Диагностика самооценки и уровня притязаний
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.
Проведение исследования
Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
1.здоровье;
2.ум, способности;
3.характер;
4.авторитет у сверстников;
5.умение многое делать своими руками, умелые руки;
6.внешность;
7.уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.
После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
1.По каждой из шести шкал определить:
a. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
b. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
c. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2.Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Тест Шварцландера «Исследование уровня притязаний» (вариант В. и И. Буяновых) представляется как проверка моторной координации. Этот тест является экспресс-методикой и позволяет быстро (буквально за несколько минут) определить уровень притязаний человека. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по общему количеству проб. Ему необходимо поставить крестики в максимальном количестве квадратиков в одном из прямоугольников за определенное время. Предварительно его просят назвать количество квадратов, которое он предполагает отметить за 10 секунд. После каждой пробы испытуемый подсчитывает количество реально отмеченных им квадратиков. Время от пробы к пробе уменьшается на 1 секунду. При обработке результатов сопоставляется количество крестиков, которое испытуемый предполагал отметить, с их реальным количеством. Таким образом – по специальной формуле – определяется целевое отклонение. В зависимости от него выявляется уровень притязаний человека – чем меньше целевое отклонение, тем выше уровень притязаний (от нереально низкого до нереально высокого).
Есть и другие методики, направленные на диагностику уровня притязаний. Например, тест «Решетка мотивации достижений» Н. Шмальта позволяет рассчитать показатель «чистой надежды», по которому можно судить о том, что преобладает у данного испытуемого – надежда на успех или боязнь неудачи, или же они сбалансированы. Кроме экспериментальных методик исследования уровня притязаний в распоряжении психологов имеются специально разработанные опросники. В качестве примера можно привести вариант методики В. Гербачевского, предложенный К. Малышевым и предназначенный для оценки уровня притязаний руководителя. С ее помощью можно определить мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний, непосредственно в ходе эксперимента. Методика позволяет выявить опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение «Я» индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний, а также роль разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм притязаний. Эта методика включает в себя 54 вопроса-утверждения. Испытуемый заполняет опросник во время выполнения той или иной деятельности – после выполнения какого-то ее этапа. Инструкция и сам опросник выдаются испытуемым до начала эксперимента. При обработке результатов ответы переводятся в баллы с помощью специального ключа для каждого из 18 компонентов мотивационной структуры и происходит их диагностика. Анализ результатов проводится с учетом того, что при решении проблемы актуализируются различные потребности и мотивы.
Методики Т. Элерса – «Диагностика личности на мотивацию к успеху» и «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» также являются опросниками. Первый состоит из 41 вопроса. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В зависимости от количества набранных баллов определяется уровень мотивации к успеху – от низкой до слишком высокой. Второй опросник включает в себя список слов из 30 строк по 3 слова в каждой строке. Испытуемый должен выбрать одно из 3-х слов, которое наиболее точно его характеризует. Для подсчета баллов дается ключ. Чем больше сумма полученных баллов, тем выше мотивация к удаче. Результаты, полученные по этим двум опросникам, рекомендуется анализировать в совокупности.
Тогда можно получить общую картину уровня притязаний человека.Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Диагностика самооценки и уровня притязаний
От 250 руб
Контрольная работа
Диагностика самооценки и уровня притязаний
От 250 руб
Диагностика самооценки и уровня притязаний
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Методика исследования самооценки личности С.
А. Будасси Методика исследования самооценки личности С.А. БудассиМетодика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
1. Аккуратность | 17. Легковерие | 33. Педантичность |
2. Беспечность | 18. Медлительность | 34. Радушие |
3. Вдумчивость | 19. Мечтательность | 35. Развязность |
4. Восприимчивость | 20. Мнительность | 36. Рассудительность |
5. Вспыльчивость | 21. Мстительность | 37. Самокритичность |
6. Гордость | 22. Надежность | 38. Сдержанность |
7. Грубость | 23. Настойчивость | 39. Справедливость |
8. Гуманность | 24. Нежность | 40. Сострадание |
9. Доброта | 25. Нерешительность | 41. Стыдливость |
10. Жизнерадостность | 26. Несдержанность | 42. Практичность |
11. Заботливость | 27. Обаяние | 43. Трудолюбие |
12. Завистливость | 28. Обидчивость | 44. Трусость |
13.Застенчивость | 29. Осторожность | 45. Убежденность |
14. Злопамятность | 30. Отзывчивость | 46. Увлеченность |
15. Искренность | 31. Подозрительность | 47. Черствость |
16. Капризность | 32. Принципиальность | 48. Эгоизм |
Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.
Номер ранга эталона d1 | Свойства личности | Номер ранга субъекта d2 | Разность рангов D | Квадрат разности рангов d2 |
Σ d2 = |
Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.
где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.
В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.
Уровни выраженности показателей самооценки | Проявления самооценки | |||
в обыденном поведении | в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) | в учебной (профессиональной) деятельности | ||
От 4 — 1,0 до + 0,85 | Самооценка высокая Неадекватная | |||
От + 0,84 до + 0,53 | Самооценка высокая Адекватная | |||
От + 0,52 до -0,1 | Самооценка средняя Адекватная | |||
От -0,09 до -0,32 | Самооценка низкая Адекватная | |||
От -0,33 до -1,0 | Самооценка низкая Неадекватная |
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.
Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.
Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.
Источник:
|
Низкая самооценка: пропущенный диагноз
Источник: Photographee.eu/Shutterstock
По данным Национального института здравоохранения, у каждого второго американца в конечном итоге будет диагностирована та или иная форма психического заболевания. Что стоит за этим ошеломляющим уровнем недомогания?
Помимо психиатрического/фармацевтического сговора, который имеет тенденцию чрезмерно патологизировать обычные жизненные проблемы и превращать их в психические заболевания, я бы предположил, что основной причиной является низкая самооценка. Тем не менее DSM — психиатрическая библия по диагностике — не предлагает диагностики самооценки. Мой опыт подсказывает мне, что предельная самооценка проявляется через множество дисфункций, включая, помимо прочего, депрессию, беспокойство, СДВГ, созависимость, неудачные отношения и, что еще более трагично, жизнь, прожитую в посредственности.
Мы фокусируемся на более специфических, поддающихся диагностике заболеваниях, возникающих в результате низкой самооценки, потому что у нас есть лекарства, которые лечат их, несмотря на их сомнительные результаты. Но нет таблетки, которую можно было бы предложить человеку с низкой самооценкой, поэтому нет никакого дохода.
Более того, как культура, наша интеллектуальная склонность состоит в том, чтобы сосредоточиться на симптоме и игнорировать основные и, возможно, сложные обстоятельства, которые способствуют развитию человеческой жизни. Это происходит из-за нашего стремления к чрезмерному упрощению и поиску быстрых решений очень сложного гобелена человеческой жизни.
Завеса симптоматики
Я работал с женщиной средних лет над трудностями, с которыми она сталкивается в связи со своим самоощущением. Ее внутренний голос особенно критичен, и она часто ругает себя, что явно усугубляет ее дилемму. Помогая ей увидеть, как ее мысли влияют на то, как она на самом деле переживает свою жизнь, она пришла к пониманию того, что ее убеждения стали самосбывающимися пророчествами.
Во время недавнего сеанса она поделилась со мной, что начала принимать лекарства от СДВГ. Я спросил ее, как она пришла к выводу, что страдает от этого недуга. Она поделилась следующей историей.
У нее напряженная работа, и ей часто приходится читать сложные отчеты, содержащие важные материалы, которые помогают ей принимать решения. При чтении она с трудом натыкалась на информацию, которую ей было нелегко понять, и у нее вошло в привычку в такие моменты откладывать отчет в сторону. Она пришла к выводу, что страдает от дефицита внимания.
Я исследовал это вместе с ней, и она рассказала, что в такие моменты она думала, что слишком неразумна, чтобы «получить» материал. Поэтому она облегчила себе жизнь, отбросив его в сторону. Я предложил ей, что если бы она не была так критична к себе, это могло бы дать возможность чувствовать себя более спокойно, когда ее понимание испытывает трудности.
Многие люди сначала чего-то не понимают, но они делают позволяют себе время, необходимое для того, чтобы это осознать. Скорее всего, речь шла не о дефиците внимания, а о том, что этот человек не мог терпеть, как она чувствовала себя. «Я такая тупая» было основным убеждением о себе, за которое она цеплялась, несмотря на свой успех. Эта вера, как причина и следствие ее проблем с самооценкой, по моему мнению, привела к появлению у нее симптомов СДВГ.
Я часто вижу, что тревога и депрессия также являются следствием низкой самооценки. Уверенные и безопасные отношения с самим собой уменьшают вероятность того, что вы будете страдать от этих состояний (но, конечно, не гарантируют этого). Эти недуги, безусловно, могут усугубить низкую самооценку и замаскировать подлинный источник расстройства, поскольку они занимают центральное место.
У молодого человека, с которым я работал, было диагностировано острое тревожное расстройство, от которого лекарства не помогли. Его расстройство проявлялось, в частности, в виде социальной тревожности, и он становился все более замкнутым. Находясь в колледже, он буквально ни с кем не разговаривал, только посещал занятия, а затем уединялся в безопасности своей спальни в отцовском доме. Нельзя было отрицать его тревогу или ее серьезность. Когда я попытался вместе с ним найти его корни, он поделился некоторыми фундаментальными убеждениями, которые у него были о самом себе.
Его основным убеждением было то, что он какой-то бесполезный. Эта самореференция была привита из очень неблагополучной семейной системы. Более нормативные социальные и семейные ценности и модели поведения практически отсутствовали, поэтому он вырос с заниженным представлением о себе.
Со временем это переросло в его отказ от разумного взаимодействия со сверстниками. Он не чувствовал себя достойным иметь друзей, и, в конце концов, недостаток навыков межличностного общения породил у него комплекс избегания. У него была веская причина изолировать себя, и чем больше он это делал, тем более некомпетентным он себя чувствовал. В результате его жизнь стала трагически ограниченной, без каких-либо здоровых взаимодействий с окружающими. Он чувствовал себя подавленным, как и должно было быть, поскольку его обстоятельства действительно были угнетающими. Это то, что я называю «ситуативной депрессией», в том смысле, что депрессия имеет смысл в этом сценарии.
Психиатры, с которыми он консультировался до начала работы со мной, диагностировали у него либо депрессию, либо тревогу. Он, несомненно, страдает от этих расстройств, но они являются результатом его низкой самооценки. Чтобы дать ему возможность проявить более здоровую самооценку, моя работа с ним была сосредоточена на его основных убеждениях о себе и последующих мыслях, подтверждающих эти убеждения.
Неудавшиеся отношения
Недавно я фасилитировал веб-конференцию под названием «Семинар по мастерству в браке», во время которой стал подниматься вопрос самооценки. То, как нерешенные проблемы человека — и его борьба с недостойностью и самооценкой — влияют на отношения, является одновременно глубоким и разрушительным. В той мере, в какой ваши отношения с другим отражают ваши отношения с самим собой, мы можем только начать понимать, что происходит. Так много переживаемой боли и разворачивающихся драм коренится в посредственности каждой стороны в оценке собственной ценности.
Отношения сложны, но обременение их препятствиями самооценки друг друга обрекает их на несчастье. Проблема становится еще более острой, поскольку маргинальная самооценка имеет тенденцию уничтожать генеративный диалог, когда люди по умолчанию либо молчат и обижаются, либо бессмысленно обвиняют. Однако два человека со здоровыми показателями самооценки, вступившие в отношения друг с другом, имеют значительно больше шансов на успех.
Теперь возникает вопрос, как мы можем преодолеть это бедствие низкой самооценки. Этого можно достичь, бросив вызов нашим фундаментальным представлениям об аутентичности и уязвимости и научившись переосмысливать то, как мы себя видим. Кроме того, необходимо вырваться из колеи самоуничижительных мыслей, которые мешают здоровым отношениям с собой. Это вполне достижимо, но требует волевого намерения свернуть за угол и ценить себя.
Эта статья взята из книги Мэла Принцип возможности.
Послушайте подкаст: Создание подлинной и мощной самооценки. На какие признаки обращать внимание и как с этим бороться Почитать?
Что такое низкая самооценка?
Низкая самооценка — это когда кому-то не хватает уверенности в том, кто они и что они могут сделать. Они часто чувствуют себя некомпетентными, нелюбимыми или неадекватными. Люди, которые борются с низкой самооценкой, постоянно боятся совершить ошибку или подвести других людей.
