Способности это в обществознании что такое для человека – определение, примеры кратко (6 класс)
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 127.
Обновлено 1 Ноября, 2021
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 127.
Обновлено 1 Ноября, 2021
На выполнение одной и той же деятельности одному человеку требуется пара минут; другой справляется с тем же объёмом за несколько часов. От чего это зависит? Учёные выяснили, что каждый из нас имеет набор способностей, которые влияют на качество и скорость работы. Узнаем, что такое способности человека, как они развиваются, какие их виды выделяются.
Способности
Способность в обществознании — это индивидуальное свойство личности, помогающее ей успешно справиться с той или иной деятельностью. От того, насколько развиты такие особенности, зависит успешность и качество выполнения работы. Например, человек, обладающий хорошей памятью, может быстро обрабатывать большие объёмы информации. Люди, обладающие пространственным мышлением, занимаются архитектурой, становятся инженерами.
Считается, что при рождении человек получает определённые задатки. Это природные особенности, отличающие нас от других людей. Если их развивать, то можно достичь больших успехов в какой-либо области. Примерами таких задатков могут быть:
- музыкальный слух;
- отличная память;
- наблюдательность;
- выносливость;
- воображение.
Не менее важным является учёт склонностей человека. Влечение к чему-либо зачастую лежит в основе определения человеком вида деятельности. Если у ребёнка есть задатки в той или иной области, но при этом отсутствует интерес, то развитие способностей не даёт результатов.
Рис. 2. В музыкальной школе.Уровни развития способностей
Способности человека развиты у всех людей в разной степени. Кратко познакомимся с уровнями их развития.
- Одарённость — это наличие у ребёнка нескольких видов способностей в одной области. Они помогают справляться с какой-либо деятельностью более успешно и результативно. Например, дети со склонностью к музыке могут иметь развитый слух, воображение, хорошую память.
- Талант — это наличие такого уровня способностей, который выделяет человека среди других. Это свойство помогает находить нестандартные решения, применять необычные техники. Так, талантливыми могут быть художники, писатели, поэты, модельеры. Для того, чтобы достичь такого уровня мастерства, необходимо постоянно развивать способности, трудиться, узнавать новое.
- Гениальность — это такой уровень развития природных задатков, при котором человек может создавать новое, необычное. Гениями называют только тех людей, которые, например, открывают законы развития, изобретают технологии. При этом их достижения имеют значение для развития всего человеческого общества.
Что мы узнали?
Знакомство со способностями человека происходит на уроках обществознания в 6 классе. Под способностями понимается такие свойства личности, которые помогают выполнять работу быстрее и качественнее. Уровнями их развития являются одарённость, талант, гениальность.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 127.
А какая ваша оценка?
Конспект урока обществознания в 6 классе на тему: «Способности человека»
Главная → Публикации → Обществознание → Конспект занятия → Конспект урока обществознания в 6 классе на тему: «Способности человека»
На уроке обучающиеся познакомятся с ролью, видами и значением способностей в жизни человека; увидят влияние способностей на жизнь личности; обсудят проблему духовного мира человека; выявят характерные черты мыслительного и чувственного процесса.
Содержимое публикации
Класс, дата: 6
Тема: «Способности человека».
Цели и задачи урока: познакомить обучаемых с ролью, видами и значением способностей в жизни человека; показать влияние способностей на жизнь личности; обсудить проблему духовного мира человека; выявить характерные черты мыслительного и чувственного процесса.
Планируемые результаты:
предметные: различают виды способностей; классифицируют в соответствии с собственными оценками; применять полученные знания и умения.
метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;
личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Актуализация. Проверка д/з
— Что такое Потребность?
— Перечислите группы потребностей человека. Приведите примеры
3. Мотивация
Учитель:Ребята! послушайте стихотворение и отгадайте о чем мы будем говорить на уроке. Способности — это возможность
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка.
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Учитель: Да, сегодня на уроке мы будем говорить о способностях.
Мы уже знаем о потребностях человека. Но чтобы реализовать свои потребности, необходимо наличие определенных способностей, которые бы человеку в этом помогли.
Одному легко дается математика, другому – иностранные языки, третий пишет стихи, четвертый добивается успехов в спорте – а какие у вас способности?
Мы постараемся определить это на уроке и ответить на вопрос: Проблемный вопрос: Какие факторы влияют на развитие способностей?
4. Изучение нового материала
Способность – это свойство личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Способности человека это одно из проявлений его духовного мира. Понятие «способности» тесно связано с другими понятиями, такими как «талант», «характер», «сила воли» и даже «гениальность». Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчёта. Задатки – это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние.
Учитель: А как вы думаете что необходимо для развития способностей, какие факторы влияют на их развитие? (Обсуждение версий)
Обобщение учителя:
1) Качества личности (терпение, целеустремленность, трудолюбие)
2) Условия жизни(материальная база семьи)
3) Здоровье
4) Создание условий (Обучение и воспитание)
5) Активная деятельность
Учитель: Напишите на полях ваши способности, что у вас получается лучше всего(рисовать, петь, заниматься спортом, решать логические задания, сочинять стихи ). Давайте их проговорим. (Ответы учеников)
Учитель: Одинаковы ли ваши способности????
Учитель: Этот небольшой опыт убедил нас всех в том, что способности у каждого человека разные. И обществоведы пришли к выводу, что их можно разделить по группам, т.е. классифицировать.
Способности
Общие Специальные
Сейчас вы поработаете в парах с текстом на карточках и определите о каких способностях в них идет речь.( Приложение 1)
Все эти способности относятся к специальным
Общие способности обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности. Общие способности дают возможность успешно учиться, поскольку опираются на развитые качества интеллекта — памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия. Специальные — проявляются в определенной сфере деятельности человека — музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т.д.
Учитель: При развитии способности могут достигнуть уровня одаренности.
Чем одаренный ребенок отличается от способного? Где одаренные дети нашей школы принимают участие
Дети: в олимпиадах, конкурсах.
Учитель: Есть ли среди ваших родственников, знакомых одаренные люди? Расскажите о них. Ответы детей
Учитель: Следующий уровень развития способностей это талант.
Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Учитель: А какие вы знаете передачи на российском телевидении в которых участвуют одаренные дети, показывают свои таланты. (ответы детей)
Учитель: Ну а теперь мы подошли к наивысшему уровню способностей — гениальности.
Гениальность – (от лат. genius – «дух») – высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности.
5. Закрепление и обобщение новых знаний
6. Итоги урока
7. Д/з
— выучить конспект
⁕ подготовить сообщение о гениальном человеке
Приложение к уроку
ШОПЕН впервые дебютировал перед публикой в восьмилетнем возрасте.
ВЕБЕР был назначен дирижером оперного оркестра Бреслау в семнадцать лет.
РИХАРД ШТРАУС начал сочинять музыку с шести лет, как и ГАЙДН свои композиции.
ИЕГУДИ МЕНУХИН с легкостью играл на скрипке в три года, а в восемнадцать уже считался непревзойденным виртуозом.
ЛЭНДОН РОНАЛЬД начал играть на пианино раньше, чем научился говорить.
МИКЕЛЬАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ с ранних лет обнаруживал страсть к рисованию и его поместили учеником к художнику Гирландайо.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, который был одинаково велик как живописец, музыкант, математик, архитектор и инженер, рано выказал признаки своего замечательного художественного таланта.
Знаменитый «художник моря» лучший русский маринист АЙВАЗОВСКИЙ, будучи мальчиком, обратил на себя внимание рисунками, которые он чертил на заборах. Один из таких рисунков увидел полицмейстер города Феодосии и, благодаря его стараниям, АЙВАЗОВСКИЙ попал в Санкт-Петербург в пансионеры Академии Художеств.
Из русских писателей и поэтов ПУШКИН написал на французском языке комедию и шуточную поэму. В пятнадцать лет ПУШКИН впервые выступил в печати с стихотворением «Другу-стихотворцу». Год спустя, ПУШКИН на публичном экзамене прочел свое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе», приведя в восторг Державина.
Большая же часть юных математиков, когда минул их звездный час, угасла в неизвестности. Великий французский физик и математик АМПЕР, чьим именем названа единица силы тока, был заметным исключением. Он не только достиг всеобщего признания и славы, но и продемонстрировал удивительные таланты в других областях человеческих знаний.
КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС, родившийся в 1777 году в бедной немецкой семье. В двадцатипятилетнем возрасте он опубликовал свои «Исследования в арифметике», в которых рассматривал основы теории чисел, и вскоре утвердил за собой славу первого математика девятнадцатого века.
ДЖОРДЖ БИДДЕР, родившийся в 1805 году. Известный как «считающий мальчик», Биддер проявлял свои неслыханные математические способности уже в четыре года.
ЕЛЕНА ИСИНБАЕВА прыгунья с шестом уже сумела стать двукратной олимпийской чемпионкой.
АНДРЕЙ АРШАВИН – футболист. Он несколько лет играл в составе известного футбольного клуба Арсенал (Англия) и занимал там лидирующие роли. Даже несколько раз забивал решающие и очень важные голы.
АЛЕКСАНДР ОВЕЧКИН – один из самых известных хоккеистов всего мира.
Самый известный футболист мира, знаменитый ПЕЛЕ, является единственным трехкратным чемпионом мира по футболу
Вам также может понравиться:
Олимпиады 67 работ
Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «СКОРО В ШКОЛУ! ОКРУЖАЮЩИЙ МИР »
10 Марта – 25 Мая
Конкурсы 26 работ
Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов инклюзивного образования «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО ФГОС: ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РАБОТЫ »
15 Января – 20 Мая
39 работ
Международный конкурс учебных и творческих этюдов и зарисовок с натуры «ПЕРВЫЕ ШТРИХИ »
10 Января – 25 Мая
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
- Предыдущая работа
- Следующая работа
Также вас может заинтересовать
- Презентации по обществознанию для 6 класса «Презентация к занятию «Дети войны: подвиг мужества». » Обществознание
- Оценка знаний по обществознанию для 11 класса «Кроссворд на тему «Алиментные обязательства»» Обществознание
- Факультативы по обществознанию для 6 класса «Мой прадедушка- герой Веливой Отечественной войны.» Обществознание
- Разное по обществознанию для «Влияние интерактивных методов на развитие познавательной активности обучающихся.» Обществознание
- Разное по обществознанию для «основы философии» Обществознание
ТАЛАНТ (Социальные науки)
Социальные науки могут оказать огромное влияние на общество, выявляя талантливых людей и находя методы реализации потенциала, подразумеваемого этим талантом. Талант обычно относится к конкретным возможностям. Это можно противопоставить общей способности, оцениваемой с помощью тестов интеллекта (IQ). Талант зависит как от области, так и от культуры.
Исключительные таланты изучаются уже много лет. В своем фундаментальном исследовании под названием «Наследственный гений» (1869 г.), сэр Фрэнсис Гальтон представил данные, свидетельствующие о том, что талант является врожденным. Он пришел к выводу, что талант передается по наследству, из чего следует, что мало что можно было бы сделать, если бы человек не родился в подходящей семье. Данные Гальтона были получены из архивных источников, которые действительно показали, что чем теснее члены семьи были связаны между собой (например, сыновья и отцы по сравнению с двоюродными братьями), тем больше вероятность того, что они будут иметь одинаковый уровень способностей. Однако данные были необъективными, поскольку были представлены только определенные области. Кроме того, гендерная предвзятость, распространенная во времена Гальтона, означала, что женщинам были открыты только определенные карьеры, и у девочек развивались только определенные навыки. Действительно, в то время образовательные преимущества были почти полностью предоставлены мальчикам и мужчинам. Вывод о наследственности также кажется необоснованным. Это потому, что и природа, и воспитание передаются в семьях. Тот факт, что талант передается по наследству, не означает, что он заложен генетически. Некоторые переживания также более распространены в одних семьях, чем в других. Социально-экономический статус, например, показывает преемственность между поколениями, а это означает, что одни семьи будут иметь преимущества в образовании в каждом поколении, а другие семьи — нет. Короче говоря, может показаться, что талант передается по наследству, поскольку он передается по наследству, но это так же легко можно объяснить с точки зрения опыта (например, образования), общего для определенных семей.
Наиболее реалистично признать, что как природа, так и воспитание влияют на таланты. Некоторые биологические данные, например, характеризуют весь человеческий род. Есть также некоторые признаки того, что человеческая нервная система имеет специализации для различных талантов и что они могут варьироваться от человека к человеку. Недавние данные свидетельствуют о том, что определенные таланты связаны с определенными генами и аллелями, такими как дофаминовый рецептор DRD2. Биологическое влияние на талант определяет потенциал каждого отдельного человека. Потенциалы есть у всех, но ясно, что диапазон потенциалов сильно различается от человека к человеку. Если эти потенциалы признаются, возможно, как своего рода не по годам развитые или одаренные, они могут быть усилены и реализованы посредством формального и неформального образовательного опыта.
Некоторые таланты могут потребовать большего подкрепления (и большего опыта), чем другие. Музыкальный талант, например, проявляется очень рано, отчасти потому, что человеку не нужно овладевать огромным массивом информации. Математический талант проявляется не так рано, но все же проявляется примерно к десяти годам. Другие области могут потребовать от человека овладения большой базой знаний, и по этой причине необходим больший опыт. Таким образом, талант в такой области, как физика, не будет реализован до совершеннолетия.
Хотя талант часто развивается в той мере, в какой его ценят и поощряют, иногда причинно-следственная связь оказывается обратной, и талант оказывает влияние на получаемый опыт. Это происходит, когда родители или учителя осознают потенциал ребенка и реагируют на него, обеспечивая оптимальный опыт. Таким образом, талант не полностью зависит от воспитания; он также может определить, какие переживания наиболее вероятны. Короче говоря, талант и опыт имеют двустороннюю причинно-следственную связь.
Одна из самых влиятельных теорий таланта была представлена Говардом Гарднером (1983). Его взгляд, часто называемый теорией множественного интеллекта, различает восемь областей таланта: вербально-символический, математически-логический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный и натуралистический. Теория Гарднера получила широкое признание отчасти потому, что она основана на данных экспериментальных, психометрических, когнитивных, биографических исследований и исследований развития, а отчасти потому, что она позволяет избежать общепринятых культурных предубеждений. В западной культуре, например, упор делается на словесно-символические и математически-логические способности. На них делается упор в школах гораздо больше, чем на другие области. Но другие культуры (и эпохи) подчеркивают другие таланты.
Даже в рамках одной культуры взглядов на таланты меняются с течением времени. Спортивные навыки, такие как удар или ловля мяча, например, вероятно, не очень ценились в начале американской истории, хотя теперь эти навыки могут привести к стипендиям и прибыльной карьере. Что может быть наиболее важным, так это то, что некоторые таланты в настоящее время не признаются. Это также означает, что есть человеческие потенциалы, которые не реализуются. Некоторые из них могут быть чрезвычайно важны для мира во всем мире и сохранения окружающей среды.
Талант, вероятно, лучше всего выявляется и лелеется, если смотреть за пределы когнитивных способностей. Конечно, когнитивные способности играют роль, но это еще не все. Потенциальный талант даже не будет реализован, если человек не инвестирует время в рассматриваемую область. Джозеф Ренцулли признал когнитивные и экстракогнитивные аспекты исключительности. Здесь играют роль общие способности, творческий потенциал и приверженность делу. Последний из них отражает интерес, мотивацию и настойчивость. Ясно, что преподаватели должны искать каждый из этих вкладов в талант (общие способности, творческие способности и мотивация).
Предметный взгляд на таланты также полезен в образовательной среде. Если педагоги признают множество различных талантов, потенциал каждого ребенка может быть реализован. Вместо того, чтобы считать одаренными только детей с исключительными вербальными или математическими способностями, таланты каждого человека можно усилить.
Почему социальные науки так тяжело объясняют сами себя? | Университеты
Вот и свершилось. После нескольких лет безуспешных попыток сенаторов Тома Коберна и Джеффа Флейка лишить политологию финансирования из бюджета Национального научного фонда США (NSF), мартовское революционное «голосовое голосование» дало им большую часть того, что они хотели.
Принятая поправка была разработана, чтобы «запретить использование средств для выполнения функций Программы политических наук в Отделе социальных и экономических наук … Национального научного фонда, за исключением исследовательских проектов, которые директор Национального научного Фонд удостоверяет, что способствует национальной безопасности или экономическим интересам Соединенных Штатов».
Часть аргумента Коберна состоит в том, что деньги (мизерные 11 миллионов долларов из общего банка NSF в 7 миллиардов долларов) лучше потратить на исследования рака. Этот аргумент перекликается с более широкой атакой на социальные науки, которая ведется благодаря важной речи Эрика Кантора, лидера Палаты представителей, который недавно заявил, что «средства, которые в настоящее время расходуются правительством на социальные науки, в том числе на политику во всем, – лучше было бы потратить на помощь в поиске лекарств от болезней».
Акт интеллектуального вандализма Коберна и широко распространенные комментарии о бесполезности «мусорной науки» потенциально являются началом гораздо более широкой атаки на социальные науки и, следовательно, хорошим поводом для того, чтобы остановиться и задуматься о том, почему у социальных наук такая тяжелая работа по объяснению сам.
Частично причина в том, что социальные науки не являются однородным блоком. Области исследования варьируются от таких, как психология, которые в некоторой степени интегрированы с естественными науками, до тех, которые больше опираются на гуманитарные науки, такие как лингвистика. Это разнообразие становится частью проблемы, потому что оно ведет и к разнообразию обоснований, особенно там, где социальные науки связаны с естественными науками.
Некоторые утверждают, что исследования в области социальных наук создают именно такие надежные теории и доказательства, которые мы видим в естественных науках, в то время как другие утверждают, что естественные науки расколоты теми же неопределенностями, что и социальные науки.
Эти аргументы (часто рассматриваемые как простая зависть к физике) явно не произвели впечатления ни на законодателей США, ни на общественное мнение. Почему? Потому что, хотя верно то, что некоторые области перекрытия могут смазать картину, глупо утверждать, что различий нет. Неуверенность физиков в погоне за бозоном Хиггса или исследователей рака молочной железы в поисках новых генетических методов лечения значительно отличается от неуверенности социологов, пытающихся объяснить гораздо более неуправляемые явления.
Если мы с этим не согласны, то имеем право критиковать политологов, не сумевших предсказать конец холодной войны, или сочувствовать растерянной королеве Елизавете, обратившейся к собравшимся ученым в ЛШЭ во время экономический кризис, чтобы спросить: «Почему нас никто не предупредил?» Соответственно, один скептически настроенный шутник карикатурно изображает социальную науку как «медленную журналистику».
Если мы не начнем понимать, чем социальные науки в целом отличаются от естественных наук, то будет легко низвести первую до заслуженно бедного родственника последней. Лучшим ответом было бы сосредоточиться на характере проблемных областей, которыми занимается каждая из многих дисциплин, и указать, что социальные науки сложнее просто потому, что данные более неуправляемы. Как однажды сказал Альберт Эйнштейн, «понимание физики — детская игра по сравнению с пониманием детской игры».
Пытаться понять детскую игру (или благополучие, или разрешение конфликтов, или социальную мобильность, или причины преступности, политические убеждения, расизм или, конечно же, окончание холодной войны) означает бороться с «злобными проблемами». Эти проблемы, критически важные для анализа, являются человеческими проблемами, которые не часто имеют правильные или неправильные ответы и не склонны предлагать простые научные законы. Но у них могут быть лучшие или худшие ответы, и их изучение может кумулятивно углубить наше понимание с течением времени, даже если воздействие часто бывает относительно медленным, рассеянным и труднодостижимым. Попутно социологи часто вводят концепции, формулирующие и формирующие публичные дебаты и поощряющие критическое, тонкое мышление.
Социально-научное исследование человеческого, а не естественного мира нелегко поддается обобщаемым законам, железным предсказаниям и не может всегда сохранять различие между фактом и ценностью. Защитники социальных наук должны сказать это и доказать, что тщательное, теоретически и методологически строгое исследование этих предметов имеет фундаментальное значение для здорового общества, даже если найти неопровержимые доказательства чрезвычайно сложно.
И именно по этой причине нужно больше и лучше финансировать социальные науки, а не меньше. В конце концов, поскольку политики каждый день создают политику, связанную с социальными науками, часто в заголовки бульварных газет, разве мы не хотим, чтобы ученые занимались одними и теми же темами, чтобы они, как мы надеемся, в конечном итоге разработали эту политику немного более эффективно?
Влияние социальных наук может быть более разбросанным и долгосрочным, чем влияние большинства естественных наук, но было бы абсурдно делать вместе с Сенатом США заключение, что это пустая трата денег налогоплательщиков.