Что значит пацифизм: Значение слова ПАЦИФИЗМ. Что такое ПАЦИФИЗМ?

Содержание

что это такое? Идеи и суть, известные пацифисты мира

Пока одни люди активно следят за мировой политикой, оправдывают действия агрессивно настроенных медийных личностей и, проявляя чрезмерную и далеко не всегда уместную активность, хотят, чтобы их государство начало войну с той или иной страной, другие люди выступают против любых насильственных действий и нетерпимости. Последних принято называть пацифистами.

К пацифистам в нашей стране, как и во многих других странах, отношение неоднозначное. Многие люди, услышал слово «пацифизм» или «пацифист», представляют себе каких-то маргинальных личностей, которые не дружат с головой, дни и ночи напролет развлекаются и готовы за копейки продать свою страну иноземным захватчикам. И в этом нет ничего удивительного, ведь для большинства среднестатистических граждан те люди, которые исповедуют пацифизм, автоматически превращаются во врагов государства. Эти среднестатистические граждане искренне верят, что пацифисты не могут быть патриотами своей страны, иначе они бы понимали, что война – это необходимость, избежать которой в некоторых случаях просто невозможно.

Соответствует ли данное утверждение истине? Чтобы разобраться в этом вопросе и найти на него правильный ответ, необходимо понять, в чем же заключается суть пацифизма, почему и когда это явление возникло и кем на самом деле являются пацифисты. В данной статье рассмотрим эти и некоторые другие вопросы, касающиеся пацифизма и его влияния не только на нашу повседневную жизнь, но и на чувство любви и уважения к родине.

Пацифизм: что это такое?

Пацифизм (с латинского «пацификус» — «миротворческий») – общественное движение, идеология или политическое течение, суть которого заключается в сопротивлении любого рода насилию до тех пор, пока оно окончательно не исчезнет.

Может ли война быть священной, оправданной, правомерной или освободительной? Поклонники пацифизма категорически против такого определения любых военных действий, ведь они осуждают использование любых военных методов для решения тех или иных конфликтов.

Идея пацифизма основана на том, что убийство одного человека другим человеком, как и любой другой вид насильственных действий, является абсолютным и неприемлемым для цивилизованных народов злом. Пацифизм как идеология пропагандирует ненасилие. Любой конфликт, по мнению пацифистов, можно решить при помощи конструктивных диалогов, переговоров, разъяснений, мирных сборов и митингов и т.д.

В современном мире пацифистами принято называть всех тех людей, которые открыто выступают против военных действий. Но истинными сторонниками пацифизма по праву можно назвать только тех личностей, которые не только поддерживают мирное решение любых конфликтов, но и демонстрируют свою жизненную позицию на собственном примере: не ведут себя агрессивно, не причиняют физического вреда другим людям, не вступают в какие-либо группировки или военные организации, не принимают абсолютно никакого участия в военно-политических конфликтах и т.д.

Многие люди путают пацифизм с полным подчинением или смирением. Но наша жизнь не состоит лишь из черного и белого цвета. Она многогранна и не всегда понятна. Поэтому осуждение военных действий не может автоматически расцениваться как полное смирение или подчинение.

Хотите осознать и прочувствовать суть пацифизма? Чтобы сделать это, нужно всего лишь понять, что противоположностью пацифизма является милитаризм. Милитаризм – это государственная идеология и политическое течение, основная идея которого заключается в том, что и экономика страны, и повседневное существование мирных граждан ставится на военные рельсы. Большое количество денег, разных ресурсов и сил государство тратит не на улучшение жизни обычных людей, а на то, чтобы доказать свое военное превосходство потенциальным противникам.

Пока поклонники милитаризма пытаются убедить всех вокруг, что они занимаются отстаиванием гарантий мира, пацифисты прекрасно осознают, что послевоенный мир будет перестраиваться по установленным милитаристами критериям.

С чего все началось: краткая история пацифизма

Термины «пацифизм» и «пацифист» специально были придуманы для обозначения тех участников Всеобщего конгресса мира, которые выступали за то, чтобы свести военные конфликты к абсолютному минимуму. Произошло это знаменательное событие в 1910 году. Со временем эти термины начали использовать в более широком смысле, суть которого заключается в том, что «человек открыто выступает против любых военных действий».

История пацифизмаПротесты против Первой мировой войны на Всемирной женской конференции 1915 года в Гааге

Хотя слова «пацифизм» и «пацифист» возникли чуть больше ста лет назад, сама идея ненасилия имеет долгую и сложную историю. Идеи гуманности и человечности были актуальны еще в первом столетии до нашей эры. Именно в этот период времени Юлий Цезарь занимается воздвижением храма Милосердия, который не сохранился до наших дней.

Римляне, которые создали практически идеальную систему права, отлично понимали, что конфликты нужно уметь решать мирным путем. Они придумали специальную систему заключения мирных договоров. Данные договора включали в себя основные правовые и социальные гарантии безопасности.

Было немало пацифистов и среди первых последователей Иисуса Христа. Первые христиане по религиозным убеждениям категорически отказывались от несения военной службы, хотя это занятие и не осуждалось Новым Заветом. Пацифистские идеи христиан забылись, когда была придумана теория «справедливой войны», а крестовые походы стали практически неотъемлемой частью обыденной жизни людей.

Пацифистская традиция возродилась лишь в пятнадцатом столетии, в разгар эпохи Ренессанса. Общественным же движением пацифизм стал лишь после окончания Наполеоновских войн. К концу девятнадцатого столетия миротворческие идеи завладели умами людей на всех континентах Земли. Пацифизм активно обсуждался членами Лиги Наций, рассматривался на всевозможных конференциях по разоружению и международных конгрессах.

