Как написать эссе на ЕГЭ по обществознанию: подробный план
ЕГЭ по обществознанию уже который год остаётся самым популярным предметом по выбору у выпускников. Главные сложности, которые возникают у школьников на экзамене, связаны с 29-м заданием, — эссе. Наш блогер, учитель истории и обществознания Ирина Потапенко, рассказывает, по какому плану стоит писать сочинение, чтобы получить максимальный балл.
Ни для кого не секрет, что самое сложное и при этом — самое творческое задание в ЕГЭ по обществознанию — это задание 29, то есть сочинение, или как многие любят его называть, эссе. Сложно с этим не согласиться. Сочинение вызывает затруднение у всех старшеклассников, которые готовятся сдавать обществознание. Поэтому я и сделала эту инструкцию.
Критерии оценивания эссе по обществознанию
Критерий 1 — самый важный. Если выпускник не раскрыл смысл высказывания и по К1 получил 0 баллов, то и по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Что же нужно, чтобы получить максимальный балл по К1? Чтобы раскрыть смысл высказывания, необходимо выделить одну или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, или в контексте высказывания сформулировать один или несколько тезисов, требующих обоснования. Например: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс). В своём высказывании автор говорит о роли налогов в жизни общества, своевременная уплата налогов отражается на уровне благосостояния людей в государстве. Мы указали основную идею высказывания. Эксперт видит, что ученик понимает смысл высказывания, и ставит 1 балл.
Критерий 2 в эссе по обществознанию — «теоретическое содержание мини-сочинения». По К2 выпускник может получить 2 балла. Получить максимальный балл по этому критерию — непросто. Необходимо указать ключевые понятия, написать теоретические положения. В К1 мы выделяем идею, а далее в эссе раскрываем её, используя понятия, научное обществознание. На уроках я советую ученикам опираться в этом вопросе на учебники. Возьмём высказывание Холмса: налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги выполняют ряд функций: распределительная (распределение доходов между разными социальными слоями общества), фискальная (обеспечение финансирования государственных расходов) и стимулирующая (стимулирование научно-технического прогресса).
За критерий 3 можно получить 1 балл. Наличие и корректность рассуждений, выводов. Что это все значит? В эссе должны быть последовательные и непротиворечащие рассуждения, не должно быть допущено ошибок с точки зрения научного обществознания, то есть ученик правильно использовал все термины и объяснил их значение.
Критерий 4: нужно привести не менее двух (можно и больше) фактов/примеров, которые бы подтверждали идеи, тезисы, высказанные автором. Примеры должны быть развернутыми и не противоречить идеям, изложенным в теоретической части. Примеры не должны дублировать друг друга. Откуда взять эти примеры?
- Факты общественной жизни, в том числе — сообщения из СМИ, модели ситуаций.
- Личный социальный опыт, просмотренные фильмы, театральные постановки, прочитанные книги.
- Материалы учебных предметов (история, география, литература и т. д.)
Факты не должны содержать смысловые и фактические ошибки, которые могут привести к искажению сути высказывания. Будьте осторожны! Используйте примеры, суть которых вы понимаете, особенно это касается исторических фактов. За два правильно приведенных факта ученик получает 2 балла.
Итого — 6 баллов за все сочинение.
План написания эссе
- Цитата. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
- Смысл высказывания.
- Собственная точка зрения.
- Аргументация на теоретическом уровне.
- Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
- Вывод.
А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментирую каждый пункт нашего плана для эссе и составим алгоритм написания.
Заостряю ваше внимание: писать цитату ОБЯЗАТЕЛЬНО! При написании цитаты обязательно пишем автора высказывания: «Автор размышляет на тему…». Поясняем смысл высказывания: «Автор считает, что…». Выражаем свою точку зрения (обязательно писать. Возможен любой из вариантов, но только один!): «Я согласен (согласна) с мнением автора, Я не согласен (не согласна) с мнением автора, Я согласен (согласна) с мнением автора в., но в случае с… не соглашусь, т. к». Дальше — теория: «В подтверждение своей точки зрения приведу следующие теоретические аргументы…». Подбираем пример, закрепляем теорией: «Также можно выделить следующие теоретические аспекты данной темы (проблемы)…». Ещё один пример. Вывод: «Таким образом, автор…».
Предвкушая ваш вопрос о том, как правильно использовать данный алгоритм, приведу сразу пример заполненной таблицы готовым сочинением.
Готовое эссе.
29.1. «Создает человека природа, но развивает и образует его
общество». (В. Белинский)
Автор размышляет на тему биосоциальной сущности человека. Автор считает, что человек обладает биологической природой — организм с физиологическими потребностями, а также социальной — личность человека, формируемая в процессе социализации. Я согласна с мнением автора.
Формирование человека, как существа биосоциального, то есть личности, проходит в процессе социализации. Под социализацией в обществознании понимают процесс становлении личности в среде себе подобных, то есть в обществе. Процесс социализации включает в себя три этапа: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Немаловажную роль играют агенты социализации — первичные и вторичные (окружающие люди и различные социальные институты).
Например, на стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.
Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется, на первый взгляд. Примером тому является герой Р. Киплинга Маугли, который оказался в изоляции от общества. Мальчика вырастила стая волков и он был лишь биологическим существом.
Например, человек обладает специфическими индивидуальными особенностями, данными природой, — уникальный музыкальный слух, как у Моцарта или Бетховена. Развивая этот задаток с детства, можно достичь значительных успехов в жизни. Можно рассмотреть и пример известного австралийского мотивационного оратора Ника Вуйчича, мецената, писателя и певца, рождённого с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей. Несмотря на страшный недуг, Ник сумел пройти достойно социализацию и стать выдающимся примером того, что биологические особенности могут повлиять на развитие, даже если они ограниченные.
Таким образом, автор прав в своём высказывании. Действительно, человека создает природа и она же влияет на дальнейшее становление личности в обществе в процессе социализации.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: LStockStudio / Shutterstock
Структура эссе по английскому языку
1 мая 2017
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
Английский
Структура и основные выражения в помощь для написания эссе.
Абзац | Предложение | Образец |
|||||
1. Вступление (introduction) |
Обозначение проблемы | Nowadays, | the problem of … causes great argument and controversy. | ||||
In today’s world, | |||||||
the issue of … is considered to be a matter of common concern/the main concern of … | |||||||
Комментарий к проблеме | Some people believe that … while others think… | ||||||
On the one hand, … on the other hand … . | |||||||
Риторический вопрос | Where is the truth? | ||||||
Who is right? | |||||||
2. Выражение собственного мнения | Тезис | In my opinion, … | |||||
As for me, I believe that… | |||||||
My personal view is that… | |||||||
1 аргумент | To begin with, | ||||||
To start with, | |||||||
Firstly, | |||||||
2 аргумент | What is more, | ||||||
Furthermore, | |||||||
Secondly, | |||||||
3 аргумент | Finally, | ||||||
Additionally, | |||||||
Thirdly, | |||||||
3. Выражение противопо-ложного мнения |
Тезис | However, there exists another point of view on this issue. | |||||
Nevertheless, one can consider this problem from another angle. | |||||||
1 аргумент | First of all, | ||||||
The first thing to be considered is … | |||||||
2 аргумент | Another fact is that … | ||||||
Besides, | |||||||
4. Несогласие с мнением оппонентов | Тезис + 1-й контраргумент | Despite my respect for this opinion, I cannot share it because … | |||||
Nevertheless, I cannot agree with this statement, because… | |||||||
2- й контраргумент | Moreover, one should not ignore the fact that… | ||||||
Finally, … | |||||||
5. Заключение | Вывод | In conclusion, | I would like to say that | the problem of… is still to be discussed. | |||
Taking into consideration all mentioned above, | It is important to understand… | ||||||
Комментарий | As far as I am concerned, the point is to… |
Автор: Смирнова Анна Николаевна.
Как написать план эссе
Опубликован в 14 августа 2020 г. к Джек Колфилд. Отредактировано 6 декабря 2021 г.
План эссе — это способ планирования структуры вашего эссе до того, как вы начнете писать. Это включает в себя написание кратких обобщающих предложений или фраз для каждого пункта, который вы будете освещать в каждом абзаце, давая вам представление о том, как будет разворачиваться ваша аргументация.
Иногда вас попросят представить план эссе в качестве отдельного задания, прежде чем вы начнете писать эссе, но даже если вам не нужно его сдавать, рекомендуется создать план как часть процесса написания. .
Содержание
- Систематизация материала
- Презентация плана
- Примеры плана эссе
- Часто задаваемые вопросы о планах эссе
Организация вашего материала
На этапе, когда вы пишете план эссе, ваши идеи, вероятно, еще не полностью сформированы. Вы должны знать свою тему и уже провели предварительное исследование, чтобы найти соответствующие источники, но теперь вам нужно оформить свои идеи в структурированную аргументацию.
Создание категорий
Просмотрите любую информацию, цитаты и идеи, которые вы записали в ходе своего исследования, и подумайте, какую центральную мысль вы хотите сделать в эссе — это будет основой вашего тезиса. Как только у вас появится представление об общем аргументе, вы можете начать организовывать свой материал таким образом, чтобы он соответствовал этому аргументу.
Постарайтесь распределить материал по категориям, связанным с различными аспектами вашей аргументации. Если вы пишете о литературном тексте, вы можете сгруппировать свои идеи по темам; в эссе по истории это может быть несколько ключевых тенденций или поворотных моментов периода, который вы обсуждаете.
Три основные темы или темы — обычная структура эссе. В зависимости от длины эссе вы можете разделить темы на три основных абзаца или три более длинных раздела с несколькими абзацами, охватывающими каждую тему.
Создавая схему, критически посмотрите на свои категории и пункты: есть ли какие-либо из них неуместными или излишними? Убедитесь, что каждая тема, которую вы освещаете, четко связана с вашим тезисом.
Заказ информации
Когда ваш материал разбит на несколько категорий, подумайте, в каком порядке они должны располагаться.
Ваше эссе всегда будет начинаться и заканчиваться введением и заключением, но организация основной части зависит от вас.
Ответьте на эти вопросы, чтобы заказать материал:
- Есть очевидная отправная точка для вашего аргумента?
- Есть ли один предмет, который обеспечивает легкий переход в другой?
- Должны ли некоторые моменты быть установлены путем обсуждения других пунктов в первую очередь?
Презентация схемы
В каждом абзаце вы будете обсуждать одну идею, связанную с вашей общей темой или аргументом, используя для этого несколько доказательств или анализ.
В своем плане вы представляете эти пункты в виде нескольких коротких пронумерованных предложений или фраз. Они могут быть разделены на подпункты, когда требуется больше деталей.
В приведенном ниже шаблоне показано, как можно составить план эссе из пяти абзацев.
Шаблон плана эссеВы можете выбрать, следует ли писать план полными предложениями или короткими фразами. Будьте последовательны в своем выборе; не записывайте случайным образом некоторые пункты в виде полных предложений, а другие — в виде коротких фраз.
Предотвратить плагиат. Запустите бесплатную проверку.
Попробуй бесплатноПримеры планов эссе
Ниже представлены примеры набросков для разных типов эссе: аргументативного, пояснительного и литературно-аналитического эссе.
План аргументативного эссе
Этот план представляет собой короткое аргументированное эссе, в котором оценивается влияние Интернета на образование. Он использует короткие фразы, чтобы обобщить каждый пункт.
Его основная часть разделена на три абзаца, в каждом из которых представлены аргументы о различных аспектах влияния Интернета на образование.
План аргументативного эссеПлан пояснительного эссе
Это план пояснительного эссе, описывающего, как изобретение печатного станка повлияло на жизнь и политику в Европе.
Здесь абзацы по-прежнему резюмируются короткими фразами, но отдельные пункты описываются полными предложениями.
План пояснительного эссеПлан эссе литературного анализа
В приведенном ниже литературном аналитическом эссе обсуждается роль театра в романе Джейн Остин 9.0086 Мэнсфилд Парк .
Основная часть эссе разделена на три разные темы, каждая из которых исследуется на примерах из книги.
План эссе по литературному анализуЧасто задаваемые вопросы о планах эссе
- Когда мне нужно написать план сочинения?
Иногда вас просят сдать план эссе, прежде чем вы начнете писать эссе. Ваш руководитель хочет видеть, что у вас есть четкое представление о вашей структуре, чтобы написание прошло гладко.
Даже если вам не нужно сдавать его, составление плана эссе является важной частью процесса написания. Это хорошая идея написать один (настолько неформально, насколько вам нравится), чтобы прояснить для себя структуру всякий раз, когда вы работаете над эссе.
- Должен ли я использовать полные предложения в своем плане эссе?
Если вам нужно сдать план эссе, вам могут дать конкретные указания, указывающие, должны ли вы использовать полные предложения. Если вы не уверены, спросите своего руководителя.
При написании плана эссе для себя выбор за вами. Некоторым учащимся полезно излагать свои мысли полными предложениями, в то время как другие предпочитают резюмировать их короткими фразами.
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.
Колфилд, Дж. (2021, 06 декабря). Как написать план эссе | Рекомендации и примеры. Скриббр. Проверено 22 февраля 2023 г., с https://www.scribbr.com/academic-essay/essay-outline/
Процитировать эту статью
Полезна ли эта статья?
Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса…
Джек — британец, живущий в Амстердаме, имеет степень магистра сравнительного литературоведения. Он пишет для Scribbr о своих специализированных темах: грамматике, лингвистике, цитировании и плагиате. В свободное время он читает много книг.
Контур |
Попытка разработать структуру для вашего эссе может быть одной из самых сложных частей процесса написания. Составление подробного плана до того, как вы начнете писать, — это хороший способ убедиться, что ваши идеи представлены в четком и логичном порядке. Хороший план также сэкономит ваше время в процессе пересмотра, уменьшив вероятность того, что ваши идеи нужно будет изменить после того, как вы их написали.
Первые шаги
Прежде чем вы сможете начать изложение, вам нужно иметь представление о том, что вы будете утверждать в эссе. Из вашего анализа и внимательного прочтения первичных и/или вторичных источников у вас должны быть заметки, идеи и возможные цитаты, которые можно привести в качестве доказательства. Допустим, вы пишете о республиканских предварительных выборах 1999 года и хотите доказать, что финансовые ресурсы каждого кандидата были самым важным элементом в гонке. На этом этапе вашим заметкам, вероятно, не хватает последовательного порядка. Скорее всего, ваши идеи остались в том же порядке, в котором они пришли вам в голову; ваши заметки и возможные цитаты, вероятно, все еще придерживаются хронологии источников, которые вы изучили. Ваша цель — расположить ваши идеи, заметки и цитаты — исходный материал вашего эссе — в порядке, который лучше всего поддерживает ваши аргументы, а не аргументы, которые вы читали в работах других людей. Для этого вы должны сгруппировать свои заметки по категориям, а затем расположить эти категории в логическом порядке.
Обобщение
Первый шаг — просмотреть каждую отдельную информацию, которую вы написали, и отнести ее к общей категории. Спросите себя: «Если бы я записал это в базу данных, под каким именем я бы это сделал?» Если, используя пример республиканских первичных выборов, вы записали наблюдение о взглядах Джона Маккейна на здравоохранение, вы можете указать его в общей категории «Политика здравоохранения». Когда вы просматриваете свои заметки, старайтесь по возможности повторно использовать категории. Ваша цель состоит в том, чтобы сократить ваши заметки до не более чем страницы списков категорий.
Теперь изучите заголовки категорий. Какие-то кажутся повторяющимися? Какие-нибудь идут вместе? «Расходы Маккейна на рекламу» и «расходы Буша на рекламу», хотя и не совсем повторяющиеся, могут быть легко объединены в более общую категорию, например «Расходы кандидатов на рекламу». Кроме того, следите за категориями, которые больше не относятся к вашему аргументу. Отдельные фрагменты информации, которые сначала казались важными, могут начать казаться неактуальными, если их сгруппировать в общую категорию.
Теперь пришло время снова обобщить. Изучите все свои категории и найдите общие темы. Просмотрите каждую категорию и спросите себя: «Если бы я поместил эту часть информации в картотеку, как бы я назвал этот шкаф?» Опять же, старайтесь как можно чаще повторно использовать ярлыки: «Здравоохранение», «Внешняя политика» и «Иммиграция» могут содержаться в разделе «Политические инициативы». Сделайте эти более крупные категории как можно более общими, чтобы их было не более трех или четырех на 7–10-страничной статье.
Заказ
Когда ваши заметки сгруппированы в обобщенные категории, процесс их упорядочивания должен быть проще. Для начала посмотрите на самые общие категории. Имея в виду ваш тезис, попытайтесь найти способ, которым ярлыки могли бы быть расположены в предложении или двух, которые поддерживают ваш аргумент. Допустим, ваш тезис состоит в том, что финансовые ресурсы сыграли самую важную роль в республиканских предварительных выборах 1999 года. Ваши четыре наиболее общие категории: «Политические инициативы», «Финансовые ресурсы», «Озабоченность избирателей» и «Лояльность избирателей». Вы можете придумать следующее предложение: «Хотя политические инициативы Маккейна больше всего волновали избирателей, финансовые ресурсы Буша завоевали лояльность избирателей». Это предложение должно показать порядок ваших наиболее общих категорий. Вы начнете с изучения взглядов Маккейна и Буша на важные вопросы и сравните их с главными проблемами избирателей. Затем вы рассмотрите финансовые ресурсы обоих кандидатов и покажете, как Буш смог завоевать лояльность избирателей за счет эффективного использования своих ресурсов, несмотря на его менее популярные политические идеи.
Упорядочив наиболее общие категории, теперь вы должны упорядочить меньшие категории. Для этого разбейте каждую меньшую категорию на одно или два предложения, которые будут поддерживать более общее предложение, которое вы только что придумали. Например, в категории «Финансовые ресурсы» у вас могут быть меньшие категории «Расходы на рекламу», «Вклады в кампанию» и «Сбор средств». Предложение, поддерживающее ваш общий аргумент, могло бы звучать так: «Изначальный акцент Буша на сборе средств привел к увеличению взносов на избирательную кампанию, что позволило ему тратить на рекламу больше, чем Маккейну».
Последним этапом процесса составления плана является повторение этой процедуры на самом низком уровне с исходными заметками, которые вы сделали для своего эссе. Чтобы упорядочить то, что, вероятно, было громоздким и неорганизованным набором информации в начале этого процесса, вам теперь нужно придумать только одно или два предложения, чтобы поддержать ваш общий аргумент. Например, в категории «Сбор средств» у вас могут быть цитаты об оценке каждым кандидатом его важности, статистика о количестве времени, которое каждый кандидат потратил на сбор средств, и идея о том, что важность сбора средств никогда нельзя переоценивать. Предложения в поддержку вашего общего аргумента могут звучать так: «Ни один кандидат никогда не собирал слишком много денег [ваша идея]. статистика].» Расположение ваших идей, цитат и статистики теперь должно происходить естественным образом.
Собираем все вместе
С помощью этих предложений вы, по сути, составили набросок своего эссе. Самые общие идеи, которые вы организовали в своем первом предложении, составляют разделы эссе. Они следуют порядку, в котором вы разместили их в своем предложении. Порядок меньших категорий в каждой большей категории (определяемый вашими второстепенными предложениями) указывает порядок абзацев в каждом разделе. Наконец, ваш последний набор предложений о ваших конкретных заметках должен показывать порядок предложений в каждом абзаце.