Что такое воля простыми словами с примерами
Культурный код • 3 сент. 2021 г.
Воля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.
Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители.
Воля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.
Важнейшая характеристика волевого поведения — самоопределение. Человек действует произвольно, не подчиняется воздействию внешних причин. Произвольность и надситуативность — главные принципы волевого поведения.
Волевое усилие — это акт проявления, который направлен на мобилизацию всех психических и физических возможностей человека, направленных на преодоление препятствий в процессе деятельности.
Определение воли в психологии
Понятие воли родилось в философии, где воля определяется как способность разума к самоопределению, в том числе моральному, и порождению специфической причинности. Перейдя в психологию и неврологию, определение воли утратило моральный аспект и стало трактоваться только как психическая функция. Традиционное отнесение воли к высшим психическим функциям говорит о представлении о ней как о свойстве человека, но не животного, хотя некоторые исследования животных ставят данное представление под сомнение.
В самом общем смысле воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так и для отказа от него. Основной элемент воли — это акт осознанного принятия решений. Воля близка к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который принимает такое осознанное решение, должен оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.
В более общем философско-психологическом понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер — в деятельности имеет место воля.
Некоторые психологи смешивают понятие воли как психической функции со способностью человека стремиться к достижению цели, в результате чего можно встретить такие определения: «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…».
В социологии также имеет место понятие воли. Социолог Ф. Н. Ильясов, например, определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».
Структура волевого акта
Волевые действия делятся на простые и сложные. К простым относятся те, где человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, усложняющий это действие процесс.
В сложном волевом акте учёные выделяют четыре фазы:
- Возникновение побуждения и предварительной постановки цели.
- Обсуждение и борьба мотивов.
- Принятие решений.
- Исполнение решения.
Отличительная черта протекания волевого акта заключается в том, что формой его осуществления являются волевые усилия на любых фазах. Исполнение волевого акта связано ощущением нервно-психического напряжения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Воля_(психология)
- Культурный код
- Словарь
Цифровая фабрика в Телеграм
Подписаться
Воля (психология) | это.
.. Что такое Воля (психология)?У этого термина существуют и другие значения, см. Воля.
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.
Содержание
|
К вопросу об определении воли
Основная статья: Воля (философия)
Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. (Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал: «Это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей» [1]) Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. В третьих, воля — это то, для чего нет точного определения. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…» [2]. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия. В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия» [3]. Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер. В деятельности имеет место воля.
История истолкования
- В VII веке в Византии возникает богословский спор о количестве воль (греч. θέλημα) у Иисуса Христа. Православные утверждают наличие двух воль, а монофелиты — одной.
- В XIX веке Шопенгауэр превращает волю (нем. Wille) в метафизический принцип.
Изучение воли в историческом аспекте
Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.
Второй — связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.
На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.
На четвёртом — волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.
Примечания
- ↑ Р. Мэй Экзистенциальные основы психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с. 61
- ↑ Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985, с. 48
- ↑ Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997, с. 173
См. также
- Свобода воли
- Воля как философское понятие
- Самоконтроль
Литература
- Воля, в психологии и философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
- Как развить силу воли. Примеры.
- Сила воли и методы её развития
- Как укрепить силу воли — 7 готовых рецептов
- Плодовые мушки имеют зачатки свободной воли
- Пахомова Л.А., Огнева Н.Р. Вместе к успеху. Методическое пособие к учебному курсу для 9 классов / Методические рекомендации для преподавателей — Занятие N 15. Воля. Волевая регуляция
- Воспитание силы воли у маленьких детей
Психология веры в свободную волю
От журнальных столиков и социальных сетей до научно-популярных лекций кажется, что среди нейробиологов, философов и других комментаторов становится все более модным говорить всем, кто готов их слушать, что свобода воли — это миф.
Но почему эти дебаты важны для кого-то, кроме студента-философа, стремящегося произвести впечатление на потенциальное свидание? На самом деле растущий объем психологических данных свидетельствует о том, что вера в свободу воли имеет огромное значение для нашего поведения. Также становится ясно, что то, как мы говорим о свободе воли, влияет на то, верим ли мы в нее.
В лаборатории использование детерминистских аргументов для подрыва веры людей в свободную волю привело к ряду негативных последствий, включая усиление мошенничества и агрессии. Это также было связано с уменьшением помогающего поведения и снижением чувства благодарности.
Недавнее исследование показало, что можно уменьшить веру людей в свободную волю, просто заставив их прочитать научную статью, предполагающую, что все предопределено. Это сделало участников менее склонными жертвовать на благотворительные цели (по сравнению с контрольной группой). Однако это наблюдалось только у нерелигиозных участников.
Ученые утверждают, что эти результаты могут быть результатом ослабления чувства свободы действий и контроля, которое приходит с верой в то, что мы свободны делать выбор. Точно так же мы можем чувствовать меньшую моральную ответственность за результаты наших действий.
Поэтому неудивительно, что некоторые исследования показали, что люди, которые верят в свободу воли, с большей вероятностью будут иметь положительные жизненные результаты, такие как счастье, успехи в учебе и более высокая производительность труда. . Однако связь между верой в свободу воли и жизненными результатами может быть сложной, поэтому эта ассоциация все еще обсуждается.
Нарушающий дуализм
Язык и определения кажутся связанными с тем, верим ли мы в свободную волю. Те, кто отрицает существование свободы воли, обычно ссылаются на философское определение свободы воли как способности нашего сознания (или души) принимать любое решение по своему выбору — независимо от мозговых процессов или предшествующих причинно-следственных событий. Чтобы подорвать его, они часто связывают его с «детерминизмом» классической физики. Законы физики Ньютона просто не допускают существования свободы воли — как только физическая система приходит в движение, она движется по совершенно предсказуемому пути.
Согласно фундаментальной физике, все, что происходит во Вселенной, закодировано в ее начальных условиях. Начиная с Большого взрыва, механические причинно-следственные взаимодействия атомов сформировали звезды, планеты, жизнь и, в конечном счете, вашу ДНК и ваш мозг. Это было неизбежно. Следовательно, вашему физическому мозгу всегда было суждено обрабатывать информацию именно так, как он это делает, поэтому каждое решение, которое вы когда-либо собираетесь принять, предопределено. Вы (ваше сознание) всего лишь сторонний наблюдатель — ваш мозг отвечает за вас. Поэтому у вас нет свободы воли. Этот аргумент известен как детерминизм.
У Декарта разум и тело: входные данные передаются от органов чувств к эпифизу в мозгу, а оттуда к нематериальному духу. википедияНо этот подход до абсурда дуалистический, требующий, чтобы люди видели свое сознание как свое истинное «я», а свой мозг как нечто отдельное. Несмотря на то, что это точное описание философского определения свободы воли, оно противоречит тому, во что на самом деле верят обычные люди и многие ученые.
На самом деле кажется, что работа нашего мозга действительно влияет на наше сознание. Большинство из нас может признать без экзистенциальной тревоги, что употребление алкоголя, воздействующее на наш физический мозг, впоследствии снижает нашу способность делать рациональный выбор таким образом, что наше сознание бессильно просто отвергнуть его. На самом деле мы склонны признать, что наше сознание является продуктом нашего физического мозга, что устраняет двойственность. Дело не в том, что наш мозг принимает решения за нас, а в том, что мы принимаем решения своим мозгом.
Большинство людей определяют свободу воли просто как их способность делать выбор, который удовлетворяет их желания – свободный от ограничений. Это непрофессиональное понимание свободы воли на самом деле не включает в себя аргументы о детерминированной причинно-следственной связи, восходящей к Большому взрыву.
Но как мы можем узнать об аргументах за и против существования свободы воли, не чувствуя угрозы и не подрывая наши моральные суждения? Одним из способов может быть повторное выражение действительных детерминированных аргументов на языке, который люди действительно используют.
Например, когда детерминист утверждает, что «причинно-следственные взаимодействия со времен Большого взрыва сформировали вселенную и ваш мозг таким образом, что каждое ваше решение стало неизбежным», мы могли бы заменить это более привычным языком. Например, «ваше семейное наследство и жизненный опыт сделали вас тем, кто вы есть, сформировав ваш мозг и разум».
На мой взгляд, оба аргумента одинаково детерминистичны: «семейное наследование» — это еще один способ сказать ДНК, а «жизненный опыт» — менее сложный способ сказать о предшествующих причинных событиях.
Квантовая странность
Некоторые даже утверждают, что понятию научного детерминизма бросает вызов появление квантовой механики, которая управляет микромиром атомов и частиц. Согласно квантовой механике, вы не можете с уверенностью предсказать, по какому пути пойдет частица, чтобы достичь цели, даже если вы знаете все ее начальные условия. Все, что вы можете сделать, — это рассчитать вероятность, из чего следует, что природа гораздо менее предсказуема, чем мы думали. На самом деле, только когда вы действительно измеряете путь частицы, она «выбирает» конкретную траекторию — до тех пор она может двигаться сразу по нескольким маршрутам.
Хотя подобные квантовые эффекты имеют тенденцию исчезать в масштабах людей и повседневных предметов, недавно было показано, что они могут играть роль в некоторых биологических процессах, начиная от фотосинтеза и заканчивая навигацией птиц. Пока у нас нет доказательств того, что они играют какую-либо роль в человеческом мозге, но, конечно, это не значит, что их нет.
Люди, использующие философское определение и классическую физику, могут убедительно возразить против существования свободы воли. Однако они могут захотеть отметить, что современная физика не обязательно соглашается с тем, что свобода воли невозможна.
В конечном счете, существует ли свобода воли или нет, может зависеть от вашего определения. Если вы хотите отрицать его существование, вы должны сделать это ответственно, сначала четко определив понятия. И знайте, что это может повлиять на вашу жизнь гораздо больше, чем вы думаете.
Свобода воли и психология. Библиография
- Журналы
- Войти
- Создать учетную запись
- Синтаксис
- Расширенный поиск
В эту категорию требуется редактор. Мы призываем вас помочь, если вы квалифицированы.
Станьте волонтером или узнайте больше о том, что для этого нужно.
Философия действия > Свобода воли > Свобода воли и наука > Свобода воли и психология
Резюме | Свобода воли, кажется, требует силы рационального выбора. Некоторые философы обратились к эмпирической психологии, чтобы узнать, обладаем ли мы этими способностями. Ряд экспериментальных данных был истолкован как демонстрация того, что мы менее рациональны, чем мы думаем, что на наши действия сильно влияют внешние факторы, которые мы не осознаем, и что сознание не принимает непосредственного участия в производстве действий. Как экспериментальные данные, так и их правильная интерпретация весьма противоречивы. |
Основные работы | Работа Джона Барга убедила некоторых философов в том, что на нас влияют факторы, о которых мы не знаем, таким образом, что это угрожает свободе; Bargh 1994 рассматривает некоторые доказательства. Caruso 2012 продвигает этот аргумент более философски. Wegner 2002 — это расширенный аргумент в пользу того, что сознание не играет непосредственной роли в поведении. Ситуационистская литература и ее вызов свободе воли находятся в центре внимания Дорис 2002. Бейн 2004 является представителем философской критики Вегнера. |
Показать все артикулы
Братья и сестры:
- Бесплатная воля и генетика ( 15 )
- Бесплатная воля и нейронаука ( 393 )
- Бесплатная воля и физика ( 133 )
- Бесплатная воля и наука, MISC
- )
- БЕСПЛАТНАЯ воля и наука, MISC )
- .
См. также:
- Психическая причинность ( 1 234 | 13)
- Философия психологии ( 15 631 | 8 891)
003
Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл
Помощник или доцент
Стокгольмский университет
PhD Fellowship в теоретической философии
Американский университет Beirut
Tenure-Track-Tracks Paclos
| Доступ за пределами кампуса Используете PhilPapers из дома? Создайте учетную запись, чтобы обеспечить доступ за пределами кампуса через прокси-сервер вашего учреждения. Контролировать эту страницу Будьте в курсе всех новых элементов, появляющихся на этой странице. Выберите, как вы хотите его контролировать:
Редакция Общие редакторы: Региональные редакторы: |