Современное пацифистское движения – результат двух мировых воин. Первая и Вторая мировые войны забрали жизни миллионов людей, поэтому нет ничего странного в том, что многие ветераны и мирные жители, пережившие весь этот ужас, начали массово вступать в антивоенные организации, активно участвовать в акциях ненасильственного сопротивления и создавать разные миротворческие движения.

Пацифистская идеология закреплена во многих международных документах: в Декларации о праве народов на мир, в уставе Организации Объединенных Наций и т.д.

Интересные факты о пацифизме и пацифистах

Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов о пацифизме, которые помогут вам расширить кругозор, вникнуть в суть данной идеологии и осознать, насколько важно вовремя остановиться, избавиться от агрессии и посмотреть на ситуацию с совершенно иной точки зрения!

Факт №1. Альфред Нобель и его знаменитая премия

Мало кто знает, что Альфред Нобель, которого современные люди ассоциируют лишь с его знаменитой премией, является изобретателем динамита! Создатель смертоносного вещества всегда искренне верил, что если у враждующих между собой сторон вдруг появится оружие, благодаря которому они смогут в один миг уничтожить друг друга, то противники сразу же прекратят конфликтовать, так как моментально осознают, что выиграть войну и получить хоть какую-то выгоду не сможет ни одна из сторон.

Нобель утверждал, что он – один из самых ярых и активных пацифистов, но в 1888 году в и ошибочном сообщении о кончине изобретателя и опубликованном по этому поводу некрологе его назвали «продавцом взрывчатой смерти» и «миллионером, заработавшим свое состояние на крови». Мужчина не захотел оставаться злодеем и кровавым богачом в памяти человечества, поэтому все свое состояние завещал на учреждение одной из самых популярных на сегодняшний день научных премий.

Факт №2. Джайнизм – религия, запрещающая причинение вреда любым живым существам

В мире существует всего лишь одно религиозно-философское учение, догмы которого запрещают причинять вред любому живому существу. Эта религия получила название «джайнизм». Её суть заключается в отречении от земных желаний и интересов.

Исповедующие джайнизм монахи ведут крайне аскетический образ жизни: они постоянно носят повязки из марли, фильтруют питьевую воду, специальной метелкой подметают перед собой дорогу и т.д. Делается все это для того чтобы случайно не вдохнуть, не проглотить и не раздавить какое-нибудь живое существо.

На сегодняшний день в Индии и во многих других странах мира насчитывается около 8 – 9 миллионов последователей джайнизма.

Факт №3. Пацифик – символ пацифизма

Пацифизм, как и многие другие общественные движения, имеет свой собственный символ. Данный символ получил название «Пацифик» (в переводе с английского pacific – «мирный»). В 1958 году он был специально создан известным дизайнером Джеральдом Холтомом.

Что общего между символом пацифизма и эмблемой 3‑й танковой дивизии Вермахта? Абсолютно все, так как они полностью идентичны между собой. Забавно, не так ли? Ведь эмблема немецкой танковой дивизии символизирует смерть, а Пацифик можно по праву назвать символом мира, жизни и любви ко всему живому.

Cуть пацифизма

Известные пацифисты

Первыми пацифистами были древнегреческие натурфилософы. Они рассматривали Космос сквозь призму равновесия, гармонии и внутреннего порядка. Пифагор учил своих последователей не убивать людей, не причинять вреда животным, насекомым или растениям, жить в согласии с собой и внешним миром, творить добро, прощать врагов.

Вергилий – еще один поклонник пацифизма, который жил в Римской империи и призывал всех людей к миру и ненасилию. Известными пацифистами-стоиками были Сенека, Цицерон и Марк Аврелий.

Жан-Жак Руссо, Ш. Сен-Пьер, М. де Бетюн Сюлли в эпоху Ренессанса занимались разработкой идеи «вечного мира», поэтому и их можно отнести к разряду людей, выступающих против использования военных методов для решения конфликтных ситуаций. Основная идея «вечного мира» заключалась в соединении всех стан Европы и России в единый союз.

К активно развивавшим пацифистские идеи мыслителям Нового и Новейшего времени можно отнести Л.Н. Толстого, М.Л. Кинга, Махатму Ганди, Эразма Роттердамского, Берту фон Зутнер, Ф. Пасси и т.д.

После Первой мировой войны (1914−1918 г.г.) многие политические и государственные деятели использовали пацифистские лозунги и идеи для того чтобы оправдать свои действия на международной арене. Среди них американцы У. Бора и Ф. Келлог, англичане О. Чемберлен и Р. Сесил, французы П. Пенлеве и А. Бриан и т.д.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков в России идеи пацифизма активно разрабатывались Л.А. Камаровским, М.А. Энгельгардтом, М.А. Таубе, Ф.Ф. Мартенсом, князем В.В. Тенишевым и т.д.

Современными пацифистами являлись и являются такие знаменитые и успешные личности, как Боб Марли, Джон Леннон, Джим Керри, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон, Эрих Мария Ремарк, Стиви Уандер, Джанет Рэнкин, Брижит Бардо, Сьюзен Сарандон, Саманта Смит, Бертран Рассел, Виктор Цой, Чиччолина, Мохаммед Али, Джоан Баэз, Роджер Уотерс, Миролюбивая Странница (Пис Пилгрим), Ларри Флинт, Моана Поцци и т.д.

Известные пацифисты мираДжон Леннон

Датский пацифизм как пример истинного патриотизма

В военное время пацифистов принято называть пособниками врага, трусами, иудами, коллаборационистами, изменниками и т.д. Но если внутренняя философия сторонников пацифизма соответствует всем этим обидным высказываниям, тогда почему же в Дании в 2015 году в Национальной библиотеке «Черный Алмаз» проходила выставка «Долой оружие»?

Не обязательно быть сторонником милитаризма и брать в руки ружье, чтобы доказать свою любовь к родной стране не только окружающим, но и самому себе. Хотя во время Первой мировой войны Дания сохраняла нейтралитет, но далеко не все её граждане продолжали вести привычный образ жизни.

Некоторые из мирных датчан, не желая принимать участие в военных действиях, все же решили начать собственную борьбу с врагом. Именно этим смелым и неординарным личностям-пацифистам и была посвящена выставка «Долой оружие».

Ингеборг Стеманн

В самом начале экспозиции все желающие могли рассмотреть огромный портрет учительницы и переводчицы Ингеборг Стеманн, которая родилась в 1889 году. С самого раннего детства девочка увлеклась изучением разных культур, а после окончания школы училась в Копенгагенском и Парижском высших учебных заведениях.

Ингеборг получила не только университетское образование, но и активно занималась самообразованием. Она могла свободно разговаривать не только на родном, но и на десяти иностранных языках. Женщина много времени посвятила мультикультурным и интернациональным проектам, преподавательской деятельности, изданию книг и налаживанию контактов между представителями разных национальностей.

Ингеборг была отличной переводчицей, а для людей с таким талантом в военное время всегда найдется работа. Портить свою жизнь убийствами Стеманн не захотела, поэтому она устроилась переводчицей в построенный датчанами для захваченных австро-венгерской армией русских солдат лагерь, который находился в Хорсероде. Женщина не только выполняла свои прямые обязанности, но и занималась улучшением условий содержания русских пленных, записывала их истории и боролась с коммунистической пропагандой.

Договоренность с новоиспеченным советским правительством позволила многим военнопленным вернуться домой. Ингеборг хотела составить и опубликовать книгу из записанных из уст плененных русских солдат историй, но её мечте не суждено было воплотиться в реальность. Переводчица умерла в 1973 году.

Петер Мунк

Министр обороны и ярый сторонник датского нейтралитета Петер Мунк – еще один герой выставки «Долой оружие». Хотя идея нейтралитета не была для Дании каким-то новшеством, ведь на государственном уровне пацифистские настрои сформировались еще до начала Первой мировой войны, Петер все же сумел внести свою лепту и стать для обычных датчан заслуживающим особого уважения национальным героем.

Мунк родился в 1870 году. В молодости политического деятеля вдохновляли французские социалистические идеи. Молодой человек занимался изданием журнала «Новый век» и стал основателем политического клуба, который позже превратился в колыбель леворадикальной партии. Петер Мунк не только поддерживал идею государственного нейтралитета, но и хотел, чтобы женщины получили право голоса на выборах, а обездоленные и бездомные – необходимую им помощь!

Мунк утверждал, что неучастие в военном конфликте – это лучший вариант самообороны. Он всегда старался как можно доступнее объяснить своим согражданам и жителям других стран, что истинно правовое и демократичное государство обязано тратить деньги на борьбу с бедностью, а не на вооружение или устрашение потенциальных противников и соседних стран. Эти сформировавшиеся в ходе обсуждений, размышлений, политических дебатов и изучения истории взгляды помогли осознать Мунку, что Дания должна заняться разоружением, ведь страна не только не способна защитить сама себя, но и ни одна мировая держава в случаи необходимости не вступится за неё. Если же Дания останется без оружия и не будет заключать военные альянсы, то никакой опасности для других народов страна представлять не будет.

Государственный деятель, открыто демонстрирующий свои пацифистские взгляды, пользовался огромным авторитетом у своих сограждан, поэтому после окончания Первой мировой войны он продолжил свою политическую карьеру. Петер Мунк умер в 1948 году.

Георг Брандес

Георг Брандес – датский публицист и литературовед, которого многие называют скандинавским Белинским. Он происходил из респектабельной и состоятельной семьи. В Копенгагенском университете будущий писатель изучал литературу, право и философию. Он побывал практически во всех европейских странах и симпатизировал либералам.

Публицист родился в 1842 году, поэтому к началу Первой мировой войны он уже был известным писателем с мировым именем. Мужчина утверждал, что военный национализм – это отвратительное явление, базисом для которого является обыкновенная человеческая глупость.

Хотя в начале двадцатого века в России издавались двадцатитомники Георга Брандеса, сейчас мало кто из наших соотечественников знаком с его творчеством. Влияние же писателя на европейскую культуру было воистину колоссальным.

Пацифистские взгляды писателя поссорили его практически со всеми друзьями. Но назвать Брандеса стопроцентным пацифистом в современном понимании этого слова никак нельзя, ведь он верил в «справедливую и добрую войну». Умер Георг Брандес в 1927 году.

Андреас Фрицнер

Андреас Фрицнер – не только еще один герой выставки «Долой оружие», но и рекордсмен по попаданию в тюрьму по политическим мотивам. Он родился в 1887 году и стал одним из символов датского пацифизма.

Фрицнер – социалист-синдикалист, который сидел в тюрьме за отказ от несения военной службы, за антимилитаристскую пропаганду, за неугодные власть имущим высказывания, за участие в стычках, за организацию перетекавших в уличные бои мероприятий и т.д. Пацифизм для Фрицнера – это не беспомощная покорность, а борьба за свои убеждения!

Мужчина часто устраивал голодовки в тюрьме, а на воле протестовал против тех капиталистов, которые умножали свое богатство за счет выполнения военных заказов.

В 1917 году социалиста признали непригодным к военной службе, а в 1930 году он вступил в коммунистическую партию Дании. В 1939 году Андреаса исключили из партии за антимилитаристскую позицию.

Протест против вторжения советских войск в Чехословакию стал последней демонстрацией пацифистских взглядов Фрицнера. Синдикалист-пацифист умер в 1969 году.

Мария Нильсен

Интернационалистка, социалистка и учительница Мария Нильсен родилась в 1875 году в бедной семье, поэтому вынуждена была вести отчаянную борьбу за свое существование. Она утверждала, что те приоритеты, которые присущи рабочему классу, обязаны быть выше национальных приоритетов, поэтому рабочие во время военных действий не должны убивать друг друга или причинять друг другу какой-либо вред.

Хотя Мария и вступила в социал-демократическую партию, но в начале 1918 года вынуждена была покинуть её из-за тех политических компромиссов других членов партии, которые женщине казались совершенно недостойными.

В ноябре 1918 года она приняла участие в демонстрации, которая закончилась массовыми беспорядками. Мария не только попала в тюрьму, но и потеряла работу. Через некоторое время Нильсен вступает в коммунистическую партию, но из-за систематических нарушений партийной дисциплины трижды изгоняется из неё.

Мария Нильсен – символ датского гуманизма и пацифизма. Женщина сумела доказать и себе, и окружающим людям, что оправдания для войны ищут только те политики, которые в корыстных целях отправляют собственных граждан в подземные туннели и окопы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Пацифизм — это… Что такое Пацифизм?

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности.

Часто смыкается с антимилитаристским и антиимпериалистическим движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

История

Историческим истоком пацифизма и наиболее последовательным идеологическим воплощением пацифизма является джайнизм, что проявляется в особой фундаментальной пацифистичности истории и культуры Индии. Существует ошибочное мнение о том, что многие другие религиозные течения, берущие начало в Индии, такие как буддизм, также имеют пацифистский характер. Но в случае буддизма это далеко не так. Пацифисткие тенденции можно отметить у различных этнических групп. Так, мориори, народ, населявший острова архипелага Чатем (Новая Зеландия) имел культурные и религиозные запреты на ведение войн (в XIX веке благодаря этому мориори стали легкой добычей для поработивших их маори).

Пацифистами были стоики выступал против принуждения свободы других, веря, что добро не бывает безответным: «Неустанным благожелательством можно завоевать расположение даже дурных людей, и нет такой черствой и глухой к достойному души,.. которая не любила бы добро и, в конце концов, не отблагодарила бы благожелателя». Марк Аврелий писал: «Самый лучший способ отмщения — не отвечать злом на зло. Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет».

Все первые христиане были пацифистами. Не существует хотя бы одного свидетельства о службе христиан в римской армии до конца II века нашей эры, но напротив известно множество случаев мученичества из-за отказа служить в римском войске. Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Начало отказа христиан от первоначального пацифизма связано с обретением ими государственной власти. По этой причине христиане оказались в римской армии при Константине Великом и, по некоторым данным, даже составляли четверть его войска.

[1]

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшего в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.[1]

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство). Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Критика пацифизма

Джордж Оруэлл писал: «Большинство пацифистов либо принадлежат к малозначительным религиозным сектам, либо это просто гуманисты, которые возражают против того, чтобы людей лишали жизни, и дальше этой мысли не идут. Но среди пацифистов-интеллектуалов есть меньшинство, у которого в подоплеке пацифизма — ненависть к западной демократии и преклонение перед тоталитаризмом… Пацифистская литература изобилует туманными заявлениями, в которых если и есть какой-то смысл, то только тот, что государственные деятели, подобные Гитлеру, предпочтительнее таких, как Черчилль, а насилие, пожалуй, извинительно, если оно достаточно жестокое.

»[2]

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора.»[3]

Известные пацифисты

См. также

Примечания

Литература

Основные тексты

  • Н. Н. Молчанов «Война войне» — фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.

Исследования

  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
  • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
  • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
  • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
  • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
  • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
  • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России — ХХ век
  • А.Д. Эпштейн От пацифизма – к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
  • Песни против войны  (англ.)

Критика

Ссылки

Пацифизм — это… Что такое Пацифизм?

  • ПАЦИФИЗМ —     ПАЦИФИЗМ (от лат. pacifer примиряющий, приносящий мир; pax, pacis мир) доктрина, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия. Как жизненная позиция пацифизм предполагает отказ от какого либо участия в любых войнах. Так… …   Философская энциклопедия

  • Пацифизм — (pacifism) Отказ от войны (War) как средства разрешения споров. Связан с различными философскими школами, такими как гандизм (Gandhi – Ганди), квакерство (Quakers – квакеры. Некоторые исследователи ввели новый термин пацифицизм (отказ от силового …   Политология. Словарь.

  • пацифизм — а, м. ПАСИФИСМ а, м. pacifisme m. <лат. pacificus миротворческий. Пропаганда мира в эпоху империалистических войн, не сопровождающаяся призывом к революционной борьбе с империалистическими правительствами и к свержению буржуазного строя. Одной …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАЦИФИЗМ — и (редк.) пасифизм, пацифизма, мн. нет, муж. (от лат. pacificus мирный) (полит.). Пропаганда мира в эпоху империалистических войн, не сопровождающаяся призывом к активной революционной борьбе с империалистическими правительствами и к свержению… …   Толковый словарь Ушакова

  • пацифизм — миролюбивость, пасифизм, миролюбие Словарь русских синонимов. пацифизм сущ., кол во синонимов: 4 • антимилитаризм (1) • …   Словарь синонимов

  • ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий) антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАЦИФИЗМ — ПАЦИФИЗМ, а, муж. Политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны. | прил. пацифистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий) англ. pacifism; нем. Pazifismus. 1. Безоговорочное осуждение всякой войны; отказ от войны как средства внешней политики. 2. Движение, представители к рого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и… …   Энциклопедия социологии

  • ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий), антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны …   Юридическая энциклопедия

  • Пацифизм — Пацифистский символ (пацифик) Пацифизм (от лат. pacificus  миротворческий, от pax  мир и facio  делаю)  идеология сопротивления насилию …   Википедия

  • Пацифизм — по [7]: ( сказано в 1987 г.) вера в то, что мир это благо и к нему надо стремиться. Пацифизм обычно проявляется в виде двух предрассудков. 1) Согласно первому, достичь мира можно, разоружив миролюбивые народы. 2) Согласно второму, война должна… …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

  • Пацифизм — Википедия

    Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее военным методам решения политических конфликтов[1], в частности осуждением аморальности таких методов.

