждого этапа терапевтического процесса.

Независимо от того, должен ли клиент работать над общением, эмоциональной регуляцией, установлением границ, самоанализом, преодолением трудностей, устойчивостью, отношениями или самопринятием, наша обширная база рабочих листов, оценок и вмешательств может быть адаптирована к любому терапевтическому процессу или отношениям. .

Вот три рабочих листа, которые особенно полезны:

  • Оценка барьеров на пути к принятию
    Терапевты могут использовать этот лист, чтобы подумать о том, какие мысли и убеждения могут удерживать их от более принимающего отношения. Этот рабочий лист можно использовать после индивидуальных сеансов терапии или в конце дня.
  • Каков ваш стиль проверки?
    Этот инструмент также может быть эффективным инструментом, который терапевты могут использовать со своими клиентами. Это полезный способ практиковать и проверять профессиональные навыки проверки в любой ситуации.
  • Понимание контекста и различий
    Не осознавая этого, терапевт может позволить контекстуальным различиям и различиям между клиентом и терапевтом затуманить его суждения, препятствуя развитию и распространению эмпатии и понимания. Этот инструмент можно использовать для обзора сеанса и взаимодействия с клиентом, чтобы увидеть, не было ли каких-либо предубеждений, которые могли бы повредить терапевтическому альянсу.

17 упражнений по позитивной психологии. Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Сообщение на память

Снова и снова клиенты и практикующие врачи видят, что образование, навыки, сертификаты, степени, методы и типы терапевтического подхода имеют очень мало значения без прочных терапевтических отношений.

Тем не менее, терапевтические отношения нельзя научить в явном виде.

Благодаря пониманию, опыту, практике и саморефлексии терапевты могут работать над освоением терапевтического альянса и этапов терапевтического процесса. Стоит потратить время и энергию на развитие этих важных навыков общения, чтобы улучшить как личную, так и профессиональную жизнь.

Установление значимых отношений возможно благодаря качественным коммуникативным навыкам, эмпатии, открытости, искренности и способности сотрудничать с целями и желаниями клиента (Horvath, 2001).

Терапевтические отношения основаны на близости и силе. Для каждого клиента он разный, баланс между жестким и мягким, давать и брать. Это отношения, которые дают пространство для размышлений и исцеления, и это лучший инструмент терапевта для достижения позитивных изменений в жизни других.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три упражнения для позитивных отношений.

  • Бордин, Р. С. (1979). Обобщаемость психоаналитической концепции рабочего альянса. Психотерапия: теория, исследования и практика , 16 (3), 252–260.
  • Дункан, Б.Л. (2010). Чтобы стать лучшим терапевтом . Американская психологическая ассоциация.
  • Фрейд, С. (1905). Три эссе о сексуальности . Хогарт Пресс.
  • Фрейд, С. (1913). О начале лечения: Дальнейшие рекомендации по технике психоанализа. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (стр. 122–144). Хогарт Пресс.
  • Gelso, CJ (2011). Настоящие отношения в психотерапии: скрытая основа перемен . Американская психологическая ассоциация.
  • Грот-Марнат, Г. (2009). Справочник по психологической оценке . Джон Уайли и сыновья.
  • Хорват, АО (2001). Альянс. Психотерапия , 38 (4), 365–372.
  • Хаббл, Массачусетс, Дункан, Б.Л., и Миллер, С.Д. (1999). Сердце и душа перемен: что работает в терапии . Американская психологическая ассоциация.
  • Йоргенсон, М.Л. (1995). Контрперенос и особые опасения последующих лечащих терапевтов пациентов, подвергшихся сексуальной эксплуатации предыдущим терапевтом. Линия связи с использованием терапии. Получено 1 марта 2021 г. с http://www.therapyabuse.org/p2-inСоответствующий-countertransference.htm
  • Лазарь, А.А., и Зур, О. (2002). Двойственные отношения и психотерапия . Спрингер.
  • Лингиарди, В., Холмквист, Р., и Сафран, Дж. Д. (2016). Реляционный поворот и психотерапевтические исследования. Современный психоанализ , 52 , 1–38.
  • Люборский, Л. (1976). Помощь союзов в психотерапии: основа для изучения их отношения к ее результату. В Дж. Л. Клегхорне (ред.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *