7 класс. Обществознание. Человек и закон. Дисциплина. — Дисциплина.
Каждый человек волен поступать, так как он хочет, в зависимости от той или иной жизненной ситуации. На предыдущих уроках уже шла речь о том, что свобода – это самоограничения, а дисциплина – это важнейшая составляющая человеческого общества.
Контроль и дисциплина (рис. 1) своего внутреннего поведения – это обязательные условия существования общества еще и потому, что человек не всегда волен и не всегда понимает, как надо поступить правильно.
Рис. 1. Настоящая дисциплина (Источник)
Дисциплина – это всегда определенный порядок, соблюдение общих признанных правил. Иногда это соблюдение законов, а иногда правил морали и нравственности (образцов поведения, выстроенных человеком за много веков). Когда кто-то заходит в помещение, он здоровается с остальными людьми, потому что так принято. Постоянная внутренняя убежденность человека в том, что так он должен поступать, создает общество как некую целостную модель или систему.
Общественная дисциплина – это работа государственных органов власти и государства в целом. Существуют общеобязательные принципы – законы. Все органы государственной власти обязаны соблюдать эти законы и контролировать, чтобы эти законы исполняли и граждане государства. Это порядок, а порядок и есть дисциплина.
Существуют разные типы дисциплин по мере занятости человека в той или иной сфере.
Военная дисциплина
Соблюдение воинской дисциплины является большой ответственностью. В случае нарушения устава может последовать соответствующее административное взыскание. Самое серьезное взыскание в современной армии – гауптвахта. В переводе с немецкого языка – это главный караул или наряд. Но военнослужащие на гауптвахте не караулят, а содержатся в специальном помещении, куда они попадают после совершения каких-либо противоправных поступков, дожидаясь решения военного суда по своему делу. Находиться там неудобно, военнослужащий теряет определенную часть своих прав, но пока он служит, он должен подчиняться.
Самой жесткой считается армейская дисциплина в вооруженных силах. Каждый гражданин, служащий в армии и принявший воинскую присягу, должен исполнять новый для него тип законодательства – Устав вооруженных сил.
Устав представляет собой документ, регламентирующий поведение военнослужащегово всех жизненных ситуациях в армии (рис. 2).
Рис. 2. Устав вооруженных сил РФ (Источник)
Он четко описывает то, что должен делать военнослужащий, где и как ему ходить, спать или одеваться и т. д. Даже если человек не согласен с какими-то постановлениями устава, и военнослужащему кажется, что там что-то не соответствует жизненным ситуациям, в которые может попадать солдат, он все равно должен беспрекословно его выполнять. Устав – это принцип армейского бытия. Если что-то в этой системе дает сбой, то разрушается вся система. Вооруженные силы – это слаженный механизм, только от четкого взаимодействия каждого члена этого механизма зависит правильная работа всей системы.
Рис. 3. Офисный работник (Источник)
Трудовая дисциплина связана с выполнением трудовых обязанностей человека, устроившегося на ту или иную работу (рис. 3). Многим людям может показаться, что если они гражданские лица, то выполнять какие-то четкие регламенты им не обязательно. Любое предприятие, на котором работает человек, имеет внутреннее расписание, регламент, обязательный для выполнения каждым сотрудником. Только так система может работать. Человек подписывает трудовой договор и обязывается исполнять определенный объем работы. В круг обязанностей работника входят описание его полномочий и его ответственность за те элементы работы, которые он должен выполнять, а также то, что не лежит в его компетенции. Если работник видит, что другие не соблюдают свои обязанности, он должен поставить их на место. Требования к трудовой ответственности записаны в законах о труде, и несоблюдение таких принципов может повлечь за собой очень серьезные проблемы – от увольнения человека как сотрудника, до больших техногенных катастроф (рис.
4).Рис. 4. Чернобыльская катастрофа (Источник)
Трудовая дисциплина
Все школьники наверное знают Гомера Симпсона, героя знаменитого американского мультсериала. Этот несносный, расхлябанный человек работает на очень ответственной работе – начальником техники безопасности на атомной электростанции. Если бы этот персонаж был не мультипликационным, а реальным, то это могло бы привести к катастрофическим последствиям. Поэтому соблюдение трудовой дисциплины не менее важно, чем соблюдение воинской дисциплины. Находясь на предприятии, человек отвечает не только за себя, но и за жизни многих людей. Иногда может показаться, что человек, работающий на производстве, которое не может принести никакого вреда, не должен строго соблюдать трудовую дисциплину. Например, человек работает учителем, и сиюминутной опасности от расслабленности человека на такой работе может и не быть, но она может быть опосредованной.
Для учеников важна учебная дисциплина. Ученик строит свое свободное время исходя из того, что он учится в школе. Он должен посещать все уроки либо смотреть уроки через Интернет, делать домашнее задание и только потом выделять какое-то время на свои нужды.
Дисциплине подчинена вся человеческая жизнь. Что надо делать для того, чтобы выработа
ГДЗ по Обществознанию 7 класс учебник Боголюбов параграф 5
Параграф 5. Для чего нужна дисциплина
Страница 39
ВспомнимКакие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы и санкции?
Ответ:
Люди в обществе соблюдают определенные правила. Эти правила по-другому называются нормами. Они регламентируют, что можно делать, а что делать запрещено. Правила важно соблюдать для того, чтобы не доставлять дискомфорт другим людям. Соблюдение норм – это проявление уважения к окружающим.
Нормы – это ряд правил, которые позволяют регулировать отношения людей в обществе.
Санкции – это понятие, которое подразумевает меру воздействия на нарушителей правил. Чаще они несут неблагоприятные последствия, включая штрафы, административные аресты, лишение свободы и другие наказания.
Обсудим вместеВсем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?
Ответ:
Дисциплина – это порядок поведения в обществе, который складывается на основе норм, прав и требований. Она является необходимым условием для поддержания комфортных условий жизни, поэтому соблюдать дисциплину должны все без исключения.
Внешняя дисциплина – это порядок поведения, который соблюдается только в случае контролирования со стороны.
Внутренняя дисциплина – это соблюдение правил порядка, норм и морали человеком без какого-либо принуждения, а исключительно по собственной воле.
Страница 40
Задание под знаком вопросаСравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждет опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?
Ответ:
За то, что Иван покинул территорию военной части, он получил выговор от старших по званию сослуживцев. К нему применят санкции в виде наказаний, предусмотренных за нарушение воинской дисциплины. Его наказание будет намного строже, чем то, что получит школьник, опоздавший на урок.
Нарушение воинского порядка является серьезным проступком в то время, как опоздание на урок – выражение дурного тона. Вероятно, Ивану грозит, как минимум, выговор, а не пунктуального ученика пустят на урок, сделав небольшое замечание.
Страница 41
Что объединяет все перечисленные факты? А приходилось ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?
Ответ:
Перечисленные факты объединяет нарушение правил безопасности и отсутствие дисциплины. Эти исторические события являются показателями того, как не нужно поступать в будущем. Они служат, своего рода, уроком, который учит тому, что соблюдение правил и требований важно, а их нарушение может повлечь за собой серьезные последствия.
В жизни можно встретить массу похожих примеров. Люди часто забывают пристегиваться в автомобиле, говорят по телефону за рулем или отвлекаются на что-то другое во время ведения транспорта. В результате на дороге происходят сотни дорожно-транспортных происшествий, уносящих за собой жизни невинных людей.
Страница 44
Перед тобой два плаката (с. 42-43). С какими фрагментами параграфа они тематически связаны? Какие вопросы ставит перед зрителями каждый из плакатов и какие ответы предлагает?
Ответ:
Оба плаката связаны с темой параграфа – с дисциплиной. Мне кажется, что они относятся к первому разделу параграфа – дисциплина обязательная и специальная.
Смысл первого плаката заключается в том, что падение уровня дисциплины способно привести к разрушению транспорта. Это касается как тех людей, которые занимаются работой, связанной с транспортом, так и обычных граждан.
Человек, создающий и эксплуатирующий транспорт, должен ответственно относиться к своей работе, чтобы не изготовить и не выпустить бракованные средства передвижения. Обычные граждане, например, водители, должны так же быть дисциплинированными и не нарушать правил дорожного движения. В противном случае это грозит не только приведением транспорта в негодность, но и риском навредить себе и окружающим пешеходам.
Второй плакат призывает к уважению чужого труда. Девочка убралась в комнате, а мальчик оставил после себя мусор на полу. Так поступать нельзя, потому что люди тратят собственное время и усилия на какое-либо дело. Те, кто не уважает их труд, получают не только осуждение, но и портят отношения с этими людьми, доставляя им неприятные ощущения.
Страница 46
Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?
Ответ:
Все правила, придуманные педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, можно использовать в современных детских коллективах.
Например, избирая в лагере, школе или классе командира, мы воспитываем в нем лидерские качества и учим других подчиняться ему, то есть соблюдать дисциплину. Научиться слушать другого и уважать чужое мнение и труд можно только, побывав на его месте.
Человек, который не слушает командира, вступая на его пост, понимает, как тяжело поддерживать порядок в коллективе, поэтому анализирует все свои ошибки в поведении и старается больше не допускать их.
Неограниченная свобода в какой-то степени позволяет формировать дисциплину и ответственность в людях. Если разрешить детям делать только то, что они хотят, то они вскоре поймут, что такое условие не приведет к порядку в обществе. Они осознают, что без правил и дисциплины невозможно жить в комфортных условиях.
Если формировать коллективы из детей разных возрастов, то можно тоже многому научиться. Старшие смогут научиться воспитывать младшее поколение и передавать ему ценные знания. В своем время младшие дети будут впитывать знания, перенимать полезные привычки и понимать, как нужно жить так, чтобы всем было удобно и хорошо.
Проверим себяЗадание 1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
Ответ:
Дисциплина – это свод правил, направленных на регулирование поведение человека. Она является неотъемлемой частью человеческой жизни, без которой нельзя представить нормальную и комфортную жизнь в обществе.
Дисциплина призвана учить людей нормам морали и воспитывать в них лучшие качества: ответственность за свои слова и поступки, уважение чужого мнения и труда.
Задание 2. Какая бывает дисциплина?
Ответ:
Дисциплину можно поделить на несколько видов:
- Общеобязательная дисциплина должна быть исполнена всеми людьми безоговорочно. Каждый гражданин должен исполнять ряд обязанностей, возложенных на его плечи, для достижения общего порядка.
- Специальная дисциплина свойственна определенным группах людей. Она носит название в зависимости от коллектива. Например, существует школьная, воинская, трудовая дисциплины. Каждый школьник обязан выполнять те требования, которые указаны в правилах его организации, то есть школьный устав.
Помимо этого в тексте параграфа выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплины. Внешняя обозначает, что человек выполняет требования только в том случае, если его контролируют со стороны. Он осознает, что может быть наказан и поэтому старается не нарушать правила.
Внутренняя дисциплина предполагает добровольное исполнение задач и обязанностей. Человеку не нужно принуждения к тому, чтобы он следовал правилам. Он сам понимает важность соблюдения законов и исполнения обязанностей. По-другому, внутреннюю дисциплину можно назвать самоконтролем.
Задание 3. Каковы последствия нарушения дисциплины?
Ответ:
Нарушение дисциплины несет за собой негативные последствия. В некоторых случаях человек получает незначительные санкции в виде замечаний со стороны. Например, мальчик выбрасывает мусор на улице не в специально отведенное для этого место.
За это его могут осудить взрослые, но большей меры пресечения он не получит. В то же время солдат, который покидает воинскую часть в неположенное время, наказывается более строго.
На него возлагается большая ответственность, и ему приходится не только выслушивать выговор, но и отрабатывать проступок. Наиболее страшные последствия несут за собой те нарушения дисциплины, которые связаны с выходом за рамки законов.
Если гражданин нарушает общественный порядок и не следует правилам, описанным в основных законодательных документах государства, то он платит штраф, отправляется на исправительные работы или заключается в колонию.
Кроме вышеперечисленных последствий хочется отметить некоторые моральные факторы. Ответственные люди, которые не по своей воле или случайно нарушают дисциплину, испытывают неприятные ощущения, связанные с ухудшением настроением. Они винят себя за то, что нарушили нормы морали, и чувствуют себя некомфортно.
Задание 4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
Ответ:
«Дисциплина хромает» — это выражение обозначает, что дисциплина нарушена. Обычно так говорят про людей, которые не обладают достаточным уровнем воспитания и ведут себя неподобающе. Например, парень не уступает место пожилому человеку в транспорте. В таком случае про него можно сказать, что его «дисциплина хромает».
Задание 5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выйти играть»?
Ответ:
По моему мнению, высказывание Льва Николаевича Толстого связано с разделом параграфа, посвященным внутренней дисциплине. Человек с самоконтролем ведет себя так, что ем легче принимать решения в каких-либо вопросах. Он следует правилам порядка и нормам морали, поэтому не испытывает моральных мучений, чувствует себя более уверенно и легче справляется со всеми трудностями.
Страница 47
В классе и домаЗадание 1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащим
Дисциплина и мотивация. Кто кого?
Что есть что
Знаменитые люди очень емко передают суть понятий, поэтому приведу их определения дисциплины и мотивации.
Я считаю, что лучше всего о первой сказал южноафриканский писатель Джо Максвелл:
«Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь».
О мотивации можно многое понять из высказывания американского предпринимателя Эндрю Карнеги:
«Люди, которые не в состоянии мотивировать себя, должны довольствоваться посредственностью, какими бы впечатляющими ни были их таланты».
Очевидно, что оба понятия напрямую связаны с личностным ростом и достижениями человека, но они имеют ряд различий. О них и поговорим.
Мотивация. «Хочу»
Мотивация – «ключ зажигания» для человека и то, что помогает довести до логического конца начатое. В основе почти любого наших действий находится именно она и служит для продвижения и сохранения их направленности. Можно смело говорить, что действие не родится без мотивации.
Мотивация – это важный фактор для выживания. Почему? Она побуждает нас заниматься поисками ресурсов (пищи и воды), удовлетворять инстинкт размножения (создание семьи и рождение детей), приобретать или брать в аренду жилище (удовлетворять потребность в безопасности). Все приведенные примеры можно считать базовыми мотивами, не зависящими от культуры, и присущими всем без исключения людям. Без достаточного уровня мотивации нельзя эффективно обучаться новым навыкам и заниматься любимым делом.
Рассматривать мотивацию как нечто цельное нельзя, потому что она различается по ряду признаков.
По направленности:
- Внешняя. Не связана с сутью конкретной деятельности, а обусловлена внешними обстоятельствами.
«Я разрешу тебе посмотреть мультфильм в течение часа, если ты выучишь это стихотворение».
- Внутренняя. Связана с сутью конкретной деятельности, а не внешними обстоятельствами.
«Очень хочу прочитать эту книгу, поэтому выделю сегодня вечером час на чтение».
По эмоциональной окрашенности:
- Положительная мотивация – основывается на получении удовольствия.
«Если я буду ответственно заниматься английским, то через полгода смогу сносно на нем общаться с носителями языка».
- Отрицательная мотивация – основывается на избегании боли.
«Если я не буду ответственно заниматься английским, то не смогу пройти собеседование в посольстве и не поеду в США этим летом».
По степени устойчивости:
- Устойчивая мотивация. Основана на нуждах человека и не требует дополнительного подкрепления.
«Я хочу кушать, поэтому пойду и сварю сейчас себе пельменей».
- Неустойчивая мотивация. Требует дополнительного подкрепления.
«Очень хочу печенье, поэтому если кто-то из домашних пойдет вечером в магазин, попрошу их мне купить».
Конечно же, в разговоре про мотивацию нельзя не сказать о знаменитой пирамиде Абрахама Маслоу, которую ученый описал в своей книге в 1954 году. Он объединил все человеческие потребности в семь групп:
- Физиологические (биологические): еда, сон, сексуальное влечение.
- Потребности в безопасности: ощущение защищенности, избавление от неудач и страхов.
- Потребности в принадлежности и любви: быть принятым в обществе, ощущать себя любимым.
- Потребности в уважении: достижение успеха, профессионализм и компетенция, общественное признание.
- Познавательные потребности: знания, навыки и исследования.
- Эстетические потребности: стремление к порядку и завершенности.
- Потребности в самоактуализации: поиск и нахождение себя в этом мире.
Маслоу считал, что удовлетворение потребностей более высокого порядка должно идти после удовлетворения потребностей более низкого. Согласитесь, очень проблематично заниматься саморазвитием, когда не на что купить себе еду и / или негде жить.
Как бы нам ни говорили о том, что себя нужно постоянно мотивировать, существует некий уровень мотивации для каждого человека в определенной ситуации – так называемый оптимум. Экспериментально установлено, что есть определенная граница, за которой увеличение мотивации даст в итоге ухудшение результатов. Этот феномен описывается законом Йеркса-Додсона.
Он утверждает, что оптимальные результаты достигаются при среднем уровне мотивации. Если уровень мотивации чрезмерно высок, это автоматически влечет повышенное напряжение и вовлеченность в процесс, а значит, в деятельности рано или поздно проявятся волнения, тревожность, стресс и т.д. Достаточно вспомнить о профессиональном выгорании, которое наступает у излишне рьяных работников, не уделяющих достаточного внимания полноценному сну и отдыху.
Читайте также: Как бороться с эмоциональным выгоранием
Сказанное выше означает, что человек должен постоянно поддерживать в себе мотивацию, находя золотую середину между тотальной ленью и опасной гиперактивностью:
- Мотивация поддерживает усилия и упорство в решении жизненных задач.
- Она же поддерживает в человеке энтузиазм.
- Улучшает познавательные способности.
- Положительно влияет на общую производительность человека.
Книги о мотивации
По сути вопроса написано огромное количество литературы. Мы приведем лишь пять интересных книг:
- Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».
- Тони Роббинс «Разбуди в себе исполина».
- Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя».
- Айан Рэнд «Атлант расправил плечи».
- Джо Кехо «Подсознание может все».
Отдельно стоит упомянуть фундаментальную работу Абрахама Маслоу «Мотивация и личность».
Дисциплина. «Должен»
Как же быть, когда нет никакого желания что-то делать, но это надо сделать? Может, нужна дополнительная мотивация? Об этом прекрасно высказался американский комик Джордж Карлин:
Нет, вам нужна дисциплина! Все мы, так или иначе, обучаемся ей, начиная с детства. Режим дня прививался родителями («утром почистить зубы», «после улицы помыть руки») и был неотъемлемой частью пребывания в детском саду.
10 или 11 лет каждый из нас ходил в школу и сталкивался со школьной дисциплиной, когда нужно было заставлять себя (давайте будем честны!) подниматься в семь утра, чтобы уже к восьми успеть на первое занятие. Учить уроки в 99 % было из разряда «надо». Мотивация, пожалуй, здесь была тогда, когда очень нравился конкретный предмет. И она была внешней, когда родители обещали вознаграждение за хорошие отметки в четверти.
Если в школе дисциплина поддерживалась в основном «извне» (даже в старших классах), то в вузах речь шла исключительно о самодисциплине человека – посещать лекции и практические занятия, писать курсовые работы и проделывать массу другой учебной работы. Все – ради получения заветного диплома. Другое дело, что для одних это просто «бумажка», а для других – путевка к профессиональным вершинам.
Что нас ждет после окончания университета? Правильно – РАБОТА! Все наверняка слышали выражение «трудовая дисциплина» (начало и окончание рабочего дня, перерыв на обед), но мало кто (да никто) не слышал про «трудовую мотивацию».
Человек может быть дисциплинирован только внешне, потому что на него оказывается общественное давление: в случае утраты внешнего контроля он окажется предоставлен сам себе и, скорее всего, начнет хаотично вести себя по жизни в целом или в ее отдельных сферах.
Если же человек имеет установку на дисциплинированность, он будет действовать одинаково эффективно и добиваться поставленных целей в независимости от внешних обстоятельств.
Кажется, что дисциплина обладает исключительно преимуществами, но и у нее есть «темные стороны». Часто проявляется существенная разница между предписанной дисциплиной в конкретной организации и внутренними установками человека. Возьмем крайне жесткий пример: военные действия, где нужно убивать врага, чтобы не быть убитым, и убежденность конкретного солдата в том, что убивать неправильно. Как раз этому парадоксу посвящен американский фильм «По соображениям совести».
Дисциплина человека под действием извне может
Внутренняя дисциплина, для чего она необходима в жизни каждого человека
Порядок в голове – порядок в жизни. Это утверждение известно всем. Обладание внутренней дисциплиной – это ответственность перед окружающими и собой, умение контролировать свои эмоции и поведение, а также умение подстраиваться самому под изменчивый мир.
Преимущества человека, обладающего самодисциплиной
Человек, обладающий внутренней дисциплиной, перед другими людьми имеет огромное преимущество во всех сферах жизни: семье, репутации, карьере и т.д. Такой человек собран, организован, чаще всего обладает четким «планом действий» и никогда не пренебрегает записями в ежедневнике. Если вы попробуете сами завести ежедневник и планировать свои дела, то увидите, что начнете все успевать или же успевать сделать именно то, что важно. Если не получается, то имеет смысл хорошо поработать над тем, чтобы развить самодисциплину.
Значение самодисциплины
Самодисциплина или сознательная дисциплина означает самоконтроль и полную ответственность над собой. Развивать самодисциплину необходимо осознанно, приняв решение и не изменяя ему. Преодолеть неуверенность в себе и собственные страхи, работать над комплексами и развить силу воли – вот, что позволит делать человеку внутренняя дисциплина.