    4-й Международный день молитвы за мир. Ассизи, Италия, 27 октября 2011 года

    Часто смыкается с антимилитаристским и антивоенным движением.

    Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п.

    История

    Христианский пацифизм

    Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики[2].

    Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

    Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

    Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма[2].

    Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство).

    Пацифизм в СССР

    Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоветские элементы. Прежде всего, это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а также представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

    См. также Группа за установление доверия между СССР и США

    Современность

    Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

    Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

    Критика

    Пацифизм подвергается критике с разных сторон[3].

    Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора»[4].

    Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице», что «нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что «зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией», что «представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации», и что «пацифизм не понимает трагизма истории»[5].

    См. также

    Примечания

    Литература

    Основные тексты

    • А. Швейцер о Мо-Цзы и Лао-Цзы — из статьи «Христианство и мировые религии»
    • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
    • П. Брок «Отношение к ненасилию в пацифистских сектах в средние века и раннее новое время» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
    • Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)
    • Б. ф. Зуттнер «Долой оружие!» (1889 г.)
    • Л. Н. Толстой «Царство божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
    • Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
    • М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977». L., 1983
    • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
    • П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» — о духоборах
    • Н. Н. Молчанов «Война войне» — фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
    • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
    • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
    • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
    • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
    • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
    • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
    • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.
    • Б. Рассел «Автобиография» // «Иностранная литература», 2000, № 12
    • Т. И. Телюкова «Московская группа „Доверие“» — см. Группа за установление доверия между СССР и США

    Исследования

    • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
    • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
    • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
    • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
    • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
    • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
    • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
    • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России — XX век
    • К. В. Стволыгин «Отказы от военной службы вследствие убеждений в Российской империи». Минск, РИВШ, 2010
    • А. Д. Эпштейн От пацифизма — к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
    • Песни против войны (англ.)

    Критика

    Ссылки

    Пацифизм — Википедия. Что такое Пацифизм

    Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее военным методам решения политических конфликтов[1], в частности осуждением аморальности таких методов.

    4-й Международный день молитвы за мир. Ассизи, Италия, 27 октября 2011 года

    Часто смыкается с антимилитаристским и антивоенным движением.

    Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п.

    История

    Христианский пацифизм

    Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики[2].

    Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

    Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

    Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма[2].

    Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство).

    Пацифизм в СССР

    Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоветские элементы. Прежде всего, это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а также представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

    См. также Группа за установление доверия между СССР и США

    Современность

    Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

    Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

    Критика

    Пацифизм подвергается критике с разных сторон[3].

    Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора»[4].

    Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице», что «нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что «зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией», что «представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации», и что «пацифизм не понимает трагизма истории»[5].

    См. также

    Примечания

    Литература

    Основные тексты

    • А. Швейцер о Мо-Цзы и Лао-Цзы — из статьи «Христианство и мировые религии»
    • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
    • П. Брок «Отношение к ненасилию в пацифистских сектах в средние века и раннее новое время» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
    • Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)
    • Б. ф. Зуттнер «Долой оружие!» (1889 г.)
    • Л. Н. Толстой «Царство божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
    • Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
    • М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977». L., 1983
    • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
    • П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» — о духоборах
    • Н. Н. Молчанов «Война войне» — фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
    • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
    • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
    • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
    • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
    • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
    • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
    • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.
    • Б. Рассел «Автобиография» // «Иностранная литература», 2000, № 12
    • Т. И. Телюкова «Московская группа „Доверие“» — см. Группа за установление доверия между СССР и США

    Исследования

    • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
    • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
    • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
    • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
    • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
    • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
    • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
    • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России — XX век
    • К. В. Стволыгин «Отказы от военной службы вследствие убеждений в Российской империи». Минск, РИВШ, 2010
    • А. Д. Эпштейн От пацифизма — к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
    • Песни против войны (англ.)

    Критика

    Ссылки

    Значение слова «пацифизм» в 7 словарях

    (от лат. pacificus — миротворческий, умиротворяющий) — анти­военное миротворческое движение, представители которого выступают за прекращение практики военного разрешения политических конфликтов. Од­ним из первых мыслителей, заявивших, что мир является одной из глав­ных ценностей, был Ш. Монтескье. Практически движение пацифизма офор­милось в прошлом веке.

    Идеологической основой пацифизма выступают либеральные и гума­нистические ценности. Носителями идей пацифизма являются различные слои населения: интеллигенция, религиозно настроенные миротворцы, мо­лодежь, неформальные организации, включающие энтузиастов, и т. д. В основе пацифизма лежит идея о всеобщем братстве людей, необходимости преодолеть военные формы разрешения политических проблем. Пацифизм традиционно опирался на идею мирного разрешения политических конфлик­тов. Он имеет множество форм, но основной формой борьбы за мир предс­тавители этого движения считают убеждение и личный пример.

    Для пацифистов характерна пропагандистская деятельность. Они те­оретически и идеологически доказывают, что политические и военные конфликты необходимо решать за столом переговоров. В практической сфе­ре они действуют на основе личного примера: отказываются принимать участие в политических актах насильственного характера, организуют различные массовые акции, направленные на мирное урегулирование конф­ликтов, непосредственно занимаются миротворческой деятельностью и т.д. Пацифизм зарождался как идейное направление. Его сторонники исходили не столько из реальной политической практики, сколько из своего пони­мания общества, человека и мира политики, т. е. из мировоззрения.

    В то же время ограничить или исключить практику разрешения поли­тических споров военным способом является очень сложной задачей. Поэ­тому пацифизм до сих пор несет на себе отпечаток утопизма. Многие по­литики к этому движению относятся довольно иронически. Практическая сторона этого движения до сих пор не развита — пацифистам не удалось достичь серьезных результатов, несмотря на то, что война к концу XX в. себя просто изжила. Подобная ситуация связана с национально-государс­твенной формой организации политического пространства и преобладанием идеологии патриотизма над космополитизмом. Например, в России паци­физм традиционно считается антипатриотическим настроением. При социа­лизме пацифизм был поставлен вне закона — защита Отечества являлась гражданской обязанностью мужской части населения и военнообязанных женщин. В постсоветской России отношение к пацифизму меняется очень медленно.

    это кто такой, известные пацифисты

    Пацифист – это личность, которая следует идеологии борьбы против насилия, недопущения войны, утверждение мира, противостояния кровопролития с целью их абсолютного искоренения. Пацифисты объединяются в миротворческие движения, антимилитаристические взгляды которых направлены на ликвидацию практики разрешения политических конфликтов посредством войны. Приверженцы такого мировоззрения аморально настроены против какого-либо насилия над индивидом. Идеология пацифистов основывается на базе гуманистических и либеральных ценностей, основывается на идеи мирного разрешения конфликтов любой направленности. Поэтому сторонниками таких идей могут быть любые пласты общества: молодёжь, неформальные или религиозные организации, интеллигенция.

    Кто такой пацифист

    Значение слова пацифист основательно укоренилось в латинском языке, оно сформировалось на слиянии двух слов «мир» и «делать». Пацифист это человек миротворец, «делающий мир». Наиболее ранним употреблением термина «пацифист», которое было опубликовано в словаре считается статья из журнала QuarterlyReview, который был выпущен в 1910 году в июле.

    Приверженцам пацифистского мировоззрения присуща пропагандистская деятельность: нахождение компромиссов с помощью переговоров, мирных митингов, демонстраций. Сами же пацифисты мир как таковой не делают. Таким образом, это личности, доказывающие, что конфликты политического и военного направления стоит решать, прибегая к помощи мирных переговоров. На практике же стараются действовать, основываясь на личном примере: не принимают участие в насильнических актах, в любого рода войнах. Существует предположение что, прикрываясь пацифистской идеологией, люди попросту противостоят освободительным движениям.

    Научное определение значение слова пацифист приобрело только лишь в девятнадцатом веке, невзирая на существование заядлых приверженцев миролюбия еще в период зарождения человечества. Свои истоки мировоззрение пацифистов согласно историческим предположениям берет еще с основ буддизма в шестом столетии до нашей эпохи. Проповедники этого периода пропагандировали прозрение и духовное развитие сквозь призму интеллектуального становления, обогащение мыслей и сердца. Последующими приверженцами миротворчества и антинасильнических методов решения конфликтов были христиане еще во втором столетии до нашей эпохи. Последователи такой идеологии не принимали участие в борьбе и каких-либо антигуманных действиях, категорически отказывались убивать людей. Однако не существует ни одного информационного источника, в котором упоминалось об изгнании из церкви или каком-либо церковном наказании человека, какой был воином. Истинные пацифисты, существовавшие в тот период, противостояли всяческим проявлениям насилия, особенно таким, которые впоследствии освещались как «священная война» или «справедливая». Многие пацифисты приняли мученическую погибель в период разбушевавшейся религиозной борьбы, что повело за собой формирование новых антивоенных движений, адептами которых стали индивиды с пацифистской идеологией.

    Одним из значимых этапов формирования и развития данной идеологии стал период наполеоновских войн. На базе многих миротворческих организаций проводились массовые митинги, международные конгрессы. Сторонники антинасильнических действий призывали абсолютному разоружению всех стран. Так же продвигалась идея разрешения всех межгосударственных споров, используя только судебную систему без использования какой-нибудь физической силы.

    Значение слова пацифист набрало апогей своей популярности уже после Второй мировой войны. После потери миллионов невинных жизней движение за мир во всем мире распространилось и углубилось среди значительного числа людей. Огромное количество антивоенных организаций использовали идеологию пацифистов, однако существовало это только на словах. Из числа особо известных общественных пацифистских течений были организации хиппи. Зародившись в шестидесятых годах, это движение просуществовало более десяти лет. Пацифисты этого направления охватили весь мир. Существующий до настоящего времени знак этого направления – пацифик, считается знаком миролюбия, ставший опознавательной эмблемой для пацифистов.

    Пацифист – это человек, который будет всегда настаивать на своем убеждении, на правильности ненасильственных методов решения конфликтов. В нынешнее время пацифистом считается человек, состоящий в многомиллионном движении, которое обладает собственными офисами во всем мире, доктринами, флагом, международными представительствами. Современные взгляды ученых на решение военных конфликтов исключительно мирным путем, без использования физической силы и насилия, трактуют это категорически нереальной задачей. Базируясь на таких предположениях, что пацифист это человек, который в своих взглядах на мир и идеологии несет след утопизма. Хотя они все еще считают, что война – это непозволительный, грубый способ решения разногласий между государствами, социальными классами или религиозными обществами. Как и прежде во многих странах проходят мирные митинги, шествия.

    Значительное количество людей относится к пацифистам иронически, наряду с этим некоторые даже враждебно настроенные. Среди них бытует мнение, что такая идеология приносит пацифисту некую выгоду: безусловное отвержение войны, способствует отклонению от несения военной службы. Подобное поведение прослеживается со времен раннего христианства. За весь период своего существования мировоззрения пацифистов,не привело к развитию серьезного аппарата управления конфликтами, не используя насилия.

    Известные пацифисты

    Начиная с зарождения человечества, борьба за власть и территорию была неоспоримым фактом существования. Но, как известно, такой факт не устраивает пацифистов, эти люди зачастую склонны не только противодействовать развитию военных действий, причиной возникновения которых является сомнительные убеждения горстки людей, а и пойти на личностные жертвы, что бы мир преобладал.

    Одним из яростных приверженцев мировоззрения пацифистов являлся немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Получив счет за услуги палача, который обезглавил его младшую сестру в Фашистской Германии за ее неосмотрительное выражение, Ремарк остался убежденным пацифистом. Яркое проявление его мировоззрения нашло свое отображение в антивоенных произведениях автора.

    Во время вмешательства США во Вьетнам пацифисты организовали движение, ставшее преградой, как ком в горле для американской власти. Участниками этого движения были различные слои населения, как рядовые граждане, так и знаменитости. Мухамед Али – знаменитый боксер выступил против военных действий на глазах у многих, он поджег свою армейскую повестку, высказав свою позицию о том, что лично ему эта страна ничего не сделала. Стоит упомянуть и то, что Али осуждал и действия Советского Союза против народа Афганистана.

    Известный писатель Лев Николаевич Толстой никогда не упоминал термин «пацифизм», но всячески поддерживал именно идею ненасилия. Его утверждения, высказанные через слова героя романа Андрея Балконского, стали началом его антинасильнических убеждений, которые продлились до конца его жизни.

    Во времена популярного движения пацифистов хиппи ярким примером поддерживавших это мировоззрение была группа Битлз. Среди других известных личностей было множество выдающихся пацифистов, некоторые обладали определенными возможностями: Джанет Рэнкин (это член Конгресса США, которая единственная голосовала против вступления штатов в Первую и Вторую Мировую войну), Боб Марли, Альфред Нобель, Махатма Ганди, Брижит Бардо, Джим Керри, Ульф Экберг, Майкл Джексон, Стиви Уандер, Альберт Эйнштейн.

    На сегодняшнее время борьба против насилия во имя мира актуальная задача для многих. Современные войны отличаются еще большей жестокостью и антигуманизмом, численность случайных жертв растет с каждым днем. Чтобы приблизить существование человека к миру нужно подавить все чувства или же обратить всех людей в одну идеологию, но это не является реальным. Анализируя современные жизненные позиции человечества, существующие на сегодня, пацифистское мировоззрение человека остается утопией.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми! Определение

    в кембриджском словаре английского языка

    Если кто-то решит строго придерживаться установленных принципов медицинской этики, можно будет рассматривать медицину как пацифистскую профессию. Во всем этом значительную поддержку нашли пацифистские и антиимпериалистические настроения.

    Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

    Еще примеры Меньше примеров

    Второй ориентир в данном случае — это тот, который обращает внимание на дух послевоенной пацифистской конституции .В любом случае, глубина пацифистских настроений почти исключала такую ​​политику. Его пожизненным желанием, как пацифиста , было разоблачить тщетность и жалость к вооруженному конфликту.Как пацифист он опасался, что эта политика может спровоцировать войну *! Были и те, кто не желал исполнять работы «дезертира» / пацифиста ..

    пацифизм | История, обоснования, критика и типы

    Пацифизм , принципиальное противодействие войне и насилию как средству разрешения споров. Пацифизм может повлечь за собой веру в то, что ведение войны государством и участие в войне отдельного лица абсолютно неправильны при любых обстоятельствах.

    Ранние религиозные и философские движения

    В древнем мире одними обществами война считалась неизбежным злом, в то время как в других она даже не считалась злом.Отдельные голоса в разных странах осуждали зло войны, но первое известное по-настоящему пацифистское движение пришло из буддизма, основатель которого (Будда) потребовал от своих последователей абсолютного воздержания от любых актов насилия против своих собратьев. В Индии великий царь Ашока, находившийся под влиянием буддистов, в III веке до н.э. определенно отказался от войны, но думал прежде всего о захватнических войнах. В последующие века буддизм, похоже, не был очень успешным в удержании правителей стран, в которых он был принят, от ведения войн.Это может быть связано с тем, что буддийские правила жизни, как их обычно понимают, служили советом совершенства, которому можно было ожидать, что сравнительно немногие будут полностью следовать им.

    молитва в Тибете Буддийских верующих в молитве в монастыре Джоканг, Лхаса, Тибетский автономный район, Китай, 2006. Лука Галуцци

    В классической античности пацифизм оставался в основном идеалом в умах некоторых интеллектуалов. Греческие концепции мира, в том числе стоицизм, были сосредоточены на мирном поведении отдельного человека, а не на поведении целых народов или царств.В Риме достижение pax или мира определялось как договор между государствами или королевствами, который создает «справедливую» ситуацию и основывается на двустороннем признании. Однако такой судебный подход был применим только к «цивилизованному миру». Таким образом, Pax Romana примерно I и II веков н. Э. Не был действительно универсальным, потому что он всегда считался миром только для цивилизованного мира и исключали «варваров». И поскольку угроза варваров никогда не прекратилась, не прекратились и войны, которые Рим вел для защиты своих границ от этой угрозы.

    Христианство с его евангельским посланием предлагало идеи в поддержку индивидуального ненасилия, а также коллективного миролюбия. Сказанные Иисусом слова, записанные в Новом Завете, могут быть истолкованы как своего рода пацифизм, и на самом деле они были истолкованы многими из первых радикальных последователей Иисуса. Однако, как правило, «мир», о котором говорил Иисус, был доступен только меньшинствам или сектам, придерживавшимся строгой этики, в то время как самой христианской церкви приходилось идти на компромисс с мирскими потребностями.«Вопрос о воинах» — несоответствие между стремлением к миру и борьбой в войнах — беспокоил христиан со времен Иисуса. Однако в начале 3-го века некоторые отрывки из Евангелий интерпретировались как указание на то, что армии не только приемлемы, но и необходимы для борьбы с демонами. В начале V века святой Августин написал De civitate Dei ( Город Бога ), в котором проводилось различие между мирским и надмирным миром.Он считал, что мир на земле приемлем только в том случае, если он соответствует христианскому закону, и что долг мирского государства — служить церкви и защищаться от тех, кто желает подорвать авторитет церкви. Эти идеи преобладали на протяжении всего средневековья и часто были связаны с мифом об эсхатологическом императоре, который подавлял неверующих и приводил мир к мирным временам. Подобно римскому pax , христианский мир нужно было постоянно защищать. Непрекращающаяся угроза исходила от нехристиан, которых считали демонами.

    Тиффани, Луи Комфорт: Нагорная проповедь Нагорная проповедь , витраж Луи Комфорта Тиффани; в церкви Арлингтон-стрит, Бостон. Джон Стивен Дуайер Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    Политическое влияние

    Начиная с европейского Возрождения, западные концепции пацифизма развивались с разной степенью политического влияния. Большая часть пацифистской мысли в 17-18 веках была основана на идее о том, что передача политической власти от суверенов народу была решающим шагом к миру во всем мире, поскольку войны считались порождением династических амбиций и власти. политика королей и принцев.Таким образом, распространялось мнение, что монархии склонны к войнам, потому что суверены считают свои государства своей личной собственностью и что по сравнению с этим республика будет мирной.

    Ответвлением этих теорий было создание пацифистских организаций в Европе 19 века, в которых поддерживались такие идеи, как всеобщее разоружение и подстрекательство специальных судов к рассмотрению международных конфликтов. Тем самым тема пацифизма вызвала общественный интерес и послужила вдохновением для создания обширной литературы.Некоторые из этих идей позже были реализованы в Арбитражном суде (предшественнике Международного Суда) в Гааге, Лиге Наций, Организации Объединенных Наций, а также на конференциях и договорах по разоружению, таких как переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). и переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) между Советским Союзом и США, начавшиеся в 1970-х годах. Пацифистские идеалы также сыграли значительную роль в движении за независимость Индии, возглавляемом Мохандасом К. Ганди, представителем США.S. движение за гражданские права, всемирное движение за отмену ядерного оружия ( см. антиядерное движение) и студенческие движения в Соединенных Штатах и ​​Европе в 1960-х и 1970-х годах.

    Мохандас Карамчанд Ганди. History Archive / REX / Shutterstock.com

    Аргументы за и против пацифизма

    Есть два общих подхода или разновидности пацифистского поведения и устремлений. Один опирается на отстаивание пацифизма и полного отказа от войны как политики, которую должна проводить страна.Другое проистекает из этической убежденности отдельных лиц и групп в том, что участие в любом акте войны и, возможно, в любом акте насилия является морально неправильным.

    Аргументы в пользу пацифизма как возможной национальной политики идут по знакомым линиям. Подчеркиваются очевидные и признанные пороки войны — человеческие страдания и гибель людей, экономический ущерб и, возможно, прежде всего, моральная и духовная деградация, которую приносит война. После Второй мировой войны все большее внимание уделялось ужасающей разрушительной силе, скрытой в ядерном оружии.Сторонники пацифизма часто предполагают, что отказ от войны как инструмента национальной политики будет невозможен до тех пор, пока мировое сообщество не станет настолько организованным, что сможет обеспечить справедливость среди своих членов. В целом непацифист согласится с тем, что пацифист говорит о зле войны и необходимости международной организации. Но он утверждал бы, что пацифист не столкнулся прямо с возможным злом, которое могло бы возникнуть в результате альтернативной политики непротивления страны перед лицом внешней агрессии: возможное подчинение покоренных народов режимам, которые подавили бы только те ценности, которых придерживается пацифист. за.

    Пацифисты могут утверждать, что с этим злом можно бороться, действуя по принципу ненасилия, согласно которому насилие любого рода всегда неправильно. Ненасилие также может означать ненасильственное сопротивление, которое основывается на трудностях и неудобствах, которые могут быть причинены победителю или угнетателю общим отказом общества сотрудничать. В 20 веке ненасильственное сопротивление успешно использовалось Ганди и его последователями для подрыва легитимности британского колониального правительства в Индии, а также Мартином Лютером Кингом-младшим., чтобы привлечь внимание всего мира к притеснению афроамериканцев в Соединенных Штатах. Но во многих других случаях на протяжении истории ненасильственная тактика полностью не могла обезоружить врага или даже сохранить сообщества, практикующие их. Пацифистские христианские секты часто становились объектами самых безжалостных преследований в период от Средних веков до нацистского режима Адольфа Гитлера. История преследований евреев на протяжении многих веков слишком известна, хотя на протяжении поколений они практиковали ненасилие по отношению к своим гонителям.Непацифисты пришли бы к выводу, что пацифистские или ненасильственные методы могут быть эффективными только против силы, у которой нет очень сильных мотивов для крайних мер подавления, или той, которая хотя бы частично управляется теми же моральными угрызениями совести, которыми руководствуются сами пацифисты.

    Мартин Лютер Кинг-младший Мартин Лютер Кинг-младший во время марша по Вашингтону, округ Колумбия, в 1963 году. AP Images

    Типы пацифизма

    Пацифизм, практикуемый отдельными лицами и группами, является относительно обычным явлением по сравнению с национальным пацифизмом.Члены нескольких небольших христианских сект, которые пытаются буквально следовать заповедям Иисуса, отказались участвовать в военной службе во многих странах и были готовы понести последовавшие за этим уголовные или гражданские наказания. Не все такие сознательные отказники являются религиозными, но подавляющее большинство из них основывает свой отказ от службы на пацифистских принципах. Более того, среди самих пацифистов существуют большие расхождения во мнениях об их отношении к воюющему сообществу, начиная от очень небольшого меньшинства, которое отказывалось бы делать что-либо, что могло бы помочь национальным усилиям, до тех, кто готов предложить любые услуги, кроме настоящие бои.

    The Editors of Encyclopaedia Britannica Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​старшим редактором Брайаном Дуиньяном.

    Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *