Джордж корнелла: Легенда братьев Крэй и фото из реальной жизни

Содержание

Кровавые денди Как одевались самые опасные и жестокие преступники Лондона: Явления: Ценности: Lenta.ru

«Лента.ру» продолжает цикл материалов, посвященный эстетике криминального мира и ее влиянии на мейнстрим. В прошлый раз мы рассказывали про Mara Salvatrucha — банду, которая ввела моду на лицевые тату. Сегодня речь пойдет о братьях Крэй – самых стильных гангстерах Великобритании, живом воплощением денди 1960-х годов.

Братья-близнецы Реджинальд и Рональд Крэй — фигуры для британского криминального мира столь же культовые, как, скажем, Аль Капоне или Бонни и Клайд для американского. Как и знаменитые американские гангстеры, Реджи и Ронни довольно быстро стали известными далеко за пределами криминальной среды. С ними дружили, им подражали, их уважали, им посвящали фильмы и книги, их называли самыми модными гангстерами и иконами делового стиля.

Естественно, братья не работали одни — Реджи и Ронни руководили мощной организованной преступной группировкой Firm — «Фирма», но в отличие от других ОПГ, о которых мы рассказывали, она была структурой вождистской и не пережила ареста своих основателей. Конечно, другие члены банды подражали боссам и тоже старались выглядеть стильно, но все же братья Крэй стали явлением поп-культуры, а возглавляемая ими «Фирма» — нет.

Несостоявшиеся боксеры

Будущие короли преступного мира родились 24 октября 1933 года в Лондоне. В отличие от многих гангстеров братья Крэй происходили из достаточно зажиточной семьи. Их отец торговал золотым ломом и разъезжал по всей стране, поэтому воспитанием маленьких Реджи и Ронни занималась их мать Вайолет, тети Мэй и Роззи, а также два деда — Джимми Крэй и Джимми «Пушечное ядро» Ли.

Из-за того, что братья росли в окружении женщин, у них сложилось особое отношение к противоположному полу. Уже став преступниками, они никогда не трогали женщин, не допускали насилия в их адрес со стороны членов банды и вообще были окружены дамами самого разного возраста и рода занятий.

В подростковом возрасте братья занимались боксом, им прочили блестящее спортивное будущее, но раскрыться природному таланту мешала отвратительная дисциплина. Когда стало ясно, что профессиональными боксерами близнецам не стать, их отправили в армию. В 1952 году Реджи и Ронни поступили на службу в полк королевских стрелков, где в первый же день загремели на гауптвахту за драку с офицером.

Но и на «губе» братья Крэй не успокоились, а подожгли матрасы. Поняв всю тщетность перевоспитания Реджи и Ронни, руководство полка выгнало их из рядов королевских стрелков. Впрочем, время в армии не прошло для братьев зря — проведя большую часть времени на гауптвахте и в армейской тюрьме, братья обзавелись первыми криминальными связями.

Оказавшись на свободе, Реджи и Ронни заняли денег у своего старшего брата Чарли и открыли бильярдную The Regal («Королевская» — прим. «Ленты.ру»). Она-то и стала началом будущей криминальной империи. Братья начали заниматься рэкетом, поджогами, вооруженными ограблениями и угоном машин. Первоначально Крэй работали на авторитета из Ливерпуля по имени Джей Мюррей, но уже к концу 1950-х создали свою группировку, которую и назвали «Фирмой».

Лондонский Голливуд

1960-е годы были сложным временем для Великобритании. С одной стороны, Британская империя стремительно разваливалась на куски: буквально каждый год о независимости объявляло несколько колоний в разных частях мира. С другой, британская поп-культура была на подъеме. Британские музыканты были на пике популярности, супермодель Лесли Хорнби по прозвищу Твигги стала эталоном для миллионов девушек, а Мэри Куант показала, чем нужно заполнить их гардероб. Главные гангстеры такой эпохи просто не могли быть серыми мышками.

Материалы по теме:

«То были лучшие годы нашей жизни. Их называли свингующие шестидесятые. The Beatles и The Rolling Stones правили на рок-сцене, Карнаби Стрит правила в мире моды, а мы с братом правили Лондоном. Мы были чертовски неприкасаемыми», — так Рональд Крэй вспоминал то время в своей автобиографии My Story («Моя история» — прим. «Ленты.ру»). 

Реджи и Ронни не только прекрасно выглядели, но и стали частью светской жизни Лондона 1960-х годов. Пока их криминальная деятельность не стала совсем уж неприкрытой, с ними не гнушались тусоваться сливки Лондонского общества. Британские актрисы Джуди Гарленд, Барбара Виндзор и Диана Дорс, голливудская звезда Джордж Рафт, консерватор барон Роберт Будби, фэшн-фотограф Дэвид Бэйли, — вот лишь неполный список знаменитостей, в обществе которых регулярно видели братьев Крэй.

Помимо криминальных дел братья занимались и вполне легальным бизнесом. В частности, они владели ночным клубом Esmeralda’s Barn («Амбар Эсмеральды» — прим. «Ленты.ру»), в котором и проводили время со своими знаменитыми друзьями. В «Амбаре» криминальный Ист-Энд Лондона встречался с гламурным Вест-Эндом, образуя причудливый сплав. Клуб стал культовым местом не только для гангстеров, но и для гей-тусовки Лондона.

Помимо всего прочего, братья отличались нетрадиционной сексуальной ориентацией. И если о бисексуальности Реджинальда ходили лишь слухи, то Рональд не скрывал своей гомосексуальности. В этом был и определенный вызов полиции, ведь гомосексуальность в 1960-е годы в Англии еще не была декриминализована. Официантов и обслуживающий персонал клуба подбирал лично Ронни, причем главным критерием были внешние данные.

Естественно, речь шла о миловидных парнях, а не девушках. Это, а также регулярные закрытые вечеринки «только для своих» стали плодить слухи о том, что одним из бизнесов братьев Крэй была и мужская проституция. Также в СМИ регулярно обсуждали и интимную жизнь гангстеров. В частности, Рональду приписывали связь с бароном Робертом Будби, а Реджинальда называли любовником Джуди Гарленд.

Пик популярности братьев пришелся на 1965 год, когда они дали интервью национальному телевидению. Все в Великобритании знали, что у братьев Крэй рыльце в пушку, все знали, что они короли преступного мира Лондона, но одновременно ими восхищались, им подражали, с ними хотели водить дружбу. Уличные банды тщательно копировали стиль братьев, стараясь выглядеть, как франты. Причем это касалось не только коренных островитян, но и мигрантов с Ямайки. Благодаря братьям криминальный Лондон 1960-х годов был миром стильных мужчин.

Денди лондонские

Образ голливудских гангстеров, эдаких бандитов-знаменитостей, который так тщательно выстраивал Ронни Крэй, был бы невозможен без безупречного стиля и следования модным тенденциям. И с этим у братьев тоже все было в порядке. Ронни и Реджи с блеском сочетали строгий официальный стиль с модными аксессуарами. Как и подобало успешным джентльменам, братья всегда появлялись на публике исключительно в костюмах. Максимум, что они могли позволить себе в неформальной обстановке — снять пиджак и галстук, да расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки.

В гардеробе братьев были пиджаки на любой вкус: в полоску и клетку, двубортные и однобортные, серые и черные, — при этом Реджи и Ронни почти никогда не позволяли себе выглядеть одинаково. Едва ли не единственной общей чертой были набриолиненные волосы, что делало гангстеров похожими на заправских рок-н-рольщиков. При этом Ронни всегда отличался большей элегантностью образа и много внимания уделял деталям.

Рональд, в частности сделал модные очки Ray-Ban Clubmaster неотъемлемой частью своего имиджа. Clubmaster стали одними из первых полуободковых очков, видимая оправа у которых присутствует только сверху. Неизменный платок в нагрудном кармане, подтяжки или жилетка, — Ронни вообще больше любил придать образу шика. При этом дело было не только и не столько в природном чувстве стиля — Рональд хотел быть знаменитостью, эдаким голливудским гангстером.

Дело в том, что большое влияние на братьев оказал Билли Хилл — лидер лондонского преступного мира 1950-х, король Сохо, владелец ночного клуба El Morocco и известный модник. И если Хилл старательно подражал киношным гангстерам в исполнении Хамфри Богарта, то братья Крэй любили фильмы с Джорджем Рафтом, ставшим впоследствии их приятелем.

Кровавый закат

Оба брата были людьми жестокими и эмоционально неуравновешенными. Казалось бы, статус близнецов Крэй позволял им оставаться с чистыми руками, отдавая всю грязную работу на откуп нижестоящим членам банды. Впервые Ронни Крэй попал за решетку в 1960 году — он отсидел 18 месяцев за рэкет. Более крутой оборот дела приняли в 1966 году, когда на проблемы нарвался уже Реджи. 9 мая в пабе «Слепой попрошайка» прямо средь бела дня на глазах у 30 свидетелей он застрелил Джорджа Корнелла — члена конкурирующей банды Ричардсонов, которая держала под собой криминальный мир южного Лондона.

Несмотря на всю очевидность преступления и колоссальную шумиху в прессе, Ронни вышел сухим из воды — никто из свидетелей просто не решился давать против него показания. В отличие от Реджинальда, который с удовольствием занимался легальным бизнесом и предпочитал лишний раз не совершать необдуманных поступков, Рональд не признавал никакого другого заработка, кроме незаконного, и был человеком куда менее уравновешенным. Еще в 1960 году во время ареста у него было диагностировано параноидное расстройство личности, включая манию величия, манию преследования и идентификацию с исторической фигурой — он считал себя воплощением вождя гуннов Аттилы.

После безнаказанного убийства Корнелла Ронни вошел во вкус и в октябре 1967 года зарезал Джека «Шляпу» МакВитти. Гангстер получил от братьев заказ на убийство Лесли Пейна, который, как считал Ронни, собирался сдать братьев полиции. «Шляпе» заплатили 1 500 фунтов стерлингов авансом, но убить Пейна он так и не смог. Более того, провалив задание, он не вернул «Фирме» деньги. Братья решили лично убрать МакВитти. 29 октября его пригласили на вечеринку, на которой и убили его в драке.

По первоначальному плану «Шляпу» планировалось просто застрелить, причем сделать это должен был Реджи, но пистолет дал осечку, поэтому пришлось прибегать к помощи проверенного ножа. Поощряемый Рональдом Реджинальд нанес МакВитти несколько ударов в лицо, грудь и живот. Тело убитого сначала оставили на улице, но затем выбросили в море, чтобы не компрометировать других бандитов из числа союзников Крэев.

Но пребывать на свободе братьям оставалось чуть больше полугода — 8 мая 1968 года они вместе с 15 другими членами «Фирмы» были арестованы. Братья планировали повесить убийства на остальных членов банды, но те отказались давать чистосердечное признание. Более того, полиция смогла убедить некоторых гангстеров рассказать всю правду. После этого Реджи и Ронни были обречены — обоих приговорили к пожизненному заключению с правом обжалования лишь спустя 30 лет. Рональд был признан невменяемым и помещен в Бродмурскую больницу, а вот Реджинальд отправился в тюрьму.

Материалы по теме:

«Он был похож на психиатра на Харли стрит… Я имею в виду костюм Giorgio Armani, белая шелковая рубашка, шелковый итальянский галстук, туфли, настолько отполированные, что вы могли бы сделать маникюр, глядя в них, безукоризненный маникюр», — вспоминала о Рональде его подруга детства Морин Флэнэган, часто посещавшая его в больнице.

Рональд Крэй так никогда и не вышел на свободу — он скончался 17 марта 1995 года в возрасте 61 года, отсидев 27 лет. Реджинальд же успел выйти на свободу в 2000 году — всего за восемь недель до своей смерти 1 октября в возрасте 68 лет. Он провел в тюрьме 32 года. Похороны Реджи превратились в одно из главных событий Ист-Энда. Тело с покойным везли на запряженном парой лошадей катафалке, за которым следовала пышная процессия.

СМИ едко окрестили похороны «самым большим собранием дворецких в мире» за не слишком стильные костюмы гостей — длинные пальто, повязки на руках и цилиндры. Тротуары при этом были настолько забиты людьми, что их пришлось отгораживать от проезжей части металлическими решетками. Такой интерес к похоронам неудивителен — к моменту своей смерти они стали едва ли не самыми известными гангстерами Британии и частью ее поп-культуры.

Скетч «Братья Пиранья» комедийная группа «Монти Пайтон» выпустила еще в 1970 году. Затем в 1980-е вышла книга Джона Пирсона «Искусство жестокости: взлет и падение близнецов Крэй». В 1990 году по ней был снят фильм «Братья Крэй» с основателем группы Spandau Ballet Гэри Кемпом в главной роли. Последним обращением к истории братьев стал фильм «Легенда» с Томом Харди в главной роли. Причем Харди сыграл обоих братьев, а два его изображения соединили в одном кадре с помощью компьютерной графики.

«Заниматься искусством в Америке – это заботиться о спасении своей души». Фрагмент из биографии Джозефа Корнелла

Появившееся недавно издательство Jaromír Hladík press издало одним махом восемь замечательных книг – совершенно разных, но одинаково будоражащих и интересных. Автор одной из них, поэт и эссеист Чарльз Симик, очарованный фигурой Джозефа Корнелла, изложил свои мысли об этом американском чародее в нескольких десятках фрагментов. Собрав их воедино, Симик создал книгу «Алхимия грошового магазина: Искусство Джозефа Корнелла», отрывки из которой в переводе Светланы Силаковой, благодаря любезному разрешению издателя, поэта и переводчика Игоря Булатовского, мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

Чем Корнелл занимался 24 января 1947 года

Побрился, оделся, помахал на прощание Роберту на террасе (матушка ушла за покупками) [1]. Помахал Роберту из окна вагона. До этого момента – никаких событий, но весь остальной день обрел ту насыщенность, которая превращает смакование мелочей в настоящий праздник восприятия – доехал до самого вокзала Пенн. Прямо перед туннелем поднял глаза на товарные вагоны – слово Джейн, написанное на крытом вагоне великанскими каракулями, красными с розовым отливом, а затем пятна основных цветов наложились на сценку – группа мужчин, работающих на путях, длинная стрела их крана, установленного на вагонетке, – всё промелькнуло мигом, но пробудило сильные чувства – я не смог припомнить в этом месте ничего в точности подобного – но много разных похожих комбинаций, виденных с высокой точки обзора из вагона метро перед тем, как нырнуть под землю (дымящие локомотивы, вездесущие голуби, метки на вагонах на сортировочной станции и т. п.). Лишь изредка привкус чего-то вроде описанного выше. И он усиливается легким привкусом весны в воздухе. Солнечно. Сел на автобус (1:30), доехал до перекрестка 42-й с 11-й ав. – чувство высшего блаженства в большом угловом кафетерии, смахивающем на вагон-ресторан. Оладьи, кофе, яблочный пирог с мороженым. Пошел по 11-й авеню, чтобы проявить пленку в «Мейджор Лэбс», где меня почти десять лет обслуживает месье Франсис Дублие [2], первопроходец, оператор братьев Люмьер. Поднялся на грузовом лифте, заглянул мельком на разные этажи – возможность, которой не дает пассажирский лифт (сломан) – сцены из жизни рабочих в закоптелых цехах. Живо вспомнил времена Джорджа Бойса [3] и ранние фильмы, которые были у него куплены. Сел на магистральный автобус, пошатался по улицам перед деловой встречей в «Вог», 4.00. В лавке старьевщика нашел ноты арии Дженни Линд из La Sonnambula [4] и крашеные перья. Коробки встретили благосклонный прием. На 59-ю улицу, нежданная удача – «Bibliothèque Rose» [5] для обклейки etuis [6], Souvenirs [7] c хорошим Жераром де Нервалем (DeCampo), оригинал раскрашенной гравюры Девериа [8] со стоящей восточной женщиной-музыкантшей, две гравюры сверхкрупного формата – чащи для коробок с совами – необычайное чувство удовлетворения и завершенности, нежданное и более прочное, чем обычно.

Terra incognita

Америка всё еще ждет, пока ее откроют. Ее бродяги и поэты похожи на первых мореплавателей, ходивших в исследовательские экспедиции. Даже в ее больших городах пока есть белые пятна, оставленные картографами без внимания.

Сегодня днем это кинотеатр, где почему-то крутят два черно-белых фильма ужасов. В них всегда смеркается. Кто-то остается один-одинешенек в каком-то месте, где ему совсем не место. Если есть дом, то он должен быть единственным на много миль вокруг. Если есть дорога, она должна быть пустой. Деревья голые, а если листва и есть, она зловеще шелестит. Небо еще озарено слабым сероватым светом. В лучах такого света даже твои собственные руки кажутся неузнаваемыми, руками незнакомца.

Снова на улице, человек в белом костюме, заворачивающий за угол, запросто может оказаться призраком ныне покойного поэта Фрэнка О’Хары.

Джозеф Корнелл рядом со своим домом на Утопия-паркуэй

Нечитаемая сила

Знал ли Корнелл, что делает? Да, но в основном – нет. Разве кто-то вполне знает сам про себя, что именно делает? Корнелл знал, на что любит смотреть, что любит осязать. А любил он то, что больше ни у кого не пробуждало интереса. Сюрреализм дал ему возможность сделаться чем-то бóльшим, чем просто чудаковатый коллекционер всевозможных курьезов. Художественные идеи пришли позднее, если вообще когда-либо приходили ему в голову в четком виде. Да и как это могло бы случиться? Его практика – практика ворожбы. Дадаизм и сюрреализм дали ему прецедент и свободу. Прежде всего я говорю о сделанном ими поразительном открытии, что лирические стихи могут рождаться из случайных комбинаций. В эту же магию верил Корнелл – и не ошибался! Всякое произведение искусства – магическая операция или, если вам так больше нравится, молитва о даровании новых образов.

«В дебрях старых столиц, на панелях, бульварах, где во всем, даже в мерзком, есть некий магнит» [9], – пишет Бодлер. Город – исполинская машина образов. Игровой автомат одиноких. Монеты грез, поэзии, тайной страсти, религиозного помешательства – всё это автомат конвертирует в другую валюту. Нечитаемая сила.

Кадр из фильма What Mozart Saw on Mulberry Street (1956) Руди Буркхардта (Rudy Burckhardt) и Джозефа Корнелла

Что видел Моцарт на Малбери-стрит

Если вы любите смотреть фильмы с середины, Корнелл – ваш кинорежиссер. Он улавливает дух именно этих, для вас первых моментов какого-то уже начавшегося, неизвестного вам фильма, где зрительный ряд и обрывки диалогов остаются полной загадкой, пока не выяснятся место действия и хотя бы слабый намек на сюжет.

Корнелл склеивал кадры и отрывки из готовых голливудских картин – фильмокопий, которые отыскивал в лавках старьевщиков. Делал киноколлажи, ориентируясь только на поэзию зрительных образов. В его фильмах всё так или иначе связано с эллипсисами. Актеры разговаривают, но мы не знаем – с кем. Сцены прерываются. Что запоминается, так это зрительный ряд.

А еще он снял фильм с точки зрения бюста Моцарта, выставленного в витрине магазина. Здесь он тоже ставит случай себе на службу. Люди проходят по улице, и некоторые останавливаются рассмотреть витрину. Марсель Дюшан и Джон Кейдж применяют метод случайных комбинаций, чтобы избавиться от субъективности художника. У Корнелла всё наоборот. Покориться воле случая – значит обнажить перед миром свое «я» и свои тайные страсти. В этом смысле Корнелл – никакой не дадаист и не сюрреалист. Он верит в амулеты и удачу.

Утопическая кухня

На Утопия-паркуэй идет дождь. Брат-инвалид забавляется своей игрушечной железной дорогой. Корнелл читает проповеди Джона Донна, а в духовке запекается, совсем как пироги его матери, коробка под названием «Hôtel Beau-Séjour». Чтобы придать коробкам «состаренный» вид, Корнелл красил их, нанося восемнадцать-двадцать слоев, лакировал, полировал, а потом выставлял под солнечные лучи и струи дождя. А еще запекал их, чтобы коробки растрескались и выглядели старыми-престарыми. Изготовители фальшивого антиквариата, любители старины практикуют тот же метод.

Harry Roseman At the End of the Driveway, 1971

Теология перекрестка

Должно быть, очевидно, что Корнелл – религиозный художник. Его тема – зрение. Он создает священные иконы. Он доказывает, что даже в современном мире человеку необходима вера в ангелов и демонов – иначе логики в этом мире не найдешь.

Хаотичность большого города – хаотичность сакральная. Все вещи взаимосвязаны. Что наверху, то и внизу. Мы – фрагменты непроизносимого целого. Смысл всегда в поиске – в поиске самого себя. Откровения, о которых мы даже не подозреваем, ждут нас за ближайшим углом.

Слепой проповедник и его дряхлый пес переходят улицу на «красный», в потоке сигналящих такси и грузовиков. Проповедник несет гитару в помятом футляре, подклеенном белой изолентой, – и кажется, что футляр забинтован.

Заниматься искусством в Америке – это заботиться о спасении своей души.

Примечания переводчицы Светланы Силаковой

[1] В дневниковых записях учтены особенности пунктуации Корнелла. [Назад]

[2] Франсис Дублие (1878–1948) – один из первых кинооператоров, ученик Луи Люмьера, репортер; с 1902 года жил и работал в США, участвовал в создании нескольких киностудий, в 1944 году стал вице-президентом Major Film Laboratories (Нью-Йорк). [Назад]

[3] Джордж Бойс (1899–1977) – американский актер. [Назад]

[4] Дженни (Йенни) Линд (1820–1887) – шведская оперная дива; «La Sonnambula» («Сомнамбула») – опера Винченцо Беллини (1831). [Назад]

[5] «Bibliothèque Rose» («Розовая библиотека», фр.) – серия книг для юношества издательства Hachette. [Назад]

[6] Etuis – футляры (фр.). [Назад]

[7] Souvenirs – «Promenades et souvenirs» («Прогулки и воспоминания», фр.) Жерара де Нерваля (1854). [Назад]

[8] Корнелл не указал, кто из двух братьев-художников Девериа – Ашиль или Эжен – автор этой гравюры. Более вероятно, что это Ашиль Девериа (1800–1857) – французский художник, акварелист, книжный иллюстратор и литограф. Его младший брат Эжен Девериа (1805–1865) работал в жанре исторической живописи, занимался реставрацией собора в Авиньоне. [Назад]

[9] Шарль Бодлер. Маленькие старушки. Перевод В. Левика. [Назад]

Симик Чарльз. Алхимия грошового магазина: Искусство Джозефа Корнелла / Перевод с английского С. Силаковой. – СПб.: Jaromír Hladík press, 2019. – 112 с.

как лечил шизофрению один из самых жестоких преступников Великобритании • Статьи на сайте издательства БОМБОРА

  • Статьи
  • 29 августа 2022

Больница строго режима, золотые запонки, две свадьбы и визиты Дебби Харри из Blondie

Внизу еще много интересного

Бродмур — больница строгого режима, в которой содержатся самые опасные преступники Великобритании, страдающие психическими расстройствами. В стенах этого заведения в разное время побывали «Стоквеллский душитель» Кеннет Эрскин, «Йоркширский потрошитель» Питер Сатклифф, каннибал Питер Брайан и другие серийные убийцы, грабители и насильники.

Журналист Джонатан Леви и историк-искусствовед Эммой Фрэнч годами изучали архивы Бродмура, общались с врачами, пациентами и персоналом больницы. Мрачными историями ее обитателей они поделились в книге «Опасные пациенты. От Йоркширского потрошителя до братьев Крэй: где лечатся и как живут самые жестокие преступники Великобритании».

Вот что они рассказали о главарях лондонской банды «Фирма» братьях-близнецах Ронни и Реджи Крэй, которых так мастерски сыграл Том Харди в фильме «Легенда».

На царстве в Ист-Энде

В 1950-х и 1960-х банда «Фирма» братьев-близнецов Крэй кошмарила Лондон. Ронни и Реджи стояли за большей частью организованной преступности Ист-Энда. У них была сеть ночных клубов, куда ходили даже знаменитости: актеры, певцы, боксеры, пэры, политики. Крэи общались со всеми, вплоть до Фрэнка Синатры. И нередко сливали пикантные подробности о селебах в прессу.

«Банда братьев Крэй была реальной силой, стоящей за большей частью организованной преступности в лондонском Ист-энде».

В 1952 году братьев призвали в армию, но они часто дезертировали. Каждый раз их арестовывали и отправляли обратно. В первый же день армии Ронни ударил капрала кулаком в лицо. А в очередной самоволке близнецы напали на полицейского. За это их посадили в лондонский Тауэр. К тому времени у жестокого непредсказуемого Ронни начали проявляться признаки психического болезни: внезапные приступы насилия, голодовки, поджоги.

Вот пара примеров необузданных вспышек агрессии Ронни Крэя. В 1954 году он с саблей напал на членов конкурирующей мальтийской банды. А в 1962 году клеймил и частично ослепил вора, который на беду сломал нос одному из «фирмачей». В 1966 году Ронни вошел в паб «Слепой нищий» и застрелил бандита по имени Джордж Корнелл на глазах у десятков свидетелей. Таково было царство террора братьев Крэев в Ист-Энде.

Тюрьма и больница

Братья верили в собственную непогрешимость и вели себя так, словно были выше закона. Тем не менее к 1969 году близнецы предстали перед судом в Олд-Бейли за убийство того самого Джорджа Корнелла и еще одного криминального авторитеты — Джека «Шляпу» Маквайти. Братьев приговорили к пожизненному заключению. Судебные мед. отчеты показали, что Реджи принимал валиум, а Ронни был шизофреником.

Сначала братья сидели в одной тюрьме. Но в 1979 году больного шизофренией Ронни перевели в больницу строго режима Бродмур. Когда Реджи таки вышел из-за решетки, ему разрешили навещать Ронни. Говорят, что эти встречи проходили в звенящей тишине.

Шикарная жизнь и две бродмурских свадьбы

В Бродмуре Ронни Крэй жил так же ярко и сенсационно, как в Ист-Сайде. Он успешно поддерживал свою значимость в прессе, которая изображала его эксцентричным, крутым преступником. Ему разрешили украсить свою палату-камеру так, как он хотел. Он мог одеваться как заблагорассудится и щеголял в бриллиантах и золоте.

«Реджи был одним из самых постоянных посетителей Ронни, но не единственным. Его навещали актер Ричард Бертон, актриса Барбара Виндзор, солистка группы Blondie Дебби Харри».

В 1985 году Ронни женился на Элейн Милденер. Они узаконили свой союз прямо в бродмурской часовне. Газета The Sun заплатила огромные деньги, чтобы попасть на эту свадьбу. В 1989 году Ронни и Элейн развелись. Но Ронни снова женился. На этот раз на женщине по имени Кейт Говард. Новая свадьба — новые цены. На ней Ронни заработал 25 тысяч фунтов: за оглашение списка гостей, свадебные фотографии и короткое интервью с невестой.

Но не все истории Бродмура отдавали деньгами и гламуром. С большинством пациентов-преступников были связаны исключительно реки крови и горе. Что толкало обитателей Бродмура на их нечеловеческие деяния? Как устроена больница-тюрьма? И можно ли «вылечить» серийных маньяков и душегубцев? Отправляйтесь в Бродмур, чтобы узнать всю правду.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!

Опасные пациенты. От Йоркширского потрошителя до братьев Крэй: где лечатся и как живут самые жестокие преступники ВеликобританииДжонатан ЛевиЭмма Фрэнч

406 ₽

Купить

Читайте по теме


Интервью • 5 октября 2022

Хватит «гуглить» свои болезни

Врачи о книгах БОМБОРЫ

Обзоры книг • 3 октября 2022

В книжный октябрь — с голливудским злодеем Дэнни Трехо и огненным Александром Боном

Главные новинки октября 2022

Статьи • 28 сентября 2022

«Остров проклятых»: как Ди Каприо снимался в шедевре Скорсезе

Статьи • 27 сентября 2022

Как редакторы БОМБОРЫ «начитались» и отправились в странствия

Поздравляем всех путешественников, исследователей и первооткрывателей со всемирным днем туризма!

Отрывки из книг • 26 сентября 2022

Елизавета || и принцесса Маргарет: частная жизнь сестер Винзор

Отрывки из книги королевского биографа Эндрю Мортона

Интервью • 21 сентября 2022

«Не хочешь лопнуть — разреши себе злиться»

Психолог Юлия Булгакова о пользе негативных эмоций

Биопсихосоциальная модель 25 лет спустя: принципы, практика и научные исследования

Ann Fam Med. 2004 ноябрь; 2(6): 576–582.

doi: 10.1370/afm.245

, MD, 1 , MD, 2, 3 и, MD 4

Авторская информация Примечания Copyright и информация о лицензии

Биопсихосоциальная модель — это модель биопсихосоциальной. и философия клинической помощи, и практическое клиническое руководство. С философской точки зрения это способ понять, как на страдание, болезни и недомогания влияют многочисленные уровни организации, от социального до молекулярного. На практическом уровне это способ понять субъективный опыт пациента как важный фактор, влияющий на точную диагностику, результаты лечения и гуманный уход. В этой статье мы защищаем биопсихосоциальную модель как необходимый вклад в научный клинический метод, предлагая при этом 3 пояснения: (1) отношения между психическими и физическими аспектами здоровья сложны — субъективный опыт зависит от законов психики, но не сводится к ним. физиология; (2) модели круговой причинности должны смягчаться линейными приближениями при рассмотрении вариантов лечения; и (3) продвижение отношений между врачом и пациентом, основанных на участии, соответствует текущим западным культурным тенденциям, но не может быть общепринятым. Мы предлагаем биопсихосоциально-ориентированную клиническую практику, столпы которой включают (1) самосознание; (2) активное взращивание доверия; (3) эмоциональный стиль, характеризующийся эмпатическим любопытством; (4) самокалибровка как способ уменьшить предвзятость; (5) воспитание эмоций для помощи в постановке диагноза и формировании терапевтических отношений; (6) использование информированной интуиции; и (7) передача клинических данных для развития диалога, а не просто механического применения протокола. В заключение, ценность биопсихосоциальной модели заключалась не в открытии новых научных законов, как можно было бы предположить из термина «новая парадигма», а скорее в руководстве экономным применением медицинских знаний к потребностям каждого пациента.

Ключевые слова: Биопсихосоциальная модель, паттерны клинической практики, личная автономия, эмпатия, общение, образование должны одновременно уделять внимание биологическому, психологическому и социальному аспектам болезни. Он предложил целостную альтернативу преобладающей биомедицинской модели, которая доминировала в промышленно развитых обществах с середины 20 века. 1 Его новая модель стала известна как биопсихосоциальная модель. Он сформулировал свою модель в то время, когда сама наука развивалась от исключительно аналитического, редукционистского и специализированного стремления стать более контекстуальным и междисциплинарным. 2– 4 Энгель не отрицал, что основное направление биомедицинских исследований способствовало важным достижениям в медицине, но он критиковал их чрезмерно узкую (биомедицинскую) направленность за то, что ведущие клиницисты рассматривают пациентов как объекты и игнорируют возможность того, что субъективные переживания больного поддавались научному изучению. Энгель отстаивал свои идеи не только как научное предложение, но и как фундаментальную идеологию, которая пыталась обратить вспять дегуманизацию медицины и лишение прав и возможностей пациентов (таблица 1). Его модель нашла отклик в тех секторах медицинской профессии, которые хотели привнести в медицинскую практику больше сочувствия и сострадания.

Таблица 1.

Критика биомедицины Энгеля

  1. Биохимическое изменение не приводит непосредственно к болезни. Возникновение болезни является результатом взаимодействия разнообразных причинных факторов, в том числе на молекулярном, индивидуальном и социальном уровнях. И наоборот, психологические изменения могут при определенных обстоятельствах проявляться в виде болезней или форм страданий, представляющих собой проблемы со здоровьем, включая, иногда, биохимические корреляты 9.0003

  2. Наличие биологического расстройства не проливает свет на значение симптомов для пациента, а также не обязательно указывает на отношение и навыки, которыми должен обладать врач для сбора информации и ее правильной обработки

  3. Психосоциальные переменные являются более важными детерминантами восприимчивости, тяжести и течения болезни, чем это считалось ранее теми, кто придерживается биомедицинского взгляда на болезнь

  4. Принятие роли больного не обязательно связано с наличием биологического расстройства

  5. На успех наиболее биологических методов лечения влияют психосоциальные факторы, например, так называемый эффект плацебо

  6. Пациент- Отношения с клиницистами влияют на результаты лечения, даже если только из-за их влияния на приверженность выбранному лечению

  7. В отличие от неодушевленных объектов научного исследования, на пациентов глубокое влияние оказывает то, как их исследуют, и ученые, участвующие в исследовании находятся под влиянием своих субъектов

Открыть в отдельном окне

В этой статье мы критически рассматриваем и обновляем 3 области, в которых биопсихосоциальная модель была предложена как «новая медицинская парадигма» 5, 6 8 : (8) мировоззрение, которое включало бы субъективный опыт пациента наряду с объективными биомедицинскими данными, (2) модель причинно-следственной связи, которая была бы более всеобъемлющей и натуралистичной, чем простые линейные редукционистские модели, и (3) точка зрения на отношения пациента и врача, которая соответствовала бы большей власти пациента в клиническом процессе и превращении роли пациента из пассивного объекта исследования в субъекта и главного героя клинического действия. Мы также изучим интерфейс между биопсихосоциальной моделью и доказательной медициной.

Развивая биопсихосоциальную модель, Энгель реагировал на 3 основных направления в медицинском мышлении, которые, по его мнению, были ответственны за бесчеловечное лечение. Во-первых, он подверг критике дуалистическую природу биомедицинской модели с ее разделением тела и разума (которое обычно, но, возможно, неточно восходит к Декарту). 7, 8 Эта концептуализация (более подробно обсуждаемая в дополнительном приложении, доступном онлайн по адресу http://www.annfammed.org/cgi/content/full/2/6/576/DC1) включала неявное привилегирование первый как более «реальный» и, следовательно, более достойный внимания научного клинициста. Энгель отверг эту точку зрения, побуждая врачей поддерживать строгое разделение между телом-машиной и нарративной биографией и эмоциями человека, чтобы сосредоточиться на болезни, исключая страдающего человека, не наводя мостов между ними. сферы. Его исследования в области психосоматики указывали на более интегративный взгляд, показывая, что страх, ярость, пренебрежение и привязанность оказывают физиологическое воздействие и влияние на развитие всего организма.

Во-вторых, Энгель критиковал чрезмерно материалистическую и редукционистскую направленность медицинского мышления. В соответствии с этими принципами все, что не могло быть объективно проверено и объяснено на уровне клеточных и молекулярных процессов, игнорировалось или обесценивалось. Основная цель этой критики — холодный, безличный, технический, биомедицински ориентированный стиль клинической практики — могла быть связана не столько с лежащей в основе философией, сколько с дискомфортом от практики, пренебрегающей человеческим измерением страдания. Его основополагающие 19В статье 80 о клиническом применении биопсихосоциальной модели 5 рассматривается случай мужчины с болью в груди, у которого аритмия была вызвана отсутствием заботы со стороны лечащего врача.

Третьим элементом было влияние наблюдателя на наблюдаемое. Энгель понимал, что нельзя понять систему изнутри, не нарушив каким-то образом систему; другими словами, в человеческом измерении, как и в мире физики элементарных частиц, нельзя занимать позицию чистой объективности. Таким образом, Энгель обосновал включение человеческого измерения врача и пациента в качестве законного объекта научных исследований.

Точка зрения Энгеля противопоставляется так называемому монистическому или редукционистскому взгляду, согласно которому все явления могут быть сведены к более мелким частям и поняты как молекулярные взаимодействия. Не поддерживал он и холистически-энергетическую точку зрения, многие сторонники которой придерживаются биопсихосоциальной философии; эти взгляды утверждают, что все физические явления эфемерны и поддаются контролю с помощью манипулирования исцеляющими энергиями. Скорее, принимая Теорию Систем, 2 Энгель признавал, что ментальные и социальные явления зависят, но не обязательно могут быть сведены (то есть объяснены в терминах) к более фундаментальным физическим явлениям при нашем нынешнем уровне знаний. Он поддержал то, что теперь можно было бы считать взглядом на сложность, 9 , в котором могут взаимодействовать разные уровни биопсихосоциальной иерархии, но правила взаимодействия не могут быть напрямую выведены из правил высших и низших ступеней биопсихосоциальной лестницы. Скорее, они будут считаться эмерджентными свойствами, которые будут в значительной степени зависеть от вовлеченных лиц и начальных условий, в которых они были представлены, во многом так же, как большие погодные условия могут зависеть от начальных условий и небольших влияний. 9 Эта точка зрения определяла десятилетия исследований, направленных на выяснение природы этих взаимодействий.

Энгель возражал против использования линейной причинно-следственной модели для описания клинических явлений. Клиническая реальность гораздо сложнее. Например, хотя генетика может играть определенную роль в возникновении шизофрении, ни один клиницист не будет игнорировать социологические факторы, которые могут вызвать или сдержать проявления болезни.

Сложность и причинно-следственная связь

Немногие патологические состояния можно интерпретировать как имеющие природу «один микроб — одна болезнь»; скорее, обычно существует несколько взаимодействующих причин и способствующих факторов. Таким образом, ожирение ведет как к диабету, так и к артриту; как ожирение, так и артрит ограничивают физическую работоспособность, отрицательно влияя на артериальное давление и уровень холестерина; и все вышеперечисленное, за исключением, возможно, артрита, способствует как инсульту, так и ишемической болезни сердца. Некоторые эффекты (депрессия после сердечного приступа или инсульта) могут затем стать причинными (большая вероятность второго подобного события). Аналогичные наблюдения можно сделать и в отношении предикторов рецидива шизофрении. Эти наблюдения подготовили почву для моделей круговой причинности, которые описывают, как ряд петель обратной связи поддерживает определенный паттерн поведения с течением времени. 10– 13 Наука о сложности – это попытка понять эти сложные рекурсивные и эмерджентные свойства систем 14, 15 и найти взаимосвязанные ближайшие причины, которые можно изменить с помощью правильного набора вмешательств (поддержка семьи и лекарственные препараты). при шизофрении; скрининг на депрессию и снижение уровня холестерина после сердечного приступа).

Структурная причинность

В отличие от кругового обзора, структурная причинность описывает иерархию однонаправленных причинно-следственных связей — необходимых причин, провоцирующих факторов, поддерживающих сил и связанных событий. 16 Например, необходимой причиной туберкулеза является микобактерия, провоцирующим фактором может быть низкая температура тела, а поддерживающей силой — низкое потребление калорий. Наука о сложности может облегчить понимание клинической ситуации, но в большинстве случаев практическое действие направляет структурная модель. Например, если мы думаем, что у мистера Дж. гипертония из-за того, что он потребляет слишком много соли, у него стрессовая работа, плохая социальная поддержка и сверхответственный тип личности, следуя круговой причинно-следственной модели, возможно, все эти факторы действительно способствуют его развитию. высокое кровяное давление. Но когда мы предлагаем ему принять антигипертензивное лекарство, или потреблять меньше соли, или пройти курс снижения стресса, или обратиться к психотерапевту, чтобы уменьшить чувство вины, мы создаем имплицитную иерархию. причин: Какая причина в наибольшей степени способствует его высокому кровяному давлению? Что больше всего откликнется на наши действия? Какова добавленная стоимость этого действия после совершения других? Какая стратегия даст наибольший результат с наименьшим вредом и с наименьшими затратами ресурсов?

Интерпретации, язык и причинность

Причинные атрибуции способны создавать реальность и изменять взгляд пациента на его/ее собственный мир. 17 Врач, умеющий слушать, может согласиться, когда пациент беспокоится о том, что семейный спор спровоцировал инфаркт миокарда; хотя эта интерпретация может иметь значение для пациента, она неадекватна в качестве полного объяснения того, почему пациент перенес инфаркт миокарда. Приписывание причинности может быть использовано для того, чтобы обвинить больного в его или ее болезни («Если бы он только не курил так много…»), а также может иметь силу внушения и действительно ухудшать состояние больного («Каждый раз идет драка, у тебя усиливается головокружение, разве ты не видишь?»).

Власть и эмоции в клинических отношениях

Подходы, ориентированные на пациента, отношения и клиента 18– 24 предполагают, что постановка правильного биомедицинского диагноза является лишь частью задачи врача; они также настаивают на интерпретации болезни и здоровья с интерсубъективной точки зрения, предоставляя пациенту возможность сформулировать свои опасения, узнавая об ожиданиях пациента и призывая медицинского работника показать пациенту человеческое лицо. Эти подходы представляют движение к эгалитарным отношениям, в которых клиницист осознает и осторожен в использовании своей власти.

Эта «диалогическая» модель предполагает, что реальность каждого человека не просто интерпретируется врачом, но фактически создается и воссоздается посредством диалога 25– 31 ; индивидуальная идентичность конструируется и поддерживается посредством социального взаимодействия. 32 Задача врача состоит в том, чтобы прийти к некоторому общему пониманию рассказа пациента с пациентом. Такое понимание не предполагает некритического принятия всего, во что верит или выдвигает гипотезу пациент, но оно также не допускает некритического отрицания точки зрения пациента, как это часто происходит, например, когда пациенты жалуются на симптомы, которые врачи не могут объяснить. 33, 34 История пациента одновременно является утверждением о жизни пациента, здесь-и-сейчас разыгрыванием его жизненного пути и данными, на основе которых формулируется диагноз и план лечения.

В основе анализа власти в клинических отношениях лежит вопрос о том, как клиницист справляется с сильными эмоциями, характерными для повседневной практики. С одной стороны, существует реактивный клинический стиль, при котором клиницист быстро реагирует на проявления враждебности или недоверия отрицанием или подавлением. Напротив, проактивный клинический стиль, характеризующийся внимательной открытостью опыту, может привести к тому, что клиницист с апломбом примет выражение лица пациента, используя негативные чувства для укрепления отношений между пациентом и врачом. 35 Клиницист должен признать, а затем преодолеть тенденцию навешивать на пациентов ярлыки «те, с кем я хорошо лажу» или «трудные пациенты». Убрав этот набор суждений, истинное сочувствие может перейти от чувства солидарности с пациентом и уважения к его или ее человечности, что приведет к терпимости и пониманию. 18 Таким образом, наряду с нравственным императивом лечить пациента как личность существует соответствующий императив врача заботиться о себе и углублять познание самого себя. 35, 36 Без достаточной степени самопонимания врачу легко спутать эмпатию с проекцией своих потребностей на пациента.

Последствия для автономии

Большинство пациентов хотят получать больше информации от своих врачей, меньшее количество пациентов хотят непосредственного участия в принятии клинических решений, и очень немногие хотят принимать важные решения без совета врача и консультации с членами своей семьи. 37– 40 Это не означает, что пациенты хотят быть пассивными, даже тяжелобольные и пожилые люди. 41 Однако в некоторых случаях врачи невольно навязывают пациентам автономию. 19, 42, 43 Возложение на сопротивляющегося пациента слишком большого бремени знаний о болезни и принятии решений без совета врача и поддержки его или ее семьи может вызвать у пациента чувство покинутости и лишен суждения и экспертизы врача. 42 Таким образом, идеалом может быть «автономия в отношениях» — осознанный выбор, поддерживаемый заботливыми отношениями. 19 Врач может предложить пациенту автономию 41 , принимая во внимание возможность того, что пациент может не захотеть знать всю правду и воспользоваться правом делегирования решений членам семьи. 40, 44

Социальная среда

Каждая встреча имеет экологическое измерение — она происходит не только между пациентом и врачом, но и является выражением социальных норм. 45 Иногда клиницисты сталкиваются с дилеммой: могут ли и должны ли частные клинические отношения между пациентом и врачом быть средством социальной трансформации? Или отношения должны уважать и соответствовать культурным нормам пациентов? 19 Мы считаем, что адаптация обычно должна происходить до трансформации — врач должен сначала понять и приспособиться к ценностям и культурным нормам пациента, прежде чем пытаться произвести изменения. В противном случае отношения становятся полем политической битвы и фокусом процесса, на который пациент не соглашался и, возможно, не желал. Однако этот спор становится намного сложнее в ситуациях, когда пациенты подвергались жестокому обращению, например, домашнему насилию или жертвам пыток. 46 В таких случаях отсутствие попыток исправить социальную несправедливость, в результате которой пациент обратился за медицинской помощью, может помешать формированию доверительных отношений. В этих случаях у врача может возникнуть искушение произвести социальную трансформацию, например, посоветовать пациентке оставить оскорбительную ситуацию, даже если пациентка может заявить, что хочет лечить только синяки. Однако преждевременный совет может помешать пациенту стать агентом перемен. Прекращение попыток изменить социальные отношения до тех пор, пока пациент не даст согласия, не должно интерпретироваться как безразличие, принятие или соучастие в таких ситуациях; скорее, его следует рассматривать как разумный курс действий, который в конечном итоге будет подтверждать и расширять возможности.

Забота, патернализм и эмпатия

С точки зрения Энгеля, возможно, проблема не в патернализме, а в том, чтобы заниматься скорее холодным техником, чем заботливым целителем. 47, 48 Врач, который видит свою роль не более чем в качестве технического консультанта, может рассматривать эмпатию как бесполезное усилие, не влияющее на клинические решения, или, что еще хуже, как набор лингвистических уловок, чтобы заставить пациента соблюдать лечение. Поскольку вполне возможно выступать за совместное принятие решений, не подвергая сомнению понятие холодного техника, мы предлагаем перенести акцент на подход, который делает упор на человеческую теплоту, понимание, щедрость и заботу.

Практическое применение биопсихосоциальной модели, которую мы будем называть биопсихосоциально ориентированной клинической практикой , не обязательно развивается из конструктов интеракционального дуализма или круговой причинности. Скорее, может быть так, что содержание и эмоции, составляющие отношения клинициста с пациентом, являются фундаментальными принципами биопсихосоциально-ориентированной клинической практики, которые затем определяют способ, которым врач использует свою власть. Модели отношений, которые, как правило, появлялись в медицинской литературе, за некоторыми заметными исключениями, 19 , возможно, слишком много внимания уделяли анализу власти и слишком мало — эмоциональному климату, лежащему в основе клинических отношений. По этой причине мы предлагаем переформулировать некоторые из основных принципов биопсихосоциальной модели в соответствии с эмоциональным тоном, который выгравирует отношения с такими характеристиками, как забота, надежность и открытость. 49, 50 Ниже изложены некоторые принципы биопсихосоциальной клинической практики.

Калибровка врача

Биопсихосоциальная модель требует увеличения числа и типов привычек, которые необходимо сознательно изучать и объективно контролировать, чтобы сохранить центральное место пациента. 51 Врач в некотором роде подобен музыкальному инструменту, который необходимо откалибровать, настроить и отрегулировать, чтобы он работал должным образом. 36 Навыки врача должны оцениваться по их способности улучшить здоровье или облегчить страдания пациента, будь то создание адекватного эмоционального тона, сбор точной истории болезни или различение того, что нужно пациенту, и того, что он говорит ему. или она хочет. В этом отношении клинический навык включает в себя этическую обязанность не только выяснять, что беспокоит пациента, но и доводить до сведения врача повестку дня и влиять на поведение пациента. Иногда это может включать в себя выявление психосоциальных коррелятов необъяснимых соматических симптомов (таких как продолжающееся злоупотребление или алкоголизм), чтобы разорвать порочный круг медикализации и ятрогении. 33 Отказ от этого обязательства, на наш взгляд, является нарушением скрытого социального контракта между врачами и обществом. Однако у этого взвешенного и иногда откровенно ориентированного на врача подхода есть свои опасности. Врач должен быть способен к постоянному самоконтролю просто потому, что его или ее действия никогда не бывают одинаковыми от момента к моменту. Вейк и Сатклифф 52 считают эту постоянную бдительность фундаментальным требованием для профессий, требующих высокой надежности перед лицом неожиданных событий. Внимательность — привычки к внимательному наблюдению, критическому любопытству, осознанной гибкости и присутствию — лежит в основе способности врача к самоконтролю, бдительности и сострадательному реагированию. 35, 53, 54

Создание доверия

Квалифицированный клиницист явно считает ключевым навыком достижение эмоционального тона, способствующего терапевтическим отношениям. По этой причине обо всех консультациях можно судить на основе сердечности, оптимизма, искренности и хорошего настроения. Принимая враждебно настроенного пациента с уважением, 55 , это разъясняет врачу, что эмоции пациента принадлежат пациенту, а не врачу, а также создает основу для рефлексии пациента. Точно так же врач должен знать, как распознавать и когда выражать свои собственные эмоции, иногда устанавливая пределы и ограничения в интересах сохранения функциональных взаимоотношений.

Развитие любознательности

Следующим шагом в применении клинических данных в медицине является развитие любознательности. Таким образом, культивируемую наивность 56 можно считать одной из основных привычек, характерных для опытных практиков. Другой аспект этого эмоционального тона — эмпатическое любопытство к пациенту как к личности. Эмпатическое любопытство позволяет клиницисту сохранять непредвзятость и не думать, что какое-либо дело когда-либо закрыто. Если пациент не удивит нас сегодня, возможно, он или она удивится завтра. Мы описали эту способность, используя термин разум новичка . 35, 57 Это способность ожидать неожиданного, как если бы врач был другим клиницистом, который впервые видит пациента. Есть и этическая составляющая этого эмоционального тона — нет «хороших» или «плохих» больных, нет «интересных» и «скучных» болезней. Пациенты не должны узаконивать свои страдания, описывая болезни, которые заставляют клинициста чувствовать себя комфортно или уверенно. 58

Признание предвзятости

Обоснование медицинских решений на основе научных данных при одновременном учете профессионального опыта клинициста в настоящее время является широко принятым принципом основателей движения доказательной медицины. 59 Однако метод учета опыта описан хуже, чем метод оценки качества научных данных. Например, клиницисты должны знать, как их решения могут зависеть от расы и пола пациента, среди прочих факторов, 51 , а также склонность преждевременно закрывать дело, чтобы избавиться от бремени попыток решить сложные проблемы. 60

Воспитание эмоций

Существуют методы эмоционального воспитания, так же как и обучения новым знаниям и навыкам. 35 Допустимость неопределенности, например, поддается наблюдению и калибровке: принятие решений при отсутствии полной информации является характеристикой эксперта-практика, в отличие от техника, который видит свою роль просто в следовании протоколам.

Использование информированной интуиции

Интуиция играет центральную роль. Точно так же, как Поланьи и Шён утверждают, что профессиональная компетентность основана на неявном, а не явном знании, 61, 62 опыт часто проявляется в озарениях, которые трудно отследить на строго когнитивном уровне. Если клиницист, столкнувшись с ситуацией, в которой он обычно использовал бы то или иное лечение, по какой-то причине, которая еще не стала ясной, интуитивно подсказывает, что лечение может оказаться не лучшим для данного конкретного пациента, мы скорее предлагаем, чем рассматривать его. чувство из ниоткуда, которое можно было бы отбросить, возможно, интуиция позже может быть прослежена до набора конкретных наблюдений за пациентом, которые клиницисту было нелегко описать в то время. Поскольку эти наблюдения часто проявляются только тогда, когда случаи анализируются постфактум, это не уменьшает этического обязательства клинициста использовать все свои способности, а не только те, которые можно легко объяснить.

Сообщение клинических данных

Данные должны быть сообщены в терминах, понятных пациенту, небольшими удобоваримыми частями, со скоростью, с которой они могут быть усвоены. Информационная перегрузка может иметь два последствия: ухудшение понимания и увеличение эмоциональной дистанции между врачом и пациентом. Сообщение клинических данных должно способствовать пониманию, а не просто ответам. 63

Джордж Энгель сформулировал биопсихосоциальную модель как динамичный, интерактивный, но дуалистический взгляд на человеческий опыт, в котором присутствует взаимное влияние разума и тела. Мы добавляем к этой модели необходимость сбалансировать круговую модель причинно-следственной связи с необходимостью делать линейные приближения (особенно при планировании лечения) и необходимостью изменить позицию клинициста с объективной отстраненности на рефлексивное участие, тем самым придавая заботе большую теплоту и заботу. . Биопсихосоциальная модель была не столько сменой парадигмы — в смысле кризиса научного метода в медицине или выработкой новых научных законов, — сколько расширенным (но тем не менее экономным) применением существующих знаний к потребностям каждого. пациент.

За 25 лет, прошедших с тех пор, как Энгель впервые предложил биопсихосоциальную модель, появились две новые интеллектуальные тенденции, которые могут сделать ее еще более надежной. Во-первых, мы можем выйти за рамки проблемного вопроса дуальности разума и тела, признав, что знание конструируется социально. В какой-то степени такие категории, как «разум» или «тело», созданы нами самими. Они полезны в той мере, в какой направляют наше мышление и действия в полезном направлении (например, способствуют здоровью, благополучию и эффективному использованию ресурсов), но если понимать их слишком буквально, они также могут заманить в ловушку и ограничить нас, создавая границы, которых не должно быть. Поддерживая то, что Уильям Джеймс называл «хрупкими» категориями, 64 мы можем изменять категории или избавляться от них по мере накопления новых данных и когда возникает необходимость в гибком, нестандартном мышлении.

Во-вторых, мы можем выйти за рамки многомерного и многофакторного линейного мышления и рассматривать теорию сложности как более адекватную модель для понимания причинности, дуализма и участия в заботе. Теория сложности показывает, как в открытых системах часто невозможно знать все факторы, влияющие на конкретные результаты в отношении здоровья. Описывая способы, которыми системы имеют тенденцию к самоорганизации, он обеспечивает ориентиры для информирования действий клинициста. Это также смягчает тенденцию навязывать нереалистичные ожидания, что можно знать и контролировать всех этих участников и влияния. 65

Самым значительным вкладом Джорджа Энгеля было расширение кругозора врача. Его биопсихосоциальная модель была призывом изменить наш способ понимания пациента и расширить область медицинских знаний для удовлетворения потребностей каждого пациента. Возможно, именно изменение отношения к болезни, страданию и исцелению может быть самым важным вкладом Энгеля.

Следующие люди предоставили важную критику этой статьи. Мы с благодарностью признаем их вклад, но не делаем вывод, что они берут на себя ответственность за содержание статьи: Drs. Рохелио Альтисент, Люси М. Кандиб, Хорди Себриа, Хосе Корралес, Блас Косколлар, Хавьер Гарсия-Кампайо, Сальвадор Гарсиа-Санчес, Диего Грасия, Мария Леон, Сьюзан МакДэниел, Фернандо Ороско, Висенте Ортун, Тимоти Куилл, Роджер Руис, Хорхе Тисон и Лайман Винн.

1. Энгель Г. Потребность в новой медицинской модели: вызов для биомедицины. Наука. 1977; 196: 129–136. [PubMed] [Google Scholar]

2. фон Бертанлаффи Л. Перспективы общей теории систем. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, Инк.; 1975.

3. Киль Л.Д., Эллиот Э. Теория хаоса в социальных науках. Анн-Арбор, штат Мичиган: University of Michigan Press; 1996.

4. Минучин С., Росман Б.Л., Бейкер Л. Психосоматические семьи. Кембридж: Издательство Гарвардского университета; 1978.

5. Энгель Г. Клиническое применение биопсихосоциальной модели. Am J Психиатрия. 1980; 137: 535–544. [PubMed] [Google Scholar]

6. Энгель Г.Л. Как долго медицинская наука должна быть ограничена мировоззрением семнадцатого века? В: Белый KL, изд. Задача медицины: диалог в Викенбурге. Менло-Парк, Калифорния: Фонд семьи Генри Кайзера; 1988: 113–136.

7. Браун ТМ. Картезианский дуализм и психосоматика. Психосоматика. 1989; 30: 322–331. [PubMed] [Академия Google]

8. Дамасио А.Р. Ошибка Декарта. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: сыновья Патнэма; 1994.

9. Плсек П. Приложение B: Реконструкция здравоохранения с учетом научных знаний о сложных адаптивных системах. В: Медицинский институт. Комитет по качеству здравоохранения в Америке. Преодоление пропасти качества: новая система здравоохранения 21 века. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий; 2001: 322–335.

10. Маки Дж.Л. Причины и условия. Амер Философ Q. 1965;2:245–264. [Google Scholar]

11. Маки Дж.Л. Цемент Вселенной. Исследование причинности. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета; 1974.

12. Бейтсон Г. шагов к экологии разума: революционный подход к пониманию человеком самого себя. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ballantine Books; 1972.

13. Саймон Ф.Б., Стирлин Х., Винн Л.С. Цикличность/рекурсивность/циклическая причинность. Язык семейной терапии. В: Системный словарь и справочник. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Family Process Press; 1985: 37–39.

14. Фрейзер С.В., Гринхал Т. Преодоление сложностей: обучение способностям. БМЖ. 2001 г.; 323: 799–803. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Miller WL, Crabtree BF, McDaniel R, Stange KC. Понимание изменений в практике первичной медико-санитарной помощи с использованием теории сложности [см. комментарии]. Дж. Фам Практ. 1998 год; 46:369–376. [PubMed] [Google Scholar]

16. Sackett DL, Haynes RB, Tugwell P, Guyatt GH. Клиническая эпидемиология: основы клинической медицины. Бостон, Массачусетс: Little Brown and Co; 1992.

17. Кирмайер Л.Дж. Разум и тело как метафоры: скрытые ценности в биомедицине. В: Lock M, Gordon DR, ред. Биомедицина проверена. Бостон, Массачусетс: Kluwer Academic Publishers; 1988: 57–93.

18. Entralgo PL. Врач и пациент. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill; 1969.

19. Кандиб Л.М. Медицина и семья: взгляд феминисток. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: основные книги; 1995.

20. Трезолини С., Оперативная группа Пью-Фетцер. Медицинское образование и уход, ориентированный на отношения. Сан-Франциско, Калифорния: Комиссия Pew Health Professions Commission; 1994.

21. Мид Н., Бауэр П. Измерение ориентированности на пациента: сравнение трех инструментов, основанных на наблюдениях. Пациент Educ Couns. 2000; 39: 71–80. [PubMed] [Google Scholar]

22. Патнэм С.С., Липкин М. Интервью, ориентированное на пациента: поддержка исследования. В: Липкин М., Патнэм С.М., Лазар А. Медицинское интервью. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer-Verlag; 1995.

23. Стюарт М. На пути к глобальному определению ухода, ориентированного на пациента. БМЖ. 2001 г.; 322:444–445. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Тизон Дж. Психологические компоненты медицинской практики . Барселона: Дойма; 1989.

25. Барц Р. За пределами биопсихосоциальной модели. Новые подходы к взаимодействию врача и пациента. Дж. Фам Практ. 1999;48:601–607 [PubMed] [Google Scholar]

26. Хабермас Дж. Теория коммуникативного действия: Том I. Разум и рационализация общества. Бостон, Массачусетс: Маяк; 1984.

27. Фрэнк А.В. Раненый рассказчик . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета; 1995.

28. Боркан Дж. М., Квирк М., Салливан М. Обретение смысла после падения: рассказы о травмах пожилых пациентов с переломом бедра. соц. мед. 1991; 33: 947–957. [PubMed] [Google Scholar]

29. Хантер К.М. Истории врачей: повествовательная структура медицинских знаний. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета; 1991.

30. Джонс А.Х. Нарративная медицина: нарратив в медицинской этике. БМЖ. 1999 г.; 1999; 318: 253–256. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

31. Клейнман А.М. Рассказы о болезни: страдание, исцеление и состояние человека. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: основные книги; 1988.

32. Мид Г.Х. Разум, личность и общество. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета; 1962.

33. Эпштейн Р.М., Куилл Т.Е., МакВинни И.Р. Переосмысление соматизации: включение опыта болезни пациента. Arch Int Med. 1999;159:215–222. [PubMed] [Google Scholar]

34. Salmon P, Peters S, Stanley I. Восприятие пациентами медицинских объяснений соматизационных расстройств: качественный анализ. БМЖ. 1999; 318: 372–376. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35. Эпштейн Р.М. Осознанная практика. ДЖАМА. 1999; 282:833–839. [PubMed] [Google Scholar]

36. Новак Д.Х., Сучман А.Л., Кларк В., Эпштейн Р.М., Найберг Э., Каплан С. Калибровка врача: личная осведомленность и эффективное лечение пациентов. ДЖАМА. 1997;278:502–509. [PubMed] [Google Scholar]

37. Torío J, García MC. Клиническое интервью и отношения пациента и врача: мнения и предпочтения потребителей. Атон Примария. 1997; 19:44–60. [Google Scholar]

38. Torío J, García MC. Клиническое интервью и отношения пациента и врача: мнения и предпочтения потребителей. Атон Примария. 1997; 19: 63–74. [Google Scholar]

39. Torio J, García MC. Оценка ориентации на пациента в практике первичной медико-санитарной помощи. Атон Примария. 1997;20:45–55. [Google Scholar]

40. Кандиб Л. Говорить правду и заранее планировать в конце жизни: проблемы с автономией в мультикультурном мире. Фам Сист Здоровье. 2002; 20: 213–228. [Google Scholar]

41. Сливинске Л.Р., Фитч В.Л. Влияние вмешательств, усиливающих контроль, на благополучие пожилых людей, живущих в пенсионных сообществах. Геронтолог. 1987 год; 27:176–181. [PubMed] [Google Scholar]

42. Quill TE, Brody H. Рекомендации врача и автономия пациента: поиск баланса между властью врача и выбором пациента. Энн Интерн Мед. 1996;125:763–769. [PubMed] [Google Scholar]

43. Брогги М.А. Отношения солидарности в клинике. Средиземноморская альтернатива. Посвящение Лаину Энтральго. ЯНО. 2000;1329:103–104. [Google Scholar]

44. Borrell-Carrió F, Prados JA. Плохие новости. Простые стратегии для сложных ситуаций. Барселона: Дойма; 1995.

45. Tizón J. Componentes Psicológicos de la Práctica Médica: Una Perspectiva Desde la Atención Primaria [Психологические компоненты медицинской практики]. 901:46 Дойма: Барселона; 1989.

46. Кандиб Л. Работа со страданием. Пациент Educ Couns. 2002; 48:43–50. [PubMed] [Google Scholar]

47. Эмануэль Э.Дж., Эмануэль Л.Л. Четыре модели взаимоотношений врача и пациента. ДЖАМА. 1992; 267:2221–2226. [PubMed] [Google Scholar]

48. Ubel PA. «Что мне делать, док?»: Некоторые психологические преимущества рекомендаций врача. Arch Intern Med. 2002; 162: 977–980. [PubMed] [Google Scholar]

49. Epstein RM, Morse DS, Williams GC, et al. Клиническая практика и биопсихосоциальная модель. В: Quill TE, Frankel RM, McDaniel SH, ред. Биопсихосоциальная модель. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рочестерский университет; 2002.

50. Borrell-Carrió F, Cebrià J. Отношения помощи и биопсихосоциальная модель. В: Мартин Зурро А., Кано Ф., ред. Основное внимание. Мадрид: Брейс Харкорт; 1995.

51. Эпштейн Р.М. Внимательная практика в действии (II): развитие привычек ума. Фам Сист Здоровье. 2003; 21:11–17. [Google Scholar]

52. Вейк К.М., Сатклифф К.М. Управление непредвиденным: обеспечение высокой производительности в эпоху сложности. Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс; 2001.

53. Новак Д.Х., Эпштейн Р.М., Полсен Р.Х. К созданию врачей-целителей: содействие самосознанию, личностному росту и благополучию студентов-медиков. акад. мед. 1999; 74: 516–520. [PubMed] [Google Scholar]

54. Эпштейн Р.М. Внимательная практика в действии I: техническая компетентность, доказательная медицина и уход, ориентированный на отношения. Фам Сист Здоровье. 2003; 21:1–10. [Google Scholar]

55. Санторелли, С. Исцели себя. Уроки внимательности в медицине. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Колокольня; 1999.

56. Дьюи Дж. Опыт и природа. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Довер; 1958.

57. Судзуки С. Разум дзен, Разум новичка. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уэзерхилл; 1980.

58. Доурик С., Мэй С., Бандред П. Биопсихосоциальная модель общей практики: риторика или реальность? Br J Gen Pract. 1996; 46: 105–107. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Haynes RB. BMC Health Services Research 2002. Доступно на http://www.biomedcentral.com/1472–69.63/2/3.

60. Боррелл-Каррио Ф., Эпштейн Р.М. Предотвращение клинических ошибок: призыв к самосознанию. Энн Фам Мед. 2004: 2: 310–316. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Поланьи М. Личные знания: на пути к посткритической философии. Чикаго, штат Иллинойс: University of Chicago Press; 1974.

62. Шон Д.А. Обучение рефлексивного практика. Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс; 1987.

63. Эпштейн Р.М., Куилл Т.Е., Альпер Б. Передача данных для принятия обоснованных решений. ДЖАМА. 2004;291: 2359–2366. [PubMed] [Google Scholar]

64. Джеймс В. Прагматизм: новое название для некоторых старых способов мышления. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Лонгманс-Грин; 1907.

65. Стейси Р.Д. Сложные процессы реагирования в организациях: обучение и создание знаний . Лондон: Рутледж; 2001.

Джордж Уоллес (мини-сериал, 1997)

Путеводитель по эпизодам
  • Актеры и съемочная группа
  • Отзывы пользователей
  • Общая информация

IMDbPro

  • TV Mini Series
  • 19971997
  • TV-14TV-14
  • 2H 58M

IMDB Рейтинг

7. 1/10

1,5K

Ваши рейтинги

3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000. 21000 33 9000. 210003 9000. 21000 339

БиографияДрама

После губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса через сегрегацию, президентские выборы, попытку убийства и личную травму. После губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса через сегрегацию, президентские выборы, попытку убийства и личную травму. После губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса через сегрегацию, президентскую выборы, покушение и личная травма.

IMDb RATING

7.1/10

1.5K

YOUR RATING

  • Stars
    • Gary Sinise
    • Angelina Jolie
    • Stieven Davidson
  • Stars
    • Gary Sinise
    • Angelina Jolie
    • Стивен Дэвидсон
  • См. производство, кассовые сборы и информацию о компании
    • 0046
      • Wan 3 Primetime Emmys
        • 17 побед и 29 номинаций в общей сложности

      Episodes2

      Episodes

      1,0003

      1997 9000 9000

      VIES13333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333н.

      Лучший актерский состав

      Гэри Синиз

      • Джордж К. Уоллес
      2 серии2 эп.97

      Stieven Davidson

      2 episodes2 eps • 1997

      Richard Yett

      • Police Officer
      1 episode1 ep • 1997

      Mare Winningham

      • Lurleen Wallace

      Clarence Williams III

      • Archie

      Joe Don Baker

      • Большой Джим Фолсом

      Терри Кинни

      • Билли Ватсон

      Уильям Сандерсон

      • Т. Ю. Одум

      Марк Ролстон

      • Ricky Brickle

      Tracy Fraim

      • Gerald Wallace

      Skipp Sudduth

      • Al Lingo

      Ron Perkins

      • Nicholas Katzenbach

      Mark Valley

      • Bobby Kennedy

      Charles Bartlett

      • Демонстратор

      Терренс Бизор

      • Демонстратор

      Чак А. Бернард

      • Спикер конференции

      Scott Brantley

      • Arthur Bremer
      • All cast & crew
      • Production, box office & more at IMDbPro

      More like this

      True Women

      Mojave Moon

      Hell’s Kitchen

      Pushing Tin

      Любовь — это все, что есть

      Игра в Бога

      Beyond Borders

      Поворотный момент

      Киборг 2: Стеклянная тень

      Foxfire

      Луковое поле

      King of Cool

      Сюжетная линия

      Знаете ли вы, что

      • Альтернативные версии

        DVD обрезан до 1,78:1 для современных широкоэкранных телевизоров. Первоначально фильм был снят для телевидения в 1997 году в масштабе 1,33: 1. Это очень хорошо видно при создании документального фильма, в том числе и на DVD. На нем показаны многочисленные кадры мониторов на съемочной площадке, все четко с маркировкой 1,33:1 и без каких-либо дополнительных маркировок для какой-либо предполагаемой обрезки. Кроме того, все клипы в фильме «Создание» имеют исходное соотношение сторон 1,33: 1, и сравнение с теми же кадрами в полнометражном фильме показывает, как они были обрезаны как сверху, так и снизу. 9

      • Саундтреки Луи Армстронг. на «прогрессивном» Северо-Востоке. Так как он был сделан только в 1997 и гораздо более старые фильмы по-прежнему легко доступны, и возникает вопрос, не является ли причиной их дефицита здесь, наверху, то, что они представляют Уоллеса как нечто иное, чем стандартный портрет невежественного, вырезанного из картона расиста, концепция, которая делает либеральную новоанглийскую грудь набухать самодовольной, святой, чем ты, добродетелью.

        Я помню, как много лет назад видел видеозапись в вечерних новостях прощальной речи Уоллеса в качестве губернатора перед служащими государственной палаты Алабамы. Когда камеры просматривали толпу — значительно меньшинство — слезы текли как по черным лицам, так и по белым. Я знал тогда, что здесь была нерассказанная история. Эту историю рассказывает одна из последних постановок блестящего Джона Франкенхаймера. Актерская игра, темп, драматургия и постановка — все на высшем уровне.

        Хотелось бы, чтобы чуть больше времени было уделено апоплексическому удару, который президентские выборы Уоллеса в 60-х вызвали у сильных мира сего в обеих партиях. Мы забываем, что успехи Уоллеса на северо-востоке как кандидата, сформулировавшего бесправие среднего класса, были огромным фактором в движении страны от либерализма ЛБД к консерватизму, кульминацией которого стали выборы Ричарда Никсона (сам не являющегося консерватором). , хотя он баллотировался как один) и, в конечном счете, Рональда Рейгана.

        Иконоборческий фильм, который заслуживает всех полученных им наград. Только не пытайтесь найти в видеомагазинах к северу от линии Mason/Dixon.

        helpful•10

        7

        • rupie
        • Aug 5, 2002

        Details

        • Release date
          • August 24, 1997 (United States)
        • Country of origin
          • United States
        • Официальный сайт
        • Язык
          • Английский
        • Also known as
          • Džordž Valas
        • Filming locations
          • Los Angeles, California, USA
        • Production company
        • See more company credits at IMDbPro

        Technical specs

        • Runtime

          2 часов 58 минут

        • Цвет
          • Черно-белый
          • Цвет
        • Звуковой микс
          • Стерео
        • Соотношение сторон
          • 1. 33 : 1

        Новости по теме

        Добавить страницу

        Предложить отредактировать или добавить отсутствующий контент

        Ответить

        Еще для изучения

        Недавно просмотренные

        У вас нет недавно просмотренных страниц

        Постоянная выставка Корнельи – Музей математики Каталонии

        Математические опыты

        Выставка «Математические опыты»   расположена на втором этаже дворца Меркадер в парке Кан Меркадер в Корнелья-де-Льобрегат.