Обучение сознательной дисциплине
Чтобы выработать в себе сознательную дисциплину, научиться самодисциплине необходимо начать с мелочей. Начать следует с того, что необходимо приучить себя вставать в одно и то же время каждый день. Не важно, рабочий это день или выходной, главное следовать принципу, называемому принципом «21 день». Психологи считают, данный прием основанным на том, что за 21 день вырабатывается любая привычка. Если каждый день в течение данного количества времени делать одно и то же, то это действие войдет в привычку. Если произойдет «сбой в программе», то необходимо начать все заново. Проявить жесткость и не обманывать себя – вот, что необходимо помнить, решившись заняться сознательной дисциплиной. Кому же в противном случае будет хуже.
Следующий шаг по обучению сознательной дисциплине
Обязательное приобретение ежедневника для планирования вашего дня – вот следующий шаг к самодисциплине. Необходимо обязательно записывать все предстоящие на завтра дела с вечера. Начинать запись заметок следует с самых важных дел.
К своему времени, как к самому ценному ресурсу, а также к запланированным делам стоит отнестись крайне ответственно. Удачи!
Дисциплина и самодисциплина — Психология человека
Разница между дисциплиной навязанной обществом и той, которую мы сами себе определяем – огромна, человек находится в совершенно разных мирах, в зависимости от той дисциплины, которой он привык придерживаться. Если говорить начистоту, то конечно внешние условия – это первоочередной фактор, который заставляет нас придерживаться хоть какой-то дисциплины, ибо по натуре человек расхлябан и безответственен, и только суровые внешние факторы, вынуждают его вырабатывать в себе определенные качества, которые делают его сильнее. Дисциплина безусловно является одним из таких качеств, никакой успех не возможен в этой жизни, если вы недисциплинированный человек, если ваши действия не носят принужденный характер, ибо в ряде случаев, нам приходится преодолевать себя, чтобы что-то сделать. Обратитесь к своему телу и спросите его, чего оно хочет, разве оно вам ответит, что хочет работать, да оно хочет валяться где-нибудь в теплом и мягком месте, чтобы никто и ничто не беспокоило его.
То же самое касается и нашего с вами мозга, который тоже не желает трудиться, хотя для человека думать – это основная работа. Все это физическая материя друзья мои, но мы с вами состоим не только из них, в нас сидит нечто именуемое душой, или гордым духом, как лично мне больше нравится, обладающим невероятной силой и энергией. Именно этот дух заставляет наше ленивое тело, этот никчемный кусок мяса, вставать и идти делать великие свершения, именно дух заставляет нас думать, благодаря чему мы и поднялись над остальным животным миром.
Я убежден в том, что наша сущность – это не наше с вами физическое тело, а именно тот самый дух, благодаря которому мы ничего не боимся и порою делаем невозможное, преодолевая все – страдания, боль, страх, холод и жару, но добиваемся своей цели. Для общества полезно держать каждого своего члена под контролем, в то время как наши никчемные тела мы держим под контролем сами, точнее должны держать, если не хотим быть расходным материалом для других. Затачивать свой разум таким образом, чтобы все свои действия считать необходимыми, прежде всего для себя самого, значит снимать с себя оковы общественного контроля.
Свободный человек всегда жил и будет жить только у нас в голове, но никак не снаружи, ибо именно дух должен быть свободным, и только он может дисциплинировать свое тело, а не кто-то другой. Но стоит только отдать власть над собой другим людям, стоит дать им возможность вас контролировать, как ваш дух засыпает, ибо это для него невыносимо. Остается только жалкое и ничтожное тело – эта, простите, ленивая обезьяна, которую постоянно надо подгонять палкой, чтобы от нее был хоть какой-то толк. Такая обезьяна, будет довольствоваться только самыми примитивными удовольствиями в жизни, удовлетворяя свои базовые потребности.
За возможность удовлетворить все свои базовые потребности, жалкое и ничтожное тело обезьяны, готово отдать все что угодно, в то время как наша истинная сущность, наш гордый и сильный дух, просто не в состоянии воздействовать на тело. Почему он не может это сделать? Да потому что это, друзья мои, дело выбора, который мы делаем, руководствуясь своим разумом. Вот она, наша с вами свобода – это свобода выбора. Только мы решаем, быть нам людьми, или той ленивой обезьяной, которая дана нам в качестве носителя нашей личности в этой жизни. И пусть на обезьяну наденут цепи, пусть заключат ее в темницу и любым другим способом ограничат ее действия, сделать то же самое с духом человека, с его разумом, никто не в состоянии.
И только когда вы сами решите, быть или не быть вам свободным, что делать, а что нет, вы можете либо потерять, либо обрести свободу. Дисциплина — безусловно нужна обществу, без нее его бы не было, но подумайте лучше над тем, что нужно именно вам, что лично вас приведет к успеху в жизни, что позволит вам в ней победить и закончить ее на уровне победителя? Самодисциплина естественно отвечает вашим собственным интересам, если не вы сами установите себе цели, за вас это сделают другие, если вы не будете стремиться к достижению своих целей, значит будете преследовать чужие.
Потому если вы не будете ковать своего счастья, тогда будете ковать его другим, тем, кто возьмет вас под свой контроль, кто будет вас дисциплинировать и направлять, кто не побоится отвечать за вас, если вы сами не в состоянии это сделать. Я нисколько не сомневаюсь в том, что даже самый безответственный, расхлябанный и безалаберный человек, может сделать свою жизнь полностью подконтрольной самому себе, он может заняться самодисциплиной и избавиться от внешнего на себя воздействия. Что для этого нужно – да просто разбудить в себе свой гордый дух, и начисто подавить в себе ленивую обезьяну, поняв, что мы — не наше тело, мы — нечто большее, гораздо большее.
Когда вы просыпаетесь утром, для своих новых великих свершений, для того, ради чего вы пришли в этот мир, ваше ленивое тело, требует еще сна, оно просит вас оставить его в теплой постели, оно не хочет ничего. Ведь это ничтожная физическая оболочка, у которой никогда не было и не будет великих целей, кроме одной единственной – пойти на корм червям. Задумайтесь на мгновение, что бы вы делали, если бы в этом мире вас вообще бы ничего не напрягало. Вероятно, вы бы только и делали, что валялись бы целыми днями в кровати, ели, спали, испражнялись, и худо-бедно совокуплялись, если бы было с кем. Ну разве это жизнь, достойная человека? А ведь некоторые люди так живут.
Посмотрите на бомжей – эти люди, полностью похоронили свой гордый дух, вы видите, чего просит их ничтожное тело, как оно себя ведет? И к этому нас всех без исключения призывают наши тела, опуститься ниже плинтуса, жить одним днем, удовлетворять свои жалкие и ничтожные потребности, разлагаться на глазах. Оно не хочет нам служить, не хочет выполнять перед нами свои обязанности, и его можно понять, ведь даже взятая напрокат лошадь, не хочет того, что хочет ее наездник, она хочет мирно щипать травку, а не скакать куда-то для чего-то большего. Так же и наше тело, оно не хочет ничего, но наш гордый дух, может превратить этот кусок мяса в резвого скакуна с характером, сделав тело железным, полностью ему подконтрольным.
И тогда друзья мои, вас никто и ничто не остановит, нет в этой жизни для вас никаких преград, просто нет. Дайте волю своему духу, и он сделает все что нужно, чтобы самому быть полностью удовлетворенным этой жизнью и в полной мере удовлетворить все потребности тела, без которого мы существовать в этом мире не можем. Наш мозг найдет ответ на любой вопрос, если заставить его работать, наше тело преодолеет любые трудности и любую боль, если оно будет слушать бесстрашный гордый дух, который победить невозможно.
Единственная борьба в этой жизни, идет между нашим духом и нашим телом, и это борьба заключается во влиянии на ваш выбор, на чью сторону встать. Выберете свое тело, эту ленивую обезьяну, тогда вы будете подвержены общественной дисциплине, которая будет эксплуатировать эту самую вашу обезьяну, пока та не отдаст концы. Но если вы выберете свой гордый дух, тогда самодисциплина и самоконтроль, будут определять все, что вы будете делать в этой жизни, а они вас непременно приведут к успеху и победам, можете не сомневаться.
Статья опубликована: 14.03.2012. Последнее обновление: 24.03.2017
Что такое дисциплина? Виды дисциплины.
Что такое дисциплина
Цели: познакомить учащихся с понятием «дисциплина» и ее различными видами, особенностями соблюдения дисциплины в разных жизненных ситуациях; подвести учащихся к пониманию роли дисциплины в жизни человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, к самовоспитанию и самоконтролю, развитию силы воли.
Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, трудовая дисциплина, воинская дисциплина, технологическая дисциплина, мораль, общественный порядок, внешняя и внутренняя дисциплина, санкция, самоконтроль, самодисциплина, воля, самовоспитание), домашнее задание.
Ход урока 1
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Защита Отечества»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 15 и 16
КАРТОЧКА №15
Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
В чем состоит воинская обязанность гражданина Российской Федерации?
Для этого подумайте и поразмыслите:
Что вы слышали о различных родах войск и военных специальностях?
Какие книги, фильмы об армии вы прочитали, просмотрели?
Какие воинские обязанности появляются у гражданина, достигшего 17 лет?
Как можно получить военно-учебную специальность?
Кто призывается на военную службу? Какой срок службы в армии?
Что значит служба в армии по контракту? Чем она отличается от срочной службы?
Почему военнослужащие приводятся к военной присяге? Каково ее основное содержание?
Где и как может проходить военная служба?
Каковы общие обязанности военнослужащих?
Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 16
Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
Как и почему нужно готовить себя к исполнению воинского долга?
Для этого подумайте и поразмыслите:
Какими качествами должен обладать человек, готовый к воинской службе?
Почему человек, не готовый к службе в армии, может подвергнуть в бою опасности и себя, и своих товарищей?
Как можно подготовить себя к воинской службе?
Кого из людей, сумевших подготовить себя к армии, вы знаете?
Какие черты характера помогут лучше подготовиться к службе в армии?
Почему развитие духовных качеств не менее важно, чем развитие качеств физических?
Как вы готовитесь к выполнению своего долга защищать Отечество?
Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради
ВАРИАНТ Б. Фронтальный опрос
На кого распространяются долг и обязанность защищать Отечество? (Долг и обязанность защищать Отечество распространяются на любого гражданина России.)
Как можно избежать больших потерь при защите Отечества? (Кзащите Родины надо готовиться заранее. Армия должна сохранять свою,боеспособность, а граждане быть готовы к исполнению своего долга и обязанностей.)
В каком возрасте гражданин России должен встать на воинский учет? (На воинский учет граждане становятся по достижении 17 лет.)
В каких вооруженных конфликтах принимали участие Вооруженные силы РФ на рубеже XX—XXI вв.? (В качестве миротворческих сил в Южной Осетии и Абхазии, на Балканском полуострове, в Таджикистане и др.)
Какие виды обязанностей выполняют военнослужащие? (Общие обязанности военнослужащих, должностные обязанности, специальные обязанности.)
ВАРИАНТ В
Дайте определения поянтиям: военкомат, повестка, контракт, регулярная армия, военная присяга. (Примерный ответ. Военкомат — военный комиссариат, где состоят на воинском учете по месту жительства граждане, которые могут быть призваны на воинскую службу. Повестка — краткое письменное извещение с предложением явиться в военкомат на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения воинской службы. Контракт — добровольное поступление на военную службу на определенные срок и условия прохождения службы. Регулярная армия — войска постоянной армии. Военная присяга — клятва гражданина при вступлении его в ряды Вооруженных сил РФ выполнять обязанность защиты Отечества в соответствии с конституционными требованиями.)
ВАРИАНТ Г
… (Военнослужащий), впервые поступивший на… (военную службу), приводится к … (военной присяге) перед … (Государственным флагом) Российской Федерации и боевым … (знаменем) воинской части. Он торжественно присягает на верность своему … (Отечеству) — Российской
Федерации, дает клятву соблюдать … (Конституцию) Российской Федерации, строго выполнять требования воинских … (уставов), приказы … (командиров) и начальников, достойно исполнять воинский … (долг), мужественно защищать… (свободу), независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 15 и 16, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
Дисциплина общеобязательная.
Дисциплина специальная.
Задача для учащихся: выяснить, что общего между дисциплиной и общественным порядком; к каким последствиям может привести нарушение дисциплины.
Рассказ учителя об общеобязательной дисциплине (в пределах материала учебника (с. 54-55)
Дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.
Дисциплина — необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.
В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила, установленные государством, считается общеобязательным.
Беседа по вопросам
Почему дисциплина — необходимое условие нормального существования общества и человека? (Соблюдать дисциплину необходимо для сохранения порядка, человека дисциплина учит контролировать свои поступки и не совершать правонарушения.)
Что значит общеобязательная дисциплина? (Это выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей.)
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
(с. 55-58)
— Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины. Вариант заполнения таблицы:
Специальные дисциплиныОсобенности специальных дисциплин
Последствия нарушения дисциплины
Военная дисциплина
Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов
Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей
Трудовая дисциплина
Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда
Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом
Технологическая дисциплина
Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе
Ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб
Вывод. Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.
4. Прослушивание сообщений, подготовленных учащимися, или рассказ учителя об авариях, произошедших в результате несоблюдения дисциплины*
От Новороссийска катер шел сюда примерно час. Столько же поздним вечером 31 августа 1986 г. до роковой полоски воды добирался красавец пароход. На его борту было 1234 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. Стоял теплый южный вечер. Небо было все в ярких звездах, за бортом лайнера плескалось теплое спокойное море. Ничего не предвещало беды. Корабль держал курс на Сочи, где должен был завершиться круизный рейс, но лег на морское дно на выходе из Цемесской бухты — напротив мыса Дооб. Нос шедшего навстречу сухогруза пробил огромную дыру в правом борту «Нахимова» и перечеркнул многие счастливые судьбы: 423 человека погибли в результате этой трагедии, для 64 из них братской могилой стало море.
.. .Сегодня они снова вместе — бывшие пассажиры рокового лайнера, члены экипажа «Адмирала Нахимова», их спасатели, родные и близкие тех, кто остался лежать на глубине почти 50 метров. И сейчас, спустя 20 лет, общая память сближает выживших и погибших.
На высоком откосе мыса Дооб стоит маяк. В1987 г. рядом с ним был сооружен стометровый памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.
5. Беседа по вопросам
В силах ли человечество вообще избежать технологических катастроф? {Полностью избежать нельзя. Но в силах человека сделать так, чтобы их последствия были сведены к минимуму. Например, опасные для человека предприятия выводятся подальше от жилых районов.)
К каким последствиям могут привести техногенные катастрофы? {Самыми тяжелыми последствиями техногенных катастроф являются гибель людей, а также ухудшение экологической ситуации в зоне аварий и материальный ущерб.)
Закрепление изученного на уроке
Что такое дисциплина?
Почему необходимо соблюдение общеобязательной дисциплины?
Приведите примеры специальной дисциплины.
Какие причины нарушения дисциплины вы можете назвать?
Рассмотрите рисунки на с. 55-56 учебника. Какие эпизоды из фильма «Офицеры» изобразил художник?
К каким последствиям может привести нарушение школьной дисциплины?
Подведение итогов урока
Что общего между дисциплиной и общественным порядком?
К каким последствиям может привести нарушение дисциплины?
Домашнее задание
Прочитать § 5 (с. 54—58 учебника).
Подготовить устный ответ на вопросы:
Выполнить задания 1 и 2 на с. 62-63 учебника.
Дополнительный материал1
Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия — неизбежные последствия технологического прогресса.
Словосочетание «технологическая (техногенная) катастрофа» нуждается в расшифровке. Если термин «катастрофа» понятен, то с определением «технологическая» дело обстоит сложнее. Как известно, технологии — вовсе не обязательно способы производства автомобилей, электроэнергии или электронных приборов. Если суммировать наиболее общие определения этого понятия, в изобилии разбросанные по специальной литературе, то можно сказать, что технологии — это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или как минимум сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.
Технологической катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования. Такое определение позволяет сразу же отсечь как разрушительные последствия военных действий, так и диверсии, террористические акты и другие несчастья, вызванные преднамеренным и злонамеренным вмешательством в работу этих систем.
Гибель «Титаника» — это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой, скорее всего, была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля на верфях судостроительной компании Harlandand Wolff. В то же время катастрофа 11 сентября 2001 г. к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.
Технологические катастрофы обычно противопоставляют природным, однако и это требует уточнения. Все бедствия в конечном счете являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Катастрофа любого происхождения — это физическое событие в общественном контексте. Технологические (техногенные) катастрофы также в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы в конечном счете вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий. В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь — такова плата за технологический прогресс.
Само разграничение природных и технологических катастроф как минимум неоднозначно. Некоторые специалисты вообще отказывают ему в праве на существование, предпочитая говорить только о катастрофических последствиях природных либо технологических катаклизмов. Согласно этой логике катастрофа любого происхождения развивается прежде всего из-за «слабости», уязвимости, бездействия или даже полного отсутствия социальных структур, которые должны защищать людей от подобных бедствий. Тем не менее терминологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах, например в Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца, которое было подписано в Севилье в 1997 г.
В английском языке термин «техногенная катастрофа» практически отсутствует. Американские и английские авторы в таких случаях обычно говорят о технологических катастрофах (technological catastrophes) и технологических бедствиях (technological disasters). Чаще всего эти термины используются на равных правах с такими выражениями, как «рукотворная катастрофа» (man—made catastrophe, human—made catastrophe) и «рукотворное бедствие» (man—made disaster, human—made disaster). В этом же значении применяется и термин «антропогенная катастрофа» (anthropogenic catastrophe), хотя употребляется он довольно редко. В документации ООН техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: индустриальные (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения, вызванные иными причинами), транспортные (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и смешанные (происходят на иных объектах).
Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы — занимают третье место среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например наводнения и цунами, на втором — геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).
Международный центр исследований эпидемии катастроф (CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения или пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х гг. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего морские и речные. При этом, несмотря на то что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии. По данным CRED, уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2003 г. в индустриально развитых странах составляет 0,9 погибшего на 1 млн жителей, для наименее развитых стран он выше более чем в три раза — 3,1 смертельных случая на 1 млн.
Даже чисто природные катаклизмы, такие как наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи и лесные пожары, приводят к тем или иным последствиям в зависимости от того, как общество к ним готовится и какие меры принимает после их наступления. Например, строительство зданий, не отвечающих стандартам сейсмоустойчивости, в районе, где высока вероятность землетрясений, заведомо увеличивает число возможных жертв, а тем самым и человеческие масштабы несчастья. В декабре 1988 г. в Армении в результате землетрясения магнитудой в 6,9 балла по шкале Рихтера погибло 25 тыс. человек, свыше 31 тыс. получили ранения и 514 тыс. остались без крова. Землетрясение на юго- востоке Ирана с эпицентром в районе города Вам, которое произошло 26 декабря 2003 г., унесло около 40 тыс. жизней и разрушило 85% городских зданий. В то время как землетрясение силой 7,1 балла, 17 октября 1989 г. поразившее густонаселенные районы Северной Калифорнии, имело куда более скромные последствия: 62 убитых, 3757 раненых, около 3 тыс. лишившихся жилищ.
По данным швейцарской страховой компании Swiss Re, в 1970-2004 гг. ежегодные выплаты страховых компенсаций за вызванные техногенными катастрофами разрушения обычно не превышали 10 млрд долл. (в ценах 2004 г.). Этот уровень был резко превышен только в 2001 г., когда эти выплаты достигли примерно 27 млрд долл. Столь значительный подскок объясняется тем, что Swiss Re относит к числу рукотворных катастроф и последствия террористических актов. В течение 2002-2004 гг. выплаты по этой графе каждый год составляли около 5 млрд долл. Страховки за ущерб собственности от природных катаклизмов 2004 г. составили 44 млрд долл., причем львиная доля этих выплат пошла на компенсацию потерь, вызванных декабрьским цунами в Индийском океане; следовательно, в целом страховые компании заплатили 49 млрд долл. Однако многие катастрофические разрушения не покрываются страховками, так что реальный ущерб значительно превысил эту сумму. Эксперты Swiss Re утверждают, что в 2004 г. произошло 330 природных и рукотворных катастроф, суммарные потери от которых составили 123 млрд долл.
Английские профессора Барри Тернер и Ник Пиджен проанализировали причины возникновения техногенных катастроф последнего десятилетия и изложили свои выводы в книге «Рукотворное бедствие». Согласно их выводу подобная катастрофа может произойти практически везде и не существует абсолютного оружия, способного предотвратить ее. Однако есть несколько факторов, которые позволяют отсрочить подобное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственнее и профессиональнее жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.
Американский профессор физики Гарольд Льюис, автор масштабного исследования «Технологический риск», утверждает, что на протяжении человеческой истории внимание привлекали прежде всего катастрофы и «за кадром» оказывались гораздо более многочисленные и часто более опасные бедствия меньшего масштаба. Он пишет, что страх и риск — это различные вещи. По его мнению, небольшие аварии происходят буквально ежесекундно, и часто лишь по счастливому стечению обстоятельств они не превращаются в катастрофы.
Известный британский астроном сэр Мартин Риз, автор апокалиптической книги «Наш последний час», в частности, считает, что человечество само себе копает могилу, поскольку технический прогресс неотвратимо приводит к созданию новых технологических рисков, перед которыми общество рано или поздно может оказаться полностью беззащитным. Риз пишет: «Рано или поздно созданная нами техника уничтожит Вселенную и нас вместе с ней».
Американский исследователь Джон Лесли, автор не менее пессимистичной книги «Конец мира», проанализировал множество сценариев катастроф и пришел к выводу, что у человечества 30-процентные шансы быть полностью уничтоженным на протяжении следующих 500 лет. Прежде всего из-за утраты контроля над технологиями, например, мир может исчезнуть в результате атомной войны, череды ядерных катастроф, появления неконтролируемых машин и механизмов, утраты контроля над искусственно произведенными ядовитыми химическими или биологическими субстанциями и пр.
Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Однако есть и общие причины, которые стоят за несчастьями этого рода. Американский исследователь Ли Дэвис, автор справочника «Рукотворные катастрофы», перечисляет их в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть. По мнению Дэвиса, так называемый человеческий фактор техногенных катастроф практически целиком сводится именно к этим обстоятельствам.
Известны случаи, когда антропогенные катастрофы становились причиной гибели целых цивилизаций. История норвежской колонизации Гренландии — один из наиболее трагических примеров этого рода.
В 986 г. на остров высадилось несколько сотен исландских викингов норвежского происхождения, которых привел Эрик Рыжий. Викинги основали на побережье две колонии — Восточное и Западное поселения (Эстербюгген и Вестербюгген). Первое из них располагалось на 61-й параллели на южной оконечности острова, а второе — в 500 км севернее. Норвежские общины в Гренландии продержались около 500 лет. В благополучном XIII в. там было две с половиной сотни крестьянских дворов, а общая численность населения составила не менее пяти тысяч (тысяча человек — в Западном поселении, четыре — в Восточном). Однако в середине XIV в. западная колония оказалась полностью заброшена, а где-то в первой половине XV в. опустел и Эстербюгген. На официальном сайте министерства иностранных дел Норвегии можно прочесть, что причина этого вымирания пока еще не выяснена. Однако профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе известный биолог, географ и эколог Джеред Мейсон Даймонд пришел к выводу, что общины викингов оказались жертвами всеохватывающего бедствия, вызванного катастрофическим разрушением их среды обитания.
Многие авторы считают, что норвежских поселенцев погубила исключительно скверная погода. В пользу этой гипотезы говорит тот установленный факт, что в течение 800-1300 гг. климат на севере Атлантики был весьма мягким (поэтому это время сейчас называют средневековым теплым периодом). После 1300 г. в регионе началось длительное похолодание, Малый ледниковый период, который продолжался до начала XIX в. Викинги любили молочные продукты и держали коров, овец и коз, которым в плохие годы не всегда хватало корма. Конечно, они занимались и охотой, промышляя на северного оленя-карибу и морского зверя. Однако добыть тюленя, если фиорд (узкий, извилистый и глубоко вдавшийся в материк залив со скалистыми крутыми берегами) покрывался ледяным щитом, становилось очень нелегким делом, а стада оленей в холодные годы несли потери от бескормицы. Таким образом, не приходится сомневаться, что неблагоприятные климатические перемены привели к урезанию продуктовой базы норвежцев. Тем не менее похолодание наступило отнюдь не мгновенно, жестокие зимы чередовались с умеренными, поэтому поселенцы имели время на то, чтобы приспособиться к капризам природы. И если они этого не сделали, то почему?
Вот одна из причин, если и не важнейшая, то наиболее неожиданная. Гренландские викинги, в отличие от своих исландских и европейских собратьев, практически не прикасались к рыбе. Скорее всего, в этом повинно какое-то старое табу, наложенное во времена первопоселенцев, которые отравились несвежей рыбой, но факт остается
Почему дисциплина важна для вашего персонажа
Дисциплина — это концепция, о которой все знают, но немногие по-настоящему понимают. Самые успешные люди в жизни ежедневно проявляют дисциплину. Это жизненно важно для каждого живого существа, и без этого мир вокруг нас был бы хаосом.
Чтобы быть великим и вдохновляющим лидером, вы должны постоянно проявлять сдержанность. Не поддаваться тому, чего вы действительно хотите, — признак силы. Принятие правильных решений в жизни может помочь вам или сломать вас, и этот тип людей склонен принимать правильные решения.Независимо от того, где вы проявляете это самоограничение, оно будет способствовать достижению вашей жизни.
«Талант без дисциплины похож на осьминога на роликовых коньках. Движений много, но никогда не знаешь, вперед, назад или в сторону».
Дисциплина привносит стабильность и структуру в жизнь человека. Он учит человека быть ответственным и уважительным. Соблюдение четко определенных правил — основа общества. Если бы не было дисциплины, люди делали бы все, что хотели, и совершали бы ошибки, не уделяя внимания другим в первую очередь.Он способствует лучшему человеческому поведению и делает общество более приятным для жизни.
Способность человека к самоограничению позволяет ему вести себя последовательно строгим и контролируемым образом. Отсутствие этой способности может иметь катастрофические последствия. Как вы думаете, собирается ли компания терпеть человека, который постоянно опаздывает на работу или откладывает выполнение своей работы? Очевидно, как такое поведение ослабит имидж компании.
«Психическая стойкость — это многое, и ее довольно сложно объяснить.Его качества — жертвенность и самоотречение. Кроме того, что наиболее важно, это сочетается с идеально дисциплинированной волей, которая отказывается уступать. Это состояние ума — можно назвать его характером в действии ». — Винс Ломбарди
Подумайте о легкой атлетике: дисциплина является фундаментальным аспектом в какие виды спорта были созданы. Каждый игрок должен придерживаться правил игры. Вот почему существуют судьи и судьи. Тот, кто не соблюдает эти правила, будет наказан за нарушение правил игры.
Высокопоставленные лица должны постоянно демонстрировать высокую сдержанность; они не могут просто говорить так, как считают нужным. Умный лидер знает, когда молчать, а когда говорить. Дисциплина помогает тренировать ум и характер человека, развивая чувство самоконтроля и практику послушания.
«Самодисциплина — это форма свободы. Свобода от лени и летаргии, свобода от ожиданий и требований других, свобода от слабости и страха — и сомнений.Самодисциплина позволяет питчеру почувствовать свою индивидуальность, свою внутреннюю силу, свой талант. Он хозяин, а не раб своих мыслей и эмоций «.
Есть два типа дисциплины: внутренняя и внешняя. Внутренняя дисциплина — это ваше самоограничение и ваша способность отличать хорошее от плохого. Внешняя дисциплина соответствует общественным нормам, таким как следование закону. Недостаточно обладать хорошими качествами; нам нужна способность управлять ими
Слишком многие люди восприимчивы к мгновенному удовлетворению.Люди, которым не хватает контроля, не могут смотреть на долгосрочные последствия своих действий. Это еще раз демонстрирует, почему этот навык так важен в жизни. Вероятно, это самый важный фактор при попытке достичь цели. Он позволяет вам выбирать из различных вариантов, и, следуя этим вариантам, вы можете добиться успеха, к которому стремились. Кроме того, это дает вам возможность преодолевать любые препятствия, которые встречаются на вашем пути.
«Дисциплина — это мост между целями и достижениями.
Эту способность можно развить или усилить в любой момент, если вы задумаетесь над ней. Обещайте и убедитесь, что вы их выполняете. Приложите искренние усилия, чтобы согласовать свои действия и поведение со своими мыслями. Упражнение; приведите свой разум и тело в форму. Не поддавайтесь желанию поддаться негативному поведению, вместо этого сосредоточьтесь на всех положительных качествах.
Статья о дисциплине в The Free Dictionary
— это определенный упорядоченный образ человеческого поведения, соответствующий нормам закона и морали, которые установились в обществе.
Дисциплина — непременное условие нормального существования общества и организаций. Благодаря этому поведение становится упорядоченным, обеспечивая групповую активность и функционирование социальной организации. В обществе всегда есть дисциплина, обязательная для всех, и особая дисциплина, обязательная только для членов определенной организации (например, трудовая, партийная или воинская дисциплина). Дисциплина всегда определяется преобладающими общественными отношениями, которые она поддерживает.
Различают несколько типов дисциплины: внутренняя дисциплина или самодисциплина, дисциплина, возникающая из соображений преимущества, и дисциплина, основанная на принуждении. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвоение (интернализацию) членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая дисциплина поддерживается без внешних санкций и мер принуждения. «При идеальной сознательности и дисциплинированности участников общего дела такое подчинение было бы чем-то вроде мягкого руководства дирижером оркестра» (В.И. Ленина, Полн. собр. соч ., 5 изд., т. 36, стр. 200). Дисциплинированный человек чувствует внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, и если он не соблюдает их, он испытывает угрызения совести и чувство вины.
В отличие от внутренней дисциплины, дисциплина, основанная на соображениях преимущества, и дисциплина, основанная на принуждении, опирается на внешние санкции, которые могут быть положительными или отрицательными. Член общества или организации может подчиняться правилам и инструкциям только потому, что он рассчитывает на материальную выгоду или другое поощрение, или потому, что он надеется избежать наказания.В конечном итоге дисциплина определяется уровнем сочетания личных интересов членов общества, их потребностей и социально обусловленных норм поведения, которые они выполняют. Если эти нормы не становятся внутренними движущими силами индивидов, возникают различные отклонения в поведении, которые регулируются с помощью механизмов социального контроля или могут привести к изменениям и разрушению существующих норм и институтов. Однако чрезмерно жесткая дисциплина может оказаться и социально вредной, поскольку лишает членов общества творческой инициативы, и социальная система теряет существенную гибкость.
Ни одна из форм дисциплины не встречается изолированно в различных социальных системах; скорее, каждая форма имеет свое значение в данной системе. В обществах, основанных преимущественно на традициях, морально-религиозное регулирование человеческого поведения преобладает в стабильные периоды, дополняемое принудительной дисциплиной (личной зависимостью). Роль материальных интересов и дисциплины, проистекающих из соображений выгоды, преобладает в буржуазном обществе с его отношениями «голых денег» и верховенством индивидуалистической этики.В то же время нормативная дисциплина также действует как регулирующий механизм в форме деловой этики и профессионального долга.
В социалистическом обществе постепенно укрепляется сознательная дисциплина трудящихся. Ленин характеризовал социалистическую дисциплину как «дисциплину товарищества, дисциплину взаимного уважения, дисциплину независимости и инициативности в борьбе» ( ibid ., P. 500). Социалистическая дисциплина развивается в процессе сознательного построения новых общественных отношений, в результате процесса коммунистического воспитания.Важным средством укрепления социалистической дисциплины является общественный контроль, материальное и моральное стимулирование.
На современном этапе построения социалистического и коммунистического общества организация общества, которая становится все более сложной, и научно-техническая революция предъявляют повышенные требования к дисциплине, организованности, ответственности и сознательности каждого члена общества. . Нормы дисциплины в период построения коммунистического общества сформулированы в Программе КПСС в моральном кодексе строителя коммунизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Энгельс Ф. «Об авторитете». К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч ., 2 изд., Т. 18.Ленин В.И. «Государство и революция». Poln. собр. соч ., 5 изд., т. 33.
Ленин В.И. «Очередные задачи Советской власти». Там же . т. 36.
Ленин В.И. «Как организовать соревнование?» Там же ., Vol. 35.
Ленин В.И. «Великий почин». Там же ., Vol. 39.
Программа KPSS . Москва, 1961.
Макаренко, А.С. Соч ., 2-е изд., Т. 5. Москва, 1958. С. 36-43, 130-44.
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Статья о «Дисциплине» из The Free Dictionary
— это определенный упорядоченный образ человеческого поведения, соответствующий нормам закона и морали, которые установились в обществе.
Дисциплина — непременное условие нормального существования общества и организаций.Благодаря этому поведение становится упорядоченным, обеспечивая групповую активность и функционирование социальной организации. В обществе всегда есть дисциплина, обязательная для всех, и особая дисциплина, обязательная только для членов определенной организации (например, трудовая, партийная или воинская дисциплина). Дисциплина всегда определяется преобладающими общественными отношениями, которые она поддерживает.
Различают несколько типов дисциплины: внутренняя дисциплина или самодисциплина, дисциплина, возникающая из соображений преимущества, и дисциплина, основанная на принуждении.Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвоение (интернализацию) членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая дисциплина поддерживается без внешних санкций и мер принуждения. «При идеальной сознательности и дисциплинированности участников общего дела это подчинение было бы чем-то вроде мягкого руководства дирижером оркестра» (Ленин В.И., Полн. Собр. Соч. ., 5 изд., Т. 36, с. 200). Дисциплинированный человек чувствует внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, и если он не соблюдает их, он испытывает угрызения совести и чувство вины.
В отличие от внутренней дисциплины, дисциплина, основанная на соображениях преимущества, и дисциплина, основанная на принуждении, опирается на внешние санкции, которые могут быть положительными или отрицательными. Член общества или организации может подчиняться правилам и инструкциям только потому, что он рассчитывает на материальную выгоду или другое поощрение, или потому, что он надеется избежать наказания. В конечном итоге дисциплина определяется уровнем сочетания личных интересов членов общества, их потребностей и социально обусловленных норм поведения, которые они выполняют.Если эти нормы не становятся внутренними движущими силами индивидов, возникают различные отклонения в поведении, которые регулируются с помощью механизмов социального контроля или могут привести к изменениям и разрушению существующих норм и институтов. Однако чрезмерно жесткая дисциплина может оказаться и социально вредной, поскольку лишает членов общества творческой инициативы, и социальная система теряет существенную гибкость.
Ни одна из форм дисциплины не встречается изолированно в различных социальных системах; скорее, каждая форма имеет свое значение в данной системе.В обществах, основанных преимущественно на традициях, морально-религиозное регулирование человеческого поведения преобладает в стабильные периоды, дополняемое принудительной дисциплиной (личной зависимостью). Роль материальных интересов и дисциплины, проистекающих из соображений выгоды, преобладает в буржуазном обществе с его отношениями «голых денег» и верховенством индивидуалистической этики. В то же время нормативная дисциплина также действует как регулирующий механизм в форме деловой этики и профессионального долга.
В социалистическом обществе постепенно укрепляется сознательная дисциплина трудящихся. Ленин характеризовал социалистическую дисциплину как «дисциплину товарищества, дисциплину взаимного уважения, дисциплину независимости и инициативности в борьбе» ( ibid ., P. 500). Социалистическая дисциплина развивается в процессе сознательного построения новых общественных отношений, в результате процесса коммунистического воспитания. Важным средством укрепления социалистической дисциплины является общественный контроль, материальное и моральное стимулирование.
На современном этапе построения социалистического и коммунистического общества организация общества, которая становится все более сложной, и научно-техническая революция предъявляют повышенные требования к дисциплине, организованности, ответственности и сознательности каждого члена общества. . Нормы дисциплины в период построения коммунистического общества сформулированы в Программе КПСС в моральном кодексе строителя коммунизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Энгельс, Ф.«Обь авторитете». К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч ., 2 изд., Т. 18.Ленин В.И. «Государство и революция». Poln. собр. соч ., 5 изд., т. 33.
Ленин В.И. «Очередные задачи Советской власти». Там же .