Этапы консультирования в психологии: Этапы психологического консультирования

Этапы психологического консультирования

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез. 3. Оказание воздействия. 4. Завершение психологической консультации.

1. Знакомство с клиентом и начало беседы

1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее» и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 — 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.

1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?» После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: — основные цели консультирования, — квалификация консультанта, — оплата за консультирование, — приблизительная продолжительность консультирования, — целесообразность консультирования в данной ситуации, — риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, — границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. «Здесь и сейчас». Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме «здесь и сейчас».
Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: «Что Вас привело ко мне?», «Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?». Если клиент не является «профессиональным завсегдатаем» психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог.

2. Расспрос клиента, формирование гипотез

2а. Эмпатическое слушание. Оно же — активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально.

2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом — это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не «перемалывать» в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента.
Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени.
Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже «хорошо запутался» в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта — пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

3. Оказание воздействия

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией.
Здесь характерны жалобы клиента на то, что «не хватает сил», «не понимаю как» и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно «принимать» в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы.
Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

4. Завершение психологической консультации

4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. «Повторение — мать учения». 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.

Литература

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 172 с.

 


См.

также

Психологическое консультирование

  • Активное слушание
  • Анализ цепочки событий
  • Блокада со стороны консультируемого
  • Варианты жалоб клиентов в случае семейного консультирования
  • Границы конфиденциальности в психологическом консультировании
  • Задачи психологического консультирования
  • Значения символов
  • Использование в консультировании открытых вопросов
  • Кабинет школьного психолога
  • Классификации мифов
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

ЭТАПЫ ВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ

Этапы ведения консультативной беседы

Слово «Этап» обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения.

Излишняя полнота, однако, не всегда является достоинством, поскольку затеняет основную мысль, логику автора. Этапы психологического консультирования описывали и разбирали Алешина Ю.Е. (1999, 1993), Абрамова Г.С. (2001), Горностай П.П. и Васьковская С.В. (1995), Кочюнас Р.-А. Б. (1999) и многие другие. С нашей точки зрения наиболее оптимальное изложение можно найти в работах Алешиной Ю.Е. В нашем описании этапов психологического консультирования мы взяли за основу модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив ее, сделав более логичной и понятной. Кроме этой модели предлагаем студентам ознакомиться с иными, перечисленными выше. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Жизнь слишком многообразна. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.

Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы.

Длительность данного этапа 5 — 10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут — 1 час 10 минут. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:

  • a) Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.
  • b) Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».
  • c) После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 — 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.
  • d) После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне Вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.
  • e) Как пишет Кочюнас Р.-А. Б. (1999), клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать клиента до начала консультирования потоком информации. Но некоторые вопросы, например, вопрос об оплате, психолгу-консультанту целесообразно поднять самому. Не следует вселять в клиента надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
  • f) Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.
  • g) Важно не позволять клиенту использовать консультанта в своих целях, далеких от консультирования. Не следует соглашаться звонить куда-либо по просьбе клиента, писать письма, приглашать на консультацию, то есть не делать ничего такого, что можно было бы обозначить как вмешательство психолога-консультанта по просьбе клиента в частную жизнь других людей.
  • h) После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента, что будет обозначать начало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что Вас привело ко мне?». Произнесение этой фразы знаменует начало следующего этапа психологического консультирования.

Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез

Длительность данного этапа 25 — 35 минут при средней продолжительности консультативной беседы 45 минут — 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:

•1.    Формирование консультативных гипотез.

•2.    Проверка консультативных гипотез.

Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных гипотез»:

  • a) Эмпатическое слушание. Обычно, когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Развитие эмпатии традиционно связывается с развертыванием процесса воображения во время общения (Шабалина, 1998, с. 8-10). Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта. От начинающего консультанта достаточно хотя бы просто желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».
  • b) Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
  • c) Структурирование беседы. Первый прием — задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об от це, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием — краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
  • d) Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Слово «Гипотеза» происходит от греческого слова hypothesis — основание, предположение. Гипотеза — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. В экспериментальной психологии приято выделять две составляющие гипотезы — зависимую переменную (испытывающую влияние) и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в психологическом консультировании — это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его в психологическую консультацию. Однако, психологу-консультанту необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему. В данном случае мы понимаем словосочетание «Психологическая проблема» так, как понимает смысл этой понятийной единицы А.Ф. Ануфриев (1995, с.112). Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Например, в ситуации, когда женщина жалуется консультанту на то, что ее дочь семнадцати лет «совсем отбилась от рук», психологическая проблема может быть сформулирована как девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм социализации) поведение дочери этой женщины. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную — то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания, например, о девиантном поведении. Каждая гипотеза — это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией. Вот пример консультативной гипотезы: «В основе девиантного поведения юноши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей». Такое может быть, когда мать, испытывая досаду на отца но, не имея возможности ему это открыто высказывать, с раннего детства приписывает ребенку негативные черты, чтобы конфликтовать с ним вместо отца. Юноша просто демонстрирует своим девиантным поведением то, что от него ждут в семье, таким образом, спасая родителей от откровенного разговора и развода. Те, кто выберут специализацию «Психологическое консультирование», еще будут подробно изучать эти вопросы в курсе «Психология семьи и семейное консультирование». Пока же просто остановимся на том, что девиантное поведение юноши здесь есть переменная зависимая (испытывающая влияние), а неурегулированные супружеские отношения его родителей — переменная независимая (оказывающая влияние). Данная гипотеза в процессе проверки может и не подтвердиться. Тогда можно проверить альтернативную ей гипотезу — «В основе девиантного поведения юноши лежит активное функционирование источников десоциализации в той среде, в которой он живет». Под девиантным поведением здесь понимается поведение, отклоняющееся от социально нормативно заданного, — отказ работать, учиться, хулиганские выходки и так далее.

На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию — начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта — он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез знаменует переход консультативной беседы ко второму подэтапу второго этапа консультативной беседы.

Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Проверка консультативных гипотез»:

Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:

  • a) Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.
  • b) Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.

Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две — три конкретные ситуации, которые должны быть:

  • a) тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;
  • b) типичными для жизни клиента;
  • c) желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.

После того, как психолог-консультант проверит свои гипотезы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия знаменует собой начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.

 

Эта

п 3. Оказание воздействия

Продолжительность данного этапа — 5 — 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы — 45 минут — 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа:

•1.    Коррекция установок клиента.

•2.    Коррекция поведения клиента.

Деятельность психолога консультанта на первом подэтапе «Коррекция установок клиента»

Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий: Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так далее) ® Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях ® Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

 Например, женщина хочет помочь своей дочери найти достойное место в жизни. Она волнуется из-за того, что судьба дочери может сложиться печально. Она хочет, чтобы дочь больше времени проводила дома, более осмысленно относилась к своей жизни, начала серьезно учиться, оставила компанию друзей с отклоняющимся поведением. Таковы чувства этой женщины, потребности, цели. Возможно, она их не осознает или не вполне осознает. Подчас ей хочется просто отомстить дочери за свои страдания, и она забывает про более глубокую эмоциональную подоплеку своего поведения и своих страданий, забывает про свои цели. Она зачастую просто увлечена процессом «домашней войны». Бывает, что родители в такой ситуации настолько взволнованы и напряжены, что постоянно, на протяжении нескольких лет совершают одни и те же повторяющиеся действия, которые не только не приводят к желаемым результатам, а даже, наоборот, ведут процесс социализации ребенка в обратном направлении. Они плохо осознают свои цели, смысл своих действий, их последствия для себя и окружающих. И вот, первым этапом помощи этим людям будет реконструкция в их сознании элементов представленной выше цепочки. Первым элементом цепочки представлений, которую мы должны воссоздать в сознании клиентки в данном случае, будут ее эмоции, ее тревога, ее цели, ее потребности. Мы должны помочь ей осознать, что ее действия вызваны тревогой за судьбу дочери, что ее целью является нормальная судьба дочери — ее здоровье, ее образование, ее успешная социализация в обществе, высокий уровень развития ее личности, нормальная семья в будущем и так далее. Это будет первый элемент цепочки.

Перейдем теперь ко второму элементу цепочки, воссоздаваемому в сознании клиентки — средства, которые она использует для того, чтобы помогать своей дочери. Каждый вечер эта женщина разыскивает свою дочь по ночным клубам, со скандалом привозит ее домой, где скандал продолжается. Если дочь задержалась дома, эта женщина каждые 15 минут заглядывает в комнату дочери — что дочь делает? Регулярны проверки карманов, обзванивание подруг, попытки не выпускать дочь из дому, которые еще ни разу не увенчались успехом. Водила дочь к экстрасенсу, пыталась поставить на учет в милиции. Желательно собрать максимально полный список средств, с помощью которых родитель пытается или пытался спасать своего ребенка. Собрать это необходимо, прежде всего, для того, чтобы родитель осознал, что он, по сути, делает на протяжении последних нескольких месяцев или нескольких лет. То есть, вслед за целями и лежащими в основе их эмоциональными переживаниями, клиенту необходимо осознать и свои реальные действия, соотнести их со своими целями. Эти реальные действия и будут вторым элементом цепочки.

И, наконец, третий элемент выстраиваемой цепочки — результаты. Добилась ли мама за последние несколько лет желаемого? Улучшилось ли поведение дочери? — Нет, оно даже ухудшилось. Так много активности, но эта активность не привела к желаемому, наоборот, еще более отдалила его. Дочь прореагировала на активность матери усилением девиантного поведения, что только усугубило проблемы ее матери, а нашего клиента. До прихода в консультацию мать могла этого не осознавать, она вся в плену текущих задач — что сделать, чтобы дочь сегодня вечером не ушла из дома, где ее реальнее сегодня ночью найти, откуда взять денег на такси, наконец, найти дочь, чтобы высказать ей всю свою обиду, а главное — как плохо теперь сложится ее, дочери, жизнь. Мы ставим клиента перед этим фактом — вот чего он хочет, желает, вот чего он делает, а вот к чему это реально приводит.

Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? — Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал его неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.

Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента разобранную выше цепочку событий психолог-консультант может использовать разные средства, приемы. Перечислим некоторые из них:

•1.    Акцентуирование противоречий рассказа клиента, то есть подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.

•2.    Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев — интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.

•3.    Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение клиенту посмотреть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение.

•4.    Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленных психологических защит, а его поведение наносит вред окружающим.

•5.     Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.

•6.    Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных.). Цель — создать условия для того, чтобы клиент сам задумался

над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.

•7.    Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.

•8.    Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

Более подробно на этих и других приемах ведения консультативной беседы мы остановимся впоследствии в рамках курсов «Концепции и методы психологической помощи» и «Психология семьи и семейное консультирование», когда будем изучать теоретический и социальный контекст, в рамках которого они возникли.

Таким образом, результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консультирования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реалиям возникшей ситуации способов поведения. Переход собственно к коррекции поведения знаменует собой начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Коррекция поведения клиента»

На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина (1993) уделяет особое внимание тому, чтобы результатом работы на этом подэтапе был детально разработанный план позитивного реагирования клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Мы в свое время опубликовали материал, в котором излагали свой опыт использования анализа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в психологическом консультировании родителей для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов (Елизаров, 1996). Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативы своему поведению именно сам, чтобы это были именно его альтернативы, чтобы они органично вырастали из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.

 

Этап 4. Завершение консультативной беседы.

 

Продолжительность этапа — 5 — 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы — 45 минут — 1 час 10 минут. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

•1.    Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что то, что повторено в конце беседы, запоминается лучше.

