Депутаты
Найти своего депутата по номеру дома:
Выберите улицупр-д 1-й Биржевойпер. 1-й Кемеровскийпер. 1-й Липецкийпер. 1-й Литейныйпр-д 1-й Южныйлн. 1-япр-д 2-й Биржевойпер. 2-й Кемеровскийпер. 2-й Липецкийпер. 2-й Литейныйпр-д 2-й Южныйлн. 2-япр-д 3-й Биржевойпер. 3-й Кемеровскийпер. 3-й Липецкийпр-д 3-й Южныйлн. 3-япр-д 4-й Южныйлн. 4-ялн. 5-яул. 50-летия Октябрялн. 6-ялн. 7-яул. Автолюбителейнаб. Александровскаяс/т Аммофос № 2ул. Амосоваул. Андреевскаяул. Архангельскаяул. Афанасия Потаповаул. Бабушкинаул. Багрянаяул. Базоваяул. Балаковскаяул. Бардинаул. Батюшковаул. Безымяннаяул. Белинскогоул. Березоваяул. Биржеваяпер. Болотныйул. Борковскаяул. Бородинскаяул. Боршодскаяул. Будьковскаяул. В/ч 5547ул. Ванчиковаул. Васильевскаяул. Васильковаяул. Вербнаяул. Верещагинаул. Весенняяул. Ветерановул. Ветка Чолаул. Вичеловскаяб-р Волгоградскийул. Волгучинскаяул. Вологодскаяул. Восточнаяпр-д Восточныйул. Гагаринаул. Гвардейскаяул. Глуховаул. Гоголяул. Годовиковаул.
Выберите дом
В составе городской Думы созыва 2022—2027 годов — 26 депутатов
Гусева Маргарита Павловна | Округ № | 4 |
Александрова Анна Михайловна | Округ № | 11 |
Андреева Оксана Рудольфовна | Округ № | 18 |
Воронова Ольга Сергеевна | Округ № | 2 |
Гуляев Андрей Дмитриевич | Округ № | 26 |
Горчаков Андрей Генрихович | Округ № | 10 |
Даниличев Дмитрий Владимирович | Округ № | 25 |
Епифановская Наталья Витальевна | Округ № | 20 |
Иванов Денис Игоревич | Округ № | 16 |
Ивашов Илья Юрьевич | Округ № | 6 |
Калюков Дмитрий Александрович | Округ № | 14 |
Колбиченков Михаил Вячеславович | Округ № | 3 |
Карабанов Андрей Сергеевич | Округ № | 21 |
Лихачев Илья Викторович | Округ № | 15 |
Леонова Анна Геннадьевна | Округ № | 9 |
Лучин Владимир Вадимович | Округ № | 13 |
Лагунов Игорь Александрович | Округ № | 24 |
Макаров Сергей Николаевич | Округ № | 12 |
Мяснов Герман Валентинович | Округ № | 8 |
Неводов Сергей Григорьевич | Округ № | 23 |
Погодин Андрей Михайлович | Округ № | 1 |
Сазонова Елена Александровна | Округ № | 22 |
Сальников Николай Владимирович | Округ № | 19 |
Сорокина Альбина Валерьевна | Округ № | 5 |
Филимонов Павел Викторович | Округ № | 17 |
Шохина Ирина Вячеславовна | Округ № | 7 |
Муниципальные выборы
Устав города. Статья 13
1. Выборы депутатов городской Думы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
На выборах депутатов городской Думы применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства с образованием одномандатных избирательных округов в соответствии с законом Вологодской области «Об избирательных системах, применяемых при проведении муниципальных выборов на территории Вологодской области».
2. Решение о назначении выборов депутатов городской Думы должно быть принято городской Думой не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. В случаях досрочного прекращения полномочий депутатов городской Думы досрочные выборы проводятся в сроки, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В случаях, установленных федеральным законом, выборы депутатов городской Думы назначаются избирательной комиссией города Череповца или судом.
3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов городской Думы, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Вологодской области.
4. Итоги выборов депутатов городской Думы подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Депутат городской Думы
Устав города. Статья 29
1. Депутатом городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, обладающий пассивным избирательным правом.
2. Срок полномочий депутата городской Думы одного созыва составляет 5 лет. Полномочия депутата городской Думы начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы городской Думы нового созыва.
3. Депутату городской Думы обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Депутат городской Думы имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его полномочия, и нагрудный знак. Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата городской Думы, их образцы и описание утверждаются городской Думой.
4. Депутаты городской Думы осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, за исключением Главы города, заместителя председателя городской Думы.
5. Депутат городской Думы не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Заместитель председателя городской Думы не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований Вологодской области, иных объединений муниципальных образований), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Вологодской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя городской Думы не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя городской Думы не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
5. 1. Депутаты городской Думы должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
6. Депутат городской Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
7. Гарантии неприкосновенности депутата городской Думы устанавливаются федеральными законами.
8. Гарантии осуществления полномочий депутата городской Думы устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Вологодской области.
Досрочное прекращение полномочий депутата городской Думы
Устав города. Статья 30
Полномочия депутата городской Думы прекращаются досрочно в случае:
- смерти;
- отставки по собственному желанию;
- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
- отзыва избирателями;
- досрочного прекращения полномочий городской Думы;
- призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
- в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Президент подписал закон, изменяющий минимальный возраст для кандидатов в депутаты местного самоуправления • Президент России
События
Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
13:30
Федеральный закон принят Государственной Думой 21 октября 2009 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2009 года.
Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону:
Федеральный закон направлен на уточнение положений избирательного законодательства в части, касающейся возраста, по достижении которого граждане Российской Федерации могут быть избраны в органы местного самоуправления.
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации реализация пассивного избирательного права на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления связывается с достижением гражданином 21 года.
Федеральным законом предусматривается изменить сложившуюся практику и чётко установить, что депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. В отношении возраста, по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избран выборным должностным лицом местного самоуправления, сохраняется действующее в настоящее время регулирование: этот возраст определяется законодательством субъектов Российской Федерации, при этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год.
В целях согласования положений федерального законодательства, касающихся избирательных прав граждан, статья 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» изложена в новой редакции с учётом изменений, которые были внесены в последние годы в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Смотрите также
Федеральный закон №250-ФЗ
9 ноября 2009 года
Статус материала
Опубликован в разделах: Новости, Документы
Дата публикации:
Ссылка на материал: kremlin.ru/d/5938
Текстовая версия
Текст
Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/events/president/news/5938
Поделиться
Последнее обновление материала
Российские избирательные условия не способствуют проведению свободных и справедливых выборов в Думу
Мужчина проверяет свой бюллетень во время выборов в Государственную Думу на избирательном участке в Санкт-Петербурге, Россия. (AP Photo/Dmitri Lovetsky)
Сообщение исполняющего обязанности политического советника Эндрю Шепарда
Постоянному совету, Вена
23 сентября 2021 г.
Благодарю вас, госпожа председатель.
Репрессивные действия российского правительства до и во время 17-19 сентябряВыборы в Думу препятствовали прозрачности выборов, препятствовали освещению выборов независимыми средствами массовой информации и препятствовали подлинному участию оппозиции, что серьезно подорвало доверие к выборам. Мы сожалеем о том, что выборы прошли в условиях, не способствующих свободному и справедливому судебному разбирательству, и о том, что неоправданные ограничения, введенные российским правительством, помешали наблюдению ОБСЕ за выборами.
Мы обеспокоены многочисленными сообщениями о нарушениях на выборах в течение трех дней голосования, включая вброс бюллетеней и принуждение к голосованию. Во время этих выборов независимый наблюдатель за выборами «Голос» обнаружил, что местные наблюдатели за выборами столкнулись с самым высоким уровнем угроз и насилия как минимум с 2016 года9.0003
Власти особенно преследовали независимые СМИ. Только в 2021 году к реестру «иностранных агентов СМИ» добавились еще 30 независимых СМИ или физических лиц — рост на 176 процентов. Шестьдесят процентов всех признаний «нежелательными организациями», которые полностью криминализируют деятельность организации в стране, были сделаны с 2020 года и включают следственно-репортёрскую группу «Проект». Кремль также усилил давление на частные технологические компании, чтобы те удалили с платформ социальных сетей политический контент, выражающий несогласие или критику. Эти шаги ограничили доступ российских граждан к различным точкам зрения в решающий предвыборный период, препятствовали независимому наблюдению за выборами и оказали более широкое сдерживающее воздействие на независимые журналисты.
В результате признания организаций, связанных с оппозиционером Алексеем Навальным, «экстремистскими» и недавних изменений в законе об экстремизме у властей появился новый инструмент для выборочного отстранения от участия в выборах тысяч политически ангажированных россиян, которые были связаны с те группы. Российская правозащитная группа «Мемориал» отметила с начала года 17-процентное увеличение числа политзаключенных, в том числе Навального и других, преследуемых за их активность. Мы снова призываем к освобождению Навального и сотен других политзаключенных, содержащихся в России.
Враждебная электоральная среда резко ограничила политический плюрализм и помешала россиянам реализовать свои гражданские и политические права. Как отметил 20 сентября официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс, Соединенные Штаты призывают Россию выполнять свои международные обязательства по соблюдению прав человека и основных свобод и прекратить кампанию давления на гражданское общество, политическую оппозицию и независимые СМИ.
Мы также осуждаем решение России организовать выборы на территории Грузии, Молдовы и Украины без согласия этих правительств и подтверждаем нашу непоколебимую поддержку суверенитета и территориальной целостности этих стран.
Спасибо, госпожа Председатель.
###
Миссия США при ОБСЕ | 23 сентября 2021 г. | Фильтровать: Гражданское общество и НПО, Выборы, Свобода слова, Права человека, Свобода СМИ, Заявления, Толерантность и недискриминация | Теги: Россия Права человека
Репрессии и самодержавие на фоне выборов в Государственную Думу
Россия переживает волну государственных репрессий в преддверии парламентских выборов 19 сентября 2021 года. все больше проникая в частную сферу российских граждан. В течение многих лет российское государство во многом полагалось на так называемую «вертикаль власти» и контроль над информационным пространством посредством пропаганды и маргинализации независимых СМИ. Политическое руководство, похоже, уже не считает такие меры достаточными для закрепления своей власти и все чаще прибегает к репрессиям. В результате происходит дальнейшее ужесточение самодержавия. Даже немецкие НПО испытывают растущее давление со стороны российского государства. Нельзя ожидать, что в обозримом будущем эта тенденция замедлится, а тем более повернется вспять.
Репрессии, где бы они ни происходили, связаны с ограничением (гражданских прав и свобод) и физическим насилием. За последние десятилетия в России произошла череда политических убийств и покушений. Отравление Алексея Навального — лишь самый последний случай после эффектного убийства Бориса Немцова в феврале 2015 года и множества других нападений в стране и за рубежом. В российской Чеченской Республике Рамзан Кадыров закрепил насилие против оппонентов и гражданского общества как основу своей власти.
Немногие из этих преступлений были должным образом расследованы, и российское государство отрицает свою причастность или ответственность. Силы безопасности подавляют протесты. Пытки – обычное дело в российских тюрьмах. Гражданские права и свободы сильно ограничены. Обе формы репрессий — ограничения и насилие — заметно усилились в последние месяцы. Государство продолжает полагаться в первую очередь на первое, но также расширило использование второго.
Что нового?
Три новых аспекта. Меры, во-первых, гораздо масштабнее. Только во время общенациональных демонстраций в конце января и начале февраля 2021 года было задержано более 11 500 человек. Протестующие подвергались насилию, права задержанных нарушались. Силовики расправились и с журналистами.
С января в связи с протестами вынесено несколько тысяч административных штрафов. Доля «административных задержаний» (по сравнению со штрафами) подскочила по сравнению с предыдущими годами. Начато более 130 уголовных расследований и уже вынесено несколько длительных сроков тюремного заключения. «Правонарушения» включали участие в несанкционированных демонстрациях, нарушение административных правил и правил профилактики COVID-19, а также подстрекательство несовершеннолетних к присоединению к акциям протеста. Также были усилены действия против лайков и репостов в социальных сетях о протестах. Правозащитная организация ОВД-Инфо, которая документирует нарушения и оказывает юридическую поддержку, констатирует: «Масштабы задержаний, административных и уголовных преследований в связи с протестами в январе-феврале 2021 года, несомненно, являются самыми большими за всю историю современной России. ».
Протесты были спровоцированы задержанием оппозиционного политика Алексея Навального после его возвращения в Москву 17 января 2021 года. 2 февраля московский суд приговорил его к двум годам и восьми месяцам лишения свободы за нарушение условно-досрочного освобождения из ранее вынесенного приговора, который Европейский Суд по правам человека уже признал его политически мотивированным и призвал правительство России отменить его.
Государственные учреждения и общенациональные команды Навального опубликовали сильно расходящиеся оценки масштабов демонстраций в период с января по апрель. Фото доказывают, что тысячи людей вышли на улицы 23 и 31 января более чем в 120 городах России. Таким образом, это были крупнейшие демонстрации после массовых протестов против фальсификации выборов в 2011/12 году.
Во-вторых, репрессии распространились на организации и группы, которые ранее практически не затрагивались. Взволнован, например, арест известного адвоката Ивана Павлова по обвинению в разглашении конфиденциальной информации. Павлов возглавляет «Команду 29», группу юристов, защищающих гражданские права, которая также представляла Фонд борьбы с коррупцией Навального (Фонд борьбы с коррупцией, ФБК). Его арест был воспринят как сигнал о расширении государственных репрессий, в том числе в отношении юристов. В середине апреля прокурор Москвы подал заявление о признании ФБК и других организаций, связанных с Навальным, «экстремистскими организациями». Параллельно Госдума внесла поправки в закон об «экстремистских организациях», которые теперь запрещают их членам баллотироваться на выборах (даже если их членство закончилось до выдвижения кандидатуры). 9В июне ФБК, региональные отделения Навального и его Фонд защиты прав граждан были, как и ожидалось, классифицированы как «экстремистские» с далеко идущими политическими и юридическими последствиями не только для активистов, но и потенциально для сотен тысяч частных доноров. Предвидя такой исход, ФБК уже 29 апреля распустила общенациональные структуры, чтобы защитить свой персонал.
Под давлением оказались и независимые СМИ. Три редактора студенческой газеты DOXA были обвинены в середине апреля в подстрекательстве несовершеннолетних к участию в протестах в поддержку Навального и с тех пор находятся под домашним арестом. В мае два известных независимых русскоязычных СМИ, Meduza и V‑Times , были объявлены «иностранными агентами».
В настоящее время более девяноста организаций классифицируются как «иностранные агенты» и сталкиваются с экзистенциальными проблемами. Они обязаны отображать это обозначение на видном месте во всех публичных заявлениях с целью их дискредитации. Они также подвергаются повышенному бюрократическому контролю, который связывает время и ресурсы и является особенно обременительным для небольших организаций и физических лиц. Этот ярлык отпугивает российских доноров, и целевые организации быстро оказываются в экзистенциальных финансовых трудностях. Meduza ответила краудфандинговой кампанией, которая привлекла 80 000 жертвователей всего за несколько дней. У других СМИ, организаций и частных лиц таких возможностей нет. 3 июня V-Times объявила о закрытии. Государственная кампания против Meduza , V-Times и DOXA представляет собой горькую неудачу для независимого российского медиапространства.
В-третьих, в отход от прежней практики государство все больше вторгается в частную сферу и обращает свое внимание на политически неорганизованных. После протестов в начале года сотни граждан по всей стране посетили дома или на работе силовики и предупредили, вызвали в суд, оштрафовали или задержали. Общественные системы видеонаблюдения Москвы впервые использовались для масштабного распознавания лиц. Эти меры касаются и граждан, которые фактически не участвовали в акциях протеста, при этом силовики допрашивают соседей и членов семьи. Многочисленные увольнения по стране, видимо, были связаны с участием или мобилизацией на акции протеста. Самое громкое дело касалось около ста сотрудников московского метрополитена, которые в середине мая лишились работы за поддержку протестов.
Репрессии сопровождались волной принятия нового законодательства, призванного воспрепятствовать деятельности оппозиции и гражданского общества и расширить возможности государства для репрессий. В конце 2020 года появилась возможность причислять физических лиц к «иностранным агентам», если они получают финансовую поддержку из-за рубежа. Право на проведение демонстраций было дополнительно ограничено, и были созданы новые возможности для подавления политических выступлений в Интернете и социальных сетях. В начале июня вступил в силу новый закон об образовании, призванный контролировать обсуждение и распространение политических вопросов в сфере образования, обучения и науки, а также международное сотрудничество в области исследований. В июне также были кардинально ужесточены законы об «экстремистских» и «нежелательных» организациях.
Тем временем давление на оппозиционных политиков растет. Многие покинули страну, в том числе бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Как показывают расширение масштабов и изменение качества государственных репрессий в последние месяцы, государство больше не ограничивается подавлением видных противников.
Почему сейчас?
Ближайшая причина блокировки — выборы в Думу 19 сентября 2021 года. Государство сносит бульдозерами все, что можно рассматривать как политическую альтернативу больной правящей партии «Единая Россия».
Основная причина, однако, заключается в затянувшемся кризисе легитимности российской политической системы. Его корни лежат в одновременности социальной модернизации и политической автократизации, которая характеризует отношения между государством и обществом с 2000-х годов. Противоречия изначально маскировались экономическим ростом и ростом благосостояния. Эта фаза завершилась экономическим кризисом 2008-2009 годов и подавлением массовых протестов во время думских и президентских выборов 2011-2012 годов.
Традиционализм, национализм, сильное лидерство и геополитическая конфронтация с Западом стали центральным легитимизирующим нарративом российского государства после возвращения Владимира Путина в Кремль в 2012 году и аннексии Крыма в 2014 году. Волна патриотизма, порожденная «крымским эффектом» просуществовал всего четыре года. Пенсионная реформа, объявленная летом 2018 года, широко рассматривалась как нарушение государством неявного «общественного договора», который предлагал материальные гарантии в обмен на политическую пассивность. С тех пор колебание общественного протеста и государственных репрессий становилось все более жестоким. Заметные протесты произошли летом 2019 г.в Москве в связи с выборами в городскую думу и с июля 2020 года в Хабаровске после увольнения и задержания губернатора Сергея Фургала. Протесты зимы и весны 2021 года представляют собой продолжение и предварительную кульминацию этого развития.
Более того, обостряющийся кризис легитимности заставляет государство все больше беспокоиться о своей стабильности. До сих пор ему не удалось создать другие источники легитимности и, похоже, он неспособен справиться с политическим инакомыслием. Но широко постулируемый страх, преследующий российских правителей, не следует преувеличивать. Государство в конечном счете верит в доказанную эффективность своих инструментов. Например, с точки зрения политического руководства репрессии 2011–2012 гг. были успешными, а протесты быстро сошли на нет после разборок на Болотной площади в мае 2012 г.
Нынешняя динамика репрессий во многом характеризуется двумя контекстуальными факторами, которые с 2020 года повысили внутриполитическую температуру. Какое-то время казалось, что пандемия Covid-19 угрожает конституционной реформе, призванной укрепить существующую политическую систему и удержать Путина в президентство. Вирус омрачил весь год, затронул российскую экономику и, хотя официальные цифры гораздо ниже, вероятно, унес несколько сотен тысяч жизней.
Но настоящей политической бомбой 2020 года стал политический кризис в соседней Беларуси. С самого начала ее протестное движение стало рупором надежд и опасений как российских правителей, так и оппозиции. Кремль быстро поддержал президента Беларуси Александра Лукашенко и указал, что «смена режима» в Минске — это красная линия. «Автократический союз» между Москвой и Минском теперь кажется постоянным. Падение Лукашенко, который ведет войну со своим населением, станет горьким поражением и создаст фатальный прецедент для Москвы. Внутренняя политика двух стран сейчас переплетена теснее, чем когда-либо.
Эффективность и последствия последних репрессий
С точки зрения государства репрессии первой половины 2021 года – это уже «успех». Последние опросы независимого Левада-центра показывают, что готовность к протестам значительно снизилась с января, а поддержка тех, кто вышел на улицы, также упала. Общественное признание Навального выросло с августа 2020 года, но не его политическая поддержка. Он находится в тюрьме, многие из его ближайших соратников бежали за границу, а его организации скованы судебными решениями и новым законодательством. В этих условиях Навальному и его соратникам будет сложно преследовать свои политические цели.
Одобрение Путина, напротив, вернулось к 67 процентам после спада, связанного с пандемией, до 59 процентов весной 2020 года. Эта тенденция ускоряется официальным заявлением о том, что пандемия побеждена, а также снятием многих ограничений даже во время второй волна осенью и зимой 2020/21.
Это никак не изменит продолжающийся кризис легитимности, разделяющий российское общество на медленно растущее недовольное меньшинство, готовое протестовать, и сокращающееся большинство, продолжающее поддерживать политическую систему, хотя и сдержанно, из-за традиционализма, смирения или страха перед изменять. Однако опросы следует интерпретировать с предельной осторожностью в таких авторитарных контекстах, как российский. Вполне возможно, что респонденты будут преуменьшать свою критику, опасаясь последствий, даже в анонимных опросах. Если бы это было так, цифры Левады, указывающие на примерно 35-процентную неудовлетворенность, были бы занижены.
Стратегия репрессий российского государства использует эту социальную поляризацию, усиливая антилиберальную и антизападную пропаганду, направленную против традиционалистского и/или неприязненного к переменам большинства, в то же время все более энергично подавляя и заставляя замолчать критическое меньшинство, готовое протестовать. Политическое руководство может даже рассчитывать на то, что репрессии против меньшинства принесут ему новую легитимность среди слоев большинства, «защитив» их от страшной нестабильности. Трудно предсказать, куда приведет этот процесс. Многое зависит от того, решит ли следующее поколение активистов уехать за границу или уйти из политики, или продолжит работать над изменением страны изнутри, несмотря на растущие риски. Готовность эмигрировать, безусловно, неуклонно росла за последнее десятилетие.
Этапы репрессий также меняют политическую систему. Они укрепляют участников репрессий в том смысле, что силы безопасности получают большее влияние в аппарате власти. Таким образом, подавление создает структурные реальности, которые трудно обратить вспять. Здесь снова продолжается тенденция последнего десятилетия, когда власть служб безопасности неуклонно расширялась. Социальные изменения сдерживаются государственной политикой, направленной на укрепление власти. Несогласие подавляется все более жесткими средствами: фрагментируется, распыляется и нейтрализуется. Этот механизм действует и на уровне политических элит, члены которых могут регулярно попадать в поле зрения политических репрессий.
Взаимозависимая динамика в России и Белоруссии оставляет мало оснований надеяться на то, что Москва (или Минск) откажется от широких репрессий как все более важного инструмента власти. Учитывая, что Москва безоговорочно поддерживает подавление Лукащенко белорусского народного движения, большой вопрос заключается в том, может ли Россия в конечном итоге пойти по белорусскому пути. В любом случае последние события связаны с явным ужесточением российского самодержавия, что делает открытие и компромисс — внутренний или внешний — маловероятным в неопределенном будущем.
Транснациональные репрессии – затронуты также немецкие организации
26 мая 2021 г. генеральный прокурор России признал три немецкие НПО «нежелательными»: Немецко-российский обмен (DRA), Центр либеральной современности (LibMod) и Форум русскоязычных Говорящие европейцы. Базирующаяся в Берлине Европейская платформа за демократические выборы (EPDE) уже получила этот ярлык в 2018 году. Закон 2015 года о «нежелательных организациях» запрещает нероссийским организациям, которые предположительно угрожают российскому государству, действовать на территории России. Закон был значительно ужесточен, чтобы совпасть с листингом трех немецких организаций. Он позволяет запретить въезд в страну членам определенных организаций и подвергает граждан России и жителей, сотрудничающих с ними, риску уголовного преследования.
Минюст России в настоящее время числит нежелательными 34 иностранные организации. Семнадцать — или половина — американцы. Но они также включают ряд европейских организаций, таких как Европейский фонд за демократию. Назначенные организации вынуждены немедленно прекратить всю работу в России, чтобы не подвергать дальнейшей опасности своих российских партнеров. Это делает положение последнего еще более ненадежным, поскольку количество иностранных партнеров и источников финансирования сокращается.
EPDE, DRA и LibMod — участники Немецко-Российского Петербургского Диалога. Запрещая их, российское руководство сигнализирует о том, что его усилия по устранению критики и инакомыслия не сделают исключений даже для столь уважаемого диалогового проекта. Имеются указания Государственной Думы России на то, что немецкие партийно-политические фонды также могут подвергнуться нападению, в частности упоминается связанный с зелеными Фонд Генриха Белля. Немецкая сторона Петербургского диалога приостановила все совместные действия до особого распоряжения, поставив их возобновление в зависимость от исключения из списка.
Действия Москвы против немецких НПО подчеркивают изоляционистские тенденции во внешней политике России и демонстрируют резкое ухудшение германо-российских отношений с осени 2020 года. Политический кризис в Беларуси и отравление Навального еще больше охладили и без того холодные отношения. Следующему правительству Германии придется основывать свою политику в отношении России на предположении, что внутриполитическое ужесточение еще больше затруднит взаимопонимание и компромисс с Москвой. В то же время это создает почти неразрешимый конфликт целей политики Германии и европейской России:
Пять руководящих принципов отношений ЕС с Россией предназначены для сдерживания российских нарушений на всех уровнях, в отношении общего соседства и по отношению к ЕС и его государствам-членам. Они также стремятся поощрять и развивать контакты людей с российским обществом. Но негативная динамика на политическом уровне отношений сильно сужает возможности, особенно там, где Москва делает все, чтобы изолировать российское общество. Это подрывает пятый принцип ЕС, контакты между людьми и поддержку гражданского общества. Запрет немецких НПО и подавление «Петербургского диалога» наглядно это демонстрируют. Германии и ЕС уже пришлось адаптировать свое сотрудничество с российским гражданским обществом к все более ограничительным условиям и действовать с особой чуткостью к сложному контексту. Сейчас необходимо продолжать — пусть и осторожно — идти по этому пути и в то же время сигнализировать российскому народу, что ЕС по-прежнему искренне заинтересован во взаимодействии с ним.
Германия и ЕС также должны быть готовы к увеличению эмиграции из России и Беларуси. Эти люди будут нуждаться в поддержке. Но они, как и русское сообщество в целом, также могут быть важными собеседниками и потенциальными коммуникаторами в российском обществе. Контакты между людьми с Россией были резко прерваны пандемией и останутся сложными даже после ее преодоления. Вопрос о безвизовом въезде для граждан России уже давно является яблоком раздора в ЕС. Сейчас становится крайне важным поддерживать хотя бы минимальный прямой контакт с российским обществом.
Доктор Сабина Фишер — старший научный сотрудник отдела исследований Восточной Европы и Евразии.
© Stiftung Wissenschaft und Politik, 2021
Все права защищены
Этот комментарий отражает точку зрения автора.
SWP Комментарии подлежат внутренней экспертной оценке, проверке фактов и редактированию. Для получения дополнительной информации о наших процедурах контроля качества посетите веб-сайт SWP: https://www.swp-berlin.org/en/about-swp/quality-management-for-swp-publications/
SWP
STIFTUNG WISSENSCHAFT UND POLITIK
Немецкий институт международных и безопасности
LUDWIGKIRCHPLATZ 3–4
10719 БЕРЛИН
Телефон +49 30 880 07-0
FAX +49 30 880 8050 07-10050 07-10050 07-10050 07-10050 07-1005. swp-berlin.org
[email protected]
ISSN (Print) 1861-1761
ISSN (Online) 2747-5107
DOI: 10.