Проблемы с самооценкой могут нанести ущерб вашему здоровью и отрицательно повлиять на ваши личные и профессиональные отношения. Есть много причин, по которым у вас может быть низкая самооценка — ваши гены, то, как и где вы выросли, и другие жизненные обстоятельства — все это играет роль.
Однако основной причиной низкой самооценки является ваше собственное психическое состояние. Ваш внутренний голос или мысли в вашей голове могут постоянно говорить вам, что вы недостаточно хороши или чего-то стоите, даже если есть доказательства обратного. Негативное мышление в целом связано с низкой самооценкой и низкой самооценкой.
Признаки низкой самооценки
Есть несколько признаков того, что вы или ваши знакомые боретесь с низкой самооценкой. Эти признаки низкой самооценки включают в себя:
Чувствительность к критике
Если у вас низкая самооценка, вы можете быть очень чувствительны к критике, будь то от других или от себя. Вы видите в этом только подкрепление своих недостатков и подтверждение того, что вы неспособны делать что-либо правильно.
Отстранение от общества
Отказ от приглашения пойти на вечеринку или встречу с друзьями, отмена запланированных планов в последнюю минуту и вообще нежелание быть рядом с другими являются признаками низкой самооценки. Возможно, у вас не будет никакого желания вести беседу или говорить о своей жизни, потому что это только усилит депрессию и тревогу, которые вы уже испытываете.
Враждебность
Для человека с низкой самооценкой нападение или агрессивность по отношению к другим является защитным механизмом. Если вы чувствуете, что вас вот-вот разоблачат или подвергнут критике, нападки на любого, кто может критиковать вас, могут быть признаком низкой самооценки.
Чрезмерная озабоченность личными проблемами
Постоянное беспокойство о своих личных проблемах отнимает много времени у человека с низкой самооценкой. Вам может быть трудно помочь или сопереживать чужим проблемам, потому что вы слишком заняты своими собственными.
Физические симптомы
Доказано, что низкая самооценка приводит к психическим и физическим проблемам со здоровьем, таким как депрессия, тревога и анорексия. Это также может привести к нездоровым привычкам, таким как курение табака, злоупотребление алкоголем или употребление наркотиков.
Как справиться с низкой самооценкой
Вы можете преодолеть низкую самооценку с помощью правильной поддержки, мышления и изменения поведения. Начните с этих шагов, чтобы начать повышать свою самооценку:
Определение тревожных состояний и ситуаций
Найдите минутку, чтобы подумать об определенных условиях и ситуациях в вашей жизни, которые, кажется, всегда занижают вашу самооценку. Это может быть презентация работы, общение с трудным членом семьи или другом или столкновение с судьбоносным событием, таким как потеря работы или переезд.
Осознайте свои мысли и убеждения
После того, как вы определили периоды в своей жизни, когда вы чувствовали низкую самооценку, оцените свои мысли о них. Как вы интерпретируете случившееся? Эти мысли могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Они могут быть основаны на фактах или иррациональных и ложных идеях.
Если вы на мгновение заметите, о чем думаете, вы сможете начать понимать, уместна ли и полезна ли ваша реакция на произошедшее.
Бросьте вызов негативным или неточным мыслям
Важно спросить себя, согласуются ли ваши мысли с фактами или логикой. Могло быть и другое объяснение ситуации, более верное, чем ваша интерпретация. Иногда трудно порвать с давними убеждениями, которые стали частью вашей реальности. Поймите, что может потребоваться время и терпение, чтобы преодолеть любые негативные предвзятые представления о вашей жизни, которые вы создали.
Измените свое мышление
Вы смогли определить случаи, когда вы чувствовали удар по своей самооценке. Вы осознали, как и почему у вас возникают мысли и чувства по отношению к этим событиям. Теперь вы можете сделать шаг назад и проанализировать эти мысли и эмоции. Теперь у вас есть возможность изменить свои модели мышления, чтобы повысить свою самооценку.
Не забывайте думать и чувствовать обнадеживающие заявления, сосредотачиваться на положительных аспектах всех ситуаций и не бояться переименовывать расстраивающие мысли. И самое главное, не стесняйтесь прощать себя. Никто не идеален и все совершают ошибки. Это не делает вас плохим человеком — это просто делает вас человеком.