•2.    Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот вопрос неопределенным. Лучше, чтобы место и время приема были постоянными. Решается вопрос о переадресовке клиента другому консультанту, если есть основания полагать, что он будет более компетентным в данной ситуации, или если психолог-консультант вынужден куда-то уезжать в ближайшее время. Обсуждается вопрос домашних заданий клиенту.

•3.    Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готовым признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

Капустин С.А. (1993) полагает, что после хорошей работы с психологом-консультантом клиент оказывается в ситуации противоречивости выбора, неопределенности выбора — начать решать проблему или жить как раньше. И то, и другое болезненно. Это связано с тем, что существуют серьезные обстоятельства, препятствующие воле и желанию клиента начать решать свои проблемы:

•1.    Клиенту нужно отречься от всего, что давало ему ощущение определенной осмысленности его существования, — прежней целевой направленности, прежних идеалов, образа жизни.

•2.    Начиная решать свои проблемы объективно, клиент вынужден признать свою вину за те, может быть, очень трагичные события и конфликты, которые произошли с ним и близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуважения.

•3.    Приступая к решению своих проблем, клиент берет на себя груз ответственности за их решение, вынужден тратить на это усилия, время.

Эта ситуация противоречивости, неопределенности выбора длится от нескольких секунд до нескольких дней и говорит о том, что удалось расширить представление клиента о себе и собственной ситуации, создать базу для изменений. Это состояние сильного душевного потрясения, что может выглядеть внешне как растерянность, вина, агрессия, раскаяние, уязвленное самолюбие, отчаяние, надежда. Речь может стать сбивчивой. Одновременно это и состояние задумчивости, размышления над проблемой. Это также зачастую и состояние внутренней конфронтации с консультантом, проявлением чего могут быть попытки его дискредитировать.

По мнению Капустина С.А. (1993) достижение состояния неопределенности выбора само по себе  является показателем качества работы психолога

-консультанта. Клиенту дан шанс. В консультации или дома он со временем может выработать реалистичное, соответствующее его личностным ресурсам решение. Психолог здесь ограничен наличием или отсутствием встречной активности клиента. Исход консультирования, в конечном счете, зависит от воли и желания клиента.

Следует отметить, что все-таки, несмотря на весомость приведенных выше аргументов, большинство психологов-консультантов предпочитают, чтобы клиент уходил от них со светлым и радостным выражением лица. На это и направлена их активность на заключительном этапе консультативной беседы.

На этом мы закончим наше рассмотрение этапов консультативной беседы, а также изложение основ курса. Более подробную информацию о психологическом консультировании студентам предлагается искать в цитированной в данном пособии литературе, в литературе, рекомендованной для семинарских занятий, в последующих курсах, отражающих различные теоретические и прикладные аспекты психологического консультирования.

Елизаров А.Н.

5 основных этапов оценки клиентов (видео)

Привет, ребята! Добро пожаловать в это видео Mometrix, посвященное этапам жизни в оценке клиента.

Сегодня мы рассмотрим пять основных этапов:

Этап 1: Первоначальное раскрытие информации
Этап 2: Глубокое исследование
Этап 3: Приверженность действию
Этап 5: Оценка, прекращение или направление

Давайте посмотрим, что означает каждый из этих пунктов.

Этап 1: Первоначальное раскрытие информации

На этом этапе основное внимание уделяется построению отношений. Когда я говорю о построении отношений в этой обстановке, я имею в виду установление взаимопонимания с клиентом, основанного на доверии, уважении и заботе. Когда между вами и вашим клиентом хорошие отношения, вероятность того, что сеансы будут более продуктивными, выше. На этом этапе вы хотите практиковать все основные навыки консультанта, которые мы обсуждали в видеоролике «Основные навыки консультанта », такие как эмпатия, искренность, безусловное положительное отношение и т. д.

Вот несколько практических советов, которые помогут наладить отношения с вашим клиентом:

  • Представьтесь. Будьте представительным и привлекательным.
  • Будьте гостеприимны. Пригласите клиента сесть. Спросите их, хотят ли они воды, кофе и т. д. Убедитесь, что им удобно.
  • Обращайтесь к клиенту по имени. Это большой шаг к тому, чтобы помочь вашему клиенту почувствовать себя известным.
  • Приглашайте к общению, чтобы снизить тревогу, которую они могут испытывать. Помните, признание того, что им нужна помощь и они хотят помочь в решении проблем, может стать действительно большим шагом.
  • Позвольте вашему клиенту рассказать о причине, по которой он пришел поговорить.
  • Укажите, что вы заинтересованы в них и что они переживают.

Помните, что ваш клиент может рассказать обо всех своих переживаниях, начиная с самого раннего детства и заканчивая настоящим, и то, как вы отвечаете, может либо помочь ему доверять вам, либо вызвать у него чувство предательства.

Одним из самых больших препятствий на этапе построения отношений является склонность двигаться слишком быстро. Будьте терпеливы со своим клиентом, будьте деликатны и дайте ему возможность двигаться в естественном темпе. По мере того, как между консультантом и клиентом начинает формироваться доверие, они более склонны реагировать позитивно, когда вы поощряете их двигаться к переменам.

Этап 2: Углубленное исследование

На этом этапе вы отточите оценку проблемы. Одна из основных причин, по которой клиент идет поговорить с консультантом, заключается в том, чтобы получить помощь в решении проблем или проблем, которые мешают его повседневной жизни или причиняют ему сильную душевную боль. Консультант должен рассчитывать на то, что он станет эффективным инструментом, который поможет им двигаться к переменам. Оценка относится ко всему, что делает консультант для сбора информации и выводов о проблемах клиента. Этот этап не должен восприниматься клиентом как допрос, скорее, он должен чувствовать, что кто-то желает знать, кто он, что повлияло на его мышление, то, как он себя чувствует, и что его беспокоит. Психолог Мартин Селигман предлагает следующие причины для оценки клиента:

  • Позволить консультантам поставить точный диагноз
  • Определить, подходит ли человеку определенный план лечения
  • Помочь консультантам разработать план лечения
  • Помочь консультанту получить более подробные разъяснения в постановке целей и делает достижение целей более измеримым
  • Помогает консультанту лучше облегчить создание вариантов и альтернатив

Итак, теперь давайте поговорим о различных вещах, которые вы захотите изучить или оценить.

Идентифицирующие данные, такие как имя клиента, адрес, номер телефона, электронная почта, возраст, пол, семейное положение, род занятий и т. д. Это позволяет консультанту связаться с клиентом, а также дает представление об условиях жизни и биографии о семейном положении.

Представленные проблемы. Как проблема влияет или мешает повседневной жизни клиента? Какое поведение, мысли и чувства провоцирует проблема? Как давно существует проблема и как часто она возникает? Существует ли закономерность событий, которые приводят к проблеме? Персона? И проблема предсказуема?

Текущий образ жизни клиента. Как выглядит обычный день клиента? В какой социальной, религиозной или развлекательной деятельности участвует клиент? Какое образование у клиента? Каковы некоторые особые характеристики клиента, такие как возраст, физические данные, культурные особенности и т. д.

Семейная история. Вы хотите собрать информацию как об отце, так и о матери; такие вещи, как возраст, род занятий, личность, роли и отношения клиента с каждым из них. Есть ли у клиента братья и сестры? Сколько? Сколько им лет? Каковы их отношения с каждым из братьев и сестер? Какой была стабильность семьи в детстве? Работа проведена? Семья переезжает, и причина переезда.

Личная история. Какова их история болезни? А как насчет их образовательной истории, например успеваемости, внеклассной деятельности, хобби и интересов, отношений со сверстниками. А как насчет их карьеры? Какие работы у них были? Какими были их отношения с коллегами и начальством? Какие личные цели есть у клиента?

Описание клиента во время интервью. Каков был их внешний вид? Такие вещи, как поза, одежда, жесты, выражение лица. Как клиент относился к вам (консультанту) во время сеанса? Теплота клиента, готовность, мотивация, пассивность и т. д. Были ли замечания клиента логичными? Они текли или были повсюду?

Резюме и рекомендации. Были ли какие-либо связи между проблемами, о которых сообщил клиент, и любой другой собранной информацией? На ваш взгляд, нужно ли назначать клиента к какому-либо другому консультанту? Были ли цели консультирования, поставленные клиентом, практичными и реалистичными? Сколько консультаций, если бы вам пришлось предложить, может потребоваться?

Стадия 3: Приверженность действию или постановка целей

Как и во всем в жизни, консультирование должно быть сосредоточено. Внимание клиента будет сосредоточено на проблеме, но консультант должен быть сосредоточен на проблеме, клиенте, процессе консультирования и общей цели. Цели помогают задавать направление во время каждой сессии. При постановке целей клиент определяет с помощью консультанта конкретные пути движения к изменениям и наилучший план действий, который поможет это осуществить. Четкие цели могут помочь мотивировать вашего клиента предпринять шаги, необходимые для достижения этих целей. Это помогает им структурировать свою жизнь таким образом, чтобы достижение этих целей было более практичным. Постановка целей помогает устранить боковую энергию, поскольку клиент и консультант на одной странице изложили цель.

В некоторых случаях клиент может сомневаться в постановке целей. Вполне возможно, что человек, который сопротивляется постановке целей, может защищать то самое поведение, которое нуждается в модификации, потому что это поведение также служит желаемому поведению. Например, кто-то начинает осознавать негативные последствия нездоровых, оскорбительных отношений на свиданиях, но при этом цепляется за них, утверждая, что этот человек делает их счастливыми.

Вот несколько полезных советов по выбору и определению целей:

  • Цели должны быть связаны с желаемым концом, который ищет клиент набор знаний и навыков консультанта
  • Цели всегда должны быть направлены на позитивный рост

Этап 4: Консультативное вмешательство

На этапе консультирования проводится 3 этапа:

Шаг 1: Обобщите проблему
Шаг 2: Определите стратегию
Шаг 3: Выберите и осуществите вмешательство

Шаг 1: Обобщите проблему

Обобщите проблему, используя включает четыре различных компонента: аффективный, поведенческий, когнитивный и межличностный/системный компонент.

Аффективный компонент. Какие проблемы заставляют клиента чувствовать себя? Как эти чувства влияют на желание клиента измениться? Как чувства клиента поддерживают проблему? Какие чувства могут изменить проблему клиента?

Поведенческий компонент. Что делает клиент в разгар проблемы? Как такое поведение поддерживает или поддерживает проблему? Какое поведение клиент может изменить, чтобы уменьшить последствия проблемы?

Когнитивный компонент. Какие мысли приходят в голову клиенту? Что клиент говорит себе? Как эти сообщения являются частью или дополнением к проблеме? Какие культурные или личные убеждения или предположения являются частью разговора клиента с самим собой? Как можно отфильтровать эти утверждения через истину, чтобы помочь клиенту распознать, идентифицировать и отсеять любые ложные мысли.

Межличностный или системный компонент. Как выглядят личные отношения клиента? Каковы их отношения с противоположным полом? Как клиент взаимодействует со своим основным лицом или группой поддержки? Влияют ли отношения клиента с членами семьи на проблему? Как?

Шаг 2: Определение стратегии

Консультант должен быть подготовлен для реализации выбранной стратегии. Стратегия должна имитировать характер проблемы клиента. Например, если клиент переживает проблему в основном в эмоциональных или аффективных терминах или состояниях, то стратегия должна вовлекать его таким же образом и быть более близкой к нему. Стратегии должны быть выбраны с учетом предыдущих целей. Все должно быть направлено к цели. При выборе стратегии вмешательства следует учитывать уровень функционирования клиента. Прежде чем внедрять стратегию вмешательства, консультант должен обсудить ее с клиентом.

Шаг 3: Внедрение стратегии вмешательства

Вспомните, мы говорили о выборе стратегии, связанной с тем, как клиент воспринимает проблему. Они могут испытывать это более познавательно или более эффективно. Цели стратегий аффективного вмешательства состоят в том, чтобы помочь клиенту выразить чувства или состояния чувств, управлять чувствами или состояниями чувств, идентифицировать или различать чувства или состояния чувств. Некоторые эмоциональные состояния могут быть настолько поглощающими пациента, что им необходимо управлять, чтобы они функционировали эффективно. Клиент должен выразить и распознать состояние чувств.

Целями когнитивного вмешательства являются уменьшение эмоционального стресса и соответствующего поведения путем исправления ошибок в мышлении, восприятии и убеждениях. Когнитивные вмешательства предназначены для изменения способа мышления пациента о конкретном событии, человеке, себе или жизни. Когнитивные вмешательства основаны на предположении, что клиенты несут полную ответственность за то, как они думают о чем-либо.

Стадия 5: Оценка, прекращение или направление

Для того, кто начинает консультировать, может показаться странным думать о прекращении лечения пациента. Но прекращение — это то, к чему вы хотите двигаться. В идеале прекращение происходит, когда цели, которые взаимно согласованы консультантом и клиентом, достигнуты или проблема стала более управляемой или решенной.

Исследователи из Сиракузского университета говорят, что «Увольнение должно быть одной из первых тем, которые консультант и клиент обсуждают. Консультант этически обязан обсудить, как долго он сможет встречаться с клиентом, график их отношений и дать полезные направления или рекомендации по завершении отношений консультант/пациент».

Вот несколько полезных советов, как правильно продвигать вашего клиента к расторжению договора, когда он будет готов:

  • Напомните своему пациенту, когда приближается концовка. Делайте это как минимум за 2-3 сеанса до последнего.
  • Если вы и клиент не ограничены определенным количеством сеансов, может быть полезно разделить последние пару сеансов. Это может помочь отучить ваших пациентов от любой эмоциональной зависимости от вас (консультанта) и помочь им начать чувствовать себя более уверенно. Это может быть более полезным, чем внезапный конец.
  • Вернитесь к прогрессу, достигнутому с клиентом. Очень часто пациент упускает из виду достигнутый прогресс. Спросите своего клиента, чему он научился, что он нашел полезным на сессиях и что он думает о своем сотрудничестве в процессе.
  • Позвольте клиентам сформулировать, что они чувствуют в связи с завершением. Для них нормально иметь много эмоций, которые нужно проработать. Таким образом, время должно быть выделено для их подтверждения и обработки.
  • Также важно осознавать свои собственные чувства в связи с прекращением лечения пациента. Это хорошо, чтобы заботиться о благополучии пациента. Это очень важная часть консультирования. Просто помните, что ваша цель состоит в том, чтобы помочь им добраться до места, где они не будут полностью зависеть от вас. Таким образом, увольнение часто можно рассматривать как великий и обнадеживающий шаг.

Это были пять этапов оценки клиента.

Надеюсь, это видео было полезным! Увидимся в следующий раз!

3 стадии процесса консультирования

Действие, помогающее клиенту более ясно взглянуть на вещи с точки зрения ценностей, чтобы устранить трудности или препятствия на пути к достижению цели, называется консультированием. Консультирование используется для решения психических, психологических проблем, профессиональных проблем, когда эксперт или профессионал обращается к проблемам с целью их решения. Но всегда помните, что консультирование не бывает в готовом формате, и каждая сессия, как правило, разрабатывается в соответствии с проблемой, с которой сталкивается человек. Назначенный советник составляет план действий в соответствии с клиентом, его характером, его целями и задачами. Консультирование также можно назвать терапией, направленной на решение профессиональных и личных проблем. Эта терапия является гибкой из-за различных форматов консультирования, которые делают ее таковой. Давайте взглянем на различные форматы консультирования, прежде чем погрузиться в этапы процесса консультирования.

 

Очное консультирование

 

Этот тип консультирования обычно применяется при решении психических, психологических проблем, проблем с зависимостями и профессиональных проблем. Это популярные форматы терапии при решении проблем со здоровьем, так как они дают возможность отреагировать на любые возникающие эмоции тут и там

Индивидуальное или групповое консультирование

 

При желании клиент может обратиться к Консультанту в одиночку для защиты его/ее частной жизни, чтобы выболтать о своих личных/профессиональных проблемах, чтобы искать их решение. Кроме того, он/она может обратиться или присоединиться к группе, которая сталкивается с аналогичными проблемами, таким образом получая сеть поддержки.

 

Телефонное консультирование

 

Этот тип консультирования защищает вашу анонимность, а также дает вам время подумать, а также обсудить вопросы, которые необходимо решить. Людям легче записывать свои проблемы, чем говорить с глазу на глаз или даже говорить по телефону. Это просто использование технологий и отправка проблем консультанту по электронной почте.

 

 

Три основных этапа процесса консультирования

 

Процесс консультирования разбит на три основных этапа.

 

  • Начальный этап или этап первоначального раскрытия информации
  • Средняя стадия или стадия углубленной разведки
  • Последняя стадия или этап готовности к действию.

 

Рассмотрим подробно каждый этап.

 

Начальный этап или этап начального раскрытия информации

 

Первый этап направлен на построение отношений с клиентом. Проще говоря, это построение отношений с клиентом. Чтобы этот этап был успешным, консультант должен уметь сопереживать клиенту, чтобы клиент был вовлечен в изучение проблем, затрагивающих его. Консультант должен покорить клиента своими навыками стратегического убедительного общения. Коммуникативные навыки играют жизненно важную роль на этом начальном этапе раскрытия информации.

 

Навыки построения отношений с клиентом можно обобщить следующим образом:

 

  • Начните с введения.
  • Сделайте так, чтобы клиенту было удобно, усадив его.
  • Обращайтесь к клиенту по его имени.
  • Если консультация направлена ​​на решение проблем со здоровьем, вовлеките клиента в
  • несколько социальных разговоров, чтобы избавиться от беспокойства.
  • Если это для решения профессиональных проблем, пусть клиент говорит о своих проблемах, затрагивающих его.
  • Клиент должен почувствовать, что Консультант заинтересован в его выступлении. Будьте искренни.

 

Средняя стадия или стадия углубленного изучения

 

Эта стадия является стадией оценки проблемы, с которой клиент сталкивается, будь то профессиональное или личное вмешательство в его повседневную жизнь или профессиональные цели, вызывающие отчаяние. Согласно Селигману (19990), оценка должна пытаться признать важность и уникальность клиента. Суть в том, чтобы извлечь всю возможную информацию и знания о жалобах или проблемах клиента и убедиться, что ничего не упущено. Любое недостающее звено может катастрофически повлиять на весь процесс консультирования.

 

Исследование или оценка проблемы начинается с записи личных данных клиента, таких как имя, возраст, адрес, семейное положение, род занятий. За этим должны следовать проблемы, затрагивающие профессиональную или личную жизнь клиента. Также необходимо отметить продолжительность проблемы, его семейную историю, личную историю. Это помогает в соединении точек. То есть установить связь между проблемами клиента и другой собранной и воспринятой информацией. Это дает приблизительное представление о том, сколько консультаций может потребоваться и к какому конкретному консультанту следует отнести клиента 9.0003

 

Консультанты, которые не оценивают проблемы, возникающие у их клиентов, с большей вероятностью формулируют неправильные выводы и неработоспособные стратегии и выводы консультирования, что приводит к консультированию наугад. Клиент может уйти с тем же набором проблем, что и на первом сеансе, без какого-либо решения.

 

Последний этап или этап принятия решения

 

Этот этап является этапом постановки цели, на котором клиент с помощью консультанта определяет конкретные пути решения проблемы, мешающие достижению цели .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *