Достичь нирваны что значит: НИРВАНА | Энциклопедия Кругосвет

значение слова. Что такое нирвана в буддизме и как достичь состояния нирваны? :: SYL.ru

Нирвана… Значение слова стало синонимом расслабленного, блаженного состояния. Это термин, искаженная трактовка которого вошла в лексикон людей, страдающих наркотической зависимостью. Представление о ней как об эйфории на самом деле не соответствует истине. Понятие «нирвана» — одно из наиболее сложных в буддизме. Точное определение ему не смог дать даже знаменитый Будда Шакьямуни.

Каждый хотя бы однажды слышал выражение «уйти в нирвану». Что это обозначает? Обычно под этой фразой подразумевается какое-то невероятно приятное состояние, наполненное бесконечным блаженством, даже, можно сказать, пик удовольствия. Считается, что впадать в нирвану можно по любому поводу, например, от прослушивания любимой музыки, от принятия вкусной пищи, от близости с любимым человеком. На самом деле, такое мнение ошибочно. Так что такое нирвана и для чего это нужно? Попробуем разобраться.

Упоминания о нирване

Конечно же, о нирване говорил и сам Будда Шакьямуни (дословный перевод имени — «мудрец, пробужденный рода Шакья») — основатель буддизма, легендарный духовный учитель. Он упоминал о ней как о состоянии прекращения страданий, омрачений и привязанностей ума. Все дело в том, что Шакьямуни не охарактеризовал состояние нирваны ни разу как позитивное. Говорил он лишь о том, чем оно не является.

Советский известный религиовед, Торчинов Евгений Алексеевич, высказал определенное суждение относительно Будды и нирваны. Ученый сделал вывод, что мудрец в отношении нирваны хранил благородное молчание. Торчинов резюмировал: «Нирвана — это состояние, которое выходит принципиально за границы эмпирического знания и языка, который ее описывает».

Что такое нирвана в буддизме?

Нирвана, или ниббана, в буддизме считается высшим счастьем. Но в данном случае оно не должно трактоваться как радостное возбуждение, привычное для нас в земном существовании. Буддисты под абсолютным счастьем подразумевают отсутствие страданий, которые человек непрерывно испытывает в Сансаре. Этот термин обозначает круговорот жизни, ограниченный кармой.

В буддизме нирвана описывается как нечто неопределенное, противоположное Сансаре. Она же, в свою очередь, считается миром заблуждений, страстей, привязанностей и отсюда вытекающих страданий. Если очиститься от перечисленных факторов, то «просветленный» может в полной мере ощутить, что такое нирвана и стать освобожденным как от физического тела, так и от представлений, желаний и сознания в целом. В буддизме это состояние не считается абсолютом, единением с Богом, так как означало бы в таком случае продолжение страсти к жизни.

Покой или небытие?

Означает ли вышесказанное, что нирвана является состоянием полного небытия? Это не совсем так. Несмотря на то что исследователи и учителя буддизма по сей день спорят о правильности трактовки понятия «нирвана», все-таки большинство из них соглашаются с тем, что это не то состояние, которое означает полное исчезновение всего живого. В их понимании это всего лишь душевный покой, свобода от страстей, конфликтов и напряжения. Некоторые из учителей трактуют нирвану следующим образом — она не имеет самой жизни (желаний, мыслей, движения), которая подразумевается в Сансаре, но при этом присутствует ее потенциал, энергия. Это примерно так, как если бы в наличии были сухие дрова и спички, то имелся бы потенциал разжигания пламени, скрытая возможность огня.

Еще один вид нирваны в буддизме

Все, о чем говорилось выше, относится к нирване пребывания, или, как ее еще называют, великой. Те, кому удается достигать такого состояния, находятся в полнейшем покое.

Также в буддизме существует еще одна разновидность этого понятия — нирвана непребывания. Практики, с помощью которых ее достигают, отказываются от состояния полнейшего покоя для того, чтобы помочь индивидуумам, находящимся в Сансаре, и направлять прочих практикующих. Обычно таких людей с сознанием в стадии пробуждения называют не иначе как бодхисатвами. Что такое нирвана для них? Это умение порождать в собственной душе сострадание в невероятно большой степени и помогать каждому, кто обращается к ним за какой-либо помощью.

Бодхисатвы: отображение в культуре

Бодхисатвы упоминаются в молитвах и изображаются на разных видах танок (традиционных тибетских рисунках на ткани). Наиболее известный из всех существующих — сострадающий и видящий Авалокитешвара. Согласно легенде, в тот момент, когда этот бодхисатва смог достичь просветления, он увидел, насколько сильно испытывают страдания те, кто остался в Сансаре. Авалокитешвара был поражен таким зрелищем настолько, что его голова от боли разорвалась на одиннадцать частей. Но прочие просветленные смогли помочь ему. Они собрали и привели голову в первоначальное состояние. С того времени Авалокитешвара и начал учить других, как достичь нирваны. Таким образом он помогал им избавляться от мучительных страданий.

Достижение просветленного состояния

Может ли достичь нирваны каждое живое существо? Ответить на данный вопрос затруднительно. Если бы это было достижимо, то страдание исчезло бы как понятие вовсе. Будда говорил о том, что он не в состоянии избавить всех полностью от страданий с такой легкостью, как извлекают колючку из ноги. И не в его силах смыть с каждого дурную карму так просто, как смывается водой грязь. Он лишь предлагал освободить от страданий, указывая правильный путь. Предположительно такой путь для каждого очень долог и может длиться, претерпевая сотни и даже тысячи перерождений до тех пор, пока человек не очистит свою карму и не освободит свой разум от мучающих его омрачений полностью. Однако, по мнению учителей буддизма, любое живое существо имеет природу Будды, а следовательно, и возможность достижения просветления.

Чем не является нирвана и мнение эзотериков

Большинство эзотериков знают, что такое нирвана, и каким-то образом понимают значение этого понятия. Принято считать, что это цель большинства буддистов. Но некоторые из молодых эзотериков не относят нирвану к буддизму и называют этим термином какие-то состояния из нынешней жизни. Тем самым они вводят в заблуждение многих людей. Поэтому следует отметить, что такое нирвана, и чем она не является на самом деле.

  1. Это место существования для некоторых представителей человечества после смерти. Такого мнения придерживается малое количество людей, достигших освобождения, то есть состояния, которое не совсем корректно называют просветлением, и решивших самостоятельно покинуть Сансару.
  2. Нирвана — что значит это понятие? Оно является исключительно буддистским термином. За пределами этой культуры нирвана смысла не имеет. Это не транс, не состояние счастья или блаженства. По самой сути, нирвана не может быть доступна живым людям.

Сомнительные мнения о нирване

Многие скептики утверждают, что все, что мы слышим и знаем о нирване, помимо вышесказанного, является фантазиями и домыслами. Буддизм утверждает о том, что вся жизнь человека и его состояние после смерти, все перерождения являются Великим Колесом Сансары. Даже бодхисатвы находятся в нем. То есть если человек жив, то он в Сансаре — без вариантов. Те, кто ушли из нее, уже не возвращаются, — этот постулат является основополагающей концепцией в буддизме. По этой причине любой живой человек не имеет в принципе достоверной информации о нирване и ничего не может о ней знать. Так как это понятие абсолютно эфемерное, то и ни одного доказательства ее существования нет. Таким образом, можно сделать заключение, что наши знания о нирване проверить невозможно.

Что же является правдой о нирване?

Нирвана является абстрактным, умозрительным антитезисом для Сансары, которая известна и даже может быть исследована. Эти два понятия все-таки не считаются антонимами. Если живущие постоянно в Сансаре страдают время от времени, то в нирване — никто и никогда. Возможно, так и есть, но это ничем не доказано, это всего лишь предположение.

Считается, что Будда говорил о том, что нирвана — это мир без страданий, состояние полной гармонии и тому подобное. А может, такое заключение и не звучало? В сводах его высказываний (сутрах) присутствуют слова «я слышал, что». Цель здесь прослеживается одна — не сделать данные афоризмы непреложной истинной, которая не оспаривается (догматами). Человеку дается возможность усомниться в точности высказываний, ведь рассказчик мог неправильно понять или что-то забыть из услышанного.

Поиск ответов

Такой подход Будды к сутрам предположительно мог склонять буддистов к самостоятельному поиску ответа на вопрос: «нирвана — что это?», на рациональное, скептическое восприятие идей в буддизме. Впоследствии их можно проверять неоднократно. Но ведь такой подход неприемлем для нирваны — человек не в состоянии проникнуть за пределы возможного понимания и разглядеть, что там происходит. Приходится либо фантазировать, либо завершить полностью это бесполезное занятие.

Если разобраться, то для буддиста нирвана — это своеобразный фильтр, препятствие. Те, кто желает в нее попасть, не могут этого сделать, так как факт стремления к ней является сутью проявления неуспокоенных желаний и ума. В таком случае человек находится в Сансаре, но никак не в нирване. Вход в нее для него закрыт. Таким же образом желание вырваться из Сансары является признаком смятения и затворяет врата в нирвану.

Можно ли вступить в контакт с обитателями нирваны?

Как вариант, можно было бы (теоретически) воспользоваться услугами какого-либо медиума и попробовать пообщаться с кем-нибудь, находящимся в нирване. Но ее обитатели, по сути, не должны иметь даже желания, а тем более какой-то причины отвечать на вопросы, даже если их будет задавать бодхисатва. Их желания и ум уже давно должны быть в успокоении. Даже если бы и получилось попасть в нирвану, то задать вопрос находящимся в ней — проблематичная задача. Существует закон резонанса — чтобы дотянуться к ним, необходимо полностью успокоить свои желания и ум. Соответственно, подавляется и поползновение задать вопрос. В общем, это невозможно.

И все-таки, большинство буддистов стремятся узнать, как достичь нирваны. Это является целью их практик. Понятно, что нирвана несравнима ни с чем и не имеет общих черт с раем, присущим религии христиан, или другим видом поощрительного существования после смерти. Это не является составляющими Сансары.

Нирвана — цель или неизбежность?

Из всей буддистской теории о нирване можно сделать вывод, что после того как человек выходит из Сансары, ему просто некуда деваться. Поэтому после освобождения из Великого Колеса дорога одна — в нирвану. Поэтому смысла хотеть в нее попасть как такового нет. Ведь рано или поздно в нирване должен оказаться каждый. И это несмотря на то, что некоторым понадобится довольно много времени, чтобы получить возможность покинуть Сансару.

Также не имеет смысла и желание понять, что представляет собой нирвана. Ведь можно будет все прочувствовать, когда уже попадешь в нее. А стремление узнать о ней как можно больше является проявлением смятения и препятствует пришествию просветления.

Осознанный отказ от нирваны

Отказываются от нее по своей воле люди — бодхисатвы. Они достигают освобождения, но все-таки предпочитают остаться в колесе Сансары. Но при этом бодхисатв может поменять свое решение и уйти в нирвану. Например, Шакьямуни при жизни был бодхисатвой. А уже после того как умер, он стал Буддой и переместился в нирвану.

В большинстве своем идеей такого отказа является желание помочь каждому живому существу достигать освобождения. Но некоторым такое объяснение кажется сомнительным. Вопрос при этом возникает один — если бодхисатв не был еще в нирване (так как он жив, и ему она недоступна), как он может знать, что там происходит?

Нирвана в музыке

Для некоторых термин «нирвана» обозначает состояние приподнятое, сродни озарению. Есть и такие люди, которые считают ее местом окончательного успокоения. Но миллионы поклонников музыки понимают под этим словом лишь название знаменитого коллектива. Группа «Нирвана» перевернула полностью представление о статусе звезд рока 90-х годов 20-го века. Она была одной из представителей-уникумов андеграунда на сцене. «Нирвана» также нашла своих поклонников среди панков, мошеров, трешевиков, любителей альтернативной рок-музыки и традиционного мейнстрима. Именно название было одной из проблем при создании группы. После того как было предложено множество вариантов, лидер коллектива Курт Кобейн остановился на «Нирване» как на чем-то добром, в отличие от привычных роковых, злых лейблов.

Что такое нирвана, что значит достичь нирваны и какая поза лучше для входа в нирвану?

В буддийской религии говорится о том, что каждый человек желает достичь состояния безмятежности и блаженства. Изучая, что такое нирвана и как в нее войти, последователи восточной философии стремятся приобщиться к Абсолюту и окунуться в состояние безмятежного счастья.

Нирвана — что это?

Понятие нирваны исходит из восточной философии. В переводе с древнего индийского языка слово «нирвана» означает «угасание, прекращение». Но в отличие от западного понимания в восточной философии понятия прекращения и угасания наделены положительным смыслом. Они означают избавление от бед, горестей, страданий и постоянной жизненной борьбы. Нирвана – это состояние, в котором разум человека приобретает новое качество. В этом состоянии мозг получает свободу от мыслей, тревог, желаний. Благодаря этому человеку открывается новый мир и понимание жизни.

Что такое нирвана в Буддизме?

Понятие нирваны в буддизме является одним из самых сложных. Точное определение этому слову не смог дать даже легендарный основатель этой религии Будда Шакьямуни. В своих высказываниях он лишь косвенно касался нирваны, отзываясь о нем, как о состоянии, в котором исчезают обычные мысли и переживания. Хотя в понимании европейцев нирвана тесно связана с ощущением счастья и безмятежной радости, родоначальник буддизма никогда не упоминал нирвану в сочетании с блаженством и удовольствием.

Нирвана в буддизме является антитезисом колеса сансары, под которой понимают мир переживаний, стремлений, страданий. Нирвана не соединена с чувствами и эмоциями, она выходит за рамки обычных ощущений, переводя разум человека в другой мир. Среди буддистов нет однозначного понимания этого термина. Зачастую нирвану трактуют так:

  • состояние полной безмятежности, которое можно достичь в этой жизни путем постоянных медитативных практик;
  • состояние человека после смерти.

Нирвана — философия

Нирвана является одним из центральных понятий в буддистской и индуистской философии, однако единого и точного понятия, что такое нирвана, не существует. Считается, что это конечная цель, к которой стремится каждая душа. Нирвана помогает разорвать круг перерождений и объединиться с высшим духом. Нирвана в философии джайнизма — это состояние души, вышедшей за пределы физического тела и кругов сансары. По мере развития буддизма нирвану стали воспринимать как некий абсолют, к которому можно стремиться, но который трудно достичь.

Виды нирваны

Нирвана у буддистов не имеет точного определения. В связи с этим выделяют несколько видов нирваны:

  • ментальная – кратковременное состояние, при котором человек ощущает необычный покой и получает озарение;
  • жизненная – состояние просветления, достигаемое при жизни и обрывающее круг кармических превращений;
  • вечная, или истинная – особое состояние, в котором можно оказаться лишь после физической гибели.

Что значит достичь нирваны?

У людей, не интересующихся восточной философией, достижение нирваны ассоциируется с получением запредельно приятных эмоций. В понимании этих людей вход в нирвану связан с получением удовольствия. Восточная философия отвечает на этот вопрос совершенно иначе. Адепты буддизма и джайнизма считают, что достичь нирваны – это означает войти в новое состояние, в котором отсутствуют тревоги и переживания. В состоянии нирваны человек ощущает себя частью Вселенной и находится в абсолютном покое.

Как попасть в нирвану

Приверженцы буддизма разных веков имеют несходное мнение относительно того, как постичь нирвану. Некоторые буддисты считают, что нирвана является недостижимой для людей в сансаре. Другие же говорят о том, что каждый человек должен ощутить на себе состояние нирваны при жизни, так как в противном случае ему придется прожить еще одну жизнь. Сторонники этой теории дают советы, как войти в нирвану. Названные советы помогут научиться контролировать свое сознание и управлять им. Это станет хорошей платформой для того, чтобы с помощью медитаций достичь состояния нирваны:

  1. Контроль дыхания. Сначала надо почувствовать, как воздух проходит через все тело. Затем зафиксировать свое внимание на выдохе. В этом состоянии тело расслабляется, уходит отработанный воздух.
  2. Полное погружение в деятельность. Для овладения состоянием нирваны необходимо учиться концентрироваться на той деятельности, которой человек занимается. К примеру, если он читает, то все мысли должны быть только о прочитанном.
  3. Следование за временем и событиями. Не стоит зацикливаться на том, что уже прошло. Надо идти вслед происходящим событиям, думать о них и жить в них.

Поза для входа в нирвану

В вопросе, как достичь нирваны, важное значение имеет поза. Новичкам лучше всего начинать с позы лотоса, потому что она позволяет зафиксировать тело человека в комфортном состоянии. Хотя нирвана доступна в любой позе, необходимо выбирать такие из них, в которых человек не смог бы заснуть при расслаблении. Поза лотоса складывается из таких составляющих:

  • спина должна быть прямой;
  • плечи расправлены;
  • пятка одной ноги находится на бедре другой и наоборот, пятки надо держать ближе к животу;
  • руки расслаблены и слегка согнуты в локтях;
  • ладони раскрыты вверх;
  • под ягодицы лучше подложить небольшую подушку;
  • тело слегка наклонено вперед.

 

Глагол для нирваны

Во времена Будды нирвана ( ниббана на пали) имел собственный глагол: ниббути . Оно означало «погаснуть», как пламя.

Поскольку считалось, что огонь во время горения находится в состоянии ловушки — одновременно цепляясь за топливо, которым он питался, и ловится в ловушке, — его угасание рассматривалось как освобождение. Выйти значило быть развязанным. Иногда использовался другой глагол — париниббути — с « пари —», означающим тотальный или всеобъемлющий, чтобы указать, что человек, освобожденный, в отличие от освобожденного огня, никогда больше не попадет в ловушку.

Теперь, когда нирвана стала английским словом, у него должен быть свой собственный английский глагол, чтобы также передать значение «быть свободным». В настоящее время мы говорим, что человек «достигает» нирваны или «входит» в нирвану, подразумевая, что ниббана — это место, куда можно отправиться. Но нирвана — это, безусловно, не место. Это реализуется только тогда, когда ум перестает определять себя в терминах места: здесь, там или между ними двумя.

Это может показаться проблемой словесного измельчения — что один или два глагола могут сделать с вашей практикой? — но представление о нирване как о месте вызывало серьезные недоразумения в прошлом и может легко вызвать недоразумения сейчас. Было время, когда некоторые философы в Индии рассуждали, что если нирвана — это одно место и сансара другое, затем вхождение в нирвану оставляет вас застрявшим: вы ограничили свой диапазон движений, потому что вы не можете вернуться к сансаре . Таким образом, чтобы решить эту проблему, они изобрели то, что они считали новым видом нирваны: неустановившуюся нирвану, в которой можно находиться в обоих местах — нирване и самсаре — одновременно.

Однако эти философы неправильно поняли два важных момента в учении Будды. Во-первых, ни сансары ни нирвана не место.

Самсара — это процесс создания мест, даже целых миров (это называется становлением), а затем блуждания по ним (это называется рождением). Нирвана — это конец этого процесса. Вы можете быть в двух местах одновременно, но вы не можете питать процесс и одновременно переживать его завершение. Вы либо кормите сансары , либо нет. Если вы чувствуете необходимость свободно пройти через сансару и нирвану, вы просто занимаетесь более saṃsāra -ing и держать себя в ловушке.

Второй момент заключается в том, что нирвана с самого начала реализовывалась через неустановившееся сознание — такое, которое не приходит, не уходит и не остается на месте. Нет никакой возможности, чтобы что-то неустановленное могло где-либо застрять, потому что оно не только не локализовано, но и не определено.

Идея религиозного идеала как находящегося за пределами пространства и определения не ограничивается учением Будды, но вопросы локализации и определения в глазах Будды имели особое психологическое значение. Вот почему важно понять нелокальность нирваны.

Подобно тому, как все явления коренятся в желании, сознание локализует себя посредством страсти. Страсть — это то, что создает «там», на которое может приземлиться или утвердиться сознание, независимо от того, является ли это «там» формой, чувством, восприятием, мыслительной конструкцией или типом самого сознания. Как только сознание закрепляется на любой из этих совокупностей, оно привязывается, а затем размножается, питаясь всем вокруг и создавая всевозможные опустошения. Везде, где есть привязанность, именно там вас определяют как существо. Вы создаете личность там, и при этом вы там ограничены. Даже если «там» есть бесконечное чувство осознания, заземляющее, окружающее или пронизывающее все остальное, оно все же ограничено, поскольку «заземление» и так далее являются аспектами места. Везде, где есть место, каким бы незаметным оно ни было, страсть таится в латентном состоянии, ища больше пищи, чтобы накормить

Если же страсть убрать, то «там» больше нет. Одна сутта иллюстрирует это сравнением: солнце светит сквозь восточную стену дома и садится на западную стену. Если бы западная стена, земля под ней и вода под землей были удалены, солнечный свет не упал бы. Точно так же, если бы можно было устранить страсть к форме и т. д., у сознания не было бы «куда» приземлиться, и оно стало бы неустановившимся. Это не означает, что сознание будет уничтожено, просто то, что оно, подобно солнечному свету, теперь не будет иметь локализации. Без локализации его больше нельзя было бы определить.

Вот почему сознание нирваны называется «неповерхностным» (

anidassanaṃ ), ибо оно не приземляется. Поскольку совокупность сознания охватывает только близкое или далекое сознание, прошлое, настоящее или будущее, т. е. связанное с пространством и временем, сознание без поверхности не включается в совокупности. Оно не вечно, потому что вечность есть функция времени. И поскольку нелокальный также означает неопределенный, Будда настаивал на том, что пробужденный человек — в отличие от обычных людей — не может быть локализован или определен в какой-либо связи с совокупностями в этой жизни; после смерти его/ее нельзя описать как существующего, не существующего, ни того, ни другого, или того и другого, потому что описания могут применяться только к поддающимся определению вещам.

Важным шагом к этой нелокальной, неопределенной реализации является сокращение распространения сознания. Во-первых, это включает в себя размышление о недостатках удержания сознания в ловушке процесса кормления.

Это созерцание делает безотлагательными следующие шаги: приведение ума к единству в концентрации, постепенное очищение этого единства, а затем снижение его до нуля. Недостатки кормления наиболее наглядно описаны в SN XII.63, A Son’s Flesh . Процесс постепенного очищения единства, вероятно, лучше всего описан в MN 121, 9.0003 Малая беседа о пустоте , тогда как падение в ноль лучше всего описано в знаменитых наставлениях Будды Бахии: «Что касается видимого, будет только видимое. Что касается услышанного, то только услышанного. Что касается ощущаемого, то только ощущаемого. По отношению к познанному только познанное». Вот как вы должны тренировать себя. Когда для тебя будет только видимое по отношению к увиденному, только слышимое по отношению к услышанному, только осязаемое по отношению к осязаемому, только познаваемое по отношению к познаваемому, тогда, Бахия, не будет тебя. в связи с тем. Когда нет вас в связи с этим, вас нет там. Когда тебя нет там, тебя нет ни здесь, ни там, ни между ними двумя.
Это, только это, конец стресса».

Не имея ни здесь, ни там, ни между ними, вы, очевидно, не можете использовать глагол «входить» или «достигать», чтобы описать это осознание, даже метафорически. Может быть, нам следует сделать слово нирвана самим глаголом: «Когда нет тебя в связи с этим, ты нирвана». Таким образом, мы можем указать, что снятие привязки — это действие, отличное от любого другого, и мы можем предотвратить любое ошибочное представление о том, что мы «застреваем» в полной свободе.

Избранное Чтение

«Есть эти четыре питания для поддержания созданных существ или для поддержки тех, кто ищет место для рождения. Какие четыре? Физическая пища, грубая или рафинированная; контакт — второе, интеллектуальное намерение — третье, а сознание — четвертое. Это четыре питания для поддержания созданных существ или для поддержки тех, кто ищет место для рождения

«Там, где есть страсть, восторг и тяга к питанию физической пищей, сознание приземляется и растет. Там, где приземляется и растет сознание, восходит имя-форма. Там, где всплывают имя-форма, растут измышления. Где есть рост фабрикаций, там есть производство обновленного становления в будущем. Там, где в будущем происходит возобновление становления, там в будущем рождение, старение и смерть вместе, говорю вам, с печалью, страданием и отчаянием. [Аналогично питанию контакта, интеллектуального намерения и сознания.]

«Точно так же, как — когда есть краска, лак, желтый аурипигмент, индиго или малиновый — красильщик или художник нарисовал бы картину женщины или мужчины, завершенную во всех ее частях, на хорошо отполированной доске или стене. или на куске ткани; таким же образом, где есть страсть, восторг и тяга к питанию физической пищей… контакт… интеллектуальное намерение… сознание, сознание приземляется там и растет. Там, где приземляется и растет сознание, восходит имя-форма. Там, где всплывают имя-форма, растут измышления. Где есть рост фабрикаций, там есть производство обновленного становления в будущем. Там, где в будущем происходит возобновление становления, там в будущем рождение, старение и смерть вместе, говорю вам, с печалью, страданием и отчаянием.

«Где нет страсти к питанию физической пищей, где нет наслаждения, нет тяги, там не приземляется и не растет сознание. Там, где сознание не приземляется и не растет, имя-форма не восходит. Где имя-форма не рождается, там нет роста измышлений. Где нет роста измышлений, там нет производства обновленного становления в будущем. Там, где нет производства обновленного становления в будущем, нет будущего рождения, старения и смерти. В том, говорю вам, нет ни печали, ни скорби, ни отчаяния.

[Аналогично питанию контакта, интеллектуального намерения и сознания.]

«Как если бы был крытый дом или крытый зал с окнами на север, юг или восток. Когда взойдет солнце и через окно проникнет луч, куда он падает?» — На западной стене, господин.

«А если западной стены нет, то куда она приземляется?»

«На земле, господин».

«А если нет земли, то куда она приземляется?»

«На воде, господин».

«А если воды нет, то куда она приземляется?»

«Он не приземляется, господин».

«Точно так же, где нет страсти к питанию физической пищей… контакта… интеллектуального намерения… сознания, где нет наслаждения, нет влечения, там сознание не приземляется и не растет. Там, где сознание не приземляется и не растет, имя-форма не восходит. Где имя-форма не рождается, там нет роста измышлений. Где нет роста измышлений, там нет производства обновленного становления в будущем. Там, где нет производства обновленного становления в будущем, нет будущего рождения, старения и смерти. В этом, говорю вам, нет ни печали, ни скорби, ни отчаяния».

—SN XII.64

*

«Если кто-то остается одержимым формой, это то, чем он измеряется (ограничен). Чем человек измеряется, тем он и классифицируется.

«Если человек остается одержимым чувством …

«Если человек остается одержимым восприятием…

» Если человек остается одержимым выдумками…

«Если человек остается одержимым сознанием, это то, чем он измеряется. Чем человек измеряется, тем он и классифицируется.

«Но если человек не зациклен на форме, он измеряется не этим. Чем бы человек не измерялся, так его и не классифицируют.

«Если не оставаться одержимым чувством …

«Если не оставаться одержимым восприятием…

» Если не оставаться одержимым выдумками…

«Если не оставаться одержимым сознание, это не то, чем человек измеряется. Чем бы человек не измерялся, так его и не классифицируют».

—SN XXII.36

*

Тогда Дост. Радха подошла к Благословенному и, придя, поклонилась ему и села в стороне. Сидя там, он сказал Благословенному: «Существо, господин. Существо, — сказано. В какой степени о человеке говорят, что он «существо»?»

«Любое желание, страсть, наслаждение или стремление к форме, Радха: когда человек захвачен ( сатта ) там, связан ( вишатта ) там, говорят, что он «существо» ( сатта ).’

«Любое желание, страсть, наслаждение или жажда чувств. .. восприятие… вымыслы… сознание, Радха: когда кто-то захвачен там, связан там, говорят, что он «существо»».

*

Ушли за пределы становления,
ты отпускаешь перед,
отпускаешь позади,
отпускаешь между.

С сердцем везде отпускай,
ты не приходишь снова к рождению
и старению.

—Dhp 348

*

Сознание без поверхности,
без конца,
светящаяся повсюду:
Здесь вода, земля, огонь и ветер
не имеют опоры.
Здесь длинное и короткое
грубое и тонкое
честное и нечестное
имя и форма
все подошло к концу.
С прекращением [совокупности] сознания
каждое здесь доведено до конца.

—DN 11

*

Сточные воды закончились,
независимо от питания,
их пастбище — пустота
и свобода без знака:
их след,
как у птиц в космосе,
не проследить.

—Dhp 93

*

«Как ты думаешь, Анурадха: Считаешь ли ты форму Татхагатой?»

«Нет, господин».

«Считаешь ли ты чувство Татхагатой?»

«Нет, господин».

«Считаешь ли ты восприятие Татхагатой?»

«Нет, господин».

«Считаешь ли ты измышления Татхагатой?»

«Нет, господин».

«Считаешь ли ты сознание Татхагатой?»

«Нет, господин».

«Как ты думаешь, Анурадха: Считаешь ли ты Татхагату существом в форме? …. В другом месте, кроме формы? …. В чувстве? …. Где-то еще, кроме чувства? …. В восприятии? …. Где-то еще, кроме восприятия? …. В вымыслах?…. В другом месте, чем выдумки? …. В сознании?.. Где-то еще, кроме сознания?

«Нет, господин».

«Как ты думаешь, Анурадха: считаешь ли ты Татхагату формой-чувством-восприятием-измышлениями-сознанием?»

«Нет, господин».

«Считаешь ли ты Татхагату тем, кто не имеет формы, не чувствует, не воспринимает, не создает, не сознает?»

«Нет, господин».

«Итак, Анурадха, — когда ты не можешь определить Татхагату как истину или реальность даже в этой жизни — уместно ли тебе заявлять: «Друзья, Татхагата — высший человек, превосходный человек, достигший высшего достижения — будучи описанным, описывается иначе, чем с этими четырьмя позициями: Татхагата существует после смерти, не существует после смерти, существует и не существует после смерти, ни существует, ни не существует после смерти»?

«Нет, господин».

«Очень хорошо, Анурадха. Очень хороший. И раньше, и сейчас я описываю только стресс и прекращение стресса».

—SN XXII.86

*

«Все существа существуют за счет питания».

—Khp 4

Восьмеричный путь к маркетинговой нирване

Какое отношение может иметь буддизм к маркетингу? После более чем 30 лет в маркетинге и 50 лет на этой планете я нашел одну универсальную тему среди людей; мы все смотрим на мир своими собственными глазами. Каким бы очевидным это ни казалось, требуется большая дисциплина, чтобы выйти за пределы себя, чтобы понять других, развивать отношения и да… быть великим маркетологом.

Совершенно не связанный с моей профессиональной жизнью, меня познакомил с буддизмом мой младший сын. Я быстро понял, что принципы буддизма совпадают с моей профессиональной жизнью. Это понимание заставило меня задуматься: кем должен быть «будда-маркетолог»?

Вот с чего я начал: Одним из краеугольных камней буддизма является «Восьмеричный путь». Это руководство по этичному поведению. Ниже я попытаюсь связать этих отдельных руководителей с маркетингом. Читая, помните, что приведенные ниже пункты могут показаться отдельными шагами, но на самом деле это взаимозависимые принципы, которые следует рассматривать во взаимосвязи друг с другом.

1. Правильный взгляд

Буддизм: Правильный взгляд просто означает видеть и понимать вещи такими, какие они есть на самом деле.

Маркетинг: Будде Маркетологу нужно время, чтобы увидеть мир с точки зрения клиента и четко понять его потребности и желания.

2. Правильное намерение

Буддизм: Правильное намерение — это приверженность этическим действиям для достижения желаемого результата.

Маркетинг: Будда Маркетолог поставляет с полной честностью и в наилучших интересах клиента.

3. Правильная речь

Буддизм: Правильная речь предполагает говорить правду и говорить в дружеской, теплой и нежной манере.

Маркетинг: Общение в соответствии с принципами «правильной речи» действительно является отличительной чертой праведного маркетинга и построения долгосрочных отношений с клиентами. Будда-маркетолог понимает, что сообщение правды таким образом, чтобы оно проникло в сердца и умы потребителей, вызывает положительные реакции.

4. Правильное действие

Буддизм:  Правильное действие относится к поступкам, которые включают телесные действия. Это значит уважать чужое имущество и действовать доброжелательно, сострадательно и честно.

Маркетинг: Выходя за рамки первоначальной доставки маркетингового сообщения, Будда Маркетолог понимает, что то, как бизнес ведет себя, является важным аспектом маркетинга. Когда с клиентами обращаются хорошо, они становятся лояльными и отсылают других к бизнесу из уст в уста. Социальные онлайн-сети, такие как Facebook, Twitter, Linked In и Google+, подняли сарафанное радио на новый уровень, что сделало стремление к превосходному обслуживанию клиентов еще более важным.

5. Правильные средства к существованию

Буддизм: Правильные средства к существованию означают, что человек должен зарабатывать себе на жизнь праведным путем, а богатство должно быть получено законным и мирным путем.

Маркетинг: Будда Маркетолог заботится об этике компании и поведении каждого в компании. Культура и миссия компании являются основой бренда компании.

6. Правильное усилие

Буддизм: Ментальная энергия – это сила правильного усилия. Полезная энергия подпитывает самодисциплину, честность, доброжелательность и доброту.

Маркетинг : Включая положительную умственную энергию в маркетинговую деятельность, Будда Маркетолог позиционирует компанию как заслуживающую доверия, что приводит к увеличению числа лояльных постоянных клиентов.

7. Правильная внимательность

Буддизм : Правильная внимательность — это умственная способность видеть вещи такими, какие они есть, вместо того, чтобы интерпретировать их по отношению к другим мыслям и переживаниям.

Маркетинг : Будда-маркетолог способен оставить позади предвзятость и по-настоящему проникнуть в сознание потребителей.

8. Правильное сосредоточение

Буддизм:   Сосредоточение описывается как единый фокус, означающий состояние, в котором все умственные способности объединены и направлены на один конкретный объект.

Маркетинг: Будда Маркетолог концентрирует свое внимание на своих клиентах, потому что постоянное наблюдение и исследование ведут к лучшему пониманию поведения потребителей.

Заключение

Креативные маркетологи используют выражение «нестандартное мышление». Этот идеал породил множество остроумных сообщений в области рекламы и маркетинга. «Нестандартные» сообщения привлекают внимание и могут даже принести результаты, если потребители действительно помнят, какие умные коммуникации связаны с какой компанией.

У Будды Маркетолога есть другое любимое выражение: «думать вне себя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *